Действующая образовательная программа

7M01501 Биология (научно-педагогическая) в Университет «Мирас»

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных магистров, обладающих углубленной научной и педагогической подготовкой по фундаментальным и актуальным направлениям биологии, способных эффективно руководить образовательными, научными организациями и реализовывать проекты в образовательной сфере в условиях изменяющейся социальной реальности
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Название ВУЗа Университет «Мирас»
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M014 Подготовка педагогов биологии
  • Область образования 7M01 Педагогические науки
  • Послевузовское обучение методике преподавания биологии
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: особенности содержания биологического образования в вузе; формы обучения в вузе; методы и технологии обучения в вузе; многообразие педагогических технологий, применяемых в биологическом образовании; методики, применяемые при изучении биологических дисциплин в вузе. Формируемые компетенции: владение теорией методики преподавания биологии в вузе; владение знаниями об особенностях содержания биологического образования в вузе; умение демонстрировать инновации с использованием методов и технологий обучения в вузе; владение знаниями последовательности изучения биологических дисциплин в высших учебных заведениях; способность четко определять место биологических наук в системе естественных наук; владение различными методиками, применяемыми при изучении биологических дисциплин в вузе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные методы физиологических исследований
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: современные методы физиологических исследований; методы физиологического исследования; история развития физиологии; современные электрофизиологические методы; современные оптические методы в физиологии; биохимические и химические методы в современном физиологическом исследовании; современные методы статистического анализа физиологических данных. Формируемые компетенции: владение знаниями о современных методиках, используемых в различных областях физиологии; умение планировать и выполнять основные методические приёмы физиологического эксперимента; владение техникой физиологического эксперимента; применять полученные знания при осуществлении конкретного физиологического исследования; применение на практике современных методов физиологических исследований; владение навыками биохимических и химических исследований в современной физиологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Изучаемые вопросы: предмет и основные концепции современной философии науки; наука в культуре современной цивилизации; возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции; структура научного знания; динамика науки как процесс порождения нового знания; научные традиции и научные революции, исторические типы научной рациональности; особенности современного этапа развития науки; перспективы научного прогресса; наука как социальный институт; естественные науки в структуре современного научного знания; история педагогической науки. Формируемые компетенции: знание основных особенностей науки как особого вида знания, деятельности и социального института; знание основных исторических этапов развития науки и разновидности научного метода; умение ориентироваться в основных мировоззренческих и методологических проблемах, возникающих на современном этапе развития науки; владение терминологическим аппаратом философии науки; владение методами и приемами логического анализа.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: педагогика высшей школы как наука, ее методологические основания; общетеоретические основы дидактики высшей школы; профессиональная и коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы; движущие силы и принципы обучения в высшей школе; содержание высшего образования; современные образовательные технологии в высшей школе; высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности; сущность воспитания в высшей школе. Формируемые компетенции: знание основ обучения в высшей школе; форм, методов, образовательных технологий и специфики профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза; владение формами и методами проведения занятий в высшей школе.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретическая биология
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: законы теоретической биологии (Г.Н. Чернов); система органического мира; переформированная эволюция; основные биологические концепции; аксиомы теоретической биологии; теория информации, закон информационной обусловленности биологических явлений, или закон Уоддингтона; методологические основания теоретической биологии. Формируемые компетенции: владение знаниями законов теоретической биологии; умение пользоваться теоретическими основами и моделями теоретической биологии; владение практическими знаниями о современных проблемах теоретической биологии; применение законов Г.Н.Чернова и Уоддингтона в профессиональной сфере.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: понятие науки, ее роль в мире; основные этапы развития науки; сущность и организация научных исследований, их виды; основы планирования научных исследований; организация и планирование научных исследований в вузе; критерии обоснования темы научного исследования; виды источников информации; структура научно-исследовательской работы; содержание научного поиска; организация теоретического и экспериментального научного исследования; методы оформления результатов научного исследования. Формируемые компетенции: владение навыками организации и планирования научных исследований; владение методикой научного поиска, организации теоретического и экспериментального научного исследования; владение навыками оформления результатов научного исследования; демонстрировать методы теоретических и экспериментальных исследований, обработки результатов эксперимента.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Физиология желез внутренней секреции
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: классификация гормонов; основные современные методы исследования эндокринных желез; экспериментальные (физиологические) методы исследования и клинические методы на примере щитовидной железы, надпочечников и гипоталамо-гипофизарной системы. Формируемые компетенции: владение знаниями о биохимических механизмах, лежащих в основе деятельности желез внутренней секреции; ориентироваться в современных представлениях о биохимических механизмах действия гормонов; владение теоретическими знаниями о функциях эндокринной системы организма; владение практическими навыками и основными методами экспериментальных физиологических исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методика применения межпредметной связи в обучении биологии
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: классификация межпредметных связей; общие направления межнаучного взаимодействия в биологии; межпредметные аспекты в преподавании биологии; методы осуществления и планирования межпредметных связей в биологическом образовании. Формируемые компетенции: применение междисциплинарных связей, знание их функции, применение планирования и реализации; овладение общими направлениями межнаучного взаимодействия в биологии; знание междисциплинарных аспектов в преподавании биологии; умение применять на практике методы осуществления и планирования межпредметных связей в биологическом образовании; навыки разработки индивидуальных планов реализации межпредметных связей в обучении; применение полученных знаний для решения теоретических и других методических задач.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 3

    Изучаемые вопросы: грамматический материал, специальная лексика, терминологический материал; учебный материал, соответствующий основным дисциплинам специальности; чтение, говорение, аудирование и письмо в профессиональной сфере. Формируемые компетенции: овладение навыками межкультурно-коммуникативных компетенций обучающихся; интегрирование в международную профессиональную среду; использование профессионального иностранного языка как средство межкультурного, научного и профессионального общения.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Систематика и биология насекомых
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: гипотеза происхождения насекомых, значение насекомых; основные задачи и принципы систематики; эмбриональное и постэмбриональное развитие насекомых; методы размножения насекомых; биология и экология насекомых; классификация насекомых. Формируемые компетенции: овладение комплексом знаний о беспозвоночных животных, их ролью в экосистемах с дальнейшим применением в своей практической деятельности; умение работать с живыми организмами и их сообществами в природе и лабораторных условиях; овладение навыками зоологических исследований; владение навыками работы с определителями насекомых; применение полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Заповедники и заказники Республики Казахстан
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: географическая характеристика заповедников Казахстана; биологическая характеристика и особенности видов, нуждающихся в особой охране; экологические принципы развития системы природоохраннных мероприятий региона; значение и роль заповедников и заказников РК. Формируемые компетенции: владение знаниями и географическом расположении особо охраняемых природных территорий Казахстана; владение способностью формировать адекватные представления о географической и биологической характеристике заповедников Казахстана; умение раскрыть значение и роль заповедников и заказников РК; владение навыками осуществления экологического мониторинга окружающей среды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: психология управления в системе научного знания; основные подходы к исследованию системы управления; индивидуальная профессиональная концепция руководителя; управленческое взаимодействие и процесс принятия решений как аспект управленческой деятельности; психологические особенности реализации основных управленческих функций; психология субъекта управленческой деятельности; психология индивидуального стили управления. Формируемые компетенции: знание психологического содержания управленческой деятельности, индивидуальной управленческой концепции руководителя, теоретических основ управленческого взаимодействия, психологических особенностей реализации основных управленческих функций, психологии субъекта управленческой деятельности; владение методиками психологического исследования в сфере управленческой деятельности и взаимодействия.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Клеточная биология
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: основные этапы эволюции клеток; взаимодействие клеток с окружающей средой; организация и эволюция ядерного генома; механизмы клеточного деления; межклеточная сигнализация. Формируемые компетенции: знание основ клеточной эволюции и клеточной теории; умение пользоваться теоретическими основами, основными понятиями и моделями эволюции клеток; умение анализировать состав клеточных популяций многоклеточного организма, основные типы клеток; владение теоретическими знаниями по современным проблемам клеточной биологии; овладение научными данными об актуальных проблемах клеточной биологии; умение вести аналитическую работу и владеть методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Диалоговое обучение в биологии
    Кредитов: 4

    Изучаемые вопросы: диалоговые формы коммуникаций; технология проблемно-диалогического обучения на уроках биологии;научный, ценностный, эстетический и практический компоненты биологического образования; стратегические, тематические и конкретные цели обучения в биологии; современные технологии преподавания биологии; организации работы в области дополнительного образования по биологии. Формируемые компетенции: знание и использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии; умение устанавливать когнитивные (познавательные) и ценностно-ориентационные учебные цели, форму, методы контроля уровня их достижения; умение формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций; владение способностью ориентироваться в современных проблемах биологии; умение использовать фундаментальные биологические понятия в профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Окружающая среда и сохранение биологического разнообразия
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: современное состояние биоразнообразия и окружающей природной среды; принципы проведения мониторинговых исследований по изучению устойчивости экосистем и сохранению биоразнообразия; общие тенденции изменения и угроза биоразнообразия; сохранение биоразнообразия ресурсов растительного и животного мира Казахстана. Формируемые компетенции: применение полученных знаний на практике для проведения самостоятельных исследований в области сохранения биологического разнообразия и рационального природопользования; владение знаниями о разнообразии растительного и животного мира Казахстана; знание принципов проведения мониторинговых исследований по изучению устойчивости экосистем; владение навыками анализа разнообразия и состояния растительного и животного мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современные проблемы биологической химии
    Кредитов: 3

    Изучаемые вопросы: современные проблемы биологической химии как базовой составляющей современной физико-химической биологии; химические процессы, протекающие в организмах животных и растений; особенности обмена веществ, источников образования биологически активных соединений, их влияние на организм; методы биохимических исследований; химический состав организмов, потребность различных организмов в химических элементах. Формируемые компетенции: знание современных методов биохимии; умение выбирать и применять в профессиональной деятельности экспериментальные и расчетно-теоретические методы исследования; способность проводить исследования в области биохимии на современном уровне; умение критически анализировать информацию о современных достижениях биохимии и еѐ прикладном использовании; владение биохимической терминологией и биохимическими понятиями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Биохимия обмена веществ
    Кредитов: 3

    Изучаемые вопросы: обмен веществ и энергии в организме; энергетические ресурсы организма; специфические и общие пути катаболизма; регуляция углеводного обмена; обмен и функции липидов; общие принципы взаимосвязи метаболических путей и основные аспекты регуляции метаболизма. Формируемые компетенции: владение знаниями о значении понятий «обмен веществ», «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм» и их взаимосвязи; умение составлять схемы превращений цикла трикарбоновых кислот; понимание сущности и внутренней природы основных процессов обмена веществ организма; владение знаниями об основных биохимических закономерностях; владение знаниями об общих принципах взаимосвязи метаболических путей и основных аспектов регуляции метаболизма.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Инновационные технологии в методике преподавания биологии
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: современные инновационные технологии в сфере педагогической деятельности; классификация современных технологий обучения; технология продуктивного обучения; технология концентрированного обучения; технология модульного обучения. Формируемые компетенции: знание классификации современных технологий обучения и методики их применения в обучении биологии; умение разрабатывать перспективный и тематический план изучения биологии в соответствии с требованиями инновационных технологий обучения биологии; владение адаптацией инновационных технологий в преподавании биологии; способность применять инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Молекулярная иммунология
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: антигены; антигенраспознающие рецепторы; функции иммунной системы человека; клеточные рецепторы для антител; механизмы развития и регуляции иммунного ответа; цитокины; химические, биохимические и молекулярно-биологические основы реакций иммунитета. Формируемые компетенции: владение знаниями о структуре и функциях иммунной системы человека, видах иммунитета, регуляции иммунного ответа; умение вести аналитическую работу о механизмах развития и регуляции иммунного ответа; овладение знаниями о химических, биохимических и молекулярно-биологических основах реакций иммунитета; владение навыками, позволяющими использовать знания об иммунитете в научной и практической жизни.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Организация проведения лабораторных занятий по физиологии
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: организационные аспекты проведения лабораторных занятий по физиологии; роль физиологии в образовании; сущность и организация лабораторных занятий, их виды; организация лабораторных занятий в вузе; методы исследования в физиологии. Формируемые компетенции: владение навыками организации проведения лабораторных занятий по физиологии, методами научного поиска, организации теоретического и экспериментального научного исследования; владение навыками оформления результатов лабораторных исследований; владение методами экспериментальной работы с лабораторными животным; умение применять на практике основные физиологические методы (пульсометрия, электрокардиография, спирометрия, анализ крови, стимуляция и перерезка нервов, изолирование органов, запись кардиограммы, миограммы, пнеймограммы); владение навыками организации, проведения и анализа лабораторных занятий с учетом соблюдения требований техники безопасности; владение техникой постановки лабораторного эксперимента, обращения с лабораторным оборудованием.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Электронное обучение биологии
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: современные электронные образовательные ресурсы; эффективность учебного материала и качества процесса электронного обучения; электронные научно-информационные ресурсы; информационные ресурсы обучения биологии; электронные технологии в системе дистанционного обучения. Формируемые компетенции: умение ориентироваться в области педагогических инноваций, педагогических цифровых технологий; владение информационными технологиями,навыки работы со всеми видами информации; навыки применения методов поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; умение применять на практике современные технологии поиска информации для решения информационно-поисковых задач в учебном процессе и электронном обучении; владение современными методиками обучения, основанными на использовании компьютерной техники.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Клеточная иммунология
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: клетки иммунной системы; лимфоидные клетки; естественные киллеры; введение в МНС; активирующие и ингибирующие рецепторы; механизмы контактного цитолиза; протеосомы. Формируемые компетенции: владение знаниями о ключевых понятиях клеточной иммунологии: антиген, антитело, рецепторы, цитокины, иммунокомпетентные клетки, иммунный ответ, иммунная патология; владение теоретическими знаниями о механизмах формирования врожденного и приобретенного иммунитета в организме человека.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Основы фитоценологии
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: методы исследования в современной фитоценологии и экологии растений; общая характеристика растительного сообщества; понятие о структуре фитоценозов; динамика фитоценозов; обратимые изменения фитоценозов: суточные, сезонные, разногодичные (флюктуационные) и возрастные; структура фитоценозов. Формируемые компетенции: владение знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов; владение способностью формировать адекватные представления о роли живых организмов в природе и хозяйственной деятельности человека; владение знаниями об основных параметрах структуры и строения региональных фитоценозов; владение способностью объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений; владение навыками создания элементарной базы данных видов и геоботанических описаний.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Экология лекарственных растений Туркестанской области
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: классификация лекарственных растений; биохимический состав и видовое разнообразия лекарственных трав Туркестанской области; характеристика основных лекарственных растений; значение лекарственных растений для народной и научной медицины; виды лекарственных растений Туркестанской области. Формируемые компетенции: владение знаниями об основных этапах развития, современных направлении научных исследований в области лекарственных растений; владение знаниями о распространении и местообитании лекарственных растений Туркестанской области, применяемых в научной медицине; умение определять по морфологическим признакам лекарственные растения в живом и гербаризированном виде; владение способностью применять свои знания по лекарственным растениям в своей будущей профессиональной деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Современные проблемы физиологии
    Кредитов: 5

    Изучаемые вопросы: современный этапы развития физиологии; физиология сердечно-сосудистой системы; современный этап развития нутрициологии; физиология обмена веществ; физиология и патофизиология обмена белков; физиология и патофизиология обмена жиров; методы исследования обмена веществ. Формируемые компетенции: владение знаниями о закономерностях функционирования живых организмов и их отдельных систем, органов, тканей и клеток; умение использовать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы для анализа функций организма; применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях; владение навыками анализа функционального состояния живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток; владение современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях с помощью современной аппаратуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON2

    Владеет базовыми знаниями основ дидактики высшей школы, профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, а также навыками проведения занятий в высшей школе

  • Код ON12

    Владеет знаниями о химических, биохимических и молекулярно-биологических основах реакций иммунитета, применяет навыки работы с лабораторным оборудованием, разрабатывает алгоритм использования физиологических, молекулярно - биологических, иммунологических подходов в ходе научно-исследовательской работы и применяет знания в своей профессиональной деятельности

  • Код ON10

    Владеет комплексом знаний о многообразии насекомых, их ролью в различных экосистемах, демонстрирует знания о химическом составе тканей и клеток, молекулярных механизмов метаболических процессов, происходящих в них и путях регуляции этих процессов

  • Код ON8

    Владеет знаниями законов теоретической биологии, способен выявлять современные проблемы теоретической биологии, демонстрирует знания о биохимических механизмах, лежащих в основе деятельности желез внутренней секреции

  • Код ON9

    Владеет методами анализа и оценки биоразнообразия на разных уровнях организации биосферы, владеет знаниями о роли заповедных территорий как основы сохранения биоразнообразия

  • Код ON6

    Владеет знаниями об особенностях содержания биологического образования в вузе, демонстрирует знания инновационных методов обучения и технологий, применяемых в вузе, способен четко определять место биологических наук в системе естественных наук

  • Код ON3

    Применяет системные знания психологии управления в анализе, оценке и принятии эффективных решений в сфере профессиональной и научно-педагогической деятельности на основе компетенций управления качеством образования

  • Код ON4

    Способен интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать профессиональный иностранный язык как средство межкультурного, научного и профессионального общения

  • Код ON11

    Владеет знаниями об основных параметрах структуры и строения региональных фитоценозов, экологии различных лекарственных растений Туркестанской области

  • Код ON13

    Демонстрирует владение современными методиками планирования, организации и проведения научных исследований, применяет навыки проведения современных экспериментальных исследований в области биологии, позволяющих получить новые научные факты, значимые для биологии, владеет навыками выполнения физиологических исследований

  • Код ON5

    Владеет базовыми знаниями и применяет технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии, формирует культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций; владеет способностью ориентироваться в современных проблемах биологии

  • Код ON7

    Применяет на практике современные технологии поиска информации для решения информационно-поисковых задач в учебном процессе и электронном обучении биологии, владеет современными методиками обучения биологии, основанными на использовании компьютерной техники

  • Код ON1

    Демонстрирует знания в области истории и философии науки; владеет понятийным аппаратом философии науки, методами и приемами логического анализа

  • Код ON14

    Владеет знаниями основных разделов биологической химии, осуществляет планирование, реализацию профессиональных мероприятий по изучению процессов обмена веществ, способен выявлять современные проблемы биохимии, владеет общими принципами взаимосвязи метаболических путей и основных аспектов регуляции метаболизма, способен ориентироваться в современных проблемах биологии

Top