Действующая образовательная программа

7M07205 Маркшейдерское дело в КарТУ

Дисциплины

  • Геометризация месторождения и квалиметрия недр, курсовой проект

    Дисциплина ставит целью изучение научно-технической информации в области эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых. Курс представлен разделами: Управление движением запасов полезных ископаемых при их разработке. Запасы полезных ископаемых и их параметры и классификация. Маркшейдерский контроль оперативного учета добычи полезных ископаемых. Курс ориентирован на формирование навыков решения задач горнодобывающего производства и квалиметрии недр.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Автоматизация и метрологическое обеспечение маркшейдерских работ

    Дисциплина ставит целью изучение принципов автоматизации маркшейдерских работ и информационной базы автоматизированной системы маркшейдерской графики с учетом применения искусственного интеллекта. Курс включает разработку автоматизированной системы инструментальных маркшейдерских наблюдений, использование GPS-систем и лазерное сканирование горного массива. Включение методов искусственного интеллекта позволяет автоматизировать обработку маркшейдерских данных и улучшить точность измерений. Курс ориентирован на развитие навыков проведения метрологической аттестации геодезического оборудования и применения интеллектуальных систем для оптимизации работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Квалиметрия запасов, курсовой проект

    Дисциплина ставит целью овладение навыками анализа горно-геологических условий при эксплуатационной разведке и добыче твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов. Курс представлен разделами: учет движения запасов, потерь и разубоживания при разработке месторождений. Курс ориентирован на формирование навыков автоматизированной обработки геолого-маркшейдерской информации, геометризации и прогнозирования размещения показателей месторождения в пространстве.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Геоинформационные системы в горном деле

    Дисциплина ставит целью изучение компьютерных программ как средство управления и обработки информационных массивов. Курс представлен разделами: понятие о геоинформатике, ее связи с другими наука-ми, модели пространственных данных, источники данных. Курс ориентирован на формирование навыков эффективного использования знаний и умений в области горного производства и информатики при решении горно-технологических и маркшейдерских задач.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Анализировать философские аспекты искусственного интеллекта как направление философии науки. Осознавать возможности использование основных принципов теории искусственного интеллекта в различных областях, таких как медицина, финансы, транспорт, производство, образование и т.д. Анализировать риски искусственного интеллекта, такие как этические вопросы, безопасность данных и ограниченность возможностей машин. Осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Педагогика высшей школы

    Осознавать перспективы и риски внедрения ИИ в высшее образование (сценария внедрения ИИ в высшее образование: инерционный, анархический, интервенционистский). Оптимизировать работу преподавателя вуза опираясь на процессуальные характеристики ИИ и обучающие возможности нейросетей. Использовать функции разработки виртуальных сред обучения, нейросетей, применяя соответствующие чаты и платформы: создание виртуальных ассистентов, интерактивных учебных материалов; генерирование заданий и упражнений, разработка виртуальных сред обучения, анализ ответов студентов и обеспечение обратной связи (ChatGPT); составление учебного плана курса; написание вопросов для тестов, (Ask Chad GPT, Learning Studio AI); создание и редактирование презентаций (Gamma App); генерация изображений, которые можно использовать для оформления презентаций или иного мультимедийного образовательного контента (Fusion Brain) и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Предметное содержание дисциплины представлено в виде когнитивно-лингвокультурологических комплексов, состоящих из коммуникативных сфер, речевых тем и типовых ситуаций профессионально-научного общения. Изучение курса ориентировано на формирование межкультурно-коммуникативной компетенции в процессе иноязычного профессионально-отраслевого образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Основы цифровых технологий в маркшейдерском деле

    Дисциплина ставит целью обучить магистрантов пользоваться основными геоинформационными системами (ГИС), применяемыми в маркшейдерском деле. Курс представлен разделами: виды геоинформационных пакетов, алгоритм реализации инженерных задач в ГИС, визуализация горно – геологической информации в ГИС. Курс ориентирован на формирование навыков в области горного производства и информатики при решении горно-технологических и маркшейдерских задач с использованием автоматизированных геоинформационных систем.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Пакет прикладных программ для решения маркшейдерско-геодезических задач

    Целью изучения данной дисциплины является овладение магистрантами теоретическими знаниями и практическими навыками в области прикладных программ при решении маркшейдерско-геодезических задач. Курс представлен разделами: Программный пакет AutoCAD Map. Программные продукты MapInfo. Курс ориентирован на формирование навыков магистрантов в практическом использования методов пространственного анализа статистических данных в области исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания технических дисциплин

    Понимать сущность и значимость искусственного интеллекта в системе дидактики высшей школы и ее части методики преподавания технических дисциплин. Обеспечивать повышение эффективности работы преподавателя высшей школы и обучающихся с использованием возможностей искусственного интеллекта в образовательном процессе. Применять функции разработки виртуальных сред обучения, нейросетей, на основе соответствующих чатов и платформ: разработка интерактивных учебных материалов; составление плана проведения учебного занятия; разработка тестовых заданий по конкретной теме учебного занятия (Ask Chad GPT, Learning Studio AI); разработка и редактирование презентаций (Gamma App); генерация изображений для использования в презентациях учебного занятия (Fusion Brain) и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Математическая обработка маркшейдерских измерений

    Дисциплина «Математическая обработка маркшейдерских измерений» ставит целью обучение теоретическим основам и практическим навыкам по математической обработке результатов геодезических измерений. В курсе рассматриваются принципы теории математической обработки результатов геодезических измерений, методы оценки точности геодезических измерений. Курс ориентирован на формирование овладения методами математической обработки результатов измерений; уравнительных вычислений с применением соответствующего программного обеспечения на вычислительной технике.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Мотивировать обучающихся использовать искусственный интеллект в повседневной и профессиональной деятельности, помочь преодолеть существующие страхи и развеять мифы, связанные с применением ИИ. Осуществлять персонализацию обучения; прогнозировать результаты обучения; автоматизировать рутинные задачи преподавателя; администрировать процесс обучения; планировать ресурсы; использовать возможности ИИ в разработке, анализе и обработке результатов опросов, анкетировании и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Геомеханика

    Дисциплина «Геомеханика» ставит целью исследование физических процессов в горных породах; прогноз и разработка мероприятий по обеспечению устойчивости горных выработок и деформаций земной поверхности в ходе отработки месторождений. Курс представлен разделами: Механические свойства образцов горных пород. Напряжения и деформации в горных породах. Деформация. Виды деформации. Упругие свойства горных пород. Тепловые свойства образцов горных пород. Курс ориентирован на формирование навыков для выполнения расчетов при решение конкретных задач горного производства.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Русский язык (профессиональный)

    В рамках дисциплины «Русский язык (профессиональный)» с применением искусственного интеллекта магистранты формируют следующие компетенции: - способность использовать технологии ИИ для автоматической обработки и анализа текстов на русском языке, включая синтаксический и семантический анализ; - умение применять ИИ для автоматической генерации, редактирования и коррекции текстов, улучшая их орфографию, грамматику и стиль; - навыки работы с системами машинного перевода и адаптации текстов с учетом особенностей русского языка; - применение ИИ для анализа речевых данных и разработки систем распознавания речи и голосовых интерфейсов на русском языке; - способность адаптировать языковые модели ИИ для профессиональных задач в области научных, технических и деловых текстов; - оценка и критический анализ результатов работы ИИ в лингвистической практике, выявление возможных ошибок и ограничений; - этическое использование ИИ в лингвистике, с учетом вопросов конфиденциальности, защиты данных и влияния на языковое разнообразие.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахский (русский) язык (профессиональный)

    Дисциплина «Казахский (русский) язык (профессиональный)» входит в вузовский компонент цикла профилирующих дисциплин. Изучение курса направлено на формирование способности к общению в конкретных профессиональных и деловых сферах, ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, а также формирования навыков проведения переговоров, осуществления делопроизводства, разработки управленческих решений на казахском языке. Содержание дисциплины представлено в виде когнитивно-лингвокультурологических комплексов, состоящих из типичных ситуаций профессионального общения, способствующих расширению коммуникационных возможностей в осуществлении профессиональной деятельности. Дисциплина «Казахский язык (профессиональный)» изучается магистрантами с русским языком обучения с целью развития профессиональных компетенций, необходимых для обучения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Маркшейдерский мониторинг состояния горного массива

    Дисциплина «Маркшейдерский мониторинг состояния горного массива» ставит целью формирование определения надежного обеспечения устойчивости уступов и бортов карьеров при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. Курс представлен разделами: Научные основы геолого-маркшейдерского обеспечения мониторинга состояния устойчивости карьерных откосов. Создание системы геомеханического мониторинга прибортовых массивов на карьерах. Курс ориентирован приобрести практические навыки исследования инженерно-геологических характеристик состава и свойств горных пород.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Моделирование состояния горного массива на ПГР

    Дисциплина «Моделирование состояния горного массива на ПГР» направлена на формирование у студентов навыков определения технико-экономической оценки месторождений твердых полезных ископаемых и анализа эффективности объектов горного производства. В рамках курса изучается моделирование напряженно-деформированного состояния горного массива, включая анализ процессов формирования напряжений и деформаций, а также прогнозирование устойчивости массива. Особое внимание уделяется моделированию технологических процессов, разработке моделей для оптимизации производственных операций и расчету параметров производительности технических средств. Также в содержание дисциплины включено применение методов искусственного интеллекта для анализа данных, прогнозирования состояния горного массива, оценки рисков и оптимизации производственных процессов с использованием алгоритмов машинного обучения и нейронных сетей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Управление состоянием горного массива

    Дисциплина «Управления состоянием массива» ставит целью определение наибо-лее эффективные способы управления состоянием массива горных пород соответ-ственно конкретным горно-геологическим условиям и технологическим процессам. Курс представлен разделами: Управление горным давлением при разработке поло-гих и наклонных залежей камерно-столбовой системой. Управление горным давле-нием при повторной разработке пологих залежей. Мониторинг массива горных по-род Курс ориентирован на формирование навыков определения напряжений в горных выработках; определять проявления горного давления при проходке выработок.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Управление научно-инновационной деятельностью

    Основная направленность дисциплины - формирование у магистрантов навыков по управлению научно-инновационной деятельностью, включая ее планирование, реализацию и мониторинг по направлению подготовки. Курс представлен разделами: планирование научно-инновационной деятельности, технико-экономическое обоснование и коммерциализация проектов, мониторинг этапов научно-инновационной деятельности, формирование проектного решения научно-инновационной задачи, подготовка и публикация результатов научно-инновационной деятельности, представление результатов научно-инновационной деятельности к публичной защите. Изучение дисциплины направлено на умение планировать научно-инновационную деятельность, изучить коммерциализацию проектов, провести мониторинг этапов научно-инновационной деятельности, формировать проектное решение научно-инновационной задачи, подготовить и опубликовать результаты научно-инновационной деятельности, представлять результаты научно-инновационной деятельности к публичной защите.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • Решать психологические проблемы управленческой деятельности
  • Производить маркшейдерско-геодезические измерения для получения планово-высотного обоснования с использованием технологий искусственного интеллекта.
  • Контролировать рациональное и комплексное освоения недропользования для оперативного получения информации
  • Разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций, а также на основе психолого-педагогических принципов
  • Осуществлять проектно-изыскательскую деятельности в области маркшейдерского дела
  • Производить обработку и оценку производства маркшейдерских измерений
  • Владеть когнитивными лингвокультурологическими комплексами для решения профессиональных задач
  • Осуществлять маркшейдерский контроль при планировании выемки полезного ископаемого, используя технологии искусственного интеллекта для повышения точности планирования и прогнозирования работы карьера
  • Осуществлять научно-исследовательскую работу в рамках профессиональной деятельности
  • Исследовать свойства грунтов, условий их залегания на месте ведения горных работ
Top