Действующая образовательная программа

6B02208 Археология, этнология и антропология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Дисциплины

  • Инклюзивная культура в современном обществе

    Целью дисциплины является формирование у студентов навыков знаний основ инклюзивной культуры общества, базовых принципов инклюзивной культуры, а также знания нормативно-правовых аспектов организации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В результате освоения дисциплины формируются способности студентов использовать принципы инклюзии в социальной и профессиональной сферах, способности выбирать коммуникативные стратегии в мультикультурном обществе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель: формирование у обучающихся рационального финансового поведения при принятии решений, касающихся личных финансов, а также способности критически оценивать процессы использования современных финансовых услуг и цифровых технологий. В рамках курса обучающиеся научатся использовать на практике финансовые инструменты, сохранять и приумножать собственные накопления, планировать личный бюджет, уметь исчислять налоги, анализировать финансовую отчетность и использовать методы оценки эффективности инвестиций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Устойчивое развитие, экология и безопасность жизнедеятельности

    Цель: дать знания о принципах устойчивого развития, основ целей устойчивого развития (ЦУР), ESG-принципов, декарбонизации и научить анализировать взаимосвязь экологических, социальных, экономических факторов, оценивать риски и разрабатывать устойчивые стратегии глобальных экологических и социальных вызовов и их последствий, экобезопасности водных ресурсов, воздушного бассейна, деградации земельных ресурсов, продовольственной безопасности, природных и техногенных бедствиях, связанных с антропогенной деятельностью и способах защиты от них.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Древняя и средневековая история Казахстана

    Целью курса является ознакомление студентов с основными этапами исторического развития территории современного Казахстана от древнейших времен до конца средневековья. Курс направлен на изучение политических, экономических, социальных и культурных аспектов истории региона, а также формирование умений анализа исторических источников и материалов. Дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами, изучающими археологию и этнографию Казахстана, и создает определенную фактологическую и методологическую базу для их изучения. На этой базе предполагается изучение исторических дисциплин на более высоком уровне, осмысление процессов и событий в их динамике и взаимосвязи; совершенствование способности находить, анализировать и контекстно обрабатывать историческую информацию из различных источников. В ходе прохождения курса на базе богатого фактического материала отрабатываются основные исторические понятия, с которыми студент будет неоднократно встречаться при работе в рамках последующих курсов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Антикоррупционная культура

    Цель изучения - раскрытие таких категорий, как право и государство, дать необходимое общее представление студентам о национальных отраслях права, ознакомление с основными нормами права Республики Казахстан, в том числе нормативно-правовыми актами в сфере конституционного, административного, гражданского, уголовного и иных отраслей права Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство и бизнес

    Цель: через теоретические, научные и практические знания сформировать у студентов готовность к созданию собственного дела, участия в предпринимательской деятельности. Через теоретические, научные и практические знания позволит сформировать у студентов готовность к предпринимательской деятельности и к организации бизнеса. Учебный курс представляет собой систематизацию нормативно-правовых, экономических, организационно-управленческих знаний по вопросам становления, ведения предпринимательства и бизнеса, которые станут основой для развития предпринимательского мышления для решения конкретных задач и деловых ситуаций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История мировых религий

    Целью курса является ознакомление студентов с историей, основными концепциями и практиками различных религиозных традиций мира. Курс направлен на формирование понимания роли религий в культурном, социальном и историческом контексте, а также на развитие навыков критического анализа религиозных текстов и явлений. Курс включает лекции, семинары и практические занятия, направленные на анализ религиозных текстов, изучение ритуалов и обрядов, а также обсуждение религиозных и философских вопросов. Студенты будут участвовать в дискуссиях, представлять доклады и писать эссе на темы, связанные с историей мировых религий. По завершении курса студенты будут обладать базовыми знаниями об основных мировых религиях, их истории, учениях и практике. Они смогут анализировать религиозные явления в их культурном и историческом контексте, а также понимать роль религий в современном мире. Этот курс предоставляет студентам комплексное понимание разнообразия религиозных традиций и их значимости в формировании культурного и исторического наследия человечества.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Введение в специальность

    Цель курса: ознакомление студентов с основными концепциями, методами и объектами исследования в областях археологии, этнологии и антропологии. Дисциплина нацелена на формирование базовых знаний, необходимых для дальнейшего изучения данных наук и применения их в практической деятельности. Курс включает практические занятия, направленные на знакомство с методами полевых и лабораторных исследований, анализом археологических артефактов, проведением этнографических исследований и антропологических наблюдений. Студенты будут учиться применять полученные знания на практике, участвуя в исследовательских проектах и экспедициях. По завершении курса студенты будут обладать базовыми знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшего изучения археологии, этнологии и антропологии. Этот курс является основой для дальнейшего изучения и профессиональной подготовки в области археологии, этнологии и антропологии, способствуя формированию у студентов целостного понимания предмета и его значимости в современной науке и обществе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основы научных исследований

    Целью курса является ознакомление студентов с базовыми принципами и методами проведения научных исследований. Курс направлен на формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного выполнения научных работ, анализа данных и представления результатов исследований в области археологии, этнологии и антропологии. Студенты будут выполнять упражнения по формулированию гипотез, выбору методов исследования, сбору и анализу данных, а также писать и представлять научные отчеты и статьи. По завершении курса студенты смогут формулировать исследовательские вопросы, выбирать адекватные методы исследования, собирать и анализировать данные, а также представлять результаты своих исследований в различных форматах. Курс предоставляет студентам знания и навыки, необходимые для успешного выполнения научных исследований, что является важной составляющей их профессиональной подготовки в области археологии, этнологии и антропологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Каменный век Центральной Евразии

    Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления о современном состоянии исследований в области археологии каменного века, с выделением основных актуальных вопросов изучения материальной культуры данного периода, проблем происхождения человека и заселения древними популяциями территории Евразии, а также выработку навыков применения междисциплинарного подхода в изучении археологических комплексов каменного века. В программе курса предлагаются систематизированные базовые, фундаментальные и прикладные знания в области археологии каменного века. Программа включает методические и методологические вопросы исследования палеолитических и неолитических объектов, вопросы происхождения и развития человечества, зарождение производящего хозяйства, ранних форм этногенеза, историографию основных проблем исследований, характеристику технико-типологических и культурных явлений в эпоху каменного века.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Исторические формы хозяйства казахов

    Цель курса заключается в изучении истории развития хозяйственных форм у народа казахов, их влияния на экономическую и социальную жизнь общества, а также на формирование национальной культуры и идентичности. Задачи курса включают: изучение исторических аспектов развития хозяйства казахов с древности до наших дней, анализ различных форм хозяйственной деятельности казахов, таких как охота, скотоводство, земледелие, ремесла и торговля, рассмотрение влияния природных и социокультурных факторов на развитие хозяйства казахов, изучение роли хозяйства казахов в формировании их национальной культуры и идентичности. Изучение этого курса поможет студентам лучше понять уникальные черты и особенности хозяйственной деятельности казахов, их вклад в историю и культуру Центральной Азии, а также сформировать представление о важности сохранения и развития традиционных форм хозяйства народов Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Ислам в Казахстане: прошлое и настоящее

    Цель курса: изучение истории и современного состояния ислама в Казахстане, с акцентом на его социальные, культурные и политические аспекты. Курс направлен на формирование у студентов комплексного понимания роли ислама в историческом развитии Казахстана, его влияния на общественные процессы и современные вызовы, с которыми сталкиваются мусульманские общины в стране. Содержание курса включает исторический обзор ислама в Казахстане, влияние ислама на культуру и традиции казахского народа, возрождение и развитие исламских институтов после 1991 г. и взаимодействие ислама с другими религиозными конфессиями. Рассматриваются такие современные вызовы и проблемы как радикализация и экстремизм, влияние глобализации на религиозную жизнь, роль СМИ и интернета в формировании религиозного сознания, а также взаимодействие религии и государства, влияние международной исламской политики на Казахстан. Дисциплина нацелена на подготовку студентов к профессиональной работе в образовательных, научных, исследовательских учреждениях различного уровня.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Культурогенез казахского народа

    Целью курса является изучение эволюции и динамики традиционной культуры казахского народа в контексте традиционной культуры народов Евразии. Обучающиеся ознакомятся с процессом зарождения и становления культуры в Евразийских степях, развития производственной деятельности человека. В ходе изучения дисциплины, обучающиеся смогут разбираться в типах культур, будут способны в проведении исследований по изучению этнической культуры казахов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Палеолит Евразии

    Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления о палеолитической эпохе, системах хозяйственно и культурной адаптации, организации жилого пространства и психологии повседневности человека тог времени в рамках. Курс содержит материалы по основным периодам истории каменного века на территории Евразии и археологическим культурам того времени, рекомендуемая литература, а также методические рекомендации по подготовке к контрольной работе и коллоквиуму, вопросы для самоподготовки к экзамену, словарь основных терминов и понятий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Доисторическая эволюция человечества

    Основным объектом изучения данной дисциплины является происхождение человека, становление общественных отношений, происхождение семьи, религиозных верований, культуры, зарождение важнейших форм хозяйственной деятельности человека – земледелие и скотоводство. Цель курса - изучение основных этапов биологической и культурной эволюции человека от его появления до начала исторической эпохи. Курс направлен на ознакомление студентов с важнейшими открытиями и теориями в области антропологии, археологии и палеоантропологии, а также предоставляет студентам комплексное понимание доисторической эволюции человечества.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Демографическая структура и расселение казахов

    Цель курса: формирование у студентов углубленных знаний о демографической структуре населения Казахстана и расселении казахов по регионам в ее статике и динамике в ХVIII – начале ХХ вв. Курс направлен на изучение родоплеменного и социального состава казахского народа, специфику кочевого быта, земледельческого хозяйства в разных регионах Казахстана. В результате изучения данного курса, обучающиеся смогут применять знания по демографической структуре и расселению казахов, истории развития этнографической науки Казахстана, исследовать происхождение и эволюцию человечества путем изучения меняющихся характеристик культурных и социальных институтов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Археологические культуры эпохи неолитической революции

    Данная дисциплина имеет изучает хронологические рамки, причины и предпосылки Неолитической революции, достижения и успехи в хозяйственной жизни данного периода, такие как, обработка камня, появление сложных орудий труда, керамики, а также переход от присваивающего хозяйства к производящему, в связи с появлением земледелия и скотоводства. Материалы курса содержат информацию, способствующую пониманию значения данного периода в истории человечества.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Бронзовый век Казахстана и сопредельных территорий

    Целью дисциплины является формирование теоретических знаний о содержании эпохи бронзы как особой исторической эпохи. Изложить достижения бронзового века. Изложить подробное описание андроновской культурно-исторической общности по ее отдельным периодам. Идентифицировать археологию Казахстана в системе знаний бронзового века Евразии и сравнивать исторические процессы эпохи бронзы во внутриконтинентальной материковой части Евразии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы абсолютного датирования

    Цель курса заключается в представлении и объяснении студентам специфики хронологии археологических памятников в древности и средневековье, а также место и роль хронологии в изучении археологических памятников; объяснить студентам чем обусловлены особенности абсолютной хронологии и ее изменения в истории. Обучить студентов специализированной методике применения абсолютной хронологии в археологических исследованиях; заложить у студентов основы системы знаний хронологии древности, как части классической истории и археологии; представить студентам историческую и археологическую периодизацию памятников и культур античности, как специфический объект.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Этносоциальная структура кочевников Евразии

    Цель дисциплины: ознакомить студентов с основными особенностями этносоциальных групп, субэтнических групп и социальных групп, характерных для кочевников Евразии. Курс направлен на исследование традиционной социальной структуры кочевников, в том числе казахов, в XV-XVII вв. Обучающиеся смогут выявить причины выделения в казахском обществе белой и черной кости, их основные черты, структуру. В ходе обучения курса обучающиеся научатся определять экономические, правовые нормы евразийского традиционного общества, основываясь на нарративную научную информацию.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Археологические памятники как объекты туризма

    Целью дисциплины является формирование знаний об исторической значимости и ценности археологических памятников как объектов туризма, в том числе памятников, входящих в Юнеско. Обучающиеся смогут составлять туристические маршруты и карты археологических памятников Казахстана. Они смогу распознавать объекты регионального значения и объекты республиканского значения. Также, смогут определять объекты, входящие в Юнеско.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Ранний железный век Центральной Евразии

    Главной целью изучения курса является усвоение бакалаврами материала и проблематики истории и археологии раннего железного века. Прежде всего, они знакомятся с классическими археологическими культурами Центральной Евразии – скифской, сакской и сарматской. Анализ новейших открытий в области отечественной и зарубежной археологии дает им возможность изучить процесс зарождения первых очагов классообразования и государственности на территории изучаемого региона в I тыс.до н.э. – первой половине I тыс. н.э. Курс раскрывает сакское скифо-сарматское наследие в истории и культуре народов Евразии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Зарубежная археология

    Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов четкое представление об археологии как о важнейшей исторической дисциплине, позволяющей изучать историю человеческого общества как в дописьменный период, так и с использованием письменных источников, а также ознакомить студентов с археологическими культурами и историческими памятниками зарубежных стран, изучать их основные направления, школы, достигнутые цели и задачи в контексте мировой истории; вывить и изучить основные тенденции археологии зарубежных стран.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Теоретическая этнология

    Цель курса: изучить историю становления этнологии как науки и ее место в системе научных знаний, основные этнологические школы, влияние природных условий на этногенез и этническую историю. Курс направлен на изучение основных теорий этногенеза, обучающиеся смогу выделять основные этнические и межэтнические общности, классифицировать этносы. В результате изучения курса обучающиеся смогут анализировать современные этнические и этнокультурные процессы в мире, выступать в роли медиаторов в межэтнических спорах, конфликтах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Трансформация этнических стереотипов в условиях глобализации

    Цель курса: изучение народов и изменения культуры в современный период. Курс направлен на изучение эволюционных и трансформационных этнических процессов, имеющих место в современном мире, трансформацию этнических стереотипов в условиях глобализации. В результате освоения данного курса обучающиеся должны научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, в РК, научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности. Дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами, изучающими этнографию Казахстана и включают в себя раскрытие содержания понятий «этнос» и «этнические процессы» (ассимиляция, дифференциация, консолидация), а также объяснение связей между этническими общностями.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Сакская эпоха Центральной Евразии

    Цель курса направлена на формирование комплексных знаний по археологии эпохи ранних кочевых обществ, существовавших на территории Казахстана в период раннего железного века, на изучение археологических культур, их своеобразия и общности развития в рамках евразийского пространства. Дисциплина содержит материалы по сакской эпохе, которые знакомят обучающихся с историей открытий и изучения памятников в разных регионах, показывают особенности исследования социальной структуры и общественных отношений у древних племен, характеризуют археологические культуры Сарыарки, Казахского Алтая, Жетысу.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Бронзовый век Евразии

    Дисциплина имеет своей целью наделить обучающихся базовым знаниями в области археологии, акцентируя внимание на наиболее значимых памятниках эпохи бронзы и современных научных представлениях об этом этапе в истории человечества. Курс содержит важные материалы по эпохам энеолита-бронзы территории Евразии. Особое внимание уделяется хронологической, культурно-исторической, социально-экономической и этнической интерпретации этих материалов, рассмотрению их значения в исследовании процессов развития человеческой культуры и общества.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Теория археологии и физической антропологии

    Данный курс посвящен изучению нескольких дисциплин, связанных с современными методами в археологии и тесно связанных с последующей научно-исследовательской археологической практикой. Целью дисциплины является изучение методологических основ археологии как самостоятельной исторической науки, изучающей историю обществ на основе специфических источников, а также изучение специфических методов, призванных расшифровать закодированную в источниках информацию об исторических реалиях обществ и культур прошлого. Дополняет и расширяет знания, полученные в блоке "Теоретическая археология", блок "Физическая антропология", в котором содержаться материалы по изучению происхождения и эволюции физической организации древнего человека.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Культурная антропология

    Цель курса: формирование у студентов обоснования неклассического направления в изучении и осмыслении предмета культурной антропологии, формирование критического творческого мышления обучающихся; приобретение знаний по проблеме культурной антропологии, познание, изучение проблемы человека как творца культуры. Курс направлен на изучение культуры первобытных, традиционных (оседлых и номадических), индустраильных и постиндустриальных обществ. В результате изучения данного курса, обучающиеся смогут применять знания по культурологии и культуре казахов, истории развития культурологической науки Казахстана, исследовать происхождение и эволюцию культуры путем изучения меняющихся характеристик культурных и социальных институтов. Дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами, изучающими археологию и этнографию Казахстана, и создает определенную фактологическую и методологическую базу для их изучения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Средневековая городская культура Центральной Евразии

    Средневековая городская культура Центральной Евразии является научной и учебной дисциплиной, призванной изучить историю и закономерности происхождения городской культуры на территории Центральной Евразии от Волги до Байкала, изучить этапы сложения городов в средневековую эпоху, показать политические события и факторы, повлиявшие на формирование городов. Будут рассмотрены основные концепции урбанизаций, подробно изучены города Великого Шелкового пути юга Казахстана. Особенности топографии, планировки, эволюция жилой и культовой архитектуры, формирование культурно-религиозного единства на Великом Шелковом пути. Дисциплина призвана дать общее представление о материальной и духовной культуре средневековых этносов Казахстана и Центральной Азии, основных теоретических проблемах археологии тюрков, проблемах изучения средневековой урбанизации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Отечествоведение

    Целью курса является изучение теоретических, методических и практических основ исторического краеведения. Курс направлен на формирование целостного представления о теоретической и методической базе исследования местной истории с опорой на источники и определение основных исторических аспектов края в рамках всемирного исторического процесса. Курс включает как лекционные, так и практические занятия, направленные на работу с источниками, сбором материала и работой над проектом по краеведческой тематике. По завершению курса обучающиеся получат знание и умение использовать основные методы исторического исследования при проведения краеведческой работы, расширят знания междисциплинарных связей и работы с различными историческими источниками.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История этнографического изучения казахов

    Целью курса является ознакомление студентов с процессом и результатами этнографических исследований казахского народа, начиная с ранних описаний путешественников и до современных научных работ. Курс направлен на изучение методологии, ключевых этапов и вклада различных исследователей в этнографию казахов, а также на развитие критического подхода к анализу этнографических данных. По завершении курса студенты будут обладать знаниями о ключевых этапах и фигурах в истории этнографического изучения казахов, понимать методологические подходы и особенности этнографических исследований.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Археология полиметаллической эпохи

    Основная цель курса – показать особенности формирования и функционирования в эпоху палеометалла человеческих обществ Северной Евразии с различным хозяйственным и культурным укладом, влияние на их эволюцию ключевых изменений в жизни человечества этого времени – зарождения производящего хозяйства и освоения основ металлургии меди и бронзы. Хронологические рамки курса охватывают период от распространения металла и производящего хозяйства в степной полосе Евразии до формирования культур раннего железного века в лесной полосе (кон. V – I пол. I тыс. до н. э.). В ходе изучения курса студенты знакомятся как с современными концепциями истории Евразии в эпоху палеометалла в целом, так и особенностями материальной и духовной жизни отдельных культурных образований эпохи палеометалла.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Искусственный интеллект в археологии

    Курс предоставляет знания о том, как искусственный интеллект может быть использован для анализа археологических данных, автоматизации процессов исследования и восстановления исторических объектов. Основные темы дисциплины могут включать: 1. Основы искусственного интеллекта. 2. Применение искусственного интеллекта в археологии. 3. Анализ археологических изображений. 4. Генерация и анализ данных. 5. Этика и вызовы. 6. Будущее искусственного интеллекта в археологии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Этнотуризм

    Цель дисциплины: изучить понятие и содержание термина «этнографический туризм». Курс направлен на исследование особенностей данного вида туризма, как самостоятельного вида туризма. Также изучается степень сопряжения этнотуризма с делом сохранения культурной идентичности этносов и малых этнических групп. Обучающиеся усвоят различные виды туризма, ресурсный потенциал этнографического туризма, основы изучения рынка этнографического туризма, потенциал его развития в Казахстане. В результате изучения дисциплины обучающиеся смогут принимать участие в проектной работе, которая предполагает разработку концепции и бизнес-модели этнотуристического объекта.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Этнос и этнические процессы в современном мире

    Цель освоения дисциплины – изучение методологических проблем теории этноса и этнических исследований, отечественных и зарубежных концепций теории этноса. Курс направлен на изучение этнических процессов в прошлом для представления современной этнической картины мира. Курс включает аудиторные занятия по изучению теоретических и практических вопросов концепци этноса, этнического самосознания и этнического характера. Студенты через подготовку рефератов и презентаций получать практические навыки работы с документами и проведением анкетирования и интервьюирования. По завершению курса студенты будут владеть навыками выстраивания методологически обоснованные концепций развития этнических процессов в современном мире; навыками анализировать этнические процессы и конфликты в странах и регионах.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Музееведение

    Курс направлен на формирование у студентов представления о музейной деятельности в современном обществе на уровне последних достижений исторической и музееведческой науки, представления о музее как социокультурном институте. Курс включает лекции, практические занятия, главным образом направленные на изучение истории становления и развития музеев, основных направлениях деятельности современных музеев. Студенты познакомятся с основными музейными организациями, онлайн изучат экспозиции известных и казахстанских музеев, представят авторский проект по различным направлениям музейной деятельности. По завершению курса студенты получат теоретические знания в области теории и методики музейного дела, умение использовать полученные знания в области музейной деятельности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Документоведение

    Целью курса является изучение системы документации в историческом развитии, теоретических и практических проблем формирования системы документации и использования в исторических исследованиях. Курс направлен на формирование осуществлять поиск и использование информации, необходимой в профессиональной деятельности через выявления документальных источников. Курс включает аудиторные занятия по работе с различными документальными источниками и формированию навыков экспертизы ценности документов. По завершению курса студенты будут обладать навыками методологии и методики анализа документов в конкретной исследовательской ситуации; навыками работы с документальными источниками разных видов; использование результатов в практической деятельности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Средневековая археология Центральной Азии

    Дисциплина имеет своей целью: овладение комплексом знаний в развитии материальной культуры, этнокультурных процессов, в эволюции социальных отношений, государственности, военного дела, в распространении мировых религий и искусства на территории Центральной Азии в эпоху Средневековья. Дисциплина содержит материалы по изучению этнокультурных процессов, производственных технологий на территории степной Евразии и земледельческих регионов юга Казахстана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Методы этнологической экспертизы

    Целью курса является формирование знаний о принципах организации и методах, применяемых при проведении этнологической дисциплины, а так же знакомство с основами экспертного исследования по этнологической тематике. Курс направлен на формирование умение использовать методы этнологической экспертизы, необходимые для осуществления экспертных и аналитических работ, а так же для решения научно-исследовательских и прикладных задач. Курс включает лекционные и практические занятия, направленные на изучение способов использования методов этнологической экспертизы, необходимых при постановке и решении перспективных научно-исследовательских задач. По завершению курса студенты овладеют навыками использования базы данных и информационных систем, необходимых при подготовке аналитической информации при решении прикладных задач.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Методы археологических исследований

    Целью дисциплины является демонстрация роли археологических источников в реконструкции исторического процесса, мировоззренческого значения археологии, ее роли в исторической науке. На материалах археологии раскрывается история материального производства, социально-экономических отношений и духовной жизни населения нашей страны с древнейших времен до эпохи средневековья. Дисциплина содержит материалы по ознакомлению и изучению основных методов в археологическом исследовании: дораскопочные методы, раскопки поселений и могильников, фиксация и описание археологического материала.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Социальная антропология: общество и этнос

    Цель курса: изучение человека и человеческого общества, закономерностей их развития и культурного многообразия. Часто употребляется как синоним культурной антропологии. Курс направлен на исследование социальной антропологии традиционного (дописьменные) общества, а предметом изучения – антропосоциогенез, системы родства и брака, родоплеменной строй и вождества, доместикация и неолитическая революция, социальная организация и типология традиционных обществ, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство. Дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами, изучающими этнографию, социальную структуру первобытных, традиционных (оседлых и номадических), индустраильных и постиндцстриальных обществ.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Основы организации архивного дела

    Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов системное представление процесса и особенностей формирования архивной отрасли, ее учреждений и комплексов документов. Курс направлен на изучение работы организаций и учреждений архивного дела и получение системных знаний об основных понятиях работы с архивными документами. Курс включает аудиторные занятия по изучению теоретических и практических знаний для решения исследовательских задач в предметной области. Проектная работа позволит закрепить полученные знаний по выявлению документов по выбранной теме. По завершению курса студенты будут владеть навыками работы в архивах, навыками поиска необходимой информации на основе документальных материалов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Вспомогательные исторические дисциплины

    Целью курса является ознакомление студентов с основными дисциплинами, которые используются для изучения и интерпретации исторических источников. Курс направлен на формирование у студентов навыков работы с данными палеографии, хронологии, нумизматики, исторической ономастики, геральдики и генеалогии с целью приобретения навыков анализа и синтеза исторической информации: способность анализировать и работать с историческими материалами. Занятия направленны на освоение методов и техник вспомогательных исторических дисциплин. Студенты будут работать с различными типами исторических источников, анализировать артефакты и документы, писать рефераты и выступать с презентациями, что способствует их профессиональной подготовке в области археологии, этнологии и антропологии.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Распознавать и объяснять ключевые научные концепции археологии, этнологии и антропологии. Анализировать роль археологии и этнологии в исследовании происхождения и раннего развития человеческого общества. Осуществлять историко-культурную экспертизу.
  • Определять основные этапы антропогенеза, анализировать древнейшие формы социальных отношений, объяснять происхождение архаических религиозных воззрений, а также использовать современные классификации и периодизации палеолита для интерпретации археологических культур эпохи неолитической революции.
  • Использовать теоретические и методологические основы археологических знаний, а также законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности в соответствии с её профилем. Собирать, систематизировать, анализировать и обобщать информацию о ключевых направлениях в истории, археологии и этнологии, применяя современные методы исследования.
  • Определять место археологии Казахстана в системе знаний о бронзовом веке Евразии, анализировать и сравнивать исторические процессы этой эпохи в пределах внутриконтинентальной части материка, выявляя общие и специфические черты культурного и социально-экономического развития.
  • Анализировать и интерпретировать результаты исследований раннего железного века Казахстана, оценивать характерные особенности археологических культур сакской эпохи Центральной Евразии, выявляя их социальные, экономические и культурные аспекты.
  • Распознавать тюркский погребальный обряд и материальную культуру средневековых этносов Центральной Азии, анализировать факторы и процессы урбанизации, изучать особенности погребальных памятников и их связь с культурно-историческим развитием региона.
  • Определять факторы формирования сакральных пространств, природных и историко-культурных достопримечательностей, исследовать их роль и значение в этнокультурной жизни различных этносов. Разрабатывать концепцию и бизнес-модель этнотуристического объекта, учитывая культурные, исторические и экономические аспекты.
  • Оперировать понятиями «этногенез и этническая история», «современные этнические процессы» для противодействия ксенофобии и экстремизму, защите прав национальных меньшинств, сохранения культурного наследия.
  • Распознавать историю формирования хозяйственно-культурных типов, их взаимосвязь с природными условиями. Собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать информацию о приоритетных направлениях в этнологии; исследований хозяйственной деятельности и социальной структуры этноса.
  • Разбираться в ключевых исследователях и их вкладе в развитие этнографии Казахстана, а также в особенностях методов, которые использовались в разные исторические эпохи, критически анализировать источники, созданные в разные исторические периоды, и учитывать влияние внешних факторов на этнографические исследования.
  • Применять методы этнологической экспертизы для анализа культурных явлений и практик, разрабатывать и использовать подходы к этнологической экспертизе в различных сферах научной работы, сравнивать этнологические методы с другими исследовательскими подходами и выбирать наиболее эффективные для решения конкретных задач, интерпретировать результаты этнологической экспертизы с учётом социально-культурных особенностей исследуемых объектов, представлять и защищать выводы этнологической экспертизы в научных публикациях и на научных форумах.
  • Пропагандировать казахстанский патриотизм и исполнять гражданский долг. Анализировать исторические процессы на территории современного Казахстана.
  • Различать особенности формирования музейного дела на мировом и отечественном уровне. Разрабатывать проекты положений структурных подразделений и критерии оценки эффективности деятельности сотрудников структурных подразделений в научных организациях и музеях. Осуществлять контроль за функционированием системы хранения в музее и филиалах музея.
  • Владеть базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления, и использовать их в жизни Использовать современные финансовые инструменты, гарантирующие рациональное финансовое поведение на основе применения финансовых законов и правил, цифровых и финансовых технологий, в том числе мобильных приложений. Применять навыки владения базовыми принципами и подходами инклюзивной культуры, диагностировать барьеры и ресурсы инклюзивного общества, выбирать стратегию коммуникации в повседневной и профессиональной деятельности, основанную на принципах социального равенства.
  • Использовать навыки обращения с современной техникой и информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности. Применять искусственный интеллект в исследованиях по археологии.
Top