Действующая образовательная программа

6B05109 Нейронаука в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных специалистов в области нейронауки, руководствующихся морально-этическими принципами в профессиональной деятельности и обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими требованиям работодателей, осуществляющих профессиональную деятельность в научной, медицинской и социально-производственной сферах, государственных и бизнес-структурах на основе современных концепций и методов нейронауки с позиций междисциплинарных нейронаучных подходов при проведении научно-исследовательских и прикладных работ по развитию безопасных и эффективных технологий искусственного интеллекта, разработке диагностических алгоритмов в изучении функций мозга в норме и патологии, способных планировать и проводить нейротренинги для организаций, определять эффективные стратегии в нейронауке.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
  • Предметы на ЕНТ Химия и Биология
  • Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки
  • Биоразнообразие растений и животных
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о разнообразии растительного и животного мира, их роли в биосфере и жизни человека. В результате освоения дисциплины студент будет способен описывать морфологические особенности жизнедеятельности растений и животных; использовать полученные знания в решении теоретических, практических вопросов и выполнении научно-исследовательской работы для объяснения важнейших биологических процессов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Анатомия и физиология человека
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать интегрированные знания о нормальном типичном строении и функционировании клеток и органов тела человека, с учетом всех индивидуальных особенностей. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: анатомо-топографических взаимоотношений и регуляции функций клеток, органов и систем в норме для понимания процессов жизнедеятельности и поддержания гомеостаза.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Биохимия
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о фундаментальных положениях биохимии, структурно-функциональных особенностях основных классов биомолекул.Демонстрировать знания о химическом составе клеток и тканей, строении веществ, объяснять особенности реакций анаболизма и катаболизма, анализировать механизмы регуляции биохимических процессов в организме.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Генетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - формирование у студентов целостного системного о механизмах наследственности и изменчивости живых организмов, анализировать результаты генетических экспериментов и делать выводы по результатам исследования, понимать основные законы наследования признаков, типы наследования, понимать механизмы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, кроссинговера, анализировать закономерности протекания генетических процессов в популяции.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Когнитивная наука
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать представления о современных концепциях когнитивной науки, изучающей познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, сознание, речь, память, воображение, экзекутивный контроль), их свойства и детерминанты поведения на основе применения теоретико-информационных моделей, синтезируемых в результате исследований, проводимых в сферах экспериментальной психологии, компьютерного моделирования, искусственного интеллекта, эпистемологии, лингвистики, психолингвистики, когнитивной нейронауки.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Пластичность и развитие мозга
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать представления о современных концепциях пластичности как нейробиологической основы развития, обучения, памяти, адаптации детей и взрослых, восстановления, компенсации и коррекции поврежденных функций мозга человека. Курс включает изучение молекулярно-клеточных, нейрофизиологических механизмов пластичности, ее биологических и поведенческих детерминирующих факторов.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Основы нейронауки
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать представлнеие об основных принципах нейронауки как междисциплинарной области на стыке с химией, физикой, когнитивной науки, инженерии, информатики, лингвистики. Нейронаука начинается с изучения истории развития нейронауки, обзора современных методов, основы клеточной и молекулярной нейробиологии, принципы возбуждения на уровне клетки, а также нейрофизиологические закономерности проведения нервного импульса.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Клинические и трансляционные исследования
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – формирование навыков организаций клинических и трансляционных исследований в нейронауке для переноса новых знаний о механизмах работы мозга и его заболеваниях в разработку практических методов диагностики и лечения, а также предупреждения заболеваний мозга.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Основы программирования
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - формирование навыков описания основных элементов языка программирования, типов данных, операторов, использования возможностей библиотечных функций, способов создания абстрактных и пользовательских типов, структур, функций, оценивания современных тенденций развития языков программирования и методов трансляции

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Современное программирование
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – формирование умений анализировать способы достижения потенциальной производительности выполнения программ благодаря знанию базовой вычислительной платформы и ее взаимодействия с программами различных высокопроизводительных процессоров (новейшие ядра Intel, иерархия памяти, многоядерный кэш, графические процессоры), использовать расширенные наборы команд с неявным кодом и встроенными функциями, программировать сложное оборудование для получения высокой загрузки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Гормоны и поведение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - формирование системных представлений о роли гормонов в регуляции поведения человека и животных на основе изучения нейробиологических механизмов взаимодействий между гормонами, мозгом и поведением в контексте сложных нейрогормональных сетей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Нейроэндокринология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - формирование системных представлений о взаимодействии нервной и эндокринной систем в регуляции процессов жизнедеятельности на основе изучения нейро-гуморальной регуляции, общих и специфических закономерностей функционирования эндокринной системы и отдельных структурных элементов. Курс включает анализ механизмов действия нейрогормонов для оценки физиологических функций и регуляторных механизмов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Экспериментальный дизайн и этика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – формирование систематизированных понятий о принципах конструирования дизайна экспериментальных исследований в сфере нейронауки, отвечающих критериям научной доказательности и требованиям научной этики и этических стандартов в исследованиях с участием людей и животных.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Молекулярная биология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать у студентов знания о молекулярных носителях наследственности, структуре и функции белков и нуклеиновых кислот. Результаты обучения: демонстрировать знания о структуре и функции основных классов органических соединений в живом организме; обосновать принципы организации гена и генома про- и эукариот; анализировать физико-химические свойства ДНК, РНК и белков; применять ключевые подходы к анализу нуклеиновых кислот.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Нейронаука боли
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - изучить сущность и природу нейробиологических систем и механизмов, лежащих в основе как острой, так и хронической боли. Курс поясняет ноцицептивные и сенсорные системы, молекулярные основы болевой рецепции, модуляцию боли, нейроанатомию периферических и центральных нейросетей боли, их патологии, а также фармакологические и нефармакологические методы лечения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Нейронаука эмоций и мотивации
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – формирование представления о современных нейронаучных теориях мотивации и эмоций. В курс включены современные исследования в области эмоционально-мотивационных основ поведения, нейрофизиологических механизмов регуляции эмоций в норме и патологии, поисков объективных нейромаркеров патологии эмоциональных состояний мозга.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Биологические основы нейрофармокологии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформировать представления о нейробиологических концепциях молекулярно-клеточных механизмов действия различных классов лекарственных средств на функционирование нервной системы при различных заболеваниях нервной системы,а также понимание перспектив и подходов к исследованиям по выявлению новых лекарственных мишеней для более эффективной терапии нервных болезней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Введение в искусственный интеллект
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – формирование способности разрабатывать и внедрять компоненты систем искусственного интеллекта для повышения скорости и качества обработки данных и принятия решений на основе освоения теории и практики формулирования функции, систем искусственного интеллекта, математических методов, технологий и инструментов проектирования, программных средства разработки систем искусственного интеллекта, моделирования предметной области.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Обработка сигналов мозга
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины состоит в формировании способности проводить экспериментальные исследования в области обработки нейронных сигналов, их анализа и интерпретации с помощью методов машинного обучения с применением методов и средств получения, хранения, обработки и трансляции сигналов ЭЭГ с применением современных программ MATLAB, EEGLab, SPM на индивидуальном и групповом уровнях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Психоиммунология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - формирование представлений о взаимодействиях между поведением, нервной и иммунной системами, поведенческих и психологических детерминантах функционального состояния иммунной системы на основе изучения нейробиологических механизмов, лежащие в основе этих связей, их эволюционного значения, а также особенностей передачи сигналов между нервной и иммунной системами.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Нейробиологические теории сознания
    Кредитов: 9

    Цель освоения дисциплины – формирование понимания исторических и современных нейробиологических концепций сознания на основе подходов с позиции эволюционной теории, нейрофизиологических механизмов эмоционально-когнитивных процессов и математических моделей нейронных сетей, а также искусственного интеллекта.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Нейрокибернетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – формирование понимания методологических основ кибернетики как науки об общих принципах управления в живых и неживых системах. Курс предполагает освоение технологических методов взаимодействия мозга и компьютера для разработки практических моделей и приборов, устанавливающих данное взаимодействие для решения задач повышения эффективности функционирования физиологических систем организма и автоматизации процессов управления.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Нейронаука обучения и памяти
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать представления о нейробиологических и психологических механизмах обеспечения обучения и памяти, базирующихся на интеграции концепций экспериментальной психологии, различных отраслей биологии и компьютерных наук, а также о факторах, детерминирующих способность к обучению и запоминанию, нейробиологических и психологических основах повышения эффективности обучения и запоминания и профилактики их возрастного упадка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Коннективити мозга и теория сетей
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформировать понимание математической теории графов и ее применение для измерения функциональных, анатомических и каузальных взаимодействий между отдельными структурами мозга. Курс поясняет применение математической модели к нейросетям мозга и дает навыки проводить коннективити анализ на современных компьютерных программах.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Техники визуализации
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – формирование представлений и навыков в области современных техник визуализации, применяемых в нейронауке: функционально-структурное резонансное сканирование, позитронно-эмиссионная томография, диффузионная тензорная томография, энцефалография, магнитная энцефалография, спектральная визуализация. Лабораторные занятия направлены на освоение ЭЭГ, МРТ методов и первичного анализа индивидуальных данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Основы нейролингвистики
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформировать системные представления об основных положениях и задачах современной нейролингвистики, интегрирующей методы и парадигмы лингвистики и нейронауки, на основе изучения мозгового обеспечения речемыслительной деятельности, нейрофизиологических аспектов усвоения родного и иностранного языка, анализа данных клинических исследований в области нарушения речи, чтения и письма, речевых нарушений, сопровождающих психические заболевания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Социальная и культурная нейронаука
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – формирование систематизированных понятий о концепциях опосредствования мозгом человека социального поведения индивида и культурных процессов в обществе на основе изучения нейробиологических коррелятов социокультурных особенностей индивидов разных сообществ в контексте взаимодействия индивида с социокультурной средой, характеризующейся совокупностью норм морали и нравственности, идеалов, ценностных ориентиров, установок, стереотипов и предрассудков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Нейропатология развития
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – изучение нейробиологических основ патологии развития сенсорной и моторной систем, нарушения интеллекта и психических функций в детском возрасте. Курс раскрывает нейрофизиологические механизмы отклонения в умственном развитии детей, в том числе и при аутизме, синдроме Дауна и других заболеваний.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биофизика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины- формирование представления о важнейших физических процессах, протекающих в живых организмах, основных принципах и теоретических положений биофизики и навыков биофизического подхода к экспериментальному исследованию биологических явлений и закономерностей, рассматриваются взаимосвязь физического и биологического аспектов функционирования живых систем, физические основы жизнедеятельности, включая химическое строение, свойства природных соединений и их комплексов.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биологические основы патологии мозга
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – изучение функциональных изменений мозга при структурных патологиях, таких как опухоль мозга, последствия черепно-мозговых травм и пороки пренатального и постнатального развития мозга. Курс раскрывает основные механизмы отклонения от нормального функционирования, их систематизацию и научные исследования в области патологии мозга.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Нейротрансмиттеры мозга
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать более глубокое понимание роли нейромедиаторов в молекулярно-клеточных механизмах электро-химической коммуникации между нейронами и иннервируемыми системами организма, о биохимии сигнальных молекул нервной системы, их классификации, свойствах, метаболизме в норме и патологии, природных и синтетических агонистах и антагонистах и их применении в медицине.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • ИТ моделирование сложных систем
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины состоит в формировании способности применять современные многомерные статистические модели и современные программные системы при решении задач анализа различных процессов мозга с позиции теории хаоса и сложных адаптивных систем, на основе использования методов марковской цепи в бейсиковской структуре, нелинейных фрактальных подходов, регрессионной модели, регрессионных сплайнов, обобщенных аддитивных моделей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON1

    Демонстрировать понимание философско-методологических подходов к изучению связи мозга и сознания на основе обобщения данных, получаемых на молекулярном, клеточном, тканевом, организменном и поведенческом уровнях в контексте закона единства структуры и функции для эффектного выполнения исследований в сфере нейронауки

  • Код ON6

    Осуществлять анализ и аргументированную интерпретацию данных командных исследований в нейронауке с применением математических и информационных программ и технологий с соблюдением критериев научности

  • Код ON4

    Разрабатывать дизайн экспериментальных исследований, направленных на решение задач в нейронауке, на основе интеграции психологических, нейрофизиологических и математических принципов

  • Код ON2

    Применять современные экспериментальные методики и методы нейровизуализации в изучении нейробиологических процессов на основе интеграции междисциплинарных подходов нейронауки

  • Код ON8

    Применять разработки в области нейрокибернетики и человеко-компьютерного взаимодействия в соответствии с запросами здравоохранения, государственной безопасности, маркетинга и бизнеса

  • Код ON12

    Владеть позитивными коммуникативными навыками, основанными на принципах патриотизма, гражданственности и толерантности для успешной работы в команде в процессе решения прикладных аспектов нейронауки

  • Код ON9

    Владеть принципами самообучения с использованием современных информационных и образовательных технологий в целях расширения интегративных знаний и многоплановости их применения

  • Код ON10

    Применять современные нейротехнологические разработки, направленные на оптимизацию учебно-трудового процесса с учетом возрастных особенностей функционального состояния мозга

  • Код ON3

    Осуществлять сбор первичных данных для проведения проектных научно-прикладных исследований в нейронауке в соответствии с этическими нормами и принципами научности

  • Код ON7

    Проводить нейротренинги в различных организациях на основе определения и адаптации современных достижений нейронауки

  • Код ON11

    Научно аргументировать и защищать собственные взгляды, позиции и мнения в отношении проблем в сфере теоретической и прикладной нейронауки на системном уровне

  • Код ON5

    Владеть основами статистического анализа и программирования, математического моделирования с использованием современных компьютерных технологий для реализации исследовательских задач в нейронауке

Top