Действующая образовательная программа

8D02205 Археология и этнология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы – подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций, выраженных в способности к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей в мировой археологии и этнологии; способных к инновационной деятельности в науке, образовании и культуре на основе углубленного изучения теоретических и методологических аспектов исторической науки, а также системного использования знания и методологии смежных научных областей и цифровых технологий; способных создавать новое концептуальное знание, основанное на разработке актуальных проблем в мировой археологии и этнологии, развивающих современную науку; сформулировать свои собственные заключения в научно-исследовательской и научно-педагогической сферах, аргументировано презентовать его специалистам в условиях научных дискуссий.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D053 История
  • Направление подготовки 8D022 Гуманитарные науки
  • Казахстан в системе культур раннего железного века степной Евразии
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность анализировать культуры раннего железного века Казахстана в системе культур сако-скифских племен степной Евразии. Дисциплина направлена на изучение общего и особенного в сложении и развитии сако-скифских культур; культурных феноменов цивилизации ранних кочевников Казахстана, создание информационной базы данных памятников ранних кочевников Казахстана, взаимодействия со специалистами других стран.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Междисциплинарные методы в археологической и этнологической науке
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность применять естественно-научные методы при исследовании археологических объектов. Дисциплина направлена на изучение современных междисциплинарных подходов в археологии и этнологии; естественно- научных методов сохранения и реставрации археологических памятников и этнографического материала, взаимодействия со специалистами смежных областей знания, интегрирования результатов исследований в информационные базы данных

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретические аспекты изучения сакского культурного комплекса
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность синтезировать новые идеи в рамках изучения сакского культурного комплекса на основе междисциплинарных исследований. Курс формирует: теоретико-методологическую основу исследования культурного комплекса раннекочевнических культур, способность реконструировать соотношение населения Казахстана и сопредельных территорий на основе анализа отдельных компонентов культуры, интепретировать культуроформирующие факторы, анализировать феномен «степная цивилизация», создание информационной базы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Этноконфессиональные процессы в РК
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины –сформировать способность к анализу функций и специфики проявления религиозного фактора в полиэтническом и многоконфессиональном казахстанском обществе. Дисциплина направлена на изучение функций и специфики проявления религиозного фактора; теоретико-методологических основ исследования; механизма воздействия религиозного фактора на состояние и динамику межэтнических отношений; основных мер по предупреждению и разрешению противоречий и конфликтных ситуаций между различными этнонациональными и конфессиональными группами населения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Эволюция культур каменного века на территории Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность реконструировать генезис археологических культур эпохи камня на основе междисциплинарных исследований. Курс предполагает: углубленное изучение теоретических и методологических основ археологических культур, геоморфологической обстановки эпохи камня на основе междисциплинарных исследований, анализ теорий культурной эволюции, сравнение соотношения культур каменного века, разработка новых методик исследования памятников, создание информационной базы данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Особенности хозяйственной деятельности казахской диаспоры Центральной Азии
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность исследовать особенности хозяйственной деятельности казахской диаспоры Центральной Азии. Будут изучены социально-экономические, этнические, политические факторы, типология, исторические основы, региональные особенности и способы ведения хозяйственной деятельности казахской диаспоры, проведена совместная работа со специалистами соседних государств, будут разрешаться проблемные ситуации в ходе профессиональной деятельности, продемонстрирован высокий уровень профессиональных компетенций

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Нация и этнос в этнологической науке
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность анализировать и синтезировать современные проблемы теории нации и этноса на основе изучения концепций об этнических проблемах в мировой этнологии и культурной антропологии; Дисциплина направлена на изучение: отечественных и зарубежных концепций теорий нации и этноса, иерархических классификаций этноса, социально-исторических типов нации и этноса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иеротопия: историко-археологическое исследование сакрализации пространства в тюркской культуре (VI-XII вв.)
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность анализировать генезис феномена сакрального в тюркской культуре для реализации собственного исследования. Курс формирует: теоретико-методологическую основу исследования сакрализации пространства в тюркской культуре, способность интерпретировать мифопоэтические структуры, воплощающиеся в этнознаковых функциях, культурных кодах, сакральных взаимодействиях; проводить сравнительно-историческое исследование сакральных архетипов семиосферы казахской культуры в контексте кросскультурного универсализма.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Древняя и средневековая урбанизация Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель - раскрыть феномен степных городов и процессов урбанизации Казахстана, выявить и классифицировать этапы урбанизации и их особенности. Дисциплина направлена на изучение городов Казахстана и предпосылки их возникновения, внешний вид и внутреннюю структуру; вопросы урбанизации в период тюркского, тюргешского, караханидского и других каганатов, интегрировать результаты работ в информационные базы данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Целью дисциплины является формирование навыков использования методологии смежных наук и цифровых технологий. Будут рассмотрены: применение общенаучных методов, методологии естественных, гуманитар-ных, социальных наук. Дисциплина базируется на сумме знаний, полученных в ходе изучения гуманитарных наук, осуществляет методологи-ческую и методическую функции по отношению ко всем дисциплинам образо-вательной программы как эффективное средство для проведения научных иссле-дований во всех областях археологии, этнологии, музеологии, памятнико-ведения.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Генезис тюркской государственности: историко-археологическое исследование форм самоорганизации кочевых и оседлых общностей тюрков на территории Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель - анализировать генезис тюркской государственности на основе проведения историко-археологического исследования форм самоорганизации кочевых и оседлых общностей тюрков на территории Казахстана. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу изучения форм самоорганизации кочевых и оседлых общностей тюрков, способность реконструировать модель развития государственности, синтезировать и интегрировать результаты исследования в информационные базы данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Становление и развитие древних культур Казахстана в эпоху палеометалла
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность разрабатывать модели генезиса древних культур эпохи бронзы с использованием междисциплинарных исследований для реализации собственного исследования. Курс формирует: теоретико-методологическую основу понимания ключевых проблем в археологии эпохи бронзы, способность анализировать процессы культурогенеза, критически оценивать преемственность, взаимосвязи и взаимовлияния, направления развития локальных племен эпохи бронзы, создание информационной базы данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины - сформировать навыки написания критических текстов, структурирован-ного изложения собствен-ных идей. Будут рассмотрены следующие вопросы: подготовка презентации по намеченной теме; выраже-ние и аргументирование своей идеи в письменном виде; использование приемов структурирования академических работ; оформления ссылок, биб-лиографии, в том числе на иностранном языке; публикации научных статей в журналах с показателями Q1-Q4, и в изданиях с высоким импакт-фактором или JCR-цитируемостью.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Историко-культурные памятники казахской диаспоры Центральной Азии
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность проводить исследования историко-культурных памятников казахской диаспоры Центральной Азии. Будут изучены региональные историко-культурные памятники казахской диаспоры Центральной Азии, история формирования историко-культурных памятников традиционной казахской архитектуры, типология историко-культурных памятников, проведены мероприятия по охране историко-культурных памятников совместно со специалистами Центральной Азии, будут разрешаться проблемные ситуации в ходе профессиональной деятельности

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Этнополитические процессы современности
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность выявлять общее и особенное в этнополитической ситуации в современном мире на основе изучения региональных особенностей. Дисциплина направлена на изучение основных направлений, тенденций, политико-правовых норм регулирования этнополитических процессов в мире; типологии этнополитических ситуаций; взаимодействия в научном сообществе, разрешению проблемных ситуаций в процессе профессиональной деятельности

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Периодизация и хронология памятников эпохи бронзы Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность использовать основные междиспилинарные инструментарии определяющие хронологию бронзового века. Дисциплина направлена на изучение: теоретическо-методологических проблем хронологии и периодизации памятников бронзового века; классификации и типологии памятников; материальной и духовной культуры; формирование и периодизации андроновской культурной общности, стратификация памятников бронзового века, создание информационной базы данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методика комплексного исследования мемориально-культовых и поселенческих памятников степной зоны
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность осуществлять комплексные исследования мемориально-культовых и поселенческих памятников. Будут изучены региональные особенности культовых и поселенческих памятников, методика их изучения, проблемы генезиса памятников, вопросы историко-культурного, этнографичес- кого изучения культовых и поселенческих памятников, история формирования памятников традиционной казахской архитектуры, создание информационной базы данных, коллективная работа по выбранной проблематике.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON11

    ON11 разрабатывать исторические и социально-политические аспекты в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма

  • Код ON5

    ON5 быть в курсе этнологических направлений в изучении этногенеза и этногенетических процессов, а также современных подходов, тенденций и трендов в изучении межнациональных контактов и отношений в рамках современных научных парадигм знания; разрабатывать научные прогнозы и проводить экспертизы по проблемам истории, культуры, межэтнических отношений и археологическим материалом а также консультировать в решении межэтнических конфликтов.;

  • Код ON9

    ON9 планирование научно-исследовательской работы, с тематикой исследовательских работ; обосновать разработанные концепции по археологическим открытиями и этнографическими особенностями культур народов мира; создавать информационную базу археологических исследований, оцифровка в размещение в сети Интернета; разрабатывать информационные системы, интегрирующие результаты полевых работ и данных о важнейших древних и средневековых культурах на территории Республики Казахстан

  • Код ON8

    ON8 Устанавливать отношения между проблемами базовыми принципами и браться за решение не разработанных и нерешенных проблем в различных областях исследования; трактовать основные принципы новых методологических парадигм и применять их при анализе археологических артефактов и современных концепций; внедрять современные технологии выявления и обследования памятников археологии, реализовать необходимость пересмотра ранее изученных памятников в контексте новейших открытий в археологии; реализовывать научно-исследовательскую работу с применением ГИС-методов исследования

  • Код ON12

    ON12 Соблюдать нормы взаимодействия в научном сообществе, о научной этике ученого-исследователя, быть лидером в коллективе, проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональных компетенций, разрешать проблемные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

  • Код ON3

    ON3 Выстраивать исследовательский процесс по теме диссертации; аргументированно и обоснованно представлять научные результаты для обсуждения в научных дискуссиях и публикациях в рейтинговых журналах, а также в национальных и международных рецензируемых изданиях; проводить экпертизы археологических объектов, представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях, фундаментальных научных отечественных и международных проектах в сфере археологии; делать экспертную заключению по научным проектам и научных отчетов по археологическим и этнографическим исследованиям

  • Код ON1

    ON1 Демонстрировать фундаментальные теоретические и системные знания в области археологии и этнологии; знать основные концепции по периодизации и хронологии археологических памятников, а также датировку орудиий труда, погребений и курганов; проводить научные исследования этносоциального и этнокультурного развития народов мира во взаимодействии с социально-политическими и экономическими процессами на основе сопоставительного анализа современных достижений этнологии

  • Код ON6

    ON6 Проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные на основе целостного системного научного мировоззрения; разрабатывать методический инструментарий, нормативные документы, информационные материалы для осуществления исследовательской и аналитической проектной деятельности; интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по проблемам археологии и этнологии с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.

  • Код ON2

    ON2 Интерпретировать научные концепции о культурно-исторических, социокультурных и этнокультурных процессах на территории Казахстана с эпохи древности до современности, ключевые дискуссионные проблемы, существующие в мировой археологии и этнологии; разработать новые концепции этногенеза и культурогенеза, и их преемственность с культурами племен последующих эпох; интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по проблемам археологии и этнологии с целью описания и анализа современных исследовательских подходов

  • Код ON7

    ON7 использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках, организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управление коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на её социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности

  • Код ON4

    ON4 Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями производства и общества; организовать оптимальный педагогический процесс в высшей школе с учетом его готовности к инновационной деятельности в сфере науки; разрабатывать учебно-методические материалы с применением новых образовательных технологий и методик обучения с учетом их критического осмысления;

  • Код ON10

    ON10 проводить междисциплинарные исследования, комплексного изучения археологических материалов во взаимодействии со научными специалистами естественнонаучного и технического профиля; разрабатывать оригинальную методику исследования археологических памятников и информационного сопровождения исследовательской и аналитической проектной деятельности на основе собственных исследований;

Top