Действующая образовательная программа

7M02315 Русская филология(РУДН) в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на формирование личности специалиста, способного заниматься исследовательской и преподавательской деятельностью: обобщать и интерпретировать современные знания, новейшие теории в области языкознания и литературоведения; самостоятельно осуществлять научные исследования; интегрировать знания смежных научных областей в контекст собственного научного исследования; интерпретировать результаты собственного научного исследования и сообщать их как специалистам, так и неспециалистам; выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • Иностранный язык 1-2 ур.
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - демонстрировать способность к восприятию, анализу и обобщению учебно-научной информации на изучаемом языке, логически и грамматически правильному оформлению высказывания в процессе речи; - описывать орфоэпические, орфографические, стилистические нормы иностранного языка; - использовать знание системы и структуры иностранного языка для совершенствования умений во всех видах речевой деятельностии; - применять иностранный язык в учебно-профессиональной деятельности; - писать научные статьи на иностранном языке; - использовать новейшие методики и технологии обучения языку для достижения высокого уровня владения иностранным языком - извлекать нужную иноязычную информацию о культуре изучаемой страны из различных источников; - быть толерантным к законам, обычаям, культурным традициям страны изучаемого языка. Содержание дисциплины формируют следующие аспекты: Речевые, коммуникативные компетенции в профессиональной сфере. Научный стиль речи на материале текстов по специальности. Навыки и умения чтения научной литературы по специальности для формирования профессиональной компетенции. Смысловая структура научного текста, его различные виды. Навыки анализа научной информации на основе обобщения и компрессии. Творческие умения письменной речи на основе вторичных научных текстов, а также текстов, относящихся к различным функционально-смысловым типам речи.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Семиотика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: - ознакомить магистрантов со спецификой семиотики как науки, как средства паттернизации образа мира, как инструмента и феномена повседневного общения; - сформировать представление о семиотической структуре картины мира, проблеме структуры знака и интерпретации знакового текста, об особенностях семиозиса в сфере этногенеза и культурно-исторической деятельности народа; - обучить методам семиотического анализа социокультурной среды. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - толковать важнейшие знаки из сферы культуры; - самостоятельно проводить семиотический анализ текста; - описывать результаты анализа метаязыком семиотики; - выстраивать на основе семиотики междисциплинарные гуманитарные исследования. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Семиотика как наука: предмет, объект, функции, основные направления, тенденции развития. История семиотики как науки. Основные проблемы современной семиотики. Три измерения семиотики. Основные направления и школы семиотики. Типология знаковых систем. Содержание и структура знаковых систем. Семиотические системы в природе и обществе. Семиотические системы культуры. Язык как важнейшая знаковая система человеческой коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Лингвистическая экспертиза
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование способности решать прикладные задачи экспертной деятельности и лингвистической экспертизы как одной из разновидностей этой деятельности на основе научной методологии юридической лингвистики. По окончании учебного курса сформировать у магистрантов способности: - представлять лингвистическую экспертизу как разновидность экспертной деятельности в контексте теоретических принципов и положений юрислингвистики; - объяснять выбор техник и методик судебно-лингвистической экспертизы для решения экспертных задач; - формулировать экспертные задачи судебно-лингвистической экспертизы и осуществлять адекватный выбор её методик; - осуществлять судебно-лингвистическую экспертизу конфликтных текстов; - При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Экспертология как отрасль знания, предмет, цели и задачи. Понятие экспертизы. Субъект, объект, предмет, цели, задачи экспертизы. Результаты экспертизы. Экспертиза речи как форма использования специальных лингвистических познаний в юридической практике. Возможности экспертного исследования речи в процессе решения той или иной правовой задачи. Виды экспертизы устной и письменной речи (экспертиза языка закона или иного нормативного правового акта, судебная экспертиза речи). Особенности постановки вопросов при назначении экспертизы речи. Типы экспертиз. Нормативно-правовые акты РФ и РК, регулирующие экспертную деятельность. Понятие объекта экспертизы. Типы объектов. Предмет экспертизы. Специалист и эксперт как субъекты деятельности. Права и обязанности специалиста, права и обязанности эксперта. Краткая характеристика типовых вопросов, ставящихся перед лингвистом-экспертом. Экспертные задачи. Результаты экспертного исследования. Экспертиза как доказательство. Оформление экспертного заключения. Структура экспертного заключения. Вводная часть заключения и ее реквизиты. Исследовательская часть. Выводы. Методы лингвистической экспертизы. описывать результаты экспертизы в соответствии со структурной организацией экспертного заключения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Историческая стилистика
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: сформировать целостное представление о функциональной стилистике русского литературного языка как результате его исторического развития в контексте особенностей его функционирования в социально-культурных средах различных временных срезах. По успешному завершению данной дисциплины магистранты должны быть способны: - знать историю формирования данной дисциплины; закономерности функционирования различных языковых единиц в текстах различных стилей; - владеть теоретическими научными сведениями об основных стилеобразующих чертах каждого функционального стиля; владеть основами методики стилистического анализа текста; - связывать теоретические сведения о стилистических ресурсах языка с практическим анализом языковых фактов; - выявлять различные стилистические ошибки в тексте и исправлять их; - составлять тексты различной стилевой, жанровой направленности; - вести самостоятельную работу в данной области лингвистики и др. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Историческая стилистика как особая филологическая дисциплина. История её становления. Предмет и задачи исторической стилистики. Связь стилистики русского языка с другими дисциплинами. Методы стилистического анализа. Основные понятия и категории стилистики: стилистическая окраска (эмоционально-экспрессивная и функционально-стилевая), стилистическое значение, стилистическое средство, речевая системность функционального стиля и др. Стилистическая структура языка. Стиль как основной предмет стилистики. Понятие стилистической парадигмы. Основные линии стилевого деления. Внешние (экстралингвистические) и внутренние факторы стилеобразования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Филология в системе современного гуманитарного знания: активные направления и перспективы языкознания
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - обосновывать закономерность появления постмодернистских концепций в философии и новых научных направлений в филологии; - объяснять содержание новых научных направлений в современной филологии сменой философских концепций ; - использовать современную методологию научного познания для изучения текстов и различных форм коммуникации в контексте навых научных направлений филологии; -осуществлять филологические исследования, обоснованно и аргументированно описывать их результаты в виде научной статьи; - презентовать результаты научной общественности, отстаивать в дискуссии. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Новая философия языка: Кассирер, Хайдегер, Гадамер, Хабермас. Зарождение постмодернистских концепций интерпретации и понимания языка. Постмодернизм как новая философия современной филологии. Семиотика постмодернизма как источник ущербности его моделей. Системная модель знака (пятиугольник Г.П.Мельникова) как когнитивная концепция. Теория систем как антитеза постмодернистской методологии. Ризома, ацентризм как показатели состояния системы. Псевдофилологическая и псевдолингвистическая научная мифология. Дискурс, концепт, политическая лингвистика, лингвистическая конфликтология. Современные проблемы и области прикладного применения психо- и социолингвистики; языковая политика, двуязычие, диглоссия, билигвизм. Математическая лингвистика, математические модели языка, моделирование искусственного интеллекта.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория и история языкознания
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование научного мировоззрения на основе представления языкознания как гуманитарной науки, основных направлений и перспектив фундаментальных и прикладных исследований языка; сформировать понятийный и научный аппарат для решения задач в научно-исследовательской и научно-профессиональной сферах. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Место теории языка в системе наук. Концепция языка, речи, речевой деятельности Ф.де Соссюра. Современные представления о языке и речи. Язык как знаковая система. Семиотика как общая теория знака. Языковые знаки. Взаимосвязь и взаимодействие единиц языковых уровней. Виды отношений в языковой системе: парадигматика, синтагматика, иерархия. Основные характеристики философских, семиотических, семантических и психологических представлений о языке. Язык - мышление – действительность: От представлений о языке как звуковой формы мысли до понимания языка как «органа, образующего мысль» (В. фон Гумбольдт); Древнегреческая философия и вопросы языкознания. Языкознание в средневековой Европе. Языкознание Нового времени. Грамматика Пор-Рояля. Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Франц Бопп. Расмус Раск. Якоб Гримм. Й.Добровский, А.Х.Востоков. Комплексная характеристика школ структурализма XX века. Методы лингвистических исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные технологии и методы в практике РКИ
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: усовершенствовать языковую подготовку, организующую речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными в учебно-научной и собственно-профессиональной коммуникации, подготовить филологов к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности в качестве преподавателя РКИ в разных типах учебных заведений. Расширить методические взгляды в сфере преподавания РКИ и в частности овладении некоторыми знаниями и навыками в работе с компьютерными программами обучения РКИ. По успешному завершению данной дисциплины магистранты будут способны: - знать теоретические основы методики обучения русскому языку как иностранному; цели ,содержание, принципы, методы и средства обучения русскому языку как иностранному в разных типах учебных заведений; типы, виды занятий по русскому языку, технологию их проведения., систему упражнений; основные виды иноязычной речевой деятельности и технологию формирования речевых навыков; - формулировать методическую задачу; отобрать языковой материал, приемы, средства обучения, режимы работы для различных этапов и уровней обучения русскому языку как иностранному; - выстраивать учебные действия обучающихся для овладения учебным материалом и для решения методической задачи; контролировать знания, умения и навыки учащихся; - корректировать результаты своей обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся; анализировать учебники, учебные пособия с целью их рационального использования; - анализировать свои профессиональные знания и деятельность, оценивать их адекватность методической теории, задачам урока и конкретным условиям учебной ситуации с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса; При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике. Новые педагогические технологии в системе образования. Роль преподавателя в новом педагогическом пространстве. Профессиональная компетенция современного преподавателя. Личностно-ориентированные технологии обучения. Обучение в сотрудничестве. Направляющая роль преподавателя как члена коллектива сотрудников в процессе обучения языку. Метод проектов. Проект в системе уроков РКИ. Возможная типология и тематика проектов в рамках изучения русского языка и русской культуры. Проект как самостоятельная деятельность учащегося. Возможности разноуровневого обучения. Особенности его организации. Роль преподавателя в организации такого подхода к изучению иностранного языка. Трудности практической реализации данного подхода. Индивидуальный «языковой портфель» (Европейский портфолио). Использование телекоммуникационных и мультимедийных средств в обучении иностранным языкам и, в частности, русскому. Сеть Интернет (Рунет). Профессионально-техническая подготовка преподавателя. Мультимедийные курсы русского языка. Особенности их создания. (Знакомство с опубликованными курсами.) Основные характеристики подобных курсов. Методические особенности устройства компьютерного класса для аудиторной работы с преподавателем. Роль преподавателя в компьютерном классе при работе с мультимедийными ресурсами. Возможности самостоятельной работы обучающихся. Корректировочные курсы. Языковые тренинги. Лингафон

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Проблемы современной философии (РУДН)
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - описывать основное содержание онтологии и метафизики в контексте исторического развития философии; - объяснять специфику философского осмысления действительности; - классифицировать методы научного и философского познания мира; - обосновать роль и значение ключевых мировоззренческих понятий как ценностей социального и личностного бытия человека в современном мире; - проводить исследование, направленное на выявление философского содержания проблем в профессиональной области и презентовать результаты для обсуждения. В процессе обучения магистранты будут изучать следующие аспекты: Возникновение и развитие философии. Возникновение философии. Предмет и метод философии. Исторические типы философии. Основы философского понимания мира. Проблема бытия. Онтология и метафизика. Сознание и язык. Познание и творчество. Научное и вненаучное знание. Наука и техника. Философия человека и ценностный мир Человек. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Этика. Философия ценностей. Свобода. Эстетика. Восприятие и создание красоты. Общество и культура. Философия истории. «Мәңгілік ел» - философия Великой степи.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Креативная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: - представить новое направление в современной лингвистике; - познакомить с особенностями лингвокреативного мышления и представить способы его реализации в творческих типах современной русской речи; - сформировать навыки анализа креативных явлений в текстах разного рода (разговорных, художественных. Медиатекстах). Данный курс даёт представление об окказиональных и потенциальных словах и формах, о языковой игре, языковой аномалии. По успешному завершению данной дисциплины магистранты должны быть способны: - собирать и анализировать современный языковой материал с использованием не только традиционных методов, но и современных информационных технологий; - представить собранный языковой («креативный») материал в виде презентаций. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Объем и задачи лингвистики креатива. Лингвокреативное мышление. Лингвокреативный, креативный, творческий. Лексема «креативный» в современном русском языке. Типы и функции лингвокреативного мышления. Понятие речетворчества. Творческие типы речи – зоны креативности. Языковое пространство интернета. Эстетическая функция языка. Реализация эстетической функции языка за пределами художественного текста. Языковая аномалия. Система и узус. Окказиональное и потенциальное в языке. Понятие языковых аномалий, их типы. Антиномия системы и узуса. Языковые аномалии в художественном тексте. Языковые аномалии за пределами художественного текста: медиатексты, разговорные тексты. Окказиональность и окказионализмы. Дифференциальные признаки окказионализмов. Признак функциональной одноразовости. Языковая игра, ее типы и функции. Понятие языковой игры. Определение языковой игры. Языковая игра и комическая функция. Языковая игра и острословие. Роль языковой игры в художественном тексте. Роль языковой игры в современных текстах СМИ. Типы языковой игры. «Полисемантика» в текстах СМИ как разновидность языковой игры

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Философия и поэзия Серебряного века
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: – расширить знания магистрантов о сознании “серебряного века”, об искусстве, прежде всего, в связи с литературой; – помочь обучающимся лучше понимать значение, закономерности, ценности духовной жизни, классическое наследие; – приобщение магистрантов к богатствам русской и мировой классики; – изучение основных парадигм культуры конца XIX – начала XX веков, “природы” тематики, поэтики, доминировавшего пафоса в широком культурно-историческом контексте; – развитие эрудиции, культуры, эстетической потребности и способностей эстетического восприятия произведений искусства. По успешному завершению данной дисциплины магистранты должны быть способны: иметь представление о творчестве ведущих авторов «серебряного века»; получить общие знания о художественной парадигме «серебряного века»; уметь воспринимать литературные тексты в более широком культурном контексте и уметь самостоятельно воссоздавать этот контекст. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Рубеж веков как «переходная эпоха». Принципиальные изменения картины мира. Кризис философии позитивизма. Усиление мистических настроений. Апокалиптические мотивы. Размывание границ между жизнью и творчеством. Усиление роли искусства в процессе постижения мироздания. Проблематика жизнетворчества: В. Брюсов («Огненный ангел»), В. Соловьев (термин «теургия»), А. Блок и А. Белый, Н.С. Гумилев (посвящение к первому изданию «Романтических цветов»). «Серебряный век»: история понятия, проблемы периодизации. История возникновения понятия: возникшее в античности деление эпох в соответствии с драгоценными металлами: «золотой век», «серебряный век» и т.д. (Гесиод, Овидий). В русской литературе это деление было особенно востребовано: «золотой век» (пушкинская эпоха), «серебряный век». Поиски «автора» термина «серебряный век». «Серебряный век»: проблемы периодизации Проблема границ эпохи. Знакомство с различными вариантами выделения «начала» и «конца» «серебряного века»: непосредственные участники литературного процесса (В.В. Розанов, В. Вейдле, Н.А. Оцуп), советские литературоведы, современные исследователи.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель изучения дисциплины: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, способности педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Курс направлен на знакомство с мегатенденциями развития образования и Болонским процессом, овладением лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания. Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. НИРС. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Куратор в системе высшего образования. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Структура познавательных процессов. Типология личности, специфика характера. Межличностное и групповое общение. Сущность педагогики высшей школы. Профессиональная педагогическая деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Философский дискурс модернизма
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать философию и поэтику русского модернизма. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - объяснять основные теоретические понятия, используемые при обсуждении модернизма; - формулировать художественные принципы и эстетические задачи модернизма как нового искусства ХХ века; - владеть методами исследования и описания модернистских направлений и течений в литературе ХХ века; - проводить сопоставительный анализ концепций модернизма и классической литературы; - анализировать произведения модернистов в контексте времени и в свете современных теорий; - вести обсуждение основных теорий, составляющих основу модернизма; - производить филологический анализ художественных произведений в контексте теоретической мысли; - проводить компаративный анализ произведений из разных национальных литератур (как правило, русской и зарубежной литературы). При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: История направлений в модернизме. Концепции модернизма в русской литературе начала ХХ века. Ключевые имена и произведения модернизма. Манифесты русского модернизма. Ведущие направления модернизма: символизм, импрессионизм, акмеизм, имажинизм. Философские истоки модернизма. Картина мира в разных модернистских направлениях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Технологии научного исследования в филологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: дать представление о научной парадигматике филологических исследований в контексте методологии современных научных направлений; усилить методологическую базу лингвистических и литературоведческих исследований потенциалом инновационных, информационных и цифровых технологий. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - характеризовать научное направление в филологии через его методологическую составляющую; - сопоставлять технологии исследования объектов филологической науки в их соотнесенности с поставленными целями и задачами; - осуществлять филологические исследования с использованием инновационных, информационных и цифровых технологий; - использовать концептуальный и методологический аппарат научных направлений в лингвистике и литературоведении для решения задач различных уровней сложности; - выполнять проектное исследование по одной из предложенных тем, презентовать его результаты, аргументированно отстаивать собственное мнение в научном обсуждении. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Научный обзор современных направлений филологической науки, специфика объекта и методологии его исследования. Лингвистические и литературоведческие технологии исследования объектов филологической науки. Потенциал инновационных, информационных и цифровых технологий в филологии. Технологии планирования филологического исследования и технологии его реализации. Презентация научных результатов проведенного проектного исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Юрислингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность проводить лингвистическое исследование юридических текстов (спорных, конфликтных текстов) для решения правовых вопросов. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - устанавливать жанровую принадлежность спорного текста, его индивидуально-авторские особенности; - характеризовать стилистические особенности спорного текста; - устанавливать источник и причины юридического конфликта, мотивы поступков и действий сторон конфликтов; - лингвистически обосновывать выводы о нарушении тех или иных юридических норм; - правильно объяснять с использованием научно-исследовательского аппарата лингвистики выводы лингвистической экспертизы текста; - строго следовать правовым нормам проведения любых видов судебных экспертиз. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Юрислингвистика как междисциплинарная отрасль гуманитарного знания. Принципы современной лингвистики и их реализация при исследовании юридического дискурса. Конфликтогенный аспект оценочных высказываний и проблемы их исследования. Проблема юридизации естественного языка при исследовании спорного текста. Лингвопрагматический аспект исследования спорного текста. Типы речевых актов: конфликтогенный аспект. Методика проведения судебно-лингвистической экспертизы спорного текста. Структура и содержание экспертного заключения как юридического документа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Исследовательские технологии дискурса
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности синтезирования и трансформации лингвистического знания для анализа функционирующих в социуме текстов на основе правильно выбранного и корректно примененного концептуального и методологического аппарата. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - характеризовать дискурс как текст, реально функционирующий в определенной сфере для достижения конкретной цели в конкретных условиях; - описывать разные типы технологии исследования дискурса в формате: функциональный тип дискурса, методология и алгоритм его анализа, ожидаемые результаты; - осуществлять выбор исследовательской технологии в соответствии с поставленными целями анализа; - осуществлять исследование, формулировать корректные научные выводы; - аргументированно представлять их в формате презентации или научной дискуссии. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Этапы становления дискурсивного направления в лингвистике: Французская школа. Голландская школа, Российская школа. Типологии дискурса: разные основания классификации. Вопросы методологии исследования дискурса: лингвистический анализ; функциональный, коммуникативный, экспериментальные методы анализа дискурса. Техники стратегического моделирования, ментального моделирования, прагматического фокусирования и др. Проектное исследование дискурса воздействия (по выбору).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Восточный литературный Ренессанс
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать и характеризовать литературу Востока в эпоху Ренессанса, по текстам, трудам. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - быть готовым к самостоятельной креативной литературоведческой деятельности; - обобщать, систематизировать, анализировать литературоведческую информацию; - выстраивать новые факты в области литературы Востока в контексте мирового гуманитарного знания; - описать проблемы восточной философии и эстетики, в частности, суфизма и его отражения в восточной лирике; - охарактеризовать диалог Востока и Запада, чтобы представить творчество восточных поэтов в межкультурном контексте; - работать в команде, аргументировать свое мнение, делать выводы; - быть психологически и методологически готовым вести беседы и диалоги по теме литература Востока. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Методы системного анализа произведений литератур Востока периода Ренессанса. Технологии анализа и интерпретации литератур народов Востока в сопоставительном плане. Развитие жанрово-стилевых, поэтических традиций в литературах народов Востока. Роль канонов и генезис повествовательных форм в национальных литературах Востока. Новаторство великих поэтов Востока периода Ренессанса. Развитие течений и стилевых тенденций в восточных литературах периода Мусульманского Ренессанса. Типологию форм, национальный колорит и своеобразие литератур Востока периода Ренессанса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Художественный дискурс литературы русского зарубежья
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность определять и оценивать многообразие видов художественного дискурса в литературе русского зарубежья с учетом своеобразия историко-культурной ситуации ХХ века. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - объяснять различия художественного дискурса представителей русской эмиграции; - выделять устойчивые жанрообразующие признаки, присущие дискурсу произведений малых и крупных эпических и лирических жанров, эссе, мемуаров, литературных портретов, поэтических и сатирических жанров эмигрантской литературы; - профессионально интерпретировать художественные поиски в контексте дискурса представителей литературы русского зарубежья в связи со спецификой авторского сознания; - проводить сопоставительно-сравнительный анализ художественного дискурса произведений одного жанра, принадлежащего разным авторам литературы русского зарубежья; - применять полученные знания в повседневной профессиональной деятельности, находить креативные подходы к решению поставленных проблем. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Многоплановость системы жанров и дискурса литературы русского зарубежья. Методологические аспекты анализа художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте. Специфика художественного дискурса прозы старшего поколения русской эмиграции (И.Бунин, Д.Мережковский, И.Шмелев и др.). Сатирические жанры и художественный дискурс творчества их представителей. «Сатирикон» и его традиции. Художественный дискурс мемуарных жанров и «женской прозы». Специфика исторического и публицистического дискурса в литератур русского зарубежья.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Лингвистическая имиджелогия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: развить способность теоретически обосновывать и апробировать традиционные и инновационные научные методики и технологии в прикладных филологических исследованиях. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - объяснять прикладные возможности лингвистического знания и технологии их использования по созданию речевого имиджа; - описывать теоретико-методологическое основание лингвистической имиджелогии как науки о формировании имиджа средствами языка и речи; - характеризовать технологии влияния и воздействия как основные при формировании речевого имиджа; - создавать речевые портреты; - диагностировать технологические программы создания речевого имиджа; - осуществлять прикладное исследование в формате кейс-стади по проблемам лингвистической имиджелогии. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Теоретико-методологическое основание лингвистической имиджелогии как одного из направлений русского языкознания. Языковая личность и имидж: социокультурная идентичность и средства её кодирования. Лингвокультурный типаж и речевой имидж, аксиологическая составляющая лингвокультурных типажей. Речевой портрет и имидж, способы описания речевого портрета. Речевое поведение в социальных сценариях формирования имиджа, языковые средства речевого поведения и создания образа, программы языковой реализации образа и критерии его оценки социумом. Психотехнологии и психотехники формирования речевого имиджа. Нейролингвистическое программирование и информационные технологии в процедурах создания и анализа речевого имиджа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    Демонстрировать системное понимание основных этапов истории и философии науки в контексте всемирного и евразийского исторического процесса. Объяснять теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат гносеологии, педагогики, психологии в рамках современных научных парадигм. Определять роль философии в общенаучной картине мира. Определять актуальные проблемы системы образования в целом и педагогической науки в частности. Объяснять сущность и особенности деятельности преподавателя вуза.

  • Код ON2

    Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. Критически оценивать методы организации учебно-воспитательного процесса.

  • Код ON3

    Проводить научное исследование в рамках современных парадигм языкознания. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области языкознания. Исследовать факты языка, учитывая интегративные процессы в системе научного знания, формирующего разные направления внешней лингвистики: когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвистику текста, Интернет-лингвистику, лингвоконфликтологию, гендерную лингвистику, юрислингвистику и др.

  • Код ON4

    Проводить научное исследование в рамках современных парадигм литературоведения. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области литературоведения. Исследовать факты литературы в контексте ведущих направлений литературоведения: биографического, сравнительного, морфологического, структурно-семантического, гендерного, когнитивного литературоведения, рецептивной критики.

  • Код ON5

    Выстраивать новое знание на основе принципов, законов и категорий философии науки, психологии и педагогики в процессе решения учебно-профессиональных и научно-исследовательских задач. Свободно владеть русским и иностранным языком в качестве средства профессионального общения.

  • Код ON6

    Выстраивать программу собственного научного исследования в области языка и литературы. Планировать комплексное научное исследование. Интерпретировать основные принципы методологии научного исследования, применять их в разработке учебно-исследовательских проектов. Оформлять результаты научного исследования в виде научных отчетов, аналитических обзоров, аннотаций, рефератов-обзоров, научных статей и т.п.

  • Код ON7

    Использовать методологию исследования языкового и речевого материала в контексте различных направлений современной лингвистики. Использовать новейшие методики и приемы анализа языковых фактов в научно-исследовательской деятельности: контент-анализ, логико-смысловое моделирование, трансформационный анализ, статистический анализ, психолингвистические и социолингвистические методы анализа. Использовать экспериментальные методики для анализа языковых процессов в различных сферах социума в рамках того или иного научного направления. Эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии.

  • Код ON8

    Формулировать проблемы и задачи литературоведческого исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты. Критически оценивать существующие методики анализа применительно к исследованию литературных произведений. Использовать новейшие методики и приемы анализа художественного текста: внутритекстовый (имманентный) и контекстуальный анализ; биографический, психологический, психоаналитический, архетипический, феноменологический; формальный, структурный; культурно-исторический, сравнительный, сравнительно-исторический, социологический, мифопоэтический, мотивный, интертекстуальный; герменевтический.

  • Код ON9

    Анализировать, цитировать, реферировать литературу по специальности на иностранном языке. Использовать новейшие методики и технологии обучения языку для достижения высокого уровня владения иностранным языком достаточного для продолжения обучения за рубежом или изучения специальных предметов на английском языке. Извлекать нужную иноязычную информацию о культуре изучаемой страны из различных источников, быть толерантным к законам, обычаям, культурным традициям страны изучаемого языка. Продуктивно использовать ресурсы международной информационной сети.

  • Код ON10

    Генерировать новое знание в области языкознания. Находить технологические решения лингвистических проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по лингвистическим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.

  • Код ON11

    Генерировать новое знание в области литературоведения. Находить технологические решения литературоведческих проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по литературоведческим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.

  • Код ON12

    Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем языкознания и литературоведения. Корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия.

Top