Действующая образовательная программа

8D02204 Исламоведение в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в сфере исламоведения для государственных учреждений, системы образования, обладающих углубленным пониманием ислама как системы научного знания со специфическими мировоззренческими и методологическими проблемами, со сформированными практическими навыками и способных проводить аналитические, экспертные работы, прикладные научные исследования, осваивать новые объекты знания, генерировать их в сфере исламоведения и религиоведения, обладающих компетенциями мирового уровня в области исследований ислама, отвечающих требованиям рынка труда и современного этапа научного, социально-экономического и духовного развития Казахстана.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D052 Исламоведение
  • Направление подготовки 8D022 Гуманитарные науки
  • Шиитское богословие и философская традиция
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины ознакомить докторантов с основными этапами формирования и становления мусульманской религиозной философии, сформировать представление о богословско-правовых предпосылках ее становления. По завершении данного курса докторант способен: - демонстрировать системное знание и понимание становления и эволюции шиитской теологии; - раскрыть и объяснить особенности шиитской акиды, описывать, критически интерпретировать и различать основные положения вероучения данных школ; - сравнивать и критически интерпретировать распространенные теологические дискурсы шиитской теологии; - критический анализировать роли хадисов как источник в теологии шиитов; - оценивать современное состояние шиитского богословия на основе полученных результатов. Курс формирует представление о богословско-правовых предпосылках ее становления, знакомит с основными идеями шиитского богословия и философской традицией. Особенности шиитского вероучения. Методологические основания анализа Корана представителями шиитского направления ислама. Арабский язык и арабо-мусульманская философия. Авторитетные тексты ислама, исламская доктрина и их значение для формирования и развития философии. Ранние идейные течения в исламе, предшествовавшие возникновению философии. Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Становление и развитие суннитской теологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины рассмотреть суннитское богословие и эволюцию мусульманской теолого-философской мысли. По завершении данного курса ожидается, что докторант способен: - демонстрировать системное знание и понимание становления и эволюции суннитской теологии; - раскрыть и объяснить особенности матуридитской и ашаритской школ в акиде, описывать, критически интерпретировать и различать основные положения тафсира данных школ; - сравнивать и критически интепретировать распостраненные теологические дискурсы суннитской теологии; - оценивать трансформации, видоизменения, модификации, суннитской теологии, на основе полученных результатов, правильно их анализировать, аргументировать и прогнозировать возможные тенденции эволюции суннитской теологии в современном мире; - аргументировать методы интерпретации классических текстов, и применять их в научных исследованиях. Дисциплина раскрывает особенности теологических и философских вариантов пересечения суннитского богословия и теолого-философской мысли. Спецкурс направлен на изучение внутренней сущности арабской философии, определяемой как общим характером философии, так и особенностями классической арабо-исламской культуры. Особенности суннитского вероучения. Методологические основания анализа Корана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Истоки и история исламской религии
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является раскрытие основных содержаний основ исламской религии, которая считается источником культуры казахского народа. В результате изучения дисциплины докторант способен: - проводить семантический и этимологический анализ основных источников ислама; - успешно использовать полученные знания в научно-теоретических, аналитических и практических исследованиях; - овладеть теоретико-методологическими и научно-практическими знаниями в области история исламской религии; - владеть категориально-понятийным аппаратом и специальной терминологией, разработанной в рамках курса. - анализировать рукописей Корана и факсимиле собраний хадисов выявленных в мировых рукописних фондах. Модуль знакомит докторантов с исламской религией, исходящей из Корана, Сунны и исламских ученых, ролью в современном обществе. В ходе изучения дисциплины основной упор сделан на изучение сути содержания и тенденций развития ислама, учение ислама, нормы шариата, специфику источников, а также на исследование доктринальной школы и формирование концепции ислама в Казахстане.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Диалогическая миссия Пророка Мухаммада
    Кредитов: 5

    Целью преподавания дисциплины является изучение духовных основ диалогической миссии Пророка Мухаммада, на которых базируется религиозные убеждения мусульман. Развитие теологической культуры и идеологического сознания докторанта. В результате изучения дисциплины докторант способен: - владеть методологическими приемами в изучении науки хадис и применять их современном науке текстологии; - анализировать проблемные вопросы хадисоведения; - применять метод сопоставительного анализа при аналитике текстов; - применять текущие системы семантического анализа и этимологического учения хадисов; - оценивать классические работы по хадисоведению с позиций современных реалий; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы. Модуль знакомит докторантов с диалогической миссией Пророка Мухаммада, практикой исламского учения, правовым и философским пониманием особенностей Сунны. В ходе изучения дисциплины особо уделяется внимание культурфилософскому аспекту диалога, феномену пророчества в исламском мире, феномену «наби», «расул», «башир», «назир», «музаккир», «шахид», «даги» в исламской традиции. Раскрывается гуманистический смысл Священного Писания – Корана, рассматриваются принципы диалогической политики в исламском мире, акцентируется внимание на Худайбиском договоре как диалогическом миротворчестве.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Шиитское направление в исламе: догматика и ритуал
    Кредитов: 5

    Целью преподавания дисциплины является изучение категориально-понятийного аппарата в контексте изучения основ шиитской догматики; системно-целостное исследование учения шиизма и его специфики. В результате изучения дисциплины докторант способен: - владеть методологическими приемами в изучении истории шиизма; - анализировать проблемные вопросы; - использовать метод сопоставительного анализа при аналитике шиизма и суннизма по текстам мусульманских ученых; - владеть источниковедческим классическим материалом; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; - читать лекционные курсы и вести семинарские занятия. Модуль знакомит докторантов с использованием мультидисциплинарных подходов при изучении шиитского дискурса в контексте исламоведеческих дисциплин; научно-теоретическим и источниковедческим арсеналом. В процессе изучения дисциплины докторант изучает различия Суннизма и Шиизма, Шиизма и Хариджизма, их расхождения в вопросах догматики. Подробно останавливается на вопросах о наследовании власти в Арабском Халифате, концепции власти в Шиизме, роли Шиизма в становлении исламской идеологии. А также исследуется догматика Шиизма, источники формирования идеологии Шиизма.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Суфизм в исторической перспективе
    Кредитов: 5

    Цель курса формирование у докторантов систематические и глубокие знания в области истории суфизма. По завершении данного курса ожидается, что докторант способен: - изложить и анализировать причины и факторы возникновения суфизма как религиозно-мистического направления в исламе; - интерпретировать основные категории суфизма и их мировозренческое значение; - комментировать источники и каноническую литературу суфизма, понимать догматические и культовые различия тарикатов; - объяснить особенности интерпретации аятов и сур Корана сторонниками суфизма, различать региональные и этнокультурные специфики суфизма - анализировать основные работы суфизма в Центральной Азии и Казахстане в области веры, поклонения и нравственности. Изучение в рамках курса исторического развития суфизма позволит более полно и объективно оценить роль суфизма в истории ислама. В современной ситуации в мире, когда наблюдается субъективное отношение к исламу, внимание к конструктивным началам исламской культуры, важной частью которой является суфийская традиция, способствует формированию более объективной оценки вклада мусульман в развитие мировой цивилизации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основные источники исламского вероучения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – изучение с позиций исторической объективности и современных методологических подходов исламского вероучения в традиции. В результате изучения дисциплины докторант способен: - знать методологические приемы в изучении исламского вероучения и исламские концептуальные доктрины; - понимать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; - анализировать проблемы и вопросы исламского и исламоведческого дискурсов; - использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; - разрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; - рефлексировать над проблемами исламской философии и исламской теологии; - работать в научно-исследовательских проектах в области исламоведения; - анализировать проблемные вопросы. Модуль знакомит докторантов с теоретико-методологической базой и категориально-понятийным аппаратом исламоведческих дисциплин. В процессе изучения дисциплины изучаются фундаментальные исторические, духовные и социо-культурные значения феномена ислама, классические исламские тексты. Также акцентируется внимание на различия содержания и смыслов коранистики, исламской науки, исламского права, тафсира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель формирование творческих способностей докторантов в сфере избранного направления подготовки, овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, способности планирования, организации и поэтапного проведения научно-исследовательской деятельности, проектирования и осуществления комплексных исследований, научно-экспериментальной работы с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой научно-квалификационной работы (диссертации).

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Ислам и глобализация: основные тенденции взаимного влияния
    Кредитов: 5

    Цель курса подготовить выпускника докторантуры, владеющего концептуальным аппаратом современных теорий проектов модерна и постмодерна, концепции постсекулярного общества, обладающего способностью диагностировать теоретическое и практическое содержание различных концепций политического ислама, умеющего самостоятельно проводить анализ политического ислама как феномена глобального, европейского и казахстанского масштабов. По завершении данного курса ожидается, что докторант способен: - объяснить феномен глобализации, оценить ее позитивные и негативные стороны, отношение различных регионов и культур к глобализации; - раскрыть влияние глобализационных процессов на происходящие процессы в исламском мире; - прогнозировать вызовы в исламском мире спровацированные глобализационными процессами; - анализировать проявления радикализма. - объяснить и анализировать принципы ислама в эпоху глобализации Материал данного междисциплинарного курса и постановка в нем проблемы взаимосвязи ислама и политики носят новаторский характер. Докторанты получат представление о существующих в рамках отдельных дисциплин трактовках данной проблемы, но наряду с критическим освещением этого материала им будет предложена возможность освоения ряда достаточно новых для отечественного гуманитарного и социального знания междисциплинарных направлений мысли (постмодернизм, постколониальные исследования).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основные тексты ислама
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины «Основные тексты ислама» заключается в формировании у докторантов целостного, систематического понимания и знания разновидностей исламских источников, умения распознавать оригинальность текста на основе сравнительно-герменевтического исследования. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - критически анализировать понятийный, категориальный, методологический аппарат исламоведения, - демонстрировать профессиональное, компетентное понимание уместного использования теоретических принципов и методов исламских исследований по актуальным проблемам современной цивилизации, - применять современные технологические достижения в преподавании кирагат-чтения Корана; - систематизировать и различать концептуальные подходы в определении места Сунны в шариате и места хадисов в исламе и разрабатывать научные ответы на вопросы течений, которые игнорируют хадисы; - оценивать критерии, требования для определения уровня правдивости хадисов в науке жарх и тагдил; качественные и количественные методы исламских исследований. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие темы: Наиболее распространенные тексты видных мусульманских ученых, позволяющих распознавать оригинальность источников ислама на основе сравнительно-герменевтического исследования. Разновидности классических исламских источников. «Ал-Фатх ал-Кадир» как образец классического исламского источника по исламскому праву, «Шарх ал-акида ахл ас-сунна ва ал-джамаа» как образец классического исламского источника по исламскому вероучению, «Ихйа улум ад-дин» как образец классического исламского источника по исламской этике, «Сира Ибн Хишам» как образец классического исламского источника по биографии Пророка Мухаммада, «Джами ал-байан ан тавил айи ал-Куран» как образец классического исламского источника по толкованию Корана.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Феномен исламской цивилизации
    Кредитов: 5

    Целью преподавания дисциплины является изучение феномена исламской цивилизации, ее истории, особенностей и факторов, повлиявших на становление ценностей, культуры, обычаев и устоев. В результате изучения дисциплины докторант способен: - владеть методологическими приемами в изучении дискурса исламской цивилизации; - использовать метод сопоставительного анализа при аналитике культурологических текстов мусульманских ученых; - владеть обширным источниковедческим классическим материалом; - оценивать классические работы по исламской цивилизации в контексте образовательных парадигм с позиций современных реалий; - рефлексировать над проблемами философии исламской цивилизации и культуры; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы. Модуль знакомит докторантов с источниками, историей и особенностями развития исламской цивилизации, с методом сопоставительного анализа при аналитике культурологических текстов мусульманских ученых. В ходе изучения дисциплины отдельное внимание уделяется Раннему и Высокому Халифату, формированию исламской традиции в культуре народов Арабского Халифата, цивилизации и эпохе джахилийа. Подробно разбираются вопросы культурных традиции в исламской цивилизации: наследие кочевой и оседлой культуры, духовно-нравственное содержание исламской культурной традиции, а также феномен исламской культуры в историко-культурных процессах Казахстана и роль исламской науки, фальсафа, калама и суфизма в формировании исламской цивилизации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Суннитское богословие и эволюция мусульманской теолого-философской мысли
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является изучение суннитского познания Бога, знания и понимание процессов учения о Боге; понимание этапов изучения калама, истории и ее современной интерпретации. В результате изучения дисциплины докторант способен: - быть осведомлен о теоретических знаниях мусульманской теолого-философской мысли; - излагать на регулярной основе основы специфики когнитивно-семантического анализа; - проводить анализ суннитского богословия и теолого-философской мысли - работать в научно-исследовательских проектах в области религиоведения и исламоведения; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы. Модуль знакомит докторантов с основными понятиями исламской теологической философии, категорий и понятий; изучением и анализом литературы, касающейся хода работы, которая будет проводиться для уточнения суннитских текстов. Изучение дисциплины позволяет анализировать основные положения исторических и современных мусульманских дискурсных потоков, различать важные философские школы в соответствии с рамками хадисоведения, вникать в специфику акиды Имама аль-Матуриди, отличая ее от нетрадиционных вероучений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы коранистики
    Кредитов: 5

    Основной целью курса являются изучение истории и теоретических принципов толкования текста Священного Корана, формирование представлений об истории его ниспослания и кодификации. По завершению данного модуля докторант способен: - анализировать структуры, принципы и концепций основных источников исламского религиозного образования; - применять различные научные методы для толкования текста Корана; - интерпретировать основных идеи ислама в Коране, включая преемственность и дискуссию в развитии религиозных и философских проблем; - анализировать терминологический аппарат для понимания исламских религиозных текстов, и сформулировать их; - классифицировать тафсиры Корана в соответствии с религиознымы и тематическими аспектами авторов. Курс дает знание об особенностях содержания Корана: полемика, легенды, притчи, эпические сказания; основы вероучения, догматики, культа; правовые и этико-моральные установления. Отражение в Коране идеологических, социальных, экономических и этико-моральных проблем эпохи. Историческая основа коранических сказаний. Историю сложения канона, историю текста Корана. Лингвистические особенности Корана. Тафсир и переводы Корана

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Исламофобия и стереотипы на религиозной почве
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать основные направления по проблеме исламофобии и стереотипов на религиозной почве. В результате изучения дисциплины докторант способен: 1. проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения в изучении исламского вероучения и исламских концептуальных доктрин; 2. критически определять стереотипные подходы к изучению ислама; 3. анализировать контексты возникновения исламофобии, проблемы и вопросы исламоведческого дискурсов в изу-чении феномена исламофобии; 4. использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; 5. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; 6. организовать и руководить работой координационных структур и осуществлять представительско-посреднические функции в различных областях профессиональной деятельности; 7. выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функциони-рование общественно-политических институтов в странах региона специализации; 8. работать с основными принципами и методами проведения научных исследований ислама и в научно-иВыработать у докторантов способность обрабатывать, анатировать, создавать, анализировать сложные явления и тенденции в сфере политической, религиозной жизни. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: исламофобия и стереотипы в религиозном про-странстве Казахстана; сущность исламофобии и идеологии ее возникновения; влияние исламофобии на религиозное сознание; основные источника ислама; идейные основы и основополагающие принципы ислама суннитского толка в рамках толкований ханафтиского мазхаба; соотношение ислама и традиций в рамках суннизма ханафитского толка; ключевые различия между мировоззрением ислама «ханафитского толка», «политическим исламом» и религиозным либерализмом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины формирование способностей структурированного изложения собственных идей, создавать научные и научно-информационные тексты различных видов с учетом специфики академического дискурса. Дисциплина раскрывает научность, достоверность, новизну, актуальность, особенности структуры, логики, специфики научного стиля. Приемы анализа нормативно-стилистических ошибок в НТ. Создание научных текстов в соответствии с выбранным профилем, темой докторской диссертации

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Ханафитский мазхаб как путь диалога в религиозной традиции ислама
    Кредитов: 5

    Цель изучения дисциплины: дать представление об основных этапах и содержании основ теологии с древнейших времен до наших дней. По завершении данного курса докторант способен: - продемонстрировать глубокое знание социально-исторических и теолого-догматических предпосылок генезиса и развития основных правовых масхабов в исламе; - аргументитовать и интерпретировать канонические основоположения ханафитского масхаба, анализировать и логический аргументировать особенности ханафитского мазхаба; - объяснить роль основоположника данной школы Абу Ханифы в формировании и распространении этого направления; - описать и объяснить, интерпретировать и анализировать правовые источники и процедуру принятия решения в ханафитском мазхабе; оценить современное состояние и перспективы развития ханафитского мазхаба. Курс освещает роли и значения богословов ханафитского мазхаба в истории Центральной Азии в VIII-XV веках. Раскрывается ключевая роль богословов-ханафитов в многовековых процессах взаимодействия ислама с местными культурными традициями, его адаптации в регионе с разнородным этническим составом, особенностями в экономике, культуре, обычаях и верованиях. Также прослежена история богословской школы Центральной Азии, которая дала множество великих имен, выдающихся произведений для развития исламской цивилизации.. Знание основополагающих теоретических положений исламской религии, на которые должен опираться любой исследователь, предстает как непреложное условие подготовки мусульманских теологов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON12

    быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки, работать в команде, презентовать результаты своей учебной и научно-исследовательской деятельности в статьях, опубликованных в рейтинговых журналах, входящих в международные базы данных Thomson-Reuters или Scopus, а также в национальных и международных рецензируемых изданиях, монографиях, учебных пособиях, решать задачи профессионального и личностного развития.

  • Код ON7

    синтезировать и трансформировать результаты проведенных практических и социологических исследований в области исламоведения и религиоведения при составлении рекомендации, аналитических справок и иных информационных материалов с использованием современных научно-методических и технических достижений в области исламоведения и религиоведения;

  • Код ON10

    планировать и проводить качественные занятия в системе высшего и среднего профессионального образования с использованием умелого сочетания традиционных и инновационных методик, интерактивных, личностно-ориентированных технологий; участвовать в работе казахстанских и международных исследовательских коллективов по решению научных и образовательных задач в области исламоведения;

  • Код ON3

    применять при написании аналитических отчетов по разнообразным проблемам исламоведения, деструктивным салафитским культам и т.д. теоретико-методологические достижения исламоведческой науки и инновационные информационно-технические программы;

  • Код ON8

    создавать самостоятельный медиаконтент по актуальным проблемам исламоведения, видеопродукцию с формулированием проблем, цели, задач, выводов, положений с использованием знаний и методологии смежных научных областей и цифровых технологий;

  • Код ON5

    дифференцировать и осуществлять полевые исследования в сфере культово-ритуальной практики, вероучения ислама и других религии на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием эмпирических и теоретических методик и научных технологий;

  • Код ON4

    выстраивать при осуществлении экспериментальных исследований по сложным проблемам исламоведения исследовательский процесс на основе современных компаративистских и иных методологических подходов и информационных технологий на государственном и иностранном языках;

  • Код ON2

    осуществлять прогнозирование развития межконфессиональной ситуации, роли и места ислама в религиозном пространстве страны, опираясь на аналитические исследования и полученные фундаментальные, системные знания, используя современную методологию и IT-технологии;

  • Код ON6

    разрабатывать инновационные стартапы в области исламоведения и религиоведения, межконфессиональных отношений (кроссплатформенные устройства, приложения, электронные карты и т.д.) для выявления религиозности населения, фильтрации контента по различным направлениям ислама и других религий, отслеживанию деструктивных, экстремистских, салафитских течений в исламе и других религиях с использованием инновационных научных методик и технологий, в частности междисциплинарного, системного, компаративистского подхода;

  • Код ON9

    презентовать в управленческой среде результаты своей учебной и научно-исследовательской деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, комментариев к государственным документам и т.д. на основе новейших информационно-технических достижений в сфере исламоведения и междисциплинарных областях;

  • Код ON1

    делать экспертные заключения различной степени сложности на научные материалы (монографии, статьи, видеосюжеты, аудиозаписи и т.д.) исламоведческого, религиоведческого характера с применением новейших информационных, коммуникативных технологий для государственных учреждений, системы образования и иных учреждений;

  • Код ON11

    организовывать работу социально-реабилитационных центров для людей, попавших в деструктивные религиозные культы на основе новейших инновационных достижений в области психологии и социологии религии, междисциплинарных исследований в сфере религиоведения, направленных на снижение уровня радикализации некоторых групп населения, проведения разъяснительной работы по проблемам экстремизма и терроризма среди населения, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы путем выездных заседаний;

Top