Действующая образовательная программа

7M05207 Метеорология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных специалистов в области метеорологии с высоким уровнем профессиональной культуры, способного: - интерпретировать и обобщать современные проблемы в области метеорологии; - самостоятельно осуществлять научные исследования; - интерпретировать результаты собственного научного исследования и докладывать их на конференциях и семинарах разного уровня; - осуществлять образовательный процесс на основе классических и инновационных методов преподавания; - выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M086 Метеорология
  • Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины формирование у магистрантов углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1) определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; 2) систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; 3) выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности; 4) критически оценивать современные научные достижения и ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска; 5) сформулировать и грамотно аргументировать собственную этическую позицию по отношению к актуальным проблемам современного этапа развития науки. Назначение дисциплины. Дисциплина «История и философия науки» направлена, на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых мировоззренческих понятий При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Особенности общей циркуляции атмосферы и долгосрочные прогнозы погоды
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать закономерности общей циркуляции атмосферы (ОЦА). Дисциплина направлена на изучение: закономерностей общей циркуляции атмосферы; использования космических, геофизических факторов и данных о состоянии подстилающей поверхности при анализе ОЦА; использования характеристик ОЦА в современных схемах долгосрочных прогнозов погоды (ДМП) и колебаний климата; усовершенствование методов ДМП.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория общей циркуляции атмосферы и климата
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность объяснять ряд важных физических закономерностей формирования и структуры общей циркуляции атмосферы (ОЦА) и климата. Дисциплина направлена на изучение: волновых и вихревых движений в атмосфере, современного состояния теории формирования ОЦА и климата Земли; глобального взаимодействия атмосферы и океана; теплобалансовых моделей климата, численных моделей ОЦА и климата.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Глобальный мониторинг атмосферы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность описывать теоретические основы глобального мониторинга атмосферы. Дисциплина направлена на изучение: цели и задачи глобального мониторинга качества атмосферы; место и роль мониторинга атмосферного воздуха в системе глобального и государственного экологического мониторинга; построения сложных систем управления качеством атмосферного воздуха на различных уровнях; организации государственного экологического мониторинга.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Дополнительные главы параметризации физических процессов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность разрабатывать методологию и анализировать результаты численных экспериментов. Дисциплина направлена на изучение методов: математического описания фундаментальных законов, численного решения уравнений в частных производных, параметризации процессов подсеточного масштаба, решения систем алгебраических уравнений; интерпретировать результаты расчетов и грамотное применение полученных выводов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований в метеорологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать систему базовых знаний и навыков для организации и проведения научных исследований. Дисциплина направлена на изучение: отечественного и зарубежного опыты проведения исследований; принципов и закономерностей организации и проведение научных исследований, конференции, семинаров, круглых столов; рекомендаций по подготовке и написанию научных докладов, статьей, эссе, магистерских диссертации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Глобальные и региональные проблемы метеорологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление об особенностях протекания метеорологических процессов над Казахстаном, как отклик и следствие процессов, протекающих над Северным полушарием. Дисциплина направлена на изучение: оценки современного состояния метеорологической науки Казахстана, передовых стран Запада и СНГ; метеоролгических процессов масштаба меньше синоптического; антропогенного воздействия на атмосферу и климат, гидросферу и водные ресурсы.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, ознакомление будущих преподавателей с общей проблематикой, методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными технологиями анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативными технологиями субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: - овладеть основами профессионально-педагогической культуры и компетентности преподавателя высшей школы; - перечислять тенденции развития современного высшего профессионального образования, параметры методологического аппарата и уровни методологии педагогики высшей школы; - описывать современные дидактические принципы и технологии анализа, планирования и организации обучения и воспитания; - анализировать развитие системы высшего профессионального образования в Казахстане; - проектировать TLA-стратегии образования, задания для самостоятельной работы студентов в вузе в условиях кредитной системы обучения; - мотивировать обучающихся и оценивать коммуникативные технологии взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза, - структурировать содержание высшего профессионального образования; - оценивать компетенции согласно таксономии Блума; - применять традиционные и инновационные методы и формы организации обучения и воспитания, новые образовательные технологии.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины – сформировать способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе знаний психологии управления, менеджмента образования. Учебный курс формирует способность заниматься управленческой деятельностью в области образования. Дисциплина направлена на изучение психологических закономерностей управленческой деятельности, методов психологии управления. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: структура познавательных процессов. Типология личности, специфика характера. Межличностное и групповое общение. Сущность педагогики высшей школы. Профессиональная педагогическая деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Специальные главы статистического анализа атмосферных процессов и полей
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать комплекс знаний о статистических методах анализа случайных процессов и полей; практические навыки применения современного статистического аппарата в метеорологии. Дисциплина направлена на изучение: техники расчета и интерпретации основных статистических характеристик, практические приемы использования аппарата парной и множественной линейной корреляции, методы анализа случайных процессов и способы их применения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование коммуникативных компетенций для повседневного и профессионального общения на основе общепринятой международной уровневой системы. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. анализировать иностранную научно-техническую литературу с целью переработки информации и успешной коммуникации для личностного развития в профессиональной деятельности; 2. применять знания иностранного языка как средство делового общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; 3. проводить различные типы занятий для традиционных и дистанционных форм обучения с применением современных интерактивных методов и форм обучения на казахском, русском и английском языках; 4. самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке, иноязычными информационными ресурсами и современными компьютерными переводческими программами; 5. развивать устную и письменную речь, оформлять результаты исследований в виде научных статей, докладов и презентаций для выступлений на международных конференциях. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Аннотирование и реферирование текста. Средства связи в научном тексте. Приемы, используемые при написании аннотации и реферата. Различия между аннотацией и рефератом. Чтение текстов профессиональной направленности. Письмо: составление кратких и развёрнутых аннотаций к прочитанным текстам. Академическое чтение. Научный текст. Особенности перевода научного текста. Типы научных текстов, их структура, параграфирование, разделение на абзацы. Обсуждение доклада на научной конференции. Понятие адекватности перевода. Реферативное изложение аутентичной статьи по теме исследования. Академическое письмо. Правила оформления письменных работ. Анализ научной статьи. Основные принципы построения научного (академического) текста. Цитирование, составление библиографии. Изучение публикаций, тезисов международных конференций. Основные правила подготовки научного доклада и презентации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современные статистические методы в метеорологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность к пониманию и применению методов и приемы современной обработки результатов наблюдений. Дисциплина направлена на изучение: основных закономерностей распределения случайных величин; теории и методологии статистической обработки метеорологической информации и современное ее представление; имеющихся статистических моделей для прогнозирования характеристик погоды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Прогноз стихийных бедствий
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность описывать опасные явления природы и оценивать вероятность их возникновения. Дисциплина направлена на изучение: классификационных признаков природных катастроф; показателей пространственно-временных масштабов стихийных явлений; показателей разрушительной силы опасных явлений природы; методов прогнозирования опасных явлений природы для обеспечения безопасности жизнедеятельности людей; оценки уязвимости населения от природных явлений.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экологические проблемы Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность выстраивать стратегии принятия решений и разрешения экологических проблем. Дисциплина направлена на изучение: экологических проблем Казахстана; методов экономической оценки природных ресурсов; оптимальных условий устойчивого развития эколого-экономических систем; эффективного использования нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды для обеспечения экологической безопасности предприятия.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Структура цикло- и антициклогенеза в Северном полушарии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность описывать возникновении и эволюцию синоптических объектов, преобразование и перенос энергии в атмосфере. Дисциплина направлена на изучение: закономерностей преобразования энергии в крупномасштабных течениях атмосферы; структуры и динамики процессов цикло- и антициклогенеза в Северном полушарии; сезонной перестройки термобарического поля тропосферы и стратосферы; флуктуации глобальной циркуляции атмосферы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Моделирование геоинформационных систем в метеорологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать современные способы и модели геоинформационных систем и их применение в метеорологии. Дисциплина направлена на изучение: современной теории геоинформационных технологий, способов организации ГИС; методики моделирования в рамках ГИС; современных программных продуктов ГИС типа MapInfo, ArcGIS и способы эффективного их использования в метеорологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Глобальный климат и его изменения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать условия, обуславливающие изменение климата на современном этапе. Дисциплина направлена на изучение: проявлений глобального изменения климата в регионах и возможные его последствия; связи изменений климата с природным и антропогенным влиянием на климатическую систему; будущего изменения климата согласно перспективным оценкам.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Динамико-стохастическое моделирование в метеорологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность использовать современные методы и приемы динамико-стохастического моделирования в метеорологии. Дисциплина направлена на изучение: методов и приёмов современной обработки результатов наблюдений; непараметрических методов анализа статистической информации; обобщённых показателей метеорологических полей для использования в динамико-стохастических моделях прогноза погоды; возможности статистических моделей для прогнозирования специфических характеристик погоды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Физика верхних слоев атмосферы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать физические процессы, протекающие в верхних слоях атмосферы. Дисциплина направлена на изучение: природы стратосферных потеплений; весенней перестройки циркуляции в стратосфере и влияния динамических процессов тропосферы на сроки перестройки; роли внезапных стратосферных потеплений в формировании погоды на континенте.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Циркуляционные системы атмосферы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность описывать циркуляционные системы атмосферы и оценивать современные экстремальные погодные явления. Дисциплина направлена на изучение: роли циркуляционных процессов в формировании погоды и климата; цикло – антициклогенза в различных районах Северного полушария; индексы колебания и их роль в формировании экстремальных погодных явлений; численных моделей общей циркуляции атмосферы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теоретические и прикладные аспекты моделирования геоинформационных систем в метеорологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать системное представление о теоретических и прикладных задачах моделирования в метеорологии с применением ГИС технологий и практические навыки моделирования. Дисциплина направлена на изучение: программных продуктов ArcGIS и MapInfo, позволяющих реализовать, отлаживать и запускать все виды изученных алгоритмов; моделирования различных синоптических ситуации, приводящие к развитию опасных метеорологических явлений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    ON1. объяснять современные изменения климата на территории Казахстана;

  • Код ON9

    ON9. использовать современные методы долгосрочного прогноза погоды и климата;

  • Код ON3

    ON3. разрабатывать методические рекомендации по проверке климатической однородности метеорологических рядов на основе программного обеспечения ВМО;

  • Код ON8

    ON8. разрабатывать и усовершенствовать руководящие, нормативные и методические документы (Наставления, Методические указания, Правила и т.д.) по ведению гидрометеорологического мониторинга;

  • Код ON11

    ON11. выполнять научно-исследовательские работы по республиканским программам и международные проекты в области гидрометеорологии; представлять ценность полученных научных результатов в процессе их презентации на семинарах, конференциях, съездах республиканского и международного уровня; отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях; критически оценивать свою профессиональную состоятельность и определять пути дальнейшего личностного совершенствования.

  • Код ON12

    ON12. осуществлять педагогическую деятельность: самостоятельно проводить аудиторные занятия, учебные практики; разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин; внедрять результаты исследований в практическую образовательную деятельность; соблюдать педагогический такт, правила педагогической этики; проявлять уважение к личности обучающихся; управлять педагогической деятельностью структурных подразделений вуза

  • Код ON2

    ON2. применять информационные технологии для решения современных задач климатологии, анализа и прогноза погоды и других метеорологических направлений;

  • Код ON5

    ON5. осваивать и внедрять в оперативную практику принципы и методы анализа гидрометеорологической информации для целей совершенствования климатического обслуживания, рекомендуемых ВМО;

  • Код ON4

    ON4. разрабатывать, совершенствовать и внедрять в оперативную практику современные (инновационные) методы долгосрочных прогнозов на основе глобальных и региональных моделей климата;

  • Код ON6

    ON6. оценивать риск опасных явлений погоды, неблагоприятных метеорологических условий, экологических и социально-экономических последствий влияния климатических изменений;

  • Код ON7

    ON7. использовать способы реализации систем мониторинга и контроля природной среды на локальном, национальном и региональном уровнях;

  • Код ON10

    ON10. проводить оценку успешности применяемых методов климатических и метеорологических прогнозов;

Top