6B02196 Вокальное искусство в КазНУИ
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы "Вокальное искусство" - подготовка высококвалифицированных бакалавров в сфере культуры и искусства, способного к профессионально-творческой деятельности в качестве оперного певца, концертно-камерного певца, преподавателя по вокалу.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет искусств
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B100 Вокальное искусство
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Анализ вокальной фонетики английского языка I
Изучение фонетического вокального аспекта: опора на Международный фонетический алфавит, отработка орфоэпии в пении. Упражнения на активизацию артикуляционного аппарата. Монофтонги, дифтонги, трифтонги. Изучить три варианта нейтрального произношения, рекомендованных для исполнения вокальных партий на английском языке. Редукция слогов и слов. «Мягкая атака» как основной способ академического пения на английском языке.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Концертмейстерский класс I
Цель освоения курса: формирование практических навыков аккомпанирования, воспитание чувства партнерства, сопереживания, ответственности; знакомство с соответствующей нотной литературой разных эпох, стилей и жанров; развитие навыков чтения с листа, транспонирования; расширение общего кругозора, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Обязательное фортепиано I
Дисциплина направлена на развитие и подготовку специалиста, который может использовать фортепиано в своей профессиональной деятельности с помощью игры на фортепиано. Формирование у студентов базовых знаний и практических навыков в области фортепианного искусства и исполнительского мастерства; развитие у студентов комплекса музыкальных способностей, необходимых для исполнения на фортепиано; овладение навыками чтения со страницы, освоение простого фортепианного репертуара, ознакомление с произведениями разных стилей и авторов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Сценическая речь
В данной дисциплине изучаются законы речевого общения и логика речи; общение и интонация; знаки препинания и их роль в речи. Техника речи – артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение. Орфоэпия. Логика речи. Речевая характерность. Анатомия и физиология речевого аппарата. Дыхание. Постановка речевого голоса. Дикция. Комплексная система упражнений для тренировки и развития голоса и речи. Литературная норма и говор. Произношение гласных. Произношение согласных.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Общее фортепиано I
Дисциплина "Общее фортепиано I" направлена на формирование базовых знаний, практических навыков в области фортепианного искусства и исполнительства, формирование художественного вкуса исполнителя посредством игры на фортепиано, формирование навыков грамотного чтения нотного текста, построения и исполнения ансамблевой музыки. Дисциплина предназначена для изучения разнообразного репертуара зарубежных и отечественных композиторов, закрепления и углубления знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка І
Курс посвящен постановке правильного фонетического произношения и изучению базовых фонетических и грамматических особенностей итальянского языка через вокальные отрывки из опер и канцон. Учащиеся развивают навыки фонетического восприятия и произношения, а также учатся строить простейшие коммуникативные ситуации, что способствует более глубокому пониманию и интерпретации исполняемой музыки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность І
В ходе изучения курса особое внимание уделяется на раскрытие индивидуальных музыкальных способностей обучающегося. В рамках курса проводятся вокально-технические занятия, включающие работу над вокализами и экзерсисами, а также изучение произведений композиторов 17-18 веков. Студенты осваивают ключевые аспекты, такие как регистровое выравнивание, певческое дыхание и интонирование, а также знакомятся со специфическими особенностями вокальной фонетики итальянского языка, что способствует гармоничному развитию их вокальных навыков.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анализ вокальной фонетики французского языка I
Курс фокусируется на изучении артикуляции звуков по принципу от звука к букве, что является ключевой особенностью французского произношения. Учащиеся осваивают постановку правильного произношения и изучают ритмический и мелодический рисунок французской фразы. Также курс включает обучение написанию транскрипции, что способствует углублению понимания фонетики и улучшению вокального исполнения на французском языке.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность ІІ
В рамках учебного курса и практической работы над вокальными произведениями малых форм, таких как вокализы, старинные арии, романсы русских композиторов и казахские народные песни, акцент делается на воспитание самостоятельного мышления в процессе звукоизвлечения. Студенты развивают слуховой и мышечный самоконтроль, что способствует формированию основ самостоятельной работы над вокальными произведениями и укрепляет их уверенность в исполнении.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Анализ вокальной фонетики английского языка II
Достижение качества вокальной английской речи: осмысленность, выразительность, дикция. Отработка вокальной фонетики по специальным фонетическим словарям (the CambridgeEDP). Четкое различие пения «в нос» и звучание голосом в головном резонаторе, отсутствие подчеркивания носового призвука в сонорных звуках. (сравнительный анализ с родным языком исполнителя). Отработка Mid-Atlantic dialect, рекомендованный для исполнения оперных произведений и европейских композиторов не британцев.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики французского языка II
Фонетические упражнения, направленные на корреляцию и совершенствование произносительных и интонационных навыков. Начало работы над распознаванием на слух отдельных французских гласных, одной из важнейших и сложнейших задач. Научится понимать и учитывать декламационный характер французской оперы, то есть, научить ясной и чёткой дикции (на примере первой французской оперы С.Спонтини «Весталки»).
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Общее фортепиано II
Дисциплина направлена: на повышение уровня пианистического мастерства дирижера; на совершенствование навыков аккомпанирования, транспонирования, чтения с листа, игры вокально-технических упражнений; на развитие уровня музыкального мышления; изучение фортепианных произведений различных жанров, развитие исполнительной техники и навыков, изучение истории исполнительства и нотной литературы по фортепиано, оркестровой музыке; исполнение сопровождения оркестровых сочинений, игру вокально-технических упражнений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка ІІ
Предмет нацелен на достижение базового уровня владения языком, позволяющего понимать отдельные слова и простые предложения как в исполняемых произведениях, так и в разговорной речи. Учащиеся анализируют небольшие музыкальные вокальные отрывки и применяют базовые компетенции — вокальные, фонетические и грамматические — для построения диалогических ситуаций, что способствует их общей языковой подготовке и развитию исполнительских навыков.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы актерского мастерства
Воспитание и формирование личности вокалиста-актера, владеющего внутренней и внешней техникой, методом работы над собой и ролью, соблюдающего этические принципы коллективного творчества, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к актерскому творчеству вокалиста, способного силой своего искусства влиять на духовный мир зрителя.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Обязательное фортепиано II
Дисциплина направлена на развитие умений и навыков игры вокально-технических упражнений и аккомпанементов вокализов и вокальных экзерсисов для всех типов детских, женских и мужских голосов. Изучение специфических особенностей игры мелодической линии вокально-технических упражнений и вокализов. Транспонирование вокально-технических упражнений. Чтение с листа аккомпанементов и их транспонирование на малую и большую секунду.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Концертмейстерский класс II
Цель освоения курса: общее ощущение темпо-ритма, согласование приёмов звукоизвлечения и динамики исполнения, передача голоса от партнёра к партнёру, соблюдение общности ритмического пульса, отсчёт пауз (особенно, длинных), во время которых студент должен слышать солирующую партию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
История современной музыки
Дисциплина "История современной музыки" направлена на изучение особенностей музыкальных культур XX-XXI века. В курсе изучаются основные направления и художественные тенденции музыки XX века, а также наиболее яркие образцы музыкального искусства. В ходе изучения формируются знания об особенностях современной музыки; умения применять терминологический и понятийный аппарат дисциплины в исполнительской деятельности; навыки работы с музыковедческой литературой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История мировой музыки
Дисциплина направлена на анализ этапов развития музыкального искусства от древности до современности. Обучает сравнивать стили и жанры, понимать исторический контекст, оценивать вклад композиторов, формировать осознанное отношение к вокальному репертуару и развивать интерпретационные навыки.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа над аккомпанементом произведений крупной формы I
Курс предназначен для изучения пьес полифонической формы, этюдов, ансамбля; произведений полифонической формы, пьесы песенного и танцевального характера классического направления, ансамбль; несложных пьес крупной формы, игра гамм, этюда, пьесы зарубежной и казахстанской классики; совершенствования уровня владения различными приемами звукоизвлечения, фразировки и т.д. при игре на фортепиано; освоение технического репертуара.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка ІІІ
Курс направлен на развитие навыков понимания знакомых слов и простых предложений, а также на уяснение основного смысла представленных текстов и вокальных отрывков. Учащиеся участвуют в коммуникативных ситуациях, используя знакомые языковые конструкции, что способствует их уверенности в общении и улучшает восприятие языка в музыкальном контексте.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики французского языка III
Курс фокусируется на изучении фонетических особенностей французского языка, необходимых для правильного исполнения вокальных произведений. Учащиеся анализируют произношение гласных и согласных, а также специфические артикуляционные приемы. Это способствует улучшению выразительности исполнения и точности интерпретации вокального репертуара на французском языке.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История русской музыки
Дисциплина «История русской музыки» вовлекает студентов третьего курса бакалавриата в углублённое и критическое изучение русского музыкального наследия. Акцент делается на анализе музыкальных стилей и школ, оценке композиторских техник в широком социокультурном контексте и синтезе различных исторических перспектив. Курс углубляет критическое понимание материала, значительно превосходящее базовый уровень знаний, полученный в колледже.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа над аккомпанементом произведений малой формы I
Игра гамм, упражнений, знакомство с современными и зарубежными композиторами. Произведения современной и старинной музыки, обработки песен, игра в ансамбле с преподавателем. Произведения современных и зарубежных композиторов, пьесы песенного и танцевального характера. Освоение и дальнейшее совершенствование исполнения произведений художественной программы. Эскизное прохождение и чтение с листа несложных фортепианных произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Оперно-сценическая подготовка І
Задачами дисциплины является изучение и практическое применение законов сценического поведения - от элементов внутренней техники актера до создания художественного образа. Работа в актерском ансамбле. Оерно-сценические моно миниатюры и ансамблевые сцены.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики английского языка III
Курс "Анализ вокальной фонетики английского языка ІІІ" фокусируется на фонетических особенностях английского языка, критически важных для вокального исполнения. Учащиеся изучают произношение гласных и согласных звуков, а также интонационные и ритмические структуры. Это помогает развивать навыки четкости и выразительности исполнения, улучшая интерпретацию вокального репертуара на английском языке.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерное пение І
Формирование знаний о камерном репертуаре на основе изучения камерно-вокально музыки русских композиторов 17-19 веков. Развитие навыков концертного исполнения, воспитание профессиональных умений и навыков камерного пения. Художественное воспитание студентов, расширение общего и музыкального кругозора студента.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
История вокального искусства
Формирование представлений об основных этапах, закономерностях, тенденциях исторического развития вокального исполнительства, своеобразии, особенностях музыкальных культур различных общественных формаций и народов, этапов развития исполнительских школ и эволюции вокального искусства. Изучение истории западноевропейской и русской вокальной педагогики, на проведение сравнительного анализа вокальных школ различных стран; оценка исторических методов с точки зрения современной вокальной школы; установление зависимости между эволюцией методик преподавания пения и требованиями, предъявляемыми к исполнению вокальной музыки той или иной эпохи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Вокальное сольфеджио и теория музыки I
Развитие музыкального слуха, чувства стиля, профессионального музыкального восприятия, оценки музыкальных произведений, навыков ансамблевого пения. Формирование знаний о структуре, разновидностях ладов, всех видов интервалов в пределах октавы, законах разрешения неустойчивых интервалов. Вырабатывание навыки осмысленного, интонационно чистого, выразительного пения всех разновидностей ладов; сольфеджирования с листа одно- и многоголосных музыкальных произведений гармонического склада.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фортепиано I
Дисциплина направлена на развитие художественно-образного мышления и творческой инициативы студентов, подготовку специалиста, умеющего использовать фортепианный инструмент в профессиональной деятельности. Учебная дисциплина является практической дисциплиной, направленной на овладение навыками игры на фортепиано, аккомпанемента и ансамблевого музицирования, а также на изучение произведений различных жанров и стилей, необходимых для успешной исполнительской и педагогической деятельности будущих специалистов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Специальность ІІІ
Курс фокусируется на вокальной технике как на процессе воплощения музыкально-образных представлений. Формируются знания и методы преодоления различных вокально-технических трудностей обучающихся, связанных с исполняемыми произведениями. Программа охватывает произведения различных форм и жанров, учитывая индивидуальную вокально-техническую подготовку студентов, что способствует их творческому развитию и уверенности на сцене.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология, устойчивое развитие и безопасность жизнедеятельности
Цель курса «Экология, устойчивое развитие и безопасность жизнедеятельности» — формирование у студентов навыков охраны жизни и здоровья, развитие экологической грамотности в контексте целей устойчивого развития. Курс охватывает все аспекты безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, включая экологические проблемы, пути их решения и защиту человека в чрезвычайных ситуациях.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Интерперетация вокальной музыки Барокко
Основные принципы интерпретации вокального текста; редакции и редакторы вокальных произведений стиля барокко; тенденции развития различных подходов к проблеме интерпретации вокальной музыки барокко, современные исполнители музыки барокко и аутентичной музыки, ориентироваться в тенденциях развития различных подходов к проблеме интерпретации вокальной музыки барокко, знать редакции и редакторов вокальных произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История интерпретации
Дисциплина формирует теоретическую базу студентов-вокалистов в области интерпретации. Рассматриваются типология исполнителей, вокальные редакции, стили. Анализируются исторические подходы и принципы интерпретации. Изучается использование ИИ для анализа вокальных стилей, сравнительной оценки трактовок и интерпретаций, включая обработку аудио- и нотного материала в обучении.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Работа над аккомпанементом произведений крупной формы II
Воспитание чувства партнерства, сопереживания, ответственности в ансамблевом исполнении: солист-аккомпаниатор; изучение данного курса предусматривает способы достижения синхронности при взятии и снятии звука, чувствование единого темпа при совместном музицировании, общее ощущение темпо-ритма, согласование приёмов звукоизвлечения и динамики исполнения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Специальность IV
Курс ориентирован на практическое исполнение вокального репертуара, включая концертно-камерные и оперные произведения. Учащиеся определяют основные типологические черты своего вокального исполнительства и жанровую направленность. Также курс направлен на формирование навыков самостоятельной организации профессиональных концертных выступлений и изучение произведений композиторов различных эпох и стилей, включая работу с вокальными текстами на языке оригинала.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Анализ вокальной фонетики английского языка ІV
Курс фокусируется на правилах звучания согласных, обеспечивая правильное произношение согласных звуков в соответствии с артикуляционной базой британского английского языка. Учащиеся учатся выделять смысловые слова в ударно-ритмической структуре фразы, что критически важно для правильного восприятия произведений, исполняемых на английском языке.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фортепиано IІ
Дисциплина "Фортепиано II" направлен на дальнейшее развитие практических и творческих навыков студентов в трех ключевых областях: интерпретации, чтении с листа и технике исполнения. Учащиеся работают с усложнённым репертуаром, что способствует улучшению музыкальной памяти и исполнительской техники. В дополнение к этому, курс включает занятия по коллективному (ансамблевому) исполнению, что обогащает опыт студентов и развивает навыки совместного исполнительства
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Анализ вокальной фонетики французского языка ІV
Научиться снимать фонетические трудности при чтении партитур. Лексико-грамматические упражнения на развитие навыков пения и говорения на элементарном уровне языковой компетенции и обеспечения полноценного понимания содержания исполняемого произведения. Научить понимать сочетание французской декламационности с итальянской кантиленой как начала эпохи Большой французской оперы, (гибкость гортани и эластичность дыхания), на примере оперы Дж. Меербайера Les Huguenots, «Роберт-дьявол»).
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Дисциплина направлена на изучение основ политического строя и правового статуса граждан, а также деятельности органов власти и управления в Республике Казахстан. Особое внимание уделяется антикоррупционной политике, механизмам противодействия коррупции и анализу факторов, способствующих ее возникновению. Студенты осваивают навыки анализа коррупционных правонарушений, применения методов измерения коррупции, а также работы с национальным законодательством и международными стандартами по противодействию коррупции.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Работа над аккомпанементом произведений малой формы II
Данная дисциплина направлена на формирование художественного вкуса солиста-вокалиста посредством игры вокального аккомпанемента на фортепиано; закрепление и углубление знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам; прохождение вокальных аккомпанементов, изучение фортепианного педагогического репертуара.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Танец I
Курс является неотъемлемой частью общей системы творческой подготовки студентов, учебная программа дает ряд знаний об истоках танца и истории народа, практические навыки работы в ансамбле, распределения сцены и формирования исполнительской культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности
Курс направлен на развитие общеобразовательных компетенций и формирование теоретических и практических знаний в сфере экономики и предпринимательства. Студенты изучат основы бизнеса, виды предпринимательства, финансовую систему, тайм-менеджмент, проектное управление, научатся вести переговоры, выступать публично, планировать бюджет и применять инструменты финансовой грамотности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Вокальное сольфеджио и теория музыки II
Чтение с листа камерно-вокальных произведений с аккомпанементом и без аккомпанемента; одноголосное интонирование последовательностей ступеней в ладу, диатонических, хроматических секвенций; определения на слух ладов, интервалов, аккордов, гармонических последовательностей; транспонирование гармонических, мелодических последовательностей, музыкальных произведений; записи одно- и многоголосных музыкальных диктантов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оперно-сценическая подготовка ІІ
Подготовка студентов к вокально-исполнительской деятельности на оперной сцене, владеющих вокальной техникой, техникой речи, танца, актерского мастерства, сценического движения. Изучение и практическое применение законов оперно-сценического поведения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка IV
Предмет направлен на развитие понимания речи и участие в коммуникативных ситуациях на элементарном уровне владения языковыми компетенциями. Учащиеся учатся самостоятельно формировать коммуникативные ситуации на важные для них темы, используя профессиональную лексику. Кроме того, они развивают навыки поддержания коротких бесед, что способствует уверенности в общении и профессиональном взаимодействии.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Камерное пение ІI
Совершенствование исполнительских навыков камерно-вокальной музыки на примере изучения музыки западно-европейских композиторов. Немецкие Lied, как основа камерной музыки романтизма. Импрессионизм и классицизм в камерной вокальной музыке. Исполнительская интерпретация различных стилей камерного репертуара
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
История исполнительского искусства
Курс "История исполнительского искусства" исследует анализ стилевых процессов в музыке XVI-XXI веков и диалектику эпохальных и индивидуально-авторских стилей. Учащиеся изучают основные категории музыкальной композиции, овладевают методами анализа произведений разных эпох, развивают навыки работы с музыкой и текстом, а также ориентируются в ключевой литературе.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мастерская оперного театра III
Дисциплина направлена на глубокую интерпретацию крупных сцен. Студенты осваивают психологическую проработку роли, выразительное исполнение сложных партий и создание целостного образа. Они анализируют сочетаемость музыкальных и драматургических элементов и учатся уверенно воплощать ведущих персонажей на профессиональной сцене, демонстрируя сценическую зрелость.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мастерская оперного театра I
Дисциплина знакомит студентов с базовыми принципами сценического действия в оперном театре. Изучаются музыкально-драматические аспекты роли, артикуляция, сценическое движение. Студенты развивают навыки сценического взаимодействия, выразительности, анализа простых сцен и уверенного поведения на сцене. Формируются начальные умения воплощения художественного образа.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оперная подготовка І
Изучение и исполнение партий второго плана, работа в оперном ансамбле, демонстрирование пластичности телодвижений и умение ориентироваться в сценическом пространстве в процессе исполнения партий в музыкальном спектакле
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Курс направлен на формирование педагогических умений преподавания вокала. Изучить методику работы с разными голосовыми типами, возрастными категориями и уровнями подготовки. Освоить методы вокальной диагностики, упражнений и коррекции, включая применение цифровых инструментов и искусственного интеллекта. Разработать индивидуальные планы занятий. Развить навыки анализа, интерпретации и обратной связи в процессе вокального обучения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерный класс I
Формирование умений и навыков исполнения циклического камерного репертуара. Особенности исполнительской интерпретации различных стилей камерно-вокального репертуара. Определение вокально-технических трудностей и основных исполнительских черт на основе проведения комплексного анализа произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Специальность V
Курс сосредоточен на работе над развернутыми ариями и сценами, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной работы над вокальными произведениями. Учащиеся учатся проводить комплексный анализ исполняемых произведений, выявляя вокально-технические и исполнительские трудности. Особое внимание уделяется единству вокально-технического исполнения и художественного воплощения, что помогает развить их артистические качества и глубину интерпретации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Мастерская камерного пения I
Курс направлен на освоение основ ансамблевого вокала в камерной музыке. Изучить артикуляцию, интонацию, дыхание и баланс голосов. Научиться слушать партнёра, петь в ансамбле, работать с текстом. Сформировать сценическую собранность и музыкальную выразительность в дуэтах и трио, исполняя несложные камерные произведения разных эпох.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
История развития жанра оперетты
Курс охватывает историю оперетты от её зарождения до современности. Рассматриваются французская, венская, русская и советская школы, их стилистика и влияние. Анализируются литературные и музыкальные компоненты. Изучение классических произведений помогает сформировать целостное представление о развитии жанра и его художественной выразительности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Танец II
Знакомит с истоками различных национальных танцевальных культур, а также с условиями жизни и историей той или иной народности, знакомит их с богатством народного танца и музыки. Точно и практично исполнять хореографическую лексику; выразительность и манера танцев народов мира. Изучите лучшие спектакли классического наследия с помощью характерных танцев.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История развития оперного жанра
Курс охватывает историю оперного жанра от его истоков до современности. Студенты изучают стилистические эпохи, школы, эволюцию музыкально-драматических форм. Анализируются исторические контексты, художественные направления, сценические постановки. Формируется глубокое понимание развития оперного искусства и его места в мировой музыкальной культуре.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Мастерская оперетты I
Дисциплина знакомит с особенностями жанра оперетты. Студенты осваивают простые сцены, анализируют взаимодействие текста и музыки. Выполняют интонационно-ритмические задания, формируют навыки сценического поведения и создают первые художественные образы. Изучаются диалоги, дуэты и базовые элементы оперетты через практическое исполнение.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Анализ вокальной фонетики французского языка V
Дисциплина направлена на развитие понимания адаптированных текстов, включая отрывки из книг, либретто и сценарии. Учащиеся слушают речь преподавателя, студентов и носителей языка. Осваиваются ИИ-инструменты для коррекции произношения. Формируется уверенность в общении и способность поддерживать диалог на знакомые темы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка V
Дисциплина развивает навыки понимания адаптированных итальянских текстов, восприятия устной речи и ведения диалога. Включает использование ИИ-программ для анализа и корректировки произношения, дикции и интонации. Студенты получают обратную связь в реальном времени и совершенствуют вокальную артикуляцию с помощью цифровых инструментов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История камерно-вокального жанра
Курс посвящён становлению и развитию камерного вокального жанра. Изучить стили, формы и национальные особенности камерной музыки с XVIII века до современности. Анализировать произведения, интерпретации, исполнителей. Понять эволюцию художественных задач, композиторского языка и эстетики. Развить культурный контекст восприятия камерного вокального искусства и его репертуара.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Изучение оперного репертуара I
Курс направлен на изучение основ оперного репертуара. Освоить подбор произведений по стилю, эпохе, композитору и вокальным возможностям. Развить начальные навыки анализа, музыкального восприятия и интонационной точности. Изучить фрагменты оперных арий, освоить выразительность, дикцию и дыхание. Сформировать художественное мышление и сценическую чувствительность вокалиста.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики английского языка V
Дисциплина сосредоточена на замедлении и растяжении ритма английской речи в пении. Студенты учатся выбирать ударные слова, формировать интонационный рисунок. Используются ИИ-инструменты для анализа вокального звучания и ритмической модели. Развиваются навыки точного произношения и оптимизации вокального аппарата при пении.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Класс оперного искусства I
Курс знакомит с основами оперного вокала. Изучаются дыхание, дикция, интонация, постановка звука. Студенты исполняют несложные арии, осваивают элементарные сценические движения. Формируются базовые вокальные и исполнительские навыки. Закладываются основы репертуарного мышления и выразительности в рамках академической вокальной подготовки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Изучение классического камерно-вокального репертуара для детей
Курс знакомит с классическим камерным репертуаром, подходящим для детского вокала. Изучить произведения по возрасту, языку и технической доступности. Развить навыки художественного исполнения, интонации, фразировки и выразительности. Формировать музыкальный вкус, стиль и сценическую культуру при обучении детей вокальному искусству через камерную музыку.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Методика вокальной работы с детским голосом
Курс изучает особенности детского голоса и методы безопасной вокальной работы. Изучить этапы голосового развития, дыхание, дикцию и диапазон у детей. Освоить упражнения для укрепления голоса, профилактики перенапряжения и развития слуха. Подготовить студентов к педагогической деятельности с детьми с учётом их возрастных и физиологических особенностей.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анализ вокальной фонетики французского языка VI
Дисциплина направлена на развитие навыков свободного общения на французском языке на знакомые и новые темы. Студенты расширяют знания о культуре, произведениях и авторах. Осваивают ритмико-мелодические особенности вокального исполнения. Применение ИИ способствует совершенствованию произношения и повышению профессионального уровня вокалистов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мастерская оперного театра IV
Дисциплина предназначена для преддипломной сценической реализации. Студенты исполняют ведущие партии, создают самостоятельные режиссёрские концепции, воплощают художественные решения на высоком уровне. Формируются навыки сценографического анализа, критической оценки, вокальной выразительности и профессиональной интерпретации оперных персонажей в сложных постановках.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики английского языка VI
Дисциплина направлена на отработку типичных певческих ошибок при исполнении на английском языке: сокращения и удлинения звуков, интерполяции, неактивной артикуляции. Изучается фонетико-грамматический материал на базе опер. Используются ИИ-средства для коррекции речи и развития профессионального использования английского языка в вокале и педагогике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Класс оперного искусства II
Курс ориентирован на исполнение сложных арий и дуэтов. Осваивается взаимодействие с партнёром, проработка сценического образа, выразительное движение, интонационная точность. Формируется артистическое мышление, актёрская уверенность. Студенты учатся строить вокально-сценический номер как целостный художественный акт.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка VI
Дисциплина направлена на достижение среднего уровня владения итальянским языком, позволяющего свободно читать оригинальные тексты, либретто и партитуры. Студенты участвуют в беседе на любые темы. Используются ИИ-платформы для совершенствования произношения, интонации, лексической связности и анализа текстов в вокальной и сценической практике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность VІ
Учебный курс направлен на совершенствование вокально-технических и исполнительских навыков студентов, акцентируя внимание на концертно-исполнительской и сценической деятельности. Учащиеся определяют приоритетные направления подготовки для успешной концертной карьеры. Артистизм, эмоциональность и культура звукоизвлечения составляют комплексное основание для академического исполнителя, обеспечивая практическую подготовку к профессиональной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мастерская оперетты II
Дисциплина развивает сценические навыки через исполнение сложных эпизодов. Студенты анализируют развитие роли, используют мимику, жест, танец. Изучается партнёрское взаимодействие и сценическая достоверность. Акцент на стилистическом единстве, выразительности и музыкально-драматической интерпретации сцен из репертуара оперетты.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение оперного репертуара II
Курс направлен на углублённое освоение оперного репертуара. Расширить вокальные возможности, развить гибкость, выразительность, понимание драматургии и характеров. Изучить сложные арии, дуэты и ансамбли. Совершенствовать технику дыхания, вокального диапазона и эмоциональной выразительности. Подготовить студента к сценической реализации оперных партий с музыкальной и художественной глубиной.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Современные педагогические технологии
Курс направлен на освоение инновационных подходов в образовании. Изучить современные методики, цифровые инструменты, дифференцированное обучение и инклюзивные стратегии. Развить навыки проектирования занятий, мотивации студентов и обратной связи. Подготовить будущего педагога к эффективной и гибкой работе в различных образовательных средах XXI века.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мастерская оперного театра II
Дисциплина формирует углубленные навыки сценической реализации арий и ансамблей. Студенты анализируют развитие роли, используют технику пластики, взаимодействуют с партнёром. Исследуют стилистические особенности произведения, интерпретируют содержание и воплощают сценический образ с опорой на режиссёрское задание. Развиваются навыки выразительной передачи сложных сцен.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мастерская камерного пения II
Продолжение мастерской с акцентом на стилистическую точность и драматургическое построение исполнения. Изучить партнёрское взаимодействие, динамику ансамбля и сценическую подачу. Репетировать более сложные камерные произведения с контрастными характерами. Развить гибкость вокала, интерпретацию и эмоциональную передачу. Подготовить к участию в камерных концертах и учебных показах.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской музыки
Курс рассматривает процесс исторического развития казахской музыкальной культуры с ранних этапов до современности. Изучаются историко-культурные условия функционирования музыкальных традиций; обряды и обрядовый фольклор; жанровая классификация фольклорных и устно-профессиональных произведений; персоналий и индивидуальных композиторских стилей, знакомство с различными жанрами классических образцов традиционной музыки, произведений профессиональных казахстанских композиторов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оперная подготовка II
Самостоятельный разбор и изучение вокальных партий. Изучение и исполнение партий первого плана. Постановка и участие в ансамблевых сценах и моносценах. Умение сценически работать с партнером по сцене. Работа с режиссером и дирижером.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Камерный класс II
Совершенствование исполнительских навыков камерно-вокальной музыки на примере изучения музыки западно-европейских композиторов. Немецкие Lied, как основа камерной музыки романтизма. Импрессионизм и классицизм в камерной вокальной музыке. Исполнительская интерпретация различных стилей камерного репертуара
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Анализ вокальных произведений
Дисциплина направлена на анализ вокальных произведений с акцентом на стиль, форму и выразительность. Студенты исследуют структуру, эмоциональный язык и исторический контекст. Используются инструменты искусственного интеллекта для сравнения интерпретаций, распознавания стилистических особенностей и углубления понимания вокального текста как художественной системы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Работа с дирижером и режиссером І
Корректировка певца, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств вокального исполнительства. Дирижер должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Режиссерская работа над содержанием, композиционной структурой, характером фактуры, особенностью поэтического текста, взаимосвязи слова и звука. Составление и работа над режиссерской экспликацией изучаемого оперного репертуара.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Написание дипломной работы I
Курс направлен на формирование у студентов научно-исследовательских и методических навыков написания научной работы, системного мышления при обобщении собранного материала и умения общаться научным языком в процессе научных исследований.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Основы научных исследований
Дисциплина направлена на формирование навыков исследовательской деятельности, представлений о современных теоретических, методических и технологических достижениях педагогики, методики, науки, техники и производства. Студенты получают знания о различных областях истории и теории музыки; о процессах стратегического развития интеллектуально-творческой, культурно-просветительской деятельности. Знакомятся с формами и методами научного познания, принципами организации исследовательской деятельности, методами поиска, обработки, использования научной информации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа дирижера над партитурой I
Цель изучения данной дисциплины ‒ в результате освоения дисциплины студент должен знать структуру дирижерского жеста, дирижерские схемы, специальную учебно-методическую литературу; музыкально-языковые и интерпретационно-исполнительские особенности произведений различных стилей и жанров, знакомство с дирижерской интерпретацией над оперной партией/партитурой.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальная педагогическая подготовка
Предмет "Специальная педагогическая подготовка" фокусируется на развитии педагогических навыков, необходимых для преподавания вокального мастерства. Студенты изучают методики обучения, основы вокальной педагогики и психологии, а также получают практические навыки в работе с учениками. Это способствует их профессиональному развитию и подготовке к педагогической деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность VII
Предмет ориентирован на практическую подготовку певца к профессиональной деятельности, формируя необходимые концертно-сценические и вокально-педагогические знания и умения. Учащиеся развивают навыки владения вокальной культурой исполнения концертной программы, а также учатся образно-сценическому воплощению исполняемых произведений, что способствует их артистическому и профессиональному росту.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инклюзивная образовательная среда
Курс направлен на формирование умений распознавать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и создавать условия для их полноценного обучения. Изучить категории нарушений, подходы к коммуникации, методы адаптации программ и среды. Развить навыки взаимодействия с родителями, специалистами и сопровождения обучающихся в инклюзивной системе образования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мастерская камерного пения III
Углублённая работа над камерным репертуаром. Исполнять произведения с высокой вокальной и драматической сложностью. Развить сценическую свободу, музыкальную зрелость, интонационную устойчивость. Работать над нюансами, стилистикой и художественным посылом. Формируется уверенность и индивидуальный исполнительский почерк в рамках камерного ансамбля и концертной программы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Режиссерская интерпретация оперной партии I
Задачами дисциплины является формирования у студентов интереса к актерско-сценическому воплощению музыкальных образов изучаемых оперных сцен, освоение логики сценического поведения в соответствии с режиссерской экспликацией; воспитание певца-художника, способного к самостоятельному решению творческих сценических задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные принципы работы над ролью в музыкальном спектакле и сольных сценах; иметь навыки сценического действия перенести на создание конкретных сценических образов; творчески мыслить.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мастерская оперетты III
Дисциплина направлена на реализацию полноценных сцен с акцентом на стилистические особенности жанра. Студенты раскрывают юмор, гротеск, драматургию оперетты, достигают выразительного единства. Используются сложные вокальные, актёрские и пластические решения для создания полноценного художественного образа и интерпретации произведения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Класс оперного искусства III
Студенты исполняют сцены в ансамбле, изучают драматургию и развитие образа. Прорабатываются внутренние мотивы, эмоциональные повороты, вокальная выразительность. Углубляется сценическая пластика и профессиональная ответственность. Формируется восприятие оперы как единого художественного целого.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерный класс III
Формирование знаний о камерном репертуаре и вокальных циклов на основе изучения камерно-вокально музыки русских и западно-европейских композиторов 19-первой половины 20 веков. Комплексный анализ камерно-вокальных произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Написание дипломной работы II
Курс включает в себя изучение методических и методических аспектов в процессе написания дипломной работы, является завершающим этапом написания самостоятельной научной работы для студентов, способствует отражению результатов личных исследований в рамках разработанной темы.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Класс оперного искусства IV
Курс готовит к дипломному выступлению. Студенты формируют персональный репертуар, развивают стилистическую точность, актёрскую свободу, навыки взаимодействия с режиссёром. Финальный этап посвящён созданию целостного образа и демонстрации зрелости вокального и сценического мастерства.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мастерская оперетты IV
Дисциплина ориентирована на выпускные постановки. Студенты самостоятельно исполняют роли, принимают художественные решения и синтезируют все выразительные средства. Реализуются требования режиссуры, вокального мастерства и актёрской техники. Цель – создание сценически и художественно завершённого образа в рамках жанра оперетты.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность VІІI
Учебный курс посвящен концертно-исполнительской деятельности, акцентируя внимание на сценическом и актёрском воплощении вокальных произведений. Учащиеся развивают профессиональное владение вокальной исполнительской культурой, осваивая методы самостоятельного анализа и интерпретации вокальных произведений как камерного, так и оперного репертуара, что способствует их артистическому выражению и уверенности на сцене.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Работа дирижера над партитурой II
Задачами дисциплины является совершенствование исполнительского навыка под «руку» дирижера, формирование у студентов интереса к сценическому воплощению музыкальных образов в совместной работе солист-дирижер-аккомпаниатор; профессиональное знание музыкального материала (сцены, оперной партии) в соответствии с дирижерскими корректировками сольного исполнительства.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Камерный класс ІV
Совершенствование навыков концертно-камерного исполнения. Изучение и исполнение вокальных циклов композиторов 20-21 веков, включая композиторов Казахстана. Особенности интонирования, вокальной фонетики и художественного воплощения образного содержания исполняемых произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Работа с дирижером и режиссером ІI
Умение взаимодействовать в ансамбле: режиссер-дирижер-концертмейстер-вокалист. Корректировка певца как в учебном процессе, так и в сценической деятельности. Точность совместного прочтения и воспроизведения музыкального текста исполняемого произведения. Работа над музыкальным содержанием изучаемого материала, точность музыкального прочтения и его интерпретация. Работа над художественным образом, сценическим воплощением, артистизмом. Режиссерская работа над постановочной частью музыкальных сцен (оперных отрывков) исполняемых на итоговой аттестации.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мастерская камерного пения IV
Финальный курс подготовки камерной концертной программы. Исполнить сольные и ансамблевые номера с полной интерпретацией. Демонстрировать артистизм, профессионализм и вокальное мастерство. Работать с дирижёром и партнёрами. Подготовить полноценное выступление для зачёта, конкурса или диплома. Закрепить сценическую зрелость и готовность к профессиональной карьере в камерной музыке.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительское мастерство учителя академического пения
Курс направлен на развитие исполнительских навыков преподавателя вокала. Изучить стилистику, технику дыхания, интонацию, дикцию и артикуляцию. Отработать репертуар академического пения. Формируется сценическая уверенность, профессиональное поведение и способность демонстрировать эталонное исполнение для студентов. Развить умение совмещать вокальное мастерство и педагогическую наглядность.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Режиссерская интерпретация оперной партии IІ
В результате освоения дисциплины студент должен знать основные принципы работы над ролью в музыкальном спектакле и сольных сценах; понимать суть художественных задач; владеть навыками передачи психо-физического состояния сценического образа, правдивой передачей его эмоционального состояния По окончании курса выпускник должен знать профессиональную терминологию, уметь воплотить режиссерский замысел в индивидуальной интерпретации оперного героя.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
Профессии
Результаты обучения
- Осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области вокального искусства, используя методы анализа, отбора и систематизации информации. Понимать историко-культурные контексты музыкальных стилей и жанров. Интерпретировать эволюцию вокального искусства, применять научные подходы при работе с музыкальными источниками и обобщать результаты исследований.
- Демонстрировать сценическое мастерство и художественную интерпретацию вокального произведения. Выражать замысел композитора средствами вокальной техники, актёрского искусства и сценического присутствия. Адаптировать вокально-исполнительские навыки к разным жанрам — опера, оперетта, камера, концерт. Управлять выразительными средствами для создания художественного образа.
- Формировать профессиональные вокально-педагогические компетенции: планировать и реализовывать учебный процесс, адаптировать методы индивидуального обучения, подбирать репертуар с учётом уровня обучающегося. Развивать вокальные и творческие способности студентов, анализировать их прогресс и формировать профессионально-педагогическое мышление.
- Анализировать и применять вокальную фонетику иностранных языков (итальянский, французский, английский) в профессиональной деятельности. Развивать чёткое произношение, дикцию, лексические навыки. Использовать ИИ-программы для улучшения фонетической грамотности и получения обратной связи по интонации, акценту и артикуляции в реальном времени.
- Использовать музыкально-теоретические и культурологические знания при интерпретации вокальных произведений. Понимать исторические контексты, редакции и исполнительские традиции. Применять ИИ-ресурсы для анализа нотного текста, трактовок и исполнительских подходов. Сравнивать стили и подходы в системе "композитор — исполнитель — слушатель".
- Владеть основами актёрского мастерства и сценического движения, управлять телесной пластикой и мимикой. Интегрировать хореографические элементы в вокальную интерпретацию. Адаптироваться к сценическим условиям, работать с партнёрами, понимать и реализовывать режиссёрские концепции. Создавать выразительный сценический образ через движение и жест.
- Организовывать профессиональное взаимодействие с концертмейстером, дирижёром, режиссёром и сценическими партнёрами. Планировать репетиционный процесс, координировать творческое взаимодействие и обеспечивать согласованность вокального и сценического исполнения. Формировать культуру партнёрства и ответственность в совместной исполнительской деятельности.
- Применять правовые, этические и управленческие нормы в профессиональной деятельности, соблюдая принципы академической добросовестности и устойчивого развития. Поддерживать инклюзивную образовательную среду и уважать разнообразие обучающихся. Использовать навыки управления в культурной сфере и ориентироваться в социальной ответственности артиста.
- Освоить ключевые принципы правового регулирования и антикоррупционной культуры, анализировать основные экономические и финансовые процессы, а также применять принципы устойчивого развития и экологической безопасности для эффективного функционирования в различных сферах жизни и бизнеса.