Действующая образовательная программа

7M05209 Геоэкология и управление природопользованием в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка научно-педагогических кадров в области геоэкологии и управления природопользованием, способных решать научные проблемы в области охраны окружающей среды и смежных областей на основе геоэкологических исследований; обеспечивать преподавание экологических дисциплин в вузе на основе современных научных концепций; осуществлять исследования состояния окружающей среды с помощью современных приборов и информационных технологий; обрабатывать результаты полевых изысканий и лабораторных анализов, оформлять результаты научных изысканий в научных публикациях и магистерской диссертации.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M087 Технология охраны окружающей среды
  • Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
  • Методы ландшафтного планирования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать методологическую основу, принципы и методы ландшафтного планирования, организацию ландшафтного пространства с соблюдением принципов концепции устойчивого развития. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. собирать ландшафтную информацию на инвентаризационном и оценочном этапах исследования; 2. разрабатывать ландшафтную программу развития территории и создавать ландшафтные планы и другие документы, завершающие ландшафтное планирование; 3. проводить функциональное зонирование территории; 4. анализировать ландшафтную структуру территории по картографическим и дистанционным материалам; 5. проектировать экологический каркас территории. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: ландшафт, его основные социально-экономические функции, теория, методы и технологии ландшафтного планирования; история становления ландшафтного планирования; современные тенденции в ландшафтном планировании; принципы ландшафтного планирования и структура ландшафтных планов; нормативно-правовая и информационная база создания и реализации ландшафтных планов; методологические основы разработки содержания ландшафтных планов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экологическое регулирование и контроль
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность организовать и проводить экологические проверки и производственный экологический контроль, оформлять экологические разрешения. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. инициировать разработку технических регламентов в области охраны окружающей среды; 2. оформлять комплексные экологические разрешения и разрешения на эмиссии в окружающую среду; 3. организовать и провести инспекционные проверки и производственный экологический контроль; 4. разрабатывать планы и программы экологического контроля; 5. разрабатывать меры по стимулированию внедрения международных стандартов природопользователями. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: вопросы технического регулирования и разработки технических регламентов в области охраны окружающей среды, применение международных стандартов в области охраны окружающей среды, использование экологической маркировки и разработки программ проверок соблюдения экологического законодательства РК.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать механизм формирования экологических нормативов, разрабатывать экосистемные нормативы и анализировать их влияние на снижение загрязнения окружающей среды. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. работать с критериями установки предельно допустимых воздействий на экосистему. 2. оценивать влияние вредных воздействий на окружающую среду и рассчитывать показатели качества компонентов среды; 3. проводить сравнительный анализ и сопоставление подходов к разработке экологических нормативов; 4. разрабатывать документацию по нормированию антропогенного воздействия для хозяйствующих субъектов; 5. прогнозировать загрязнение окружающей среды с использованием санитарно-гигиенических нормативов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: нормирование в природопользовании; классификация нормативов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования; санитарно-гигиеническое нормирование качества окружающей среды; особенности нормирования факторов химической и биологической природы; нормативы качества воздушной среды и водных объектов; нормирование загрязняющих веществ в продуктах питания и продовольственном сырье; нормирование химического и биологического загрязнения почв; нормирование физических факторов окружающей среды; экологическое нормирование состояния экосистем и допустимых нагрузок на них; методы экологического нормирования; нормирование эмиссий в окружающую среду; нормативы обращения с твердыми отходами; снижение загрязнения окружающей среды; нормативы использования природных ресурсов; организационно-экономические нормативы в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экологическая геохимия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность применять геохимические методы решения теоретических и прикладных задач экологической геохимии в процессе анализа морфоструктурной и ландшафтной организаций природной среды, сложившихся в результате длительного геологического развития. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. охарактеризовать особенности состава и геохимические условия формирования различных типов пород и блоков земной коры; 2. выбирать методы и объекты для геохимических исследований; 3. выделять техногенные геохимические аномалии, определять их параметры и характеристики; 4. выполнять комплексную эколого-геохимическую оценку состояния окружающей среды и анализ ландшафтно-геохимической обстановки; 5. анализировать геохимические условия миграции и концентрирования химических элементов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: теория, методика и принципы основных методов геохимических исследований окружающей среды, основные формы нахождения химических элементов в земной коре, процессы рассеяния и концентрирования элементов, причины и способы миграции химических элементов, воздействие минералов и химических элементов на живую природу. Значительное внимание уделяется вопросам формирования техногенных геохимических барьеров, геохимическим аспектам токсичности элементов для формирования навыков эколого-геохимической оценки степени техногенной трансформации природных объектов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. В результате изучения дисциплины сформировать у магистрантов способности: - понимать современное состояние теории и практики психологии управления в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности; - анализировать методологические проблемы психологического анализа управленческих процессов и явлений; - применять и описывать психологические методы изучения отдельных лиц и социальных групп (общностей) в целях повышения эффективности управления; - объяснять основные психологические особенности деятельности отдельных людей и групп, являющихся объектами управления; - систематизировать основные психологические особенности деятельности субъектов управления; устанавливать сущность и содержание психологической подготовки субъектов управленческой деятельности; - характеризовать социально-психологические явления, возникающие в процессе управления в интересах повышения его эффективности; - демонстрировать методы и приемы развития и совершенствования профессионально важных психологических качеств субъектов управления; - развивать навыки делового и межличностного общения в условиях контакта разных управленческих культур; - разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в организации; - осуществлять исследовательскую проектную деятельность в области психологии управления, презентовать ее результаты; - реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; - критически оценивать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии управления;эффективно использовать знания по психологии управления для развития своего потенциала и коллектива Курс дает знания основных направлений современного менеджмента. Раскрывает психологические требования в бизнес-технологиях и в управлении. Определяет психологические основы эффективности управленческой деятельности, связанной со взаимодействием с людьми. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Геоэкологический мониторинг
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способностей понимать особенности организации мониторинга природных объектов, оценивать их состояние и использовать полученную информацию при разработке природоохранных мероприятий. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. применять теоретические знания для организации мониторинга природных объектов, включающих отбор проб, пробоподготовку, методы и виды исследований; 2. составлять карты-схемы организации мониторинга окружающей среды; 3. обрабатывать и анализировать результаты мониторинга; 4. разрабатывать программы мониторинга окружающей среды при различных видах хозяйственного освоения территорий; 5. проектировать природоохранные мероприятия. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: научные основы экологического мониторинга; классификация видов мониторинга; уровни организации мониторинга; глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС); правовая и нормативная база мониторинга; методы и средства экологического мониторинга окружающей среды; программа мониторинга; наблюдательные сети и объём работ; полевой этап мониторинга; моделирование и прогноз; содержание отчета мониторинга; картографическое обеспечение мониторинга; основные направления мониторинговых исследований; мониторинг состояния отдельных природных сред; мониторинг состояния атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, загрязнения снегового покрова; биологический и медико-геохимический мониторинг; мониторинг природных ресурсов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Гидрология и гидрогеология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность квалифицированно решать задачирационального использования и охраны водпосредством современных научных знаний и методов исследований в гидрологии и гидрогеологии. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. объяснитьсущность основных гидрологических процессов в гидросфере в целом и в водных объектах разных типов с позиций фундаментальных законов физики; 2. применить на практике генетические и статистические методы определения основных характеристик речного стока 3. определить основные расчетные гидрологические характеристики при наличии, недостаточности и отсутствии данных гидрометрических наблюдений; 4. оценить роль подземных вод различных регионов Казахстана в промышленности, в быту, в сельском хозяйстве и в бальнеологии и хозпитьевом водоснабжении; 5. прогнозировать характер взаимосвязи подземных и поверхностных вод по линиям тока на картах гидроизогипс. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: специфику формирования и практическое значение поверхностных и подземных вод, их ресурсы и состав, фазовые состояния, закономерности пространственного распределения и взаимодействие с окружающими земными оболочками, современные полевые и камеральные методы изучения природных вод, строение подземной гидросферы и зоны надкритического состояния воды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; - систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; - выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности; - критически оценивать современные научные достижения; - ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска; - сформулировать и грамотно аргументировать собственную этическую позицию по отношению к актуальным проблемам современного этапа развития науки. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экономические аспекты природопользования (англ.яз.)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать системное представление о взаимодействия окружающей природной среды и социально-экономических сфер жизнедеятельности человека, методах формирования цены на природные ресурсы и компенсации ущерба от загрязнения окружающей среды, экономического стимулирования природопользования в условиях перехода к устойчивому экономическому развитию. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. анализировать проблемы эколого-экономических взаимодействий, подходы к решению этих проблем с учетом существующих теоретических и институциональных ограничений; 2. рассчитывать оптимальный уровень загрязнения, для каждого уровня загрязнения или уровня экономической активности в модели оптимального уровня загрязнения оценивать потери для загрязнителя и для реципиентов; 3. оценивать затраты и выгоды, связанные с загрязнением окружающей среды и его предотвращением, для загрязнителя, общества в целом и регулирующего органа; 4. анализировать последствия различных регулирующих воздействий в модели оптимального уровня загрязнения, выделять сравнительные преимущества и ограничения методов регулирования; 5. выделять позитивные и негативные последствия эксплуатации природных ресурсов в открытых экономиках. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Экономика окружающей среды. Загрязнение и ассимиляционный потенциал. Методологическая основа проблемы загрязнения ОС в экономике окружающей среды. Экономическая оценка экологических благ и ущерба от загрязнения окружающей среды. Эколого-экономическое обоснование хозяйственных решений. Управление загрязнением окружающей среды. Особенности эколого-экономического управления в разных странах. Рента и ограниченность природных ресурсов. Моделирование и экономическая оценка отдельных видов природных ресурсов. Эксплуатация природных ресурсов в условиях открытой экономики. Управление использованием природных ресурсов. Природные ресурсы, окружающая среда и долгосрочные стратегии эколого-экономического развития. Природные ресурсы и система национальных счетов. Устойчивое развитие.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современные методы ОВОС, экологическая экспертиза и аудит
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность организовывать и проводить экологическую экспертизу и аудит, оценку воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. планировать, составлять задание на проведение и проводить ОВОС различных видов хозяйственной деятельности; 2. выделять наиболее значимые факторы воздействия на окружающую среду анализируемого объекта экспертизы или аудита и готовить документацию для экологической экспертизы; 3. устанавливать соответствие хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определять допустимость реализации объекта экологической экспертизы; 4. организовывать общественные слушания по ОВОС и взаимодействие с государственным органом экологического регулирования и контроля, с общественными организациями; 5. проводить инженерно-экологические исследования для оценки воздействия на окружающую среду разных видов хозяйственной деятельности и подготавливать соответствующие частные и сводные экспертные оценки и заключения. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: экологические последствия различных видов хозяйственной деятельности, концепция экологической экспертизы, задачи и принципы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), нормативно-правовая база экологической экспертизы и ОВОС, методологические положения и принципы экологического обоснования хозяйственной деятельности в прединвестиционной и проектной деятельности, современные методы проведения ОВОС, ОВОС различных видов хозяйственной деятельности, процедура проведения государственной экологическоой экспертизы, задачи и роль общественной экологической экспертизы, принципы проведения экологического аудита.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Техногенные системы и экологический риск
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способностей применять современне методы анализа эколого-экономических рисков, разрабатывать управленческие решения по снижению рисков, обусловленных природными и техногенными факторами. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. понимать роль техногенных систем как источников кратковременных аварийных и долговременных систематических воздействий на человека и окружающую среду; 2. выявлять приоритеты в реализации мероприятий, направленных на снижение риска; 3. выбирать оптимальные мероприятия и действия, нацеленные на прогноз аварийного риска и действий в условиях чрезвычайных ситуаций. 4. анализировать статистические материалы, отражающие степень риска от воздействия техногенных систем; 5. оценивать последствия воздействия техногенных систем на компоненты окружающей среды и здоровье человека. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: понятие техногенных систем и экологического риска, техногенные системы, их взаимодействие с окружающей средой, индивидуальный, популяционный и социальный риск, методы анализа, количественная оценка, риск для экосистемы, методы оценки экологического риска, технические аварии и катастрофы и меры по их ликвидации, анализ производственного риска методами дерева событий (дерева отказов), аналитические и статистические методы, основные этапы оценки экологического риска, основные направления и методы снижения экологического риска.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, позволяющих использоватьиностранный язык как средство общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности будущего магистра. В результате изучения дисциплины сформировать у магистрантов способности:  Участвовать в новых видах деятельности и интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний;  Понимать принципы организации и функционирования языков;  использовать иностранный язык в процессе приобретения профессинальных знаний;  использовать устные и письменные высказывания для выполнения конкретных функций;  четко излагать свои мысли, справляться с затруднительными и тупиковыми ситуациями;  самостоятельно работать над профессиональными и научными проблемами;  анализировать, обобщать и систематизировать научную информацию; ставить цель исследования и выбрать оптимальные пути и методы его достижения.  эффективно взаимодействовать в социуме в повседневной жизни, в профессиональной сфере;  аргументированно отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения профессиональных и непрофессиональных тем. Настоящая учебная программа дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» предначначена для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных конкурировать на рынке труда, т.к. через иностранный язык будущий магистр получает доступ к академическим знаниям, новым технологиям и современной информации и, таким образом, он служит инструментом для успешной профессиональной и научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Природно-техногенные ландшафты
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность использовать современные методы изучения природно-антропогенных ландшафтов и технологии ландшафтного планирования в целях оптимизации природно-антропогенных ландшафтов. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. обосновывать предложения по экологической оптимизации ныне функционирующих природно-антропогенных ландшафтов; 2. оценить порог устойчивости природных геосистем к антропогенным нагрузкам 3. разрабатывать ландшафтно-экологическое обоснование различных видов ландшафтного строительства (аграрного, городского, промышленного, транспортного, рекреационного и др.); 4. анализировать ландшафтную структуру территории по картографическим, аэрокосмическим и другим материалам; 5. прогнозировать экологические и экономические последствия различных видов природопользования (аграрного, лесохозяйственного и др.). При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: понятиия о природно-техногенном ландшафте, его внутренние и внешние связи, структура, состояние, геоэкологические аспекты природно-техногенных систем; основные приемы управления природно-антропогенными ландшафтами, основные проблемные вопросы в развитии ландшафтного планирования и проектирования, оценка экологических и социально-экономических последствий изменения геосфер под влиянием антропогенных факторов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, способности педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - охарактеризовать мировое образовательное пространство и Болонский процесс как современную стратегию развития образования; - анализировать и оценивать учебно-воспитательные ситуации с позиции теории целостного педагогического процесса (комплексный, системный анализ ситуаций); - проектировать целостный педагогический процесс в соответствии с законами, закономерностями и принципами образования; - объяснять динамику развития процесса обучения через связи и зависимости его компонентов: с позиции системного подхода; критериального оценивания; достижимости результатов обучения; - выстраивать процесс обучения как динамическую систему на основе методологических подходов (деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, крединой системы и др.); - проектировать лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия с использованием различных стратегий и методов обучения, на основе кредитной системы обучения. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке; современная парадигма высшего образования, мегатенденции развития образования и Болонский процесс; система высшего профессионального образования в Казахстане. методология педагогической науки; профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы; теория обучения в высшей школе (дидактика); содержание высшего образования; проектирование TLA-стратегии образования, применение традиционных и инновационных методов и форм организации обучения, новых образовательные технологии в высшей школе, организация самостоятельной работы магистрантов в условиях кредитной технологии; технология составления учебно-методических материалов; теория научной деятельности высшей школы. НИРС; деятельность куратора- эдвайзера в системе высшего образования; менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Управление минерально-сырьевым комплексом
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способностей анализировать и оценивать проблемы функционирования минерально-сырьевого комплекса на текущем этапе социально-экономического развития страны. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. понимать и объяснить основные термины в сфере недропользования; 2. выявлять взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний в области управления недропользованием с целью подготовки сбалансированных управленческих решений; 3. анализировать источники права и документы правового характера по вопросам освоения и использования энергетических и сырьевых ресурсов и различать права, обязанности и компетенции недропользователей и государственных органов в сфере управления и регулирования недропользования; 4. формулировать решения стратегического характера на основе понимания особенностей функционирования и направлений развития объектов и систем минерально-сырьевого сектора экономики; 5. реализовывать организационно-управленческую деятельность для принятия профессиональных решений в области управления недропользованием. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: современное состояние минерально-сырьевой базы РК и мира, ее использование, динамика и перспективы развития, важнейшие проблемы, связанные с ее расширением и рациональным использованием, основы теории и практики государственного управления и регулирования недропользования в РК, действующая система лицензирования недропользования, теоретические основы организации, управления минерально-сырьевым комплексом, государственный мониторинг недр, правовой режим информации о недрах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Управление земельными ресурсами
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать значимость земельных ресурсов в экономике страны, анализировать механизмы управления земельными ресурсами, применять системный подход при решении задач управления земельными ресурсами. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. описать земельный фонд РК, сравнить его с зарубежными странами и оценить экологическое состояние земельных ресурсов; 2. показать структуру государственных органов в области управления земельными ресурсами и контроля за рациональным использованием земель; 3. использовать современные методы управления земельными ресурсами и применять их на практике; 4. вырабатывать практические меры, направленные на эффективное управление земельными ресурсами и разрабатывать управленческие решения по их использованию; 5. анализировать происходящие процессы в данной сфере и разрабатывать предложения по совершенствованию различных элементов системы управления земельными ресурсами. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: теоретические основы управления земельными ресурсами, формы управления земельными ресурсами, государственный земельный кадастр, организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами, экономический механизм управления земельными ресурсами, информационное обеспечение управления земельными ресурсами, управление земельными ресурсами в зарубежных странах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Индикаторы геоэкологического состояния и устойчивого развития
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность идентифицировать и применять различные индикаторы для оценки геоэкологического состояния территории различного масштаба, определять численные значение этих показателей. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. определить приоритетные проблемы и потребности национального потенциала в области охраны глобальной окружающей среды при реализации международных экологических конвенций; 2. выражать свою точку зрения по вопросам изменения качества природной среды и учета геоэкологических свойств региона при проектировании хозяйственной деятельности; 3. применять критерии оценки качества природной среды, учет особенностей региональных систем управления природопользованием и факторов, определяющих их формирование; 4. выработать подходы к оценке качества атмосферного воздуха на основе различного рода обобщающих и интегральных показателей, к расчету концентраций загрязняющих веществ, нормированию воздействия предприятий на атмосферу; 5. использовать методы и практические приемы геоэкологического обоснования хозяйственной и иной деятельности на уровне технико-экономического обоснования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: методологические основы систем индикаторов состояния страны и показателей устойчивого развития, формы представления разработки геоэкологических индикаторов и индексов с целью оценки состояния стран и его изменения в результате антропогенной деятельности, механизмы и пути совершенствования комплексных мероприятий по сохранению ландшафтами социально-экономических и экологических функций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Рекультивация и охрана земель
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способностей разрабатывать мероприятия по рациональному использованию и охране земель, восстановлению продуктивности, повышению плодородия почв. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. исследовать состояние нарушенных земель и распознавать на материалах дистанционного зондирования нарушенные и загрязненные участки; 2. организовать мероприятия по охране, рекультивации нарушенных земель и дальнейшему режиму их использования; 3. выбирать эффективные методы, способы, технологии и мероприятия по предупреждению и ликвидации процессов деградации земель, восстановлению нарушенных земель; 4. разрабатывать проекты рекультивации нарушенных и загрязненных земель; 5. прогнозировать и оценивать влияние нарушенных земель на окружающую среду. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: причины и виды деградации земель, классификация нарушенных земель по техногенному рельефу и площади, типы природно-техногенных ландшафтов, охрана земель от эрозии, подтопления и заболачивания, от вторичного засоления и уплотнения земель, от химического и биологического загрязнения, разработка противоэрозионных мероприятий, мероприятий по предупреждению и ликвидации заболачивания земель, по предупреждению загрязнения почв тяжелыми металлами, пестицидами, ликвидация последствий загрязнения и захламления земель, направления и этапы рекультивации земель, этапы и стадии рекультивации природно-техногенных ландшафтов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Зеленые технологии – вектор устойчивого развития
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность идентифицировать и применять основы «зеленых» технологий в сочетании с целями и факторами устойчивого развития. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. понимать основные факторы и векторы развития в области «зеленых» технологий, а также их место и значение в реализации целей устойчивого развития в условиях Казахстана; 2. представлять результаты аналитической и исследовательской работы в области анализа основных зеленых технологий для устойчивого развития выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи 3. анализировать и сопоставлять различные проблемы в области «зеленых» технологий, обобщать результаты и сделать необходимые вывод для практического применения; 4. анализировать тенденции и перспективы развития зеленой технологий на современном этапе; 5. оценивать состояние и перечень комплекса современных «зеленых» технологий и возможности их применения в экономике Казахстана. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: принципы, виды и сферы применения «зеленых технологий» их значение и перспективы в реализации стратегии устойчивого развития, направления современных исследований в области зеленой технологий, основные тенденции, проблемы и перспективы использования инструментов зеленой экономики, «зелёная» экономика как основа инновационного экологического устойчивого развития, экоинновации и «зелёные» технологии для «зелёной» экономики, методология оценки потенциала экологической устойчивости региональной экономики

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Методы геоэкологических исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способностей планировать комплексные исследования природных геосистем, оценивать экологическое состояние природно-антропогенных комплексов и разрабатывать рекомендации их оптимизации. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. формулировать цели и задачи геоэкологических исследований, 2. диагностировать вопросы, связанные с использованием и последствиями трансформации геосистем; 3. организовывать и проводить геоэкологические исследования, поиск аномалий; 4. отбирать, анализировать и интерпретировать полученную информацию для оценки экологического состояния окружающей среды и решения задач в области геоэкологии и природопользования; 5. определять тенденции временного и пространственно развития состояния геосистем в процессе использования природных ресурсов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: объекты и классификация исследований, методологические основы геоэкологических исследований, современные методы проведения исследований (геохимические, геофизические, ландшафтные, гидрогеологические, инженерно-геологические, дистанционные, гидрометеорологические, аэрокосмические, картографические, математические).

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Технологии переработки отходов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать и анализировать основные технологические схемы и параметры переработки твердых отходов в различных отраслях промышленности, современные технологии переработки твердых бытовых отходов. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. определять класс опасности отходов для окружающей среды, составлять паспорта отходов; 2. рассчитывать технические характеристики аппаратов по переработке отходов; 3. выбирать оптимальные технологии материальной и энергетической переработки отходов и подбирать технологическое оборудование для этих процессов; 4. проводить обследования и оценку экологической деятельности производства в сфере обращения с отходами и разрабатывать рекомендации и предложения по ее совершенствованию; 5. разрабатывать проекты переработки опасных отходов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: виды, состав, классификация, паспортизация, токсичность опасных отходов; основные нормативные документы, подходы к нормированию и способы оценки воздействия отходов на окружающую природную среду и человека; существующие и перспективные способы и технологические схемы переработки промышленных и бытовых отходов, расчет нормативов и лимитов образования отходов, их класса опасности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Инновационный менеджмент и планирование в целях «зеленой» экономики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать инновационные стратегии и проекты, выбирать инструменты их осуществления и оценивать эффективность в целях обеспечения перехода к зеленой экономике. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. использовать методы управления проектами, направленные на получение оптимальных результатов и практически использовать методы управления проектами; 2. выбирать оптимальный вариант развития организации в инновационной сфере и проводить экспертизу инновационных проектов с точки зрения инвестиционной привлекательности и экологической безопасности; 3. применять методологические принципы инновационного менеджмента и планирования, возможности их применения для реализации концепции перехода Казахстана к зеленой экономике; 4. анализировать различные факторы и проблемы, находить возможные пути их разрешения при реализации целей зеленой экономики; 5. оценивать перечень современных факторов, препятствующих переходу к зеленой экономике в условиях Казахстана. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: методы и принципы инновационного менеджмента и основы планирования в целях реализации стратегии зеленой экономики, особенности организации инновационной деятельности, организационные формами ее осуществления, инфраструктура инновационных рынков, подходы к поиску инновационных идей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Технологии защиты окружающей среды
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность выбирать технологическое оборудование и технические средства очистки промышленных выбросов и сбросов, пути интенсификации и совершенствования очистных процессов. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. идентифицировать основные источники загрязнения на разных стадиях производств, а также параметры их воздействий на компоненты окружающей среды; 2. описать современные тенденции в технологиях защиты окружающей среды, экологизации производственной деятельности; 3. анализировать зависимости между изменениями окружающей человека природной среды и параметрами технологических процессов; 4. сравнивать современный отечественный и зарубежный технический опыты создания средозащитных технологий. 5. выбирать технически эффективные природоохранные и ресурсосберегающие средозащитные (превентивные и реабилитационные) мероприятия по защите окружающей среды и оценивать их эффективность. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: виды, методы и способы защиты окружающей среды на предприятии, внедрение новых технологий в РК и сравнение с зарубежным опытом, современные методы защиты атмосферы от промышленных загрязнений: механические, физико-химические, химические, техника и технология удаления взвешенных и газообразных веществ из промышленных выбросов, характеристика основных методов водоподготовки для промышленного и хозяйственно-питьевого водоснабжения, современные методы очистки сточных вод (производственных и бытовых), гидромеханические, физико-химические, химические, биохимические и термические методы очистки сточных, пути утилизации твердых отходов, технологии очистки почвы от загрязнений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Управление водными ресурсами
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать особенности управления водными ресурсами и водохозяйственными комплексами и оценивать водохозяйственную деятельность на территории. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. объяснить основные принципы, элементы и процедуры принятые в планировании управления водными ресурсами; 2. устанавливать основные источники загрязнения водных объектов, давать их качественную и количественную характеристику, определять воздействие на водные объекты, производить оценку качества природных вод в соответствии с существующими стандартами и предлагать мероприятия по улучшению качества воды; 3. использовать современные методы планирования управления водными ресурсами и экономически эффективного управления водопользованием в деятельности предприятий и организаций; 4. анализировать законодательство, политику и практики реализации системы управления водными ресурсами, варианты трансграничного сотрудничества в этой сфере и разрабатывать предложения по их улучшению; 5. разрабатывать планы и программы по управлению водными ресурсами на различных уровнях. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: современное состояние и проблемы водного сектора, законы РК и современные международные принципы в практическом планировании и использовании водных ресурсов, основы финансово-экономического анализа и инструменты при планировании управления водными ресурсами, показатели качества воды в соответствии с целями и стандартами водопользования, концепции и инструменты управления водными ресурсами на международном, субнациональном (ЕС), национальном и местном уровнях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    1. интерпретировать показатели устойчивого развития страны на основе экономических и экологических критериев и показать роль международных экологических организаций в распространении и развитии концепций устойчивого развития общества и «зеленой экономики»;

  • Код ON2

    2. объяснить закономерности рассеяния, концентрирования и миграции химических элементов и обосновать роль экзогенных и эндогенных процессов в развитии земной коры и почвенного покрова;

  • Код ON3

    3. проводить наблюдения и оценку состояния окружающей среды и природных ресурсов, экологическую экспертизу и аудит хозяйственной деятельности, используя современные методы исследований и экологические нормативы;

  • Код ON4

    4. установить взаимосвязь между использованием природных ресурсов и ростом экономики и обосновать применение административных и экономических механизмов регулирования рационального природопользования;

  • Код ON5

    5. самостоятельно использовать современные методы исследований, интерпретации и обработки геоэкологической информации при проведении научных изысканий по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов для обоснования принимаемых решений.

  • Код ON6

    6. организовать процедуры государственного экологического контроля и оценки экологического риска техногенных систем с применением современных методов, анализировать результаты оценки и делать вывод о приемлемости риска;

  • Код ON7

    7. составлять схемы оптимального использования природных и техногенных ландшафтов с применением современных методов планирования и прогнозирования;

  • Код ON8

    8. планировать и прогнозировать использование природных ресурсов, анализировать темпы их использования и восстановления и значение для экономики страны;

  • Код ON9

    9. оценивать экологическое состояние природных и техногенных ландшафтов, водных, земельных и минеральных ресурсов, эффективность системы управления ими, разрабатывать мероприятия по их охране и рациональному использованию;

  • Код ON10

    10. разрабатывать комплексные схемы рационального использования природных ресурсов, составлять балансы водопотребления и водоотведения, использования земель и минеральных ресурсов,

  • Код ON11

    11. разрабатывать типовые природоохранные мероприятия, в том числе по переработке отходов, восстановлению нарушенных земель, очистке загрязненных вод и оздоровлению атмосферного воздуха и практические рекомендации по сохранению природной среды;

  • Код ON12

    12. свободно интерпретировать и творчески использовать научно-историческое и философское знание для анализа факторов развития науки, казахстанской модели общества и экономики; использовать современные педагогические технологии и подходы при проведении занятий и воспитательных мероприятий; применять психологические знания для принятия эффективных решений, реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности.

Top