Действующая образовательная программа

8D02207 Музейное дело и охрана памятников в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка докторантов к осуществлению научно-исследовательской деятельности в музее и организациях, занимающихся проблемами охраны памятников, в том числе международных; систематизации и интерпретации научных теорий и концепций в области современной музеологии; управлению учреждениями культуры и осуществлению маркетинговой деятельности; а также проведению экспертной оценки памятников истории и культуры; осуществление, выбора методологии с проекцией на развитие перспективных новых направлений музееведческой науки. А так же отвечает потребностям отрасли культуры в кадрах, имеющих базовую подготовку и пониманию устойчивой тенденции включения современных музеев в решение широкого спектра социальных проблем.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D053 История и археология
  • Направление подготовки 8D022 Гуманитарные науки
  • Естественнонаучные методы в изучении древних памятников
    Кредитов: 5

    Целью курса является формирование представления и применения естественнонаучных методов исследований при изучении древних памятников. При изучении дисциплины ожидаются следующие результаты обучения: - предоставление базовой информации по основным направлениям естественных наук, имеющим прямое отношение к музеологии; - характеристика возможностей и ограничений аналитических методов, применяющихся в музеологии; - знакомство с правилами отбора образцов на различные виды естественнонаучных анализов; - иллюстрация естественнонаучных методов исследований на конкретных примерах. Дисциплина является важным элементом базовой части подготовки специалистов в области музейного дела и охраны памятников. Изучение дисциплины базируется на информации по естественнонаучным методам, имеющим отношение к музеологии; выполняет методическую функцию как эффективное средство осуществления научных исследований во всех областях музееведения и охраны памятников.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины сформировать у докторантов навыки написания научно-исследовательских, критических текстов, структурированного изложения собственных идей; умения создавать научные и научно-информационные тексты различных видов с учетом специфики археологии, этнологии, музееведения и памятниковедения.В ходе изучения дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: научная литература, и ее поиск, подготовка разделов исследования, подготовка презентации по теме исследования, поиск материалов и ресурсов, основной и дополнительной литературы, умение выражать идеи в письменном виде и аргументировать их, приемы структурирования академических работ; оформления ссылок и библиографии на профессиональном и иностранном языках. Дисциплина является важным элементом базовой части подготовки докторантов, строится на межпредметных связях, предназачена для изложения научной информации в журналах с показателями Q1, Q2, Q3, Q4, а также с в журналах высокими уровня импакт-фактор или JCR цитируемости.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория и история культуры
    Кредитов: 5

    Целью изучения дисциплины является формирование у докторантов представления об основных особенностях культурологи как науки, ее истории и теоретических аспектах. В результате освоения дисциплины докторант должен будет: - интерпретировать процессы функционирования духовной культуры в обществе, тенденций социокультурного развития различных социальных групп общества и институтов культуры; - обсуждать системы ценностей различных культур, процесс формирования культурного наследия, традиций, норм; - анализировать этапы и особенности развития мировой и отечественной культуры; - применять образцы схем действия, ориентиры общечеловеческого и мировоззренческого характера, сформулированные в культурологическом знании, в соответствии с определенной картиной мира; - аналитически оценивать аксиологическую модель культуры, ориентироваться в динамике и иерархии ценностей. Курс даст обучающимся новое представление о мировой культуре, что окажет влияние на формирование нового уровня сознания. Дисциплина нацелена на широкую подготовку специалистов для инновационной деятельности в различных сферах материального и духовного производства путем формирования у них новых знаний, умений и опыта не только в своей профессиональной области, но также и в междисциплинарных областях – исторической, языковой, психологической, правовой, культурологической и других.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Управление объектами культурного и природного наследия
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование у обучающихся навыков менеджмента объектов историко-культурного и природного наследия. В результате освоения дисциплины обучающися должен будет: - продемонстрировать умение управлять культурными учреждениями различного типа; - организовывать рекламные и PR-кампании объектов культурного и природного наследия; - классифицировать историко-культурные и природные объекты; - работать во всех типах музейных и памятникоохранных учреждений; - оценивать эффективность деятельности культурных учреждений. В рамках данной дисциплины будут рассмотрены методы менеджмента памятников историко-культурного и природного наследия, особенности их управленческой структуры, способы сделать их работу более эффективной. Докторанты приобретут практические навыки в маркетинге культурных организаций и их популяризации среди широкой общественности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы музеефикации и сохранения памятников нематериальной культуры
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование у докторантов представление о принципах, методах и особенностях музеефикации, сохранения и использования объектов нематериального культурного наследия. В ходе изучения дисциплины учащиеся познакомятся с деятельностью ЮНЕСКО в сфере сохранения нематериального культурного наследия, особенностями и механизмами сохранения традиционной культуры; научными основами музеефикации нематериального наследия; принципами его классификации, а также методами актуализации

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные исследования
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование представления о междисциплинарном характере музеологии и памятниковедения, а также стоящих перед ними теоретических проблем. В результате освоения дисциплины докторант должен будет: - описывать роль междисциплинарных исследований в решении основных задач современной музеологии; - интерпретировать особенности музеологии, как сферы междисциплинарного научного знания; - анализировать теоретические вопросы, возникающие в ходе реализации междисциплинарных научных исследований; - сопоставлять теоретические проблемы гуманитарного знания; - оценивать современные проблемы, стоящие перед гуманитарной областью познания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Источниковедение и историография истории музейного дела
    Кредитов: 5

    Целью преподавания дисциплины является формирование устойчивых знаний об источниковедении и историографии исторической музеологии, как интегрирующей дисциплине в системе музеологического знания, изучающей исторические источники, историю, теорию и методы извлечения заложенной в них информации, а также принципов и методов историографического познания истории музейного дела. В результате освоения дисциплины докторант должен будет: - описывать историю возникновения музеологии; историю научных исследований в области музеологии; - определять объектную и предметную область дисциплины; - применять основные методологические подходы в изучении музейных источников; - анализировать источник исторической информации (время, условия создания, цели создания источника, авторство); - критиковать различные точки зрения авторов научных публикаций. Данная дисциплина включает изучение процесса накопления источников и их использования в исторической музеологии, изучение основных этапов в развитии исторического знания, систематизированный анализ важнейших методологических концепций, знакомство с основными школами и направлениями в музеологии и исторической науке и характеристику трудов их крупнейших представителей. Знакомство с историографией позволит обучающемуся ориентироваться в том объеме исторического знания, который накоплен в музеологии к настоящему времени, знать основные тенденции истории, развития и опыта изучения и пропаганды музеев и музейных коллекций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Целью дисциплины является формирование у докторантов навыков использования методов и методик научного исследования в сфере археологии, этнологии, музеологии, памятниковедении. Дисциплина является важным элементом базовой части подготовки специалистов в области археологии, этнологии, музеологии, памятниковедении. Изучение дисциплины базируется на сумме знаний, полученных в ходе изучения философии, социологии, психологии, культурологи, искусствоведения. Дисциплина выполняет методологическую и методическую функции по отношению ко всем дисциплинам образовательной программы как эффективное средство осуществления научных исследований во всех областях археологии, этнологии, музеологии, памятниковедении.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON4

    Проводить методологию музееведения обеспечивающую обработку в процессе музейного документирования и музейной коммуникации, ориентированную на практическую деятельность в музее; осуществлять исследование концептуальных моделей функций музея через понятия: научно-исследовательское и образовательное учреждение, коммуникативная система, культурная форма; Проводить научные музееведческие исследования на основе современных достижений культуры, изучающей музейные предметы, их социальные свойства, отношения, а также музейные процессы в их исторической динамике;

  • Код ON6

    Разрабатывать приоритеты и принципы музейной политики для создания концепций развития музейных учреждений и общественных направлений музейной деятельности на основе коммуникационного подхода и новых тенденциий в деле музейного экспонирования; Организовывать и проводить научно-исследовательские экспедиции по сбору музееведческих материалов на территории РК; интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по проблемам музеологии, для анализа современных исследовательских подходов;

  • Код ON11

    Организовывать и планировать направления научной работы исходя из поставленных целей, задач и профиля музейного учреждения; Применять научные критерии, принципы в исследовательской деятельности, презентовать научные изыскания на различных конференциях, реализовывать программы междисциплинарных исследований в контексте сохранения, изучения и популяризации историко-культурного наследия. делать заключения по научным проектам и отчетам по проведенным исследованиям;

  • Код ON3

    Разрабатывать формы и методы культурно-образовательной деятельности, научную концепцию комплектования, критерии отбора материалов в фондовое собрание с целью документирования естественно-исторического (природного), исторического процессов в регионе; владеть методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере музееведения, музейного дела и культуры; применять теоретические основы и методы музеологического и памятниковедческого исследования при подготовке профилирующих кадров. осуществлять образовательную деятельность по программ музееведческого образования и музейной работе; создавать и формировать аудио и видеоматериалы для научных и образовательных целей;

  • Код ON8

    Создавать научную концепцию фондовой работы, дающей системное представление о деятельности музея по учету, хранению, научной обработке, консервации и реставрации музейных фондов; разрабатывать научные прогнозы и проводить экспертизы по проблемам культуры, архитектурным и историческим памятникам, материалам археологии и этнологии; критически оценивать результаты научных исследований; анализировать современные проблемы, подходы, новые тенденции в музееведческой науке

  • Код ON10

    Составлять аргументированные экспертные заключения (интерпретации) по аутентичности, атрибуции, идентификации, уникальности культурных ценностей. На основе междцисциплинарных исследований и целостного системного научного мировоззрения;

  • Код ON7

    Создавать маркетинговые модели музеев, используя сложившийся опыт работы с посетителями, позволяющими достаточно достоверно определить интересы и потребности потенциальной аудитории и обосновать пути их удовлетворения; создавать маркетинговые модели музеев, используя современные технологии научной коммуникации применяя разносторонний опыт работы с посетителями, определяя интересы и потребности потенциальной аудитории и пути их удовлетворения;

  • Код ON9

    Разрабатывать концепция музейного менеджмента на основе стратегии макро- и микрросегиментации.Разрабатывать перспективные планы развития, систему фандрайзинга музейных и культурных учреждений, оценивать финансовые ресурсы и применять PR технологии; разрабатывать концепцию музейного менеджмента на основе стратегии макро- и микрросегиментации, перспективные планы развития, систему фандрайзинга музейных и культурных учреждений, оценивать финансовые ресурсы. применять PR технологии, разработка и распространение виртуальных экскурсий с использованием современных информационных технологий;

  • Код ON12

    Разрабатывать концепции цифролизации музейных предметов, историко-культурных памятников и способы их презентации на виртуальных площадках: мобильных приложениях, 3D сервисах для показа моделей и виртуальном пространстве музея. применять цифровой маркетинг в музейных и культурных учреждениях; разрабатывать концепции искусственного интеллекта, цифровизации музейных предметов, историко-культурных памятников, способы их презентации на виртуальных площадках: мобильных приложениях, 3D сервисах для показа моделей и виртуальном пространстве музея. применять цифровой маркетинг в музейных и культурных учреждениях, распространять компьютеризированную систему, представляющую круглосуточный доступ к информации;

  • Код ON2

    Анализировать специфику сохранения и освоения культурного и природного наследия в исторически конкретные периоды, в том числе и в современной ситуации; презентовать проекты по проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия;

  • Код ON1

    Проводить занятия по специальным дисциплинам музееведения на основе студентцентрированного подхода и используя цифровые технологии и интерактивные методы; разрабатывать учебные курсы, дисциплины (модули) в преподавательской деятельности, проводить отдельные виды учебных занятий по программам высшего образования и дополнительным программам переподготовки используя цифровые технологии и интерактивные методы;

  • Код ON5

    Организовывать сотрудничество и совместную деятельность, взаимодействовать и работать в команде; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; организовывать сотрудничество и совместную деятельность в научном сообществе, применять информационно-коммуникационные технологии, взаимодействовать и работать в команде; формировать и развивать профессиональную компетентность; соблюдать этические нормы взаимодействия в научном сообществе, проявлять инициативу в коллективе, брать ответственность за свои решения в рамках профессиональных компетенций, разрешать проблемные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

Top