Действующая образовательная программа

8D02206 История в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы: обеспечение подготовки (высококвалифицированных специалистов конкурентоспособных на отечественном и международном рынке труда) научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, обладающих умениями и навыками критического восприятия и оценки источников информации, умеющих логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение актуальных проблем всемирной и отчественной истории, владеющих методологией исторических и междисциплинарных исследований и способных представлять результаты своей научной работы, обладающих лидерскими качествами.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D053 История
  • Направление подготовки 8D022 Гуманитарные науки
  • "Case Study" как исторический метод
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у докторантов способности описывать и анализировать основные концепции исторической памяти, существующие в современной историографии, для того чтобы понимать суть исторической политики современных государств. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты: Формирование memory studies («мемориальных исследований») как новой трансдисциплинарной области историко-культурологического анализа; Концепты коллективной, социальной, культурной и исторической памяти; Генезис понятия «места памяти»; Сущность понятия историческая политика; Взаимодействие исторической памяти и политики; Историческая политика и память как инструмент конструирования настоящего; Особенности исторической памяти и коммеморативные практики мировых войн ХХ в.; Историческая политика в ЕС и СНГ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Фактор личности в истории Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель курса сформировать научные тенденции значения фактора личности в исследовании исторических и духовно-культурные связей, обоснования значимости этнополитических и социокультурных аспектов и имен исторических персон их деятельности через призму «Великие личности Великой степи». В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: 1.понимать исторические события и определять роль и место личности в происходящих событиях, их влиянии на решение судьбоносных проблем; 2.анализировать методологические подходы к изучению проблемы на постсоветском пространстве, выделить отличительные особенности характеристики исторических персоналий в различные периоды истории Казахстана: 3.применять полученные знания по курсу в своей дальнейшей профессиональной деятельности, пытаться использовать при написании научных трудов, рекомендовать своим учащимся изучать фактор личности в истории; 4.объяснять причины выделения одних исторических личностей и игнорирования других в зависимости от государственной политики, остановиться на третьих, почитаемых казахским народом, несмотря на негативное отношение власти к данной персоне; 5.систематизировать полученные знания для выделения фактора исторической личности в Казахстане, оставившей неизгладимый след в истории и сохранившийся в народной памяти; 6.характеризовать фактор личности в истории Казахстана, без которого события приобрели бы другой характер, его значимость в цепи исторических процессов; При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты: фактора личности в истории Казахстана, идеи создания национальноо золотого фонда из имен исторических персон и их деяний во имя становления и процветания современного Казахстана и в целом степной цивилизации было озвучено первым Президентом в программной статье «Семь граней Великой степи». Среди исторических личностей наших предков известны такие масштабные фигуры, как аль-Фараби и Яссауи, Кюль-Тегин и Бейбарс, Тауке и Абылай, Кенесары и Абай и многие другие. Их жизнь и деятельность будет объектом изучения докторантов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Влияние миграционных процессов на этнокультурную интеграцию средневековых народов Центральной Азии и Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у докторанта способность использовать теоретические знания по миграционным процессам в период средневековья, этнокультурного взаимовлияния народов ЦА, знакомство с зарубежными и отечественными концепциями феномена миграции населения. При изучении дисциплины докторантами специальности будут рассмотрены следующие вопросы: миграции, как фактор образования государственности у кочевых народов Центральной Азии; концепция культурно-исторических типов государств Н.Я. Данилевского; древние торговые пути на территории Центральной Азии; влияние миграций на процессы антропогенеза; основные теории происхождения жизни на Земле. Влияние климатогеографических и антропогенных факторов на миграции в эпоху средневековья; этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии в домоногольский период; проблемы этнокультурного взаимовлияния кочевников с оседлоземледельческой цивилизацией (на примере истории государства Ляо); этноисторические параллели, возникшие в контексте средневековых переселений народов ЦА;

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Глобальные демографические и миграционные тренды
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать научно-теоретические и методологические инструментарии по исследованию глобальных демографических и миграционных трендов в исторической демографии, прививать способность эффективно применять основныесовременные теории и методы в изучении проблем народонаселения. При изучении курсадокторанты будут изучать следующие аспекты: овладеть навыками применения основныхположении современных теории и методов в изучении проблем народонаселения.Проведениеанализа демографических процессов, интерпретации демографической ситуации на основе современных демографических теорий и методов; формированиенаучно-теоретических и методологических инструментариев у докторантов при изучении научных тенденции развития глобальных демографических и миграционных трендов в исторической демографии.В рамках курса прививается навык эффективного применения научно-теоретических и методологических инструментариев при анализе и исследовании глобальных демографических и миграционных трендов, а также других актуальных проблем народонаселения.В результате изучения данной дисциплины докторант должен овладеть знаниями об основных современных теоретических разработках и методах в исследовании демографических вопросов, а также уметь применять их на практике в исследовательской деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретические проблемы государственности у кочевников
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у докторантов способность использовать знания по теоретическим и практическим проблемам формирования и развития государственности на территории Казахстана, разъяснение общих признаков и особенностей, внутренней взаимосвязи и преемственности государств. При изучении дисциплины будут раскрыты следующие аспекты: общие вопросы государственности; виды и типы государств; источники по истории государственности на территории Казахстана; историография истории государственности; общие теоретические проблемы государственности в кочевых обществах; развитие государственности в период ранних тюрков; казахская государственность в XVIII-XIX вв. и Российская империя; казахская государственность в советский период.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    В рамках дисциплины докторанты смогут сформировать следующие академические компетенции: научатся оперировать системами критериев оценки академической (профессинально-ориентированной, научной или предметно- ориентированной) письменной работы, что позволит им объективно оценивать, как свой, так и чужой текст; обретут языковые навыки необходимые для грамотного написания профессиональных, деловых и информационных документов, статей и текстов. В рамках дисциплины докторанты смогут сформировать следующие академические компетенции: - научатся работать с источниками, выдвигать и обосновывать свою собственную, оригинальную точку зрения; - научатся оперировать системами критериев оценки академической (профессинально-ориентированной, научной или предметно- ориентированной) письменной работы, что позволит им объективно оценивать, как свой, так и чужой текст; - обретут языковые навыки (стиль, лексика, структуры, сигналы перехода), необходимые для грамотного написания профессиональных, деловых и информационных документов, статей и текстов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основные тенденции развития постсоветской исторической науки
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины современной отечественной историографии, посвященной проблеме развития постсоветской исторической науки в 1990-х начале 2000-х гг. Показать применение междисциплинарных подходов к ее познанию, широкой интеграции истории в смежные научные отрасли познания, смелое обновление методологического арсенала в конце XX века, которое поставило историю в один ряд с «серьезными» естественными и точными науками. Дисциплина направлена на изучение: теоретических и методологических проблем исторической науки, к которым обращались исследователи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретические и методологические проблемы истории Евразии на рубеже античности и средних веков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способности анализировать теоретическо-методологические проблемы истории Евразии на рубеже античности и средних веков и использовать в своей научно-исследовательской деятельности. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Основные теории и концепции современной исторической науки о специфике перехода от античности к средним векам; Различные пути синтеза, позднеантичного, германского и тюркского миров в условиях перехода к новой цивилизации; Теорию пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева, описывающего исторический процесс в Евразии как взаимодействие развивающихся этносов с другими этносами; Общее и особенное в экономической и социально-политической структуре различных государственных образований на территории Европы и Евразии в V-VII вв, специфические черты, историко-культурнуая самобытность каждой из них; Новые подходы к интерпретации Великого переселения народов в Юго-Восточной, Центральной и Западной Европе; Взаимодействие тюркского мира Евразии и Европы в эпоху Великого переселения народов, начиная с ІV века н.э. и включая последующие столетия раннего средневековья; Анализ письменных источников - греческих, латинских и раннесредневековых авторов в контексте основных теоретико –методологических подходов медиевистики.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    В процессе освоения дисциплины докторанты приобретут следующие компетенции, направленные на развитие: способности использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований; способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. В процессе освоения дисциплины докторанты приобретут следующие компетенции, направленные на развитие: - способности использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований; - способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; - навыков владения методами исторического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные теории и методы в изучении проблем народонаселения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины ознакомить и сформировать у докторантов теоретические и научные знании по современным теориям и методам в изучении проблем народонаселения. Будут изучены теории и демографические методы, приобретены навыки анализа определенных тем сопостовления существующих теорий и решением основных современных научно-исследовательских проблем в рамках научных проектов и диссертационных работ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Историческая наука и современные теории
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способности использовать современные теории и концепции, используемые в социальных науках для углубленного изучения актуальных проблем прошлого и настоящего в своей научно-исследовательской деятельности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: основные тенденции развития исторической науки в конце XX-начале XXI века; влияние постмодернистского вызова и лингвистического поворота на историческую науку; философские концепции истории; структуралистские теории в философии, социологии и культурной антропологии; основные теоретические подходы в современной историографии, выделившиеся под влиянием постструктуралистских теорий.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Историческая память и политика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у докторантов способности описывать и анализировать основные концепции исторической памяти, существующие в современной историографии, для того чтобы понимать суть исторической политики современных государств. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты: Формирование memory studies («мемориальных исследований») как новой трансдисциплинарной области историко-культурологического анализа; Концепты коллективной, социальной, культурной и исторической памяти; Генезис понятия «места памяти»; Сущность понятия историческая политика; Взаимодействие исторической памяти и политики; Историческая политика и память как инструмент конструирования настоящего; Особенности исторической памяти и коммеморативные практики мировых войн ХХ в.; Историческая политика в ЕС и СНГ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы периодизации истории Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать методические знания по периодизации истории Казахстана, для дальнейшего применения в исследованиях по отечественной истории.При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты:формирование и эволюция исторических методов исследования; критерии исторической периодизации;рационализм как идейная основа периодизации истории в новое время (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт, Гегель, Маркс); история периодизации исторического процесса; проблема альтернативности и многолинейности истории; теоретические и методологические вопросы периодизации древней и средневековой истории Казахстана; периодизация истории Советского государства в трудах ученых 60-80 годов ХХ века; анализ советизации и модернизации через новые методологические подходы в контексте современных историкософских направлений(«информационный» А.Тоффлер, «технотронный З.Бжезинский, «научно-рационалистический» Ю.Хабермас, «цивилизационно-конфликтный» С.Хантингтон).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Казахская ментальность в контексте исторической психологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать у докторантов способность использовать теоретические знания по казахской ментальности, новые методологии междисциплинарных исследований в рамках зарубежной и отечественной историографии и познание современных идей и научных представлений относительно психоистории, этническом компоненте в картографии индивидуального сознания. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты: реконструкция традиционной ментальности казахов-кочевников, касающиеся таких аспектов, как психогенетические основы личности, ценностные ориентации, сакральные и профанные эталоны и нормы поведения, народная вера и искусство, представления о времени и пространстве, отношение к жизни и вечности, обществу и истории и т.д. В качестве главных источников взяты материалы казахского фольклора, эпические и исторические сказания и легенды, генеалогии, агиологии, этнографические источники, образцы музыкальной культуры.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Динамика исторического процесса и модели истории
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность описывать и анализировать динамику исторического процесса, выявить формы движения истории, ритма и специфику исторического процесса. Учебный курс направлен на изучение линейной, волновой и спиралевидной формы динамики истории, проблемы вариативности и альтернативности циклических моделей. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты:исторический процесс, его понимание и истолкование; философия истории; динамика истории: естественнонаучные аспекты; линейная динамика истории; синергетика и нелинейное мышление; нелинейная динамика истории; волновая динамика исторического развития; проблема «Запад-Восток» в контексте линейной и циклической концепций истории; научные и ненаучные модели истории; глобализация и универсализм.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Государства и народы Центральной Азии (этнополитические и социокультурные аспекты)
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать научные знания по этнополитическим и социокультурным аспектам развития государств и народов Центральной Азии. При изучении курса докторанты познакомятся с общностью исторических судеб народов Центральной Азии, географических условий и общих культурных закономерностей. Центральная Азия всегда представляла собой достаточно целостную и своеобразную культурно-историческую общность. На обширном пространстве Центральной Азии сложилась уникальная система взаимодополняющих друг друга цивилизаций – оседло-земледельческая с развитыми городами, ремеслами, религией, письменностью, литературой, торговлей и ирригацией, с одной стороны, и номадная - с дисперсной системой расселения с другой. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение разных хозяйственно-культурных и цивилизационных комплексов оказывали значительное влияние на процессы генезиса, эволюции государств, народов, этноязыковой ситуации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Постмодернизм и ценностный кризис исторической науки
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способности использовать развитого исторического сознания и мышления, вооружение их научной информацией о современном состоянии исторической науки, об основных тенденциях и ведущих направлениях исторических исследований в Казахстане и за рубежом, о методологических новациях и важнейших дискуссионных проблемах современного этапа исторических исследований в объеме. Дисциплина направлена на изучение: представление о современном уровне и состоянии развития исторической науки как социальноинституциональной системы и системы организации знания, об основных закономерностях развития и смены парадигм научного исторического мышления, о структуре научного сообщества в исторической науке, о роли и месте исторической науки в коллективной исторической памяти обществ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Национальная идея и государственная идеология Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель курса - сформировать научные представления тенденций развития национальной идеи на основе исследования государственной идеологии Казахстана, пропагандирование национальной идеи, определение места и роли национального сознания в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: 1.понимать суть национальной идеи, государственной идеологии в условиях дальнейшего развития независимой многонациональной и многоконфессиональной республики; 2.анализировать методологические подходы к изучению проблемы на постсоветском пространстве, отличительные особенности процесса формирования национальной идеи в бывших советских республиках; 3.применять полученные знания по курсу в своей дальнейшей профессиональной деятельности, пытаться использовать при написании научных трудов; 4.объяснять причины возникающих проблем в ходе реализации национальной идеи и государственной идеологии, искать пути их решения; 5.систематизировать полученные знания для более четкого понимания необходимости равенства всех граждан Казахстана, как основной составляющей национальной идеи независимого Казахстана; При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: определение национальной идеи, государственной идеологии; сложности утверждения национальных ценностей в силу неоднородности населения; выделение связей между представителями всех национальностей, населяющих страну, общность истории; разработка национальной идеи в бывших советских республиках; важность использования национальной идеи и государственной идеологии в ходе строительства независимого государства; возможные последствия игнорирования национальной идеи и государственной идеологии на примерах современных событий.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и методология научного познания
    Кредитов: 5

    Цель курса - сформировать способность использовать основные теории и методы методологических подходов научного познания истории от античности до наших дней, использовать эффективные подходы исследования научного познания социально-культурного процесса профессиональной карьеры будущего специалиста и ученого. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты:методологическими аспектами изучения истории страны, ее место в мировой истории, периодизацией истории Казахстана; будет обращено внимание на методологические подходы, а именно формационный и цивилизационный. Вместе с преподавателем докторанты обсудят теоретические и методологические основы периодизации казахской государственности, научные исследования, будет дана оценка сущности и ценностям древнетюркского наследия; определены роль и значение науки в развитии современного общества; раскрыты логика и сущность, функции, структура, содержание научных знаний в развитии науки; организация современной науки и исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON3

    разрабатывает инновационные методы, развивает понятийный аппарат исторической науки и приверженность к высшим социальным ценностям, к идеям гуманистической педагогики.

  • Код ON4

    готовит и проводит научные семинары, конференций, организовывает научную дискуссию по актуальным проблемам исторической науки на страницах научных журналов, а также в рамках научных мероприятий.

  • Код ON11

    применяет современные информационно-коммуникационные технологий в учебной деятельности, самостоятельно разрабатывает и внедряет инновационные методы обучения в процессе преподавания исторических курсов и внедряет авторские программы, интегрированные курсы на трех языках на базе образовательных стандартов всех уровней образования.

  • Код ON7

    разрабатывает научно-обоснованные рекомендации в социально-политической сфере с учетом исторического контекста для принятия решений органами государственного и местного управления.

  • Код ON2

    делает рекомендации в прикладных исследованиях анализируя и обобщая результаты научного изыскания продуктивно сочетая современные методики, традиционные и новые подходы в процессе проведения исторических исследований.

  • Код ON12

    способствует эффективному общению в рамках научного сообщества посредством академического иностранного языка, используя современные методы и технологии научной коммуникации, готов участвовать в исследовательской деятельности на международном уровне для решения научных и научно-образовательных задач.

  • Код ON5

    разрабатывает и осуществляет культурно-просветительские проекты с учетом новых информационных технологий в соответствии с государственными программами.

  • Код ON9

    осуществляет управленческую деятельность в сфере образования и науки с учетом современных мировых тенденций.

  • Код ON10

    осуществляет педагогическую деятельность ориентированную на глобальные тенденции и международные стандарты высшего образования, усваивает новые объекты знания, а также генерирует новые знания в области средств социально-экономической адаптации обучающихся к изменениям в обществе.

  • Код ON1

    разрабатывает теоретические положения, как научное достижение или решение научной проблемы, имеющее важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение; излагает новые научно обоснованные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны на основе современных междисциплинарных подходов и использование в исследовательской практике современного программного обеспечения.

  • Код ON6

    реализовывает совместные проекты с отечественными и зарубежными фондами, научными учреждениями в целях создания научных и информационных продуктов и услуг и их реализации на коммерческой основе.

  • Код ON8

    готовит аналитические обзоры по социально-экономическому и политическому развитию стран регионов и мира с учетом приоритетных направлений психолого-педагогических исследований

Top