7M02312 Филология: языкознание в ТарГУ им. Дулати
-
Цель образовательной программы 7М02312 - целью образовательной программы «Филология: языкознания» является подготовка выпускников, способных проводить научные исследования в области филологии, лингвистики, использовать новые методы исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты выполненной работы; обеспечение высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для решения проблем важнейших направлений науки и культуры; Содействие индустриально-инновационному развитию Казахстана и региона.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Таразский университет имени М.Х.Дулати
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M060 Филология
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M023 Языки и литература
Дисциплины
-
Психология управления
Цель дисциплины - формирование общепсихологических аспектов управления деятельностью, взаимоотношениями лиц в сфере образования. Будут изучены история психологии управления, психологические механизмы деятельности руководителя, психологическое содержание профессионального образования, субъекты и объекты управления. В результате освоения дисциплины магистранты овладевают психологическими аспектами управленческой деятельности в высшей школе и основами управления личностными психологическими отношениями в профессиональной деятельности Обучающиеся будут способны разъяснять психологические аспекты управления различными ресурсами; применять методы управления; анализировать проблемные ситуации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогика высшей школы
Цель дисциплины - подготовка специалиста, владеющего компетенциями профессиональной высшей педагогики, научно-теоретическими, методологическими, практическими основами педагогики высшей школы. Будут изучены основные и дополнительные категории педагогики высшей школы, дидактики высшей школы, менеджмента в высшей школе, современные проблемы педагогики высшей школы, педагогические системы в высшей школе и их применение профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины магистранты осваивают научно-теоретические аспекты педагогики высшей школы и будут творчески подготовлены к профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины – совершенствовать развитие у магистрантов иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере в соответствии с международными стандартами иноязычного образования. В результате освоения дисциплины магистрант приобретет следующие компетенции: расширит лингвистические знания и умения; изучит основную лексику делового английского языка и академического письма для использования в профессиональной и научной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Новые направления языкознания'
Актуальные проблемы языкознания, новые труды, теоретические выводы, концепции. Прикладное языкознание. Тенденции развития. Социальная значимость прикладного языкознания. Становление и развитие компьютерной лингвистики как нового направления в прикладном языкознании, объект, цель исследования. Психолингвистика. Нейролингвистика. Этнолингвистика. Приоритетные направления в лингвистике конца ХХ – начала ХХІ века. Антропоцентризм: понятие языковой личности, ее анализ с когнитивной и прагматической позиций
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История и философия науки
Цель дисциплины - формирование научной, философско-методологической и мировоззренческой основы для научной и научно-педагогической деятельности будущих специалистов. Развить у магистрантов знания, навыки и компетенции для успешного проведения образовательной и исследовательской деятельности по научным специальностям.В процессе обучения будут изучены: история возникновения и развития науки в контексте развития культуры и философии, структура научного знания, методы научного исследования, особенности современного этапа развития науки; роль науки и техники в развитии цивилизации, перспективы научного знания и будущего человечества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы филологической работы с текстом (создание/редактирование/перевод)
Связь лингвистики, стилистики, языкознания и теории литературы. Проблемы основных единиц и категорий текста: создание, редактирование, анализ, перевод. Единицы текста: произношение, сложная синтаксическая единица, определение композиции. Экспериментирование. Теоретические основы и профессиональные подходы к обработке текста. Инновационные методы обработки информации и педагогические технологии в сфере образования. Технология перевода текста, лексические и грамматические проблемы перевода. Интерпретация
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основные проблемы преподавания филологии в вузе
Современная парадигма в образовании. Методика преподавания филологических наук. Теория обучения в высшей школе. Современные образовательные технологии в высшей школе. Деятельность и адаптация в рамках будущей профессиональной деятельности. Существующая функция языка, основные направления. Собственные закономерности языковой и общественной систем, отражающие природу взаимоотношений и связей языка и общества, и соответствующие им явления.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Научный метод подготовки программ и измерительная техника оценки'
Научная методика подготовки программ. Методика подготовки авторских программ. Прикладной курс. Предметы по выбору. Измерительная технология оценки. Значимость оценки для изучения и обучения. Рейтинговая система оценки. Кредитная система оценки. Технология критериального оценивания, формативное (формативное) и суммативное (суммативное) оценивание. Способы оценки. Самооценка. Метод интерпретации и процесс модерации. Метод интерпретации. Модерация. Мониторинг. Рубрика. Портфолио. Рефлексия. Тестирование. Учебный план (краткийй, средний, длительный).
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Активные процессы в современном языкознании'
Динамика развития языка за последние годы. Комуникативно-прагматический характер динамических процессов в языке. Стилистический динамизм языка в 80-90-е годы ХХ века. Процесс восприятия и вариативность термина в современном казахском языке. Лексическая семантика и трансформация гармонии. Понятие парадигмы в лингвистике. Текст и дискурс. Антропоцентризм. Типы формирования антропоцентрического направления в языкознании. Теория номинаций. Языковая картина мира. Предпосылки проблемы языковой картины мира.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Стратегический менеджмент'
Целью курса является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков использования современных стратегических подходов в управлении. Будут изучены сущность и важность стратегического менеджмента на предприятии, основные факторы, определяющие необходимость управления в стратегии развития предприятия, основные функции и выполняемые задачи стратегического менеджмента, базовые навыки формирования миссии и цели предприятия, финансовой цели предприятия; концепции цепочки ценностей,стратегии предприятия в разработке и пути реализации, определения преимущества, видимые и невидимые бизнес-единицам и потребителям.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы перевода'
Наука перевода и история ее становления. Основы перевода, проблема переводоведения в языкознании. Актуальные проблемы художественного перевода. Теория перевода как особая отрасль филологической науки. Взгляды зарубежных и отечественных ученых на консолидацию перевода. Перевод -средство языковой и межкультурной коммуникации. Понятие языкового посредничества в переводе. Требования к переводу. Основные виды перевода. Трансформационные процессы в переводе. Перевод – технологическое действие.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лингводидактические аспекты высшего образования
Овладение лингводидактикой как теоретическим обоснованием процесса обучения языкам и его изучение с интеграцией лингвистики и методов обучения. Формирование содержания знаний о механизмах исследования и проектирования учебного процесса на основе концепций языкового образования. Новые технологии обучения, необходимые специалистам-филологам, профессиональные теоретические знания и соответствующие практические навыки. Проблема новизны внедрения организационных, инновационных технологий в образовательных учреждениях на уровне государственного образовательного стандарта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Практикум по сравнительной грамматике (казахский, русский и английский)
Основные понятия типологии языков. Типы общей и индивидуальной типологии. Сопоставительная грамматика, сравнительная типология и теория перевода. Ошибки, возникающие в процессе перевода, их причины. Теоретическое и практическое значение сравнительной типологии для теории и практики перевода. Основные классификационные символы. Общность единиц содержания. Соответствие в процессе сравнения. Индифферентность в генетическом родстве. Свобода выбора. Разница в содержании. Основные идентифицирующие символы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основы киберпедагогики
Цель дисциплины – выявить изменения в методах и теориях педагогики, психологии, происходящие в результате использования ИКТ в образовании и рассмотреть описание ее концепций, рассматривая киберпедагогику как новую отрасль педагогической науки.На основе педагогических технологий изучаются курсы киберпедагогики, формы учебно-методических работ и воспитательной деятельности, в том числе ИКТ, дистанционное обучение, методы обработки компьютерных данных, интерактивные методы, процессы обучения, воспитания и развития киберпространства.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Новые лингвистические парадигмы'
Понятие парадигмы в языкознании. Новые культурно-исторические тенденции в языкознании второй половины ХХ века и современности. Процесс восприятия терминов в языке и вариативность. Текст и дискурс. Антропоцентристское направление. Теория номинаций. Языковая картина мира. Выявление истоков литературного языка, языковых особенностей личности. Лингвокультурологические исследования. Преемственность языка и мировоззрения. Парадигма современного языкознания
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Ф. де Соссюр и лингвистика ХХ века
Современная лингвистика, Молодая грамматика в Западной Европе в начале 20-го века, Описательная школа, Этнографическая лингвистика, История лингвистики, Этнолингвистика, Описательная школа, Лингвистические отношения между персоналом, Структурная школа, Школа эстетики, Появление молодых антиграмматических лингвистических школ , Глоссарий. Вклад де Ф. Де Соссюра в развитие лингвистики, выводы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Лингвистика и основы современной библиографии'
Основы лингвистики и современной библиографии. Этапы теоретической и практической работы «Основы лингвистики и современной библиографии». Термин «библиографическое описание». Развитие казахской библиографии, труды. Библиографический указатель, Библиографическое сообщение, Библиографический список. Казахская / русская библиография: вчера и сегодня. Значение библиографического описания в информационном обществе. Текущая библиография в области лингвистики библиографическая ссылка, ее особенности. Регламентирующие документы при составлении библиографического описания. Система ГОСТов (стандартов).
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Закономерности исследования научного языкознания с теоретических позиций'
Понятие науки о языке, предмет исследования лингвистики, основы науки о языке, понятие. Проблема структуры языка, фактов, генетической близости родного языка с другими родственными языками, типологические сходства с другими неродственными языками. Философские и общие лингвистические закономерности языкознания. Понятие научного исследования и анализ основных категорий философии, обобщение теоретических знаний, умение критически анализировать научные идеи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аналитика в языкознании'
Универсальность грамматических категорий как с родственными, так и с неродными языками. Аналитические форманты, их значения, структура, принадлежность аналитических формантов к грамматическим категориям глаголов. Характер перехода действия заключается в том, что глагол является самостоятельной лексико-грамматической категорией, его познание и изучение в науке, его семантические и грамматические особенности и способы передачи. Модальная категория, взгляды на модальность, мнения. Категория наклонения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Современные философско-методологические проблемы филологии'
Языкознание и философия. Связность лингвистических направлений и философии. Метаязыковое выражение связи в онтологии, методологии, гносеологии и языкознании. Структура языкознания и его гносеологическая оценка. Антиномии языка – основа гносеологических проблем. Объективность и субъективность в языке. Методология языкознания. Методологические поиски нового подхода к языку. Категории философии и общенаучные понятия в науке о языке
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сопостовительное языкознание'
Понятие сравнительного языкознания. Фонетика и лексика. Грамматический строй русского и казахского языков. Разделы грамматики. Значимость сравнительного изучения грамматики обоих языков. Морфологические и синтаксические особенности грамматического строя русского и казахского языков. Основными единицами грамматического строя обоих языков являются словоформа, словосочетание, предложение, обучение в данном направлении посредством языкового анализа
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Принципы и методы лингвистических исследований'
Признание теории языка, его места среди наук, связь с другой отраслью науки, новые направления лингвистической науки последних лет получили широкое распространение в научно-теоретическом и практическом плане. Грамматические закономерности языка. Учение о принципах научного исследования. Проблемы традиционных и новых поисков в языкознании. Принципы и методы языкового исследования. Основные исследовательские парадигмы в лингвистике. Способы применения теоретических знаний на практике
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Лингвосемиотика'
Языкознание – семиотическая система. Язык как семиотическая система особого характера. Язык как системно-структурное создание. Уровневое деление языка, его парадигматические и синтагматические проблемы. Семиотические признаки лингвистики, теория языковых актов. Языковая компетентность. Языкознание: традиционные и новые связи в системе наук. Номенклатура языков мира: генетические, типологические и ареальные образы. Проблема жизнеспособности языков. Общая семантика. Семантические теории. Прагматика. Моделирование языковых процессов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Современные научные инструментарии исследований
Цель дисциплины - сформировать умение выбирать эффективные методы и способы организации научного исследования. В рамках дисциплины будут изучены: основные этапы и теоретические основы методов исследования, основные концепции и методологический аппарат исследования, передовые и эффективные инструменты и технологии современных исследований, особенности и опыт зарубежных стран в планировании и организации научных работ. В результате освоения курса магистранты будут способны организовывать научные эксперименты, применять, выбирать наиболее эффективные методы в исследовании, учитывая объектно-предметные особенности научного направления.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Тюркская онамастика'
Ономастика и ее ветви: антропонимика, топонимика, этнонимика и т.д., изучение теории тюркской, казахской ономастики. Методы и аспекты изучения ономастических материалов Метаязык ономастики. О тюркской ономастике. Региональное административное деление РК. Причины возникновения, изменения топонимов на территории региона. Исторические города в тюркоязычных странах и РК. Историко-лингвистическое понятие ономастических названий. Лексические слои тюркских топонимов. Старинные субстратные топонимы. Тюркский (казахский) языковой лексический слой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Документоведение и перевод текстов делового стиля'
Разновидности официально-деловой документации. Функции текстов официально-делового стиля. Значимость оригинала при переводе текстов. Требования к автору текста официального документа. Своеобразие стиля официально-деловых, юридических текстов, выражающееся в использовании устойчивых языковых единиц. Образцы шаблонов основных документов всех официальных учреждений. Проблема составления переводчиком нового текста по старым образцам. Близость официально-делового стиля к научному
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы научного исследования'
Цель дисциплины: изучение регулирования вопросов организации научно-исследовательской работы, научные исследования и прикладная аналитика, дизайн и конфигурация исследовательских работ, параметры исследования и исследовательского продукта; методы научных исследований и прикладной аналитики. Будут изучены категориальный аппарат научных исследований, понятийный аппарат научно-методического исследования, его содержание и структура, современные методы и методологии научных исследований, парадигмы и концепции научного познания, теоретическое и практическое значение педагогических исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
Результаты обучения
- Демонстрировать знание основ исследования, структуры и оценки качества наноматериалов; уметь формулировать предложения по разработке стратегии и проектов компании, использовать инструменты стратегического, текущего и оперативного планирования и контроля (менеджмент); использовать методы научного исследования.
- Демонстрировать знание коммуникативной компетенции в сфере иноязычного образования для развития навыков и умений владения языком в профессиональной деятельности, подготовки научных статей и свободного устного общения; генезиса, философской сущности и развития научного знания, закономерности организации и развития науки.
- Уметь проводить исследования, создавать новые идеи и совершать научные открытия в области филологии; изучать, анализировать и критиковать и переводить теоретические и методические труды по изучаемым вопросам; разрабатывать научные методы, методики в области языкознания и лингвосемиотики; развивать образовательную парадигму, новые концепции педагогической науки.
- Демонстрировать знания эмоциональной и когнитивной саморегуляции в условиях стресса, уметь использовать педагогические системы, выделять аспекты психологических проблем, учитывать особенности личности при решении конкретной практической задачи, устанавливать взаимосвязь между концепциями и направлениями в психоанализе
- Демонстрировать знания по фундаментальным принципам языкознания, новым направлениям теоретического языкознания, связи с другими науками, современным условиям и актуальным тенденциям развития науки; проводить исследования в области языкознания на высоком уровне, проявлять творческую инициативу и готовность к решению задач в рамках специальности.
- Самостоятельное изучение языковых материалов и произведений искусства на основе текстового и теоретического категориального анализа; развитие проектов, связанных с творческой деятельностью; выполнение научных исследований по профильным дисциплинам в научных и образовательных учреждениях.
- Демонстрировать знания коммуникативной компетенции в сфере филологического образования, необходимые для развития навыков и умений владения языком в профессиональной деятельности, подготовки научных статей и свободного устного общения; знания генезиса, философской сущности и развития научного знания, закономерностей организации и развития науки