8D03110 Регионоведение в КазНПУ им. Абая
-
Цель образовательной программы Подготовка доктора философии (PhD) социальных наук, научно-педагогических кадров междисциплинарного направления для системы высшего, послевузовского образования и науки, который умеет разрабатывать регионоведческие экспертные оценки в информационно-аналитических, научно-исследовательских центрах и СМИ, способных к решению профессиональных задач.
-
Академическая степень Докторантура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 180
-
Группа образовательных программ D065 Регионоведение
-
Область образования 8D03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 8D031 Социальные науки
Дисциплины
-
Социокультурная динамика и устойчивость в Центральной Азии: прикладной анализ
Курс рассматривает социально-культурные и демографические процессы в Центральной Азии в контексте устойчивого развития. Основные темы включают: миграцию, урбанизацию, языковую и религиозную политику, климатические вызовы, цифровое и гендерное неравенство. Докторанты осваивают методы SWOT, PESTEL, сценарного анализа (scenario-building), анализа заинтересованных сторон (stakeholder analysis) и анализа политических пробелов (policy gap analysis), разрабатывают policy brief и формируют навыки подготовки аналитических записок на основе региональных данных и международных платформ.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель дисциплины — формирование методологической культуры докторанта в процессе проектирования и реализации научного исследования. В рамках курса рассматриваются логика научного познания, исследовательские парадигмы и конструкции дизайна исследований. Особое внимание уделяется критическому выбору количественных, качественных и смешанных методов, применимых к анализу региональных процессов. Развиваются навыки академической добросовестности (Research Integrity), принципов открытой науки (Open Science, FAIR), а также способности к методологическим инновациям в трансдисциплинарном контексте.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Внешнеполитические нарративы Центральной Азии: источники и аналитика
Курс формирует у докторантов способность к критическому анализу международного дискурса о ЦА: источников и нарративов, отражающих внешнюю политику стран Центральной Азии. В качестве исследовательского корпуса используется библиографическая система публикаций — указатели, базы данных, аналитические обзоры и академическая литература. Докторанты анализируют кластеры: геополитика, безопасность, энергетика, радикализм, водные и транспортные ресурсы, культурные связи — с применением источниковедческого, дискурсивного и сравнительного подходов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Дисциплина ориентирована на совершенствование навыков подготовки академических текстов, включая научные статьи, диссертации и аналитические доклады. Осваивается международная структура научных публикаций IMRAD (Introduction, Methods, Results, Discussion). Докторанты осваивают навыки рецензирования, редактирования и подготовки текстов в соответствии с требованиями международных журналов (Q1–Q3). В рамках курса анализируются публикационные стратегии, отрабатываются элементы peer-review и написания научных рецензий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Центральная Азия в глобальных трансформациях: теории, модели, исследовательские подходы
Цель – сформировать у докторантов способность к самостоятельному построению теоретико-аналитических конструкций и междисциплинарному анализу трансформаций Центральной Азии в условиях глобальной неопределённости. Курс исследует регион как постимперское и геополитическое пространство, включая идентичностные, культурные и интеграционные процессы, стратегии глобальных акторов (США, КНР, РФ, Турция), а также политику пространственной репрезентации. Особое внимание уделяется освоению современных теорий международных отношений, критической регионалистики и разработке индивидуального исследовательского проекта с публикационным потенциалом.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Формулировать и структурировать академические тексты (диссертации, статьи, policy papers) в соответствии с международными стандартами (IMRAD, Q1–Q3); применять навыки редактирования, рецензирования и соблюдения этики научного письма.
- Разрабатывать и обосновывать дизайн научных исследований в области социальных и региональных наук с выбором адекватной методологии (количественные, качественные, смешанные подходы), учитывая принципы научной добросовестности и открытой науки.
- . Конструировать теоретико-аналитические рамки для исследования трансформаций Центральной Азии в условиях глобальной трансформации, опираясь на современные теории международных отношений и критическую регионалистику.
- Оценивать социокультурные и демографические процессы региона с использованием прикладных методов регионального анализа (SWOT, PESTEL, scenario building, policy gap), интегрируя региональные данные и международные источники.
- Систематизировать и интерпретировать академические, политические и экспертные источники по внешней политике стран Центральной Азии с применением дискурсивного, сравнительного и источниковедческого анализа.
- Интегрировать междисциплинарные знания из политологии, регионоведения, социологии, демографии и культурологии в контексте трансдисциплинарного подхода при формировании оригинальной исследовательской позиции.
- Аргументировать научную позицию в академических и экспертных дискуссиях, участвовать в рецензировании и защите научных разработок, представлять результаты исследований на казахстанской и международной академической арене.
- Моделировать политические сценарии и разрабатывать аналитические и практико-ориентированные рекомендации (policy brief, экспертные доклады) по стратегическим вызовам развития Центральной Азии на основе научного анализа.