6B02310 Филология: казахский язык в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка бакалавров, обладающих фундаментальными знаниями в области современной казахской филологии, способных применять полученные знания в научно-практической, исследовательской и редакционной деятельности.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B037 Филология
-
Предметы на ЕНТ Казахский/Русский язык и Казахская/Русская литература
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B023 Языки и литература
Дисциплины
-
Введение в литературоведение
Цель: Ознакомить с важными теоретическими понятиями, понятиями, особенностями отдельных художественных произведений, закономерностями литературного развития, связанными с общими свойствами художественной литературы. Формирование необходимой основы для понимания художественной литературы. Содержание: Описание художественных приемов. В обсуждении вопросов литературоведения полностью изложить игру и отстаивать свою точку зрения. Уметь творчески находить пути к экспериментированию и проявлению. Объяснить произведения поэтов и писателей разных периодов, критически оценивать литературные произведения, обобщать изученный материал.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практический казахский язык
Цель: Формирование знаний, умений и навыков практического овладения областями фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, языкознания. Содержание:Глубокое владение основными темами в области языка, формирование навыков выполнения различных видов языкового анализа, умения поддерживать правила орфографии и пунктуации, навыки написания самостоятельных и взаимопроверочных диктантов. Развивать навыки письменной и устной беглости на литературном языке с практическим применением основных правил правописания и пунктуации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Анализ по языковым уровням
Цель: Углубленное овладение комплексным анализом знаний, умений и навыков казахского языка в объеме школьной программы. Содержание: Показать дифференциацию языкового анализа или лингвистического анализа, различая характеристики, закономерности, особенности единиц языка, пути разделения, способы общения друг с другом. Ознакомившись с важнейшими условиями языкового анализа, его основными закономерностями и особенностями, на следующем этапе принять решение самостоятельно мыслить на основе языковых фактов, выработать собственное правило, опираясь на признаки этого явления.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы теории изучаемого языка
Цель: Вооружить студентов основными теориями в языкознании. Дать им исчерпывающую информацию о прошлом, текущих задачах науки о языке, решенных и еще не решенных проблемах. Содержание: Формирует представление о понятии Лингвистика. Рассматривает язык как знаковую систему, формируемую языковыми единицами и их классами, категориями. Язык описывается как абстрактная универсальная структура, имеющая как эндогенный, так и экзогенный характер. Классифицирует язык как систему. Оценивает влияние языка на мышление. Объясняет происхождение языка. Использует различные способы классификации языков. Классифицирует язык типологически. Сравнивает генеалогическую классификацию языков.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исследования по литературоведению
Цель: Рассмотрение актуальных проблем истории литературоведения и ее эпохализации. Проведение научных исследований творчества поэтов, живших в разные периоды. Содержание: Рассмотреть основные положения теории и практики творческого процесса, охарактеризовать общие принципы образного мышления и правильного восприятия искусства, оценить значимость художественного творчества в жизни человека. Формирование эстетического вкуса и способностей в оценке произведений искусства, развитие и укрепление профессиональных знаний и умений. Учить оценивать идею художественного творчества как сознательного процесса.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель: Изучение личных и семейных финансовых ресурсов, которые имеют решающее значение для достижения финансового благополучия. Содержание: Финансовое планирование и безопасность потребителя. Основные методы и приемы ведения эффективной траты и экономии финансов. Защита и инвестирование собственных финансовых ресурсов. Роль и значение личных финансов, их возможностей для достижения финансовой устойчивости. Фильтрация множества сомнительной финансовой информацией. Стимулы к самостоятельному управлению обязанностями и оптимальными финансовыми возможностями потребителя. Принятие грамотных финансовых решений при построении профессиональной карьеры.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мухтароведение
Цель: Познакомить студентов с историей становления, направлением развития мухтароведения, сформировать историческое, литературное представление о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы. Уметь самостоятельно вести поиск по предмету мухтароведение, выражать свои мысли. Содержание: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова, Семипалатинский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды, публицистика М.Ауэзова, деятельность писателя в журналах «Абай», «Шолпан», рассказы «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек» әңгімелері, «Еңлік-Кебек», Рассказывает о повестях «Қилы заман», «Қараш-қараш», роман-эпопее «Абай жолы», монографии «Абай Құнанбаев», научно-творческом путешествии М. Ауэзова на юг. Подробно знакомится с темой и идеей произведений писателя, миром героев, художественным бытием.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Абаеведение
Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева Содержание: Исторический обзор истории Кзахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая» . К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значиость.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фонетика современного казахского языка
Цель: На основе законов грамотного письма и правильной речи дать студентам теоретические знания о звуковой системе и особенностях языка, законе созвучия, орфоэпии и орфографии, а также о закономерностях фонетического развития казахского языка. Содержание: Раскрывать специфические особенности фонетики в области современного казахского языка как одной из граней языковой системы и научной области системного явления; анализировать фонетические явления языка, учить расшифровке текста (фонетическая и фонематическая транскрипция), формировать умение работать с современной лингвистической литературой по изучаемым вопросам, относящимся к интонационным структурам языка.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Детская литература
Цель: Формирование у обучающихся знаний о жанре детской литературы, ее историческом этапе развития, детской литературе для детей, умения применять ее на практике. Содержание: Исследования казахской детской литературы. Особенности детской литературы. Основы казахской детской литературы. Детская литература в XIX веке. Детская литература начала XX века. Детская литература 20-х и 30-х годов. Детская литература 1940-х и 1950-х годов. Детская литература 1960-х - 1980-х годов. Современная детская казахская литература.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Устное народное творчество казахского народа
Цель: Рассмотреть казахскую устную литературу в историческом контексте, сделать акцент на том, что синкретическое искусство, традиционность, многообразие и изучить его художественно-познавательные, воспитательные особенности как огромное культурное наследие. Содержание: Особенности устной литературы; наука фольклора и фольклористики; история возникновения фольклора, что это народное искусство; виды устной литературы: быт-обрядовые стихи, легенды, эпические произведения, героические поэмы, лиро-эпические поэмы, сказки, айтыс-арт, его виды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Графика и орфография
Цель: Акцентировать внимание на проблеме грамотного письма при тщательном соблюдении орфографических правил при обучении студентов. Содержание: Описание основ казахской письменности. Использование правил орфографии и пунктуации, оценка полученной информации, обработка и анализ научных текстов, базовые знания-составление текстов жанра наука, овладение навыками правописания, правильной постановки знаков препинания с произношением, письменной и устной языковой форм и др. Формирование навыков применения методов самопроверки и взаимопроверки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы искусственного интеллекта
Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание: Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитие практических навыков и умений: применять инструменты ИИ; работать с большими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ. Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: Формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Введение в тюркологию
Цель: Описание тюркских языков и их истории. Формирование знаний об основах общей лингвистики и тюркских языков. Содержание: Повышение интереса к истокам современной культуры Казахстана, формирование необходимых представлений. Формирование базы представлений об основных этапах развития тюркских языков и их фонетико-морфологических особенностях.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Формирование и развитие казахской лексикографии
Цель: Показать, что словообразование сложилось на протяжении всего исторического развития казахского языка, овладев словарным запасом (лексическим богатством) современного казахского языка. Содержание: Научное обобщение различных словарей, широкого спектра теоретических знаний о лексикографии на основе изучения лексикологии и ее достижений. Лексикография и лексикология – это две ветви науки, которые тесно связаны между собой. Объяснение того, как и в какой степени изучается качество словарей и эта наука.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Лексикология современного казахского языка
Цель: Выявить теоретические и практические основы лексикологии, включающие базисную лексику в структурных единицах и словарном составе. Содержание: Рассмотрение основных категорий лексикологии. Показать расширение информа-ционной базы в исходных текстах текста. Сравнение парадигматических и синтагматических отношений в лексикологии. Анализ взаимосвязи и взаимозависимости лексических единиц. Формирование у студентов навыков проведения полного лексикологического текстового анализа любого жанра путем овладения словами: неологизмы, архаизмы, диалекты, сленг, аргон, эвфемизм, десфемизм, табу и т.д., занимающих место лексикологии в области лингвистики, видов объяснительных словарей, узкого и широкого значения слова.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
История казахской письменности
Цель: Ознакомиться с письменным языком, которым пользовались наши предки, то есть со старыми алфавитами, раскрыть их происхождение и значение. Содержание: Теоретические основы письменности и письменной речи, выявление особенностей и сходства письменной речи и разговорной речи. Типы письма: определение идеографического письма и идеограмм. Дать представление об обнаруженных регионах и характере письма, изучении и взглядах на этапы развития тюркоязычных языков, графики казахского языка. Освоение разделов графической лингвистики, ее палеографии, эпиграфики, орфографии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель:Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание:Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие,цели и задачи финансовой грамотности.Деньги, расчеты и платежи.Личные финансы: доходы,расходы, бюджет.Налоги и налогообложение физических лиц.Пенсии и страхование.Банковское обслуживание населения.Банкротство физических лиц и финансовые риски.Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История литературы древней эпохи и Средневековья
Цель: Рассмотрение литературы античности и средневековья в лингвопоэтическом, историко-социальном контексте. Содержание: Литература античности как начало истории литературы. Периоды в литературе античности: древнетюркская литература, Литература исламской эпохи, артефакты Золотой Орды; «Книга Коркыт ата», «Огузнама», "Аль-Фараби", Ж. Баласагуни, наследие А. Ясави, "Кодекс куманикус", " Киссы ул Анбия», произведения Хорезми «Мухаббатнама», С. Сарая «Гулистан би турки», религиозные, историко-мифологические сети, суфийские мотивы, выражение Чагатай. Всестороннее рассмотрение истории нашей оригинальной литературы, процесса ее формирования, различных этапов развития, изучения и изучения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Цель: Знание функциональных особенностей устных и письменных профессионально-ориентированных текстов, в том числе научно-технического характера. Содержание: Понимание устной речи в пределах профессиональной тематики и составление связного сообщения на профессиональные темы. Умение делать устные сообщения, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Владение профессиональной терминологией. Понимание текстов по темам будущей специальности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экосистема и право
Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия - стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История казахской литературы V-XV веков
Цель: Изучить историю казахской литературы V-ХV вв. и оригиналы литературного наследия в сравнении с современными вариантами перевода. Содержание: Формирование единого понятия-связанного с тюркской письменной литературой, сформировавшейся в VI-XIV веках нашей эры, начиная с письменных линий саков и гуннов до нашей эры. Связь литературы древности с древней историей, культурой кочевников. Овладение идеями и художественными особенностями письменных памятников, таких как «Культегин», «Тоникок», «Огуз Каган», «Қутты билик» и др.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахская диалектология
Цель: Систематическое образование говоров и диалектов казахского языка, ознакомление с его актуальными проблемами. Содержание: Характеризует структуру диалектов казахского языка в целом. Определяет специфические особенности фонетического, морфологического, синтаксического, лексического уровней современных казахских говоров. Оценивает диалектные различия казахских диалектов. Для признания развития определенного этапа казахского языка развиваются навыки анализа диалектных различий казахских говоров путем описания фонетической, грамматической, лексической структуры современных говоров.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Литература эпохи казахского ханства
Цель: Рассмотрение и дифференциация литературных произведений, родившихся в эпоху Казахского ханства, в стилевом, жанровом и идейном масштабе. Содержание: Процесс формирования исконной литературы казахского народа в эпоху Казахского ханства; то, что жырауская литература является продолжением древнетюркской литературы; терминологические особенности названий жырау, жыршы и Акын; отношение наследия Асана к эпохе Ногайи, Казтугана, Шалкииз; Жиембет, Маргаска, Актамберди, Татикара, Бухар жырау; отношения хана и жырау; философские поэмы-жыры мудрости.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Морфология современного казахского языка
Цель: Дать студентам теоретические знания о морфологии современного казахского языка, сформировать умение анализировать в практическом плане индивидуально в построении слова. Содержание: Характеризует морфологическую систему языка, принципы выделения грамма-тических классов слов (классов слов) в качестве классификационных единиц. Формируется знание каждого класса слов в казахском языке, что позволяет правильно и четко использовать слова в казахском языке с учетом их грамматического значения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Семантика казахского языка
Цель: Познавательно рассмотреть значение всех языковых явлений, передающихся через слово, словосочетание, предложение и т.д. Углубление словообразования и формирование знаний о нем через изучение семантики казахского языка. Совершенствование теоретических знаний семантического знания в языке как личностного,так и семантического. Содержание: Семантику слов так же называют значением слова, формируются научные знания о том, что семантика и значение являются синонимами друг друга. Лексическое значение слов подразумевает лишь определенное понятие. Дается информация об использовании определенного слова в прямом номинативном смысле или в других выражениях, в переносном значении внутри предложения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История казахской литературы XV-XVIII веков
Цель: Научный анализ образцов поэзии жырауов и ораторского искусства, имеющих свое место в казахской литературе XV-XVIII веков. Содержание: Наиболее расширенно познакомить с прошлым, исторической судьбой литературы этого периода, охватывающей ханскую эпоху казахского народа. Формирование базы знаний, конструктив-ной концепции, заложенной в определенной системе, в сочетании с творческой самобытностью акынов, разных ситуаций, которые являются отражением духовной жизни казахского народа
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Проблемы словообразования в современном казахском языке и словообразовательные подходы
Цель: Овладение общетеоретическими проблемами словообразования: системой словообразования, словообразовательными единицами, закономерностями словообразования, принципами, рожденными приемами словообразования. Содержание: Рассматривает особенности слово-образовательных и морфологических систем казахского языка, тенденции развития этих систем на современном этапе; формирует практические навыки анализа словообразовательно-морфоло-гических явлений казахского языка. Формирует навыки морфологического анализа подсистем лингвистических единиц на уровне морфологии, основных словообразовательных понятий. Обеспечивает умение работать с лингвистической литературой.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Теория и практика ономастики
Цель: Основной целью является рассмотрение языковых единиц, свидетель-ствующих об антропоцентрическом познании бытия нации в топонимах и антропонимах посредством освоения данной дисциплины. Дать обоснование с анализом направлений развития и научных изысканий и результатов ономастики. Содержание: Топонимы и антропонимы в казахском языке рассматриваются в ходе развития и истории ономастической науки, преимущественно в этнолингвистических и лингвокультурологических направлениях. Систематически излагая определенные результаты антропонимических и топонимических трудов, проведенных в тех же направлениях, получает исчерпывающие сведения из теории и практики казахской ономастики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика обучения и оценивания (казахский язык)
Цель: Показать эффективность новых подходов в обучении и практике обучения на основе обновленной образовательной программы, умение использовать полученные знания в жизни учащихся, способствовать повышению их функциональной грамотности и познавательной активности, самообразованию, формированию творчества. Содержание: Пути становления и развития методики обучения казахскому языку, особенности и цели обучения казахскому языку как родному языку, особенности признания и организации обучения казахскому языку как учебно-познавательному процессу, методики преподавания уровней научного курса системы казахского языка, современные образовательные технологии, технологии искусственного интеллекта в обучении казахскому языку, закономерности организации и развития образовательных процессов, содержание разъясняются принципы, методы и формы, задачи образования и обучения современных педагогических технологий, цели, содержание интерактивных методов обучения в современной школе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Лингвокультурология
Цель: Основная цель дисциплины Лингвокультурология-определить и обосновать принципы лингвистики, признавая в качестве лингвокультурного источника самобытную культуру казахского народа. Формирование представлений об этнографизмах и лингвокультурных данных, рассматривая, как культура и язык являются зеркалами жизни народа. Содержание: Лингвокультурологические данные получают различные сведения из устной народной литературы, художественных произведений. Лингвокультурология, обусловленная переплетением культуры и языка в обществе, всесторонне знакомится с особенностями лексики этноса, характеризующими культурно - языковые данные, пропагандирующими свою культуру среди других людей через казахский язык.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Дискурсивные структуры в синтаксисе простого предложения
Цель: Усвоение синтаксиса простого предложения через признание того, что многогранность понятия Дискурс проявляется в различных пограничных науках и решение спорных вопросов, касающихся понятий текст, речь, диалог и др. Содержание: Охарактеризовать дискурс с точки зрения мнения различных авторов и определить его место в современной лингвистике. Анализ вопросов о глубоком понимании классиков лингвистической науки, а также понятия дискурса и о мнениях и взглядах современных лингвисти-ческих наук в соответствии с проблемами противоречий.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История казахской литературы XIX века
Цель: Раскрыть генезис эсхотологического и реформаторского феномена в литературе XIX века Содержание: Возникновение казахской литературы XIX века в период национального историко-политического кризиса. Поспевание колониализма представителями литературы того времени; амбициозно-борцовские поэмы Махамбета; использование М.Ауэзовым термина «зар заман» в отношении творчества Дулата, Шортанбая, Мурата; наследие представителей литературы Кокандского ханства: Мадели Ходжа, Кулыншак, Майлыкожа, Суюнбай; представители просветительской литературы: Шокан, Ыбырай, Абай; Абай – как акын-пассионар.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Новые технологии в преподавании казахского языка
Цель: Ознакомление с инновационными технологиями обучения казахскому языку, расширение знаний. Ориентация на цели и задачи каждой педагогической технологии. Формирование и развитие навыков, умений и навыков эффективного использования на уроке. Содержание: Отмечается, что постоянное совершенствование методов и приемов обучения и овладение современными педагогическими технологиями-требование времени. Работа по обучению языку - очень сложный процесс. На уроках казахского языка учащиеся изучают не только язык, в процессе урока у них формируются навыки казахского мышления, раскрывается свой взгляд на жизнь, расширяется понятие-понятие. Использует содержательные особенности и эффективность применения инновационных технологий в обучении казахскому языку. Современные новые технологии предполагают самостоятельный поиск, повышение креативности изучающих язык с учетом их индивидуальных особенностей.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Технология формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся
Цель: Формирование навыков организации, планирования, анализа, демонстрации его достижений. Содержание: Понятие «компетентность». Компетенции, ориентированные на ожидаемый результат в новой образовательной парадигме. Достижения в адаптивно-ориентированном обучении. Ученые, сформировавшие технологию развивающего обучения: Л. С. Вготский, М. Я. Лернер. Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. Работа на уроке с новыми информационными технологиями: компьютер, электронный учебник, интерактивная доска, интернет, электронная почта, телеконференции, On-line уроки и др.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Синтаксис простого предложения современного казахского языка
Цель: Изучение, описание синтаксической системы современного казахского литературного языка с позиции наиболее изученного в науке подхода; овладение нормами литературного языка через овладение синтаксисом словосочетания и простого предложения. Содержание: Вооружаются теоретическими зна-ниями относительно синтаксической системы современного казахского литературного языка; определяются словосочетания, их отличительные признаки, отличия от других языковых единиц; распознаются типы предложений, особенности каждого из них, осваиваются основные признаки современного казахского языка, их отличия друг от друга; синтаксис простого предложения современного казахского языка определяется как связующее звено компонентов предложения осваивается система языковых приемов; осваиваются виды знаков препинания, места их постановки, формируются навыки грамотного письма.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Ораторское искусство и выразительное чтение
Цель: Показать, что ораторское искусство является святым и ценным наследием народа, прослеживая, что традиционным словесным искусством казахского народа, являются казахские ораторские слова, начиная с благословения и заканчивая познанием самобытного-нравственных слов, заветных слов. Содержание: Формирование основных навыков правильной, выразительной речи в умении донести ораторское искусство до общества. Знать исторические этапы развития ораторского искусства, определять особенности предмета как единого комплекса знаний в различных областях науки, формировать представления о важности вербального и невербального компонентов для его восприятия в публичных выступлениях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Новые технологии в преподавании казахской литературы
Цель: Формирование научных и творческих навыков, интерактивных методов и методов обучения в обучении казахской литературе. Содержание: Преподавание казахской литературы рассматривается в школе с точки зрения интерактивных методов. Разрабатываются навыки использования интерактивных методов и методов обучения. Навыки творческого подхода к выбору дидактического материала на уроках литературы создание интерактивных уроков на основе каждого этапа; с этой целью обучаются преимуществам интерактивной технологии обучения казахской литературе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика преподавания казахской литературы
Цель: Освоение новых методов и форм обучения казахской литературе. Содержание: Раскрывается разнообразие современных образовательных технологий и профессиональных навыков. В нем описываются закономерности, содержание, принципы, методы и формы организации и развития образовательных процессов, а также новые технологии обучения, основанные на искусственном интеллекте; современные педагогические технологии сопоставляются с задачами образования и обучения, целями и содержанием интерактивных методов обучения в современной школе; определяются основные педагогические понятия, их единство и различие.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теория и практика речевой культуры
Цель: Формирование теории и практики речи, ее языково-структурной системы на основе текстообразования. Содержание: Вносит свой вклад в становление и развитие культуры речи как теоретической дисциплины в казахском языкознании. Рассмотрение культуры речи с языковой, коммуникативной, прагматической, когнитивной, лингвокультурной, этической точек зрения лежит в основе формирования ее основных черт как целостной дисциплины. При рассмотрении качества языковой коммуникации культура речи руководствуется как научная дисциплина.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Технология критериального оценивания
Цель: Познакомить с понятиями "критерии оценивания". Определение педагогико-организационных основ технологии критериального оценивания. Содержание: Формирование у студентов понимания предмета технологии критериального оценивания. Обучение критериальному оцениванию с учетом методологических принципов образования на основе имеющихся в казахстанской системе научных достижений. Изучение стратегии формирования функциональной грамотности и уровня учебных достижений каждого учащегося для повышения качества школьного образования. Овладеть изучением методов и основных принципов оценки учебных достижений учащихся, методами и основными важными принципами оценки учебных достижений учащихся, общими методическими рекомендациями критериального оценивания учебных достижений учащихся.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Новая письменная литература ХІХ века
Цель: Научное исследование образцов новой письменной литературы начала в XIX веке. Содержание: Литература XIX века-образец, многообразие, жанр литературы. Изучение художественного характера и социальных основ литературы XIX века. Дифференциация результатов ранее разработанных и изученных исследований по истории казахской литературы, связанной с литературой XIX века.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Система пунктуации современного казахского языка
Цель: Формирование навыков грамотного письма путем полного овладения законами пунктуации казахского языка. Содержание: Познакомить с набором правил по пунктуации казахского языка. Виды знаков препинания и различение функций каждого из них. Овладение тем, что знаки препинания строятся на значении и интонации, ставятся в зависимости от грамматического строя, значения, интонации предложения. Всесторонний анализ нерешаемых спорных моментов вопросов пунктуации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Синтаксис сложноподчиненного предложения современного казахского языка
Цель: Выявить сложные проблемы предложения, сложноподчиненного предложения, формирующего способность к лингвистическому мышлению, провести анализ характера и коммуникативной функции сложноподчиненного предложения. Содержание: Вооружившись теоретическими знаниями относительно синтаксической системы современного казахского литературного языка, выделяет основные признаки сложноподчинен-ного предложения, его отличия от простого предложения; распознает систему языковых приемов, связывающих составные предложения; привыкает различать типы сложноподчиненных предложений; определяет виды и различия в родительном падеже; осваивает виды знаков препинания, места их размещения, обучается грамотному письму; на основе теоретических знаний у учащихся формируются умения, навыки, необходимые для работы в школе.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы научно-исследовательской работы
Цель: Раскрыть истоки, историю, ход развития научно-исследовательской работы в контексте современных глобальных запросов. Содержание: Объект, виды, особенности научного исследования, тенденции его развития рассматриваются в контексте литературоведения и филологических наук. Синтез и трансформация филологических и междисциплинарных знаний в процессе написания научной статьи. Формировать цели и задачи научных исследований, находить их решения и отражать в научных публикациях, собирать, обрабатывать, анализировать факты, обобщать филологическую и научно-техническую информацию.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Стилистика и культура речи
Цель: Создание возможности для формирования конкурентоспособной личности, владеющей языковыми знаниями и культурой ораторской речи, владеющей языковыми признаками речевых качеств и ораторского стиля. Содержание: Объяснять роль языка как общечеловеческой ценности; демонстрировать этапы культуры речи; демонстрировать эстетическую природу языка; прививать навыки общения в новых языковых ситуациях; совершенствовать языковые вкусы в соответствии со стилями; научиться выступать с публичной речью, осваивать структуру публичной речи; формировать социально-языковые навыки устной речи, развивать нормы художественного слова освоение.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Казахская литература начала ХХ века
Цель: Различать политико-концептуальную сущность литературы эпохи пробуждения, реальное разделение в ней движения Алаш, книжных поэтов и творческих процессов религиозной, исторической, просветительской направленности. Содержание: Эпоха идейно-духовного пробуждения начала XXI века, влияние политических изменений на казахскую литературу; движение алаш и литература; движение журнала «Айкап» и газет «Қазақ» к обществу, литературной мысли; место творчества А.Байтурсынова, М. Дулатова, С.Торыайгырова; Шакарим, М.Ж. Копеев религиозные, исторические, просветительские мотивы в творчестве; современные поэты: М. Калтаев, Н.Наушабаев, Молда Муса Байзаков, Ш. Жангиров.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Лингвистическая экспертиза текста
Цель: Изучить текст с точки зрения лингвистики, опираясь на закономерности мышления. Содержание: Лингвистическая природа текста, признаки, пределы, извлекает данные из его основных категорий. Рассматривает смысло-стилевые особенности текста. Проводит анализ текстов с точки зрения лингвистических единиц. В контексте функционально-стилевой типологии текстов, взаимосвязи с системой других наук, методов анализа текста и др. формируются собственные научные мысли и выводы обучающихся.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Теоретическая и прикладная лингвистика
Цель: Формирование навыков знания системы лингвистических знаний, включая теоретические и прикладные аспекты, изучения языковых явлений и фактов в различных направлениях (этнолингви-стические, когнитивные лингвокультурологические прагмалингвистические и др.). Содержание: Приобретение навыков межотра-слевого общения и кросс-культурологии при изучении междисциплинарных направлений в современном языкознании. Студенты узнают, что область применения языка обширна и разно-образна. Определение древней сферы мира: лексикология языка, преподавание родного языка, письменный перевод, методы перевода. Включает типографику, орфографию, транслитерацию и терминологию.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Мировая литература
Цель: Изучение литературно-фольклорного содержания мировой литературы, начиная с античной культуры и заканчивая современностью истории развития человечества. Содержание: Овладение наследием мирового словесного искусства и обучение литературному обзору истории развития мирового словесного искусства. Познакомиться с шедеврами мировой литературы и определить направления современного литературного процесса. Читать, анализировать произведения мировых классиков и знакомиться с их творчеством. В ходе изучения дисциплины студенты смогут проанализировать прошлое и настоящее мировой литературы и высказать свои выводы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История зарубежной литературы
Цель: Познакомить с художественно-эстетической концепцией творчества поэтов и писателей зарубежной литературы. Содержание: Показать классический образец зарубежной литературы; раскрыть образы авторов и поднятых тем в зарубежной литературе, научить проводить литературный анализ, классифицировать зарубежные произведения по тематике. Роль и значение литературы зарубежных стран, основные особенности исторических литературных процессов, анализ ее влияния на формирование мировоззренческих, художественных, национальных особенностей на перспективное развитие литературы и культуры.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Новые направления в языкознании
Цель: Раскрыть значение новых направлений казахского языкознания на рубеже 20-21 веков. Рассмотрение основных принципов современного языкознания. Содержание: Формируются системные знания по подготовке и проведению исследований в государственном масштабе, задачам, инструментам, процедурам и технологиям проведения исследовательских работ. Определяется роль аналитической деятельности в обеспечении информационно-коммуникационно-го пространства, эффективное функционирование механизма взаимодействия между правительством и гражданским обществом. Вносит вклад в формирование концептуальной и категориальной структуры, используемой при реализации информационно-аналитических мероприятий по реализации государственной информационной политики и решению коммуникативных задач.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахская литература между 1917-1991 годами
Цель: Дифференциация историко-поэтических явлений и особенностей казахской литературы с 1917 по 1991 годы. Содержание: Анализ различных поисков и теоретических особенностей казахской литературы в период с 1917 по 1991 годы, в том числе освоение литературных процессов в советско-социальные, национал-либеральные, эмиграционные, теплые периоды.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Общее языкознание
Цель: Углубление исторической и общелингвистической подготовки языкознания. Познакомить с изучением проблем онтологии в языкознании, научными познавательными закономерностями, направленное на развитие современного языкознания, соответствующей общим эпистемологическим поискам. Содержание: Знает основные направления и историю языкознания как науки. Изучает основные лингвотеорические понятия языка и речи, нормы казахского литературного языка, объясняет основные лингвистические понятия фонетики и лексикологии, морфологии и синтаксиса. Классифицирует основные методы исследовательской деятельности в области языкознания. Может составить лингвистическую карту мира. Анализирует языковой материал с использованием различных методов исследования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Литература советского времени
Цель: Рассматривать и дифференцировать различные литературные направления советской эпохи (либеральная, социальная, религиозная, эмиграционная литература, 60-х годов) с хронологически-концептуальной точки зрения. Содержание: Сложность литературного течения советской эпохи, к литературе этого периода «соц. реализм". Произведения С.Сейфуллина, С. Муканова, И.Жансугурова, Б.Майлина, придерживавшиеся национал-социального направления. Творчество Ж.Аймаутова, М.Жумабаева, вдохновленное влиянием движения Алаш. Эмигрантская литература советских времен: произведения М.Шокая, поэзия М.Айтбаева, Х.Абдуллина. Произведения Б.Момышулы, поднимавшие военную тему. "Шестидесятые годы", появившиеся в период "жылымық": И.Есенберлин, О.Сулейменов, А.Кекилбай, Ш.Муртаза, М. Магауин, О.Сулейменов, О.Бокеев, М. Шаханов и др. Текст стихов Мукагали Макатаева.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Когнитивная лингвистика
Цель: Углублять знания и расширять опыт человека по отношению к процессу познания. Содержание: Рассматривает язык и мышление с когнитивной точки зрения. Отечественный и зарубежный философ разных эпох, овладевает систематизацией выводов лингвистов. Анализирует связь между языком и мышлением в рамках когнитивных наук. Когнитивная лингвистика: формирование и развитие, место и функции когнитивной лингвистики в антропоязыковой парадигме. Оценивает проблему языка и мышления с когнитивной точки зрения.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сопоставительная типология
Цель: Провести сравнительное исследование особенностей агглютинативного казахского языка и флективного русского языка в зависимости от различий в структуре. Показать студентам функцию каждой структуры. Учить различать языковую систему в казахском и русском языках, сопоставляя язык с другими языковыми приемами. Содержание: Студенты определяют, что типология не должна быть двусторонней (форма и значение), но должна быть ограничена лингвистическими единицами или относительной семантической формой. Обычно рассматриваются типология и сравнительная региональная лингвистика, а также сравнительная историческая лингвистика. Рассматривается, что в зависимости от объекта типология исследования делится на функциональную типологию (социолингвистику) и структурную типологию.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория литературы
Цель: Формирование у студентов навыков более глубокого и всестороннего изучения теоретических особенностей литературы как вида искусства и закономерностей его исторического развития. Содержание: Различают произведения по жанру, стилю, жанровой форме, жанру и жанровым видам. Систематизирует и классифицирует основные литературные понятия и определения. Определяет место литературы и других видов искусства. Критически оценивает литературные произведения. Характеризуется категория поэтики (образ автора, художественное время и пространство, композиция), терминология курса, процесс и развитие формирования основных понятий.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Язык деловой корреспонденции
Цель: Формирование умения использовать язык как средство международного культурного общения с формированием умений и навыков. Содержание: Разъяснение того, что язык делового общения-это сложный многоплановый процесс развития связей между людьми в служебной сфере. Усвоение специфики данного процесса регламентации в ходе данной дисциплины, подчинения установленным ограничениям, определяемым национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Переписка-это произведение журналистики о социально значимой проблеме, жанр публицистики, ограниченный по времени.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Новизна в теории современной казахской литературы
Цель: Рассмотреть нововведения в современной казахской теории литературы в контексте современного глобального литературного процесса. Содержание: Традиции и инновации – диалектическое единство, старое и новое продолжение, развитие истории, трансформация как основа производства. Объяснение того, что инновации всегда являются результатом большого мастерства и таланта, которые расширяют сферу литературы и искусства. Здесь преподаются принципы соответствия традиций и инноваций требованиям современного мира, сохранения национальной идентичности в литературе и искусстве.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современная казахская литература и история критики
Цель: Познакомить с историческими путями роста Казахской литературной критики от Аль-Фараби до А. Байтурсынова. Придание значения литературно-методологическим особенностям в нем. Содержание: Этапы зарождения Казахской литературной критики. Критические мысли Аль-Фараби; поэтические мысли в трудах Ж.Баласагуни, М.Кашгари; книга Шейха Ахмета Кудайдада Тарази «искусство художественного слова» (1437 г.); критические размышления Захираддина Бабура, М.Х.Дулати. Становление профессиональной литературной критики в советское время: произведения А.Байтурсынова, Ж.Аймаутова, М.Жумабаева. Достижения и Левобережья в литературной критике советского периода; основание абаеведения М.Ауэзова; различные литературные айтысы-потасовки при независимости.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Казахская литература ХХІ века
Цель: Изучение литературы периода независимости в рамках процесса деколонизации. Содержание: Ход развития казахской литературы в период независимости; процесс деколонизации в литературе; рост публицистического жанра; развитие литературно-исторической критической мысли в газетах «Жұлдыз», «Қазақ әдебиеті» «Жалын» и «Жас алаш», «Ана тілі» и др.; Ш.Муртаза, К. Смайлов, А.Кекилбаев, М.Магауин, М.Шаханов и др.; сатира К.Амирбека; рост молодежного творчества в период независимости; известные в 90-е годы молодые писатели: Н.Маукенович, Г.Салыкбай, А. Кемелбаева и др.; 2000- известные за годы работы: произведения К.Сарина, А. Елгезека, А.Калшабека, А.Темирбая, Б.Карагызулы, Е.Жунуса и др.; Развитие айтысского искусства с новым выражением, поэты айтыса М.Тазабек, М.Косимбаев, А.Альтаев, А.Турсынбаева, О.Досбосынов, Б.Имашев и др.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Медиаграмотность и применение искуственного интеллекта
Цель: развитие у студентов медиаграмотности, критического мышления для осознанного и эффективного взаимодействия с медиаинформацией. Содержание: Медиаграмотность и ИИ. Значение медиаграмотности в современном информационном обществе. Основы digital и кибербезопасности в эпоху ИИ. Различные типы и жанры медиа. Медиа и общественное мнение. Критическое мышление как основа медиаграмотного потребления информации. Типы недостоверной информации в медиа. Основы фактчекинга в СМИ. Манипуляция и смежные категории. Этический аспект. Теории заговора, стереотипы и мифы. Языковые механизмы и средства медиаманипулирования. Инструменты ИИ по развитию медиаграмотности.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Свободно коммуницировать в профессиональной среде и социуме на казахском, русском и английском языках с применением правил академического письма.
- Демонстрировать социально-культурное, профессиональное развитие на основе формирования мировоззренческой, гражданской, духовной и социальной ответственности, академической честности и порядочности, методов научного и экспериментального исследования.
- Обладать информационной и вычислительной грамотностью, умением обобщения, анализа и восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.
- Демонстрировать владение профессиональной речевой культурой и продвинутыми специализированными компетенциями основных теоретических понятий казахской лингвистики и литературоведения, принимать самостоятельные решения в профессиональной деятельности и в собственных исследовательских работах.
- Применять цифровые технологии, в том числе ИИ, в исследовательской, профессиональной и педагогической деятельности.
- Владеть нормами казахского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи: цитирование и выразительное чтение художественных произведений, понимание и анализ текстов древнетюркских памятников.
- Формулировать аргументы и решать проблемы в области казахской лингвистики и литературоведения.
- Осуществлять сбор, интерпретацию информации и подготовку научных материалов, обработку результатов в области филологических наук, используя междисциплинарные подход, проведения лингвистической экспертизы текста.
- Структурировать информацию для подготовки материалов СМИ по конкретной теме или направлению, анализ материалов с учетом редакционной политики; составление подборок, интервью, заметок, комментариев, публикаций.
- Анализировать, обобщать информации демонстрируя культуру мышления и восприятия.
- Использовать исследовательские, предпринимательские навыки и навыки работы в условиях неопределенности, управляя и грамотно распределяя финансами и временными ресурсами.
- Эффективно работать индивидуально и как член команды, демонстрируя навыки самообразования и здорового образа жизни.