Действующая образовательная программа

6B02230 Археология и этнология в ЮКГУ им. М. Ауезова

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы – подготовка бакалавров гуманитарных знаний, владеющих теоретическими знаниями в области всеобщей и отечественной истории, археологии и этнологии, практическими навыками работы в полевых экспедициях, музеях и архивах, способных осуществлять научно-исследовательскую, организационно-управленческую, культурно-просветительскую и экспертную деятельность.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
  • Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки

Дисциплины

  • Абаеведение

    Цель: сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева. Содержание: Исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая». К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Введение в археологию

    Цель: Формирование базовых знаний в области археологической науки и мотивации к обучению и научно-исследовательской деятельности. Содержание: Становление и развитие археологии, основные ее достижения, современные тенденции развития науки. Место археологии в системе исторического знания и связи с другими науками, ее значении как исторической науки. Археологическая периодизация и хронология. Основные виды археологических памятников. Особенности методов археологических исследований. Археологические культуры на территории Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы антикоррупционной культуры

    Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Освоение ИИ для противодействия коррупции. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции. Правовые основы искусственного интеллекта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Основы искусственного интеллекта

    Цель: освоение студентами базовых концепций и возможностей искусственного интеллекта для применения в психологическом консультировании. Содержание: история и принципы ИИ, машинное обучение, нейронные сети, чат-боты, этика ИИ в психологии, анализ данных клиентов; возможности использования ИИ для диагностики психологических состояний и сопровождения консультационного процесса;безопасность и защита личных данных при применении ИИ. Компетенции: понимание ИИ-технологий, критическая оценка, использование ИИ-решений в консультировании.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История древнего мира

    Цель: Формирование научного понимания возникновения, развития и упадка первых государственных образований на Востоке, Греции и в Риме, развитие навыков анализа данных исторических источников. Содержание: Древний Восток – один из древнейших центров цивилизаций мира. Образование первых централизованных государств Востока и их расцвет Появление различных наук, литературы, философской мысли, изобразительного искусства, письменности. Крито-микенская цивилизация, формирование полисной системы и складывания греческого государства. Эпоха эллинизма в истории Греции. Эпоха Римской империи. Расцвет античной культуры, его условия и причины.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История Древнего Востока, Греции и Рима

    Цель: Изучение закономерностей и основных этапов развития древних государств Востока, Греции и Рима, развитие навыков анализа данных исторических источников. Содержание: Образование и развитие рабовладельческих государств древнего Востока, Греции и Рима для понимания эволюции человеческого общества и развития исторического процесса. Основные этапы и закономерности развития древних цивилизаций (экономика , политика, общество и культура) и их взаимосвязи. Древняя Месопотамия. Индия в древности. Китайская цивилизация. Греция и Рим.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Доисторическая эволюция человечества

    Цель: Формирование объективно-исторического понимания закономерностей развития человеческого общества на самых ранних стадиях развития и навыков аналитического мышления. Содержание: Источниковедение и историография первобытной истории человечества. Проблемы антропогенеза. Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека. Возникновение человеческого общества. Теоретические проблемы становления человеческого общества. Хозяйство. Материальная культура. Семья и брак. Духовная культура. Разложение первобытного общества. Эпоха класс образования. Первобытное общество и цивилизация.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Мухтароведение

    Цель:Изучается жизнь и творчество Мухтара Омархановича Ауэзова. Содержание:анализируется творческая лаборатория писателя, его биография в контексте с творчеством; как создателя науки Абаеведения; исследователя жыра «Манас». Обучающиеся знакомятся с М.Ауэзовым как видным общественным деятелем; развивают навыки анализа литературного наследия М.Ауэзова в мировой и восточной литературе. Прививаются чувства патриотизма и любви к родине.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Историческая антропология

    Цель: Изучение различных концепций исторической антропологии как инструмента познания и понимания социальных и культурных процессов, развитие навыков аналитического мышления. Содержание: Возникновение и становление антропологической науки как одно из наиболее влиятельных направлений в современных исследованиях. Методы изучения и направления исторической антропологии. Понятия микротстрии, истории повседневной жизни, новой культурной истории и др. Вопросы возникновения человечества и этапов его развития в исторической антропологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы теоретической этнологии

    Цель: Формирование базовых знаний по теоретической этнологии и навыков работы с этнографическими источниками. Содержание: Фундаментальные понятия этнологической науки. Место и значение теории в этнологических исследованиях, механизм ее действия и структура. Теоретические схемы в этнологических исследованиях. Основные этнологические теории и научные направления. Теория этноса и этногенеза. Теория этнической культуры. Традиционная культура и современность. Межэтнические коммуникации. Проблемы этногенеза и этнической истории, хозяйства, материальной и духовной культуры, семейного быта народов мира. Этнокультурные и этнополитические процессы в различных регионах земного шара.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Историография каменного века Казахстана

    Цель: Формирование знаний по историографии археологии каменного века Казахстана и практических навыков критического мышления. Содержание: Возникновение и развитие археологии каменного века Казахстана. Деятельность совместных зарубежных экспедиций на территории Казахстана. Проблемы и методологические вопросы в изучении каменного века. Вопросы типологии археологических памятников и культур. Исследования мезолита и неолита Казахстана. Фундаментальные труды выдающихся ученых по проблемам археологии каменного века Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Введение в этнологию

    Цель: Формирование базовых знаний в области этнологической науки и мотивации к обучению и научной деятельности. Содержание: Значение этнологии как науки, изучающей закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы. Место этнологии в системе гуманитарных наук. Источники и методы этнологических исследований. Принципы классификации народов мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Всемирная история

    Цель: Изучение основных вопросов и проблем всемирной истории с древнейших времен до наших дней, развитие навыков аналитического мышления. Содержание: Всемирная история как наука. Основные этапы, важнейшие события и явления в истории человечества, механизмы становления современной цивилизации. Первобытная эпоха человечества. Государства Древнего Востока. Античные государства. Становление и развитие средневековой европейской цивилизации. Мусульманская цивилизация Востока. Эпоха нового и новейшего времени. Основные тенденции мирового развития на современном этапе. Глобальные проблемы современности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Каменный век Казахстана

    Цель: Формирование теоретических представлений о древнейшем периоде истории Казахстана и практических навыков работы с различными историческими источниками. Содержание: Историография, источники и методы исследования. Основные проблемы археологии каменного века. Периодизация и хронология, археологические культуры и памятники. Проблема антропогенеза и социогенеза. Техника изготовления каменных и костяных орудий и их типология, методика их описания и сравнительного анализа. Палеогеографические условия Казахстана в эпоху камня. Общие закономерности и основные этапы развития материальной и духовной культуры первобытного населения Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • История возникновения и развития искусства в Казахстане

    Цель: Формирование научных представлений о возникновении и развитии искусства в Казахстане в контексте мировой культуры, приобретение исследовательских навыков с использованием современных технологий. Содержание: Основные виды искусства. Возникновение и развитие традиционных видов казахского народного прикладного искусства: валяние войлока, ткачество, вышивка, изготовление ювелирных украшений из бронзы, серебра и золота, художественная обработка дерева, металла, кожи и кости. Древнее искусство Казахстана. Уникальные произведения искусства сакской, сарматской, кангюйской и усуньской культур. Развитие гончарного ремесла. Величайшие достижения казахского народа в области музыкального искусства и устной литературы. Развитие искусства в XX в. Изобразительное искусство, музыка, кино и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Древний и средневековый Казахстан

    Цель: Изучение древней и средневековой истории Казахстана как составной части мировой истории и определение значения историко-культурного наследия казахского народа в мировой истории, формирование навыков работы с историческими источниками. Содержание: Казахстан – зона древнейшего расселения человека на территории Евразии. Проблема языковой, этнической принадлежности древних насельников Казахстана. Эпоха ранних кочевников: генезис номадизма, раннегосударственные образования на территории Казахстана, крупные кочевые империи. Тюркский этап в этнополитической и культурной истории Евразии. Государства позднего средневековья. Проблемы изучения преемственности в этнической культуре от древних насельников Великой Степи до настоящего времени.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Историография и источниковедение истории Казахстана

    Цель: Изучение истории развития казахстанской исторической науки и источниковедения, формирование навыков работы с историческими источниками. Содержание: Этапы развития отечественной историографии. Формирование и развитие исторических знаний в эпоху древности, средневековья и нового времени. Особенности развития исторической науки в период советской тоталитарной системы и развития исторической науки Казахстана на современном этапе. Источники древнего и средневекового периода Казахстана. Проблема классификации исторических источников. Источники по истории Казахстана нового периода (ХVІІІ нач. ХХ в.в.) Источники по истории Казахстана новейшего периода.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Бронзовый век Евразии

    Цель: Изучение общих закономерностей и основных этапов развития Евразии в эпоху бронзы, формирование навыков работы с источниками. Содержание: История изучения памятников эпохи бронзы Евразийских степей. Археологические памятники и культуры. Поселения, могильники, места древних выработок и металлургического производства, наскальные изображения. Локальные и хронологические особенности памятников эпохи бронзы. Общее и особенное в археологических культурах эпохи бронзы Евразии. Андроновская культурная общность и ее характеристика. Хозяйство, быт и религия андроновцев. Протогорода на территории Евразийских степей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Этнография Казахстана

    Цель: Изучение специфики этнической картины Казахстана и формирование навыков аналитического мышления. Содержание: Основные этапы формирования полиэтнического общества в Казахстане. Формирование этнолокальных, этноконфессиональных групп и этнотерриториальных общностей в конце XIX - начале XX в. Депортация народов в годы Второй мировой войны и ее влияние на численность и размещение этнических групп в Казахстане. Эвакуация населения европейской части СССР в Казахстан. Основные факторы, влияющие на численность и территориальное размещение этнических групп Казахстана в настоящее время. Современная миграционная ситуация.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Этнография народов мира

    Цель: Дать теоретические знания об основных этнических группах и народов мира, практические навыки аналитического мышления. Содержание: История и теория этноса, теоретические аспекты этногенеза и этнической истории, культуры, концепции межэтнических коммуникаций. Сравнительно исторический метод, этносоциологические и этнопсихологические исследования. Принципы классификации народов мира. Этногенез и этническая история народов мира. Народы Австралии и Океании. Народы Зарубежной Азии. Народы Африки. Народы Европы. Народы Кавказа. Народы Центральной Азии и Сибири.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Этнография народов Казахстана

    Цель: Углубленное изучение этнокультурных процессов на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней, формировать навыки аналитического мышления. Содержание: Этногенез и этническая история казахов. Историческая антропология казахского народа. Традиционное хозяйство казахов. Быт и традиционная материальная культура. Традиционное мировоззрение казахского народа. Мифология казахов. Доисламские религии и верования. Искусство казахского народа. Современные этнические процессы. Численность и этнический состав населения. Межкультурное взаимодействие народов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Бронзовый век Казахстана

    Цель: Изучение общих закономерностей и основных этапов развития материальной и духовной культуры населения в эпоху бронзового века, формирование практических навыков работы с источниками. Содержание: Источники и историография исследования. Поселения, могильники, следы металлургического производства. Керамика как исторический источник. Основные проблемы археологии эпохи бронзы и современных школ по изучению бронзового века. Проблемы периодизации и хронологии археологических культур и памятников. Вопросы религиозных верований, антропологического облика и языка населения эпохи бронзы. Хозяйство и быт племен эпохи бронзы. Горное дело и металлургия в эпоху бронзы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Этногенез и этническая история казахов

    Цель: Углубленное изучение этнических и этнокультурных процессов на территории Казахстан, формирование навыков аналитического мышления. Содержание: Теоретические проблемы этногенеза и этнической истории казахского народа. Исторические предпосылки образования казахского народа. Классификация и принципы группировки народов. Типология историко-этнографических групп, родство народов и вопросы реконструкции этногенеза. Этногенетические интерпретации этнических процессов и этнической идентичности казахского народа. Специфические особенности этнических и этнокультурных процессов на территории Казахстана, а также исторического становления казахского этноса в других регионах. Взаимодействие между этносами.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Профессионально-ориентированный иностранный язык

    Цель: изучение иностранного языка в интеграции со специальными дисциплинами образовательной программы. Совершенствуются коммуникативные навыки и умения во всех видах речевой деятельности на основе учебно-методических комплектов для изучения профессионально-ориентированного иностранного языка. Содержание. Понимать развитие научно-профессиональной речи. Знать научную речь и язык специальности. Понять структурно-смысловое членение текста. Тематику научного текста. Коммуникативные задачи текста для совершенствования языка.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Визуальная антропология

    Цель: Формировать теоретические представленния о визуальной антропологии и практические навыки проводения исследовательских работ. Содержание: Источники и методы исследования визуальной антропологии. Р.Флаэрти, К.Хайдер, Ж.Руш, Дж.Маршалл, Р.Герднер. Направления в современной визуальной антропологии: антропологическое изучение образов, этнографическая фотография, этнографическое кино. Значение методов визуальной антропологии для изучения духовные, бытовые, природные, исторические и другие аспекты культуры.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Профессиональный казахский (русский) язык

    Цель: обеспечение профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста, способного адекватно выстраивать общение в профессионально значимых ситуациях и владеющего нормами языка для специальных целей. Содержание: Профессиональный язык и его составляющие. Профессиональная терминология как основной признак научного стиля. Научная лексика и научные конструкции в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах. Алгоритм работы по анализу и продуцированию научных текстов по специальности. Продуцирование научно-профессиональных текстов. Основы деловой коммуникации и документации в рамках будущей профессиональной деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История Средних веков

    Цель: Изучение важнейших процессов и закономерностей развития средневекового общества и средневековой цивилизации, развитие навыков аналитического мышления. Содержание: Периодизация эпохи средневековья в Европе. Историческое место западноевропейского феодализма и цивилизационные особенности региона. Основные этапы исторического развития Азиатско-Африканского региона в средние века. Понятие “феодализм” и “средние века” в отношении стран Востока. Социальные институты. Община и вотчина. Государство, право и церковь. Возникновение капиталистических отношений в странах западной Европы. Страны Азии и Африки в эпоху позднего средневековья.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Музееведение

    Цель: Формирование базовых знаний в области музееведения и проведения исследовательских работ. Содержание: Музееведение как наука, исследующая закономерности генезиса и функционирования музея, его взаимодействие с наследием и обществом. Основные направления работы музеев. Типология музейных учреждений. Роль музея в современной культуре. Нормы профессиональной этики. Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, владеть навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Археология железного века Евразии

    Цель: дать комплекс теоретических знаний по археологии железного века Евразии и формировать навыки работы с археологическими источниками. Содержание: Историко-культурное содержание эпохи железного века. Природные условия и хозяйственные зоны. Формирования и развития хозяйственнокультурных типов. Археологические памятники Казахстана и сопредельных культурно-исторических регионов. Типология курганов. Погребальный обряд. Культовая архитектура. Материальная культура. Керамическое производство. Оружие и конская упряжь. Скифо-сибирский звериный стиль. Изделия из кости, камня и металла. Одежда и украшения хозяйство, социальная организация. Религиозные верования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • История средних веков Востока и Запада

    Цель: Изучение важнейших процессов развития средневекового общества стран Запада и Востока, развитие навыков аналитического мышления. Содержание: Важнейшие теоретические вопросы медиевистики. Специфические особенности экономического, социального, политико-правового, культурного развития стран Запада и Востока. Структурные особенности и идейно-политические основы моделей модернизации, реализованных в странах Запада и Востока. Специфика использования современных методов научного познания при изучении исторического развития стран Востока и Запада.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Ранний железный век Казахстана

    Цель: дать комплекс теоретических знаний по истории ранних кочевников Казахстана и формировать навыки работы с различными источниками. Содержание: Сведения письменных источников о ранних кочевниках. Археологические, антропологические и другие источники изучения. Проблемы изучения раннего железного века: периодизации памятников, идентификации исторических этносов и их локализации, этнической атрибуции археологических культур, связываемых с древними этносами. Становление и расцвет кочевого скотоводства. Появление всадничества и инновации в материальной культуре, формирование феномена верховного лидерства. Военно-политические объединения кочевых племен. Политический и идеологический центр сакского общества. Крупные кочевые империи: Сюнну-хунну, Кангюй.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Историческое краеведение

    Цель: Формирование теоретических знаний по истории изучения местного края и практических навыков проведения исследовательских работ. Содержание: Специфические особенности исторического краеведения как комплексной дисциплины исторического цикла. Становление и развитие исторического краеведения. Потенциальные возможности исторического краеведения в выявлении, сохранении и использовании историко-культурного наследия. Общенаучные методы и междисциплинарные подходы к исследованию историко-краеведческой проблематики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Предпринимательство и финансовая грамотность

    Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы этнологических исследований

    Цель: Углубленное изучение методов этнологических исследований и формирование навыков работы с этнологическими источниками. Содержание: Поиск и сбор материалов с привлечением современных цифровых технологий, систематизировать и анализировать данные. Метод полевых исследований. Общенаучные методы в этнологии: исторический, социологический, сравнительный, антропологический, культурологический и другие. Изучение письменных источников, археологических материалов, метод сравнительного языкознания. Методы социологических исследований: опросы, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование, шкалирование, выборка и др.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Экосистема и право

    Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия - стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Древняя археология Казахстана

    Цель: Формирование глубоких теоретических знаний по археологии древнего Казахстана и развитие практических навыков проводения исследовательских работ. Содержание: Теоретические и методологические проблемы древней археологии Казахстана и значение археологических исследований в исторической реконструкции прошлого. Фундаментальные проблемы эпохи бронзы. Новые подходы к хронологии и определению культурной принадлежности. Проблемы интелектуального освоения населением пространства и времени. Вопросы взаимосвязи развития материальной и духовной культуры. Изучение религиозных верований и мировоззрения по данным погребальных памятников.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Зарубежная этнология

    Цель: Формирование целостного представления о зарубежной этнологии на основе глубокого анализа теоретических и методологических концепций различных научных школ, развитие навыков аналитического мышления. Содержание: Становление и развитие этнологической науки за рубежом. Основные направления этнологических школ. Российская этнологическая школа Социобиологическое и эволюционно-историческое направления теории этноса. Теория этнической культуры. Теории этнокультурного взаимодействия Традиционная культура и современность. Межэтнические коммуникации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Степная цивилизация в мировом историческом пространстве

    Цель: Дать научное представление об истории степной цивилизации и формировать аналитическое мышление. Содержание: Понятие «Степная цивилизация». Возникновение протогородской цивилизации Казахстана в контактных зонах оседлости и кочевания. Формирование и развитие кочевой культуры. Взаимодействие оседлых цивилизаций и кочевых культур в древности и средневековье на основе археологических данных, письменных и нумизматических источников. Вклад автохтонных племен и народов Евразии в эволюцию материальной и духовной цивилизации в мира.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Историография археологии Казахстана

    Цель: Углубленное изучение историографии археологии Казахстана и формирование навыков аналитического мышления. Содержание: Становление археологической науки Казахстана и этапы ее развития. Организация казахстанских археологических экспедиций. Формирование казахстанской археологической школы. Развитие археологии в эпоху Независимости. Основные тенденции в развитии мировой и отечественной археологии. Фундаментальные проблемы современной археологии Казахстана. Исследования по палеоэкономике древнего и средневекового Казахстана. Проблемы изучения степной цивилизации. Проблемы урбанизации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Миграция как фактор этногенеза

    Цель: Формирование целостного представления миграции и связанное с ней взаимодействие народов как значимый и постоянно действующий фактор этногенеза, развитие навыков аналитического мышления. Содержание: Методологические проблемы исследования миграционных процессов. Миграционные процессы в древности и средневековье. Миграции в эпоху нового времени. Миграционные процессы в XX в. - начала XXI в. Влияние миграции на этнические и этносоциальные процессы. Состояние современной этнической картины мира и определяющие факторы ее развития.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Средневековая археология Казахстана

    Цель: Изучение средневековой археологии Казахстана и формирование практических навыков работы с археологическими источниками. Содержание: Возникновение и развитие казахстанской научной школы в области средневековой археологии. Основные проблемы изучения урбанизации Казахстана. Ареал распространения оседлой, полуоседлой и городской культуры на территории Казахстана. Культурные традиции в фортификации, домостроительстве, гончарном пройзводстве и прикладном искусстве. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие городов. Взаимодействие скотоводческих и земледельческих обществ. Роль городской культуры в этногенезе казахского народа и развитии его государственности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История суфизма в Центральной Азии

    Цель: Дать научное представление об истории суфизма в Центральной Азии и формировать аналитическое мышление. Содержание: Условия возникновения суфизма в Центральной Азии. Зарождение и распространение суфизма в Центральной Азии. Влияние суфизма на сохранении многих ритуалов, религиозной обрядовой деятельности. Суфизм как транслятор базовых традиций, ценностей, мировоззренческих ориентиров, видоизменяющихся под влиянием доминирующих факторов исламской культуры – арабского языка и религии. Миссионерская и апологетическая функции суфизма. Влияние суфизма на сохранение этнической памяти.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основы консервации и реставрации в археологии

    Цель: Изучение основных методов консервации и реставрации, формирование навыков работы с археологическими и этнологическими материалами. Содержание: Основы международного и национального права в области консервации и реставрации. Виды консервации и реставрации памятников. Археологические и консервационно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры. Основные правила и общие подходы к консервации археологических предметов. Консервация и реставрация органических и неорганических веществ. Новейшие методы консервации и реставрации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Методы этнографических полевых исследований

    Цель: Изучение методов полевых этнографических исследований и формирование навыков работы с этнографическими источниками в полевых условиях. Содержание: Основные методы полевых этнографических исследований: планирование и организация проведения этнографических исследований; методы фиксации и хранения полевых материалов; методы анализа, оценки и интерпретации этнографической информации; интерпретация результатов исследований. Правила и приемы применения методов интервьюирования, ведения дневника, оформления рабочих чертежей и фотографии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Реставрация и консервация музейных предметов

    Цель: Изучение основных методов консервации и реставрации музейных предметов, формирование навыков работы с археологическими и этнологическими материалами. Содержание: История формирования методов консервации и реставрации. Особенности реставрационной деятельности, развитие ее теории и практики, методологии и методики реставрации и консервации музейных предметов. Вопросы законодательства и реставрационной этики, методики реставрации и консервации объектов культурного наследия. Превентивная консервация музейных коллекций. Проблемы физической сохранности музейных предметов. Консервация объектов из органических материалов. Методы по оптимизации музейного микроклимата.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Методика обработки археологических и этнологических коллекций

    Цель: Формирование теоретических знаний методики обработки археологических и этнографических коллекций, базовых навыков их применения в научных исследованиях. Содержание: Основы формирования археологических и этнографических коллекций в музеях. Требования по учету и хранению коллекций. Методы обработки археологических артефактов: классификация и систематизация материалов, описание, фотофиксация. Основные правила и общие подходы к консервации и реставрации археологических и этнографических предметов. Методы обработки этнографических коллекций, их классификации и систематизации. Требования к оформлению и хранению аудио- и видео- материалов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Охрана памятников истории и культуры

    Цель: Формирование теоретических знаний в области охраны историко-культурного наследия и прикладных навыков организационной работы и управления. Содержание: Основные нормативно-правовые документы по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. Приоритеты сохранения и трансляции культурного наследия в соответствии с направлениями культурной политики и традициями, социально-экономическими условиями и тенденциями развития национальной культуры. Виды мероприятий по охране памятников. Роль и значение охраны памятников истории и культуры в республиканском и мировом масштабе. Основные методы охраны и использования историко-культурного наследия.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Этноархеология

    Цель: Изучение этноархеологию как нового научного направления, использующего междисциплинарные методы исследования на стыке археологии и этнографии, формирование навыков работы с археологическими и этнографическими источниками. Содержание: Основные направления комплексных археолого-этнографических исследований. Методика этноархеологических исследований. Круг проблем, связанных с изучением этнической и культурной истории на разных этапах развития человеческого общества. Культурные и антропологические методы наблюдения за участниками, поиск поведенческих данных в этноисторических и этнографических отчетах, а также в устной истории. Этногенетические реконструкции в археологии и этнологии. Синхронные и диахронные методы в этнологии. Использование антропологических материалов в проблемах этногенеза.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • История мировых религии

    Цель: Сформировать теоретические знания о процессах возникновения, функционирования и развития мировых религий, практические навыки исследовательской и аналитической работы. Содержание: Возникновение и развитие религии, ее теории, взаимосвязи с другими областями жизни общества. Ранние формы религиозного сознания и религия как феномен культуры. Классификация религий: основные группы. Архаические, этнические и национальные религии. Зороастризм. Буддизм. Индуизм. Иудаизм как национальная религия. История формирования раннего христианства. Основные направления в христианстве – католицизм, православие, протестантизм История формирования ислама.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Религия в культуре народов

    Цель: Сформировать целостные представления о взаимосвязи культуры и религии, практические навыки исследовательской и аналитической работы. Содержание: Роль и место религиозной культуры в содержании образования. Использование ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательном процессе молодежи и пути реализации. Взаимосвязи культуры и религии, ее морфология и функции, механизмы исторической динамики социокультурных процессов, особенности формирования национального самосознания и культурной идентичности в контексте религиозной специфики. Принципы межкультурного и межконфессионального диалога.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • История духовной культуры казахского народа

    Цель: Комплексное изучение духовной культуры казахов и формирование навыков работы с археологическими этнографическими источниками исследования. Содержание: Источники для исследования духовной культуры казахов. Отражение истории духовной культуры казахского народа в фольклоре, философии, религии, искусстве и др. Мифология. Фольклор. Эпос как поэтическая история народа. Традиционная музыкальная культура Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Духовная культура как система средств производства знаний. Роль духовной культуры в сохранении этнических параметров культуры.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Историография зарубежной археологии ХХ века

    Цель: Формирование знаний об истории зарождения и развития зарубежной археологии, развитие навыков аналитического мышления. Содержание: Вопросы истории накопления теоретических и практических знаний о прошлом человечества. История разработки основных научных принципов, методов и направлений археологической науки. Анализ полевых археологических и теоретико-методологических исследований выдающихся зарубежных ученых. Современные направления и тенденции развития мировой археологии: ландшафтная археология, этноархеология, междициплинарные исследования и др.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Традиционная материальная культура казахов

    Цель: Изучить основные черты традиционной материальной культуры казахов и формировать навыки аналитического мышления. Содержание: Характеристика традиционных типов поселений и жилища, хозяйственных построек на разных исторических этапах. Особенности национального комплекса одежды и украшений. Развитие традиционной и современной системы питания и утвари. Важнейшие обряды и обычаи с основными элементами традиционной материальной культуры. Традиционные культурные ценности как факторы движения страны по пути прогресса.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История казахского ханства

    Цель: Изучение истории Казахского ханства как составной части истории Казахстана, формирование навыков критического мышления. Содержание: Появление на исторической арене Казахского ханства в середине 60-х гг. XV века. Войны казахов с шайбанидами за политическое господство в XVI-XVII вв. Казахско-джунгарские войны. Агрессивная политика Российской империи в отношении казахской степи. Обострение раздора и борьбы между казахскими правителями за трон. Ослабление и кризис ханской власти. Принятие Абылхаиром и его сторонниками подданства России. Политика Абылай хана между Россией и Китаем. Внутренняя политика Абылай хана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Новая и новейшая история Казахстана

    Цель: Изучение исторических процессов нового и новейшего времени Казахстана в контексте всемирной истории, формирование навыков критического мышления. Содержание: Историография и источники исследования истории Казахстана нового и новейшего времени и их особенности. Казахстан в составе Российской империи. Обострение борьбы между казахскими правителями за верховную власть. Культура Казахстана в XVIII-XIX вв. Колониальный Казахстан в начале XX века. Процесс формирования, становления и распада Советской системы в Казахстане. Независимая Республика Казахстан и ее место в мировом сообществе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Зарубежная археология

    Цель: Формирование целостного представления о зарубежной археологии на основе глубокого анализа теоретических и методологических концепций различных научных школ, развитие навыков аналитического мышления. Содержание: Становление и развитие археологической науки за рубежом. Археология Старого Света. Американская археология. Основные принципы и методы археологических исследований. Современные направления и тенденции в развитии зарубежной археологии. Новая археология. Процессуальная археология. Постпроцессуальная археология. Археологические памятники и культуры Европы. Археология зарубежной Азии, Африки и Америки.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История древних производств Средней Азии и Казахстана

    Цель: Изучение истории древних производств Средней Азии и Казахстана, формирование навыков работы с археологическими и этнографическими источниками. Содержание: Основные виды керамических материалов и изделий. Технология производства керамических сосудов. Технические и морфологические особенности керамики каменного века. Техника формообразования и орнаментации керамики эпохи бронзы. Керамическое производство средневековья. Древняя металлургия. Реконструкция древнейших технологий получения металлов. Плавильные печи древности. Формы для выплавки металла. Технология изготовления древних и средневековых металлических орудий, украшений и др. изделий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Научные методы в естествознании в археологии

    Цель: Дать студентам базовые знания по основным методам естественных наук и формировать практические навыки их применения. Содержание: Геофизические методы в полевой археологии. Роль естественно-научных методов в решении вопросов строения и происхождения вещей. Металлография и петрография в археологии. Понятия «палеоэкология человека» и «биоархеология». Методы анализа данных археологии, археозоологии, палеоклиматологии и физической антропологии. Методы антропологического анализа массовых захоронений. Реконструкция социальных событий в древних обществах на основе антропологических данных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Новые методы археологии

    Цель: Формирование базовых знаний о новых методах, используемых в археологических исследованиях, развитие практических навыков работы с источниками. Содержание: Новые методы датирования памятников. Новейшие методы изучения техники и технологии древних пройзводств. Экспериментальный и трасологический методы исследования. Электронно-микроскопические и рентгеновские исследования керамики. Палеоантропологические, палеозоологические и палеоботанические методы в археологии. Новые источники и возможности их интерпретации. Теоретическая археология как важный инструмент получения информации путем поиска и анализа закономерностей в эмпирических данных. Место и значение теории в археологических исследованиях, механизм ее действия и структура.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История мировой цивилизации

    Цель: Дать представление об основных законах мирового цивилизационного процесса и особенностях развития отдельных цивилизаций, развивать практических навыков анализа и обобщения. Содержание: Понятие «цивилизация». Теория цивилизации О.Шпенглера, А. Тойнби и др. Экономические предпосылки возникновения первых цивилизации. Цивилизация Древнего Востока. Влияние достижений кочевых народов Евразии на ход социального, экономического и культурного развития мира того времени. Античная цивилизация. Средневековая западноевропейская цивилизация. Средневековые восточные цивилизации. Цивилизации Нового времени и история современных цивилизаций.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы археологических исследований

    Цель: Углубленное изучение методов археологических исследований и формирование навыков работы с археологическими источниками. Содержание: Методы полевых археологических исследований. Археологическая разведка. Археологические раскопки. Полевая реставрация и консервация. Реставрация керамических, костяных, металлических, стеклянных и др. изделий в лабораторных условиях. Лабораторный анализ. Описание и обработка археологического материала. Типологический, технико-морфологический, экспериментально-трассологические и др. методы исследования. Интерпретация археологических данных и реконструкция исторических явлений и событий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Новые методы документации в полевой археологии

    Цель: Формирование базовых знаний о новых методах документации, используемых в полевых исследованиях, развитие практических навыков работы с источниками. Содержание: Новые методы в полевых археологических исследованиях. Методы археологической разведки. Новые способы фиксации археологических объектов в полевых условиях. Новейшие методы датирования археологических памятников: дендрохронологический метод, радиометрические методы (радиоуглеродный, калий-аргоновый, аргон-аргоновый, метод урановых серий и др.). Информационные технологии и компьютерные программы в археологической науке, теоретические и методологические основы инновационных технологий в образовании.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Направления мировой археологии в ХХ веке

    Цель: формирование целостного подхода к зарубежной археологии на основе глубокого анализа теоретико-методических концепций различных научных школ, развитие аналитического мышления. Содержание: становление и развитие археологической науки за рубежом. Археология Старого Света. Американская археология. Основные принципы и методы археологических исследований. Современные тенденции и тенденции развития зарубежной археологии. Новая археология. Археология процесса. археология после процедуры. Археологические памятники и культуры Европы. Зарубежная азиатская, африканская и американская археология.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История мировых культур

    Цель: Изучение историю мировой культуры и формирование навыков работы с археологическими этнографическими источниками исследования. Содержание: Этапы и особенности культурного процесса в разных странах в различные эпохи. Основные достижения культуры, характерные для различных эпох и народов. Роль классики для духовного развития современного человека. Древнейшие корни культуры, искусства и духовности казахского народа. Место и роль культуры Казахстана в мировой цивилизации.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5

Профессии

Результаты обучения

  • Свободно коммуницировать в профессиональной среде и социуме на казахском, русском и английском языках.
  • Демонстрировать общественные и социально-экономические знания в профессиональной деятельности, методы педагогического исследования для выявления основных характеристик педагогического процесса.
  • способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции.
  • самостоятельно проводить исследовательские работы в области историко-культурной атрибутики, музейно-экспозиционной и исследовательской деятельности.
  • грамотно решать профессиональные задачи археолого-этнографической работы с использованием современных образовательных и информационных технологий.
  • Владеть инновационными подходами для достижения конкретных результатов и экспертно-аналитической деятельности в области историко-культурного наследия.
  • управлять технологическими процессами, связанные с учетом и обеспечением сохранности объектов культурного наследия и этнографических материалов.
  • владеть на профессиональном уровне навыками использования поиска и извлечения необходимой информации при подготовке этнографических материалов, определения археологических экспонатов.
  • владеть основами знаний по консервации и реставрации археологических предметов.
  • осуществлять научно-исследовательской деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в области археологии и участвовать в создании проектов, повышающих эффективность использования этнографических и археологических материалов.
  • Использовать исследовательские, предпринимательские навыки и навыки работы в условиях неопределенности.
  • Эффективно работать индивидуально и как член команды, корректно отстаивать свою точку зрения, корректировать свои действия и использовать различные методы.
Top