Действующая образовательная программа

7M05103 Молекулярная биотехнология и биомедицина в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

  • Цель образовательной программы Подготовка магистров с углубленными знаниями, владеющих современными методами научных исследований и технологических разработок в области молекулярных и клеточных технологий, биоинформатики, метаболической инженерии, биомедицинских и биофармацевтических технологий, способных для работы в научно-исследовательских институтах биологического и медицинского профиля, преподавания в учреждениях высшей школы.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M082 Биотехнология
  • Направление подготовки 7M051 Биологические и смежные науки

Дисциплины

  • Геномика и болезни человека

    Цель дисциплины формирование фундаментальных знаний по организации и функционированию генетического материала у здорового и больного человека; природе генетических механизмов наследственных заболеваний, роли генетических факторов и факторов среды в развитии наследственных болезней, а также диагностики и профилактики врожденной и наследственной патологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иммуногенетика

    Иммуногенетика человека. Гемолитические аномалии. Болезни обмена веществ. Иммуногенетические аспекты канцерогенеза Особенности иммунного статуса онкологических больных. Иммунодиагностика, иммунопрофилактика и иммунотерапия рака. Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете. Иммуногенетические аспекты канцерогенеза.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биоинформатика в геномике и протеомике

    Анализ последовательностей ДНК. Компьютерные программы используемые для анализа секвенированных последовательностей геномов. Фолдинг и транспорт белков у про- и эукариот. Статистика аминокислотной последовательности белка. Сворачивание белков, предсказание структуры белка, предсказание функции и клеточной локализации белков. Технологии секвенирования и биоинформатического анализа на основе искусственного интеллекта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Перспективы развития современных биотехнологий

    Целью освоения дисциплины «Перспективы развития современных биотехнологий» является формирование представление об основных направлениях и перспективах развития современной биотехнологии и ее достижений как основы для формирования необходимых компетенций. Краткое содержание курса: Развитие биотехнологии в промышленности. Протоинженерия. Биоэлектроника. Развитие экологической биотехнологии Развитие биотехнологии в энергетике. Развитие биотехнологии в сельском хозяйстве. Развитие биотехнологии в медицине. Иммунная биотехнология. Нанобиотехнология, перспективы развития.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Белковая инженерия

    Понятие протеомики и протеомного анализа. Понятие транскриптомики: объекты, методология и основные разделы. Современные технологические платформы для геномных и протеомных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иммунобиотехнология и производство вакцин

    Целью освоения дисциплины является формирование системы современных представлений об иммунобиотехнологических препаратах и основах их разработки, производства и применения. Содержание курса: Современные достижения науки в области создания и разработки технологии получения медицинских иммунобиологических препаратов – вакцин, иммуноглобулинов и иммунных сывороток, иммунокорректоров, диагностикумов и др., в том числе с использованием генной инженерии, нанотехнологий, биокатализа и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Курс «психология управления» направлен на формирование социально-управленческого мировоззрения у магистрантов в контексте решения управленческих задач, определенных профессиональной деятельностью магистра в национальной рамке квалификации и квалификационном справочнике руководителей и специалистов. Цель курса заключается в систематизации и углублении знаний о социально-психологических процессах, явлениях, свойствах и основных категориях психологии управления для дальнейшего применения в управленческой деятельности магистров. Содержание дисциплины включает такие темы как личность руководителя, особенности руководства и лидерства как социальных феноменов, основные функции управленческой деятельности, стили управления и руководства, личность подчиненного как объект управления, социализация личности как социальный феномен, характеристика процесса адаптации подчиненного к условиям организации, система регуляции поведения и деятельности личности, общение как социальный феномен, особенности управленческого общения и другие.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Педагогика высшей школы

    Цель дисциплины направлена на формирование у обучающихся системы педагогических знаний и практических умений, необходимых для эффективной профессионально-педагогической деятельности в высшем образовании, с учетом современных требований к преподавателю вуза, включая владение методикой преподавания, педагогическими технологиями и методами обучения. В содержании дисциплины рассматривается основные тенденции и процессы развития, определяющие сущность современного высшего образования; структуру и особенности педагогического процесса в высшем учебном заведении; современные педагогические технологии, методику преподавания, методы и формы организации учебной и воспитательной работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Белки-маркеры в современной клинической диагностике

    Количественные и качественные методы исследования белков- маркеров. Основные современные молекулярно-генетические методы диагностики, молекулярно-генетический анализ предрасположенности к некоторым мультифакториальным заболеваниям, молекулярно-генетическая диагностика в онкологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Регенеративная медицина и тканевая инженерия

    Цель дисциплины – освоение знаний в области фундаментальной регенеративной медицины как основы для использования высокотехнологичных методов лечения. Общие механизмы регенерации тканей. Место регенерации в общей системе патофизиологических процессов. Клеточная терапия и тканевая инженерия. Практическое применение методов регенеративной медицины для восстановления объема и функций поврежденных тканей

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Биохимические и молекулярно-биологические методы анализа генома

    В курсе освещаются принципы современных биохимических и молекулярно-биологических методов, которые позволяют выделять индивидуальные гены, фрагменты генов и исследовать их функционирование в новом генетическом окружении, приемы исследования тонкой структуры клонированных генов и их фрагментов, а также исследование специфических ДНК белковых взаимодействий с помощью футпринтинга, конструировать новые белки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Курс направлен на изучение истории науки, философских основ научного знания и методологии научного исследования. Цель курса - формирование у магистрантов целостного понимания развития науки как социального института, а также в освоении методологических основ и проблем современной науки. Курс знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, а также с философскими проблемами конкретных наук в их современном состоянии. Курс способствует критическому анализу современных научных достижений, выработке методологической культуры научно-исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Молекулярная регуляция экспрессии генов эукариот

    Молекулярные основы эпигенетики – изучение закономерностей эпигенетического наследования, изменения экспресии генов или фенотипа клетки, вызванных механизмами, не затрагивающими последовательности ДНК. Регуляция активности генов у прокариот и эукариот. Промоторы и энхансеры. Сплайсинг РНК. РНК: транспорт, локализация и депонирование. РНК редактирование. Избирательная деградация РНК. РНК интерференция. Малые РНК. Каталитическая РНК.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Целью данной дисциплины является приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного обучения, позволяющих использовать иностранный язык (уровень сверх базовой стандартности (С1) как средство общения для успешной профессиональной и научной деятельности будущего магистра, способного конкурировать на рынке труда. Курс обучения предполагает изучение английского языка в профессиональном и академическом контексте в соответствии с образовательной программой. Основное внимание уделяется изучению и активному использованию специфической терминологии, связанной с профессиональной и научной сферой, критическому чтению, анализу текстов, восприятию информации, полученной через прослушивание, развитию академических навыков письма, необходимых для написания научных работ, а также развитию навыков устной речи для коммуникации в академической среде.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Бионанотехнология

    Основные понятия наномира. Основы физической химии наноструктурированных материалов. Формирование наноструктур. Фундаментальные и прикладные исследования: связь нанонауки и нанотехнологии. Методы изучения наноструктур. Бионанотехнологии в медицине. Наночастицы и наноструктурированные материалы в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Биомедицинские наноматериалы. Нанотехнологии в генодиагностике и генотерапии. Природоохранные нанотехнологии. Нанотехнологические аспекты адресной доставки диагностических и лекарственных препаратов к органам- мишеням.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Генотерапия

    Генотерапия: объекты, технологии и технологические подходы, достижения, проблемы и перспективы развития. Генотерапия в лечении инфекционных заболеваний. Генетические манипуляции в трансплантологии. Генные технологии в иммунотерапии. Генная терапия наследственных и приобретенных генетических нарушений у человека.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Система безопасности в области генно-инженерной деятельности (ГИД)

    Цель: Биобезопасность. Основные термины и понятия. Основные принципы и стратегия получения ГМО. Основные достижения генетической инженерии микроорганизмов, растений и животных. Базовые принципы и методология оценки риска неблагоприятных последствий генно-инженерной деятельности. Оценка риска возможных неблагоприятных эффектов генноинженерных организмов для окружающей среды и здоровья человека. Правовое регулирование биобезопасности. Основные нормативно-правовые акты международной и национальной систем биобезопасности

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Механизмы регуляции свободнорадикальных процессов

    Свободные радикалы, обнаруживаемые в живых организмах. Методы исследования в свободно-радикальной биологии и медицине: общие принципы и методологические подходы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методологические основы научных исследований

    Разработка стратегии научных исследований, оценка и анализ полученных результатов. Основные понятия и принципы планирования эксперимента; критерии оптимальности, разновидности и правила построения планов эксперимента; методы расчета параметров математической модели объекта исследований, оценки их значимости, а также адекватности полученной модели.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Техника безопасности работ в лаборатории

    В курсе изучают опасные и вредные факторы в химической и биотехнологической лаборатории. Механическое воздействие. Факторы опасности. Первая помощь при термических ожогах. Химические ожоги. Первая помощь при химических ожогах. Маркировка едких веществ. Отравление в лаборатории. Яды и токсины. Взрывы в лаборатории. Классификации взрывчатых веществ. Поражение электрическим током. Первая помощь при поражении электрическим током. Указатели опасности поражения электрическим током Шум, вибрация, ультразвук. Шкала механических колебаний. Вредное действие шума, вибрации и ультразвука. Ультразвуковая ванна. Ионизирующие излучения. Типы ионизирующих излучений. Биобезопасность; работа с биологическими патогенами.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы проектной и исследовательской деятельности

    Цель: развитие творческих способностей магистрантов, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Физико-химические методы исследования в биотехнологии

    Цель дисциплины - формирование у магистрантов общих представлений о значимости физико-химических методов исследования для решения современных фундаментальных научных и прикладных задач. Ознакомление с классическими и оригинальными физико-химическими методами, применяемыми в биологии и биотехнологическом производстве

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Механизмы апоптоза и некроза

    Верификация программируемой клеточной гибели методом световой, электронной микроскопией. Морфологические и биохимичесикие признаки апоптоза клетки.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы в т.ч. междисциплинарного характера, исследуемые в науке на современном этапе ее развития и использовать результаты в профессиональной деятельности.
  • Демонстрировать навыки применения современных педагогических технологий, методики преподавания, активных методов обучения и цифровых средств для осуществления научно-педагогической, методической деятельности и проектирования учебного процесса.
  • Обладать навыками планирования, организации и проведения научно-исследовательских работ, проводить корректную обработку результатов экспериментов и делать обоснованные заключения и выводы; владеть методологией оформления научных результатов (статьи, тезисы, диссертации), проводить учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность, применять современные и инновационные (в том числе цифровые) технологии обучения.
  • Демонстрировать знания и применять на практике методы управления биотехнологическим процессом, способен к реализации системы менеджмента качества биотехнологического производства и методов контроля качества продукции, способность к гражданской и профессиональной активности, соблюдать принципы академической честности и добропорядочности.
  • Применять знания и использовать экспериментальные методы иммуногенетики, иммунобиотехнологии, белковой инженерии, бионанотехнологии в своей профессиональной области.
  • Понимать принципы функционирования генов и процессов реализации генетической информации; использовать молекулярно-генетические методы; принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов; повышать научную результативность и публикационную активность; работать с национальными и международными базами данных.
  • Использовать современные методы биоинформатики для геномного и протеомного анализа, владеть клеточными и тканевыми технологиями регенеративной медицины, применять методы искусственного интеллекта для прогнозирования заболеваний путем анализа массивов данных, знания этических норм при проведении научных исследований, нормативных правовых актов в области науки
  • Осуществлять исследования в области генной, белковой инженерии, генотерапии; владеть приемами определения безопасности генно-инженерной деятельности; использовать современное лабораторное и производственное оборудование в профессиональной деятельности.
Top