Следите за новостями и участвуйте в обсуждениях!
Подписывайтесь на
наш Инстаграм,
Телеграм-канал и
присоединяйтесь к чату сообщества — чтобы не пропустить результаты конкурса грантов!
7M05207 Метеорология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных специалистов метеорологов, способных интерпретировать и обобщать современные проблемы в области метеорологии, владеющих инновационными и креативными подходами для выполнения научных исследования и осуществления педагогической деятельности.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M086 Метеорология
-
Область образования 7M05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Педагогика высшей школы
Цель – формирование способности к педагогической деятельности в вузе на основе знаний дидактики высшей школы, теорий воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Курс рассматривает проектирование образовательной деятельности будущего преподавателя с применением КТО, реализации Болонского процесса, овладения лекторским, кураторским мастерством с использованием стратегий и методов обучения/воспитания и оценивания (TLA-стратегий).
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Особенности общей циркуляции атмосферы
Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать закономерности общей циркуляции атмосферы (ОЦА). Дисциплина направлена на изучение: закономерностей общей циркуляции атмосферы; использования космических, геофизических факторов и данных о состоянии подстилающей поверхности при анализе ОЦА; использования характеристик ОЦА в современных схемах прогнозов погоды и колебаний климата.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Глобальные и региональные проблемы метеорологии
Цель дисциплины сформировать представление об особенностях протекания метеорологических процессов над Казахстаном, как отклик и следствие процессов, протекающих над Северным полушарием. Дисциплина направлена на изучение: оценки современного состояния метеорологической науки Казахстана, передовых стран Запада и СНГ; метеоролгических процессов масштаба меньше синоптического; антропогенного воздействия на атмосферу и климат, гидросферу и водные ресурсы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальные главы статистического анализа атмосферных процессов и полей
Цель дисциплины сформировать комплекс знаний о статистических методах анализа случайных процессов и полей; практические навыки применения современного статистического аппарата в метеорологии. Дисциплина направлена на изучение: техники расчета и интерпретации основных статистических характеристик, практические приемы использования аппарата парной и множественной линейной корреляции, методы анализа случайных процессов и способы их применения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные статистические методы в метеорологии
Цель дисциплины сформировать способность к пониманию и применению методов и приемы современной обработки результатов наблюдений. Дисциплина направлена на изучение: основных закономерностей распределения случайных величин; теории и методологии статистической обработки метеорологической информации и современное ее представление; имеющихся статистических моделей для прогнозирования характеристик погоды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Изучение закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Курс вводит в проблематику феномена науки как предмета специального философского анализа, формирует знания об истории и теории науки; о закономерностях развития науки и структуре научного знания; о науке как профессии и социальном институте; о методах ведения научных исследований; о роли науки в развитии общества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Дополнительные главы параметризации физических процессов
Цель дисциплины сформировать способность разрабатывать методологию и анализировать результаты численных экспериментов. Дисциплина направлена на изучение методов: математического описания фундаментальных законов, численного решения уравнений в частных производных, параметризации процессов подсеточного масштаба, решения систем алгебраических уравнений; интерпретировать результаты расчетов и грамотное применение полученных выводов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Глобальный мониторинг атмосферы
Цель дисциплины сформировать способность описывать теоретические основы глобального мониторинга атмосферы. Дисциплина направлена на изучение: цели и задачи глобального мониторинга качества атмосферы; место и роль мониторинга атмосферного воздуха в системе глобального и государственного экологического мониторинга; построения сложных систем управления качеством атмосферного воздуха на различных уровнях; организации государственного экологического мониторинга.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
ЦЦель дисциплины: развить у магистрантов навыков, необходимых для реализации коммуникативных компетенции позволяющих им общаться в деловой и научной сферах, вести научно-исследовательскую деятельность в международных исследовательских коллективах. Будут изучены методы устной, письменной и электронной коммуникации и созданы профессионально значимые тексты на иностранном языке.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель дисциплины сформировать способность объяснять фундаментальные понятия психологии управления, выявлять предпосылки теоретического и практического применения аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Учебный курс формирует понимание современных представлений о психологии управления групповыми явлениями и процессами. Дисциплина направлена на изучение основных принципов психологии управления, личности в управленческих взаимодействиях, управления поведением личности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Прогноз стихийных бедствий
Цель дисциплины сформировать способность описывать опасные явления природы и оценивать вероятность их возникновения. Дисциплина направлена на изучение: классификационных признаков природных катастроф; показателей пространственно-временных масштабов стихийных явлений; показателей разрушительной силы опасных явлений природы; методов прогнозирования опасных явлений природы для обеспечения безопасности жизнедеятельности людей; оценки уязвимости населения от природных явлений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований
Цель - формирование у магистрантов компетенций эффективной самостоятельной исследовательской работы, ее организации и планирования. Дисциплина ориентирована на формирование у магистрантов знаний по организации научной и технологической деятельности в современном мире, способности проводить самостоятельные исследования в предметной области, владеть навыками наукометрии, написания научных статей, проектов, патентования результатов исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современная методология прогноза погоды
Цель дисциплины сформировать способность применения современных методов и технологий прогноза погоды, используемых в оперативной работе и для локальных горных районов. Дисциплина направлена на изучение: физических процессов в прогностических моделях; параметризации процессов подсеточного масштаба; методики краткосрочного прогноза погоды по ограниченной территории; ансамблевых прогнозов; глобальных моделей атмосферы для прогноза погоды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современные цифровые технологии в метеорологии
Цель дисциплины сформировать способность применять в метеорологии современные цифровые технологии. Дисциплина направлена на применение расчетных программных обеспечении и технологии для решения метеорологических задач, на обработку и визуализацию массивов метеорологических данных для оценки климатических особенностей регионов и их изменений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Климатические инновации и устойчивое развитие
Цель дисциплины сформировать способность поиска решений для смягчения последствий климатического кризиса через реализацию климатических инноваций в контексте устойчивого развития. Дисциплина направлена на изучение: роли инноваций в решении проблем изменения климата при одновременном создании деловой и экономической ценности; стратегии низкоуглеродного развития; процесса создания идей для разработки бизнес-моделей в области климата.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Теоретические и прикладные аспекты моделирования геоинформационных систем в метеорологии
Цель дисциплины сформировать системное представление о теоретических и прикладных задачах моделирования в метеорологии с применением ГИС технологий и практические навыки моделирования. Дисциплина направлена на изучение: программных продуктов ArcGIS и MapInfo, позволяющих реализовать, отлаживать и запускать все виды изученных алгоритмов; моделирования различных синоптических ситуации, приводящие к развитию опасных метеорологических явлений.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Структура цикло– и антициклогенеза в Северном пролушарии
Цель дисциплины сформировать способность описывать возникновении и эволюцию синоптических объектов, преобразование и перенос энергии в атмосфере. Дисциплина направлена на изучение: закономерностей преобразования энергии в крупномасштабных течениях атмосферы; структуры и динамики процессов цикло- и антициклогенеза в Северном полушарии; сезонной перестройки термобарического поля тропосферы и стратосферы; флуктуации глобальной циркуляции атмосферы.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Прикладная метеорология
Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать влияния метеорологических условий на различные виды деятельности человека. Дисциплина направлена на: изучение современных методов расчета комплексных климатических характеристик; оценку комплексного влияния метеорологических факторов на сооружения, транспорт, человека и др.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Теория общей циркуляции атмосферы и климата
Цель дисциплины сформировать способность объяснять ряд важных физических закономерностей формирования и структуры общей циркуляции атмосферы (ОЦА) и климата. Дисциплина направлена на изучение: волновых и вихревых движений в атмосфере, современного состояния теории формирования ОЦА и климата Земли; глобального взаимодействия атмосферы и океана; теплобалансовых моделей климата, численных моделей ОЦА и климата.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Физика верхних слоев атмосферы
Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать физические процессы, протекающие в верхних слоях атмосферы. Дисциплина направлена на изучение: природы стратосферных потеплений; весенней перестройки циркуляции в стратосфере и влияния динамических процессов тропосферы на сроки перестройки; роли внезапных стратосферных потеплений в формировании погоды на континенте.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Глобальный климат и его изменения
Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать условия, обуславливающие изменение климата на современном этапе. Дисциплина направлена на изучение: проявлений глобального изменения климата в регионах и возможные его последствия; связи изменений климата с природным и антропогенным влиянием на климатическую систему; будущего изменения климата согласно перспективным оценкам.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Моделирование метеорологических процессов
Цель дисциплины приобретение инженерных и исследовательских навыков в области моделирования атмосферных процессов. Дисциплина направлена на знакомство с основными математическими и физическими моделями (WRF- Weather Research and Forecast, CMAQ -Community Multi-scale Air Quality, WRF-Chem), а также методами численного анализа и прогноза погодных явлений.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- ON1. объяснять современные изменения климата на территории Казахстана
- ON2. применять информационные технологии для решения задач климатологии, анализа и прогноза погоды и других метеорологических направлений
- ON3. разрабатывать методические рекомендации по проверке климатической однородности метеорологических рядов на основе программного обеспечения ВМО
- ON4. осуществлять поиск решений для смягчения последствий климатического кризиса через реализацию климатических инноваций в контексте устойчивого развития
- ON5. осваивать и внедрять в оперативную практику принципы и методы анализа гидрометеорологической информации для целей совершенствования климатического обслуживания, рекомендуемых ВМО
- ON6. оценивать риск опасных явлений погоды, неблагоприятных метеорологических условий, экологических и социально-экономических последствий влияния климатических изменений
- ON7. использовать способы реализации систем мониторинга и контроля природной среды на локальном, национальном и региональном уровнях
- ON8. разрабатывать и усовершенствовать руководящие, нормативные и методические документы (Наставления, Методические указания, Правила и т.д.) по ведению гидрометеорологического мониторинга
- ON9. использовать современные методы долгосрочного прогноза погоды и климата
- ON10. проводить оценку успешности применяемых методов климатических и метеорологических прогнозов
- ON11. выполнять научно-исследовательские работы по республиканским программам и международные проекты в области гидрометеорологии; представлять ценность полученных научных результатов в процессе их презентации на семинарах, конференциях, съездах республиканского и международного уровня; отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях; критически оценивать свою профессиональную состоятельность и определять пути дальнейшего личностного совершенствования
- ON12. осуществлять педагогическую деятельность: самостоятельно проводить аудиторные занятия, учебные практики; разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин; внедрять результаты исследований в практическую образовательную деятельность; соблюдать педагогический такт, правила педагогической этики; проявлять уважение к личности обучающихся; управлять педагогической деятельностью структурных подразделений вуза