Действующая образовательная программа

7M02306 Компьютерная лингвистика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на формирование квалифицированного конкурентоспособного специалиста в области компьютерной лингвистики на основе изучения специфических современных практических задач как собственно лингвистики, так и информационного поиска, машинного перевода, терминологии, лингводидактики, информационных проблем и других подобных изысканий, владеющего знаниями в области лингвистики, математики, информатики и являющегося конкурентоспособным специалистом в различных областях науки. Дополнительная программа направлена на формирование способностей: анализировать, синтезировать и верифицировать информацию в ходе профессиональной деятельности; осуществлять постановку и обоснование проектных задач; самостоятельно разрабатывать методический инструментарий для выполнения исследовательской и проектной деятельности в области компьютерной лингвистики.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M057 Лингвистика
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование коммуникативных компетенций для повседневного и профессионального общения на основе общепринятой международной уровневой системы. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Аннотирование и реферирование текста. Средства связи в научном тексте. Приемы, используемые при написании аннотации и реферата. Различия между аннотацией и рефератом. Чтение текстов профессиональной направленности. Письмо: составление кратких и развёрнутых аннотаций к прочитанным текстам и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научные постулаты общей лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность добывать знания по проблемам теории языка, истории языкознания и методам лингвистического анализа. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: закономерности развития лингвистики в общем процессе научного познания; основы эволюции лингвистических знаний; концептуально-терминологический аппарат научных парадигм общей лингвистики (дискурс-анализ, контент-анализ и др); принципы, постулаты и основных направлений (структурализм, постструктурализм); онтологические и эпистемологические основы и различные системы основных научных парадигм современной лингвистики и перспективы перехода к интегральной парадигме описания языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Введение в математику
    Кредитов: 5

    Цель – сформировать способность использовать математические методы при лингвистическом анализе, анализировать информационные запросы, синтезировать ответы, создавать и вести тезаурусы, создавать банки данных. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: язык математики, аксиоматический метод, математический анализ, вероятностные модели, математическая статистика, теория информации и кодирования, математическая логика, алгебра, геометрия и топология, математическая теория грамматик, математическая лингвистика.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение профессиональными компетенциями преподавателя для организации педагогической деятельности в организациях среднего и высшего образования с использованием методологических основ педагогики высшей школы, современных технологий анализа, планирования и организации обучения и воспитания. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Педагогическая наука и ее место в системе наук. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Типологическая лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность определять универсальные и уникальные типологические характеристики языков на всех уровнях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: место современного типологического языкознания среди других направлений сопоставления языков: сравнительно-исторического и ареального языкознания; теоретические положения и современные методы типологических исследований; типологическая характеристика четырех типов языков: флективного, агглютинативного, изолирующего и инкорпорирующего; сопоставление родственных и неродственных языков; анализ конкретного языкового материала методами типологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы и алгоритмы компьютерной лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность системно представлять практическую приложимость компьютерной лингвистики. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: методология и методы компьютерных исследований; базисные лингвистические знания, необходимыми для разработки программ автоматической обработки текста.; общие принципы компьютерного моделирования мышления,принципы автоматической обработки текста на разных уровнях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Структурная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность осуществлять лингвистический анализ на основе положений структурной лингвистики. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история структурной лингвистики, предмет и теоретические положения структурной лингвистики, школы структурализма: Пражский лингвистический кружок, Копенгагенский лингвистический кружок (Глоссематика), Американская школа структурной лингвистики (Дескриптивизм).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория прикладной лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность овладения основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом автоматической обработки лингвистических корпусов. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: прикладные аспекты современной лингвистики; терминоведение и терминография как направление прикладной лингвистики; теория языкового/речевого воздействия; теория и практика НЛП; квантитативная лингвистика; основные направления современной компьютерной лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Компьютерная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать информационные технологии, предназначенные для лингвистических исследований. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: использование компьютерных средств обработки языковых данных, реализуемых в компьютерных моделях, теория компьютерных знаний, искусственный интеллект и его применение в лингвистике, автоматический анализ естественного языка, машинный перевод и информационный поиск, голосовой ввод информации; создание обучающих и справочных языковых ресурсов, экспериментальные задачи в области теории языка; разработка любых функциональных приложений, опирающихся на языковые данные.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Проблемы понимания и порождения текста и речи
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность овладения знаниями об основных методологических принципах и технологиях понимания и порождения текста и речи, анализировать звучащую речь при помощи современных методов экспериментально-фонетического исследования звучащей речи. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: модели порождения речевого высказывания; порождение речи в разных коммуникативных условиях; понимание как декодирование языковых знаков; технологии обработки звучащей речи и текста; основные методы инструментального анализа текста и звучащей речи.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Гуманитарные науки в цифровую эпоху
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность определения актуальных проблем и методов гуманитарных наук; применения методов точных наук к различным областям гуманитарного знания. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: точные и количественные методы в филологии; типы комментария: разные комментаторские подходы к анализу текста; проблемы электронного представления текстов в интернет-среде: текстологические проблемы и количественные методы; социальные сети и их применение для описания структуры текста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: изучение истории возникновения и прогресса научных программ в контексте культуры и философии; структуры научного знания и динамики его развития; научной этики, специфики дисциплинарных и междисциплинарных исследований, стратегий научного поиска и научного исследования на современном этапе технических наук. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Предмет истории и философии науки. Мировоззренческие основания науки. Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения. Новоевропейская наука – классический этап развития науки. Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Структура и уровни научного познания. Наука как профессия. Идеалы и нормы науки и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Корпусная лингвистика и компьютерные инструменты
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность овладения основами и концепциями корпусной лингвистики, корпусных технологий, сформировать навыки работы с корпусами. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: понятие лингвистического корпуса; история корпусной лингвистики; предпосылки создания и возможности использования корпусов в лингвистических исследованиях, лексикографии, переводческой деятельности и в обучении иностранным языкам; типология корпусов; типы лингвистических корпусов и основания их выделения; языковой корпус как компьютерная база данных; разметка в корпусе и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины – сформировать способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе знаний психологии управления, менеджмента образования. Учебный курс формирует способность заниматься управленческой деятельностью в области образования. Дисциплина направлена на изучение психологических закономерностей управленческой деятельности, методов психологии управления. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: структура познавательных процессов. Типология личности, специфика характера. Межличностное и групповое общение. Сущность педагогики высшей школы. Профессиональная педагогическая деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Морфологическая обработка текстов и машинное обучение
    Кредитов: 5

    Цель – сформировать способность овладения задачами и методами машинного обучения, их использования для решения задач морфологической обработки текста. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: автоматическая обработка текста; этапы автоматической обработки текста; платформы обработки естественного языка; первичная обработка текста; автоматический морфологический анализ; автоматический синтаксический анализ; методы машинного обучения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Программирование (язык Python)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность применения языка Python для решения статистических задач компьютерной лингвистики, уметь проводить анализ и визуализацию результатов машинного обучения при помощи языка Python, устанавливать параметры для машинного обучения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: визуализация научных данных средствами языка Python; машинное обучение средствами языка Python; современные программистские инструменты компьютерной лингвистики; работа с инструментами для работы в команде (репозиторий, диспетчер задач, хранилище документации).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Лингвистические информационные ресурсы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность овладения знаниями об основных принципах лингвистического обеспечения информационных систем. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: язык как средство представления информации; знаковое представление информации; естественно-языковые интерфейсы; подходы к автоматизации процесса анализа слов и предложений; формальные методы описания искусственных языков; представление информации и языки обработки данных в информационных системах; моделирование лингвистического обеспечения информационных систем.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Основы программирования
    Кредитов: 5

    Цель – сформировать способность программирования на одном или более скриптовых языках программирования высокого уровня. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: основы функционального программирования (функция, побочный эффект, переменная, сопоставление с шаблоном, система типов Хинлей-Милнер, классы типов); основные понятия машинного обучения (точка данных, вектор свойств, обучающая выборка, тестовая выборка, кросс-валидация); лингвистические алгоритмы в функциональном стиле; статистические методы средствами языка Python.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Общая и компьютерная лексикография
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность составления словарей; описывать связи лексикографии с другими областями лингвистики; овладения теоретическими вопросами общей и компьютерной лексикографии. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: этапы развития практической и теоретической лексикографии; типология словарей; типологические параметры словаря; современные классификации словарей; типовая структура словарей специальной лексики; терминография.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Семантика и прагматика языка
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность определения семантических и прагматических особенностей функционирования языковых единиц в тексте. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: двойственность предмета семантики; две концепции семантики: узкая и широкая. сильная и слабая семантика; понятие «речевой акт»; речевая компетенция; функции речевого акта (иллокутивные силы), иллокутивные цели; классификация речевых актов в зависимости от иллокутивных целей; основания для классификации речевых актов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Формальные модели в лингвистике
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность овладения формальными подходами к синтаксической структуре языка и её семантической интерпретации. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: знакомство с многообразием формальных подходов к синтаксической структуре языка и её семантической интерпретации, а также историей их возникновения описание и моделирование фонетической, грамматической, семантической структуры текста документов, в частности построение формальных моделей текстовых данных.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON5

    ON5 Интегрировать полученные научные знания в практику образовательного процесса, применять современные программные и аппаратные комплексы для решения задач в области человеко-машинного взаимодействия: проектирования и разработки комплексных информационных систем.

  • Код ON11

    ON11 Вносить собственный оригинальный вклад в развитие сферы компьютерной лингвистики, компьютерных и информационных технологий и систем: подготовить на основе результатов выполненных исследований публикации, научно-технические отчеты, отзывы. Анализировать информацию из различных источников, в глобальных компьютерных сетях. Использовать в своих профессиональных целях данные смежных наук: статистической лингвистики, квантитативной лингвистики, прикладной лингвистики, социо- и психолингвистики, теории и практики перевода. Формулировать и преподносить информацию, идею, проблему и решения в области проектирования и разработки информационных систем специалистам и неспециалистам в устной и письменной форме на родном и иностранном языках.

  • Код ON3

    ON3 Применять компьютерные технологии в лингвистике и образовании; анализировать хранилища данных, языки и платформы программирования, технологии машинного обучения для обработки естественных языков.

  • Код ON6

    ON6 Критически оценивать новейшие достижения теории и практики и определять специфику применения в области информационных технологий, компьютерных обучающих программ, информационно-поисковых систем, дистанционного образования, гипертекстовых технологий и другое; разработки информационных систем.

  • Код ON10

    ON10 Вести научно-педагогическую деятельность, участвовать в разработке образовательных и методических материалов для преподавания дисциплин по направлению специальности «Компьютерная лингвистика».

  • Код ON4

    ON4 С позиции современного подхода критически анализировать функционирующие научные концепции и теории в области взаимодействия «человек-компьютер» для определения объекта и предмета самостоятельного исследования; разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований и технического развития в области проектирования и разработки интеллектуальных информационных систем.

  • Код ON2

    ON2 Выбирать методологии и технологии для решения возникающих задач математического моделирования, проектирования приложений информационных систем, управления сетями и информационной безопасностью.

  • Код ON8

    ON8 Выбирать компьютерные технологии, необходимые для осуществления самостоятельного лингвистического исследования. Анализировать бизнес-процессы организации для их эффективного реинжиниринга путем выявления направлений движения потоков информации.

  • Код ON1

    ON1 Демонстрировать глубокие знания по методологическим основам современного состояния и тенденций развития научного познания в области лингвистики, компьютерной лингвистики, информационных систем: знание методов искусственного интеллекта, обработки больших объемов данных, обработки естественных языков, методов поддержки принятия решений, бизнес-аналитики, основ планирования в контексте научных исследований.

  • Код ON12

    ON12 Компетентно представлять результаты самостоятельного научного исследования в форме презентации, докладов, статьи и диссертации. Способен к аналитическому мышлению, логике, сопоставлению и анализу, к научным обоснованиям и творческому решению проблем в области лингвистической науки. Владеть приемами синтеза и способами личного самовыражения и саморазвития. Продолжать обучение самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень. Интегрировать знания и формулировать суждения на основе неполной или ограниченной информации о лингвистических и информационных процессах организации, спрогнозировать будущий масштаб использования информационных технологий, связанных с изменением объема обрабатываемой информации.

  • Код ON7

    ON7 Осуществлять и принимать решения в организации и управлении экспертной работы в области компьютерных технологий и лингводидактики.

  • Код ON9

    ON9 Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. Применять методы математического моделирования и оптимизации с целью повышения эффективности функционирования информационных систем.

Top