Действующая образовательная программа

7M03104 Культурология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Дисциплины

  • Актуальные практики памяти

    Дисциплина направлена на получение знаний теоретических основ Memory Studies, на развитие практических навыков исследования актуальных практик памяти. Целью дисциплины является формирование у обучающихся современных знаний о процессах коммеморации и актуальных практиках памяти, знания о том, как происходит репрезентация коллективной памяти. В рамках курса обучающиеся получат знания об основных концепциях памяти, базовых концептах Memory Studies, научатся выявлять логику процессов коммеморации в современной культуре, разовьют навыки академического письма. Полученное знание позволит обучающимся на профессиональной уровне критически анализировать происходящие социокультурные процессы, исследовать актуальные практики памяти в современном Казахстане. Содержание дисциплины способствует формированию личных ценностных установок, пониманию направленности культурной политики в Казахстане.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные теории нациостроительства

    Дисциплина направлена на формирование понимания современных теорий нациостроительства и их применения в разных контекстах. Цель дисциплины — развить критическое мышление и аналитические навыки в изучении процессов формирования наций. В рамках дисциплины рассматриваются исторические и современные подходы к нациостроительству, роль политических, культурных и экономических факторов, а также примеры успешных и неудачных попыток создания национальных идентичностей. Магистранты изучают концепции национализма, этничности и государственности, анализируя их влияние на современное общество.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Целью дисциплины является приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного обучения, позволяющих использовать иностранный язык (уровень сверхбазовой стандартности (С1) как средство общения для успешной профессиональной и научной деятельности будущего магистра, способного конкурировать на рынке труда. Курс обучения предполагает изучение английского языка в профессиональном и академическом контексте в соответствии с образовательной программой. Основное внимание уделяется изучению и активному использованию специфической терминологии, связанной с профессиональной и научной сферой, критическому чтению, анализу текстов, восприятию информации, полученной через прослушивание, развитию академических навыков письма, необходимых для написания научных работ, а также развитию навыков устной речи для коммуникации в академической среде.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Социогуманитарное знание: методологические аспекты

    Дисциплина направлена на формирование понимания методологических аспектов социогуманитарного знания. Цель дисциплины — развить навыки критического анализа и применения методологических подходов в исследованиях. В рамках дисциплины рассматриваются основные методы и методологии социальных и гуманитарных наук, включая качественные и количественные исследования, интерпретативные и критические подходы. Магистранты изучают вопросы теории и практики методологии, этические аспекты исследований и применение различных методологических инструментов в анализе социальных и культурных явлений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Ориентализм и постколониальная критика

    Дисциплина направлена на получение знаний в области ориентализма и постколониальных исследований. Целью дисциплины является формирование у обучающихся представлений о современных постколониальных исследованиях как историко-культурного феномена. В рамках дисциплины рассматриваются исследование сложных культурных объектов на примере постколониальных исследований, основные подходы и способы анализа культурных феноменов, процессов и практик в постколониальных обществах, современные критические теории колониального опыта, различные формы повседневной культурной коммуникации; актуальные культурные формы и процессы в РК для рефлексии о собственном историческом опыте.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы цифрового мышления и цифровая этика

    Дисциплина направлена на понимание основ цифрового мышления и цифровой этики, ее влияния на инновационные преобразования во всех сферах общественной жизни в современную эпоху. Цель дисциплины – изучение через фрейм «цифрового поворота» актуальных тенденций формирования цифрового мышления и этики в глобализирующемся мире, оказывающих влияние на цифровую трансформацию современного казахстанского общества. В рамках дисциплины рассматриваются теории и концепции цифрового общества, в том числе связанные с такими темами, как цифровой идентичность, цифровая самопрезентация и онлайн-репутация, интернет вещей, безопасность и конфиденциальность в интернете, этика интернет-исследований, этика больших данных, экологические аспекты цифровых технологий и цифровая дискриминация.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Дисциплина направлена на изучение истории науки, философских основ научного знания и методологии научного исследования. Цель дисциплины - формирование у магистрантов целостного понимания развития науки как социального института, а также в освоении методологических основ и проблем современной науки. Дисциплина знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, а также с философскими проблемами конкретных наук в их современном состоянии. Дисциплина способствует критическому анализу современных научных достижений, выработке методологической культуры научно-исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Архивное дело в исследовании культуры

    Дисциплина направлена на формирование навыков использования архивных данных для исследования культуры. Цель дисциплины — развить умение анализировать и интерпретировать архивные материалы в контексте культурных исследований. В рамках дисциплины рассматриваются методы работы с архивами, цифровизация архивов, а также роль архивных источников в изучении культурных процессов. Магистранты изучают техники поиска, оценки и применения архивных данных для создания научных и исторических работ. Дисциплина формирует навыки классифицирования документов в сфере культуры архивного фонда Республики Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Исследование и экспертиза историко-культурного наследия

    Дисциплина направлена на формирование умений и навыков исследования и экспертизы историко-культурного наследия. Цель дисциплины — подготовка специалистов, способных оценивать, сохранять и популяризировать историко-культурные объекты. В рамках дисциплины рассматриваются методы и принципы историко-культурного анализа, правовые и нормативные аспекты охраны наследия, а также современные технологии и подходы к сохранению культурных ценностей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель: формирование основ профессионально-педагогической культуры магистрантов, освоение теоретических основ современной педагогической науки. Содержание: педагогика высшей школы: предмет, задачи, функции и место в системе педагогических наук. Сущность явлений и процессов высшего образования, его основных тенденции развития. Структура педагогического процесса высшей школы. Технологии, методы и формы организации обучения и воспитания студентов. Педагогический менеджмент в системе высшего образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Краеведческие исследования

    Дисциплина направлена на формирование знаний и навыков исследования в области краеведения. Цель дисциплины — изучение исторических, культурных и природных особенностей региона. В рамках дисциплины рассматриваются методы краеведческих исследований, источники информации, анализ и интерпретация региональных данных, а также практические аспекты проведения полевых исследований и их документирования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные методы исследования культуры

    Дисциплина направлена на формирование навыков использования современных методов исследования культуры. Цель дисциплины — развить критическое мышление и аналитические способности в области культурных исследований. В рамках дисциплины рассматриваются качественные и количественные методы, включая этнографию, дискурс-анализ, визуальные методы, и цифровые гуманитарные науки. Магистранты изучают применение этих методов для анализа культурных текстов, практик и явлений, а также этические аспекты исследований и интерпретации данных; современные теоретические знания в области культурологии, необходимых для профессиональной и социально-практической деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Эпистемология деколониального поворота

    Дисциплина направлен на изучение эпистемологии деколониального поворота — сравнительно нового движение критической мысли, ставящее под вопрос логику и систему существующего знания Цель дисциплины - изучение новых знаний и подходов в исследовании современной культуры и формирование навыков сравнительного анализа у обучающихся. В рамках дисциплины рассматривается концепции и дискурсы постколониального и деколониального.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Маргинальная эпистемология XX века

    Дисциплина направлена на формирование понимания социокультурных особенностей процессов производства знания. Цель дисциплины - научить магистрантов разбираться в кросскультурных, междисциплинарных взаимосвязях. В рамках дисциплины рассматриваются философские теории, имевшие на момент своего возникновения статус маргинальных, но в дальнейшем оказавшие значительное влияние на развитие мировой философской мысли, гуманитарных наук и различных направлений искусства.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психология управления..

    Дисциплина позволяет усваивать основные теории и концепции методики преподавания психологии управления в современной отечественной и зарубежной науке, методические и технологические особенности управления в преподавании психологических дисциплин как теоретической, так и практической направленности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Прикладная этика

    Дисциплина направлена на изучение актуальных нравственно-практических проблем, выработки практических навыков работы с конкретными моральными ценностями, прогнозирования нравственных трансформаций. Цель дисциплины – изучение актуальных проблем современной практической этики, исследовательской этики, этические стандарты. В рамках дисциплины рассматриваются теоретические основы прикладной этики, кейсы из различных сфер общества и методы этической экспертизы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современная компаративистика

    Дисциплина направлена на формирование навыков сравнительного анализа различных культурных и социальных явлений. Цель дисциплины — подготовка специалистов, способных применять методы компаративистики для исследования культурных процессов. В рамках дисциплины рассматриваются теоретические основы и методологические подходы сравнительного анализа, изучение кейсов и примеров из разных культур, а также разработка собственных сравнительных исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Дизайн исследования в культурологии

    Дисциплина направлена на формирование навыков разработки и проведения исследований в области культурологии. Цель дисциплины — подготовка специалистов, способных разрабатывать исследовательские проекты, анализировать культурные явления и тенденции. В рамках дисциплины рассматриваются методология и методы культурологических исследований, способы сбора и анализа данных, а также принципы интерпретации результатов исследований. Дисциплина ориентирована на развитие научно-исследовательского мышления и соответствующих компетенции, с учетом методологической и методической специфики направления.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Сакральное пространство Казахстана

    Дисциплина направлена на формирование знаний о сакральных местах Казахстана и их культурном значении. Цель дисциплины — изучение исторического, культурного и духовного наследия сакральных объектов. В рамках дисциплины рассматриваются основные священные места Казахстана, их история, легенды и влияние на современное общество, а также методы сохранения и популяризации этого наследия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новое и инновационное мышление

    Дисциплина направлена на формирование креативного и инновационного мышления. Цель дисциплины — развитие способностей генерировать новые идеи и подходы для решения различных задач. В рамках дисциплины рассматриваются методы креативного мышления, техники генерации идей, инновационные стратегии и подходы к решению проблем. Дисциплина дает общее представление о духовно-нравственных факторах современного инновационно-индустриального развития Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Визуальные методы в гуманитарных науках

    Дисциплина направлена на формирование навыков использования визуальных методов в исследовательской работе. Цель дисциплины — подготовка специалистов, способных применять визуальные инструменты для анализа и интерпретации культурных и социальных явлений. В рамках дисциплины рассматриваются принципы визуального анализа, методы работы с визуальными данными, а также использование мультимедийных технологий в гуманитарных исследованиях.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Медиакультура в современную эпоху

    Дисциплина направлена на углубленное изучение медиакультуры как уникального явлении на основе междисциплинарного подхода. Цель дисциплины - углубить понимание современных критических теорий медиа, освоить методологию изучения процессов и практик современной медиакультуры. В процессе обучения магистранты усовершенствуют навыки критического анализа медиатекстов; научатся формировать проектные задания по медиакультуре; освоят методологию изучения процессов и практик современной медиакультуры; смогут демонстрировать умение выстраивать коммуникационные стратегии, работать в команде, освоят дискурсивный, нарративный, семиотический методы анализа медиатекстов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в организациях образования; анализировать, интерпретировать и оценивать современные концепции философии науки (чтение, комментирование, анализ текстов); знать основы теории и методологии, имплементировать научные методы, концепты социогуманитарного знания в профессиональной сфере; принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов; учитывать в планировании, организации и проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего образования).
  • Применять иностранные языке в устной и письменной формах для решения задач профессиональной деятельности; самостоятельно читать иноязычную научную литературу; применять психологию принятия управленческих решений, психологию коммуникации и общения.
  • Анализировать теории, концепции нациостроительства и Memory Studies; выявлять логику процессов нациостроительства и коммеморации в современной культуре; описывать и классифицировать объекты культурного наследия; составлять отчеты по итогам проделанной работы, сдавать их в архивы; владеть современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации; реализовать экспертно-практическую работу; навыки систематизации и каталогизации информации об историко-культурных объектах; организовывать и проводить полевые исследования исторических и культурных объектов; применять этнографические и антропологические методы для изучения местных сообществ.
  • Применять теории, концепты, методы, которые вырабатываются в русле современных исследовательских программ, связанных с изучением культурных форм, повседневной культуры, процессов, практик, эпистемологии ХХ века; анализировать и оценивать основные направления современных постколониальных и деколониальных исследований; сравнивать и критиковать культурологические теории; описывать порядок действий при решении проблем в контексте культуры повседневности, разработать самостоятельные исследовательские работы с использованием полученных знаний и навыков.
  • Руководить и участвовать в разработке и реализации проектов в области культуры; формировать проектно-консультационные задания: составлять заявки, планировать, консультировать, составлять расчеты на социально значимые, инновационные проекты; осуществлять дискурс анализ текстов медиакультуры; использовать новые методы развития инновационного мышления, интермедиальной компаративистики, генерировать идеи в области культуры.
  • Писать академические тексты, демонстрируя знание логики и структуры академического письма; формулировать новые идеи; критически анализировать тексты культуры; применять методы современной компаративистики в исследовательской практике.
  • Анализировать, разрабатывать и внедрять технологические решения с учетом принципов цифрового мышления, цифровой и прикладной этики, обеспечивая их соответствие этическим, социальным и правовым требованиям; применять цифровое мышление и этику для анализа, разработки и внедрения ИИ-решений, оценивать их влияние на общество и принимать ответственные решения.
Top