6B02206 Религиоведение в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
-
Цель образовательной программы Подготовка компетентных выпусников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в области религиоведения, владеющими современными методиками религиоведческой науки, способных применять полученные научные познания в практической действительности.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B033 Религия и теология
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Основы финансовой грамотности
Цель: формирование у обучающихся рационального финансового поведения при принятии решений, касающихся личных финансов, а также способности критически оценивать процессы использования современных финансовых услуг и цифровых технологий. В рамках курса обучающиеся научатся использовать на практике финансовые инструменты, сохранять и приумножать собственные накопления, планировать личный бюджет, уметь исчислять налоги, анализировать финансовую отчетность и использовать методы оценки эффективности инвестиций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Антикоррупционная культура
Цель изучения дисциплины: раскрытие таких категорий, как право и государство, дать необходимое общее представление студентам о национальных отраслях права, ознакомление с основными нормами права Республики Казахстан, в том числе нормативно-правовыми актами в сфере конституционного, административного, гражданского, уголовного и иных отраслей права Казахстана.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инклюзивная культура в современном обществе
Целью дисциплины является формирование у студентов навыков знаний основ инклюзивной культуры общества, базовых принципов инклюзивной культуры, а также знания нормативно-правовых аспектов организации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В результате освоения дисциплины формируются способности студентов использовать принципы инклюзии в социальной и профессиональной сферах, способности выбирать коммуникативные стратегии в мультикультурном обществе.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в специальность
Данная дисциплина рассматривает основные этапы развития религиоведения как науки, а также дает представление о фундаментальных теоретических и методологических особенностей религиоведения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство и бизнес
Цель изучения учебной дисциплины «Предпринимательство и бизнес»: через теоретические, научные и практические знания сформировать у студентов готовность к созданию собственного дела, участия в предпринимательской деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Устойчивое развитие, экология и безопасность жизнедеятельности
Цель: дать знания о принципах устойчивого развития, основ целей устойчивого развития (ЦУР), ESG-принципов, декарбонизации и научить анализировать взаимосвязь экологических, социальных, экономических факторов, оценивать риски и разрабатывать устойчивые стратегии глобальных экологических и социальных вызовов и их последствий, экобезопасности водных ресурсов, воздушного бассейна, деградации земельных ресурсов, продовольственной безопасности, природных и техногенных бедствиях, связанных с антропогенной деятельностью и способах защиты от них.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы научных исследований
Дисциплина направлена на формирование знаний о логике и замысле научного исследования, системе методов научного исследования, умений применять релевантные методы, соответствующие задачам исследования, при выполнении выпускных работ. Содержание дисциплины охватывает следующие разделы: общая характеристика научного исследования, логическая структура исследования, классификация методов научного исследования, особенности проведения эксперимента, оформление результатов научного исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория религии
Предметом изучения «Теории религии» как учебной дисциплины является изучение основных теорий и понятий касающихся исследования религии. Содержание курса - дать студентам целостное представление о религии как сложном многоуровневом и многоаспектном феномене, как целостном мировоззрении, охватывающем всю ширь и глубину вопросов отношений человека с Абсолютным началом - Богом.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Религия и политика
Цель дисциплины – дать представление о связях между религией и политикой, религией, политикой и моралью, познакомить студентов с особенностями понимания связи религии и политических явлений в различных конфессиях. Дисциплина должна способствовать развитию у студентов аналитических способностей в понимании различий отношения к данной проблеме представителей разных цивилизаций.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История религии
Содержание курса «История религии» состоит в изучении истории как мировых религий, так и других религий, в изучении влияния религии на мировоззрение, философию, этику и эстетику различных народов. В курсе «История религии» также изучаются различные научные теории.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Государственное законодательство о религии
Курс «Государственное законодательство о религии» является научной и учебной дисциплиной, призванной дать общее представление о религии как регуляторе социальных отношений, государственно-конфессиональных отношениях и государственном законодательстве РК.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Христианская теология
Христианская теология» основывается на научном анализе мышления мыслителей. Признание места в истории путем тщательного анализа богословского влияния богословия на национальные традиции. Он основан на современной точке зрения Иисуса и средневековых мыслителей, формируя правильный вывод. Определение места богословского образования в обществе также подразумевает рассмотрение принципа светского государства.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Богословские учения авраамических религий
Иудаизм, христианство и исламская религия имеют общие основания и принадлежат к авраамическим религиям. Цель курса - проанализировать общие идеи, сцены и различия в священных книгах и догматиках данных религий.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Исламские правовые школы
Традиционные теологическо-правовые школы в исламе рассматривает комплекс вопросов, связанных с историей ислама –формированием традиционных теологическо-правовых школ. Эта дисциплина является составной частью в профессиональной подготовке студентов религиоведов. Цель курса дать студентам целостное представление о месте и роли ислама, как религии, ее эволюции и динамике в современном мире.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Мораль и религия
В нем исследует этику морального и морального как систему исторических принципов и норм, которая регулируют поведение и отношения между людьми, о природе человеческих отношений, о милосердии, зле и справедливости, о высоких моральных человеческих существах.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Библеистика
По данной дисциплине необходимо рассмотреть ключевые темы библеистики как дисциплины, изучающей Священное Писание христиан, дать представление о методах библеистики на примере работы библейских текстов известных библеистов; ввести студентов в сферу герменевтики священных текстов в христианской традиции
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Исламская теология
Исламская теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие, традиционное для религии право, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Священные книги как памятники мировой культуры
В рамках данного направления производится анализ священных текстов и религиоведческий анализ и также культурологический анализ по влиянию данных памятников и текстов на развитие общества.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Социология религии
Целью данного курса является изучение религии как социального феномена, ознакомление с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, методами и важнейшими результатами эмпирических исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Коранистика
Одним из важнейших компонентов обучения является приобретение сущности и содержания Корана, являющегося основным источником ислама. Понятно, что суть ислама, все религиозные учения, состоит в том, что он начинается со Священного Корана.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История свободомыслия и атеизма
Данное направление производит анализ истории становление свободомыслия и атеизма в рамках религиозного сознания. Также анализируется опыт становления данного типа мировоззрения в мировом сообществе, в общем, и в Казахстане в частности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Арабо-мусульманская культура
По дисциплине принцип на формирование и развитие арабо-мусульманской культуры в образовании, открывают свои достижения, мир является нашей целью, чтобы определить важность культуры и цивилизации. Такая мишень в реализации следующих задач: обусловленности исторической арабо-мусульманской культуры и этапах развития и глобализации на основе ценностей, общих для всего человечества мусульманских мыслителей материального и духовной культуры вклада преемственности поколений, и их интеллект к правовым аспектам производства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Этика и эстетика
Курс играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса Формирует моральные ценностей и ориентиры, их моральной культуры, нравственного сознания, «эстетического» мировосприятия, эстетического вкуса, развития творческих способностей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Религия, духовность и секуляризм в современном мире
В рамках данного направление производится анализ влияния религии на личность в целом и на общество в частности. В особенности если рассматривать религию в качестве социального института выполняющего роль определяющая взаимодействие личности с общественным началом.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология религии
Цель предмета: раскрытие предмета психологии религии, формирование умений и навыков системного анализа феномена религиозного сознания и его преломления в жизнедеятельности субъекта, формирование социально-психологической позиции по отношению к социальному феномену «религия».
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Религиозная антропология
Антропологические учения различных религиозных традиций, с одной стороны, основываясь на священных текстах и религиозной доктрине, с другой стороны, сравнивая и выделяя гуманистическое содержание религиозных традиций, основываясь также на религиозно-философских концепциях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религия в цифровом веке
В рамках данного направления производится анализ религии в медиапространстве. Производится анализ влияния средств массовой информации на религиозное сознание и самосознание. А также роль религии в становлении мировоззрения общества в целом.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные религиозные движения и культы
Сформировать общие представления о причинах возникновения, развития, ключевых вероучительных идеях, особенностях культовых практик и социальной деятельности, тенденциях эволюции новых религиозных движений (Новых Религиозных Движениях) в современном мире и в Республике Казахстан
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Классический арабский язык
Обеспечивает всестороннее понимание культуры арабских стран путем развития языковых отношений. Улучшает знания о фонетике арабского языка, а также об исторических темах, таких как общие черты лексики арабского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Антропологические подходы к изучению религии и светскости
Особенности религиозной антропологии, ее основные аспекты; эволюция религиозной антропологии; типы религиозных антропологических доктрин; человеческих, этнических, региональных и глобальных религий и т. д.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Феноменология религии
Цель – дать представление о феноменологии религии как о религиоведческой дисциплине, об истории её формирования, ключевых концепциях феноменологов религии, о феноменологическом методе и его применении при исследовании религиоведческих феноменов, о современном развитии феноменологии религии.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религия в медиапространстве
Поскольку содержанием дисциплины является проблема религии в медиапространстве современного общества, она предполагает анализ религиозного контента на страницах Интернета и в социальных сетях, анализ религиозных, когнитивных и конфессиональных конфликтов на страницах СМИ, оценку споров в интернет-пространстве с точки зрения казахстанского законодательства, а также изучение рисков социальных сетей как питательной среды радикальных группировок и деструктивных течений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религия и наука
Цель изучения учебной дисцеплины: проследить взаимоотношение науки и религии в XVII, XVIII и XIX столетиях; провести сравнение методов научного и религиозного исследований; показать, что во 2-ой половине ХХ столетия в недрах техногенной культуры стали активно формироваться новые мировоззренческие образы, которые неожиданно стали перекликаться с восточными религиозными идеями, обратить особое внимание, что современная наука становится своеобразным медиатором взаимодействия западной и восточной культур.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Межрелигиозный диалог в современном мире
Тематика межрелигиозного диалога в современном мире включает анализ основ диалога между конфессиями, рассмотрение теологических основ других конфессий в священных текстах, рассмотрение роли религии как инструмента политических отношений в регулировании современной геополитической ситуации, а также обзор межрелигиозного диалога в многоконфессиональных странах и его результатов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религия, искусство и мифология
В нем определяются установки для понимания специфики эстетического подхода к религиозному опыту, их подготовка к восприятию произведений религиозного искусства и анализу системы культовых символов и идеалов. Определяется взаимосвязь между формальным и содержательным аспектами искусства; проводится анализ различных форм искусства, раскрывается генезис развития различных форм искусства, выделяется субстанциальная составляющая акта эстетического восприятия.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Философия религии
Философия религии - совокупность реальных и потенциальных философских выводов относительно религии, ее природы и функции, философских рассуждений о природе Бога, основанных на философских аргументах, природе Бога и его отношении к человеку и миру. Основные категории философских религиозных знаний и религиозной философии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахско-исламское письменное наследие
Способность читать тексты ценнейшего письменного наследия, имевшего место в исламской истории Казахстана, формирующего религиозно-мировоззренческую преемственность. Изучение работ казахско-исламских просвитетелей и провести исследование с оригинальными текстами
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Эволюция религии в современном мире
Одной из наиболее актуальных проблем этого направления является изучение эволюционной истории мировых религий, влияние религии на религию, знакомство с религией и государством, эволюция религии в плюрализме, религиозный фундаментализм. «Эволюции религий в современном мире» является следствием изучения мира и возможности интеграции различных способов сочетания места людей и его мировоззрения с научными и теологическими подходами.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литературный арабский язык
Обеспечивает всестороннее понимание культуры арабских стран путем развития языковых отношений, необходимых для будущих специалистов. Улучшение знания о фонетике арабского языка, а также об исторических темах, таких как общие черты лексики арабского языка. Вот некоторые часто используемые проблемы на практике, такие как понимание и понимание слов. Дисциплина предназначена для подготовки бакалавров для религиозных исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сравнительное религиоведение (иудаизм, христианство и ислам)
Данный предмет изучает авраамические религии и сравнивает их основные особенности, сходства и различия в историческом контексте.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Государственно-конфессиональные отношения
В рамках данного направления производится анализ взаимодействия государственно-конфессиональных отношений. Особый акцент производится на уникальном опыте Казахстана в данном направлении. Также производится анализ международного опыта анализа взаимодействия государства и религиозных конфессий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религии в контексте глобализации
Получение знаний о религиях, их сущности, истории, тенденциях развития на основе современных научных подходов, раскрытие общечеловеческого содержания религиозных ценностей. Получение знаний о теоретических подходах к определению религии, догматические, исторические, этические и др. компоненты основных религий мира, в том числе нетрадиционных религиозных движений и культов, а также религиозно-экстремистских организаций.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История теорий религии и культуры
Критическое, рациональное рассмотрение религиозных явлений в человеческой цивилизации направлено на развитие компетенций. Он фокусируется на понимании истории формирования знаний в гуманитарных науках и его роли в мировой культуре. Формирование способности мыслить независимо от религиозной литературы в мире. Формирование навыков по эффективному использованию научных методов. Понятия об истории, философии, истории и богословских аспектах религиозных явлений и их формах и их взаимодействии с другими формами духовной культуры.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теории секуляризма
Данный предмет изучает основные теории и концепции связанные с светским обществом, его историей и развитием. Предмет особенно важен в современном контексте Республики Казахстан.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиозный фундаментализм
Рассмотреть историю религиозных движений по религиозному фундаментализму, проанализировать тексты, приводящие к фундаменталистским идеям в мировых религиях, изучить место и роль фундаменталистских движений во взаимоотношениях религии и политики, научно сформулировать противоречия в концепциях глобализации и фундаменталистских движений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиоведческая экспертиза
Цель изучения курса состоит в изучении особенностей экспертных исследований в области религиоведения и вынесения экспертной оценки.Важной при изучении данного курса является задача выявления системы организаций, осуществляющих экспертные исследования в том числе в религиоведческой области и проанализировать особенности их взаимодействия с административными структурами и право охранительными органами
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Эзотерические учения
Поскольку предмет эзотерических учений включает в себя исследования, связанные с мистическими явлениями, различными мантическими, практическими и оккультными принципами, необходимо проведение исторических, структурных, философских и религиозно-познавательных исследований, связанных с этой тематикой. Рассмотреть спектр подходов к выбору мировоззренческих позиций в современном мире и различные методы познания человека и его места в этом мире.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Богословские тексты (на арабском языке)
Теоретические тексты (на арабском языке) обеспечивают всестороннее понимание культуры арабских стран путем развития языковых отношений. Узнайте больше о фонетике арабского языка, а также узнайте об исторических темах, таких как общие черты лексики арабского языка.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Когнитивное религиоведение
Целью предмета является изучение религиозных представлений и религиозного поведения с точки зрения когнитивных и эволюционных наук.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиозные конверсии: теория и практика
По социологии религии будет освоено значение понятия религиозного конверсии, религиозности, религиозного обращения, веры и неверия, психических состояний, социальной уязвимости, проблем религиозного конверсии в колонянальной политике.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиозно-политический экстремизм и терроризм: идеология и практика
Религиозно-политический экстремизм и терроризм: идеология и практика рассматривает комплекс вопросов связанных с историей религии – её формированием, изменением по ходу исторического развития и современными формами. Эта дисциплина является составной частью в профессиональной подготовке студентов религиоведов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проблемы биоэтики в религии
Мы стремимся дать учащимся понимание сущности формирования и развития проблемы биоэтики в религии, открытия ее достижений и ее значимости в мировой цивилизации и культуре.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Владеть навыками ИКТ и организации бизнеса на государственном и иностранном языках, В условиях современного развития освоение цифровых технологий в промышленности, освоение искусства обработки информации в сфере религии с использованием цифровых технологий.
- Уметь изучать религиозную информацию на иностранных языках, знать предпринимательские особенности и навыки управления бизнесом в рамках современных потребностей.
- Владеть навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское и историческое содержание, приемами ведения дискуссии и полемики.
- Демонстрировать знания, способствующих формированию целостной личности в социальной среде и повышению ответственности индивида; Применять навыки владения базовыми принципами и подходами инклюзивной культуры, выбирать стратегию коммуникации в повседневной и профессиональной деятельности, основанную на принципах социального равенства.
- Уметь использовать методы общественной безопасности, формировать бережное отношение к окружающей среде и концепции созидания в религии.
- Демонстрировать знания об этапах развития и становления религиоведения; основных теоретических и методологических подходах религиозной проблематики. Применение современных научных методов и подходов при изучении уникальных особенностей и различий мировых, традиционных и новых религий, их просвещении и объяснении. Изучение религиозных мировоззрений казахских мыслителей с точки зрения противоречий религиозных воззрений, возникающих в современном обществе. Анализ содержания и актуальности религиозных взглядов казахских мыслителей в контексте религиозной идентичности казахстанского общества.
- Владеть методологической установкой для понимания специфики эстетического подхода к религиозному опыту, подготовить к восприятию произведений религиозного искусства и анализировать системы культовых символов и идеалов; понимать психологические особенности религиозного опыта, феномена религиозной веры и уметь анализировать взаимоотношения между религиозными и нерелигиозными взглядами; уметь классифицировать религии в соответствии с их морально-этическими ценностями и убеждениями, анализировать текущие религиозные и этическиевопросы; осуществлять аргументационный процесс, владеть основными приемами аргументации. Исследовать связанные с мистическими явлениями, различными мантическими, практическими и оккультными принципами, необходимо проведение исторических, структурных, философских и религиозно-познавательных исследований, связанных с этой тематикой. Рассмотреть спектр подходов к выбору мировоззренческих позиций в современном мире и различные методы познания человека и его места в этом мире.
- Владеть навыками критического, рационального подхода к рассмотрению антропологических аспектов религиозного вероучения; владеть навыками анализа современных социологических теорий религии и результатами фундаментальных социологических исследований религии. Применение современных научных методов изучения особенностей мировых, традиционных религий и новых религиозных движений. Проведение критического анализа современных тенденций развития мировых, традиционных религий и новых религиозных движений.
- Уметь разрабатывать методические документы в области государственно-конфессиональных отношений; проводить экспертные исследования и составлять экспертные заключения; раскрывать общие закономерности развития религий в светском обществе; Анализ сакральных и светских аспектов социокультурной и духовно-нравственной жизни народов, придерживающихся разных религиозных жизненных стратегий и ценностей, использование их в педагогической деятельности. Рассмотреть историю религиозных движений по религиозному фундаментализму, проанализировать тексты, приводящие к фундаменталистским идеям в мировых религиях, изучить место и роль фундаменталистских движений во взаимоотношениях религии и политики, научно сформулировать противоречия в концепциях глобализации и фундаменталистских движений.
- Практически характеризовать современные религиозные течения и направления, состояние и перспективы развития мировых, традиционных и нетрадиционныхрелигий, основные направления эволюции религиозных учений. Исследовать влияния развития искусственного интеллекта на религиозные мировоззрения, концепции Бога, человека и мира. Изучение теологических вопросов, связанных с возникновением искусственного интеллекта, трансгуманизма и религии, идеи кибернетической вечной жизни и ее связи с религиозными учениями. Анализировать религиозного контента на страницах Интернета и в социальных сетях, анализ религиозных, когнитивных и конфессиональных конфликтов на страницах СМИ, оценку споров в интернет-пространстве с точки зрения казахстанского законодательства, а также изучение рисков социальных сетей.
- Уметь анализировать в основных идеях мировых религий, включая пункты полемики и преемственности в развитии религиозных и философских проблем; формулировать и обосновывать собственную позицию по отдельным теологическим проблемам; Критический анализ современных тенденций развития мировых, традиционных и новых религий в отечественной и современной культуре, основанный на современных концепциях и культурологических исследованиях в области богословской науки, в формате применения результатов, полученных в работе с маргинализированными группами. Изучение истории прихода, распространения и становления ислама на территории Казахстана, изучение роли народного ислама в формировании и формировании духовной идентичности с позиции современных новых религиозных течений. Раскрыть историческое значение ислама в тюркском, караханидском, золотоордынском, казахском ханстве, царской России, советском периоде и современном Казахстане.
- Анализировать религиозные тексты на языке оригинала, применять знания иностранных языков для анализа священных текстов, их грамматических и семеотических особенностей. Умение читать письменные тексты казахско-исламской культуры и использовать их в исследовательских работах. Понимание религиозных текстов, изучение концепций, которые они формируют у человека, знание религиозных концепций, используемых в религиозных движениях, и их значения, освоение таких понятий, как язык религии и святость священных текстов в связи с Богом.