Новая образовательная программа

6B05110 Зоология в КазНУ им. аль-Фараби

Дисциплины

  • Химия и математика

    Формировать умение описывать фундаментальные вопросы общей химии и предполагает выполнение математических арифметических действий, нахождение приближенных значений величин, вычислительных ошибок, решение задач прикладного характера с сочетанием устного, письменного подходов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Зоология

    Курс рассматривает систему многообразия животного мира, их взаимосвязи между собой и с окружающим миром, изучает экологические особенности и морфо – анатомическое строение беспозвоночных и позвоночных животных. В результате изучения курса у студента формируются способности описывать особенности строения беспозвоночных и позвоночных животных, анализировать сравнительную морфологию строения основных таксонов животного мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы безопасности жизнедеятельности человека

    Дисциплина направлена на подготовку студентов знающих теоретические и практические основы обеспечения безопасности человека от опасных, вредных факторов среды обитания, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и получения практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Дисциплина направлена на формирование экономического мышления и развитие предпринимательских компетенций студентов. В рамках курса рассматриваются основные закономерности рыночной экономики и основы организации предпринимательской деятельности. Студенты изучают механизм функционирования экономики, роль бизнеса в социально-экономическом развитии, этапы создания и ведения дела.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель курса: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Показать роль ИИ в выявлении, предупреждении и анализе коррупционных рисков. Объяснить основные положения антикоррупционного законодательства. Обучить навыкам преодоления коррупции с учётом современных цифровых технологий и аналитических инструментов ИИ.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Ботаника

    Цель: сформировать способности анализировать, классифицировать и систематизировать многообразие низших и высших растений на основе изучения морфологических и анатомических структур, особенностях экологической адаптации к разнообразным климатическим зонам, основных понятиях фитоценологии и современных методах работы с растениями в полевых и лабораторных условиях, научного подхода к познанию ресурсов лекарственных растений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экология и устойчивое развитие

    Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, научного понимания взаимосвязи между природой и обществом, а также на комплексное освоение целей и принципов устойчивого развития. В рамках курса рассматриваются глобальные и региональные экологические проблемы, охрана окружающей среды и пути рационального использования природных ресурсов. Студенты осваивают навыки принятия научно обоснованных и ответственных решений в области устойчивого развития.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Введение в инклюзию

    Цель дисциплины: усвоение системы научно-теоретических знаний основ инклюзивного образования, формирование ценностных ориентаций организации взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями, овладение компетенциями в области профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Биология микроорганизмов

    Цель дисциплины – формирование базовых знаний о систематике, морфологии, генетики и размножении бактерий; метаболизме микроорганизмов, строении, физиологии и биохимии микроорганизмов, биологии возбудителей наиболее распространенных инфекций, а также меры борьбы и профилактике этих болезней, освоение современных методик изучения микроорганизмов и микробиологических процессов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Биохимия

    Формирование систематизированных знаний состава, свойств, структуры и функций биохимических процессов живых организмов, особенностях биологического действия биополимеров, идентифицировать функциональные группы белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов ферментов, гормонов, витаминов, аминокислот регуляции метаболизма, обмена веществ и биохимических методов анализа в лабораторных условиях.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Экологическая физиология животных

    Цель - формирование у студентов системных знаний о процессах жизнедеятельности организма высших позвоночных и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования систем и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и экологическими условиями обитания, о физиологических методах анализа и морфофункциональных закономерностях процессов адаптации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Протозоология

    Цель дисциплины - формирование современных представлений о Protozoa как о важнейшей составляющей мира живого, их многообразии, систематики, филогении, эволюции и происхождении Metazoa и значении в природе и жизни человека, изучение основных методов борьбы с вредными протистами и усвоение практических навыков в защите от протозойных болезней.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Генетика

    Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию ключевых механизмах наследственности и изменчивости живых организмов и использовать эти знания в профессиональной практике. Будут рассмотрены: основные закономерности классической генетики, механизмы наследования признаков; взаимодействия аллельных и неаллельных генов; генетика пола, сцепленное с полом наследование; кроссинговер; виды изменчивости; генетические процессы в популяции; основы генетики человека.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Энтомология и арахнология

    Цель - формирование целостного представления о систематике, морфологии и анатомии, биологии, экологии, физиологии, эволюционных этапах развития размножения, принципов классификации, освоении методик сбора коллекционирования, статистического анализа и изготовления препаратов различных групп насекомых, паукообразных и клещей; их значении, в народном хозяйстве, медицине и в ветеринарии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Цитология и гистология

    Цель дисциплины- сформировать знания о живой клетке ее структурной организации биофизических и биохимических процессов, жизненном цикле, развитие, происхождение и дифференциация тканей их классификация, изучение этапов эмбрионального развития животных, стадии гаметогенеза; оплодотворения; основных типах дробления, способах гаструляции, нейруляции и органонеза у х животных.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Молекулярная биология

    Сформировать представления о ключевых структурах и механизмах, обеспечивающие передачу и реализацию наследственной информации у прокариот- и эукариот. Будут рассмотрены: особенности молекулярного строения нуклеиновых кислот и белков, современные методы анализа структуры и физико-химических свойств нуклеиновых кислот и белков, механизмы и методы исследования репликации, транскрипции, созревания РНК, репарации генетического материала.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Микротехника

    Цель дисциплины: объяснять суть микроскопической техники в биологии, позволяющей с помощью светооптического микроскопа изучать макроскопического и микроскопического строения органов, систем органов и организма в целом у животных, включающие вопросы происхождения и функции, а также получение теоретических знаний и практических навыков классических и современных микроскопических методов исследования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Биология и систематика позвоночных Казахстана

    Цель дисциплины - изучение биологических особенностей различных классов типа Хордовых (Chordata) животных экологических характеристик, ключевых признаков разных классов позвоночных животных с использованием определительных таблиц их систематики, происхождения, эволюции и распространения, значения в биоценозах, и народном хозяйстве.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Индивидуальное развитие животных

    Цель дисциплины: формирование у студентов целостного системного представления о закономерностях онтогенетического развития животных, описывать основные этапы онтогенеза и определять фазы эмбрионального развития, объяснять механизмы роста, морфогенеза, причин появления аномалий развития, изучаются механизмы регенерации, эмбриональной индукции, дифференциации, детерминации и старения, лежащие в основе развития животных.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Биология и систематика беспозвоночных Казахстана

    Цель дисциплины – формирование представления о современных взглядах на эволюционное учение, основных положений теории, раскрывающей сущность эволюционного процесса – микроэволюция: естественный, искусственный отбор, борьба за существование, видообразование; макроэволюция: филэмбриогенез, основные пути биологического прогресса; современные проблемы теории эволюции.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Растительная кормовая база животных

    Цель дисциплины: cформировать у студентов способность использовать знания древесно-кустарниковой, травянистой, луговой, степной, горной (включая альпийские луга), предгорной, водной и прибрежно-водной растительности, как основы качественных кормов для комплексного изучения вопросов питания растительноядных позвоночных животных различных мест обитания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Систематика ископаемых организмов

    Цель – дать представление о морфологии, биологии ископаемых организмов (главным образом животных), их геологическом возрасте и систематическом положении основных таксонов беспозвоночных и позвоночных животных в палеозойской, мезозойской и кайнозойской эрах, о местах скоплений и формирования залежей при разведке минерально-сырьевых ресурсов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Зоотоксинология

    Цель – сформировать представление о дисциплине «Зоотоксинология», ознакомить с новейшими методами изучения ядов животных, о классификации и зоогеографическом распространении ядовитых животных, строении ядовитых аппаратов, химической природе и молекулярной структуре ядов, механизмами действия зоотоксинов их использования в фармакологии и разработки противоядий, а также в рациональном использовании и охраны ядовитых животных.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Почвенная зоология

    Цель дисциплины - определение роли разнообразных групп почвенных организмов в формировании почв и почвенного плодородия; а также специфики почвы как среды обитания микро- мезо- мегафауны, распределение их в различных типах почв, и роли в почвообразовательном процессе и биоиндикации почв, с использованием зоологических методов и статистического анализа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Герпетология

    Цель дисциплины – ознакомить с особенностями анатомии и морфологии, биологией, экологией, географическим распространением амфибий и рептилий, современными представлениями на систематику, происхождение и филогению, редкими и исчезающими видами герпететофауны,значением в биоценозах и прикладной - фармакологии, а также методами полевых и лабораторных наблюдений и бистатистического анализа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Биометрия в зоологии

    Цель дисциплины - сформировать у студентов целостную систему знаний о современных подходах статистического анализа данных, позволяющих выявлять количественные закономерности и ознакомление с принципами построения математических моделей биологических явлений и процессов в зоологии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Экология грызунов

    Цель дисциплины сформировать знания о экологии и биологии отряда грызунов, их систематики, анатомии, морфологии, физиологии, адаптации к среде обитания, экологических группах, численности, и биологических параметрах, а также их роли в экосистемах и как носителей и переносчиков особо опасных эпизоотий и в народно-хозяйственном значении.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Гельминтология

    Цель - сформировать представление о классификации гельминтов по различным таксономическим группам морфо-физиологическим, биологическим, характеристикам, образе жизни, среде обитания, особенностях питания, метаболизма, сущности, этиологии, симптоматики, диагностики, патогенности, циклы и фазы развития преимагинальных и имагинальных стадий роли в биоценозах, способах заражения и мерах профилактики вызываемых ими заболеваний.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Орнитология

    Цель дисциплины - сформировать знания о морфологическом и анатомическом строении, физиологии, происхождении, эволюции, адаптивной радиации, географическом распространении в классе птиц; биологических и экологических характеристик птиц: полет, сигнализация и общение, суточные и сезонные ритмы, гнездование, питание, размножение, линька, миграции и значении их в природе и в жизни человека.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Гидробиология

    Цель дисциплины познакомить гидросферой и характеристикой как среды обитания организмов, с адаптации гидробионтов к водному жизни, с водоемами разного типа и характеристики их населения, с особенностями строения и биологии гидробионтов разных биотопов, с распределением и количественным развитием гидробионтов разных биотопов, их роль в гидросфере и практическое значение.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Основы биологического анализа животных

    Цель – научить студентов проводить биологический анализ в разных группах водных и наземных позвоночных животных, дать представление о биологических и морфологических характиристиках на популяционном и видовом уровнях с использованием статистических данных в росте, плодовитости, половом диморфизме и адаптационных приспособлений в зависимотси от среды обитания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Анализ биоразнообразия животных

    Цель-дать представление о понятии вида, категории вида, морфологических признаках и биологических свойствах вида, изолирующих механизмах, генетической изменчивости, географической изоляции, экологии и генетики видообразования, внутрипопуляционной изменчивости и микроэволюции, определяющих концепцию биоразнообразия животного мира.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Основы паразитологии

    Цель - формирование представлений о паразитизме как эколого-эволюционном явлении, видах паразитизма, отношениях организм-хозяин, систематики, биологии, значении наиболее представительных групп паразитов в природе и жизни человека, жизненные циклы паразитов – возбудителей инвазий человека и сельскохозяйственных животных; владение современными методиками исследования паразитов и применение их в практике.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Охрана природы и заповедное дело

    Целью курса является формирование представлений об основных типах особо охраняемых природный территорий, о современном состоянии ООПТ в мире и особенностях их режима функционирования, о последствиях антропогенных воздействий на биосферу, о мероприятиях по охране природы и по охране биоразнообразия заповедных территорий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Ихтиология

    Цель дисциплины: формирование у студентов целостного системного представления о важнейших основных концепциях, методах и перспективах развития зоологии.рассматривает вопросы морфологии и систематики, биологии и экологии ихтиофауны, а также разнообразия рыб Казахстана и Мировой ихтиофауны. Абиотические и биотические факторы местообитания рыбообразных и рыб, особенности приспособления к этим средам, биологические и морфофизиологические организация рыб и основные этапы жизненного цикла, а также роль рыб в биоценозе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Инвазивные животные Казахстана

    Цель- дать представление о чужеродных животных Казахстана, причинах расселения видов, механизмах биологических инвазий, об экологических предпосылках успешной натурализации инвазивных видов и об экологических последствиях осуществления биологических инвазий, социально-экономических последствиях биологических инвазий и воздействих видов-вселенцев на биоразнообразие.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Палеозоология и эволюция животных

    Цель - сформировать представление о палеозоологии как дисциплины на стыке биологии и геологии, об основных принципах систематики ископаемых животных, их эволюции, палеоэкологии, закономерностях захоронения организмов, типах сохранности, номенклатуры, как наиболее значимых для стратиграфии групп, а также о современных методах изучения палеозоологических ископаемых остатков.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Рациональное использование животных Казахстана

    Цель- дать характеристику биологических ресурсов; взаимосвязи организмов и среды обитания; классификацию ресурсов животного мира и краснокнижных животных, природные ресурсы и экологические проблемы животного мира Казахстана, современное состояние использования биоресурсов; современные методы и формы учета живых организмов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Зоогеография

    Цель дисциплины - сформировать представление о зоогеографическом районировании Земного шара, формировании фаунистических комплексов, происхождении и эволюции материковых фаун, экологических основах зоогеографии, хорологии: зональной структуры, расселении, эндемизма, генезиса; принципах и методах картирования ареалов животных, а также антропическом воздействии на фауну.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Молекулярно-генетические методы и филогения животных

    Цель – дать характеристику основным методам молекулярно-генетического анализа животных: гель-электрофореза, гибридизации ядерной ДНК, реакциях полимеразной цепи (митоxондриальная ДНК, рибосомальная РНК); методам реконструкции филогенетических деревьев видов животных на основе молекулярных данных, показать различные виды филогенетического анализа, библиотеки, базы данных и рабочие сети.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Териология

    Цель - сформировать целостное представление о представителях класса млекопитающих, их морфологии, физиологии, систематики, образе жизни, географическом распространении, происхождении, классификации, особенностях размножения и развития основных эколого-систематических групп млекопитающих; методах в практической работе - полевых наблюдений, статистического анализа, коллекционирования и их роли в жизни человека.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Теория эволюции

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о закономерностях эволюции живого на Земле. Будут рассмотрены: синтетическая теория эволюции; генетические, онтогенетические и экологические основы эволюции; элементарные факторы, механизмы и закономерности эволюции живого; причины и механизмы микро- и макроэволюционных процессов; эволюция органов и функций; филоценогенез и причины направленности эволюционного процесса; эволюция человека.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Биоэтика и охрана генофонда животных

    Цель дисциплины – формирование представлений о биоэтики как необходимом условии в воспитания и моральных, этических, нравственных норм, правил, стандартов необходимых при охране и сохранении генофонда редких и исчезающих видов фауны, использование и ознакомление с основными методами восстановления генофонда малочисленных и исчезающих видов животных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Применять знания о научно-философском наследии, основных видах инноваций, финансовой грамотности, безопасности жизнедеятельности человека и положений антикоррупционного законодательства.
  • Интерпретировать фундаментальные знания по химии, математике, биохимии, микробиологии, цитологии, гистологии и генетики в области зоологии для понимания процессов жизнедеятельности животных.
  • Применять закономерности, формулы и методы естественных наук в зоологии.
  • Использовать знания по направлениям зоологической науки для оценки и мониторинга состояния современной фауны.
  • Сравнивать биологию и экологию ныне живущих и ископаемых животных для определения географического возраста таксонов и составления карт их распространия.
  • Применять биологические и статистические методы для интерпретации результатов зооологических исследований.
  • Проводить лабораторные, полевые, мониторинговые исследования ex situ животных в соответствии с международными требованиями и принципами биоэтики
  • Проводить научные исследования для разработок акклиматизации и интродукции диких, ценных и редких видов животных.
  • Пополнять базы данных, содержащих уникальные сведения по наблюдениям, экспериментам, находкам и т.д.
  • Представлять результаты исследований на научных конференциях, публичных слушаниях, с учетом анализа мировой научной литературы.
  • Изготавливать коллекционные, демонстрационные макро- и микропрепараты с использованием существующих зоологических методов.
  • Интерпретировать научные теории и концепции современных направлений зоологии при решении проблемных ситуаций в научной и производственной деятельности.
Top