Инновационная образовательная программа

7M02311 Филология: русский язык в ЮКГУ им. М. Ауезова

  • Цель образовательной программы подготовка магистров филологии, обладающих глубокими предметными знаниями в области языкознания и литературоведения, филологического образования, переводческого и редакторского дела, соблюдающих профессиональные ценности и педагогическую этику, для решения профессиональных задач в научно-педагогической и социальной сферах.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература

Дисциплины

  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель: повышение уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, совершенствование коммуникативных навыков в академической, научно-исследовательской и педагогической деятельности. Содержание: Совершенствование навыков чтения: чтение иноязычной научной, методической литературы. Развитие навыков письма: продуцирование научных текстов в рамках исследуемой темы или проблемы. Реферирование и аннотирование научных текстов, составление резюме. Написание текстов в различных научных жанрах: доклад, презентация, тезисы и статья по теме или проблеме научного исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Типологическое языкознание

    Цель: формирование научного мышления и лингвистических компетенций. Содержание: Типология как метод научного познания. Лингвистическая типология. Связь типологии с другими лингвистическими дисциплинами. Общая типология. Частная типология. Историческая (диахроническая) типология. Ареальная типология. Структурная типология.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Педагогика и психология высшей школы

    Цель курса: формирование у магистрантов навыков и способностей эффективной организации профессионально-педагогической деятельности в вузе на основесовременных психолого-педагогических знаний. Содержание курса: Современные парадигмы высшего образования. История, тенденции и стратегии развития высшего образования в Казахстане. Предмет, задачи, категории педагогики и психологии высшей школы. Методологические основы педагогики и психологии высшей школы. Профессиональная компетентность преподавателя вуза. Коммуникативные компетенции преподавателя вуза. Дидактика высшей школы. Психологические особенности студенческого возраста.Процесс обучения в вузе и его закономерности. Содержание образования в вузе. Формы организации учебного процесса в вузе. Технологии организации и реализации учебно-воспитательного процесса в вузе. Особенности кредитной системы обучения. Методика и методы преподавания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо и проектная работа

    Цель: развитие у магистрантов компетенций, направленных на формирование готовности к реализации собственных научных проектов и представлению их результатов в письменной форме в соответствии с нормами международного академического сообщества. Содержание: Особенности академического дискурса: стиль, жанры, проблематика. Тема и проблема исследования. Стратегии проблематизации. Объективность и субъективность в академическом тексте. Формулирование цели и задач работы. Различение предмета и объекта работы. Обзор источников и литературы. Работа над теоретическим и эмпирическим материалом исследования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Методы исследования. Гипотеза и результаты исследования. Оформление библиографии. Основные правила цитирования и оформления списка использованной литературы. Распространенность плагиата в академической среде: причины, последствия, способы преодоления. Рецензируемые журналы и «мусорный список». Типы аннотаций и особенности их составления. Рецензирование научного текста. Научный проект и научная проектная деятельность. Рекомендации по оформлению заявки на научные конкурсы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель: изучение проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, формирование знания об истории и теории науки. Закономерности развития науки и структуры научного знания. Наука как профессия и социальный институт. Методы ведения и организации научных исследований. Роль науки в развитии общества. Закономерности и тенденции развития деятельности по генерации научных знаний, взятых в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурном контексте. Специфика и взаимосвязь основных проблем философии науки и истории науки. Философия естественных наук, техники и технологии, гуманитарных наук. Развитие критического мышления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Контрастивная лингвистика в аспекте переводоведения

    Цель: расширение системы знаний в области контрастивной лингвистики, необходимых для успешного устного и письменного перевода, а также редактирования текстов после машинного перевода. Содержание: Контрастичная лингвистика как научная дисциплина в аспекте ее структуры, содержания, истории формирования. Связь со смежными дисциплинами, основные методы, приемы и модели контрастивной лингвистики. Когнитивные модели при усвоении второго языка.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Психология управления

    Цель: освоение психологических основ процесса управления людьми и группами людей, необходимых в профессиональной деятельности высококвалифицированных специалистов. Содержание: Основные подходы и принципы науки, возникшей на стыке психологии и теории управления. Систематизация фундаментальных психологических понятий. Психологические закономерности управленческой деятельности, понимание которых необходимо специалистам высшей квалификации. Законы риторики и сила убеждения. Методы психологических исследований и их применение с целью повышения качества управленческой деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Психолингвистика

    Цель: расширение знаний магистрантов об истории психолингвистики, основных психолингвистических направлениями, а также развитие навыков применения методов психолингвистического анализа в исследованиях. Содержание: Психолингвистика. Предмет и объект психолингвистики. Основные опpеделения психолингвистики. Психолингвистика как теоpия pечевой деятельности. Из истоpии психолингвистики. Пpоцессы pечевой деятельности. Отличительные чеpты психолингвистики: учет фактоpа человека, учет фактоpа ситуации, опоpа на пpинцип экспеpимента. Методы психолингвистических исследований. Эксперимент в психолингвистике

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Межкультурная коммуникация

    Цель: ознакомление магистрантов с основами теории межкультурной коммуникации, развитие восприимчивости, способности к грамотной интерпретации различных видов вербального и невербального поведения. Содержание: Методологические подходы к изучению межкультурной коммуникации. Интегрированный характер межкультурной коммуникации, ее связь с другими науками. Способы преодоления эклектичности дисциплины «Межкультурная коммуникация». Причины и истоки возникновения дисциплины «Межкультурная коммуникация». Формы и методы обучения межкультурной коммуникации. Ключевые определения и понятия, отражающие содержание межкультурной коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современная методология филологического образования в высшей школе

    Цель: профессионализация филологического сознания магистрантов и трансформация его в педагогическое содержание преподавания филологических дисциплин (русский язык и литература) в условиях вуза. Содержание: Лингвистическая и литературоведческая подготовка магистрантов. Конструктивные междисциплинарные связи, находящиеся на пересечении лингвистики текста, стилистики, литературоведения. Роль интегративного обучения в системе вузовского освоения филологических дисциплин. Эффективные и рациональные технологии, используемые на занятиях филологического цикла в высшей школе. Способы организации учебной и исследовательской работы на основе самопознания и самообразования, как необходимое условие результативности педагогической деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Современные парадигмы литературоведения

    Цель: выработка умений определять тенденции развития современного литературоведения. Содержание: Этапы развития науки о литературе, концепции современного отечественного и зарубежного литературоведения. Теория художественного текста в русском литературоведении на рубеже ХХ-ХХI веков. Литературный метатекст. Новейшие парадигмы русского литературоведения. Литературоведческие школы. Нарратология. Интерпретация литературного произведения в русле определенной научной методологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные образовательные технологии обучения русскому языку и литературе в высшей школе

    Цель: формирование способности применять современные методики и технологии в обучении студентов русскому языку и литературе. Содержание: материал трех взаимодополняющих модулей: предмет филологии и современная методология ее изучения.; методика работы со словом при усвоении дидактических дисциплин филологического профиля; инновационная деятельность педагога-филолога в вузе, современные образовательные технологии на занятиях филологического цикла.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Актуальные проблемы лингвистики

    Цель: углубление представлений об актуальных направлениях лингвистики, позволяющих совершенствовать лингвистическое мышление магистров-филологов. Содержание: сущность основных научных концепций и направлений современной лингвистической науки. Актуальные проблемы русского языкознания рубежа XX–XXI веков. Основные научные направления теоретической и прикладной лингвистики, предмет и задачи основных антропоориентированных научных направлений. Языковые факты и единицы в аспекте изучаемых лингвистических подходов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Цифровые технологии в исследовании и обучении филологии

    Цель: сформировать системное представление о возможностях использования и разработки цифровых технологий при изучении языков и их применимости в профессиональной деятельности. Содержание: современные образовательные технологии, общая характеристика. Классификация современных образовательных технологий по различным основаниям. Информационные технологии в филологии. Базы данных. Применение искусственного интеллекта в обучении русскому языку и литературе. Глобальная сеть Интернет. Интернет-ресурсы для обучения русскому языку. Информационные ресурсы. Мультимедиа- технологии в обучении. Электронные энциклопедии, словари.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Цифровая лингводидактика

    Цель: формирование и развитие общекультурных и специальных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность посредством освоения основ использования цифровых технологий в лингводидактике. Содержание: информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы образования в условиях информатизации. Цифровые возможности обучения русскому языку. Искусственный интеллект и его возможности в лингводидактике. Эволюция цифровых технологий, их дидактические свойства и функции.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Актуальные направления современной фольклористики и литературоведения

    Цель: формирование способности определять тенденции развития современного литературоведения и фольклористики Содержание: Фольклористика XX в.: этапы развития. Антрополого-этнографическая школа в русской фольклористике. Историческая школа в русской фольклористике. Неоисторическая школа середины XX в. Возрождение мифологической школы в фольклористике конца XX - начала XXI вв. Междисциплинарные исследования по фольклору. Постфольклор. Актуальные направления современного литературоведения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные лингвистические концепции

    Цель: углубление и расширение системы знаний о современных лингвистических направлениях интегрального характера, обогащение общенаучной и профессиональной эрудиции будущих магистров в области медиалингвистики. Содержание: Смена научных парадигм в современной лингвистике характеризуется, дихотомия "язык и человек" как объект исследования. Лингвофилософские основы современных лингвистических концепций. Лингвокультурология, когнитивная лингвистика, концептология, прагматика, или теория речевых актов, дискурсология и др. Их основные теоретические постулаты и методологии исследования. ИИ в прикладной лингвистике. Компьютерная и корпусная лингвистика: методы анализа больших текстовых данных,

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Теория текста и дискурса

    Цель: интеграция знаний по методологическим проблемам теории текста и дискурса, обучение навыкам разграничения различных видов дискурсивных практик. Содержание: Текст и дискурс как объекты лингвистического исследования. Разграничение понятий «текст» и «дискурс», их категории. История возникновения лингвистической теории текста. Методологические проблемы теории текста и дискурса. Комплексный анализ текстов и их компонентов, анализ различных типов дискурса (политический, медийный, рекламный, художественный и др.).

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современное редакторское дело

    Цель: ознакомление с целями, задачами и предметом редакторской деятельности для расширения и обогащения их эрудиции как будущих редакторов и медийных работников. Содержание: Редакторская деятельность. Редактор, функции и обязанности. Анализ, планирование и прогнозирование редакторской деятельности. Основные принципы работы современного редактора, анализ примеров редакторской практики. Экспертирование рукописи, редактирование и корректура текста. Механизмы инновационного развития мировых и казахстанских медиа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Специфика современной редакционной деятельности

    Цель: ознакомление со спецификой редакционной деятельности для расширения и обогащения их эрудиции как будущих редакторов и медийных работников. Содержание: Цели и задачи редакционной деятельности. Специфика редакторской деятельности. Образ современного редактора. Редактирование научных, медийных тектов. Анализ, планирование деятельности СМИ, риски и способы их минимизации. Механизмы инновационного развития мировых и казахстанских медиа. Принципы деловой коммуникации, маркетинга и менеджмента. Актуальные направления современных СМИ.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современная теория перевода

    Цель: системное изложение научной проблематики общей и частной теории языка, а также принципов моделирования переводческой деятельности Содержание: Принцип проблемности, отражающий противоречивую сущность переводческого процесса, что находит отражение в различных авторских подходах к моделированию переводческой деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвострановедение в обучении русскому как иностранному

    Цель: формирование знания специфики лингвострановедческого аспекта обучения, методологических основ лингвострановедения; развитие лингвострановедческой компетенции магистрантов. Содержание: Лингвострановедение как наука. Лингвострановедческая теория слова. Лексический фон и фоновая лексика. Коннотативная лексика. Ономастика в лингвострановедении. Русская фразеология и афористика. Текст в лингвострановедении.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Теория и практика письменного перевода

    Цель: системное изложение научной проблематики общей и частной теории языка, а также принципов моделирования переводческой деятельности Содержание: Принцип проблемности, отражающий противоречивую сущность переводческого процесса, что находит отражение в различных авторских подходах к моделированию переводческой деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методология и методика комплексного изучения 4-уровневой системы содержания и формы художественного произведения трех родов литературы

    Цель: совершенствование навыков применения методики комплексного изучения художественного творчества. Содержание: Методология комплексного изучения художественного творчества. Системно-комплексный подход к изучению художественного произведения как результата творческого процесса. Художественное произведение как система. Уровень названия произведения. Уровни верхней и нижней границ хронотопа настоящего времени в художественном тексте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Дискурс и интернет-коммуникация

    Цель: исследование языковой и жанровойспецифики интернет-коммуникации, расширение и обогащение лингвистической эрудиции магистрантов. Содержание: Многозначность термина дискурса. Понятие интернет-коммункации. Типы институционального дискурса (политического, спортивного, массово-информационного, художественного, учебного), а также неофициального общения в интернет-коммуникации (в бытовом диалоге, в социальных сетях). Понятие виртуального дискурса. Стратегии и тактики в различных дискурсивных практиках, в том числе и интернет-коммуникации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Язык и стиль массмедиа

    Цель: ознакомление с медиадискурсом, особенностями языка и стиля медиадискурса, позволяющего существенно расширить и обогатить эрудицию в сфере редакторской и журналисткой деятельности. Содержание: Понятие дискурса массмедиа. Различия языка и стиля массмедиа. Жанры публикаций СМИ. Разностилевые и разножанровые публикации. Фонетические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности медиатекстов. Стилистические приемы в медидискурсе. Адекватное восприятие, анализ и производство современных медиатекстов. Аналитика публикаций СМИ. Спичрайтинг

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Филологическое обеспечение СМИ

    Цель: ознакомление магистрантов с ролью филологии в СМИ, вопросами и аспектами филологического обеспечения СМИдля расширения и обогащения их эрудиции в сфере редакторской и журналистской деятельности. Содержание: Роль и место филологии в СМИ. Профессиональные компетенции, необходимые для филологического обеспечения СМИ. Основные положения теории современных коммуникаций, медиалингвистики. Особенности языка и стиля дискурса массмедиа. Технологии по созданию, редактированию и анализу медиатекстов, изучению жанров периодической печати. Навыки анализа и создания публикации СМИ, а также навыки спичрайтинга.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Русский язык в иноязычной аудитории

    Цель: систематизация и расширение знания основных проблем лингводидактики; подготовка профессиональных филологов, обладающих широким спектром знаний, умений и навыков в области преподавания русского языка как, иностранного и неродного. Содержание: принципы обучения русскому языку. Языковая политика Казахстана. Содержание предмета «Русский язык» для иноязычных обучаемых в рамках обновленного содержания образования. Развитие функциональной грамотности обучаемых. Содержание, структура и принципы построения действующих программ и учебников русского языка.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Теоретико-методологические и методические аспекты системного изучения произведений лирики, эпоса, драмы

    Цель: интеграция знаний об основных теоретических категориях и концепциях современной науки о литературе. Содержание: Функция, методы и приемы анализа названия текста. Функция, методы и приемы определения хронотопа в тексте. Функция, методы и приемы анализа текста в обратном движении от активного центра. Методы и приемы определения идеи и стиля текста. Отражение системы содержания и формы художественного произведения в выводах.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Решать задачи в процессе выполнения основных трудовых функций (обучение, проведение научных исследований, осуществление научно-методической работы, социализация обучающейся молодежи) с учетом мировых и национальных трендов развития науки и образования, осуществляет наставничество на основе знаний психологии управления и современной педагогики и определяет приоритеты профессионального развития.
  • Интегрировать междисциплинарные знания в процессе исследования и преподавания русского языка и литературы для решения исследовательских, практических и управленческих задач.
  • Проявляет информационную культуру, владеет иностранным языком в научно-профессиональной деятельности в условиях трехъязычия и межкультурной коммуникации.
  • осмысливать философские и методологические проблемы языкознания и литературоведения, осуществляет лингволитературоведческий, функциональный и дискурсивный анализ текста, в том числе медиатекста
  • владеть основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов, проводит лингвистические эксперименты и проектную работу в области филологических исследований, проявляя способность генерировать новые идеи
  • применять творческий подход к научно-педагогической деятельности, аналитические методы исследования и преподавания русского языка и литературы, развивает исследовательские навыки обучающихся, разрабатывает учебные и учебно-методические пособия и материалы, управляет рисками в обучении и воспитании
  • эффективно использовать современные цифровые технологии и искусственный интеллект в области лингвистических/ литературоведческих исследованиях, в процессе преподавания русского языка и литературы, переводческого и редакторского дела
  • организовать редакционную работу по своевременной и качественной подготовке материалов к печати на основе знаний правил стилистики и норм литературного языка, применяя навыки редактирования газетного текста или выступления, демонстрируя культуру мышления и технику речи
  • владеть методикой проведения качественного перевода с учетом характера переводимого текста, а также методикой переводческого анализа, способствующей точному восприятию исходного высказывания
Top