Меню

Действующая образовательная программа 7M10106 Общественное здравоохранение 1,5 года в КазНУ им. аль-Фараби

Цель образовательной программы
Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области общественного здравоохранения, способных: - трактовать основные принципы общественного здравоохранения и его роли в укреплении здоровья и профилактики заболеваний, успешно осуществлять профессиональную деятельность; - систематизировать и интерпретировать новейшие научные знания общественного здравоохранения с целью дальнейшего применения этих знаний при осуществлении диссертационного исследования; - давать оценку и определять значимость тех или иных явлений, процессов, результатов исследования в общественном здравоохранении, аргументированно представлять и отстаивать собственное научное мнение на научных дискуссиях.
Академическая степень
Магистратура
Языки обучения
Русский, Казахский
Название ВУЗа
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Срок обучения
1,5 года
Объем кредитов
90
Предметы на ЕНТ/КТ
Биостатистика и Общественное здравоохранение
Область образования
7M10 Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)
Направление подготовки
7M101 Здравоохранение
Группа образовательных программ
M140 Общественное здравоохранение
  • Управление проектами в здравоохранении
    Кредитов: 5

    Цель: формирование у магистрантов представления о наиболее актуальных исследовательских проблемах в сфере управления в здравоохранении; включение магистрантов в академическую и научно-исследовательскую работу по проблематике деятельности органов власти и учреждений сферы здравоохранения. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу научных исследований; 2. Обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; 3. Проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; 4. Представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада; 5. Разрабатывать необходимую документацию при управлении персоналом и командами проектов; 6. Применять методы и инструменты управления человеческими ресурсами в проектах; 7. Применять методы оценки компетентности и эффективности персонала в проектах; 8. Применять методы и инструменты развития компетенций персонала в области управления проектами При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Теория и практика реализации проектов в здравоохранении: требования к компетентности специалистов. Международные и отечественные стандарты по управлению проектами: системы и структура компетенций. Развитие компетенций персонала в области управления проектами: основные подходы, методы и инструменты. Личная эффективность менеджера проекта: формирование и развитие. Управление персоналом в проектной деятельности организации. Виды проектных команд.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и управление здравоохранением
    Кредитов: 4

    Цель: формирование у будущих магистров современных знаний и навыков, необходимых для реализации национальной политики в области охраны здоровья населения и эффективной деятельности органов и организаций здравоохранения. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Осуществлять комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения психических расстройств и заболеваний у детей и подростков, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; 2. Проводить противоэпидемические и антистрессовые мероприятия, организовывать психологическую и психотерапевтическую помощь населению в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; 3. Применять социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых, детей и подростков; 4. Применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: В современных условиях развития системы здравоохранения главной целью всех реформ является совершенствование управления. Новые подходы к планированию, организации, распределению ресурсов и контролю в организациях здравоохранения - объективная реальность, требующая полноценных, своевременных знаний в области организации и управления здравоохранением. Данный процесс требует постоянного совершенствования форм и методов управления медицинскими организациями, в связи с чем, главная тактика развития теории и практики управления здравоохранением заключается в создании целостной, эффективной, гибкой и демократической системы управления. Организация и управление здравоохранением должны базироваться на принципах, функциях, методах и технологиях менеджмента, его научных основах, обеспечивающих эффективность деятельности каждой организации здравоохранения в Республике Казахстан.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 2

    Цель изучения дисциплины - обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: -понимать современное состояние теории и практики психологии управления в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности; -анализировать методологические проблемы психологического анализа управленческих процессов и явлений; -применять и описывать психологические методы изучения отдельных лиц и социальных групп (общностей) в целях повышения эффективности управления; -объяснять основные психологические особенности деятельности отдельных людей и групп, являющихся объектами управления; -систематизировать основные психологические особенности деятельности субъектов управления; устанавливать сущность и содержание психологической подготовки субъектов управленческой деятельности; -характеризовать социально-психологические явления, возникающие в процессе управления в интересах повышения его эффективности; -демонстрировать методы и приемы развития и совершенствования профессионально важных психологических качеств субъектов управления; -развивать навыки делового и межличностного общения в условиях контакта разных управленческих культур; -разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в организации; -осуществлять исследовательскую проектную деятельность в области психологии управления, презентовать ее результаты; -реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; критически оценивать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии управления; -эффективно использовать знания по психологии управления для развития своего потенциала и коллектива. Курс дает знания основных направлений современного менеджмента. Раскрывает психологические требования в бизнес-технологиях и в управлении. Определяет психологические основы эффективности управленческой деятельности, связанной со взаимодействием с людьми. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины: Овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции на основе Общеевропейской уровневой системы для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении, а также для дальнейшего самообразования. В результате изучения дисциплины сформировать у студентов способности: - осуществлять коммуникацию на разнообразные общие и учебно-профессиональные темы; - говорить достаточно быстро и спонтанно без особых затруднений на повседневные и профессиональные темы; - понимать лекции и доклады на знакомую тематику; - понимать основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на изученные темы, касающиеся учебы, досуга и будущей профессии; - понимать тексты построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального характера; - писать эссе и доклады, аргументируя точки зрения. В рамках дисциплины рассматриваются следующие аспекты: аспекты, предназначенные для развития языковой личности обучающегося, способного осуществлять когнитивную и коммуникативную деятельность на иностранном языке в сферах межличностного, социального, профессионального, межкультурного общения в контексте реализации государственных программ трехьязычия и духовной модернизации национального сознания.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Законодательство в здравоохранении
    Кредитов: 5

    В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Республики Казахстан; 2. Квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности; 3. Защищать права человека на охрану здоровья, правильно оценивать доказательства по делам о правонарушениях в области охраны здоровья. Дисциплина раскрывает основные понятия о праве и правовых отношениях в процессе осуществления деятельности в области здравоохранения Республики Казахстан. В учебном модуле рассматриваются: Конституционные права граждан Республики Казахстан в области здравоохранения, основополагающие Законы РК, нормативные акты, регламентирующие право граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, правовые нормы в области здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, вопросы организации и предоставления лекарственной помощи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Биостатистика
    Кредитов: 6

    Цель: формирование знаний по по теории и применению статистического анализа в общественном здравоохранении. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Демонстрировать знания по статистическому анализу явлений общественного здоровья и способность выявлять закономерности и зависимости в изучаемых явлениях; 2. Использовать методы, алгоритмы и инструменты статистического анализа; 3. Разрабатывать дизайн исследовательского проекта по выбранной теме научного исследования в соответствии с этическими принципами и нормами проведения биомедицинских исследований; 4. Интерпретировать результаты и статистические данные, полученные в результате обработки, а также таблицы, рисунки и графики. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Методы проекции и прогнозирования риска для населения; конфаундинг (вмешивающиеся факторы) и меры по уменьшению этого явления при планировании научного исследования и при проведении статистического анализа; концепции статистической силы и выборки; техника расчета точечной оценки, оценки здоровья населения, интерпретацию данных аналитической статистики; рандомизированная выборка и принципы расчета выборки; концепции статистического распределения (норма и нормальное распределение), показатели центральной тенденции (средняя, мода, медиана), меры изменчивости (среднее квадратическое отклонение, интервалы доверия) статистической разницы; методы установления связи между переменными; основные меры ассоциации между воздействием и результатом (относительные риск, отношение шансов).

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Менеджмент
    Кредитов: 2

    По завершении курса магистранты должны быть способны: 1. Анализировать и оценивать систему управления рисками в организации здравоохранения, находящейся на любой стадии жизненного цикла; 2. Интерпретировать управленческие методы и средства повышения эффективности и качества обучения; 3. Применять теории логистического и операционного менеджмента в конкретных жизненных ситуациях в системе здравоохранения; 4. Применять приобретенные знания по системам здравоохранения, логистике и операционному менеджменту в реальных ситуациях изменений. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Менеджмент как вид деятельности. Функции менеджмента. Планирование в менеджменте. Организация как функция менеджмента. Методы управления. Мотивация как функция управления. Формулировка целей и принятие решений. Основные виды управленческого решения в здравоохранении. Процедура организации контроля и оценки результатов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Введение в общественное здравоохранение
    Кредитов: 5

    В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1. применять на практике знания, умения по решению проблем охраны здоровья населения и здравоохранения; 2. анализировать развития здравоохранения, условий и образа жизни населения, социально-гигиенических проблем; 3. планировать работу организации медицинской помощи населению и разработать новые организационные модели и технологий профилактики; 4.оказания медицинской помощи и реабилитации населения. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: теории и концепций развития здравоохранения, условия и образ жизни населения, социально-гигиенические проблемы; изучения и оценки состояние здоровья населения и тенденции его изменения, исследование демографических процессов, структур заболеваемости, физического развития, воздействия социальных, демографических факторов и факторов внешней среды на здоровье населения,организации медицинской помощи населению, разработка новых организационных моделей и технологий профилактики.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экономика здоровья
    Кредитов: 4

    Цель: овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области экономики здравоохранения, управления системой финансирования здравоохранения. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Анализировать проблемы экономики здравоохранения; 2. Собирать, обобщать и анализировать необходимую информацию по экономическим проблемам здравоохранения; 3. Применять современные методы хозяйствования в сфере здравоохранения; 4. Составлять экономические разделы планов медицинских организаций; 5. Использовать полученные теоретические знания и практические навыки для выработки эффективной экономической политики учреждений здравоохранения и принятия стратегических решений. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Макроэкономика и микроэкономика, экономические теории, экономика в здравоохранении, рыночная экономика в здравоохранении, финансирование здравоохранения, методы оплаты, система бизнес - планирование здравоохранения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Управление качеством медицинской помощи
    Кредитов: 5

    Цель: совершенствование новых теоретических знаний по основам практического внедрения в здравоохранение концепции непрерывного повышения качества, профессиональных умений и навыков, закрепление ключевых компетенций по применению основных характеристик качества медицинской помощи, а также освоение и внедрение новых подходов к управлению лечебно-диагностическим процессом, формирование навыков у специалиста здравоохранения, способного использовать в управленческой деятельности современные принципы управления качеством медицинских услуг, анализа и оценки качества работы медицинского персонала и учреждения в целом. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Использовать методологический и методический инструментарий различных наук, в том числе медицинских, социологических и общественных в разных видах своей профессиональной деятельности; 2. Интерпретировать обновленные стандарты аккредитации для медицинских организации, оказывающих стационарную помощь (3 пересмотра); 3. Составлять программу экспертного исследования по конкретным задачам здравоохранения; 4. Проводить экспертизу уровня качества диагностики, лечения и реабилитации в лечебнопрофилактических учреждениях в зависимости от ее профиля; 5. Проводить анализ динамики экспертиз; 6. Проводить целенаправленную работу по устранению недостатков в оказании медицинской помощи населению. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Основы законодательства о здравоохранении. Директивные и нормативные документы, определяющие деятельность органов и организации здравоохранения. Правовые вопросы в управлении качеством медицинской помощи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Эпидемиология и доказательные методы в здравоохранении
    Кредитов: 5

    В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Различать виды и дизайны исследований, иерархию научных данных по степени доказательности; 2. Владеть терминологией и инструментарием доказательной медицины, основными статистическими методами, используемыми в доказательной медицине; 3. Применять наиболее важные базы данных литературных источников с целью эффективного поиска, формулирование клинических вопросов, планирование профиля поиска, проведение эффективного поиска научно-доказательной медицинской информации, систематизирование эмпирической литературы 4. Критически оценивать научные публикации по стандартам доказательной медицины; 5. Использовать методы доказательной медицины при проведении научных исследований. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Клиническая эпидемиология - наука, позволяющая осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогнозов. Доказательная медицина – это технология сбора, анализа, обобщения и интерпретации медицинской информации, позволяющая принимать научно доказательные решения по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и организации здравоохранения.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методы принятия решений в управлении здравоохранением
    Кредитов: 5

    В результате изучения дисциплины докторант будет способен: 1. Объяснять процесс принятия решений в общественном здравоохранении; 2. Исследовать содержание и виды управленческих решений; 3. Обосновать основные подходы к принятию решений в здравоохранении; 4. Использовать методы принятия решений в практической деятельности; 5. Исследовать условия эффективности управленческих решений; 6. Проанализировать организацию и контроль управленческих решений в медицинских учреждениях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Введение в количественные методы принятия решений в управлении здравоохранением. Прогнозирование. Месторасположение и стратегическое планирование. Управление инвентарем. Измерение производительности. Управление персоналом

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Окружающая среда и здоровье
    Кредитов: 5

    Цель: формировать у магистрантов системное мышление, обеспечивающее комплексный подход к анализу проблем взаимодействия человека и окружающей среды. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Оценивать индивидуальное и популяционное здоровье; 2. Выявлять факторы риска окружающей среды для здоровья человека; 1. Связать выявленные заболевания и патологические состояния с действием тех или иных факторов окружающей среды, распознать их экологическую обусловленность. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Факторы риска окружающей среды для здоровья человека. Воздействие природных и антропогенных факторов на здоровье человека. Экологические и социально-психологические аспекты здоровья человека. Урбанизация и здоровье человека. Медико-экологические последствия катастроф. Эколого-медицинский мониторинг.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Применение оценки медицинских технологий в управлении организациями здравоохранения
    Кредитов: 5

    В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Осуществлять поиск и критический анализ информации о результатах применения различных технологий в здравоохранении; 2. Определять уровень убедительности доказательств эффективности, безопасности и экономической целесообразности медицинских технологий, полученных в исследованиях различного дизайна; 3. Планировать клинико-экономическое (фармакоэкономическое) исследование; 4. Интерпретировать результаты клинико-экономических (фармакоэкономических) исследований; 5. Использовать доказательства эффективности, безопасности и экономической целесообразности медицинских технологий для обоснования решений при планировании и организации работ в системе охраны здоровья населения; 6. Планировать мероприятия по использованию результатов оценки медицинских технологий в общественном здоровье и организации здравоохранения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Понятие об оценке медицинских технологий, как о важном компоненте политики в области здравоохранения, о цели и задачах стандартизации оценки медицинских технологий, порядке проведения и этапах оценки медицинских технологий, ознакомится с анализом исследований эффективности и безопасности медицинской технологии, анализом исследований экономической целесообразности медицинских технологий (клинико-экономический анализ), анализом дополнительной информации о медицинской технологии, социальными и этическими аспектами применения медицинских технологий, приобретет навыки написания отчета по оценке медицинских технологий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Укрепление здоровья
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – овладеть и сформиовать способности по оценке физиологического состояния здоровье населения. факторы риска и их последствия для здоровья, иммунологические методы. Укрепление здоровья и сохранение, устранение и профилактика факторов риска. .В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - Подготовить реферат по индивидуальным критериям здоровья, - Обосновать критерии физического здоровья - качество и количество, - демонстрировать методы оценки умственной усталости; - объяснить принципы и методы экспресс-диагностики здоровья; - составить алгоритм по укреплению и сохранению здоровья. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: физиологические нормы организма и его функциональное состояние; оценка факторов риска и их последствия для здоровья; устранение и профилактика факторов риска. Укрепление здоровья и его сохранение.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Основы биоэтики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомить основами биоэтики, правилами, приобретение и совершенствование компетенций знания и использования основных нормативных актов и соблюдение порядка проведения клинических исследований с позиции этических норм. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - обсуждать вопросы с пациентами и их родственниками, касаюшиеся их здоровья, - знать и соблюдать правила общения в медицинской среде. -освоить теоретические основы биомедицинской этики; -объяснять права и моральные обязательства врачей; права пациентов; -готовить документы в локальные этические комитеты, -обосновыватьв этических комиссиях безопасность для человека и животных проведение биомедицинских исследований -брать информированное согласие на лечение или участие в биомедицинских исследованиях, клинических испытаниях, -соблюдать правила взаимоотношений медицинских работников; -анализировать этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке и на животных; Смерть и умирание. Эвтаназия; -обсуждать моральные проблемы трансплантологии; -убеждать в необходимости медицинских вмешательств в репродукцию человека. -формулировать моральные проблемы медицинской генетики; -демонстрировать соблюдение этики в психиатрии и психотерапии; у больных со СПИД. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Биомедицинская этика является фундаментальной дисциплиной гуманитарного профиля, поскольку она имеет прямую и содержательную логическую и методическую связь со специальными медицинскими дисциплинами. Основу предмета составляет соблюдение правовых требований закона, реализация этических и деонтологических аспектов медицинской практики при общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослыми и родственниками.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Глобальное здоровье и системы общественного здравоохранения
    Кредитов: 5

    Цель: формирование у обучающихся дать знаний по вопросам: общественное здоровье и факторы, его определяющие; системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения; организационно-медицинские технологии; управленческие процессы, включая экономические, правовые, административные, организационные и др. внутриотраслевые и межсекторальные отношения, тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Выявлять и анализировать факторы, влияющие на здоровье 2. Оценивать вклад факторов, влияющие на здоровье в состояние общественного здоровья 3. Внедрять новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан 4. использовать знания по организации охраны здоровья населения, основных факторов риска, влияющих на здоровье и продолжительность жизни человека, их медико-социальной значимости, технологий медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни, общей эпидемиологии и медицины, основанной на доказательствах При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Определение здоровья. Процесс «здоровье-болезнь» и возможности вмешательства. Понятие общественного здоровья. Взаимоотношение индивидуального, группового и общественного здоровья. Факторы, влияющие на индивидуальное, групповое и общественное здоровье, их значение и взаимодействие.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Код ON1

    Демонстрировать навыки общения в коллективе; формулировать предпосылки развития лидерских качеств; разрабатывать личную стратегию, удачно подбирать себе спутников и единомышленников, вырабатывать путь к своему успеху.

  • Код ON2

    Оценивать и применять качественные и количественные методы исследования для анализа широкого спектра глобальных проблем в области здравоохранения.

  • Код ON3

    Оценивать эффективность общественного здравоохранения и клинических вмешательств с использованием эпидемиологических и статистических методов.

  • Код ON4

    Критически оценивать результаты наблюдательных и экспериментальных исследований, относящихся к исследованиям и практике общественного здравоохранения.

  • Код ON5

    Рассчитывать и интерпретировать показатели состояния здоровья и болезни, полученных в эпидемиологических исследованиях, исследованиях служб здравоохранения, исследованиях сравнительной эффективности и практики общественного здравоохранения.

  • Код ON6

    Разрабатывать и проводить достоверные и эффективные эпидемиологические расследования, включая когортные и контрольные исследования, относящиеся к общественному здравоохранению и клиническим применениям.

  • Код ON7

    Применять соответствующие биостатистические методы, использующие пакеты программного обеспечения для выполнения и интерпретации анализов данных.

  • Код ON8

    Разрабатывать и оценивать глобальные медико-санитарные мероприятия в различных обстоятельствах с различными целями.

  • Код ON9

    Содействовать укреплению здоровья населения путем оказания воздействия на социально-экономическую, физическую и культурную среду с помощью методов укрепления здоровья, включая санитарное просвещение.

  • Код ON10

    Систематизировать международные стандарты для написания научных статей, демонстрировать свои результаты на профессиональном научном уровне.

  • Код ON11

    Интегрировать междисциплинарные знания в практическую деятельность системы общественного здравоохранения, включая достижения научных исследований

  • Код ON12

    Демонстрировать независимое мышление и интерпретацию состояния общественного здравоохранения, в том числе аргументированно презентовать его специалистам в условиях научных дискуссий.