6B02210 Философия в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных бакалавров гуманитарных наук, способных анализировать современное состояние развития философской мысли и практики преподавания, формулировать и принимать эффективные решения задач мировоззренческого и методологического характера.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B032 Философия и этика
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Мухтароведение
Цель: формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова. Семипалатинский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек», пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа-эпопеи «Абай жолы».
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экосистема и право
Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержимое: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивности экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических вопросов и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанского права, обязанностей и гарантий субъектов, государственного регулирования общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия - стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы искусственного интеллекта
Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание: Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитиепрактических навыков и умений:применять инструменты ИИ; работать сбольшими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ.Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: Формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции. Применение ИИ в противодействии коррупции
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Абаеведение
Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева Содержание: исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауэзова «Путь Абая» . К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История философии I
Цель: формирование знаний и представлений об истории философии, глубокое постижение философской мысли древнего мира начиная с древнейших времен до современности. Содержание : Философия Древнего Востока и античная философия. История, культура, мифология и религия древнего Китая, древней Индии, древней Греции, древнего Рима, Основные идеи и философские школы философских школ Древнего мира. Истоки философской культуры и фундамент демократической традиции человечества. Постижение философской мысли Древнего мира как основная задача и цель.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История философии востока
Цель: изучение основных этапов развития философии Востока, выявление специфических характеристик и основных течений философских школ восточной цивилизации. Содержание: Особенности динамики восточной философской мысли, специфика решений ее идей в современной культуре. Периодизации и характерные черты древнеиндийской, древнекитайскойфилософии. Древнеиндийские философские школы (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята, санкхья, вайшешика). Книга Перемен (Ицзин) Философские школы Древнего Китая. Средневековая арабоязычная философия. Мусульманский Ренессанс. Зарождение, история и общая характеристика суфизма. Современная восточная философия.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Философия искусства
Цель: формирование мировоззрения об особенностях философии искусства в системе гуманитарных знаний об обществе и человеке. Содержание: Философия искусства, ее предмет и значение. Этапы философского осмысления искусства в истории культуры. Проблема роли классических, неклассических и пост неклассических форм искусства. Проблема определения искусства. Искусство в области философских парадигм. Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация. Проблемы философского осмысления современного искусства.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История античной эстетики
Цель: углубленное изучение истории развития античной эстетики в контексте культурных процессов. Содержание: Античная эстетика -как опора эстетической мысли. Греческая эстетика времен античности. Этапы развития: архаический, классический, эллинистический. Мифологическое сознание. Произведения Гомера, Гесиода. Эстетика чисел. Категории эстетики в произведениях Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля. Калокагатия. Теория мимезиса. Музыкальное, гимнастическое искусство. Искусство дискуссии. Греческая мифология. Архитектура Парфенон. Трагедия Антигона Софокла. Воззрения Цицерона, Эпикура, Сенеки. «Ars longa vita breis» - девиз современной античной художественной культуры.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История философии II
Цель: формирование знаний о философских взглядах, теориях, концепциях и школах, существовавших в средневековье и эпоху Возрождения. Содержание: История формирования философских идей в Средневековой западноевропейской философии: апологетика, систематика, догматика. История средневековой философии истоки и смысл основных философских проблем, исторически меняющийся способ постановки интерпретации. Решение мировоззренческих проблем с изменением статуса религии, теологии, философии в обществе и культуре. Сложный и противоречивый процесс изменений, в развитии западного общества и культуры. Новый этап - как качественно меняющий статус философии. Периоды развития мировой философии как: средневековая исламская философия, философия Европейского средневековья и Возрождения
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Онтология и гносеология
Цель: ознакомить с генезисом, становления и развития онтологической проблематики в истории философии, с основными понятиями онтологии и современными тенденциями учений о бытии и теории познания. Содержание: Место онтологии и гносеологии в структуре философского знания. Онтология и гносеология в античную эпоху. Онтология и эпистемология в Средние века. Онтология и эпистемология в Новое время. Современные онтологические и эпистемологические концепции. Проблема бытия. Философское учение о мире. Философские категории в сфере онтологии и эпистемологии.Сознание как предмет философии. Особенности научного познания. Субъект и объект познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Чувственная и существенная ступени познания и их формы. Познание и творчество. Применение технологии искусственного интеллекта для объяснении и понимании феномена мультикультурализма в социальной системе;
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория и практика аргументации
Цель: ознакомление с основными методами и принципами анализа и описания аргументации, развитие критического мышления. Содержание: Эмпирическая и теоретическая аргументации. Логическая форма как критерий истинности. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Опровержение и его виды. Диалогическая природа аргументации. Закон тождества и естественный язык. «Предвосхищение оснований» и несовместимость суждений в логике и в аргументации. Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии. Истинность и правдоподобность. Истинность и приемлемость в аргументации.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Цель: углубленное изучение иностранного языка в высшей степени по высшей дисциплине образовательной программы. Содержание: Совершенствуются коммуникативные навыки и результаты во всех видах речевой деятельности на основе учебно-методических комплектов для изучения профессионально-ориентированного иностранного языка в сфере философии. Привитие способностей вести диалог на английском языке в сфере профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Казахская философия
Цель: ознакомление с основными концепциями казахской философии, анализ основных направлений казахской культуры. Содержание: специфические понятия и категориальный аппарат казахской философии. Предфилософия протоказахов. Синкретизм кочевой культуры. Философские аспекты творчества народных сказителей. Философия и фольклор. Поговорицы и поговорки, этническая музыкальная импровизация. Специфика толгау - музыкального фольклора в казахской философии. Суфийская традиция. Антропоцентризм, гуманизм философских идей Ч.Валиханова и И.Алтынсарина, Ш.Кудайбердиева. Философская проблематика в творчестве национальной казахской интеллигенции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Философия ценностей
Цель: овладение основными понятиями и категориями аксиологии. Содержание: Понятия значимости, идеала, ценности, оценки, природа ценностных ориентаций. Классификация ценностей и оценочных суждений. Специфика ценностного познания. Аксиология и культура. Ценности в жизни человека и общества. Причины и источники возникновения ценностей в жизни человека и общества. Критерии классификации ценностей. Классификацию ценностей. Представители философской мысли, разрабатывавших проблему ценностей. Применение знаний о ценностях в жизни человека и общества. Анализ ценностных аспектов. Прогнозирование и развитие ценностей в современном Казахстане. Сущность ценностей и их классификация.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Научно-исследовательская работа студентов
Цель: совершенствование знаний студентов об истории и науке о методологии и методах научного познания. Содержание: История науки. Виды информации: научная, обобщенно-информационная, общественная. Формирование научного и критического мышления. Понимание природы научных исследований. Научный метод: расследование, формулировка предположения, проведение экспериментов, анализ данных, обнаружение на основе доказательства. Скептицизм. Заблуждение о науке. Типы мышления. Экосистема науки. Научная грамотность. Оценка и прогнозирование. Стратегия развития. Научные революции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессиональный казахский (русский) язык
Цель: обеспечение профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста, способного адекватно выслушивать общение с профессиональными преступниками и владеющим нормами языка для особых целей. Содержание: Профессиональный язык и его составляющие. Профессиональная терминология как основной признак научного стиля. Научная лексика и научная конструкция в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сфере. Алгоритм работы по анализу и производству научных текстов по специальности. Производство научно-профессиональных текстов. Основы деловых коммуникаций и документация в рамках будущей профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Русская философия
Цель: системное изложение основных подходов к изучению исторических процессов в русской философии. Содержание: Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Возникновение русской философии (XVIII - первая половина XIX в.). Западники и славянофилы. Формирование и развитие революционно-демократической мысли (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский). Русская религиозная философия и ее основные направления (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История западной философии
Цель: формирование знаний и анализ философских концепции европейских мыслителей. Содержание: Культурные трансформации и социально-культурный кризис в странах Европы. Критическое переосмысление культурного и философского наследия народов Западной Европы. Начало современной истории философских мыслей. К.Маркс о товарном фетишизме и отчуждении. Принципы либеральной идеологии. Консерватизм, борьба коммунистических идеологий. Современные философские школы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы академического письма
Цель: сформировать навыки и умение выражать и обосновывать свои мысли посредством краткого, убедительного научного текста. Содержание: Изучаются основные признаки жанров академического письма: эссе, реферат, написания курсовой и дипломной работы, аннотация, рецензия. Четыре основных компонента введения: тема исследования, подход к теме, формулировка проблемы исследования, организация текста статьи. Анализ научных статей с точки зрения стилистики, исследовательской стратегии автора.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Теория и типология культуры
Цель: выявление наблюдений культурного исторического развития человечества в глобальном масштабе. Содержание: История культуры. Античная западная и восточная культура. Закономерности развития европейской культуры, культуры Китая, Индии, Арабских стран. Теория культуры и школы ее изучения. Методологические аспекты типологизации особенностей культуры. Направления философии культуры и уровней изображения. Изучение философских взглядов на циклы культурного развития О. Шпенглера, Н. Данилевского, А. Тойнби. Прямые линейные, локальные развития культуры. Культурологические исследования в философских группах Г. Гегеля, К. Ясперса, А. Швейцера.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Немецкая классическая философия
Цель: дать знания и представление об особенностях развития немецкой классической философии. Содержание: Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Критическая философия И. Канта, ее предмет и задачи. Наукоучение Фихте. Трансцендентальная философия Шеллинга. Основные принципы построения и содержания философской системы Гегеля. Понятие Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологический характер материализма Фейербаха.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История религии
Цель: исследование студентов, изучение истории формирования европейской религии и методов анализа их особенностей. Содержание: История европейской религии и их роль в общественной культуре. Взгляды и направления к религии. Генезис политеистических, монотеистических религий. Духовное развитие человека. Религиозные чувства. Религиозные идеи. Пантеизм, атеизм, агностицизм, религиозные традиции, религиозные обычаи, прамонотеизм. Индийские религии, авраамские религии, культурология, синкретические религии, эволюционная типология. Мутазилизм, матуридизм, ашаризм, мутакаллы, высокий ум, религиозные обычаи. Интерпретация и анализ действий деструктивных течений в религиозной сфере при помощи технологии искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Тюркская философия
Цель: систематизировать основные концептуальные этапы развития тюркской философии, сформировать навыки анализа закономерностей становления и развития этнокультур. Содержание: Истоки тюркской философии. Способы и формы тюркского типа философствования: возникновение мира, материи, тюркская космогония, тюркская диалектика и бережное отношение к природе. Значение и роль ислама в становлении тюркской мысли. Значение диалога тюркских и славянских философских традиций на евразийском пространстве. Тюркские учения о сущности и предназначении человека. Философские учения Ю.Баласагуни, М.Кашгари, Х.А.Яссави, С.Бакыргани, М.Руми, А.Навои. Вопрос о тюркском источнике духовной жизни казахского народа, тюркском философском наследии как поиск национальной идентичности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Философия Нового времени
Цель:ознакомление с основными тенденциями развития философии Нового времени. Содержание: Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Научная революция XVII в.: Н.Коперник, Й.Кеплер, И.Ньютон. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Создание механико-материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Ф. Бэкон: учение об «идолах». Рационалистическая метафизика. Рене Декарт.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Логика Аристотеля
Цель: сформировать целостное представление об учении логики Аристотеля. Содержание: Физика и метафизика Аристотеля. Универсалии. Категории Аристотеля: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Дедуктивное мышление. Индуктивное мышление. Субъектное и предикатное рассуждение. Инициатива, обсуждение и умозаключение Аристотеля. Метод силлогизма. Теория силлогизмов как часть формальной логики. Всевозможные виды умозаключений. Логические законы Аристотеля: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Формальная логика
Цель: сформировать целостное представление о методах мышления и познания, развития логического мышления. Содержание: Предмет и значение формальной логики. Роль мышления в познании. Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека. Ощущение. Восприятие. Представление. Абстрагирование. Основные особенности абстрактного мышления. Понятие закона мышления. Возникновение логики как науки. Современный этап развития формальной логики. Понятие как форма отражения действительности. Суждение. Умозаключение. Применение ИИ для решения логических задач по формальной логике;
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История арабоязычной философии
Цель: изучение течений арабо-мусульманской философии в исторической перспективе и с учетом цивилизационной и конфессиональной специфики. Содержание: Исторические этапы исламской философии. Особенности религиозного, научного видения исламского мира. Калам. Перипатетизм в арабской философии. Суфизм. Компетенции: После успешного изучения данной дисциплины обучающийся сможет выявлять характер влияния религиозных учений на становление, функционирование общественно-политических институтов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахская философия ХV-ХVIII в.в.
Цель: сформировать системное представление о содержании и развитии казахской философии XV-XVIII веков. Содержание: Философское содержание народного фольклора «Золотая колыбель» Асан кайгы как основы построения независимого казахского ханства. Образа жизни казахских народных сказителей в период экономического и военно-политического развития в конце XVІІ-первой половины XVIII века. Поэтизированная философия Ахтамберды и Умбетей. Соотношение времени и вечности в казахской философской мысли. Этическая философия народного поэта Бухар. Дихотомия добра и зла в творчестве Шал акына.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Философия политического менеджмента
Цель: сформировать системное представление о содержании и развитии политического менеджмента. Содержание: Понятие политики в истории философии и ее концепции. Политика как инструмент управления, национальных интересов, борьбы за власть. Теория легитимности власти М.Вебера. Понятие и виды политических лидеров. Роль политических лидеров в разрешении конфликтов в мире. Экономическая стратегия философии управления. История менеджмента. Виды деловой культуры. Японский, американский, исламский, западноевропейский менеджмент. Религиозная этическая основа менеджмента. Кайдзен как способ управления современными производствами. Философия изменения. Управления человеческими ресурсами.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проблема сознания в философии
Цель: получить полное представление о философских и теоретико-методологических проблемах феномена сознания в контексте историко-философского и научного развития представлений о ментальном. Содержание: Генезис сознания. Сознание и самосознание. Теория Г.Гегеля о видах развития сознания. Стоицизм, скептицизм и несчастное сознание. Язык и сознание. Теория сознания и бессознания З.Фрейда. Комплекс Эдипа. К.Г.Юнг о коллективном и личном безсознании социальных групп, обществ. Ж.Лакан о реальности и идеальности сознания. Сознание и мышление. Силы сознания. Сознание и память. Вопросы искусственного интеллекта. Три основные модели сознания: космоцентрические, теологические и антропоцентрические. Важнейшие проблемы современной философии сознания. Проблема сознания и бессознательного в историческом ключе, в параллелях Восток-Запад. Проблемах современной культуры.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Символическая логика
Цель: понимание представлении о символической логике, анализирование критического мышления. Содержание: Направление формальной логики. Парменид о числах. Логическое исчисление на основе символического языка. Принципы и методы математического логического исчисления. Теории Г.Лейбница, Г.Фреге. Логические знаки отрицания конъюнкции, дезъюнкции, импликации, квантровой всеобщности и существования. Эмпирическая логика Милля. Индукция и абдукция Ч.Пирса. Современная модальная логика. Теория дескрипции Б.Рассела. Теория описании пропозиции. Прагматическое мышление и идеи о сущности языка и истины.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальная философия
Цель: дать студентам о закономерностях социальной философии. Содержание: История социальной философии. Проблема определения общества Общество как процесс. Социальная философия и методологии построения научной картины социальной реальности. Проблема социального бытия. Онтология как социальность. Социальное время и социальное пространство. Общество и история. Природа и культура. Социальное и политическое. Социальное и этическое. Социальная философия и ее перспективы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Философия творчества
Цель: обще философское исследование творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Содержание: Философская концепция творчества. Познание и творчество как социальная деятельность. Творчество и личность. Психика, здоровье и творчество. Творчество и игра. Социальная продуктивность творчества. Творческая онтология. Творческая аксиология. Праксиологические и эстетические аспекты. Сопоставляемость творческих проектов. Аксиологические, моральные, эстетические измерения творчества. Современные творческие проблемы в области идей «глобального творчества».
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Феноменология
Цель: Формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на философское направление феноменология. Содержание: В курсе рассматривается одно из основных направлении западной философии ХХ века -Феноменология. А так же рассматривается предпосылки его возникновения, методы, используемые в этом направлении, и поставленные цели. Феноменология сознании. Методы феноменологической интерпретации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Особенности современной философии истории
Цель: Сформировать представления об особенностях концепций современной философии истории. Содержание: Особенности концепций философия истории постмодернизма, границы между пониманием истории как объективного процесса и как нарратива, их гносеологический релятивизм, отказ от рассмотрения исторического процесса как «истории тотальностей» постиндустриализма. Абсолютизация роли научно-технических знаний и инноваций, рассмотрение социума как единой цивилизации, динамика «нежесткой» формой развития. Необходимость перестройки сознания и достижения гармонии материальных и духовных ценностей в обществе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Философия религии
Цель: формирование взглядов студентов на философию религии, повышение знаний о религии и философии. Содержание: теория философии религии. Религиозная антропология И. Канта. Философия религии Г. Гегеля. Религиозная антропология Л. Фейербаха. Философская система К.Маркса о религии. О религиозном экзистенциализме и панике К.Ясперс. Эволюционизм и религиозная философия. Рационализм аль Фараби. Фальсафа ибн Рушда. Концепция Газали о мышлении в религии и фальсафе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социологические исследования
Цель: анализ и прогнозирование результатов социологических исследований, изучение общественных процессов. Содержание: Методология социологических исследований. Социальное прогнозирование. Составление стратегии и плана социологических исследований. Определение цели и задач исследований, генеральной и выборочной совокупности. Методы выборки. Евро барометр. Научная гипотеза. Этическая ответственность исследователя. Методы проведения социологических исследований. Контент анализ. Ивент анализ. Мониторинг. Панельные исследования. Социальный маркетинг. Политическая имиджелогия. Применение результатов социологических исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Философия XX века
Цель: формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. Содержание: В курсе анализируются два основных направления современной западной философии: сциентистское: позитивизм, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия науки, и персоналистическое, «философия жизни», феноменология, экзистенциализм, их взаимное влияние и оппозиции.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Диалектическая логика
Цель: формирование основ теории и практики диалектической логики, сравнительный анализ данных и их интеграция. Содержание: Диалектика метод научно-теоретического мышления. История диалектики. Понятие метода. Взаимоотношения философского и специальных методов познания. Законы и категории. Развитие познания как изменение содержания категорий и их системы. Мышление как отражение, субъективное и объективное. Материальное и идеальное, физиологическое и психическое. Рациональное и нерациональное. Разумное и рассудочное. Противоречия в мышлении и их источник. Гипотеза и истина. Виды развития. Применение ИИ для решения логических задач.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Философия истории
Цель: знакомство с важнейшими идеями и направлениями философии истории и теоретической истории в западной, отечественной традиции и современной мысли. Содержание: Предмет философии истории, актуальность философии истории, фактор роста интереса к проблемам философии истории, значение мыслительной традиции и классических текстов с точки зрения современных проблем. Отношения философии истории к теоретической истории и политической истории. Основные проблемы истории. Цели или смысл истории. Революционное и эволюционное в историческом процессе. Столкновение цивилизаций.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современная казахская философия
Цель: анализ основных принципов культуры мышления, концепций, теории современной казахской философии. Содержание: Основные вопросы, традиции и новизна современной казахской философии.. Особенности современной казахской философии. Философские изыскания: А.Касабек, Г.Есим, Ж.Алтаева, Т.Габитова, С.Нурмуратова,Г.Нурышевой, Д.Кенжетай,А.Кулсариевой, А.Масалимовой. Участие в мировом философском наследии как условие развития современной казахской философии. Независимость Казахстана- как основа и предпосылки становления современной казахской философии. Развития философской мысли независимого Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Философская антропология
Цель: дать представление о философствовании человека, о целостной системе социо-гуманитарного знания, ее развития, тенденций современного развития, показать историю и требования философской антропологии. Содержание: Учение о человеке в системе философского мировоззрения. Эволюция философской антропологии. Сущность человека. Трудовая теория антропогенеза. Концепция биологической ущербности человека. Библейская трактовка антропогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Понятие личности и личности. Формирование личности. Структура личности: возникновение, социальная, духовная компоненты и их взаимосвязь. Гендерные стереотипы, возникающие в связи с их преодолением и современными гендерными проблемами. Рациональность человека и его внерациональные характеристики.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахская философия советского периода
Цель: изучение основных проблем казахстанской философии советского периода. Содержание: Влияние маркистко-ленинской философии на формирование советской казахстанской философской школы.Институционализация казахстанской философской школы. Исследование А.Касымжановым трудов аль-Фараби. Формирование казахстанской школы диалектической логики Ж.Абдильдина. Ислледовательские направления по изучению истоков казахской философии. Политизация научных исследований. Философское осмысление роли интеллигенции в советском обществе.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Философия Абая
Цель: сформировать целостное представление о творчестве Абая и углубленно рассмотреть философского наследия мыслителя. Содержание: Многогранная личность Абая, как квинтэссенция казахской философии. Произведение Абая философского характера «Слова назидания». Проблема человека, учение о моральных качествах, выдвигание гуманистических обоснований морального с выявлением эстетических проблем. Отношение Абая к религии, анализ истории современной казахской философии от ее истоков к современности. Анализ первоисточников, рассмотрение основных направлений философии Абая в контексте компаративистской методологии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Философия права
Цель: изучение, анализ философского значения права, его основных категорий. Содержание: Философия права как междисциплинарная сфера. Познание права с позиций основных философских составляющих – онтологии, аксиологии, гносеологии и антропологии. Изучение политики и права в целом, как определенной универсальной целостности, внешние и внутренние элементы правовой и политической системы. Различные формы политических и правовых явлений и связи между ними. История правовых философских учений. Г.Гегель об объекте и предмете философии права. Право и справедливость. Понимание воли и ее философское рассмотрение. Теория гражданского общества. Государство и демократия. Роль институтов гражданского общества в создании правового государства. Правовая политика Республики Казахстан.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Философия образования
Цель: изучение и осмысление основ философского понимания роли образования в обществе. Содержание: Философия образования как выявление и осмысление философских принципов педагогического дискурса, образовательных знания и ценностей. Проблема генеалогии философии образования. Историко-генетический подход к выявлению плюрализма философских принципов образования. Компетенции: решать проблемы, возникающие в процессе интеграции отечественной и мировой образовательных систем.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Философская компаративистика
Цель: применение методов сравнительного анализа в философии. Содержание: Предмет, задачи, цели, методы, научный аппарат философской компаративистики. Онтологический и гносеологический статус компарации. Компаративистика и логические приемы и операции. Основные методы компаративистики. Становление и генеалогия компаративистики как научного метода. Роль естественнонаучных достижений в становлении компаративного подхода. Предпосылки становления философской компаративистики в XIX веке. Некоторые новые тенденции в компаративной философии XX века.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Человек в религии
Цель: выявить специфику подхода к изучению религии в антропологии религии, дать студентам культуро-антроплогические знания о религии. Содержание: Методы исследования религиозной антропологии. Антропологические парадигмы. Диахронные, синхронные, интерактивные взгляды. Полигенезис и моногенезис. Эволюционистские теории. Обзоры о древних религиях. Креационная теория человека. Отрицание вероисповедания и природы. Методы разделения религии и бытия Творца.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Семиотика
Цель: стимулирование развития навыков структурно-семиотического исследования. Содержание: Теория знаков. Культура как генератор социальности человека. Изучение философских трудов Ю.Лотмана как основателя семиотики. Социолингвистика и письменности. Учение Ф.Соссюра. Семантическое значение семиотики. Метаязык. Формирование языковых групп. Языковые экспанции. Ассимилиация языков. Нации и языки. Изучение творчества Ж.Дерриды: Дифферанс, О грамматологии. Самостоятельное изучение творчества Р.Барта: Смерть автора. Онтологическое значение семиотики.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Философия науки
Цель: формирование научного мировоззрения об особенностях современной философии в системе гуманитарных наук. Содержание: Общие наблюдения и исследования научного познания как предмета философии. Основные проблемы философии. Проблемы развития научного знания. Три основных направления развития: тематика философии науки, концептуальный аппарат философии, проблемы познавательной деятельности. Проблемы этоса науки и философии. Современная философия науки. Сферы науки: естественно-научное и гуманитарное знание.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика преподавания философии
Цель: освоение методики преподавания философии как дисциплины, изучающей совокупность методов обучения философским наукам. Содержание: Соотношение понятий методология, метод и методика. Методика как совокупность правил и приемов преподавания или исследования. Система знаний в области методики преподавания теоретико-практических основ философского знания. Изучение методов организации и проведения занятий по теории и практики философии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Философия экзистенциализма
Цель: изучение целостного представления об особенностях развития философии Экзистенциализма и выявить наиболее характерные проблемы и черты современной философии. Содержание: Знакомство с особенностями и основными этапами развития Философией экзистенциализма и выявления его роли в последующем развитии философской мысли. Философские поиски экзистенциалистов ХХ в. А.Камю и тема абсурдного существования человека в условиях социального отчуждения. Абсурдность бунта и абсурдный героизм западного человека. Философские поиски социальной идентичности в творчестве Ж.П.Сартра.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Конфликтология
Цель: обеспечить комплекс теоретических знаний и практических технологий и методов по анализу и управлению конфликтом на основе социальных ценностей. Содержание: Понимание социальных конфликтов и деградация общества. Теория конфликтов: Г. Зиммель, К. Маркс, Г. Маркузе, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Р. Даррендорф, Л. Гумплович, Э. Фромм, М. Дойч. Методики исследования социальных конфликтов. Конструктивные и деструктивные задачи социальных споров. Конфликт интересов и когнитивный характер. Возникновение политических конфликтов и правовые, мирные инструменты его урегулирования. Конфликты на основе вероисповедания. Проблема фактора многонациональности одной нации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Критическое мышление
Цель: ознакомление студентов с формами и способами рационального познания, выработка общего понимания логических методов и подходов, применяемых в области их профессиональной деятельности, формирование практических навыков рационального и эффективного мышления. Содержание: Цель, особенности, основные характеристики критического мышления, основные понятия и способы. Виды и уровни критического анализа познания. Мотивированный критический анализ: цели, субъекты, состав, структура и виды доказательств. Анализ значения. Как языковая система. Естественные и искусственные языки, их когнитивные и коммуникативные характеристики. Понятие - содержание, объем и виды. Состав, структура и способы определения. Акты речи, их сущность и направленность. Логические основы мышления. Реальные функции. Научный метод. Каузальный анализ. Вероятность и ее виды.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Философия политики
Цель: изучение и освоение основных этапов исторического развития философии политики как важнейшей теоретико-методологической основы социо-гуманитарного знания . Содержание: Овладение основами философии политики позволяет сформировать мировоззренческое отношение к проблемам общественно-политического развития, научиться выделять гуманистическую составляющую социально-политических парадигм. В содержание дисциплины входят: Политическая онтология, понятие о политическом бытии. Проблема субстанции политического бытия. Политический детерминизм. Бытие власти. Проблема человека в философии политики. Политическая аксиология. Понятие политической культуры, его предпосылки. Политическая этика.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Эстетика эпохи возрождения
Цель: изучение теоретических основ и закономерностей развития основных этапов эстетики ренессанса. Содержание: Эстетика раннего гуманизма Петрарка, Боккаччо, Н. Кузанский, Альберти. Эстетика высокого Ренессанса Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле, Эразм Роттердам. Последний Ренессанс, связанный с кризисом гуманизма Шекспир, Сервантес. Особенности эстетики ренессанса. Эстетика ренессанса как совершенное отношение к личности художника. Категории гармонии. Теория креации. Сложность, противоречивость, однородность, объективность и реалистичность эстетики ренессанса.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Риторика
Цель: сформировать способность грамотно и правильно составлять и произносить публичные речи, четко и ясно излагать свои мысли. Содержание: Специфика риторики как научной дисциплины. История становления и развития теории красноречия. Структура публичной речи. Техника речи. Культура и этика речевого общения. Национальные особенности речи. Бытовое и деловое общение. Виды красноречия. Психология общения. Полемическое искусство. Подготовка публичной речи. Имидж оратора, методы нахождения и построения убедительных аргументов. Взаимодействие диалога и монолога. Дебаты. Спикер и модератор. Психологические эффекты речи.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Практическая философия
Цель: сравнительный анализ человеческих ресурсов в сфере практической философии. Содержание: Практическая философия как область , изучающая человеческую деятельность на практике. Философия и мораль. Имморализм Ф.Ницще. Философия и личность. Профессиональное и социальное предназначение человека. Этика прагматизма. Добродетель как успешное действие. Этическое различие религии. Религиозная мораль и ее социальные импликации. Религиозный экзистенциализм С.Къеркегора и атеистический экзистенциализм Ж.П.Сартра. Практическая философия как софология - консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Философия национальной безопасности
Цель: предоставление студентам знаний о философских теориях и направлениях национальной безопасности. Содержание: Философские теории и история национальной безопасности. История политико-правовых наук. Н. Макиавелли о национальных интересах. Концепция Г. Моргентау о национальных интересах. Политика национальной безопасности. Виды национальной безопасности. Общественная безопасность. Казахстанский опыт в борьбе с религиозным экстремизмом. Анализ видов независимости государства. Теории геополитики и ее основные выводы. Биологическая и экологическая безопасность.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Этика и эстетика
Цель: формирование мировоззренческих и духовных ориентиров гармоничной жизни, моральных ценностей и ориентиров, нравственного сознания, развития творческих способностей. Содержание: Место этики и эстетики в системе философского знания. Категории этики и нравственные ценности. Человек в мире нравственных ценностей. Нравственная самореализация личности. Проблемы прикладной этики. Теория и типология эстетики. Компетенции: упрочить свои моральные установки, развить свой эстетический вкус.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экономическая философия
Цель: раскрыть особенности основных методов и подходов к изучению экономических процессов в философии. Содержание: Аристотель и Платон: два подхода к стоимости и государству. Общие проблемы экономического развития. Основные этапы становления, важнейших школ и направлений экономической теории: меркантилизм, школа физиократов, классическая английская политэкономия, марксистская экономическая теория, теория предельной полезности (маржинализм). Ф.Кенэ и его теория воспроизводства благ. Взгляды А.Смита на природу предпринимательства. Д.Риккардо: абсолютное и сравнительное преимущества в торговли. Т.Мальтус и его законы. К.Маркс и накопление капитала. М.Вебер и «дух капитализма». Теория издержек производства А.Маршалла.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
Результаты обучения
- Демонстрировать социальное, культурное, предпринимательское, профессиональное развитие на основе мировоззренческой, гражданской, духовной и социальной, экономической ответственности;
- Решать задачи межличностного, межкультурного общения на государственном, русском и иностранном языках, применяя методы ИКТ, академического письма, понимая принципы и культуру академической честности;
- Анализировать основные принципы культуры мышления, существующие концепции, теории и подходы к изучению происходящих в современном мире процессов и явлений, с использованием технологии искусственного интеллекта;
- Демонстрировать знания и понимание истории философии, этики, эстетики, искусства и теории философии в контексте развития мировой и казахской культуры;
- Проводить самостоятельные социально-философские исследования на профессиональном уровне в области философии;
- Демонстрировать ораторское искусство, владение фундаментальными понятиями логико-диалектического анализа источников по философии;
- Самостоятельно анализировать основные направления и методы организации государственной, религиозной, национальной политики;
- Применять современные концепции философии и методы сравнительного анализа основных положении государственных программ по модернизации общественного сознания;
- Анализировать когнитивные основания философии экономики, выстраивать межкультурный диалог на основе понимание проблем человека в современном мире;
- Организации идеологической, воспитательной работы в сфере внутренней политики государства;
- Самостоятельно анализировать архетипы казахской национальной культуры и самосознания;
- Принимать решения на основе анализа потребностей человеческих ресурсов и бизнес-этики.