Новая образовательная программа

7M02309 Русская филология в ЮКГУ им. М. Ауезова

  • Цель образовательной программы подготовка магистров в области русской филологии, обладающих глубокими предметными знаниями по лингвистике, литературоведении и филологическому образованию, соблюдающих профессиональные ценности и профессиональную этику, для решения профессиональных задач в научно-педагогической деятельности.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 132
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература

Дисциплины

  • Теория и методика обучения русскому языку как иностранному

    Цель: овладение методикой преподавания русского языка как иностранного и применение ее в профессиональной деятельности. Содержание: Систематизация существующих подходов и методов в области преподавания РКИ, методик, технологий, критериев оценки результатов обучения. Понятие лингвистической, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции. Анализ основной и дополнительной научно-методической и учебной литературы по методике РКИ. Готовность обучать русскому языку в условиях поликультурной среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Дискурс-анализ

    Цель: овладение методологией дискурс-анализа. Содержание: Дискурсивный анализ как раздел теории языка и как лингвистический метод. Основные понятия и термины теории дискурса, различные подходы к исследованию дискурса как комплекса взаимосвязанных текстов различных форм и практик их производства, распределения и рецепции. Понимание единства «без дискурса не существует социальной реальности, без понимания дискурса невозможно понять реальность, опыт и нас самих». Модели и практические приемы анализа дискурса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Методология итертекстуального анализа

    Цель: изучение основами и особенностями интертекстуальной интерпретации литературного произведения. Содержание: Понятие интертекстуальности во всей ее сложности. Интертекстуальный анализ как новый научный подход в современном литературоведении. Разнообразные типы литературных практик и форм, а также приёмы научной интерпретации литературного произведения. Методология интертекстуального анализа. И ее применение в собственных исследовательских работах.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Современные процессы в русскоязычной коммуникации

    Цель: исследование современных процессов в русской и зарубежной литературе. Взаимовлияние различных видов общественного сознания, ценности духовной жизни, существующие диалектические связи – притяжение, отталкивание – в сфере содержания и формы новейшего словесного творчества. Основные тенденции развития современной прозы, своеобразие современной русской поэзии и драматургии, сущности литературной критики; ориентация в многообразии творческих индивидуальностей современного литературного процесса, Аналитическое прочтение художественных произведений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Информационные технологии

    Цель: совершенствование навыков в области новых информационных, коммуникационных, цифровых и педагогических технологий. Содержание: Понятие современного информационного общества. Информационная культура личности и общества. Информационная грамотность и использование компьютерных технологий в науке и образовании. Этапы развития информационных технологий. Цифровизация образования. Цифровые инструменты, технологии и ресурсы для решения прикладных задач в сфере филологической науки и филологического образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Русский язык и литература на постсоветском пространстве

    Цель: понимание функциональной и символической динамики русского языка в коммуникативном постсоветском пространстве с учетом его коммуникативного потенциала, роли и функций русской литературы в диахроническом и синхронном аспектах. Содержание: Учет факторов геополитического, внутриполитического, экономического, религиозного, социокультурного характера, демография населения и векторы миграции. Анализ и типология конфигураций языкового доминирования как теоретического концепта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современные процессы в литературе

    Цель: интеграция знаний о активных языковых процессах в XXI в. Внешние, экстралингвистические, и внутренние, собственно языковые, факторы их развития. Понятие глобализации и цифровизации, особенности поликодового характера современных текстов и активный процесс заимствований разного типа из английского языка. Закон антиномии и аналогии. Анализ профессиональных и социальных медиа, а также разговорного и художественного дискурса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Иностранный язык в профессиональной деятельности*

    Цель: повышение уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, совершенствование навыков общения на иностранном языке для решения социально-коммуникативных задач академической, научно-исследовательской и педагогической деятельности. Содержание: Совершенствование навыков чтения: чтение иноязычной научной, методической литературы. Развитие навыков письма: продуцирование научных текстов в рамках исследуемой темы или проблемы. Реферирование и аннотирование научных текстов, составление резюме. Написание текстов в различных научных жанрах: доклад, презентация, тезисы и статья по теме или проблеме научного исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Филология в системе современного гуманитарного знания

    Цель: расширение представлений об истории и теории филологических и родственныхим дисциплин и направлений последнего столетия, методологии исследования. Содержание: Структурализм, генеративная грамматика, текстология, дискурс-лингвистика, лингвистическая конфликтология, социо- и психолингвистика, антропология, семиотика постмодернизма; их междисциплинарные взаимодействия и взаимовлияния. Исторические основания этих дисциплин в филологических науках в их современном состоянии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Межкультурная коммуникация: теория и практика

    Цель: овладение системой понятий в области межкультурной коммуникации, практическими навыками для успешного межкультурного взаимодействия с учетом особенностей и трудностей современной вербальной и невербальной коммуникации с представителями разных культур и стран. Содержание: Межкультурная коммункация. Поликультурная среда. Понятие культурной восприимчивости, навык ведения устной и письменной коммуникации в условиях межкультурного диалога. Современный цифровой этикет и деловая переписка на русском и иностранном языках.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвистическая прагматика и стилистика

    Цель: углубление системы знаний о современной стилистике и лингвистической прагматике, формирование навыков эффективного использования стилистических и лингвопрагматических ресурсов русского языка при генерировании, атрибуции и редактировании медиатекстов. Содержание: Лингвопрагматические и стилистические ресурсы современного русского языка. Имплицитный смысл и коммуникативные интенции высказывания. Кросскультурная прагматика и проблемы понимания в межкультурном контексте и медиакоммуникации.Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Семиотика

    Цель: совершенствование навыков ориентации в современном информационном пространстве на основе знаний о знаковой природе окружающего мира для решения сложных коммуникативных задач. Содержание:Основатели семиотики, их научные труды. Аспекты естественных языков (родного языка, русского и других) как знаковых систем высокого уровня. Кодирование и декодирование текстов различной природы и степени сложности. Актуальные проблемы современной семиотики как междисциплинарной науки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • История и философия науки

    Цель: изучение проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, формирование знания об истории и теории науки. Закономерности развития науки и структуры научного знания. Наука как профессия и социальный институт. Методы ведения и организации научных исследований. Роль науки в развитии общества. Закономерности и тенденции развития деятельности по генерации научных знаний, взятых в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурном контексте. Специфика и взаимосвязь основных проблем философии науки и истории науки. Философия естественных наук, техники и технологии, гуманитарных наук. Развитие критического мышления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Психология управления

    Цель: освоение психологических основ процесса управления людьми и группами людей, необходимых в профессиональной деятельности высококвалифицированных специалистов. Содержание: Основные подходы и принципы науки, возникшей на стыке психологии и теории управления, необходимые в профессиональной Систематизация фундаментальных психологических понятий. Психологические закономерности управленческой деятельности, понимание которых необходимо специалистам высшей квалификации. Законы риторики и сила убеждения. Методы психологических исследований и их применение с целью повышения качества управленческой деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Межкультурная коммуникация: теория и практика

    Цель: овладение системой понятий в области межкультурной коммуникации, практическими навыками для успешного межкультурного взаимодействия с учетом особенностей и трудностей современной вербальной и невербальной коммуникации с представителями разных культур и стран. Содержание: Межкультурная коммункация. Поликультурная среда. Понятие культурной восприимчивости, навык ведения устной и письменной коммуникации в условиях межкультурного диалога. Современный цифровой этикет и деловая переписка на русском и иностранном языках.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Методология исследования мультилингвизма

    Цель: овладение методологическим инструментарием для системного анализа мультилингвальных языковых ситуаций в зонах языковых контактов. Содержание: Языковые контакты различного типа: традиционных, связанных с определёнными территориями и физическими границами, и модерных, связанных с трансформацией физических границ в символические. Анализ языковых ситуаций с учетом трех измерений: коммуникативного, лингвистического (формы используемых языков и их взаимоотношения) и психологического (описание и оценка языкового воображаемого, языковых репрезентаций и аттитюдов).

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Искусственный интеллект в филологии*

    Цель: формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков применения методов искусственного интеллекта в филологических исследованиях, обработке естественного языка и цифровой гуманитаристики. Содержание: Развитие навыков использования инструментария искусственно интеллектуальных технологий для решения филологических задач: анализ больших текстовых корпусов, распознание авторского стиля, машинный перевод и семантический анализ. Оценка возможностей и ограничений ИИ в гуманитарных науках в рамках россйскийх и мировых кодексов этики AI.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Педагогика и психология высшей школы

    Цель курса: формирование у магистрантов навыков и способностей эффективной организации профессионально-педагогической деятельности в вузе на основесовременных психолого-педагогических знаний. Содержание курса: Современные парадигмы высшего образования. История, тенденции и стратегии развития высшего образования в Казахстане. Предмет, задачи, категории педагогики и психологии высшей школы. Методологические основы педагогики и психологии высшей школы. Профессиональная компетентность преподавателя вуза. Коммуникативные компетенции преподавателя вуза. Дидактика высшей школы. Психологические особенности студенческого возраста.Процесс обучения в вузе и его закономерности. Содержание образования в вузе. Формы организации учебного процесса в вузе. Технологии организации и реализации учебно-воспитательного процесса в вузе. Особенности кредитной системы обучения. Методика и методы преподавания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Разработка электронных курсов филологической направленности

    Цель: совершенствование ИКТ- и цифровых навыков в рамках проектирования, разработки, анализа и примененияэлектронных курсов филологической направленности. Содержание: Процедура и методология создания электронных курсов, теоретическая и практическая база для разработки собственного цифрового образовательного продукта филологической направленности. Формирование навыков разработки электронных курсов: Основы дизайна в электронноем обучении, приёмы подачи материала в цифровой среде, механизмы перевода учебного пособия в электронный формат, анализ электронных образовательных продуктов с точки зрения методологии и техники.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Методика преподавания литературы в формате смешанного обучения

    Цель: овладение методикой преподавания литературы, успешно комбинируя оффлайн и онлайн форматы обучения. Содержание: Основные понятия и направления современной методики преподавания литературы в школе и вузе. Специфика обучения литературе в школе и вузе, в т.ч. иностранной аудитории; совершенствование навыков в моделировании конспектов, планировании, организации и проведении занятий в формате смешанного обучения с применением новых образовательных тенденций в рамках цифровизации образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Методы корпусной лингвистики

    Цель: овладение методами и приёмами корпусной лингвистики как нового знания в современной научной парадигме. Содержание: Корпусная лингвистика, предмети задачи. Инструментарий корпусной лингвистики и его применение в исследовательской и педагогической деятельности. Корпус русского языка, а также с корпуса языков СНГ и языков народов Российской Федерации (Алматинский корпус казахского языка, Восточноармянский национальный корпус, Калмыкций корпус, Национальный корпус таджикского языка, Письменный корпус современного татарского языка и др.).

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Иностранный язык в профессиональной деятельности*

    Цель: повышение уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, совершенствование навыков общения на иностранном языке для решения социально-коммуникативных задач академической, научно-исследовательской и педагогической деятельности. Содержание: Совершенствование навыков чтения: чтение иноязычной научной, методической литературы. Развитие навыков письма: продуцирование научных текстов в рамках исследуемой темы или проблемы. Реферирование и аннотирование научных текстов, составление резюме. Написание текстов в различных научных жанрах: доклад, презентация, тезисы и статья по теме или проблеме научного исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Лингвистическая прагматика и стилистика

    Цель: углубление системы знаний о современной стилистике и лингвистической прагматике, формирование навыков эффективного использования стилистических и лингвопрагматических ресурсов русского языка при генерировании, атрибуции и переводе текстов различных типов и стилей. Содержание: Лингвопрагматические и стилистические ресурсы современного русского языка. Имплицитный смысл высказывания и коммуникативные интенции на основе анализа экстралингвистических и лингвистических факторов. Кросскультурная прагматика и проблемы понимания в межкультурном контексте.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Герменевтический анализ текста

    Цели: формирование представлений о герменевтике как науке, овладение навыками понимания и интерпретации художественного текста. Содержание: Способы и методы герменевтического анализа художественного текста. Искусство «вживания» и «сопереживания». Герменевтика как искусство и теория истолкования. Смысл текста, исходя из его объективных (значения слов) и субъективных (намерения авторов) оснований. Глубокое понимание и аналитическое прочтение текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Методология системного анализа художественного текста

    Цель: совершенствование навыков применения методики комплексного изучения художественного творчества. Содержание: Методология комплексного изучения художественного творчества. Системно-комплексный подход к изучению художественного произведения как результата творческого процесса. Художественное произведение как система. Уровень названия произведения. Уровни верхней и нижней границ хронотопа настоящего времени в художественном тексте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Филологическое обеспечение СМИ

    Цель: ознакомление магистрантов с ролью филологии в СМИ, вопросами и аспектами филологического обеспечения СМИдля расширения и обогащения их эрудиции в сфере редакторской и журналистской деятельности. Содержание: Роль и место филологии в СМИ. Профессиональные компетенции, необходимые для филологического обеспечения СМИ. Основные положения теории современных коммуникаций, медиалингвистики. Особенности языка и стиля дискурса массмедиа. Технологии по созданию, редактированию и анализу медиатекстов, изучению жанров периодической печати. Навыки анализа и создания публикации СМИ, а также навыки спичрайтинга.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Контрастивная лингвистика в аспекте переводоведения

    Цель: расширение системы знаний в области контрастивной лингвистики, необходимых для успешного устного и письменного перевода, а также редактирования текстов после машинного перевода. Содержание: Контрастичная лингвистика как научная дисциплина в аспекте ее структуры, содержания, истории формирования. Связь со смежными дисциплинами, основные методы, приемы и модели контрастивной лингвистики. Когнитивные модели при усвоении второго языка.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Дискурс и интернет-коммуникация

    Цель: исследование языковой и жанровой специфики интернет-коммуникации, расширение и обогащение лингвистической эрудиции магистрантов-филологов. Содержание: Многозначность термина дискурса. Понятие интернет-коммункации. Типы институционального дискурса (политического, спортивного, массово-информационного, художественного, учебного), а также неофициального общения в интернет-коммуникации (в бытовом диалоге, в социальных сетях). Понятие виртуального дискурса. Стратегии и тактики в различных дискурсивных практиках, в том числе и интернет-коммуникации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Академическое письмо и проектная работа

    Цель: развитие у магистрантов компетенций, направленных на формирование готовности к реализации собственных научных проектов и представлению их результатов в письменной форме в соответствии с нормами международного академического сообщества. Содержание: Особенности академического дискурса: стиль, жанры, проблематика. Тема и проблема исследования. Стратегии проблематизации. Объективность и субъективность в академическом тексте. Формулирование цели и задач работы. Различение предмета и объекта работы. Обзор источников и литературы. Работа над теоретическим и эмпирическим материалом исследования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Методы исследования. Гипотеза и результаты исследования. Оформление библиографии. Основные правила цитирования и оформления списка использованной литературы. Распространенность плагиата в академической среде: причины, последствия, способы преодоления. Рецензируемые журналы и «мусорный список». Типы аннотаций и особенности их составления. Рецензирование научного текста. Научный проект и научная проектная деятельность. Рекомендации по оформлению заявки на научные конкурсы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные лингвистические концепции

    Цель: углубление и расширение системы знаний о современных лингвистических направлениях интегрального характера, обогащение общенаучной и профессиональной эрудиции будущих магистров филологии. Содержание: Смена научных парадигм в современной лингвистике характеризуется, дихотомия "язык и человек" как объект исследования. Лингвофилософские осноы современных лингвистических концепций. Лингвокультурология, когнитивная лингвистика, концептология, прагматика, или теория речевых актов, дискурсология, медиалингвистика и др.. Их основные теоретические постулаты и методологии исследования. ИИ в прикладной лингвистике. Компьютерная и корпусная лингвистика: методы анализа больших текстовых данных.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы лингвистики

    Цель: углубление представлений об актуальных направлениях лингвистики, позволяющих совершенствовать лингвистическое мышление магистров-филологов. Содержание: сущность основных научных концепций и направлений современной лингвистической науки. Актуальные проблемы русского языкознания рубежа XX–XXI веков. Основные научные направления теоретической и прикладной лингвистики, предмет и задачи основных антропоориентированных научных направлений. Языковые факты и единицы в аспекте изучаемых лингвистических подходов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теоретико-методологические и методические аспекты системного изучения произведений лирики, эпоса, драмы

    Цель: интеграция знаний об основных теоретических категориях и концепциях современной науки о литературе. Содержание: Функция, методы и приемы анализа названия текста. Функция, методы и приемы определения хронотопа в тексте. Функция, методы и приемы анализа текста в обратном движении от активного центра. Методы и приемы определения идеи и стиля текста. Отражение системы содержания и формы художественного произведения в выводах.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Типологическое языкознание

    Цель: формирование научного мышления и лингвистических компетенций. Содержание: Типология как метод научного познания. Лингвистическая типология. Связь типологии с другими лингвистическими дисциплинами. Общая типология. Частная типология. Историческая (диахроническая) типология. Ареальная типология. Структурная типология.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Ориентироваться в основных мировоззренческих и методологических проблемах теоретической, прикладной и сопоставительной лингвистики, литературоведения и филологического образования через осмысление и применение философских и трансдисциплинарных знаний в их историческом развитии и социально-культурном контексте.
  • Использовать иностранный язык для успешного устного и письменного взаимодействия в академической, научной и профессиональной деятельности в условиях межкультурного диалога.
  • Организовать в процессе выполнения основных трудовых функций (обучение, проведение научных исследований, осуществление научно-методической работы, социализация обучающейся молодежи) работу в команде с коллегами и обучающимися, эффективно развивая у них исследовательские навыки, учитывая психологические особенности управленческой деятельности, законы успешного речевого общения и риторики.
  • Проектировать и реализовывать свою научно-педагогическую деятельность в вузе при исследовании и преподавании русского языка и литературы, в том числе русского как иностранного, эффективно применяя инновационные образовательные и цифровые технологии и искусственный интеллект.
  • Работать над научным проектом на всех фазах его развития, демонстрируя навыки работы с информацией (поиск, анализ, систематизация и др.), а также умения прогнозирования и генерирования новых идей, применения методических приемов филологического исследования и на основе знаний современной научной парадигмы лингвистики и литературоведения.
  • Организовать редакционную работу по своевременной и качественной подготовке материалов к печати, используя широкий спектр методов и приемов филологической работы с текстом, корректно анализируя, интерпретируя, редактируя, проводить дискурсивный, интертекстуальный, герменевтический, сопоставительный, системный анализы.
  • Применять широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, демонстрируя культуру мышления и технику речи, при решении для решения исследовательских, практических и управленческих задач в профессиональной деятельности.
  • Владеть навыками самостоятельного исследования языка в системном описании и функционировании, его активных процессов и трендов развития, речевой, межкультурной и интернет-коммуникации с использование современных методов и приемов и изложением аргументированных выводов.
Top