Новая образовательная программа

6B02313 Прикладное казахское языкознание в КазНУ им. аль-Фараби

  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Лексико-семантический курс казахского языка
    Кредитов: 9

    Курс посвящен основам лексикологии и семасиологии современного казахского языка, подробно анализируются семантический состав, семантическое поле, парадигматические и синтагматические отношения, семантические категории и особенности употребления лексем. Дисциплина направлена на изучение практики употребления лексико-фразеологических единиц.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Практикум: звуковой строй казахского языка
    Кредитов: 6

    Курс посвящен артикуляционным особенностям, методике разбора и классификации звуков казахского языка. Анализируется соответствие звуков слова законам сингармонизма, изучается транскрипция слова. Дисциплина направлена на анализ орфоэпической транскрипции и ритмической интонации текста, а также на организацию практических работ по орфографии и пунктуации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Структура предложения казахского языка
    Кредитов: 9

    Курс посвящен рассмотрению синтаксических категорий иерархического характера: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое на уровне текста, и отнесенность данных категорий к действительности. Дисциплина направлена на проведение практических работ по выявлению причин выбора основных (базовых) или трансформированных структур моделей предложения в связи с типами коммуникативных целей (актуализация, экономия, экспрессивность и т.д.).

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Практикум: диахрония казахского языка
    Кредитов: 9

    Концепции о происхождении языков в мировой лингвистике объясняются с позиций науки – силлабология. Курс посвящен изучению диахронических аспектов казахского языка с учетом развития семантики тюркского слова от обобщения к конкретизации. Рассматриваются историческая фонетика и морфология, фоно-семантические особенности лексики казахского языка. Дисциплина направлена на анализ способов формирования звуков, грамматических форм, этимологии слова.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Структура казахского слова
    Кредитов: 6

    Курс посвящен рассмотрению морфологического состава, частей речи и грамматических категорий казахского языка в соответствии с новыми направлениями и инновационными парадигмами современного языкознания. Дисциплина направлена на анализ основных понятий морфологии, принципов распределения слов по частям речи, предпосылок к категориальности, парадигмы окончаний, особенностей формообразующих и словообразующих суффиксов, а также на рассмотрение антропоцентричности морфологии, связи классификации частей речи с процессами познания.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Практикум номинации и мотивации
    Кредитов: 9

    Курс посвящен дифференциации основных принципов словообразования современного казахского языка, семантическому и когнитивному анализу на основе словообразовательного гнезда, словообразовательной цепи и способов словообразования. Дисциплина направлена на осуществление практических работ по словарям. Особое внимание уделяется лингвофилософскому, лингвокультурному аспекту анализа национального мировоззрения и мотивологии в основе номинации слова.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Стилистика и культура речи казахского языка
    Кредитов: 9

    Курс посвящен изучению объекта, понятийного аппарата стилистики и культуры речи казахского языка. Дисциплина направлена на определение своеобразия стилистики и культуры речи, принципы языковой и стилистической норм, на анализ прагмастилистических особенностей каждого стиля с позиции лингвистических и экстралингвистических факторов.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Казахский текст и дискурс
    Кредитов: 9

    Курс посвящен изучению смысла и структуры и прагматики текста, связи лингвистики текста с другими дисциплинами, аспектам лингвистического анализа. Рассматривается дискурс в современных лингвистических парадигмах, связь многоаспектности дискурса с различными смежными науками и взаимоотношения с такими категориями как текст, речь, диалог и т.п. Дисциплина направлена на определение дефиниций текста и дискурса, особенностей единиц текста и дискурса.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Казахский язык: социолингвистика
    Кредитов: 9

    Курс посвящен рассмотрению форм существования языка в обществе и его социальной характеристике, типологии. Изучается языковая, политическая, демографическая, лингвокультурная особенность взаимоотношения и взаимодействия языков РК посредством подходов теории и практики социолингвистики. Дисциплина направлена на подготовку статистических анализов о выполнении законных обязательств по использованию государственного языка с официальным статусом в определенном регионе и во всех сферах деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Риторика деловой коммуникации
    Кредитов: 6

    Основы риторического взаимодействия изучаются с ортологической, коммуникативной и этической позиций. Дисциплина направлена на изучение нормативного аспекта устного и письменного делового языка, этикетных формул, текстов и норм таких документов, на рассмотрение целевого высказывания в соответствии с особенностями аудитории, а также национального своеобразия этикета делового взаимоотношения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Художественная литература и национальная культура
    Кредитов: 6

    Курс посвящен рассмотрению общефилологических направлений исследования художественной литературы, освоению понятий текст и автор, текст и читатель, текст и контекст, текст и история его создания. Дисциплина направлена на анализ художественных текстов. Рассматривается место национальной культуры, являющейся мощью, сущностью и бытом этноса, в художественной литературе. Выявляется категория ценностей, составляющих основу национальной культуры.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Казахский язык в иноязычной аудитории
    Кредитов: 6

    Курс посвящен изучению инновационных основ методики, принципов и подходов обучения казахскому языку для иноязычной аудитории. Дисциплина направлена на отбор методов составления заданий, формирующих эффективные стратегии процесса обучения и навыки коммуникативной компетенции, и подготовку необходимых упражнений, реализующих теоретический языковой материал.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Копирайтинг и спичрайтинг в казахском языке
    Кредитов: 9

    Курс посвящен определению направлений и видов копирайтинга и спичрайтинга, типов текста, пониманию идеи и стратегии информативного и рекламного текста, анализу лексических, семантических, логических особенностей словосочетаний рекламного текста, и формированию практического навыка по их составлению. Дисциплина изучает содержание текстов публичного выступления, методы их подготовки, специальные способы исследования аудитории.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Казахский язык: документная лингвистика
    Кредитов: 6

    Курс посвящен изучению особенностей текста документа, его содержания, языка, структуры, классификации документов по информативной содержательности. Дисциплина направлена на анализ делового языка и его стилистических особенностей, стиля государственного акта, закона, правил, международных документов, формальной логики официально-делового стиля.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Интернет-лингвистика
    Кредитов: 6

    Курс посвящен рассмотрению основ анализа обработки и потока информации по специальности; лексикологических и лексикографических, фонетических, словообразовательных, семиотических особенностей интернет-лингвистики; язык интернет-медиа и онлайн ресурсов; языковая коммуникация, жаргон и сленг в интернете; интернет-дискурс и межкультурная коммуникация, и выполнению практических работ по вышеуказанным темам.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Казахский литературный язык
    Кредитов: 6

    Курс посвящен изучению цельной истории казахского языка, получившего статус государственного, его статичности в определенный период и динамичности, образцов литературного языка и их языковых-художественных признаков, язык памятников письменности, появление и развитие функциональных стилей, вклад и роль отдельных писателей. Дисциплина направлена на анализ языковых ресурсов.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Информационно-коммуникационные технологии в изучении казахского языка
    Кредитов: 6

    Курс посвящен обучению применения информационно-коммуникативных технологий в изучении казахского языка. Изучаются инновационные способы анализа различных научно-познавательных ресурсов по обучению казахскому языку в сети Интернет. Дисциплина направлена на сопоставление методов информационно-коммуникативных технологий и особенностей витагенных технологий в процессе образования; и выявление способов совершенствования критического мышления. Рассматриваются навыки, способствующие развитию знаний на основе мультимедийных материалов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Академический казахский язык
    Кредитов: 6

    Курс посвящен способам обучению навыкам реализации академических задач. Академическое чтение направлено на понимание замысла текста, на использование сведений в качестве доказательств, на критическое осмысление и анализ; академическое говорение рассматривает подготовку докладов, презентаций, и способы аргументации собственных утверждений. Академическое письмо ставит своей целью написание обучающимися исследовательских работ (реферат, курсовая работа, дипломная работа, эссе, научная статья).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Основы контрастивной лингвистики
    Кредитов: 6

    Курс посвящен изучению целей, объектов, направлений типологических школ контрастивной лингвистики. Дисциплина направлена на изучение теоретического направления, методов и эффективных приемов, основных категорий (тип языка, метаязык, изоморфизм, алломорфизм, языковые доминанты) типологии языка посредством сопоставительного изучения двух и более языков; выявлению типа языка, типу форм, типу отношений, универсалий, доминантов, фреквенталий, уникалий по методике сопоставительного языкознания на уровне фонетики, лексикологии, фонетики.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Введение в компьютерную лингвистику
    Кредитов: 9

    Курс посвящен выявлению лингвистических проблем компьютеризации. Дисциплина охватывает современные практические проблемы, связанные с машинным переводом, автоматическим поиском информации, транскрипцией устной речи, транслитерацией слов иного языка и составлением специальных лингвистических определений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Национальный корпус казахского языка
    Кредитов: 9

    Основа курса представлена методикой составления компьютерного фонда казахского языка; понятиями состав, корпус, разметками, видами и критериями корпуса. Дисциплина направлена на анализ национального корпуса русского, чешского языков, корпуса Брауна, Британского национального корпуса, американского национального корпуса, и изучение проблем составления и способов совершенствования Алматинского малого корпуса и национального корпуса казахского языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Казахский и иностранный языки: сопоставительная лингвокогнитология
    Кредитов: 9

    Курс посвящен формированию сознательного понимания обучающимися концептуальной мировой модели иного языка. Дисциплина направлена на рассмотрение перифразы, способов перевода языковых единиц - «безэквивалентной лексики», «лакун», «реалий» составляющих аксиологическую характеристику концептуальной системы казахского, русского и английского языков; а также на рассмотрение методов сопоставительного освоения основных принципов теории познания по трем языкам на практике.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Основы практики перевода
    Кредитов: 6

    Основу курса составляют предмет, задачи, стратегии, методы переводческой деятельности. Определяется место двуязычного, толкового словарей, вспомогательных средств лингвокультурного аспекта в переводе. Выполняются задания, формирующие навыки выявления переводческих методов: метод сжатия, функциональный метод и приемы полного перевода: буквальный, семантический, коммуникативный. Дисциплина направлена на определение своеобразия и тождества лексики, грамматического строя, синтаксиса, стиля языка оригинала и переводного языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Казахский и иностранный языки: сопоставительная грамматика
    Кредитов: 9

    Курс посвящен изучению исследований по казахскому, русскому, английскому языкам сопоставительного аспекта. Дисциплина направлена на определение в указанных языках доминирования в грамматических формах агглютинации или фузии, аналитизма или синтетизма для выявления строения формы слова; на синтаксическом уровне номинативность либо эргативность базовых предложений, отличие и тождество позиции слов в объектных, атрибутивных, предикативных отношениях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Терминография казахского языка
    Кредитов: 6

    Курс посвящен теоретическому и практическому обоснованию необходимости изучать истоки казахской терминографии и современной казахской терминографии; сходства и отличия терминографии и лексикографии; макроструктуру, микроструктуру и виды терминологических словарей; ориентированную методику, применяемую при составлении терминологических словарей и критерии составления, а также важность порядка следования языков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Стратегии уровнего владения казахским языком
    Кредитов: 6

    Курс посвящен изучению владения государственным языком по уровневой системе, направлений и содержания передовых проектов в процессе мирового образования. Дисциплина направлена на рассмотрение методик сертификации уровня владения казахским языком, техник и методик подготовки уровневых тестовых заданий от уровня А1 до уровня С1 в соответствии с требованиями госстандарта. Осуществляется отбор материалов на соответствие уровня знания языка, и конкретизация статуса их коммуникативных компетенций.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON6

    Вести делопроизводство, применяя такие комплексные лингвистические знания, как стандартизованность языка, единообразие терминов, написание номенклатурных наименований, составляющих содержательно-структурную систему языка документа.

  • Код ON2

    Сформировать базовые знания о системе звуков и лексикологии, о словообразовании, о строении предложения, о номинации, о культуре речи, об истории казахского языка, о литературном казахском языке, о проблемах национальных ценностей в художественной литературе.

  • Код ON3

    Проводить анализ текста по различным видам (структурный, мотивационно-сравнительный, компонентный, интент-анализ, семантико-стилистический, цифровой и анализ качества и т.д.) диахронического и синхронического аспектов на основе практикума по отраслям казахского языкознания

  • Код ON7

    Готовить исследовательские работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, эссе, научная статья) в соответствии с критериями академического письма.

  • Код ON11

    Изучить научно-теоретические основы корпусной лингвистики, приципы формирования корпуса и практику составления национального корпуса, методологию и особенности национальных корпусов в мировом языкознании, проводить работу с разновидностями корпуса.

  • Код ON1

    Анализировать систему ценностей казахстанского общества, потребности современного общества в философских взглядах таких великих личностей, как Аль-Фараби, Абай; пути формирования креативного мышления будущего специалиста в построении интеллектуального общества, принципы антикоррупционного правосознания, применять сформированных в этом контексте знаний в профессиональной деятельности.

  • Код ON4

    Освоить основы и систему эффективных стратегий овладения казахским языком иноязычной аудиторией, подготовить задания, практические упражнения, формирующие коммуникативную компетентность по четырем видам речевой деятельности, проводить анализ интернет-ресурсов, посвященных изучению языка для активизации речевой деятельности.

  • Код ON9

    Изучить по типологии языков в сопоставительном аспекте особенности универсальности и уникальности принципов грамматических конструкций и теории познания казахского и иностранного (русский, английский) языков, применять их в освоении языка и при переводе, при составлении словарей.

  • Код ON10

    Проводить социолингвистические экспертизы причин сложности функционирования государственного языка в обществе.

  • Код ON12

    Различать направления и виды копирайтинга и спичрайтинга, трансформировать стратегию, стиль, жанр рекламного текста и публичного выступления в соответствии с прагматическими целями; составлять, обрабатывать, систематизировать тексты различных сфер коммуникации; готовить презентации, проводить деловые встречи, переговоры, дискуссии.

  • Код ON5

    Применять критерии, техники и методики сертификации уровневого знания языков.

  • Код ON8

    Проводить анализ разновидностей, языковых особенностей интернет-коммуникаций, выявлять их лингвоэкологическое воздействие, обрабатывать информацию. Применять передовые цифровые технологии по специальности.

Top