8D02305 Филология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
-
Цель образовательной программы Формирование систематизированных знаний в области филологии и применения инновационных технологий в изучении общих закономерностей; освоение докторантами научно-исследовательских и экспериментальных методов наблюдения и анализа лингвистических и литературоведческих процессов и явлений.
-
Академическая степень Докторантура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 180
-
Группа образовательных программ D060 Филология
-
Область образования 8D02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 8D023 Языки и литература
Дисциплины
-
Межкультурная коммуникация
Цель дисциплины – теоретическое изучение проблем межкультурной коммуникации в отечественной и зарубежной филологии, обучение навыкам проведения независимых научных исследований по вопросам современной научной парадигмы межкультурной коммуникации. Результатами обучения являются навыки ведения самостоятельных научных исследований по вопросам современной научной парадигмы межкультурной коммуникации, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория алтайских языков
Цель дисциплины – изучение отношений генетического родства и лексического разнообразия тюркских, монгольских, японских, корейских, тунгусо-маньчжурских языков. Дисциплина обучает навыкам изучения истории формирования звуковых, морфологических, лексико-семантических систем казахского языка в связи с теорией алтайских языков, в ретроспективном направлении. Результаты обучения – применение концептуальных знаний о различных теориях алтайских языков в собственных исследованиях, приобретение навыков проведения самостоятельных научных исследований с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Язык и культура в аспекте научных парадигм
Дисциплина направлена на изучение процессов взаимодействия языка и культуры и их места среди других гуманитарных, естественных и исторических наук в разных историко-культурных и этнолингвистических условиях, обусловленных историко-научной парадигмой знаний, характерных для общества. Связь лингвистической проблематики с потребностями общественной языковой практики. Результатами обучения являются способности использовать разные формы и виды межкультурного взаимодействия, умения коммуницировать с представителями разных культур и общественных групп и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Семиотическая лингвистика
Цель курса – дать общие сведения о семиотике как науке о знаках и знаковых системах, показать её комплексный характер и сформировать у докторантов представление о содержании и структуре знаковых систем. Задача курса – обучить докторантов языку современной семиотики, а также приемам и методам семиотического и лингвистического анализа текста. Результатами обучения являются знания о знаковых системах, способность использовать методы и приемы семиотического анализа при работе над научным исследованием.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Категория творческой личности
Цель дисциплины – изучение теоретико-методологических основ исследования категории творчества, творческой личности и ее характеристик, основных критериях, формирующих творчество, роли творчества в воспитании человека во всесторонне развитом поколении, а также доминирующих концепций современного литературоведения. Результатами обучения являются знания сущности творческой личности, возникновения и развития творчества, умения соблюдать принципы академической честности в творческом процессе, использовать технологии искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современный литературный процесс и классика ХХ века
Цель дисциплины – изучение специфики современного литературного процесса на материале анализа произведений наиболее ярких представителей той или иной художественной системы. Результатами обучения являются применение в собственных научных исследованиях знаний об эволюции художественного мышления, духовных настроениях писателей, обусловленных историческими и геополитическими обстоятельствами, а также путях развития литературного процесса на рубеже веков.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Принципы и методы лингвистических исследований
Цель дисциплины – изучение методов и принципов лингвистического анализа текста в разных аспектах понимания языка как системы, в том числе с описанием и интерпретацией отношений, в которых находятся между собой составляющие данной системы. Результатами обучения является умение применять различные лингвистические методы и приемы при работе над научным исследованием лингвистической направленности, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Академическое письмо...
Цель дисциплины – обучение критическому анализу научных публикаций и письменному изложению результатов собственных исследований в соответствии с принятыми нормами. Результатами обучения являются знания о формах, видах и нормах академического письма, умение применять нормативы академического письма при подготовке научных статей для опубликования в изданиях, индексируемых базами Scopus и WoS.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Научные доминанты языкознания /литературоведения/ второй половины ХХ - начала ХХІ века
Цель дисциплины – исследование основных направлении развития языкознания/литературоведения во второй половине ХХ – начале XXI века, особое внимание уделяется лингвистическим / литературоведческим исследованиям данного периода в антропоцентрических, функциональных, культурологических, коммуникативных, прагматических и др. аспектах. Результатами обучения является умение анализировать доминирующие понятия с научной и теоретической точек зрения, применять полученные знания в собственных научных исследованиях, учитывая современные тенденции в научно-педагогической и исследовательской деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Комплексный анализ текста
Цель дисциплины – изучение методов и принципов комплексного анализа текста, в частности, герменевтических, компаративистских, историко-типологических, эстетических, психоаналитических, философских, поэтических методов анализа и принципов изложения текста, методологии литературоведения. Результатами обучения являются знания методов комплексного анализа, соблюдение принципов академической честности, а также использование технологий искусственного интеллекта для решения педагогических задач.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Введение в цифровые гуманитарные науки
Цель дисциплины – изучение базового понимания различных методов, стандартов и инструментов, необходимых для проведения цифровых гуманитарных исследований языковых данных, анализа концепций цифровых гуманитарных наук, исследовательских вопросов и инструментов обработки лингвистических данных. Результатами обучения является умение использовать полученные знания в своих исследованиях, а также применение технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель дисциплины – обеспечение формирования у обучающихся представлений о сущности и методологических основах научного филологического исследования; развитие научно-исследовательского мышления и исследовательской культуры. Результатами обучения являются знания о методах науки в широком и узком понимании, способность использовать различные методы и приемы при работе над научным исследованием, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Историческая лексикология
Цель дисциплины – исследовать лексические единицы, пути их возникновения и закономерности развития, в рамках научно-теоретического изучения истории языка выявлять происхождение, этапы становления, место в ряду родственных языков, принадлежность к другим языкам, соотносить этническое формирование народа с процессами в языковой системе. Результат обучения – умение анализировать синхронический и диахронический аспекты лексической системы языка, применение полученных результатов в собственных исследованиях.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Метаязык и метасловарь лингвистики
Цель дисциплины - изучение метаязыковой функции языка, установление корпуса метаязыка лингвистики путем сопоставления словников лингвистических словарей и общей парадигмы лингвистических терминов; критическое рассмотрение текстовых и дискурсных металингвистических коммуникативных ситуаций. Результатом обучения является умение работать со словарями и словарными материалами, применять в научной деятельности терминологию лингвистики и оперировать ею, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Архетипические образы и сюжеты
Цель дисциплины – изучение образа архетипов и сюжетов, осмысление концепции, анализа и исследования системы архетипов в культурном мире. Дисциплина учит умению анализировать архетипы и их отражение в культурном сознании, развивает способность исследовать, анализировать и объяснять исследования архетипов в мировой литературе. Результатами обучения являются способность анализировать произведения литературы разных жанров, выявлять архетипы и использовать знания основных литературоведческих концепций в своих исследованиях.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Проводить научные исследования с использованием ключевых научных концепций и норм академического письма, а также современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий.
- Планировать и проводить экспериментальные научные исследования, проектировать и организовывать учебный процесс с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта.
- Владеть различными методами и приемами исследования, видами обработки данных экспериментов, а также навыками логического анализа.
- Проводить научные исследования и эффективную передачу знаний в образовательном процессе на основе концепций алтайских языков, семиотических методов анализа и технологий искусственного интеллекта.
- Использовать в научной и педагогической деятельности теоретические знания о лексической системе языка и закономерностях ее развития, о литературных произведениях, основных литературоведческих концепциях и архетипах.
- Проводить самостоятельные научные исследования по вопросам современной научной парадигмы языкознания и литературоведения, корпуса метаязыка, современного межкультурного общения, ведения устной и письменной коммуникации.
- Демонстрировать умение интерпретировать теоретические основы современного литературного процесса, концепции творческой личности и основные категории, формирующие творчество, методы и принципы комплексного анализа текста.