Новая образовательная программа

7M02211 Философия в ЮКГУ им. М. Ауезова

  • Цель образовательной программы Подготовка магистров, владеющих научно-педагогическими знаниями в области теории и методологии философии и способных применить их в практической деятельности. Подготовка научно-педагогических кадров, специализирующихся в экспертно-аналитической работе в области философии, исследующих философско-культурологические тенденции модернизации общества.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M050 Философия и этика
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки

Дисциплины

  • История и философия науки

    Цель: Изучение проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в социокультурном контексте Содержание: Выявление специфики и взаимосвязи основных проблем истории и философии науки. Изучение закономерностей развития науки и структуры научного знания, методов научных исследований. Знание основных концепций и направлений неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Анализ реалий современной теории и практики на основе осмысления методологии естественноннаучного, социогуманитарного и технического знаний. Критическое мышление как предпосылка развития и функционирования современного общества. Технологии развития критического мышления: рассмотрение и изучение логики аргументов. Формирование критического рефлексивного мышления и метакогнитивных способностей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Креативное мышление в философии

    Цель: изучение теоретических и экспериментальных основ и закономерностей развития творческого процесса и формирование креативного мышления. Содержание: Сущность творческого процесса. Особенности творческого мышления. Стадия и особенности психического развития креативного процесса. Методы стимулирования и развитие креативного мышления в философии. Природа мотивации творчества. Концепция креативности. Актуальность нестандартного мышления в философии. Культура, искусство, поэззия. Научный способ мышления в философии. Методы генерирования креативных идей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Философия инновационного мышления

    Цель: формирование научного мировоззрения об особенностях современной философии в системе наук об обществе и человеке. Содержание: Современных уровни развития науки и техники. Идеи гуманизма. Философское осмысление инновационного мышления. Традиционное казахское мышление. Формы мышления. Абстрактное, диалектическое и спекулятивное, стандартное и не шаблонное мышление. Теории трансгуманизма человека. Новые инновационные методы в вопросах развития конкурентоспособности человека. Семантический анализ современных идеологий. Духовно-нравственные факторы инновационного развития Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Философия казахских акынов-жырау

    Цель: углубленное изучение закономерностей исторических процессов формирования казахской культуры в обществе и особенностей его развития в различные периоды и эпохи в истории государства. Содержание: Исследование философско-этического осмысления мира, человека, его места и роли в жизни, мировоззренческое содержание казахского фольклора. Мировосприятие казахских жырау и акынов 15-18 вв. Основная тематика произведений жырау, акынов, сказителей, сущность человека, его этической облик. Этическая проблематика – проблемы счастья, добра, долга, совести человека, назначения, смысла и цели его бытия как сердцевина казахской философской мысли ХVIII-ХIХ вв. Шалкииз. Актамберды жырау. Доспамбет. Бухар-жырау.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Цифровая гуманитаристика и образование

    Цель: Углубленное изучение тенденций развития цифровой гуманитаристики в контексте культурных процессов. Содержание: Изучение факторов, определяющих развитие цифровой гуманитаристики в целом и цифровой философии в частности, анализ основных тенденции и проблем развития цифровых гуманитарных наук в последней трети XX – начале XXI века. Цифровая философия для обозначения фактов приложения программного обеспечения, для преподавания, анализа или моделирования классических проблем философии. Программирование и компьютерное моделирования философских концепций, актуальные в философском познании, и в преподавании философии, как теоретический и практический результат. Тенденции развития образования в цифровом мире. Способы взаимодействия в цифровом пространстве. Цифровые технологии в образовании и преподавании.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Педагогика и психология высшей школы

    Цель – формирование у магистрантов навыков и способностей эффективной организации профессионально-педагогической деятельности в вузе на основесовременных психолого-педагогических знаний. Содержание: Современные парадигмы высшего образования. История, тенденции и стратегии развития высшего образования в Казахстане. Предмет, задачи, категории педагогики и психологии высшей школы. Методологические основы педагогики и психологии высшей школы. Профессиональная компетентность преподавателя вуза. Коммуникативные компетенции преподавателя вуза. Дидактика высшей школы. Психологические особенности студенческого возраста.Процесс обучения в вузе и его закономерности. Содержание образования в вузе. Формы организации учебного процесса в вузе. Технологии организации и реализации учебно-воспитательного процесса в вузе. Особенности кредитной системы обучения. Методика и методы преподавания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Философия Абая и современность

    Цель: изучение сущности переосмысления наследия великого казахского мыслителя Абая. Философско-мировоззренческие проблемы в творчестве Абая «Слова назидания». Нравственная формула: «Адам бол» - «Будь человеком» как высший этический идеал. Проблема «Целостный человек» как образ нравственного,волевого, универсального человека в этическом учении Абая. Образ А.Кунанбаева и Аль-Фараби в творчествах Г.Есим и Ж.Алтаева. Основные понятия: гуманизм, личность, счастье, мусульманство, щедрость, невежество. Премственность философских взглядов Аль-Фараби, Аль-Газали и Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель: Совершенствование языковой компетенции для чтения иноязычных оригинальных источников с различной степенью охвата содержания. Содержание: Подготовка письменных сообщений на научные темы по образовательной программе: научный доклад, тезисы по теме научного исследования, реферирование оригинальных источников на иностранном языке, аннотирование научного текста, резюме. Понимание общего содержания аутентичных записей. Восприятие на слух лекций, сообщений, содержащих профессиональную информацию. Развитие навыков устной коммуникации по образовательной программе: выступление с научным докладом, презентация научного исследования, научная дискуссия, научные дебаты, использование ситуационных игр.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Психология управления

    Цель: обеспечить компетенцию психолога за счет овладения им знаний в области психологического менеджмента, развитие навыков управления человеческими ресурсами организации Содержание: методологические основы психологии управления. Развитие психологических теорий управления. Общетеоретические вопросы психологии управления. Психология управленческого общения. Психологическая характеристика персонала. Психология мотивации работников. Технологии управления человеческими ресурсами организации. Психологическое обеспечение кадровой политики организации. Психология конфликта в организации. Технологии предупреждения профессиональной деформации личности. Практическая реализация в форме создания диагностического инструментария, разработки цифровых методов подготовки руководителей, управленческого консультирования

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Философское осмысление актуальных проблем современности

    Цель: выявление и понимание сущности и роли глобальных проблем современности, факторов обострения и предполагаемые пути решения; Содержание: Понятие глобальных проблем. Типологизация глобальных проблем. Предпосылки возникновения глобальных проблем. Предполагаемые пути решения глобальных проблем. Роль философии в решении глобальных проблем. Тенденций глобальных проблем и процессов в культурной и социальных сферах, в политике, экономике. Исторически изменяющиеся отношения общества и природы. Философские концепции современного общества и его будущего. Политическая либерализация и вопросы демократического управления. Экосистема человека. Войны, конфликты и миграции населения. И.Валлерстайн три идеологии или о псевдобаталии современности. Мировозрение и идеологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Философия: диалог культур

    Цель: исследование основных методов и принципов анализа и описания философии культуры, развитие критического мышления. Содержание: Проблема ценностей в культуре. Общечеловеческие ценности. Нравственные основания культуры, творчество как фундаментальная функция культуры. Неклассическая философия культуры. Сакральность и ментальность ценн остей. Семантический сдвиг субстанций и акциденции. Семиотика и символизм в культурологии. Культурно-религиозный фактор в современном обществе. Анализированиеэтических, моральных, культурных ценностей. Теория А.Мюллера о диалоге культуры. Концепции и парадигмы культурологии Д.Лукача, В.Межуева, Ю. Лотмана, Ж.Делеза и У.Эко. Виды и типы культур, сфера духовной жизни людей. Освоение определенного знания о межкультурных отношениях. Школа «диалога культур» как проблеметизация образовательного знания. Проблема диспозиции культурной парадигмы образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теоретическая и прикладная футурология

    Цель: анализ методологию современной футурологии, описание сложных социальных систем, построении качественного прогноза. Содержание: Научная методология разделении теоретическое и прикладное направления внутри футурологии. Высокая сложность и непредсказуемость современного мира. Взаимная интеграция направлений современного футурологического познания: абстрактное рассуждение о будущем и прогнозирование. Взаимосвязь науки и футурологии. Имманентная функция научной дисциплины: прогноз, анализ и диагностика. Дифференциация современного научного познания. Литературная форма футурологии и размышление автора. Методы сценирования, стратегического имитационного моделирования, реконструкции в истории, синергетики. Философское осмысление роли глобализации в современном мире.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Аналитическая философия

    Цель: Исследование истории возникновения и этапы развития аналитической философии, ее основные исторические типы; содержание и особенности зарубежной философской мысли, характер и специфику философского знания. Содержание: Неопозитивизм. Л.Витгенштейн. Попытки создания идеального языка науки. Венский кружок: Карнап, Шлик. Постпозитивизм: К.Поппер. Фальсифицируемость как принцип научности. Аналитическая философия как философский стиль: истоки и процесс формирования. Основные проблемы: от языка науки к обыденному языку, теория значений, теория сознания. Основные представители: Дж. Остин, У. Куайн, Н. Гудмен

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современная философия и методология познания общества

    Цель: углубленное изучение основных проблема современной философии в контексте социальных исследований. Содержание: Подходы к изучению общества, распространенные в современной философии в рамках как континентальной, так и аналитической традиции. Исследование условий возникновения человеческого сообщества, нормативность социальных практик, экономические и политические аспекты социальных процессов, формирование социальных институтов и др. Историко-философский материал на основе проблемного и методологического подхода, ориентированного, прежде всего, на современное понимание данных проблем и их решений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Постмодернизм в философии

    Цель: изучение основных принципов, методов и способов организации и проведения научных исследований постмодернизма как важного этапа развития современной культуры, анализ концепций постмодернистской теории. Содержание: Проблемы развития современного общества в контексте постмодернистской философии. Онтологические, пространственно-временные трансформации постмодернистской теории. Специфика философского дискурса постмодерна. Социальные, культурологические аспекты постмодерна. Значение постмодернистской трактовки жизни в ситуации выхода за пределами постмодернистских реалий культуры и постмодернистского дискурса. Определение концептов, сформированными в постмодернистском дискурсе жизни. Терминологический аппарат современной философии постмодернистского периода. Логико-лингвистический анализ философского и научного текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проблемы современной антропологии

    Цель: изучение основных парадигмальных установок современной антропологии. Содержание: Антропологические школы современной философии. Теории антропологии: К.Леви-Строса, М.Мида, Л.Моргана, Малиновского. Теория эволюции в антропологии. Функционализм и структурный функционализм. Диффузионизм и теория культурной регионалистики. Лингвистика в антропологии. К.Г. Юнг о проблеме души современного человека. Принципы организации человеческого бытия как «жизненный порыв» в творчестве М.Шеллер. Сознание как синоним свободы у Ж.П.Сартр. Бунт как призыв к бытию и форма осознания себя человеком в философии А.Камю.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Философские проблемы техники

    Цель: предоставление глубоких и системных научных знаний о философской проблемы техники, о методах научного познания нового понимания технического прогресса. Содержание: Специфика осмысления техники и технических наук. Соотношение философии науки и философии техники. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания. Развитие системных и кибер технических представлений в технике. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических последствий техники. Проблемы гуманизации современной техники. Новое понимание научно технического прогресса в концепции устойчивого развития.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • История современной зарубежной философии

    Цель: исследование перспективы развития современной зарубежной философии, выделение основных теоретических направлений истории философии. Содержание: Сравнительный анализ истории современной зарубежной философии. Философская компаративистика: Восток – Запад, евразийство и западничество. Философская рефлексия мира, общество, человека. Отличительные формы выражения разные прочтения эмпиризма и рационализма. Развитие философии в современных модификациях: Витгенштейн, Сартр, Гуссерль, Деррида, Ху Ши, Фэнь Юлань, Нисида Китаро, Мухаммад Икбал. Философия ненасилия, мира и глобальных проблем. Выработка новой парадигмы мировосприятия, миро оценки, человека размерности мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Ориентализм

    Цель: формирование представлений о закономерностях научного познания, его формах, исторических видах и путях развития концепции ориентализма. Содержание: История взаимоотношений Востока и Запада. Противоположности политических и экзистенциальных ценностей. Академическая традиция изучения восточных культур представителями западной культуры. Методологическое обоснование ориентализма Э.Саидом. Виды ориентализма. Формирование экспертного сознания. Тенденциозность Запада в отношении Востока. Использование широких обобщений. А- историзм. Текстуальность. Дихотомия ценностей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Сциентизм и антисциентизм в философии

    Цель: Исследование философского представления о сциентизма и антисциентизме в науке, представить аргументы сциентистов и антисциентистов; ознакомления магистрантов с различными подходами в освоении действительности, в формировании целостного взгляда на окружающий мир. Содержание: Изучении курса предполагает определение главной характеристики современной постнеклассической науки, глобального эволюционизма и современной картины мира, участие постнеклассической науки в изменении мировоззренческих ориентаций техногенной цивилизации, методы и формы научного освоения мира и специфика их проявления в современною эпоху. Эволюция научной картины мира и роль научного знания в её формировании.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Эпистемологический анализ феномена кочевой цивилизации

    Цель: исследование и анализ культурного феномена степной цивилизации номадов. Онтология пути номадов. Содержание: Сущностные признаки кочевой цивилизации номадов. Пространство кочевья - как часть физико-географического пространства. Экологическое измерение пространства. Кочевая цивилизация как уникальная социальная система и механизмы стабильного состояния. Эвристический потенциал эпистемологических исследований общественных явлений и процессов Компаративистский анализ материалов. Феномен движение как основа кочевого образа жизни конно-кочевая цивилизация номадов, путь номадов, методологические и теоретические исследования антиподов оседлого статичного общества. Роль и место номадизма в мировоззрении и культуре казахов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Философия языка и герменевтика

    Цель: Формирование основ теории и практики лингвистики, лингвистический анализ данных и их интеграция. Содержание: Философия высказывания. Философия языка как ценностных установок личности. Прагматическая концепция философии языка, изучающая содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Языковая коммуникация как установление контакта между людьми, развитие способности взаимопонимания. Герменевтика, структурализм и постструктурализм. Современное философское понимание языка. Язык как знаковое выражение работы сознания. Основные проблемы и понятия современной философии языка, в трудах Ф.Соссюра. Герменевтика Гадамера и П.Рикера.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Онтологические основы цивилизационного мира

    Цель: изучение теоретических и методических аспектов онтологии, специфики и особенности цивилизации. Содержание: Онтологические основы цивилизационного мира. Сферы социально-исторического бытия. Философское учение Г.Гегеля о сущности. Философская концепция М.Хайдеггера «Мирность мира» и «Экзистенциальная конституция» присутствия. Забота как бытие присутствия. Историчность присутствия и миро-история. Теория О.Шпенглера о циклическом развитии культуры. А.Тоинби о концепции европоцентризма и глобализации. Философская концепция К.Ясперса о мировой истории, о смысле истории. Духовная ситуация времени. С.Хантингтон о столкновении цивилизаций.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Религиоведические исследования

    Цель: ознакомить с теориями и методами современного религиоведения, изучения проблем религии в казахстанском обществе. Содержание: Различные аспекты становления и развития верования-философские, социокультурные, психологические. Мировые конфессии в условиях современного социума, методика преподавания религиоведческих дисциплин. Проведение религиоведческих исследований с целью вынесения профессиональной оценки. Детальное изучение законов и нормативных документов, регулирующих порядок проведения экспертизы. Освоение методов и средств выявления экстремистских идей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Методика и методология философских исследований

    Цель: развитие исследовательских навыков ведения самостоятельной научной работы, методов исследования и экспериментирования результатов научных исследований в области философия. Содержание: Истории развития научного познания. Методология и методы научного исследования в философии, структура и содержание исследовательского процесса, составление плана научной работы: структура, этапы и средства, составление концепции и программы исследования в философии, применение научных методов, интерпретация полученных результатов исследования, методы сбора и процедуры анализа данных в научном исследовании.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Аксиологический анализ гражданского общества

    Цель: сформировать представление о законности и справедливости как о фундаментальных аксиологических основаниях сосуществования общества и государства при изучении дисциплины Содержание: Феномен «гражданское общество» и его взаимодействие с государством. Социально-философские и идейно-теоретические основания феномена «гражданское общество». Политико-правовые концепты взаимодействия общества и государства: философский анализ. Ценностно-правовые основы взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Правовая ценность как основание построения модели взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Аксиологическое значение духовно-нравственных основ при оптимизации механизма взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Законность и справедливость как фундаментальные аксиологические основы сосуществования институтов гражданского общества и государства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Междисциплинарные аспекты социально-политических процессов

    Цель: продемонстрировать обобщенное знание о междисциплинарных аспектах изучения социально-политических процессов, рассмотренных с точки зрения аналитической антропологии. Содержание: Основные аспекты междисциплинарного подхода на примере изучения социально-политических процессов. Представления о толпе и массе, использующиеся при описании социально-политических феноменов. Связи понятий толпы и массы с понятием о модерне и соответствующими социо-культурными явлениями. Разграничение между использованием терминов «модерн» и «современность. Различие понятий «политика» и «политическое» как категориями общественной деятельности и экзистенциально-проектного порядка.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Феноменологическая социология

    Цель: изучить использование в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание об основных подходах и проблемах феноменологической социологии. Содержание: Структура политических и гносеологических аспектах межличностного общения. Философские проблематика социологии повседневности, Тезаурусом феноменологической социологии, анализ текстов (монографий, статей) по проблемам феноменологической социологии. Содержание, аргументация позиции представителей феноменологической социологии; Механизм преемственности между различными философскими и социологическими школами на примере проблем повседневной коммуникации. Современные проблемы феноменологической социологии. Историческая динамика проблем феноменологической социологии в различных сферах: этической, политической и гносеологической.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 7

Результаты обучения

  • Демонстрировать эффективного применения коммуникационных умений и навыков, свободно владеть иностранными языками на профессиональном уровне, методологией науки, методами психологии управления
  • Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с пониманием научной и педагогической деятельности в высших учебных заведениях, привлечением современных информационных технологий, сообщать научному сообществу оригинальные идеи, демонстрируя академическую культуру и честность
  • Решать исследовательские задачи на основе анализа онтологических, культурологических, междисциплинарных проблем философской науки с применением технологии искусственного интеллекта
  • Применять основные методы анализа, экспертизы и оценки философских стилей мышления, формы и подходов управления социальными проектами с использованием творческого процесса развития мировой культуры;
  • Синтезировать идеи, выводы, проблемы и решения инновационного и креативного мышления, цифровой гуманитаристики и языка, архетипов казахской культуры;
  • Демонстрировать развивающиеся знания и понимания научных методов познания, критически анализируя существующие концепции, теории и подходы к изучению процессов и явлений в области религии, современной философии и философии техники;
  • Демонстрировать профессиональное знание философского осмысления и дискурса и понимание основных принципов современной аксиологии и эпистемологии для исследования социальной деятельности человека
  • Осуществлять научную и организационную работу в общественных, неправительственных организациях и государственных органах на основе знаний прикладного характера в области методики социо-гуманитарных исследований
  • Проводить прикладные исследования в сфере философии, используя методы герменевтики и феноменологии, компаративистики, антропологии для решения актуальных проблем общества и государства.
Top