Действующая образовательная программа

8D05101 Биология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка междисциплинарного специалиста высшей квалификации в области биологии, способного трактовать основные принципы современного естествознания и биологии; обладать современной методологией научного поиска и навыками работы на научном современном экспериментальном оборудовании, а также систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений биологии с целью дальнейшего применения этих знаний при осуществлении диссертационного исследования; осуществлять самостоятельные научные исследования на основе корректных описаний объекта и предмета исследования, выбора методологии с проекцией на развитие перспективных инновационных направлений биофизики; давать оценку и определять значимость того или иного продукта своей и иной научной деятельности, аргументированно представлять и отстаивать собственное научное мнение на научных дискуссиях, используя их рабочий язык; к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D080 Биология
  • Направление подготовки 8D051 Биологические и смежные науки
  • Современные клеточные и молекулярные методы исследования
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является получение глубокого и всестороннего представления о современных клеточных и молекулярных методах исследования и областей их применения. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - системно понимать аспекты современного состояния и тенденции развития молекулярных и клеточных методов исследований в физиологии и область их применения. - использовать на практике методы создания рекомбинантной ДНК для генетического улучшения микроорганизмов, растений и животных для получения целевого продукта с заданными свойствами, а также использовать экспериментальные модели на молекулярном, клеточном и субклеточном уровне. - планировать и реализовывать проекты, непосредственно связанные с биологическими объектами на молекулярном уровне. - владеть навыками решения ситуационных задач, навыками анализа и демонстрация полученных данных, - критически анализировать, оценивать и сравнивать полученные результаты, а также модифицировать их с задачами работы. В дисциплины изучаются клеточные и молекулярные методы исследования, применение новых физических и химических методов; создание рекомбинантной ДНК, использование в качестве объектов исследования бактерий, вирусов и растений для повышения разрешающей способности и эффективности генетических работ, использование реакции гибридизации как чувствительного метода выявления определенных последовательностей в ДНК и РНК и генетической инженерии для создания гибридных молекул ДНК. Данная дисциплина обеспечивает знание и понимание современных представлений целей, методов, этапов применения методов генетической инженерии. Материал структурирован таким образом, что описание современных тенденций развития клеточно-молекулярных методов сопровождается описанием методов, их сущностью, конкретными примерами и областью применения в биотехнологии. Методы выделения и идентификации субклеточных структур клетки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Принципы общей теории функциональных систем
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование знаний об основах современных методов клеточной биологии: оптических методах исследования клеток, клеточных и надмолекулярных структур; основных направлениях и возможностях культивирования клеток вне организма; системных знаний для понимания процессов, протекающих в клетках и тканях в норме и при патологии. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать знания современных методов клеточной биологии и возможностей их практического использования. - системно понимать методы световой, темнопольной, фазово-контрастной, поляризационной, флуоресцентной, интерференционной и др. видов микроскопий; основы методов количественной цитохимии, количественных цитохимических реакций, принципы конфокальной микроскопии, атомно-силовой микроскопии, трансмиссионной и сканирующей электронной микроскопии, флуоресцентной имммуногистохимии; морфометрических методов; криоконсервации биологического материала; методов приготовления цитологических препаратов для исследования в световом, электронном, конфокальном и атомно-силовом микроскопе. - анализировать и выявлять структурные и функциональные изменения в клетках и тканях при микроскопировании исследуемых объектов; находить и анализировать современную научную литературу по современным методам клеточной биологии; выделять важнейшие проблемные вопросы и прогнозировать возможные их решения; критически оценивать возникающие риски. - уметь оценивать новые знания и достижения в методическом решении клеточной биологии, использовать полученные знания в практической деятельности. - Быть способным запланировать эксперимент и экспериментальным путем собрать материал для исследования конкретной проблемы, обработать его, описать основные результаты, обсудить в свете имеющихся литературных данных, презентовать их. В курсе дисциплины детально изучаются методы световой, конфокальной, атомно-силовой, трансмиссионной электронной, сканирующей электронной микроскопии, флуоресцентной имммуногистохими, количественной цитохимии, морфометрических методов, методы консервации биологического материала, принципы культивирования in vitro клеток растений и животных; основные компоненты питательных сред; типы культивируемых клеток; культуры клеток как альтернатива экспериментов на животных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Сравнительная экоморфология позвоночных животных
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: получение знаний об основных закономерностях анатомо-морфологических особенностей хордовых с точки зрения современной зоологий и экологии, теории эволюции и общей теории систем, об основных путях формирования анатомо-морфологических структур в различных группах хордовых, о научных и прикладных аспектах использования данной научной дисциплины. В результате изучения дисциплины докторант будет способен:  готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;  рассматривать законов формирования и развития систем органов в ходе эволюции;  выявлять адаптивных черт строения тела и систем органов у разных систематических и экологических групп хордовых;  способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов изучение общих принципов строения тела и систем органов хордовых. В курсе дисциплины знакомит докторантов с общими закономерностями анатомического строения, а также развития систем органов позвоночных животных, с их эволюционными преобразованиями, изменениями. Показывает единство анатомии позвоночных животных и эволюционную обусловленность различий в их системах органов с учетом особенностей процессов жизнедеятельности и адаптации к внешним условиям.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные проблемы экологии популяций
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование понятия об экологических сообществах и популяциях, о сложных взаимосвязях живых организмов с друг другом и с окружающей средой, об особенностях функционирования экосистем разного уровня. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - о природных популяциях как системе иерархий единиц существования вида в природе; - об основных типах структур популяций (пространственной, демографической, поведенческой, генетической) поддерживающих их целостность и устойчивость в пределах занимаемого ими объема среды; - о динамике численности природных популяций и факторах ее определяющих. - об экологической и эволюционной роли природных популяций как уникальных эколого-генетических единицах вида; - о типах природных сообществ и путях их выделения в ходе изучения различных систематических и пространственных форм организации биоты; При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: - введение в экологию популяций и сообществ; - статистические и динамические характеристики популяции; - гомеостаз популяции; - динамика популяции; - типы взаимоотношения популяций; - место популяции в биоценозе. экологическая ниша; - биосфера – глобальная экосистема Земли

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные проблемы сохранения биоразнообразия и устойчивого экономического развития общества
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление о фундаментальной роли сохранения биологического разнообразия для устойчивого использования природных ресурсов. В результате изучения дисциплины обучающиеся будут способны: - оценивать и всесторонне анализировать основные причины сокращения биоразнообразия антропогенного характера; - критически обсудить причины и дать прогнозы сокращения биоразнообразия природного характера; - делать прогнозы экологических последствий для биосферы флюктуаций и изменений природного характера и разнообразной деятельности человека; - обсуждать основные современные направления мониторинга, сохранения и восстановления естественных экосистем; - активно принимать участие в решении проблемы биоразнообразия живых организмов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: - основные причины сокращения биоразнообразия антропогенного характера; - основные причины сокращения биоразнообразия природного характера; - экологические последствия для биосферы флюктуаций и изменений природного характера и разнообразной деятельности человека; - основные современные направления изучения, мониторинга, сохранения и восстановления естественных экосистем;

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные методы клеточной биологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование знаний об основах современных методов клеточной биологии: оптических методах исследования клеток, клеточных и надмолекулярных структур; основных направлениях и возможностях культивирования клеток вне организма; системных знаний для понимания процессов, протекающих в клетках и тканях в норме и при патологии. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать знания современных методов клеточной биологии и возможностей их практического использования. - системно понимать методы световой, темнопольной, фазово-контрастной, поляризационной, флуоресцентной, интерференционной и др. видов микроскопий; основы методов количественной цитохимии, количественных цитохимических реакций, принципы конфокальной микроскопии, атомно-силовой микроскопии, трансмиссионной и сканирующей электронной микроскопии, флуоресцентной имммуногистохимии; морфометрических методов; криоконсервации биологического материала; методов приготовления цитологических препаратов для исследования в световом, электронном, конфокальном и атомно-силовом микроскопе. - анализировать и выявлять структурные и функциональные изменения в клетках и тканях при микроскопировании исследуемых объектов; находить и анализировать современную научную литературу по современным методам клеточной биологии; выделять важнейшие проблемные вопросы и прогнозировать возможные их решения; критически оценивать возникающие риски. - уметь оценивать новые знания и достижения в методическом решении клеточной биологии, использовать полученные знания в практической деятельности. - Быть способным запланировать эксперимент и экспериментальным путем собрать материал для исследования конкретной проблемы, обработать его, описать основные результаты, обсудить в свете имеющихся литературных данных, презентовать их. В курсе дисциплины детально изучаются методы световой, конфокальной, атомно-силовой, трансмиссионной электронной, сканирующей электронной микроскопии, флуоресцентной имммуногистохими, количественной цитохимии, морфометрических методов, методы консервации биологического материала, принципы культивирования in vitro клеток растений и животных; основные компоненты питательных сред; типы культивируемых клеток; культуры клеток как альтернатива экспериментов на животных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    В курсе дисциплины изучаются методы познания объективной действительности, представляющие собой определенную последовательность действий, приемов, операций, а также совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов с выведением обоснованных выводов и заключений.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Актуальные проблемы генетики растений
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование углубленных знаний и профессиональных компетенций по современным направлениям генетики растений. В результате изучения дисциплины докторанты будут способны : - понимать и объяснять особенности молекулярных механизмов передачи генетической информации у растений; молекулярные и цитологические основы наследственности; основы генетического, цитологического, популяционного и биометрического анализов; достижения современной генетики и их использование в науке и практике растениеводства. - применять на практике основные методы генетического анализа и проводить статистическую обработку результатов экспериментов. - анализировать и интерпретировать полученные результаты применительно к конкретной ситуации и использовать их в практической деятельности. - ставить и решать общие и частные задачи генетики растений; - обоснованно прогнозировать эффективность использования генетических подходов и оценивать эффективность использования молекулярно-генетических методов для решения конкретных задач. В дисциплине рассматриваются молекулярные подходы, используемые в генетических исследованиях растительных организмов. В рамках изучения курса докторанты ознакомятся с клеточными и генетическими технологиями для решения генетических проблем растений; биотехнологическими методами получения перспективного исходного материала; молекулярно-генетическими технологиями получения, оценки и анализа исходного материала; технологиями получения трансгенных растений, устойчивых к абиотическим и биотическим факторам; использованием маркер-вспомогательной селекции в генетических исследованиях; генетико-экологическими основами селекции растений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Метаболизм БАВ
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у студентов системы представлений о многообразии биологически активных соединений и их роли в метаболизме растений, животных и человека. В результате изучения дисциплины студенты будут способны : - понимать природу и строение биологически активных веществ; особенности метаболизма различных классов БАВ; перспективы использования БАВ, полученных биотехнологическими методами, основные метаболические пути БАВ. - владеть основными биотехнологическими методами, используемыми при производстве биологически активных веществ. - выполнять реальные научные задачи в научной лаборатории, профессионально описывать эксперименты в области компьютерного дизайна биологически активных веществ. - анализировать возможные биологические активности органических соединений на основе данных по их взаимодействию с известными терапевтическими мишенями. - предлагать возможные модификации структур органических соединений для повышения/понижения прочности комплекса белок-лиганд. В дисциплине рассматриваются вопросы классификации биологически активных веществ, особенности их строения и метаболизма. БАВ, полученные биотехнологическим путем, для решения важнейших задач: обеспечения населения продуктами питания, решения экологических проблем; утилизации отходов промышленности; для создания новых лекарственных препаратов для лечения опаснейших заболеваний и т.д. Получение БАВ биотехнологическими методами, с использованием микроорганизмов. Использование мутантных штаммов для синтеза БАВ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Актуальные проблемы генетики человека и животных
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование углубленных знаний по актуальным проблемам генетики человека и животных и профессиональные компетенции по клинической генетике, как важного раздела генетики человека, изучающего роль наследственных факторов в возникновении патологии человека. В результате изучения дисциплины докторанты будут способны : - демонстрировать знания клиники и генетики наследственных заболеваний; молекулярных, биохимических и цитологических основ генетических болезней; профилактике наследственной патологии; этических вопросах в медицинской генетике. - применять основные генетические методы в диагностике наследственной патологии, при анализе конкретных биологических и медицинских фактов и явлений, при разработке собственных научно-исследовательских работ, проектов. - составлять родословные для определения типа наследования заболевания; определения частоты проявления наследственной патологии на основе методов популяционной генетики путем решения генетических задач. - систематизировать и анализировать научно-медицинскую и биологическую информацию. - давать оценку и определять причины генетических заболеваний. В дисциплине рассматриваются современные достижения медицинской генетики в диагностике, лечении и профилактике наследственных заболеваний; молекулярные, биохимические и цитологические основы генетических болезней; классификация форм наследственной патологии; нозологические формы генных, хромосомных и мультифакторных (полигенных) болезней, наследственные энзимопатии; пренатальная диагностика наследственной патологии; основные генетические методы в диагностике наследственной патологии; принципы лечения наследственных заболеваний; профилактика наследственной патологии; этические вопросы в медицинской генетике, евгенические и дизгенические эффекты медицинской генетики. На практических занятиях докторанты получат навыки составления родословных для определения типа наследования заболевания; оценки влияния среды на проявления наследственных признаков на основе близнецового метода; определения частоты проявления наследственной патологии на основе методов популяционной генетики путем решения генетических задач.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Мониторинг популяции промысловых животных Казахстана
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование у докторантов представлений о закономерностях пространственной организации животного населения под влиянием факторов окружающей среды внутри- и межвидовых отношений, а также методах, подходах и результатах изучения животного мира Казахстана. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - планировать и реализовывать на практике самостоятельные научные исследования в области мониторинга популяции промысловых животных, а также оценить биоресурный потенциала различных территорий Казахстана; - самостоятельно планировать полевые и лабораторные исследования биологических объектов, уметь работать с основными приборами и оборудованием в области экологического мониторинга популяции животных и экспертизы биоресурсов; - применять общенаучные методы исследований и творчески применять их при проведении экологических изысканий; владеть методами полевых (экспедиционных, стационарных) и камеральных работ мониторинга животных; - определять по внешним признакам виды, биологическое состояние, пол, возраст и иные характеристики основных промысловых животных; - освоить стандарты проведения и нормативные документы в области экологического мониторинга животного мира Республики Казахстан; В курсе дисциплины рассматриваются разделы: влияния на живые организмы и их популяции абиотических факторов (света, тепла, воздуха, воды, почвы, рельефа); оценить роль биотических и биогенных факторов в развитии популяций живых организмов; изучение базовых принципов современного экологического мониторинга и экспертизы; изучение приёмов и методов наблюдений за абиогенными и биологическими компонентами окружающей природной среды; Мониторинг адаптаций живых организмов и их популяций на действие различных факторов экологической среды; формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе полученных знаний.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Интегративная зоология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: обобщить знания о животных; сформировать теоретическую базу для принятия адекватных решений в области устойчивого использования и сохранения разнообразия животных. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - - демонстрировать знания об особенностях энергетического и пластического обмена у животных; - -понимать основные теории классификации животных; - понимать причинно-следственные связи изменений уровня организации и среды обитания животных; - анализировать реакции животных на изменения окружающей среды; - - оценивать возможные результаты антропогенного воздействия на животных и планировать стратегию сохранения благоприятной для человека среды обитания При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: филогения и особенности животных; эволюция органов и их систем; коэволюция; теории систематики; роль в экосистемах и экосистемные услуги, получаемые от животных; место человека в биосфере.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные методы биологии развития
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для квалифицированного выполнения экспериментальных исследований в современной биологии развития. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать и обобщать знания в области биологии развития и возможности их практического использования. - проводить разностороннее изучение закономерностей и механизмов эмбрионального и постнатального развития. - ставить задачи исследований, имеющих значение для понимания ключевых вопросов индивидуального развития, ориентируясь при этом на наиболее актуальные проблемы и применяя сочетание классических и современных методов анализа. - планировать личный и проводимый в группе эксперимент в области биологии развития, а также реализовывать его на практике - грамотно интерпретировать результаты исследования и излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования в области биологии развития и аргументировать свою точку зрения во время дискуссии с коллегами на государственном и иностранном языках. В курсе дисциплины изучаются современные концепции фундаментальных проблем биологии развития, современные и новейшие технологии в биологии развития, достижения репродуктивной биомедицины, новейшие способы оптимизации методов ЭКО, ИКСИ и приемов доимплантационного культивирования ранних зародышей, этические проблемы в репродуктивной и в регенерационной биомедицине.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Стволовые клетки и клеточная терапия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у студентов-докторантов способность решать важнейшие проблемы клеточной биологии в области применения стволовых клеток в регенеративной медицине. В результате изучения дисциплины студенты будут способны : - продемонстрировать знания основныех положений теории стволовой клетки, природы и генезиса эмбриональных, мезенхимальных, нейральных, гемопоэтических стволовых клеток, роли стволовых клеток в регенерации и взаимоотношении с другими типами клеток. - понимать и аргументировать суть клеточной эволюции, репродукции и дифференцировки; механизмов внутриклеточной регуляции процессов дифференцировки; механизмов межклеточных взаимодействий; природы и генезиса эмбриональных и региональных стволовых клеток; возможности использования стволовых клеток в регенеративной медицине. - анализировать молекулярно-клеточные механизмы, лежащие в основе функций стволовых клеток; находить и анализировать современную научную литературу по происхождению стволовых клеток и их применению в регенеративной медицине, научным проблемам, рассматриваемым в данной дисциплине; выделять важнейшие проблемные вопросы и прогнозировать возможные пути их решения; критически оценивать имеющиеся научные сведения о методах и способах выделения стволовых клеток из разных источников, использования при лечении различных заболеваний. - Планировать и проводить эксперименты, собирать фактический материал для исследования проблем клеточной терапии, обрабатывать и описывать основные результаты. - Обобщать, интерпретировать и оценивать полученные результаты исследования по выделению, идентификации, культивированию и применению стволовых клеток в лечении заболеваний.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    В курсе дисциплины формируются прикладные способности у докторантов для успешной научно-исследовательской деятельности с возможностью самостоятельно извлекать, анализировать научную информацию из литературы, информационных баз, электронных источников. Также умение письменно представлять результаты научных исследований с построением и созданием академических текстов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Биофизика регуляторных процессов
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование представления о регуляторных механизмах, обеспечивающих функционирование органов и систем органов как в норме, так и в организме при действии на него экстремальных факторов. В результате изучения дисциплины студенты будут способны : 1. Описать молекулярные основы нервной и гормональной регуляции функций организма; 2. Объяснить специфику принципов функционирования организма; 3. Овладеть пониманием механизмов регуляции физиологических процессов на молекулярно-клеточном уровнях организации организма человека; 4. Обоснованть необходимость приемов управления (регулирования) функциями организма на основе представлений о процессах жизнедеятельности организма и их отдельных структурных элементов с позиции классической биофизики и системного анализа; 5. Провести исследование актуальное для экспериментального обоснования молекулярных основ физиологических функций. Курс знакомит с основными принципами регуляции физиологических функций в организме, наличие прямых и обратных связей, особенности нервной и гуморальной регуляции, рассматривается теория функциональных систем, теория Анохина, уровни обеспечения гомеостаза, механизмы адаптации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы современной биологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование углубленных профессиональных знаний об актуальных проблемах современной биологии; формирование целостных представлений о новейших достижениях науки в области теории эволюции, антропогенеза, микробиологии, ботаники, зоологии, физиологии, молекулярной биологии, генетики, биотехнологии и др. В результате изучения дисциплины студент будет способен: - демонстрировать знания актуальных вопросов происхождения жизни и эволюции; - демонстрировать знания закономерностей и особенностей биологических явлений, механизмов проявления биологических процессов; - систематизировать представления о новейших достижениях науки в области теории эволюции, антропогенеза; микробиологии, ботаники, зоологии, физиологии, молекулярной биологии, генетики, биотехнологии и др;. - критически анализировать результаты исследований в области физиологии растений, животных и человека, общей и молекулярной генетики, цитологии, биотехнологии и экологии и др. областях биологической науки; - обсуждать суть острых проблем в микробиологической, ботанической, зоологической и др. биологических наук. В курсе рассматриваются актуальные вопросы происхождения жизни и ее эволюции; острые проблемы микробиологической, ботанической и зоологической наук; физиологии растений, животных и человека; общей и молекулярной генетики; цитологии, биотехнологии и экологии. Также рассматриваются перспективы и пути решения современных проблем в биологии.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Растительность Казахстана и ее охрана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать представления, теоретические знания, практические умения и навыки по научным основам, методам и основным законам охрана растений Казахстана. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрировать понимание современное состояние эколого-биологических особенностей ценопопуляций редких и исчезающих видов растений и современных методов исследования в ботанике; - использовать современные методы изучения и восстановления природных экосистем казахстана. - анализировать с измерительной пространственной информацией о растительном покрове. - уметь оценивать новые знания и достижения в методическом решении по особо охраняемых территорий; - презентовать программу мониторинга для контроля окружающей среды на основе ботанических исследований. быть способным разрабатывать и реализовывать проекты по изучению охрана растений в фундаментальных и прикладных направлениях. В курсе рассматриваются результаты флористического анализа трех очень разных по своему существу и истории формирования типов растительности Казахстана и Средней Азии – их степей, песчаных пустынь и темнохвойных лесов, в том числе ценогенетической классификации последних. Государственные заповедники, национальные парки, ключевые ботанические территории и их роль в охране и сохранении биоразнообразия растительного мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Биоэнергетика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование у студентов углубленных знаний, направленных на изучение основных закономерностей трансформации энергии в живых системах. В результате изучения дисциплины бакалавр будет способен: 1. иметь представление о молекулярных основах превращения энергии в живых системах; 2. изучить механизмы формирования трансмембранных электрических потенциалов 3. знать принципах взаимодействия объектов биологической природы с внешними полями различной природы; 4. изучить механизмы регуляции энергообмена и приобретение навыков решения задач 5. способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов. Дисциплина направлена на изучение современных представлений о молекулярных основах превращения энергии в живых системах, механизмах формирования трансмембранных электрических потенциалов, принципах взаимодействия объектов биологической природы с внешними полями различной природы, механизмов регуляции энергообмена и приобретение навыков решения задач по биоэнергетике.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Физиология обмена веществ и энергии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: дать полное представление о процессах в обмена веществ и энергии и составляющих его частей в их единстве и взаимосвязи с окружающей средой. Задачи дисциплины: ознакомить с новыми достижениями физиологической науки и перспективами ее развития; дать докторантам фундаментальные знания по всем разделам физиологии обмена веществ и энергии, а также формировать у них физиологическое мышление, что позволит использовать ее достижения в практической деятельности. Краткое содержание: Курс рассматривает совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. В результате изучения дисциплины докторант должен владеть следующими компетенциями: Понимание механизмов регуляции обменных процессов обмена веществ в норме и при патологии, законы метаболизма живых систем. Знать возможные нарушение обмена веществ и энергии при патологических процессах. Владеть способностью к анализу и синтезу полученных знаний, уменим постановки и проведению физиологического эксперимента, а также способностью извлекать и анализировать информацию из литературных, базово-информационных, электронных источников. Уметь определять процессы и потребности организма в различных функциональных состояниях при воздействии факторов внешней среды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Биология стресса
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность использовать знания о стресс-реакциях клетки при оценке влияния факторов среды на живые организмы в практической деятельности. В результате изучения дисциплины докторанты будут способны : - объяснять механизмы влияния стрессоров и реакции на их действие на уровне гена, клетки; систем стресс-реакции клетки на состояние целого организма; - описывать клеточный стресс и стресс-реакции клетки; - прогнозировать последствия действия стрессовых факторов на различных уровнях организации живого; - анализировать стратегии ответа клетки на стресс и вызывающие его факторы наследуемости стереотипных форм адаптивного поведения; - оценивать стресс-реакцию клетки при действии факторов среды на живые организмы.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Реакция растений в условиях стресса
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать целостные представления о природе защитных реакциях растений при различных стрессовых нагрузках. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - - обсудить специфические и неспецифические реакции растений на стресс; - наблюдать и описать сезонные механизмы устойчивости растений к факторам стресса; - анализировать морфологические, структурные адаптации растений к различным формам абиотического стресса; - аргументированно интерпретировать реакции растений на биотический стресс; - моделировать физиологические адаптации растений к различным формам абиотического стресса; - - представить результаты исследований о природе защитных реакциях растений при различных стрессовых нагрузках в научные журналы и конференции При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: специфическая и неспецифическая реакция растений на стресс; сезонная устойчивость растений к факторам стресса; морфологические, структурные и физиологические адаптации растений к различным формам абиотического стресса; реакции растений на биотический стресс

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Дисперсионный анализ в биологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать навык использования дисперсионного анализа (ANOVA) в биологических исследованиях. В результате изучения дисциплины обучающийся будет способен: - планировать исследования для получения первичных данных, которые будут сведены в однофакторный и двухфакторный дисперсионный комплексы, модели дисперсионных комплексов; дисперсионный анализ качественных признаков; - вычислять силу влияния факторов, в которую положен основной закон аддитивности сумм квадратов; - применять методы дисперсионного анализа для обработки реальных числовых данных, учитывая границы применимости математической модели; - применять специализированные программные продукты для проведения вычислительных процедур дисперсионного анализа; - реализовывать процедуры дисперсионного анализа в рамках имеющихся средств обработки данных; При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: статистическое влияние одного или нескольких факторов на результативный признак; различные виды и модификации дисперсионного анализа, методы оценки силы влияния и достоверности влияний факторов; оценка разности частных средних и частных долей; прогнозирование развития признака при заданном комплексе условий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON6

    Реализовывать научные и научно-технические программы и проекты в областях пищевой, химической, медицинской промышленности, сельского хозяйства, биотехнологии (обновление ассортимента пищевых продуктов путем использования наноразработок; усовершенствование химической продукции; биотехнологических процессов;);

  • Код ON8

    Выступать в роли эксперта в области стандартизации и оптимизации научной и производственной продукции (фармакопея, стандарты образования, научные проекты и т.д.);

  • Код ON11

    Способствовать интеграции новых разработок биологии в различные отрасли промышленного производства, комплексное применение биохимических, микробиологических, антропофизиологических, кибернетических знаний для создания технологических линий производства и получения различных типов продуктов и приложений в медицинском, агротехнологическом и биотехнологическом прикладном направлении.

  • Код ON5

    Применять теоретико-методологические положения новых направлений в науке при анализе функционального состояния биологического объекта исследования, проводить самостоятельные исследования с проекцией на перспективные новые направления в биологии; аргументированно и обоснованно представлять научные результаты для обсуждения в научных дискуссиях и публикациях в рейтинговых журналах международных базах данных

  • Код ON10

    Привести в систему цифровую и компьютерную информацию с целью создания безопасного банка данных (мониторинг окружающей среды; коллекции микроорганизмов; оцифрованный гербарий; генофонд растений, животных, микроорганизмов, человека);

  • Код ON2

    Совершенствовать уровень преподавания биологических дисциплин путем широкого использования современных методов обработки и интерпретации научных данных с применением цифровых компьютерных технологий. Синтезировать и трансформировать биологические знания в процессе решения учебно-образовательных задач; разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по биологическим дисциплинам в вузах;

  • Код ON3

    Проводить критический анализ, оценку и синтез новых идей, проблем, подходов и тенденций в области биологии; критически оценивать результаты научных исследований, современные теории, проблемы и подходы, новые тенденции в исследовании функций живых организмов. Генерировать самостоятельные оригинальные подходы, новые идеи, гипотезы и пути их решения в области современной биологии в процессе участия в международных грантах

  • Код ON4

    Трактовать основные принципы современной биологии, применять их в практике, систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современной биологии с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций; внедрение полученных результатов инновационных достижений в производство (предпатенты, патенты, авторские свидетельства и акты внедрения

  • Код ON7

    Внедрять технологические достижения в областях биологии и биотехнологии в производство с целью создания новых перспективных биологических средств защиты растений и животных, медицинских препаратов, наноматериалов

  • Код ON9

    Проявлять способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов биологических исследований с, а также готовность и умения в организации работ по практическому использованию результатов собственных исследований

  • Код ON12

    Реализовывать творческую индивидуальность при самореализации и становлении профессиональной карьеры личности в современном обществе, профессиональной социализации личности, в проявлении конкурентноспособности на протяжении всей профессиональной карьеры; работать в коллективе, придерживаясь принципов биоэтики, быть четко ориентированным на достижение гармонии между био- и ноосферой человека.

  • Код ON1

    Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области биологии и методик преподавания общебиологических дисциплин в учреждениях системы образования (теоретико-методологических принципов биологии, понятийно-терминологического аппарата разделов биологических наук, актуальных биологических направлений в хронобиологии, медицине, биотехнологии, современных тенденций и подходов);

8D05101 Биология
Докторантура

Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова (КГУ им. Байтурсынова)

ГОП: D080 Биология

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский
8D05101 Биология
Докторантура

Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби)

ГОП: D080 Биология

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский, Казахский, Английский
8D05101 Биология
Докторантура

Торайгыров университет

ГОП: D080 Биология

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский, Казахский
8D05101 Биология
Докторантура

Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)

ГОП: D080 Биология

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский, Казахский
8D05101 Биология
Докторантура

Медицинский университет Астана (МУА)

ГОП: D080 Биология

Действующая образовательная программа | Языки обучения: Русский, Казахский
Top