Инновационная образовательная программа

7M05105 Биотехнология и биологическая безопасность в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

  • Цель образовательной программы Подготовки кадров по биотехнологии, обладающих современными теоретическими и практическими знаниями, методами и инструментами связанных с биологическими технологиями и биоинженерии, умеющих применять полученные знания, оценивать и анализировать современное состояние развития биотехнологии с позиции биологической безопасности, биоэтики, биологической защиты, принимать эффективные решения задач научного, организационного и производственного характера.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M082 Биотехнология
  • Направление подготовки 7M051 Биологические и смежные науки

Дисциплины

  • Современные проблемы и методы биотехнологии

    Цель курса– дать знания о новейших достижениях, направлениях и проблемах биотехнологической науки XXI века. Дисциплина «Современные проблемы и методы биотехнологии» предусматривает рассмотрение теоретических основ новейших разделов биотехнологии и приобретение знаний по методологии и ключевым направлениям протеомике, генетической инженерии, генной диагностики и генной терапии, новейших материалах, способах их синтеза и областях применения; методологии и направлениях биоинженерии, ориентированных на повышение экономической эффективности биотехнологий, а также современных методах физико-химического анализа клеточных макромолекул и целевых продуктов биотехнологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель: формирование основ профессионально-педагогической культуры магистрантов, освоение теоретических основ современной педагогической науки. Содержание: педагогика высшей школы: предмет, задачи, функции и место в системе педагогических наук. Сущность явлений и процессов высшего образования, его основных тенденции развития. Структура педагогического процесса высшей школы. Технологии, методы и формы организации обучения и воспитания студентов. Педагогический менеджмент в системе высшего образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Физиология устойчивости растений

    Дисциплина изучает методы оценки физиологического стресса и адаптаций растений. Методы прогнозирования опасных последствий климатических катаклизмов для растениеводства

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Дисциплина позволяет усваивать основные теории и концепции методики преподавания психологии управления в современной отечественной и зарубежной науке, методические и технологические особенности управления в преподавании психологических дисциплин как теоретической, так и практической направленности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Геномика и метаболомика микроорганизмов

    В курсе рассматривают принципы использования постгеномных технологий, включающих целый комплекс современных подходов, таких как геномика, транскриптомика, протеомика и метаболомика, получение навыков работы с программами, позволяющими собирать отдельные риды в полногеномные последовательности, проводить аннотацию геномов, предсказывать функции неохарактеризованных генов, интерпретировать и интегрировать метаболомные данные.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Принципы и практика безопасного обращения с биологическими объектами

    Принципы обеспечения биологической безопасности. Уровни биологической безопасности. Обеспечение биологической безопасности в лаборатории для работы с зараженными животными. Этические принципы при обращении с лабораторными животными в эксперименте с патогенными биологическими агентами I-II групп. Биозащита растений и биобезопасность. Понятия биозащиты. ВОЗ, ответственный за управление лабораторными биорисками. Агротерроризм и биобезопасность

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биобезопасность и источники биологических угроз

    Обращение с патогенными биологическими агентами, в целях обеспечения биологической безопасности. Заблаговременность распознавания биологических угроз. Подконтрольность обращения с патогенными биологическими агентами. Основные биологические угрозы. Критерии и классификации в области биологической безопасности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Медико-биологические основы безопасности и токсикология

    Целью дисциплины является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, последствиях воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципах их санитарно-гигиенического нормирования. В курсе изучают физиологические аспекты адаптации человека к факторам внешней среды. Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека. Негативное воздействие вредных веществ. Последствия антропогенного загрязнения для здоровья человека. Этические аспекты применения искусственного интеллекта в медицине.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Молекулярные методы исследования генома и биоинформатика

    Химия и физика нуклеиновых кислот и белков, Основные положения и методология биоинформатики. Языки программирования и основные алгоритмы, используемые для анализа биоинформационных данных. Понятийный аппарат геномики и биоинформатики; биоинформационные ресурсы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Целью дисциплины является приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного обучения, позволяющих использовать иностранный язык (уровень сверхбазовой стандартности (С1) как средство общения для успешной профессиональной и научной деятельности будущего магистра, способного конкурировать на рынке труда. Курс обучения предполагает изучение английского языка в профессиональном и академическом контексте в соответствии с образовательной программой. Основное внимание уделяется изучению и активному использованию специфической терминологии, связанной с профессиональной и научной сферой, критическому чтению, анализу текстов, восприятию информации, полученной через прослушивание, развитию академических навыков письма, необходимых для написания научных работ, а также развитию навыков устной речи для коммуникации в академической среде.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Микробиология и инфекционная безопасность

    Краткая характеристика основных групп микроорганизмов: бактерии, вирусы, грибы, простейшие и их медицинское значение. Метаболизм как основа физиологии микроорганизмов. Рост и размножение основных групп микроорганизмов. Сущность инфекционного процесса, роль микроорганизмов. Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Значение окружающей среды и социальных факторов. Принципы борьбы с инфекционными заболеваниями. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Асептика. Антисептика.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Социальные аспекты биотехнологии и биоэтика

    Рискоемкость современного мира и стратегия «устойчивого развития». Биоэкономика и биополитика сущность, проблемы, перспективы. Место и статус биотехнологий в формировании и развитии технонауки и шестого технологического уклада. Биотехнологии в оценках научного и экспертного сообществ. Биотехнологии в оценке массового сознания. Перспективы сохранения современной цивилизации на пути «устойчивого развития» как идеи и модели нового типа функционирования современного социального порядка. Определение биоэтики. Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований на человеке и животных.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Национальные и международные системы биобезопасности

    Международно-правовой режим биобезопастности (положения Картехенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии; Орхусская конвенция и Международная конвенция по охране новых сортов растений). Опыт правового регулирования безопасности ГИД на национальном уровне в странах Европейского Союза, США, РФ, Китай, Индия. Национальная система биобезопасности Республики Казахстан.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Технологии геномного редактирования

    Дисциплина предназначена для изучения системной биологии как базы для современной биотехнологии и биоинженерии, а также возможностей редактирования геномов организмов с целью улучшения их признаков и свойств. Дисциплина имеет теоретическую и практико-ориентированную направленность.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Дисциплина направлена на изучение истории науки, философских основ научного знания и методологии научного исследования. Цель дисциплины - формирование у магистрантов целостного понимания развития науки как социального института, а также в освоении методологических основ и проблем современной науки. Дисциплина знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, а также с философскими проблемами конкретных наук в их современном состоянии. Дисциплина способствует критическому анализу современных научных достижений, выработке методологической культуры научно-исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Энвайронментология

    Энвайронментология как наука, ее истоки и назначение. Энвайронментализм. Сосуществование человека и других видов в природе. Проблема недооценки значения современных демографических тенденций в массовом сознании. Экологическое планирование и прогнозирование. Концепция устойчивого развития. Природные, антропогенные, социально-экономические, демографические и культурные факторы взаимодействия человека и окружающей среды. Влияние природной среды жизни и ее антропогенных изменений на здоровье человека. Глобальный экологический кризис: признаки и формы проявления. Биологическое загрязнение окружающей человека среды, борьба с ним.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Дезинфекция и деконтаминация биотехнологических производств

    Основы дезинфекции, асептики и антисептики. Деконтаминация биотехнологического производства. Моющие и дезинфицирующие средства, применяемые на биотехнологических производствах. Значение асептики в биотехнологических процессах. Основные принципы обеспечения асептических условий на производстве. Правила личной гигиены работников предприятий биотехнологической промышленности. Микробиологический контроль санитарного состояния технологического оборудования, тары, воздуха производственных помещений и чистоты рук работающих.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Механизмы взаимодействия прокариот и эукариот

    Взаимодействие бактерий с животными и растительными клетками. Механизмы проникновения и взаимодействия вирусов с клетками растений и животных. Эпифитологические взаимодействия. Взаимоотношения вирусов и бактерий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Методологические основы научных исследований

    Разработка стратегии научных исследований, оценка и анализ полученных результатов. Основные понятия и принципы планирования эксперимента; критерии оптимальности, разновидности и правила построения планов эксперимента; методы расчета параметров математической модели объекта исследований, оценки их значимости, а также адекватности полученной модели.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биотерроризм и биобезопасность

    Биологическое оружие и биотерроризм. Разновидности биологического оружия и факторы патогенности. Вероятность биотеррористической угрозы в мире и в Казахстане. Методы контроля и предотвращения биотерростической опасности. Взаимосвязь ГМО, биологического оружия и биотерроризма. Геномное оружие. Три поколения биологического оружия. Новый взгляд на функции РНК. Причины появления новых инфекций. Генно-модифицированные продукты и биотерроризм.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Токсикологическая безопасность биотехнологических производств

    Обеспечение качества продовольственного сырья и пищевых продуктов. Система анализа опасностей по критическим контрольным точкам. Нормативно-законодательная основа безопасности пищевой продукции в РК. Пищевая безопасность и основные критерии еѐ оценки. Опасности микробиологического и вирусного происхождения. Чужеродные вещества из внешней среды. Классификация чужеродных загрязнителей – ксенобиотиков. Металлические загрязнения. Основные представления о радиоактивности и ионизирующих излучениях. Основные источники нитратов и нитритов в пищевой продукции. Биологическое действие нитратов и нитритов на организм человека. Технологические способы снижения содержания нитратов и нитритов в пищевом сырье. Идентификация и фальсификация пищевой продукции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Нанотехнологии в агроинженерии, медицине и ветеринарии

    Теоретические основы нанотехнологий. Характеристика наноматериалов. Виды наноматериалов. Природные наномамериалы. Технологии формирования наноструктур. Методы исследования наноструктур. Свойства наноматериалов. Индустриализация нанотехнологий. Нанотехнологические препараты в агроинженерии и растениеводстве. Наноматериалы в медицине и ветеринарии. Перспективы развития нанотехнологий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • ДНК-технологии и биобезопасность

    Основные факторы биологической опасности биотехнологических производств; система безопасности в области генно-инженерной деятельности. Идеальная система оценки риска генноинженерной деятельности на практике. Оценка риска генно-инженерной деятельности. Информация, необходимая для оценки риска генноинженерной деятельности. Проблемы биобезопасности при работе с промышленными штаммами; экологические аспекты биотехнологических производств.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, в т.ч. междисциплинарного характера, исследуемые в науке на современном этапе ее развития и использовать результаты в профессиональной деятельности
  • Владеть современными педагогическими технологиями и обладать коммуникативными способностями
  • Знать факторы биологической угрозы; общие теории безопасности; превентивные меры противодействия биологическому оружию; использовать знания о видах и свойствах микроорганизмов и потенциальные риски биотехнологического производства, проводить исследования безопасности ГМО, владеть навыками трансляции информации в области биобезопасности, опытом обеспечения биобезопасности
  • Исследовать потенциальные биологические угрозы, организовывать обеспечение биологической безопасности; проводить мониторинг и анализ биологических рисков, применять национальные и международные требования и стандарты в области обеспечения биологической безопасности, применяет методы и инструментальные средства систем искусственного интеллекта, направления развития систем искусственного интеллекта, технологии интеллектуального анализа данных, состояние научных достижений в области обработки полученных данных и их биоинформационного применение систем искусственного интеллекта для различного анализа в биотехнологиях
  • Ставить и решать задачи инженерного анализа для создания инновационных биотехнологических процессов и продуктов. Профессионально эксплуатировать современные биотехнологические производства, обеспечивая их высокую эффективность и безопасность.
  • Знать основы асептики биотехнологических производств, способен к реализации и управлению биотехнологическими процессами, использованию нормативно правовых актов в сфере биологической безопасности и биологической защите, организовывать и проводить учебные занятия (кроме лекций) с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций; устанавливать обратную связь с обучающимися бакалавриата с использованием цифровых технологий, организовывать проведение химических анализов, обеспечивать лабораторный контроль соответствия качества очищенных сточных вод действующим стандартам и техническим условиям, проведение производственного контроля, вести контроль за сбросом сточных вод в водоемы.
  • Способен осуществлять разработку предложений по совершенствованию биотехнологий получения целевых биопрепаратов, биопродуктов и биоматериалов, кормовых, пищевых и лекарственных средств, владеет методами разработки и технологического сопровождения биотехнологических процессов получения биопрепаратов, биопродуктов и биоматериалов; производства и контроля биобезопасности кормовых, пищевых и лекарственных средств, биоматериалов, принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов; повышать научную результативность и публикационную активность.
  • Ориентироваться в значимости современных проблем и перспективах развития биотехнологии, использовать современные методы исследования работы с биологическими объектами способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, применять на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и охраны биоресурсов, проводить учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность; повышать профессиональную квалификацию; обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при проведении семинарских/практических занятий бакалавриата; применять современные и инновационные (в том числе цифровые) технологии обучения, применять аналитические, расчетные, экспериментальные программы и методики для целей оценки соответствия пищевой продукции, компонентов, сырья, процессов производства; использовать методы и инструменты оценки объектов интеллектуальной собственности, уметь проводить патентные исследования, анализировать информацию и формировать отчеты, определять параметры создаваемой инновационной продукции/услуг, пользоваться технической и нормативной документацией.
Top