Действующая образовательная программа

7M02104 Традиционное музыкальное искусство в КазНацКон

  • Цель образовательной программы Углубленная профессиональная подготовка специалистов в области традиционного музыкального искусства, по специализациям «Народные инструменты», «Народное пение», осуществляющих сохранение и передачу следующему поколению исполнительских традиций на народных инструментах и традиций казахского песеннего искусства, а также владеющих знанием основ методологии и теории научных исследований, используемых в области традиционного музыкального искусства.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M025 Традиционное музыкальное искусство
  • Направление подготовки 7M021 Искусство

Дисциплины

  • Основы нотировки казахских народных песен (народное пение)

    Дисциплина предусматривает обучение практической деятельности создания нотировок казахских песен путем прослушивания оригинала в аудиозаписи и/или живом исполнении с последующей фиксацией нотного и поэтического текста с учетом домбрового строя. По окончанию курса магистрант должен уметь нотировать любую песню в домбровом строе.

    Кредитов - 3
  • Искусство кюя в Казахской литературе

    Курс направлен на изучение богатого фонда казахской устной и письменной литературы, посвященной традиционному исполнительскому искусству (стихи и поэмы о народных инструментах, кюе, кюйши и т.д.) и выработке умения использовать эту информацию в практической концертно-исполнительской деятельности.

    Кредитов - 4
  • Музыка Центральной Азии

    Курс направлен на расширение научного кругозора магистрантов, теоретическое и историческое освоение музыкальных традиций культур Центральной Азии.

    Кредитов - 3
  • Методология и методика научного исследования

    Дисциплина призвана дать представление о методологии и основных принципах научного исследования, механизмах его функционирования, системе современных методов и форм научного познания в сфере музыкальной культуры и искусства с целью выработки основ научного мышления. Предусматривает знакомство с основными жанрами научной литературы, научным аппаратом, стилем изложения научных текстов, правилами работы с научной литературой.

    Кредитов - 4
  • Арт рынок и СМИ

    Изучение дисциплины предполагает анализ современного арт-рынка с учетом технологий искусственного интеллекта как значимой части социально-экономических и культурно-исторических процессов современного общества. Определяются сферы взаимодействия, где роль СМИ представляется, как важнейший компонент в развитии арт-рынка, в формировании художественного сознания, взаимодействии бизнеса и культуры, развитии арт-предпринимательства.

    Кредитов - 4
  • Концертный репертуар исполнителя (домбыра, СМИ)

    Практическая дисциплина, нацеленная на освоение обширного концертного репертуара традиционного исполнителя на народных инструментах, изучение новых кюев в комплексе музыкальных (нотный текст) и внемузыкальных (история создания, легенда, связанная с кюем) характеристик, а также изучение произведений современных композиторов для народных инструментов. Дисциплина вырабатывает навыки разучивания новых произведений, грамотного подбора концертного репертуара на материале инструментальной музыки.

    Кредитов - 3
  • Исполнительское искусство в XX-XXI вв.

    Дисциплина «Исполнительское искусство XX-XXI вв» посвящена изучению истории, развития и ключевых фигур казахской музыки в указанный период. Курс охватывает различные аспекты исполнительского искусства, включая традиционные инструменты и вокальные техники, а также адаптацию и интеграцию казахской музыкальной культуры в современное музыкальное пространство. Особое внимание уделяется анализу творчества выдающихся исполнителей и композиторов, а также влиянию социально-культурных изменений на развитие музыкальных стилей и жанров. Студенты изучают как сохранение, так и инновации в казахской музыкальной традиции, формируя глубокое понимание её значимости и эволюции в контексте глобальных музыкальных тенденций.

    Кредитов - 3
  • Художественное восприятие музыки

    Дисциплина «Художественное восприятие музыки» предназначена для изучения основных разделов, связанных с раскрытием и изучением понятия «художественное восприятие» не только в музыковедении, но и в непрерывной связи с психологией, социологией, философией. В процессе изучения курса магистранты понимают, что восприятие музыкального произведения имеет личностную направленность, поскольку включает в себя такие компоненты, как: эмоциональное переживание, восприятие времени в музыке, связь музыкальных и речевых интонаций, пространственно-исторические компоненты, жизненный опыт, адекватность.

    Кредитов - 3
  • Искусство артикуляции в музыкальном исполнительстве

    Курс «Искусство артикуляции в музыкальном исполнительстве» в процессе профессионального роста музыканта - исполнителя имеет большое значение. От уровня владения всем спектром артикуляционных приемов при работе над музыкальным произведением, зависит конечный результат его деятельности – высокохудожественное воплощение композиторского замысла. В данном курсе большое значение уделяется практическому освоению приемов работы над спецификойартикулирования мелодического, ритмического и гармонического компонентов фактуры, играющих важнейшую формообразующую роль в музыкальном произведении. Также рассматриваются способы достижения выразительного акустического баланса пластов фактуры средствами артикуляции. Все вышесказанное является основным содержанием настоящего элективного курса. В целом, процесс освоения курса «Искусство артикуляции в музыкальном исполнительстве» способствует формированию у магистранта индивидуального творческого мышления, позволяющего эффективно решать проблемы интерпретации на высокопрофессиональном художественном уровне.

    Кредитов - 3
  • Основы переложения сочинений зарубежных композиторов на народные инструменты (домбыра, СМИ)

    Дисциплина направлена на выработку умения отбирать музыкальный материал из сочинений зарубежных композиторов для переложения на народные инструменты и навыков создания самостоятельного переложения. Рассматриваются основные принципы и методы переложения с учетом особенностей и возможностей народного музыкального инструмента. Предусмотрена практическая работа по созданию переложений для домбры.

    Кредитов - 3
  • Музыкальный инструментарий народов Центральной Азии

    Курс направлен на теоретическое и практическое освоение музыкальных инструментов центральноазиатского региона, в том числе тюрков, монголов и иранских народов; дает целостное представление о феномене музыкального инструмента как историко-этнокультурном, природно-географическом, музыкально-слуховом (акустическом) феномене, методологии его изучения.

    Кредитов - 3
  • Изучение педагогического репертура (кобыз, баян)

    Дисциплина "Изучение педагогического репертуара" охватывает ключевые аспекты, необходимые для эффективного сочетания педагогической и исполнительской деятельности музыканта. Курс включает следующие основные элементы: определение педагогико-исполнительского репертуара, анализ музыкального репертуара, методика преподавания, исполнительская практика, инновационные методы и тенденции, оценка и корректировка.

    Кредитов - 3
  • Проблемы изучения музыки народов мира

    Дисциплина направлена на изучение научных источников и аутентичной музыки народов Ближнего, Среднего Востока, а также народов Восточной и Юго-Восточной Азии.

    Кредитов - 4
  • Исполнительское мастерство 3

    Курс направлен на формирование развитой личности, доведенного до высокого профессионального уровня исполнительства, способного создавать воплощать и выражать собственные художественные идеи.

    Кредитов - 4
  • Концертное мастерство исполнителя

    Доказать наличие мастерства в исполнении концертно-исполнительского репертуара, во владении разными стилями, жанрами музыкального искусства в соответствии с изучаемой дисциплиной.

    Кредитов - 4
  • Особенности переложения домбровых кюев и сочинений казахских и зарубежных композиторов (кобыз, баян)

    Дисциплина направлена на выработку умения отбирать домбровые кюи и композиторские произведения для создания переложений для кобыза (баяна), навыков создания самостоятельного переложения. Рассматриваются основные принципы и методы переложения с учетом особенностей и возможностей кобыза (баяна). Предусмотрена практическая работа по созданию переложений для инструмента.

    Кредитов - 3
  • Теория эстетики и искусства

    Философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификации. В широком смысле это универсалии строения произведений искусства, процесса художественного творчества и художественного восприятия, универсалии эстетического восприятия природы.

    Кредитов - 5
  • История и теория искусства

    Формирует у магистрантов эстетическую культуру мышления и овладение эстетическим анализом, необходимых для понимания произведений искусства в различные периоды культурно-исторического развития общества и для реализации полученных знаний в творческой и художественно-просветительской деятельности.

    Кредитов - 5
  • Социология музыки

    Дисциплина направлена на изучение общих закономерностей развития музыкальных культур и их историческую типологию, формы музыкальной жизни общества, различные виды музыкальной деятельности, особенности музыкальной коммуникации в разных социальных условиях.

    Кредитов - 4
  • Творчество современных кюйши-композиторов

    Изучение историко-теоретического контекста и тенденций развития современной домбровой музыки, региональных исполнительских направлений и стилей, представленных в творчестве современных композиторов-кюйши.

    Кредитов - 4
  • Основы компьютерной вёрстки и редактуры текстов о музыке

    Курс направлен на овладение методами и техническими требованиями текстового набора, оснащение текста иллюстративным и нотным материалом, автоматическую и техническую коррекцию текстов, использование средств рецензирования и исправления, оформление библиографических ссылок, основы типографской вёрстки и вёрстки веб-страниц. В рамках курса также рассматривается использование искусственного интеллекта для автоматизированного редактирования, стилистического анализа, генерации аннотаций, распознавания нотных и графических материалов, а также оптимизации верстки.

    Кредитов - 3
  • Культурное наследие казахов

    Дает представление о важнейших канонах традиционного искусства казахов в области материальной и духовной культуры. Знакомит с универсалиями традиционной культуры и искусства казахов, с основными стилевыми принципами традиционного материального и духовного искусства.

    Кредитов - 4
  • Репертуарный фонд певца (народное пение)

    Практическая дисциплина, направленная на расширение концертного репертуара традиционного певца. Предполагает изучение новых песенных образцов, а также историй, легенд, связанных с их исполнением и созданием. Дисциплина вырабатывает навыки разучивания новых произведений, грамотного подбора концертного репертуара на песенном материале.

    Кредитов - 3
  • Педагогика высшей школы

    Курс раскрывает логику организации профессионально-педагогической деятельности закономерности функционирования образовательного процесса в вузе, в том числе музыкальном. особое внимание уделяется изучению методик и методов преподавания, технологиям обучения и практическим умениям, способствующим повышению качества музыкального образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Психология управления

    Дает понимание категориального аппарата психологии управления, ее объекта и предмета. Рассматривает психологические закономерности управленческой деятельности, психологические школы изучения личности, проблемы мотивации, руководства и лидерства. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная его составляющие. Публичное выступление в управленческой деятельности руководителя. Природа и социальная роль конфликтов, их классификация. Типы поведения в конфликтной ситуации, способы и правила разрешения конфликтов. Подходы к принятию решений. Этапы выработки решений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Дисциплина продолжает формирование у магистрантов навыков общения и обмена информацией на профессиональные темы, нацелена на совершенствование навыков практического владения английским языком для активного использования его в профессиональной деятельности при решении творческих, научных, деловых, производственных и академических задач, совершенствование навыков чтения и перевода научно-популярной литературы и литературы по специальности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Знакомит с современными философскими дискуссиями по проблемам науки, позволяющие ставить и решать исследовательские задачи в музыковедческой области на современном уровне.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Исполнительское мастерство-1

    Содержание данной дисциплины направлено на всестороннее практическое освоение концертного репертуара, формирование индивидуального творческого мышления для овладения различными способами интерпретации музыкальных произведений и исполнительских концепций; способствует формированию структуры творческого мышления исполнителя-музыканта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Исполнительское мастерство-2

    Курс направлен на расширение базового концертно-исполнительного репертуара, свободно владеющего рядом стилей музыки или отчетливый индивидуальный голос в конкретном стиле.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Актуальные проблемы музыкознания

    Курс направлен на формирование представлений о наиболее важных и актуальных проблемах современной мировой и отечественной музыки и музыкознания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3

Результаты обучения

  • Демонстрирует профессиональные навыки ведения концертно-исполнительской деятельности, необходимые для работы в концертно-филармонических учреждениях, ансамблях, оркестрах в качестве солиста, артиста ансамбля, оркестра.
  • Умеет интерпретировать, анализировать, оценивать базовые характеристики современных парадигм науки и искусства, способен генерировать новые идеи, совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
  • Демонстрирует способность интерпретировать музыку на высоком профессиональном уровне, выражая собственные художественные концепции.
  • Владеет методами социокультурного моделирования и навыками межличностной и межкультурной коммуникации, профессионального оценивания произведений искусства.
  • Демонстрирует глубокие и разносторонние знания в области музыки: различных исполнительских техник, методик, а также художественное понимание исполнительского искусства для разработки оригинального подхода и применения креативных идей в русле научного исследования, для обмена опытом и обучения других профессиональному мастерству.
  • Демонстрирует владение теорией и методологией социо-гуманитарных исследований, свободно анализирует процессы и явления, происходящие в обществе и в современной культуре.
  • Демонстрирует понимание и исполнение народной музыки, опираясь на знание её традиций, умеет анализировать, нотировать, перерабатывать и редактировать образцы с использованием современных компьютерных программ. Владеет навыками подготовки и вёрстки музыкальных текстов с нотным и иллюстративным материалом, применяет автоматическую корректуру и стилистический анализ с использованием цифровых редакторов и ИИ, оформляет тексты по издательским стандартам для печатных и веб-форматов с соблюдением академических и этических норм.
  • Демонстрирует готовность к руководству организацией/ структурным подразделением в сфере образования, культуры и искусства, опираясь на знания специфики арт-рынка, психологии управления используя достижения в области искусственного интеллекта.
  • Демонстрирует глубокие практические навыки владения иностранным языка; имеет способность осуществлять межличностные и межкультурные коммуникации, в музыкально-практической деятельности.
  • Демонстрирует профессиональные исполнительские навыки используя все режимы приема и передачи информации, связанные с практикой и выступлениями, как перед специалистами, так и перед публикой.
  • Умеет применить знания о музыкальных стилях в понимании исполнительских традиций.
  • Демонстрирует знание современных методологических основ, методов и форм научного познания, навыки в написании основных этапов научно-исследовательской работы в области музыкального искусства; владеет категориальным аппаратом научного исследования; умеет дать оценку актуальным тенденциям развития современного социокультурного контекста.
  • Демонстрирует готовность к научно-педагогической и научно-методической деятельности в среднем и высшем музыкально-образовательном звене, опираясь на накопленный исполнительский опыт и знания современных педагогико-психологических и специальных методов обучения, включающих методику и методы преподавания и технологию обучения.
  • Умеет использовать научные исследования и презентационные техники для самостоятельной разработки и представления объемного научного проекта.
Top