8D02204 Исламоведение в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в сфере исламоведения
-
Академическая степень Докторантура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 180
-
Группа образовательных программ D052 Исламоведение
-
Область образования 8D02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 8D022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Религии в современном мире
Цель дисциплины формирование способностей критического анализа основных этапов, закономерностей исторического развития религии, углубленного профессионального изучения процессов становления развития, распространение и современное состояния религии. Дисциплина направлена на изучение: основных парадигм и методов современного философского исследования религии, проблему рационального обоснования религиозных верований, проблем преподавания религиоведческих дисциплин, процесса сакрализации и секуляризации религиозной жизни.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основные тексты ислама
Цель дисциплины – формировании у докторантов целостного, систематического понимания и знания разновидностей исламских источников, умения распознавать оригинальность текста на основе сравнительно-герменевтического исследования, систематизировать и различать концептуальные подходы в определении места Сунны в шариате и места хадисов в исламе и разрабатывать научные ответы на вопросы течений, которые игнорируют хадисы
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Политизация ислама и политический ислам
Цель дисциплины: концептуализировать научные основы о политизации ислама и политическом исламе, исламизме и различных радикальных идеологиях. Изучение дисциплины предполагает анализ исламистских идеологий, исследование диалогического контента зарубежного, казахстанского исламоведения; использование междисциплинарной методологии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Цель дисциплины – формирование способностей структурированного изложения собственных идей, создание научных и научно-информационных текстов различных видов с учетом специфики академического дискурса, анализ нормативно-стилистических ошибок в научных текстах, создание научных текстов в соответствии с выбранным профилем, темой докторской диссертации
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Методы научных исследований
Цель дисциплины – формирование творческих способностей докторантов в сфере избранного направления подготовки, овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, способности планирования, организации и поэтапного проведения научно-исследовательской деятельности, проектирования и осуществления комплексных исследований, научно-экспериментальной работы с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой научно-квалификационной работы (диссертации)
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Ханафитский мазхаб как диалоговый путь в религиозной традиции ислама
Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и содержании основ теологии с древнейших времен до наших дней, аргументитовать и интерпретировать канонические основоположения ханафитского мазхаба, анализировать и логический аргументировать особенности ханафитского мазхаба
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исламоведение в Казахстане: история и современность
Цель дисциплины: систематизировать историю ислама на территории Казахстана в исламоведческих исследованиях. Данный научный курс направлен на изучение исторических аспектов исламской теологии, систем знаний об особенностях исламской теологии и владение источниковедческой базой для успешного применения в современных исследованиях ислама.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы коранистики
Цель дисциплины – изучение истории и теоретических принципов толкования текста Священного Корана, формирование представлений об истории его ниспослания и кодификации, применение различных научных методов для толкования текста Корана, интерпретирование основных идеи ислама в Коране, включая преемственность и дискуссию в развитии религиозных и философских проблем
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Суфизм в исторической перспективе
Цель дисциплины – формирование систематических и глубоких знаний в области истории суфизма, изложение и анализ причин и факторов возникновения суфизма как религиозно-мистического направления в исламе, интерпретирование основных категорий суфизма и их мировозренческое значение, комментирование источников и канонической литературы суфизма
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Межконфессиональный диалог в исламоведческих исследованиях
Цель дисциплины: анализировать методологические и практические проблемы межконфессионального диалога в этноконфессиональных процессах современного мира. Дисциплина направлена на знания в вопросах межконфессионализации, исследование структур межконфессионального диалога, особенностей межконфессионального диалога в светских и религиозных обществах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Мусульманское право и шариатские цели
Цель дисциплины – развитие фундаментальной правовой теории исламского права (Макасид аш-шариа) с использованием системного подхода, изучение развития и становления сферы мусульманского права, их отличия от других отраслей права, философское рассмотрение особенностей теории целей исламского права, формирование представлений об институтах исламского права, анализ современных теорий исламского права
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Традиционалистский и неотрадиционалистский опыт в формировании казахстанского ислама
Цель дисциплины: исследование истории исламских традиций в Казахстане во взаимосвязи с доисламскими верованиями в Казахской степи. Курс направлен на изучение особенностей и универсальности казахстанского ислама, соотношения исламской и казахской традиции; проведение исторической реконструкции исламской традиции.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Обеспечить интеграцию науки, высшего образования и рынка труда
- Развивать у обучающихся требуемый уровень исследовательских навыков
- Делать экспертные заключения различной степени сложности о ситуации, роли и места ислама в религиозном пространстве страны на научные материалы исламоведческого, религиоведческого характера с применением новейших информационных, коммуникативных технологий опираясь на аналитические исследования и полученные фундаментальные, системные знания
- Выстраивать при осуществлении экспериментальных исследований по сложным проблемам исламоведения исследовательский процесс на основе современных компаративистских и иных методологических подходов и информационных технологий на государственном и иностранном языках
- Осуществлять исследования в сфере культово-ритуальной практики, вероучения ислама на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием эмпирических и теоретических методик и научных технологий
- Разработать инновационные стартапы в области исламоведения и религиоведения, межконфессиональных отношений (кроссплатформенные устройства, приложения, электронные карты и т.д.) для выявления религиозности населения, фильтрации контента по различным направлениям ислама, отслеживанию деструктивных, экстремистских, салафитских течений в исламе
- Создавать самостоятельный медиаконтент по актуальным проблемам исламоведения, видеопродукцию с формулированием проблем, цели, задач, выводов, положений с использованием знаний и методологии смежных научных областей и цифровых технологий
- Участвовать в работе казахстанских и международных исследовательских коллективов по решению научных и образовательных задач в области исламоведения
- Организовывать работу социально-реабилитационных центров для людей, попавших в деструктивные религиозные культы на основе новейших инновационных достижений в области психологии и социологии религии, междисциплинарных исследований в сфере религиоведения, направленных на снижение уровня радикализации некоторых групп населения
- Презентовать результаты своей учебной и научно-исследовательской деятельности в статьях, опубликованных в рейтинговых журналах, входящих в международные базы данных Web of Science или Scopus, а также в национальных и международных рецензируемых изданиях, монографиях, учебных пособиях