Действующая образовательная программа

7M02307 Лингвистика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Обеспечить подготовку квалифицированного конкурентоспособного специалиста в области лингвистики, обладающего критическим мышлением и способного ориентироваться в информационных потоках в соответствии с высокими академическими стандартами в конкурентной, но стимулирующей образовательной среде, привлекательной для самых лучших обучающихся из стран Европы, США, Азии и др. Обеспечить обучающихся фундаментальной теоретико-методологической базой и практическими навыками в области современных направлений лингвистики, а также в области смежных наук, гарантирующих высокую профессиональную компетентность и социальную мобильность в современном меняющемся мире.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M057 Лингвистика
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Изучение закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - использовать принципы организации и функционирования науки, генезис и историю науки с позиции формирования ее моделей, образов и стилей мышления; - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; - анализировать и осмысливать реалии современной теории и практики на основе истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания; - применять методологические и методические знания в проведении научного исследования, педагогической и воспитательной работы. Курс вводит в проблематику феномена науки как предмета специального философского анализа, формирует знания об истории и теории науки; о закономерностях развития науки и структуре научного знания; о науке как профессии и социальном институте; о методах ведения научных исследований; о роли науки в развитии общества. В содержание дисциплины входит выявление специфики и взаимосвязи основных проблем, тем философии науки и истории науки; изучение самосознания науки в ее социально-философских ракурсах; рассмотрение феномена науки как профессии, социального института и непосредственной производительной силы; раскрытие дисциплинарного самоопределения естественных, общественных и технических наук, их общности и различия.

  • Классический язык
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование лингвистической и историко-культурной базы для понимания процесса развития и функционирования современных языков; ознакомление с образцами древнеримской классической литературы, оказавшей исключительное влияние на развитие европейской культуры в ее важнейшие периоды. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - представлять компоненты и периодизацию классической филологии, научные методы современного антиковедения; владеть навыками интерпретации и комментария текстов на древних языках. - переводить латинские тексты на основе системного овладения латинской грамматикой; - интерпретировать крылатые выражения и афоризмы в контексте исторических условий; - определять и анализировать морфологические формы слов и видовременную систему латинского языка, выявлять синтаксические обороты; - анализировать языковые явления, сопоставлять их с соответствующими в русском, а также в изучаемых иностранных языках; анализировать исторические процессы развития латинского языка как основы современной терминологии; - на основе знаний парадигм спряжений и склонений проводить параллели с русским и иноязычным материалом и выявлять их генетическое родство; систематизировать знания о фонетических и морфологических особенностях латинского языка в хронологической и географической перспективе; - давать оценку значимым явлениям истории и культуры народов Древней Греции и Древнего Рима; аргументировать и определять мировое значение Римской эпохи в развитии мировой цивилизации; интерпретировать ключевые этапы истории латинского языка. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: грамматическая система латинского языка (фонетика, морфология, синтаксис); понятийный аппарат; овладение научной терминологией, сложившейся на основе греко-латинских словообразовательных элементов и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Структура и система языка
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: дисциплины: освоить основные положения структурной лингвистики с целью применения ее методов при лингвистическом анализе. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: • систематизировать этапы развития структурной лингвистики; • осуществить критический обзор теоретических положений структурной лингвистики; • обобщить основные концепции школ структурализма; • использовать структурное описание при анализе единиц всех уровней языковой системы; • применять структурные методы описания смысла; • использовать математические методы при анализе языка. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история структурной лингвистики, предмет и теоретические положения структурной лингвистики, школы структурализма: Пражский лингвистический кружок, Копенгагенский лингвистический кружок (Глоссематика), Американская школа структурной лингвистики (Дескриптивизм).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Классическая филология
    Кредитов: 5

    Цель: формирование лингвистической и историко-культурной базы для понимания процесса развития и функционирования современных языков; ознакомление с образцами древнеримской классической литературы, оказавшей исключительное влияние на развитие европейской культуры в ее важнейшие периоды. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - представлять компоненты и периодизацию классической филологии, научные методы современного антиковедения; владеть навыками интерпретации и комментария текстов на древних языках. - переводить латинские тексты на основе системного овладения латинской грамматикой; - интерпретировать крылатые выражения и афоризмы в контексте исторических условий; - определять и анализировать морфологические формы слов и видовременную систему латинского языка, выявлять синтаксические обороты; - анализировать языковые явления, сопоставлять их с соответствующими в русском, а также в изучаемых иностранных языках; анализировать исторические процессы развития латинского языка как основы современной терминологии; - на основе знаний парадигм спряжений и склонений проводить параллели с русским и иноязычным материалом и выявлять их генетическое родство; систематизировать знания о фонетических и морфологических особенностях латинского языка в хронологической и географической перспективе; - давать оценку значимым явлениям истории и культуры народов Древней Греции и Древнего Рима; аргументировать и определять мировое значение Римской эпохи в развитии мировой цивилизации; интерпретировать ключевые этапы истории латинского языка. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: грамматическая система латинского языка (фонетика, морфология, синтаксис); понятийный аппарат; овладение научной терминологией, сложившейся на основе греко-латинских словообразовательных элементов и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование коммуникативных компетенций, необходимых в сфере повседневного профессионального общения, чтения и перевода аутентичной литературы по специальности на английском языке. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. сформулировать основные понятия терминологического словаря; 2. объяснить смысл научных и методических документов по специальности, составленных на английском языке; 3. сформировать умение презентовать результаты исследований на английском языке; 4. разрабатывать научные проекты и составлять доклады о проделанной работе на английском языке; 5. обобщать полученные в работе результаты, выносить на обсуждение и докладывать их на международных конференциях. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: методы восприятия иностранного языка как источника информации и средства коммуникации в целях расширения и углубления системных знаний по специальности.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Когнитивная ономастика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к осмыслению ономастических концептов и ономастических категорий В ходе изучения курса сформировать у магистранта способности: - понимать содержание когнитивной ономастики как нового направления современной лингвистики; - распознавать продуктивность использования когнитивного инструментария для ономастических исследований; - выявлять когнитивную семантику ономастических наименований; - рассматривать ономастические репрезентации концептуального содержания в языке; - анализировать понятие ономастическая категория; - систематизировать картину мира – языковую картину мира – региональную ономастическую картину. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучение ономастикона в когнитивном аспекте, которая обусловлена прежде всего тем, что ономастика играет огромную роль в формировании когнитивной базы языковой личности в процессе ее становления, а также поиском способов представления ономастических знаний о национальной и территориальной особенности языка, углубленным вниманием к изучению форм моделирования языкового сознания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, способности педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: - характеризовать мировое образовательное пространство и Болонский процесс как современную стратегию развития образования; - анализировать и оценивать учебно-воспитательные ситуации с позиции теории целостного педагогического процесса (комплексный, системный анализ ситуаций); - проектировать целостный педагогический процесс в соответствии с законами, закономерностями и принципами образования; - объяснять динамику развития процесса обучения через связи и зависимости его компонентов: с позиции системного подхода; критериального оценивания; достижимости результатов обучения; - выстраивать процесс обучения как динамическую систему на основе методологических подходов (деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, крединой системы и др.); - проектировать лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия с использованием различных стратегий и методов обучения, на основе кредитной системы обучения; - классифицировать методы обучения на основе критериев: традиционности – инновационности; активности познавательной деятельности ущащихся; дидектической цели и направленности на результат; - применять адекватные целям стратегии и методы обучения и воспитания; - разрабатывать исследовательские проекты по актуальным проблемам образования и представлять результаты в виде презентаций, статей и т.п.; - описывать разные подходы управления университетов (менеджмента университетов – линейная, структурная, матричная): структурой, качеством, репутации; - оценивать и управлять процессами организации образования, направленными на совершенствование структуры, качества, репутации на основе современных подходов менеджмента; - разрабатывать положения академической и исследовательской политики организации образования. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке; современная парадигма высшего образования, мегатенденции развития образования и Болонский процесс; система высшего профессионального образования в Казахстане. методология педагогической науки; профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы; теория обучения в высшей школе (дидактика); содержание высшего образования; проектирование TLA-стратегии образования, применение традиционных и инновационных методов и форм организации обучения, новых образовательные технологии в высшей школе, организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии; технология составления учебно-методических материалов; теория научной деятельности высшей школы. НИРС; деятельность куратора- эдвайзера в системе высшего образования; менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория языка
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: – освещение основных научных парадигм и направлений современной науки о языке в соответствии с общим теоретико-методологическим поступательным развитием научного познания. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - уметь критически оценивать и описывать роль и место научных парадигм общего языкознания в процессе становления и развития лингвистической науки; - понимать фундаментальные закономерности взаимодействия языка и мышления, языка и общества, языка и других семиотических систем, языка как коммуникативной системы; - идентифицировать различные периоды формирования парадигматических знаний. - обладать глубокими системными знаниями о происходящих в современном языкознании изменениях; - идентифицировать и свободно ориентироваться в научных парадигмах, школах и направлениях различных периодов формирования общего языкознания; - противопоставлять различные периоды формирования парадигматических знаний. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: закономерности развития лингвистики в общем процессе научного познания; основы эволюции лингвистических знаний; концептуально-терминологический аппарат научных парадигм общей лингвистики (дискурс-анализ, контент-анализ и др); принципы, постулаты и основных направлений (структурализм, постструктурализм); онтологические и эпистемологические основы и различные системы основных научных парадигм современной лингвистики и перспективы перехода к интегральной парадигме описания языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы когнитивной лингвистики в тюркологии (НИИ)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к определению и пониманию проблем когнитивной лингвистики в тюркологии. В ходе изучения курса сформировать у магистранта способности: - знать теоретико-методологическую основу понимания вопросов соотношения языка и сознания; - понимать роль языка в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта; - анализировать связи отдельных когнитивных способностей человека с языком и формой их взаимодействия; - уметь анализировать общие принципы, управляющие мыслительными процессами, суть языка как познавательного механизма; - понять процессы концептуализации и категоризации знаний; описать средства и способы языковой категоризации и концептуализации констант культуры; - различать основные категории и понятия когнитивной лингвистики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: проблемы языковой картины мира; соотношение научной и картин мира с языковой на материале тюркских письменных памятников. Основные аспекты когнитивных проблем в тюркологии: во-первых, это когнитивная семантика, ибо содержание знака тесно связано с познавательной деятельностью человека. В структуре знаний, стоящих за языковым выражением, в определенной степени отражается способ номинации. Поэтому важное место в когнитивных исследованиях отводится языковой номинации - разделу языкознания, изучающему принципы и механизмы называния имеющихся у человека идей и представлений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Общая лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: знакомство с универсальными и уникальными типологическими характеристиками языков на всех уровнях. Рассмотрение типологических характеристик конкретного языка, а также языковых подходов других типов типологических знаков, относящихся к конкретному языковому типу. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - обобщать основные компоненты и научные методы исследования современной типологической лингвистики; - ориентироваться и владеть навыками структурного и уровневого анализа конкретного языка и языкового типа; - демонстрировать и оперировать основными методами типологического языкознания; - составлять типологический паспорт языка; - устанавливать структурно и функционально сходные (изоморфные) и структурно различные (алломорфные) признаки, характеризующие системы обоих языков; - предвидеть характер трудностей в будущей профессиональной деятельности и способы их преодоления; - применять методику типологического изучения языков в самостоятельной научно-исследовательской и практической работе. - владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: место современного типологического языкознания среди других направлений сопоставления языков: сравнительно-исторического и ареального языкознания; теоретические положения и современные методы типологических исследований; типологическая характеристика четырех типов языков: флективного, агглютинативного, изолирующего и инкорпорирующего; сопоставление родственных и неродственных языков; анализ конкретного языкового материала методами типологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академический дискурс
    Кредитов: 5

    Цель: изучение академического дискурса как сферы коммуникации, связанной со специфической сферой человеческой деятельности – получением и трансляцией научного знания В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: • анализировать различные типы дискурсов • выявлять языковые особенности академического дискурса • рассматривать академический дискурс в сфере казахстанского образования • описывать полиязычную языковю ситуацию в образовательной сфере При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: дискурс, дискурсивная лингвистика, академический дискурс, институциальность дискурса, текст

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История казахского языкознания
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к выявлению этапов становления казахского языкознания в диахроническом аспекте. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - знать периодизацию письменных источников казахского языка; - анализировать образцы народной литературы, источники по казахскому языку начала 19 в., - знать основополагающие научные труды видных казахских ученых, создателей фундамента казахского языкознания (А.Байтурсынов, Қ.Жубанов и др.) - анализировать составляющую языкознания, как научной дисциплины; - понимать взаимосвязь казахского языкознания и с другими научными сферами; - различать основные периоды развития казахского языкознания. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: аспекты периодизации истории казахского языкознания с разных точек зрения: как совокупная история развития отдельных лингвистических теорий, как история накопления разрозненных фактов о языке, как история формирования отдельных лингвистических школ и направлений, как совокупность историй научной деятельности ученых по изучению языка. Анализировать решение проблемы периодизации истории казахского языкознаия с позиций: время и личность, школа и личность, направление и личность.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Латинский язык
    Кредитов: 5

    Цель: формирование лингвистической и историко-культурной базы для понимания процесса развития и функционирования современных языков; ознакомление с образцами древнеримской классической литературы, оказавшей исключительное влияние на развитие европейской культуры в ее важнейшие периоды. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - представлять компоненты и периодизацию классической филологии, научные методы современного антиковедения; владеть навыками интерпретации и комментария текстов на древних языках. - переводить латинские тексты на основе системного овладения латинской грамматикой; - интерпретировать крылатые выражения и афоризмы в контексте исторических условий; - определять и анализировать морфологические формы слов и видовременную систему латинского языка, выявлять синтаксические обороты; - анализировать языковые явления, сопоставлять их с соответствующими в русском, а также в изучаемых иностранных языках; анализировать исторические процессы развития латинского языка как основы современной терминологии; - на основе знаний парадигм спряжений и склонений проводить параллели с русским и иноязычным материалом и выявлять их генетическое родство; систематизировать знания о фонетических и морфологических особенностях латинского языка в хронологической и географической перспективе; - давать оценку значимым явлениям истории и культуры народов Древней Греции и Древнего Рима; аргументировать и определять мировое значение Римской эпохи в развитии мировой цивилизации; интерпретировать ключевые этапы истории латинского языка. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: грамматическая система латинского языка (фонетика, морфология, синтаксис); понятийный аппарат; овладение научной терминологией, сложившейся на основе греко-латинских словообразовательных элементов и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Когнитивный подход к мышлению и языку (НИИ)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к видению и анализу взаимосвязи языка и мышления с позиции когнитивизма В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - понимать теоретико-методологическую основу взаимосвязи языка и мышления; - знать основные понятия и категории когнитивной лингвистики; - выявлять содержание понятий категоризация и концептуализация; - определять различия понятий языковая картина мира, концептуальная картина мира; - рассматривать язык как средство понимания не только чужих, но и своих собственных мыслей; - определять язык как универсальное средство выражения мысли. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: язык и мышление образуют единство: без мышления не может быть языка, и мышление без языка невозможно. Будут изучаться два основных аспекта этого единства: генетический, который выражается в том, что возникновение языка было тесно сввязано с возникновением мышления; функциональный аспект – языки и мышление представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Этапы и процедура лингвистического исследования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины  подготовка специалистов в области лингвистики, приобретение необходимых навыков для самостоятельной практической деятельности; получение представлений о принципах и методах научно-исследовательской работы, необходимых при последующем выполнении магистерской диссертации. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - обобщать основные компоненты и научные методы исследования современной лингвистики: отечественной и зарубежной; - ориентироваться и владеть навыками лингвистической интерпретации текстов; - анализировать источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении диссертации; - аннотировать, реферировать и излагать основное содержание текстов по специальности; - оперировать современной информационной и библиографической культурой; - владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования; - давать оценку новейшим информационным технологиям, позволяющим магистранту расширить диапазон анализа эмпирических данных и повысить уровень валидности получаемых научных результатов; - аргументировать цели и задачи научного исследования, оценки актуальности проблемы магистерского исследования, определения объекта и предмета исследования; - проектировать результаты научных исследований в письменной форме, а также публичной защиты результатов; - интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельностии использовать в ходе решения профессиональных задач; - выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: - методология и методы филологических исследований; разработка аннотированной библиографии: основные правила и этапы; как избежать плагиата в исследовательском процессе. Поиск темы; сбор данных в филологии; этика и этикет в научных исследованиях; как написать статью? Вступление и выводы; как представить результаты ваших исследований?

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методология лингвистического исследования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины  подготовка специалистов в области лингвистики, приобретение необходимых навыков для самостоятельной практической деятельности; получение представлений о принципах и методах научно-исследовательской работы, необходимых при последующем выполнении магистерской диссертации. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - обобщать основные компоненты и научные методы исследования современной лингвистики: отечественной и зарубежной; - ориентироваться и владеть навыками лингвистической интерпретации текстов; - анализировать источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении диссертации; - аннотировать, реферировать и излагать основное содержание текстов по специальности; - оперировать современной информационной и библиографической культурой; - владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования; - давать оценку новейшим информационным технологиям, позволяющим магистранту расширить диапазон анализа эмпирических данных и повысить уровень валидности получаемых научных результатов; - аргументировать цели и задачи научного исследования, оценки актуальности проблемы магистерского исследования, определения объекта и предмета исследования; - проектировать результаты научных исследований в письменной форме, а также публичной защиты результатов; - интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельностии использовать в ходе решения профессиональных задач; - выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: - методология и методы филологических исследований; разработка аннотированной библиографии: основные правила и этапы; как избежать плагиата в исследовательском процессе. Поиск темы; сбор данных в филологии; этика и этикет в научных исследованиях; как написать статью? Вступление и выводы; как представить результаты ваших исследований?

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины - сформировать способность применять теоретические и практические навыки межкультурного и межличностного общения для умения сопоставлять различные позиции и взгляды на межкультурные проблемы. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: продемонстрировать глубокие знания о современном состоянии и тенденциях развития научного познания в области теории перевода и переводоведения, методологии теории и практики перевода и межкультурной коммуникации; применять методы межкультурной коммуникации в различных ситуациях делового общения, ведения деловых переговоров, при приеме официальных делегаций; практиковать навыки доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование) официально-деловых и политических текстов на иностранном языке в аспекте межкультурной коммуникации; сравнивать закономерности функционирования языка и стиля в оригинале и переводе, учитывая современные методы теории и практики перевода, тенденции современного переводоведения и межкультурной коммуникации; давать оценку специфике творческой лаборатории переводчика как трансформатора исходного текста в иноязычную и инокультурную среду, сопоставить социолингвистические и прагматические параметры разнообразных ситуаций межкультурной коммуникации. Будут изучены: актуальные проблемы перевода в контексте межкультурной коммуникации, алгоритм восприятия текста, культурная детерминированность межкультурной коммуникации, а также культурно обусловленные трудности перевода и способы их преодоления.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Компьютерная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – углубление общелингвистической подготовки и приобретений знаний по важнейшим проблемам разработки информационных технологий, предназначенных для лингвистических исследований. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - оперировать методами компьютерной лингвистики, необходимыми для прикладного языкознания; - демонстрировать навыки применения методов в информационном пространстве для применения компьютерных программ и технологий; - интегрировать метаязыковое содержание используемых терминов компьютерной лингвистики, информатики, теоретической и прикладной лингвистики применительно к вопросам информационных систем в лингвистике, лингвистического обеспечения информационного и компьютерного обслуживания, новых информационных технологий при информационном поиске, машинном переводе, составлении словарей; - анализировать и аргументировать состояние проблем компьютерной лексикографии; - иллюстрировать навыки практического применения знаний для решения лингвистических проблем. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: использование компьютерных средств обработки языковых данных, общие принципы компьютерного моделирования мышления, реализуемых в компьютерных моделях, теория компьютерных знаний, искусственный интеллект и его применение в лингвистике, автоматический анализ естественного языка, машинный перевод и информационный поиск, голосовой ввод информации; создание обучающих и справочных языковых ресурсов, экспериментальные задачи в области теории языка; разработка любых функциональных приложений, опирающихся на языковые данные.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Историческая фонетика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать звуковой состав языка в историческом аспекте. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - привить навыки исследования изменений в звуковой системе, анализ того, как происходили эти изменения, какие звуковые единицы предшествовали другим, как менялись чередования звуков в казахском языке; - анализировать звуковые стороны языка в ее развитии, последовательные изменения фонетических единиц и их признаков; - знать исторический состав и систему гласных фонем казахского языка; - знать исторический состав и систему согласных фонем казахского языка; - понимать просодические признаки исходной системы; - уметь анализировать фонетический состав языка. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: историческая фонетика казахского языка рассматривается со стороны функциональной и стилистической систем языка, которые оказали свое влияние на развитие казахской фонологической системы. Формирование звукового строя казахского языка изучается в аспекте противопоставления парадигматической системы с ее совокупностью различительных признаков синтагматической системе, в которой первоначально были сосредоточены все ведущие признаки гласных и согласных звуков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвистика и семиотика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к осуществлению коммуникации в адекватном стиле устной и научной речи, овладеть навыками эффективной письменной и устной коммуникации, выстраивая стратегию общения и тактику речевого поведения в зависимости от интенций коммуникантов, ознакомить магистрантов с понятиями семиотики как науки о знаках и знаковых системах; дать представление о различных видах знаков, о взаимосвязи семиотики и лингвистики. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - понимать язык как один из видов знаковых систем, связь семиотики и лингвистики; - оперировать понятиями семиотика, знак, знаковые системы, классификация знаков, знаки – иконы, индексы, символы, функции языка, семиотика художественной литературы и др.; - классифицировать различные виды знаков; - апеллировать, выделять знаки в окружающем мире, в том числе в художественных текстах; - интерпретировать характеристики знаков; - создавать свои знаки, употреблять в речи этикетные знаки (речевые формулы). При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: расширение культурологической компетенции магистрантов, углубленную подготовку в сфере семиотики знакомство со знаковой природой языка (Ф.де Соссюр, Г. Фреге, Ч. Пирс, Ч. Моррис); развитие коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся (семантика, синтактика и прагматика); формирование устойчивого интереса к языкознанию, семиотике и культуре (различные типы знаков).

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Научная организация лингвистического исследования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов системы знаний, навыков и компетенций для организации и проведения научных исследований. Систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у магистрантов навыков ведения самостоятельной научной и исследовательской, проектной работы, умения картографирования и работы с библиографией и каталогами, применения методов научного исследования, различных методик и технологий В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - оперировать методами лингвистики, необходимыми для прикладного языкознания; - демонстрировать навыки применения методов в информационном пространстве для применения компьютерных программ и технологий; - применять полученные навыки для подготовки и проведения научных исследований; -выстраивать композицию научного исследования, выявлять общее и особенное в научной работе; -осуществлять научную коммуникацию, вести научный диалог, выступать перед аудиторией с презентацией и результатами научного исследования; -уметь анализировать и апробировать результаты научных исследований. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: в результате освоения содержания дисциплины магистрант должен знать: этапы научно-исследовательского процесса; основы методологии научного лингвистического исследования; роль научных исследований в развитии личности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология личности и общества и отражение в языке (НИИ)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать и анализировать взаимоотношение языка, мышления и сознания В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - выработать основу понимания природы языка как феномена психики; - анализировать отношения говорящего и слущающего, пишущего и читающего; - изучить принципов оформления и передачи знаний, языка как знаковой системы; - систематизировать понятия социальных коммуникаций, процессы развития речи и особенности функционирования; - анализировать на языковом материале ассоциативные связи и понятие ассоциативного поля; - различать основные понятия и категории психолинвистики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвистические учения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины  систематизировать, углубить и упорядочить в историко-хронологическом плане знания по истории науки о языке и о выдающихся представителях основных школ и направлений, показать историческую преемственность в решении лингвистических проблем, дать представление об основных современных научных школах, гипотезах и тенденциях развития языка. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - систематизировать периоды становления и развития отечественной и мировой языковедческой науки; - иллюстрировать обширные знания по важнейшим проблемам теории и истории языка; - продемонстрировать развитие научного кругозора и выработку методологического знания; - анализировать деятельность различных лингвистических школ и кружков; - соотносить исторические этапы формирования научного лингвистического знания; - реконструировать общенаучные и лингвистические предпосылки появления новых концепций в лингвистике; - критически подходить к различным теориям и концепциям лингвистики; - давать оценку различным лингвистическим школам и направлениям. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: общетеоретические проблемы мирового и отечественного языкознания; история Античного языкознания, эпоха Средневековья и Возрождения; сравнительно-историческое, типологическо и структурное языкознание; основные лингвистические школы (натуралистическое направление, неолингвизм, социолингвистика, младограмматизм, генеративная грамматика, трансформационная грамматика и др.); накопление знаний и формирование научных методов теоретического и прикладного языкознания.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Актуальные вопросы традиционной грамматики (НИИ)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию структуры для описания структуры языка. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - знать теоретико-методологическую основу понимания традиционных описаний грамматики, формальные исследования грамматики; -понимать классификации слов в части речи, правила синтаксиса, описательные грамматики, управление правилами; - проводить различие между тем, что говорящий на языке знает неявным образом (и что можно назвать его компетенцией), и тем, что он делает (его употреблением языка); - объяснить способность говорящего к пониманию произвольного предложения на своем языке и к построению подходящего предложения в конкретной ситуации; - анализировать компетенцию говорящего-слушающего как систему правил, связывающих сигналы с семантическими интерпретациями этих сигналов; - уметь различать основные проблемы традиционной грамматики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучается характерная особенность традиционной грамматики как направление пути исследования: от языка/ речи к выводам, от наблюдений над языковым/речевым материалом к обобщениям. Структурными свойствами в традиционной грамматике являются средства выражения и, следовательно, средствами выявления категориальной семантики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Сущность, современные проблемы религиозного дискурса
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать религиозный дискурс как особый вид институционального дискурса В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - характеристики религиозного дискурса, культовых действий, основанных на вере в существовании высшей силы; - совокупности речевых актов, которые используются в религиозной сфере; - языковых единиц ориентированных на приобщение человека к вере, совокупности речеактовых комплексов, сопровождающих процесс взаимодействия коммуникантов; - определить конститутивные признаки религиозного дискурса; выделить и охарактеризовать основные функции религиозного дискурса; - определить основные ценности религиозного дискура и описать базовые концепты религиозного дискурса; - отличать религиозный дискурс от других видов дискурса. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: религиозный дискурс представляет собой институциональное общение, целью которого является приобщение к вере или укрепление веры в Создателя, и характеризуется следующими конститутивными признаками: его содержанием являются священные тексты и их религиозная интерпретация, а также религиозные ритуалы. Функции религиозного дискурса распадаются на дискурсивные, характерные для любого типа дискурса, но получающие специфическую окраску в религиозном общении (репрезентативная, коммуникативная, апеллятивная, экспрессивная, фатическая и информативная), и институциональные, характерные только для данного типа общения (регулирующие существование религиозного сообщества, регулирующие отношения между его членами, регулирующие внутреннее мироощущение члена социума).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Коммуникативная грамматика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию коммуникативного подхода к преподаванию грамматики. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - знать теоретико-методологическую основу понимания природы грамматических единиц, обладающих планом выражения и планом содержания; - анализировать грамматические формы и структуры как содержательные единицы, коммуникативных компетенций; - рассматривать значимые единицы языка в связи с коммуникативной деятельностью говорящего; - объяснить конкретный текст и каждую его составляющую, построить объяснительную модель грамматической системы; - выявить функционально-семантические особенности каждой грамматической единицы, понять функционально-семантические принципы организации грамматической системы языка; - различать основные коммуникативные актя. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучаются основные идеи коммуникативной грамматики: признание трёхмерности знака языкового (понимаемого как единство значения, формы и функции); введение понятия синтаксемы (синтаксической формы слова) как минимальной трёхмерной синтаксической единицы; введение понятия изосемии как отношения между семантическим разрядом лексемы и частеречным значением словоформы, оформляющей данную лексему; введение понятия синтаксического поля предложения, позволяющего разделить синтаксические структуры на: исходные (изосемические, центральные) и производные (модификации изосемические, периферийные); монопредикативные (простые, неосложнённые) и полипредикативные.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Методы и приемы лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – знакомство с методами и приемами лингвистики, апробация и использование различных методик и техник лингвистического анализа. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: – демонстрировать системный и креативный, оригинальный подход и самостоятельность к решению сложных проблем соотношения языка и общества; – делать достоверные, обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных и логично, прозрачно излагать свои идеи и умозаключения как для специалистов, так и для аудиторий, не имеющих соответствующей профессиональной подготовки; – демонстрировать личностные качества и навыки, необходимые для успешного трудоустройства и требующие проявления инициативы и личной ответственности в политической, образовательной, социально-культурной сферах; - формулировать и использовать методы лингвистического анализа в соответствии с целью и задачами исследования; - владеть процедурой и техникой лингвистического анализа; - интерпретировать результаты, опираясь на полученные знания по истории и современным этапам развития лингвистической науки, психологически и методологически оценивать и быть готовым к изменению вида и характера профессиональной деятельности. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: лингвистика как наука; язык и мышление; теоретические и практические методы; экспериментальные методы (организация целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя (экспериментатора) частично изменяется ситуация, в которой находятся участники эксперимента (испытуемые); метод анализа (наблюдение, интроспекция, метод семантического дифференциала, методы шкалирования, гештальт-методы и пр.)

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Макросоциолингвистика
    Кредитов: 5

    Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование взаимообусловленности социальных и языковых структур, рассматривая последовательно связи: язык-человек, язык-личность, язык-социум, язык-этнос, нация, язык-государство. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - интерпретировать глубокие системные знания о происходящих в современном языке изменениях; - критически исследовать проблемы, подходы и тенденции в развитии социолингвистики, - иметь представление о предмете социолингвистики, оперировать понятийными категориями ее аппарата, - применять основные социолингвистические теории и практикуемой деятельности, наиболее продуктивные методы анализа; - выстраивать методологические основы оценки состояния социальной науки в связи с происходящими экстралингвистическими процессами в обществе с целью применения их в практике описания собственных наблюдений по исследуемым темам в магистерских диссертациях; • - магистрант обязан показать глубокие знания теории через умение проявить их в предлагаемых конкретных практических задачах и ситуациях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: язык и общество в их причинной взаимообусловленности; изучение языка с позиции диахронии и синхронии, микро- и макросоциолингвистики; социальные функции языка в отношениях людей и механизмы воздействия на человека и общество посредством языка; социально-коммуникативная система (коды и субкоды), их распределение по сферам общения; разграничение функций языков, языковая интерференция и ее типы и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Первый и второй язык: основы межкультурной коммуникации
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать коммуникативную и межкультурную компетенции в области профессионального английского языка и способствовать его дальнейшему совершенствованию, а также содействовать развитию «вторичной языковой личности» обучаемого как показателя его способности принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - показать культуру мышления, формулировать ее общие законы; - иллюстрировать способность к письменной и устной коммуникации; - уметь практически анализировать логики различного рода рассуждений; - демонстрировать навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики на иностранном языке; - применять на практике сформированную способность и готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, уважению и принятию другого, к социальной мобильности; - толерантно аргументировать социальные и культурные различия; - интерпретировать знания, навыки и умения, позволяющие осуществлять вербальное и невербальное общение с носителями языка в соответствии с национально-культурными особенностями. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история становления межкультурной коммуникации (МКК); культурный код  различия в особенностях культуры и общения у представителей различных народов, расовых и этнических групп (как язык, невербальные коды, мировоззрение, ролевые взаимоотношения, модели мышления); категории культуры по Э. Холлу и Г. Хофстеде; языковая картина мира; коммуникативная компетенция и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теория и практика деловой коммуникации
    Кредитов: 5

    Цель – изучение теории и практики деловых коммуникаций для обеспечения овладения магистрантами знаний и навыков профессиональной и эффективной деловой коммуникации, выстраивания конструктивных деловых отношений. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - описывать основные теории и концепции коммуникативного взаимодействия, основ делового общения; - классифицировать основные принципы и методы организации деловых коммуникаций; - проводить различия между основными формами делового общения, нормами делового разговора, нормами общения, вербальных коммуникаций; - планировать и знать правила и особенности делового этикета в различных деловых ситуациях; - давать оценку выстраиваемым организациям коммуникации; - ориентироваться в деловых ситуациях, возникающих в ходе делового общения; - организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации; - применять на практике навыки деловых коммуникаций; - рецензировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: организации и реализации коммуникаций (виды общения, функции деловых коммуникаций, вопросы создания документов, презентаций, выступлений перед аудиторией; организации деловых переговоров и совещаний); этика, этикет и культура делового общения; современные тенденции в развитии коммуникационных технологий, критерии оценки эффективности коммуникаций, современные системы управления коммуникациями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Лингвокультурология
    Кредитов: 5

    Цель – познакомить с основными постулатами лингвокультурологии, методами исследования; универсальным и культурно-специфическим, духовной и материальной культурой этноса; изучить возможные пути исследования национальных ментально-лингвальных комплексов (эталоны, стереотипы, паремиологический фонд, национальные картины мира и др.). В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - категоризировать современные подходы и концептуальные положения исторических проблем; делать критический обзор исторического материала и этапов формирования отечественной и зарубежной лингвокультурологии; - продемонстрировать: как культура организует мышление языковой личности, формирует языковые категории и концепты, позволяет приблизиться к ответу; - иллюстрировать каким образом осуществляется одна из фундаментальных функций языка – быть орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры; - анализировать соотношение культуры и цивилизации; взаимосвязи языка и культуры; человека как носителя национальной ментальности и языка; - аргументировать историю становления науки; языковую картину мира, языковую личность; - производить оценку и различия в гендерном подходе в лингвокультурологии; об основных языковых формах, в которых представлены концепты культуры. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история становления лингвокультурологии; наивная, научная, языковая и концептуальная картины мира; раскрытие ментальности народа и его культуры через язык; процесс осмысления и отражения в национальном языке элементов материальной, этнической и духовной культуры (через пословицы, поговорки, фразеологизмы, метафоры, символы и т.д.); репрезентация в языке всех слоев культурного концепта в диахронии и синхронии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Контрастивная лингвистика и усвоение второго языка
    Кредитов: 5

    Цель – обеспечить понимание проблем и усвоение методов контрастивного анализа и теории усвоения второго языка. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - описывать и воспроизводить: определения проблемных зон межкультурного соприкосновения с лингвистической точки зрения; - вычленять и формулировать ключевые проблемы контрастивной лингвистики и теории усвоения второго языка; - применять и решать на основе контрастивной лингвистики и теории усвоения второго языка проблемы гуманитаризации общества; - генерировать сбор, хранение и обработку филологической и иной информации на изучаемых языках; - соотносить различные типы текстовых редакторов; - обосновывать и применять компьютерные методы, информационные технологии для формирования метакомпетенций. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: основы контрастивной лингвистики; методы контрастивного анализа и теории усвоения второго языка; конгруэнтность в лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе; сопоставительные фонетика и фонология; проблемы лексической полисемии, эврисемии и синонимии; прикладное использование результатов контрастивного исследования и теоретического знания об усвоении языка и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Речевое общение
    Кредитов: 5

    Дисциплина нацелена на овладение знаниями и умениями эффективного речевого воздействия и взаимодействия с целью формирования развитой коммуникативной личности, способной к продуктивному речевому общению. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: – демонстрировать системный и креативный, оригинальный подход и самостоятельность к решению сложных проблем соотношения языка и общества; - систематизировать представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия; - применять основные дискурсивные способы реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия); - систематизировать основные способы выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста; - моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история становления и развитие; теоретические и практические аспекты речевой коммуникации; страноведческие и кросс-культурные сведения; основные принципы и постулаты успешной коммуникации; методы и приемы межкультурной и кросс-культурной коммуникации; нормы диалогической речи и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теория психолингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины состоит в научно-теоретическом освещении проблем языка, речи и познавательных процессов, а также в более глубоком изучении способов передачи информации в речевой деятельности в связи с психическими процессами и их соотнесенностью с системой языка. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - категоризировать системные знания о происходящих в современном языке изменениях; - критически интерпретировать и оценивать проблемы, подходы и тенденции в развитии психолингвистике; – демонстрировать личностные качества и навыки, необходимые для успешного трудоустройства и требующие проявления инициативы и личной ответственности в политической, образовательной, социально-культурной сферах; – писать эссе по выбранной теме для получения грантов и проектов по направлению социолингвистики и психолингвистики; – выявлять сходства и различия монолингвов и билингвов в их речевом поведении и переключении языкового кода; – проводить психолингвистические эксперименты и обощать его результаты при выполнении НИР, проектов; - компилировать методологические основы оценки состояния психолингвистической науки в связи с происходящими экстралингвистическими процессами в обществе с целью применения их в практике описания собственных наблюдений по исследуемым темам в магистерских диссертациях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история становления науки; отечественная и зарубежная психолингвистика; методы и приемы психолингвистических исследований; язык и речевая деятельность; деятельностная психолингвистика; онтогенез, производство и восприятие речи; эксперимент в психолингвистике; слово в сознании человека; прагматика текста; тенденции современной психолингвистики и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Дискурсивная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать понимание принципов дискурсивной лингвистики В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - владеть навыками дискурсивного анализа, классификации и типов дискурса (политического, образовательного, рекламного, научного и т.д.); - изучить категории дискурса: тематическое, стилистическое, и структурное единство, относительная смысловая завершенность, адресативность, образ автора, интертекстуальная ориентация, социальнокультурная обусловленность коммуникации; - понимать совокупность логически последовательных предложений, находящихся в смысловой связи друг с другом; - рассмотреть лингво-когнитивные структуры дискурса; - анализировать структуры дискурса с учетом когнитивных особенностей коммуникантов (интенция, намерение); - различать основные категории и понятия дискурсивной лингвистики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: исследование основных структур дискурсивной лингвистики: структуры идей, выражаемых в тексте; структуры мыслительных процессов говорящего; языковых структур, используемых говорящим; структуры речевой ситуации (отношение между говорящим и слушающим).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Национальный паремиологический фонд: генезис и прагматика (НИИ)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать паремиологический фонд языка как средство выражения ментальности народа. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - осознать паремии как отражение национального характера, ценностей и менталитета народа; - понимать источники культурно-значимой интепретации фразеологизмов; - анализировать паремий как культурные компоненты, передающие национальное самосознание; - рассматривать паремиологический состав языка, который позволяет глубже понять психологию и менталитет нации изучаемого языка; - анализировать и обобщить наиболее существенные концепции и взгляды на проблемы паремиологических единиц в современном тюркском языкознании; - понимать генезис и прагматику паремиологического фонда. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: пословичная картина мира как когнитивная структура в своей основе, на которую накладываются взаимодествующие с процессами когниции культурные, социальные, гендерные факторы. В паремиологичеком фонде языка выделяются основные концепты, соотнесенные с базовыми универсальными категориями, определяющими восприятие человеком мира и себя в мире. В паремиологической картине мира находит отражение отношение к результатам когниции - оценка и эмотивность. В паремиях проявляется менталитет народа, который можно назвать пословичным менталитетом. Пословичный менталитет слагается из устойчивых, глубинных черт народного менталитета.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Медиалингвистика (НИИ)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию функционирования языка в медиасфере или современной массовой коммуникации, представленной печатными, аудиовизуальными и сетевыми медиа. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - знать основы дискурсного анализа СМИ; - разграничивать понятия язык газеты, радио, телевидения, медийное речеведение, речевое поведение, внеречевые и речевые факторы, фактура и жанры медиатекстов; - понимать динамику языковых процессов и функционально-стилистический статус медиаречи; - рассматривать основные типы медиатекстов, их структуру и динамику; - анализировать лингво-форматные признаки новостных, информационно-аналитических, публицистических, рекламных текстов, а также медиатексты в рамках межкультурной коммуникации; - знать основные понятия и категории медиалингвистики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучаются основные разделы медиалингвистики: 1. Определение внутрилингвистического статуса языка СМИ; 2. Особенности функционально-стилевой классификации текстов; 3. Жанрово-видовая классификация; 4. Лингвостилистические особенности основных типов медиатекстов; 5. Экстралингвистические составляющие медиатекста; 6. Лингвомедийные технологии воздействия на индивидуальное и массовое сознание.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Политическая лингвистика
    Кредитов: 5

    Дисциплина ставит своей целью познакомить магистрантов с актуальным направлением языкознания – политической лингвистикой, установить методологический статус и онтологические характеристики политической лингвистики как научного направления и теоретической дисциплины. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - владеть терминологическим аппаратом политической лингвистики; - критически использовать языковой материал для анализа; - аргументировать основные приемы и методы политической лингвистики; - осуществлять коммуникацию с представителями различных культур в сферах культуры, политики, экономике; - содействовать реализации программ языковой политики РК; - соотносить функционирование и использование государственного языка как индикатора языковой и государственной идентичности представителями власти в политически маркированных ситуациях и сферах общения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: политическая лингвистика как особое научное направление; возникновение и основные этапы формирования казахстанской политической лингвистики с привлечением достижений истории и политологии; билингвальное коммуникативное пространство; особенности политической коммуникации в условиях полилингвальной языковой ситуации Республики Казахстан и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Рефлексивная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель  рассмотреть концептуальные предпосылки, онтологию и методологию исследования рефлексии в языке, включая объект и предмет, исходные принципы, категориально-понятийный аппарат, методы анализа и единицы. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - аналитически осмысливать и обобщать различную информацию; - систематизировать концептуальные предпосылки рефлексивной лингвистики; - оперировать методологическим статусом рефлексивной лингвистики; применять методы анализа и единицы рефлексивной лингвистики; - формировать концептуальную модель в процессе критического мышления; - интегрировать организацию и планирование интеллектуальных операций; - принимать решения, находить и анализировать информацию из различных источников; - идентифицировать коммуникативное намерение собеседника; - обосновывать различия и мультикультурность; - давать оценку способности к самоанализу, самоинтерпретации, рефлексии; порождать новые идеи. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: онтология и методология исследований рефлексии в языке; методы и приемы рефлексии; типы речевой культуры; виды познания и самопознания; концептуальные модели в процессе критического мышления; виды рефлексии (по цели, содеранию, функциям, по форме деятельности и т.д.) и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    Формулировать гипотезы, проблемы, цели и задачи научного исследования, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи лингвистических процессов в условиях подготовки НИР, использовать понятийно-терминологический аппарат в собственной научно-исследовательской деятельности с учетом меняющих научных тенденций.

  • Код ON2

    Использовать программное обеспечение в усвоении языков, демонстрировать навыки применения компьютерных программ и технологий в учебном процессе; конкретизировать цели и задачи обучения в соответствии с учебным процессом в условиях магистратуры; составлять учебно-методическую документацию для эффективного обеспечения учебного процесса.

  • Код ON3

    Обучать языкам в условиях отсутствия полных данных и логично, четко излагать свои идеи и умозаключения как для специалистов, так и для аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной лингвистической подготовки; определять специфику критериального оценивания учебных достижений обучаемых.

  • Код ON4

    Осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, полученных согласно процедуре лингвистического исследования; работать с достоверными источниками в области современной лингвистики.

  • Код ON5

    Практиковать новые правила казахской грамматики, орфографии и графики в современных условиях взаимодействия языка и общества, определять наиболее эффективные сферы применения полученных знаний и способностей в зависимости от потребностей рынка труда.

  • Код ON6

    Отстаивать собственные позиции и убеждать оппонентов, основываясь на валидных и достоверных результатах НИР; демонстрировать личностные качества и навыки, необходимые для успешного трудоустройства (владение языками, коммуникабельность, толерантность, общая и фунциональная грамотность, лидерские качества, работа в команде, написание доклада, выступления, владение компьютерными технологиями) и требующие проявления инициативы и личной ответственности в политической, образовательной, социально-культурной сферах.

  • Код ON7

    Делать выборку наиболее эффективных компьютерных технологий, необходимых для осуществления самостоятельного научного анализа, составления одноязычных, двуязычных, трехъязычных терминологических и толковых словарей, внедрения учебно-методических программ для школы и вуза.

  • Код ON8

    Использовать новейшие достижения в области контрастивного описания языков и усвоения языков для адекватного качественного перевода научных текстов; организовать работу переводческих компаний, центров обучения языкам с применений новых педагогических технологий, административных методов управления.

  • Код ON9

    Оценивать эффективность существующих программ обучения государственному языку, русскому языку и иностранным языкам в системе среднего, высшего и послевузовского образования РК в русле наблюдаемой языковой политики и языковой ситуации.

  • Код ON10

    Делать лингвистическую экспертизу и проводить аналогии, анализ социально-экономического контекста, используя общие и частные методы анализа, моделирования и генерации информации.

  • Код ON11

    Разрабатывать языковые корпусы казахского языка в сопоставлении с другими языковыми корпусами в зависимости от сложности, системности, объема, языковых уровней, текстового материала.

  • Код ON12

    Конструировать, планировать различные типы занятий разнообразными педагогическими методами, формировать и демонстрировать качества подготовки высококвалифицированных педагогических кадров новой формации на принципах тесной интеграции науки, образования и инноваций.

Top