6B02116 Традиционное музыкальное искусство (по видам) в КазНацКон
-
Цель образовательной программы Цель программы - подготовка традиционных сольных концертных исполнителей, участников ансамблей и оркестров народной музыки, педагогов профессионального музыкального образования в сфере традиционного музыкального искусства, владеющих высоко художественным музыкально-исполнительским и педагогическим мастерством для сохранения и преумножения ценностей национальной культуры Казахстана.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Религиоведение
Дисциплина как отрасль гуманитарного знания изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии. Цель дисциплины: дать студентам знания о структуре религии и методологическим основам религиоведения; раскрыть роль религии в жизни общества, ее становление и развитие; разъяснить политико-правовые основы государственно-конфессиональных отношений, зарубежный и отечественный опыт в этой сфере; сформировать целостное представление о тенденциях изменения религии в современном мире.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Обязательное фортепиано - 1
Содержание дисциплины расширяет исполнительские навыки обучающегося путем овладения дополнительного инструмента фортепиано. Обучение на фортепиано направлено на овладение правильной постановки аппликатуры, воспитание у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, грамотному исполнению штрихов, мелизмов, верному определению динамики построения произведения. В результате изучения обучающийся развивает навыки игры на пианино, приобретает навыки подбора по слуху, первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
История музыки от античности до Барокко
Содержание дисциплины направлено на рассмотрение вопросов развития музыкальной культуры по эпохам: античность (Древняя Греция, Рим), музыкальная культура Средневековья (Григорианский хорал, мотет, месса), полифоническая музыка эпохи Возрождения (Нидерландская, французская и итальянская школы), эпоха Барокко. Анализируется связь с философией, литературой, архитектурой и изобразительным искусством. Результаты изучения: обучающийся знает общие закономерности развития мировой музыкальной культуры данного периода; музыкальный материал изучаемых произведений; умеет разбираться в музыке разных эпох, направлений и стилей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Домбра - 1 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на практическое освоение исполнительства на домбре. Знакомство с традиционными школами "токпе" и "шертпе". Практическое освоение исполнительского репертуара. Освоение штрихов, совершенствование навыков игры на домбре. Особое значение уделяется домбровому инструментальному сопровождению голоса певца. В результате освоения дисциплины: обучающийся совершенствует навыки игры на домбре.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Ансамбль-1 (домбра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на формирование навыков коллективного взаимодействия в ансамбле; воспитание исполнителей, способных раскрыть художественное содержание музыкальных произведений в процессе ансамблевого музицирования, умеющих слышать общее звучание музыки в ансамбле. В результате изучения дисциплины: обучающиеся умеют осваивать ансамблевые партии, работать над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, динамикой и штриховой палитрой; демонстрировать навыки публичного совместного выступления.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 1
Содержание основной дисциплины музыкального вуза способствует практическому освоению базового концертно-исполнительского репертуара, который состоит из разделов: казахские кюи в стиле (токпе, шертпе); традиционные песни, представляющие различные регионы Казахстана; сочинения казахстанских композиторов, сочинения зарубежных композиторов. В результате изучения: обучающийся знает базовый концертно-исполнительский репертуар, совершенствует навык игры на инструменте (или пение по специальности народное пение).
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Постановка голоса - 1 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на формирование певческого голоса и певческой культуры. Воспитание навыков певческого дыхания, что является залогом верной координации работы всего голосового аппарата. Овладение навыками правильной работы гортани в пении; формирование навыка резонаторных ощущений; работа над дикцией и артикуляцией; развитие художественно-исполнительских умений. В результате изучения: у обучающийся формируются вокально-технические навыки, которое позволяет улучшить природное звучание народного пения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сольфеджио - 1
Содержание учебной дисциплины "Сольфеджио - 1" направлено на организацию и развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, развитие навыка чистого интонирования. Данная дисциплина предназначена для интенсивного и многогранного использования полученных навыков в исполнительской и творческой деятельности. Результатом освоения дисциплины является знание теоретического материала; чистота интонирования интервалов, аккордов, последовательностей, развитие навыков слухового анализа.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыки до XVIII века
Содержание дисциплины знакомит с основными этапами исторического развития мировой музыкальной культуры, формирует основу знаний, способствующих пониманию главных музыкальных явлений. Рассматривается зарождение музыки как вида искусства, художественные течения, творчество и стили композиторов данной эпохи. В результате изучения: свободное ориентирование в процессах музыкального творчества и его ведущих тенденций, знание истории музыки от зарождения до XVIII века.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Домбра - 2 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее совершенствование навыков игры на домбре. Освоение нового репертуара из утвержденного списка. Работа над штрихами, чистотой интонации, донесением авторского замысла. Репетиционный процесс и концертное выступление.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Ансамбль - 2 (домбра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее развитие навыков игры в составе ансамбля. Расширение исполнительского репертуара. Работа над донесением содержания произведения, драматургией, динамическим профилем, достижением совершенства ансамблевого звучания. Репетиционный процесс и концертное выступление.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы дирижирования (домбыора, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено: на овладение основ дирижерской техники; развитие исполнительских качеств и навыков на основе изучения музыкальных произведений различных стилей оригинальных сочинений для оркестра казахских народных инструментов и симфонической музыки классиков; выполнение исполнительской трактовки музыкального произведения; изучение оркестрового репертуара. В результате изучения обучающийся: имеет исполнительские навыки техники дирижирования оркестром; знает основные принципы и особенности дирижерского исполнительства; основные составы оркестров и ансамблей казахских народных инструментов; технические и художественные возможности инструментов оркестра; основу теории управления творческим коллективом; методическую литературу.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Постановка голоса - 2 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее развитие певческого голоса и певческой культуры. Развитие художественно-исполнительских навыков: правильно передать содержание произведения; умение точно интонировать; изучить приёмы дикционной чёткости произношения; воспитание умений и навыков эмоционально наполненного, выразительного исполнения произведений; умение работать над упражнениями и вокализами. В результате изучения: у обучающийхся формируются вокально-технические навыки, которое позволяет улучшить природное звучание народного пения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Обязательное фортепиано - 2
Содержание дисциплины углубляет навыки игры на пианино в объеме, необходимом для профессиональной деятельности, направлено на подготовку к самостоятельной практической работе на фортепиано. В результате изучения: обучающийся развивает навыки игры на фортепиано, владеет необходимым репертуаром в рамках данной дисциплины.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Сольфеджио - 2
Содержание учебной дисциплины Сольфеджио-2 направлено на совершенствование навыков чистого интонирования, развитие музыкальной памяти, слухового анализа, ладового и ритмического восприятия. Предмет развивает аналитическое мышление и восприятие на слух различных составляющих компонентов музыкального произведения. Результатом изучения является развитие общей музыкальности и музыкального слуха обучающихся.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы игры на фольклорном инструменте
Содержание дисциплины «Основы игры на фольклорном инструменте» направлено на практическую подготовку исполнителей на фольклорных инструментах (жетиген, сазсырнай, сыбызгы), а также формирование профессиональных навыков игры на фольклорных инструментах. Изучение исполнильского репертуара. В результате изучения дисциплины: обучающиеся имеют базовый уровень освоения фольклорных инструментов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 2
Содержание дисциплины направлено на изучение концертно-исполнтельского репертуара, который направлен на формирование профессионально-технического и исполнительского мастерства в результате изучения: обучающийся расширяет базовый концертно-исполнительский репертуар совершенствует навык игры на инструменте (или пения по специальности народное пение), а также должен показать профессиональный рост.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Казахская музыка - 1
Содержание дисциплины направлено на изучение основных этапов исторического развития казахского музыкального искусства, творческие образы композиторов, основные художественные стили, направления и жанры. В результате освоения дисциплины: обучающийся имеет представление: о истоках и источниках казахской музыкальной культуры; о путях развития казахской профессиональной музыки; о музыкально-культурной истории казахов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 3
Содержание дисциплины направлено на формирование индивидуального творческого мышления для овладения различными способами индивидуальной интерпретации народных и классических сочинений, исполнительской концепции. В результате изучения: обучающийся расширяет базовый концертно-исполнительский репертуар, может использовать полученные умения и знания в собственных научных исследованиях и методических разработках; демонстрировать основы исполнительской интерпретации музыкального текста, применять полученные знания в педагогической, научно-исследовательской, просветительской и публицистической, музыкально-исполнительской деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Компьютерный набор нот
Содержание дисциплины включает в себя практическое формирование навыков самостоятельного использования современных информационных технологий в целях повышения эффективности профессиональной деятельности музыкантов. В результате изучения дисциплины: обучающийся овладевает практическими навыками эффективной работы на компьютере; приобретает теоретические знания в области новых информационных технологий.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы работы в нотных редакторах
Содержание дисциплины направлено на теоретическое освоение принципов работы музыкальных программ и формирование навыков набора и редактирования нотного текста в нотных редакторах Финал и Сибелиус. В результате изучения: обучающий имеет теоретический и практический навык работы с музыкальными программами, умение редактировать нотный текст в нотных редакторах Финал и Сибелиус.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория музыки
Содержание дисциплины «Теория музыки» направлена на продолжение изучение основ теории музыки, с более расширенного ракурса. А именно – интервальные и аккордовые системы изучаются в данном курсе не только как простые, хроматические, альтерированные, но также изучаются их классификации по системе Ю.Холопова, В.Холоповой, Хиндемита, ладовые системы по Яворскому, Мессиану, Шостаковича и Хиндемита. В результате обучения студент должен знать основные теоретические понятия по пройденному материалу, уметь анализировать заданные мелодии и произведения, владеть навыками игры определенных последовательностей, секвенций.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыки 1760-1900
Содержание дисциплины направлено на изучение лучших музыкальных достижений классицизма и западно-европейского романтизма. Дисциплина раскрывает периодизацию эпох, основной круг жанров и образов, композиторское мышление, музыкальную драматургию, систему выразительных средств, сложившихся под влиянием Великой французской революции. В результате изучения обучающийся имеет понятие и понимание исторического места и значения музыки периода 1760 -1900 годов, свободное ориентирование в музыкальном наследии и творчестве композиторов данного периода.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Гармония
Содержание дисциплины «Гармония» включает: модуляции II и III степени родства, эллипсис, энгармонические модуляции и модуляции в более далекие тональности, мажоро-минорные и миноро-мажорные системы. Формируются навыки игры секвенций и аккордовых последовательностей. В результате обучения студент владеет навыками игры модуляций в тональности полухроматического и хроматического родства, а также энгармонических модуляций, умеет гармонизировать мелодии, анализирует связи гармонии с формообразованием, фактурой, метроритмом, мелодией.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Обязательное фортепиано - 3
Содержание дисциплины расширяет у обучающегося навыки игры на фортепиано, способствует приобретению навыков аккомпанирования и чтения с листа. В результате изучения овладевает новым репертуаром, демонстрирует навыки аккомпанирования, чтения с листа, сценическую свободу на тематических и академических концертах.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
История классико-романтической музыки
Содержание дисциплины включает в себя изучение музыкальных традиций и достижений эпохи классицизма и романтизма 18-19 веков, а также отражает творчество ведущих композиторов, значимых музыкальных явлений, и их влияние на последующие века. В результате изучения: обучающийся владеет знаниями об эпохе классицизма и романтизма, ярких представителях, жанровых направлениях и стилях, важных исторических событиях и музыкальных течениях.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 3 Домбра/Дирижирование/Сыбызгы/Сазсырнай/Жетыген (Minor)
Направлена на формирование индивидуального творческого мышления для овладения различными способами индивидуальной интерпретации народных и классических сочинений, исполнительской концепции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История казахской традиционной музыки 1
Содержание дисциплины знакомит студентов с историческим развитием жанров и стилей казахской традиционной музыки. Дисциплина способствует расширению музыкального и интеллектуального кругозора студентов, систематизации знаний об историческом процессе развития казахской музыки. В результате изучения: обучающийся должен имеет представление об основных исторических этапах формирования и развития казахской традиционной музыки от древности до первой половины ХХ столетия, о генезисе и эволюции типов носителей традиционной культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История исполнительского искусства
Содержанием изучения дисциплины является исторический процесс развития исполнительского искусства на казахских народных инструментах. Особое место в содержании дисциплины отводится изучению исполнительских принципов музыкантов различных поколений. В результате изучения дисциплины обучающийся получает комплекс теоретических знаний, которые способен применять в профессиональной сфере через формулирование суждений, аргументацию и решение теоретических и практических проблем в изучаемой области.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство 4 Домбра/Дирижирование/Сыбызгы/Сазсырнай/Жетыген (Minor)
Направлена на активизацию творческой инициативы и самостоятельности; развитие интеллектуальной и музыкальной памяти, фантазии, артистических способностей, духовного обогащения и совершенствования.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской традиционной музыки - 2
Содержание дисциплины посвящена развитию и творчеству представителей профессиональной музыки XIX века, ее стилевым, жанровым особенностям В результате изучения: обучающийся знает локальные особенности песенной и инструментальной музыки; умеет различать образцы казахской фольклорной и устно-профессиональной музыки по жанрам, стилям; может определять по индивидуальным стилям произведения авторов, принадлежащих разным региональным традициям; применить полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Развитие исполнительских навыков в современных условиях (баян)
Основными тенденциями современного этапа развития являются: разделение исполнительского и композиторского творчества; синтез основополагающих элементов джазовых практик баянно-аккордеонного искусства; преломление возможностей баяна и аккордеона в контексте массовой музыки; моно-репертуарная политика; создание международных ансамблей; распространение новых форм исполнительского искусства (исполнительство с фонограммой типа «-1» и исполнительство на цифровых инструментах), что нашло отображение в конкурсном и фестивальном движении. Баян и аккордеон в настоящее время стали равноправными инструментами джазового арсенала. В числе новейших тенденций современного баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки – распространение моно-репертуарной политики.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 4
Содержание дисциплины направлено на активизацию творческой инициативы и самостоятельности; развитие интеллектуальной и музыкальной памяти, фантазии, артистических способностей, духовного обогащения и совершенствования на основе исполнения концертно- исполнительского репертуара В результате изучения: обучающийся расширяет базовый концертно-исполнительский репертуар совершенствует навык игры на инструменте (или пения по специальности народное пение), владеет профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкознания, методами и навыками анализа музыкальных произведений, создаёт разные жанры аналитических работ (от рабочего анализа по нотному тексту для ученика до мультимедийной презентации для широкой аудитории), использует полученные умения и знания в собственных научных исследованиях и методических разработках.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы анализа музыкальных произведений
Содержанием курса «Основы анализа музыкальных произведений» является изучение строения музыкальных произведений, а также методов и приемов анализа музыкальной формы. Структура музыкальных произведений рассматриваются в курсе в разных аспектах: содержательном, в связи с особенностями композиторского стиля, исполнительской интерпретацией, а также направленностью на слушателя. В результате обучения студент овладевает основными понятиями (музыкальное произведение, форма, содержание, жанр, стиль, музыкальный язык) и умеет их использовать в профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фольклорные традиции в инструментальной музыке (домбыра)
Основные цели и задачи предмета: ознакомление фольклорными традициями в инструментальной музыке и традиционной испольнительской школой. Влияние народно-фольклорных традиций в формировании творческой личности исполнителя. Исследование пути развития, сохранения, пропаганды народного фольклора. Ознакомление с описанием и использованием древнейших музыкальных инструментов в фольклорном наследии казахского народа.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Современное кобызовое исполнительское искусство (кобыз)
Содержание дисциплины «Современное кобызовое исполнительского искусство» заключается в изучении направлений и тенденций развития современного кобызового исполнительского искусства в ХХІ веке. Материалом для анализа послужили видео-аудиозаписи исполнителей современного кобызового исполнительского искусства, включая представленные в Интернете. Изучение творческой деятельности современных исполнителей, роль инструмента в жанрах массовой музыки а также изучение концертного репертуара современных исполнителей, особенности исполнительства и интерпретации современных исполнителей ХХІ века является содержанием дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты знают: о творческой деятельности современных исполнителей, об особенностях исполнительства, включая стили и жанры массовой музыки. Умеют: находить и анализировать музыкальные материалы по современному кобызовому исполнительству.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы финансовой грамотности
Дисциплина «Основы финансовой грамотности» предоставляет студентам базовые знания о личных финансах, бюджетировании, инвестировании, кредитах, налогах и понятиях финансового рынка. Обучение включает практические навыки финансового анализа и принятия решений, а также формирование понимания финансового рынка и его влияния на личные и профессиональные финансы. Целью является формирование навыков эффективного управления финансами и принятия обоснованных финансовых решений в повседневной жизни.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы социальных наук и антикоррупционной культуры
Курс «Основы социальных наук и антикоррупционной культуры» знакомят студентов с современными представлениями о биосфере, о человеке как части природы, об экологических аспектах безопасности жизнедеятельности, а также об антикоррупционной культуре, в рамках дисциплины у студентов формируются знания нормативно-правовой базы, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности и защиты интеллектуальной собственности, обучающиеся изучат основные понятия и категории экономики, для формирования экономического образа мышления.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы менеджмента и предпринимательства в культуре
Содержание дисциплины «Основы менеджмента и предпринимательства» направлено на знакомство студентов с подходами к организации предпринимательской деятельности и с системой формирования менеджмента в организациях арт-индустрии. Предметом рассмотрения является механизм менеджмента в предпринимательстве. В результате изучения: обучающийся знает виды экономической деятельности предприятия, механизмы функционирования фирмы, связи предпринимателей с потребителями, хозяйствующими партнерами, наемными работниками, государством и др.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Казахская музыка - 2
Содержание дисциплины направлено на изучение композиторской школы и творчества композиторов в период независимости РК В результате изучения обучающийся: обладает знаниями основных новых этапов истории казахской музыки, известных представителей композиторских школ, и их основные сочинения; имеет навыки чтения литературы по истории казахской музыкальной культуры; умеет анализировать сочинения разных стилей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Пение с трехструнной домброй (народное пение)
Адаптация студентов к исполнению авторских и народных песен в сопровождении трехструнной домбры, кроме основного инструмента домбры. В результате обучения обучающися должен: иметь начальную школу игры на трехструнной домбре; овладеть песнями, исполняемыми под аккомпанемент трехструнной домбры; уметь аккомпанировать песени на трехструнной домбре; уметь петь на трехструнной домбре.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Расшифровка кюев - 1 (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
Содержание дисциплины направлено на освоение техники и приемов расшифровки кюев и на развитие музыкального слуха. Так же на формирование слуховых навыков при нотировке образцов различных исполнительских домбровых школ. В результате изучения дисциплины: обучающийся имеет навык расшифровки кюев, владеет техниками и приемами нотировки, что способствует формированию слуховых навыков.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Этносольфеджио (домбыра, народное пение)
Содержание предмета направлено на развитие слуха, памяти и композиционных навыков с помощью различных музыкальных приемов, таких как, диктант (письменный с аудио записи и с иллюстратором), сольфеджирование диктанта, песни, сочинение кюев в стиле «токпе», и «шертпе». В результате обучения дисциплины «Этносольфеджио» у обучающегося на материале домбровых кюев «токпе» и «шертпе» развиваются все виды музыкального слуха, ритма, памяти. Формируются навыки в сочинении домбровых кюев в основных стилях «токпе» и «шертпе», а также техника импровизации казахских кюев.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Особенности исполнительской школы Казангапа - 1 (домбыра)
Содержание дисциплины направлено на расширение исполнительских возможностей музыкантов, играющих на домбре. Инструментальное домбровое наследие разделяется на множество традиционных исполнительских школ. И одним из классических исполнительких традиций Западного Казахстана является школа кюйши Казангапа. В результате изучения обучающийся, знакомится содержанием кюев Казангапа, овладевает тонкостями штриховой исполнительской техники представителя Западной школы. У обучающегося расширяется концертно-исполнительский репетуар и он начинает владеть изысканной техникой традиционной игры школы кюиши Казангапа.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Пение с ансамблем - 1 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на формирование ансамблевого чувства у обучающегося. Формируется навыки публичного выступления и способность к совместному музыкальному взаимодействию солиста-певца в ансамбле. В результате изучения дисциплины: у обучающийся формируются навыки ансамблевого исполнительства, знание концертно-исполнительского репертуара в сопровождении ансамбля.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория и практика подбора по слуху и транспонирования музыкальных произведений (қобыз - баян)
Освоение навыков игры на слух и транспонирование - одна из важнейших элементов концертмейстерского мастерства баяниста. В силу своей универсальности и малогабаритности на протяжении многих десятилетий баян с успехом мог заменить фортепиано, как аккомпанирующий инструмент. Формирование навыков игры на слух и умение транспонировать. Транспонирование выученной пьесы по слуху. В результате изучения данной дисциплины студент должен: - иметь развитый гармонический слух; - освоить специальные музыкальные навыки игры по слуху, чтению с листа и транспонированию; овладеть способностью интонационного мышления и ансамблевой техникой; быть компетентным в области исполнительского искусства и в вопросах развития музыкальной культуры Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Переложение домбровых кюев на народные инструменты - 1 (трехструнные и фольклорные инструменты)
Содержание дисциплины направлено на изучение и переложение домбровых кюев в стиле «шертпе» и «токпе» на народные инструменты. Вначале изучается содержание, в основе которого лежит легенда, композиционное строение, ритмический рисунок кюев в стиле «шертпе» и основное - диапазон кюя, который должен подходить возможностям трехструнных и фольклорных инструментов. Далее изучаются техника, приемы и методы переложения. В результате освоения дисциплины: обучающийся расширяет знания о домбровых кюях в стиле «шертпе», имеет навыки техники и приемов при переложении домбровых кюев в стиле «шертпе», на трехструнные и фольклорные инструменты, тем самым расширяя концертно-исполнительский репертуар данных инструментов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Переложение домбровых кюев - 1 (кобыз-баян)
Содержание дисциплины «Переложение домбровых кюев-1» направлено для теоретического анализа и практического освоения казахской домбровой музыки в стилях «токпе». Изучается система ладовых опор в домбровых кюях стиля «токпе». В результате обучения обучающийся имеет практические навыки переложения домбровых кюев в стиле «токпе» для исполнения на кобызе и баяне. Имеют первоначальные навыки импровизации на инструменте.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство 5 Домбра/Дирижирование/Сыбызгы/Сазсырнай/Жетыген (Minor)
Направлена на владение поведенческими и коммуникативными требованиями публичного выступления: приобретение навыков публичного выступления; беглого чтения с листа.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин - 1
Содержание предмета включает изучение педагогических методов и принципов, сложившихся в различных школах и направлениях традиционного музыкального искусства, а также практического опыта ведущих педагогов, определивших общие и специфические закономерности методики обучения игре на народных инструментах/ обучения традиционному пению. В результате изучения студент овладевает методами обучения игре на инструменте/пению с домброй и может применять их в собственной педагогической деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Концертмейстерское мастерство баянистов (баян,аккордеон)
Содержание дисциплины "Концертмейстерское мастерство направлено на подготовку студента к практической деятельности в качестве концертмейстера в вокальных, хоровых, оркестровых, хореографических коллективах, а также аккомпаниатора в филармониях, на радио, телевидении. В результате изучения: обучающийся приобретает знания и навыки вокального аккомпанемента и концертмейстерской работы с инструменталистами; знакомится с лучшими образцами вокальной и инструментальной литературы русских и зарубежных композиторов-классиков различных эпох, стилей и жанров, а также казахстанских и современных зарубежных композиторов; умеет аккомпанировать с листа и транспонировать в любую тональность в зависимости от диапазона вокалиста.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительские традиции и школы - 1 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на теоретическое изучение и практическое освоение основных традиций певческих школ различных регионов РК. Анализируются стили певческих школ, особенности ритмического рисунка, уникального мелодизма, фактурного разнообразия. Образцы становятся благодатным материалом в овладении исполнительских традиций каждой певческой школы В результате изучения: обучающиеся практический осваивают основные традиции певческих школ различных регионов РК.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыкально-культурные традиции
Содержание дисциплины знакомит с мировоззренческими основами культуры и канонами прикладного искусства, ремеслами и другими направлениями традиционного искусства казахов. Учит выявлять возможности регионально-культурной среды. В результате изучения обучающийся будет иметь целостное представление о родной культуре и использовать знания истории народного творчества и музыкального фольклора в учебно-воспитательном процессе, что способствует воспитанию патриотризма.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Инструментоведение (қылқобыз, прима қобыз, альт қобыз, бас қобыз, баян, аккордеон)
Содержание дисциплины представляет курс лекций информационного характера об инструментах оркестра народных инструментов. В комплекс лекций входит информация о инструментах народов мира и европейской классификации инструментов мира. В результате изучения дисцилины: обучающийся имеет знания о музыкальных и технических характеристиках инструментов народного ансамбля, а также информацию о многочисленных инструментах мира.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс- 1 (домбыра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на изучение и практическое освоение оркестрового концертного репертуара из раздела "Казахские народные кюи". Подготовить обучающихся к концертным выступлениям, развить способность к совместному музыкальному взаимодействию в оркестре и привить навыки публичного выступления. В результате изучения дисциплины: обучающийся знает репертуар из раздела "Казахские народные кюи" и имеет навыки публичного выступления.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 5
Содержание дисциплины направлено на владение поведенческими и коммуникативными требованиями публичного выступления: приобретение навыков публичного выступления; беглого чтения с листа. В результате изучения: обучающийся расширяет базовый концертно-исполнительский репертуар совершенствует навыки игры на инструменте (или пения по специальности народное пение), а также должен показать профессиональный рост и навыки публичного выступления.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Айтыс (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на ознакомление с особенностями художественной, структурной, социальной и поэтической музыкой в период от истории возникновения жанра айтыс до творчества современных поэтов айтыс; о роли айтыса и поэта в обществе. В результате изучения дисциплины: обучающийся владеет знаниями о жанре айтыс и о роли айтыса в социальном обществе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыка мира
Содержание дисциплины включает в себя изучение традиционной песенной и инструментальной музыки народов Ближнего, Среднего Востока и Восточной, Юго-Восточной Азии. В результате изучения: у обучающегося расширяется кругозор, и профессиональная эрудиция; развиваются навыки работы с научной литературой по востоковедению.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Групповой состав оркестра и анализ (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
Основные задачи курса включают общие сведения об оркестрах, состав оркестра (группы инструментов в оркестре), обзор всех оркестровых инструментов, технические и музыкально-выразительные средства (диапазон, строй, транспозиция, артикуляция, тембровые характеристики), практическое применение знаний.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика создания и продвижения проекта в сфере инструментальной музыки - 1 (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
В рамках курса «Методика создания и продвижения проекта в сфере инструментальной музыки - 1 » обучающиеся познакомятся с основными инструментами формирования и продвижения фольклорных ансамблей разного периода, историей создания этих ансамблей. В результате формируется навыки правильно вести работу в ансамбле, коммуникабельность, правильное рекламирование, правильно подать собственное исполнительское мастерство анализирую спросы рынка и формирования правильного репертуара.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория и практика нотирования песен и кюев (кыл кобыз, альт кобыз, бас кобыз, прима кобыз)
Содержание дисциплины «Теория и практика переложения песен и кюев» связана с объективными потребностями музыкальной практики, современного исполнительства, учебного процесса, задачей сохранения и развития музыкальной традиции. В числе наиболее важных элементов музыкального языка кюев и песен, требующих адекватного отображения, обозначения тембральных нюансов, звуковысотность, способы звукоизвлечения, штрихи, метроритм и т.д. Причины данных проблем связаны с природой казахской кобызовой музыки, ее интонационным строем, импровизационной основой, устной природой бытования казахских народных песен и кобызовых кюев. На сегодняшний день нотная фиксация по целому ряду причин считается недостаточно корректной для воспроизведения. Кроме того, сохранение подлинных музыкальных традиций является важной составной частью национальной музыкальной культуры казахского народа. Изучение дисциплины носит не только узкоспециальный характер, но и обладает широким творческим потенциалом и социальной направленностью. В ходе изучения курса «Теория и практика переложения песен и кюев» студентам даётся возможность пополнить личный исполнительский репертуар, научить бережному отношению к родным истокам. В результате изучения студент должен знать: теоретические основы и характеристики осуществления работы по нотированию народных песен и кюев; уметь: определять стилистические и жанровые принадлежности песен и кюев; должен освоить приемы нотной графики, связанные со спецификой инструмента.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Нотирование песен 1 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на освоение техники и приемов нотирования песен и на развитие музыкального слуха. Так же на формирование слуховых навыков при нотировке образцов различных исполнительских певческих школ. В результате изучения дисциплины: обучающийся имеет навык нотировки песен, владеет техниками и приемами нотировки, что способствует формированию слуховых навыков.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Казахская музыка
Содержание дисциплины " Казахская музыка» включает в себя изучение народно-профессиональной, песенной и инструментальной музыки казахского народа XIX века, жизни и творчества выдающихся представителей эпохи, стилистических, жанровых особенностях их творчества В результате изучения: обучающийся знает историю народно-профессиональной, песенной и инструментальной музыки казахского народа XIX века; имеет навыки анализа стилистических, жанровых особенностей творчества известных представителей данной эпохи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Инструментовка казахских народных инструментов (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
Дисциплина направлена на приобретение информационных и творческих навыков в определении состава оркестров и фольклорных ансамблей казахских народных инструментов и их применении в инструментовке. На уроках осваиваются такие профессиональные аспекты, как диапазон, технические и акустические возможности, а также тембровые краски инструментов оркестра и их применения в инструментовке. В результате изучения дисциплины: обучающийся владеет знаниями диапазона, технических и акустических возможностей и тембровых красок инструментов оркестра и ансамблей казахских народных инструментов (в частности домбыры), а также их применения в инструментовке.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Переложение домбровых кюев на народные инструменты - 2 (трехструнные и фольклорные инструменты)
Содержание дисциплины направлено на изучение и переложение домбровых кюев в стиле «шертпе» и «токпе» на народные инструменты. Вначале изучается содержание, в основе которого лежит легенда, композиционное строение, ритмический рисунок кюев в стиле «токпе» и основное - диапазон кюя, который должен подходить возможностям трехструнных и фольклорных инструментов. Далее изучаются техника, приемы и методы переложения. Рассматриваются формы кюев в стиле «токпе», через приемы транспозиции. В результате освоения дисциплины: обучающийся расширяет знания о домбровых кюях в стиле «токпе», имеет навыки техники и приемов при переложении домбровых кюев в стиле «токпе», на трехструнные и фольклорные инструменты, тем самым расширяя концертно-исполнительский репертуар данных инструментов. На втором семестре после навыка освоения предмета углубляется знание обучающихся.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 6
Содержание дисциплины направлено на овладение и отработку на практике базового концертно исполнительского репертуара В результате изучения: обучающийся активизирует базовый концертно-исполнительский репертуар, совершенствует навык игры на инструменте (или пения по специальности народное пение),а также должен показать профессиональный рост и навыки публичного выступления, владеет поведенческими и коммуникативными требованиями публичного выступления.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Особенности исполнительской школы Казангапа - 2 (домбыра)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее расширение исполнительских возможностей домбристов, на основе изучения классических исполнительких традиций Западного Казахстана школы кюйши Казангапа. Изучаются формообразующие особенности кюев Казангапа, различие жанра Акжелен, закладываются основы перенимать кюи на традиционной основе (без нотной системы). В результате изучения обучающийся, знакомится содержанием кюев Казангапа, овладевает тонкостями штриховой исполнительской техники представителя Западной школ, знает формообразующие особенности кюев Казангапа и различие жанра "Акжелен". У обучающегося расширяется концертно-исполнительский репетуар и он показывает владение техникой традиционной игры школы кюиши Казангапа.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство 6 Домбра/Дирижирование/Сыбызгы/Сазсырнай/Жетыген (Minor)
Направлена на овладение и отработку на практике базового концертно-исполнительского репертуара.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Чтение с листа и изучение оркестровых сложностей (домбыра, қобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на развитие исполнительской техники обучающегося. Практическая дисциплина формирует у исполнителей важнейший необходимый навык технику чтения нот с листа. В результате изучения дисциплины: обучающийся осваивает оркестровые трудности из репертуара народных оркестров и ансамблей и приобретает навык профессионально исполнять нотные произведения, соблюдая ритм, метр, акценты, штрихи, аппликатуру.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс -2 (домбыра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее изучение и практическое освоение оркестрового концертного репертуара из раздела "Музыкальные сочинения композиторов Казахстана". Подготовить обучающихся к концертным выступлениям, развить способность к совместному музыкальному взаимодействию в оркестре и привить навыки публичного выступления. В результате изучения дисциплины: обучающийся практический знает репертуар из раздела "Музыкальные сочинения композиторов Казахстана". и имеет навыки публичного выступления.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин - 2
Содержание дисциплины направлено на формирование у обучающихся компетенции в области образовательной деятельности по профилю подготовки, связанных с получением научно-теоретической и методологической базы педагогической работы, а также практическим освоением навыков передачи знаний в области традиционного исполнительства. В результате изучения обучающийся способен вести образовательную деятельность по специальным дисциплинам на уровне начального и среднего специального музыкального образования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Нотирование песен 2 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на освоение техники и приемов нотирования песен и на развитие музыкального слуха. Также на формирование слуховых навыков при нотировке образцов различных исполнительских певческих школ. В результате изучения дисциплины: обучающийся имеет навык переноса песен на ноты, владеет техниками и приемами нотировки, что способствует формированию слуховых навыков.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Инструментовка (кобыз-баян)
Содержание дисциплины представляет из себя курс практических занятий информационного и творческого характера об инструментах различных оркестров и их применении в инструментовке. На уроках осваиваются такие профессиональные аспекты, как диапазон, технические и акустические возможности и тембровые краски инструментов оркестра и их применения в инструментовке. В результате изучения дисциплины: обучающийся владеет знаниями диапазона, технических и акустических возможностей и тембровых красок инструментов оркестра и их применения в инструментовке.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика создания и продвижения проекта в сфере инструментальной музыки - 2 (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
В рамках данной дисциплины предусматриваются встречи с нынешними ведущими коллективами (фольклорные ансамбли) и их руководителями. В сфере менеджмента студенты смогут увидеться со специалистами «Копирайтинга», «SMM», «Написание оффера», «Таргетирования», продюсерами и стилистами Казахстана. В результате обучения обучающиеся узнают об основных принципах создания и продвижения фольклорных ансамблей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Переложение домбровых кюев 2 (қобыз-баян)
Содержание дисциплины "Переложение домбровых кюев - 2" направлено для теоретического анализа и практического освоения казахской домбровой музыки в стилях "шертпе". Изучается система ладовых опор в домбровых кюях стиля "шерте". В результате обучения обучающийся имеет практические навыки переложения домбровых кюев в стиле " шертпе" для исполнения на кобызе и баяне. Имеют первоначальные навыки импровизации на инструменте.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Пение с ансамблем - 2 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее формирование ансамблевого чувства у обучающегося. Формируется навыки публичного выступления и способность к совместному музыкальному взаимодействию солиста-певца в ансамбле. В результате изучения дисциплины: у обучающийся формируются навыки ансамблевого исполнительства, знание концертно-исполнительского репертуара в сопровождении ансамбля.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительские традиции и школы -2 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее теоретическое изучение и практическое освоение основных традиций певческих школ различных регионов РК. Анализируются стили певческих школ, особенности ритмического рисунка, уникального мелодизма, фактурного разнообразия. Образцы становятся благодатным материалом в овладении исполнительских традиций каждой певческой школы В результате изучения: обучающиеся практический осваивают основные традиции певческих школ различных регионов РК и расширяет индивидуальный концертно-исполнительский репертуар.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской музыки XX века
Содержание дисциплины представлена в контексте фундаментальных основ исторического процесса ее формирования, опоры на различные по генезису музыкальные традиции. В результате изучения обучающийся: знает основные этапы становления профессиональной композиторской школы Казахстана; имеет навыки самостоятельной интерпретации содержания музыкальных сочинений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Практика изучения традиционной песни (народное пение)
Дисциплина направлена на повышение научной активности будущих исследователей в области традиционной народной музыки, формирование общих представлений о специфике научных исследований, освещение этапов научного исследования от творческого замысла и определения научной проблемы до осуществления исследования, и конечного оформления рукописи. Знания народно- художественных традиций являются фундаментом национального мышления, которое формирует основы культуры. В результате изучения дисциплины курс дает подготовку к научно-исследовательской деятельности. Развивает восприятие музыки посредством музыкального фольклора, чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, формирует навыки пения, пения в движении, навыки сценического мастерства.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Курс популярной эстрадной музыки (баян,аккордеон)
Содержание дисциплины направлено на приобретение знаний и практических навыков в области баянного и аккордеонного исполнительства в жанре популярной эстрадной музыки. Изучение особых характерных и специфических способов игры эстрадной музыки и знакомство с творчеством выдающихся исполнителей и композиторов баянного и аккордеонного искусства, творивших в этой области. В результате изучения данной дисциплины: обучающийся приобретает концертно-сценические навыки игры эстрадной музыки на баяне или аккордеоне; знает типические черты джазовой стилистики, формы, фактурные приемы; умеет квалифицированно делать переложения джазовых сочинений для баяна.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История современной музыки
Содержание дисциплины призван пробудить интерес к музыке композиторов ХХ-ХХІ в.в., дать правильную оценку сложным и не однозначным процессам, происходящим в мире современного искусства. В результате изучения: обучающийся знает основные этапы развития современной музыки, важные стили и направления; имеет навыки анализа музыкального материала изучаемых произведений; имеет представление о жизни и творчестве композиторов данной эпохи; умеет разбираться в сложных видах композиторской техники письма.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение фольклорных инструментов ( Сыбызгы)- 1 (домбыра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на обучение студентов основам практической игры на сыбызгы, а также изучению истории возникновения и развития казахских фольклорных инструментов. Решаются следующие задачи: изучение основных способов и приемов игры на сыбызгы; практическое освоение репертуара; знакомство с принципами и методами применения сыбызгы в оркестровой и ансамблевой практике. В результате освоения курса обучающий владеет дополнительной музыкально-исполнительской компетенцией; знает историю возникновения и развития казахских фольклорных инструментов, принципы и структуру классификации инструментов; владеет практическими навыками игры на сыбызгы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Импровизация (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
Содержание дисциплины направлено на практическое обучение мастерски владеть инструментом, умение трансформировать мелодию, обучение будущего специалиста приемам импровизации. В результате изучения: обучающийся умеет импровизировать и сочинять кюи в контексте творчества народных композиторов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 7
Содержание дисциплины направлено на формирование навыков сольной и совместной деятельности и взаимодействию в ансамблях и оркестрах. В результате изучения: обучающийся активизирует базовый концертно-исполнительский репертуар, навыки сольной и совместной деятельности в ансамбле, оркестре, совершенствует навыки игры на инструменте (или пения по специальности народное пение), а также должен показать профессиональный рост и навыки публичного выступления сольно или в совместной деятельности ансамбле, оркестре, владеет поведенческими и коммуникативными требованиями публичного выступления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Поэзия жырау - 1 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на знакомство с великими представителями искусства "жырау" и "жыршы" как источника национального искусства. В результате изучения дисциплины: обучающийся владеет заниями об известных представителях искусства "жырау" и "жыршы" и их роли в истории традиционного исполнительского искусства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Архаизмы в песенных текстах (халық әні)
Содержание дисциплины посвящена глубокому пониманию и освоению слов в песенном, сказительном искусстве казахов, казахских песнях и произведениях народных композиторов, которые превратились в архаизмы. Основана на трудах искусствоведов, журналистов, учёных-фольклористов, писавших о казахском песенном искусстве. Результат изучения дисциплины ориентирован на расширение знаний и мировоззрения обучающихся.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение фольклорных инструментов (Жетыген)- 1 (домбра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на обучение студентов основам практической игры на жетыгене, а также изучению истории возникновения и развития казахских фольклорных инструментов. Решаются следующие задачи: изучение основных способов и приемов игры на жетыгене; практическое освоение репертуара; знакомство с принципами и методами применения жетыгена в оркестровой и ансамблевой практике. В результате освоения курса обучающий владеет дополнительной музыкально-исполнительской компетенцией; знает историю возникновения и развития казахских фольклорных инструментов, принципы и структуру классификации инструментов; владеет практическими навыками игры на жетигене.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Педагогика
Содержание дисциплины направлено на изучение основ педагогической науки и категориального аппарата: образование, воспитание, нано технологии обучения, педагогическая система, образовательный процесс. В результате освоения дисциплины обучающиеся: обладают теоретической основой педагогического процесса в высшей школе и знанием закономерностей педагогического процесса и его составляющих - обучения, воспитания, морально-психической и психологической подготовки, развития, самовоспитания и самообразования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы научного исследования
Содержание дисциплины направлено на формирование системного видения роли и места науки в современном обществе; знание основных этапов развития науки; освоение основных положений методологии, методов и методик научного исследования; привитие навыков выполнения учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ; овладение навыками работы с научной литературой и информационными ресурсами. В результате освоения дисциплины студент должен обладать готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала, способностью решать стандартные задачи в музыкальной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыки ХХ века
Содержание дисциплины "История музыки ХХ века" направлено на изучение основных стилей и музыкальных направлений ХХ века, творчества композиторов данной эпохи. В результате изучения: обучающийся знает основные направления музыки ХХ века; знает музыкальный материал изучаемых произведений; имеет представление о жизни и творчестве выдающихся композиторов эпохи; умеет разбираться в сложных видах композиторской техники письма.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сценическая речь - 1 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на практическое развитие устойчивого дыхания, совершенствование дикции, выразительного голоса, литературное произношение, четкость и ясность произнесе¬ния звуков. В результате изучения дисциплины: обучающийся владеет речеголосовым тренингом, включающий упражнения по дыханию, голосу, дикции, все это в последствии благотворно влияет на концертно-исполнительскую практику певца народного пения. Овладение речевой культурой певца-музыканта помогает донести до зрителя все нюансы движения его мысли, чувства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ казахских традиционных песен (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на обретение практических навыков анализа музыкальной формы казахской традиционной песни в ее единстве с содержанием, изучение закономерностей строения песен различной региональной и стилевой принадлежности. В результате изучения дисциплины обучающийся знакомится с лучшими образцами казахского обрядового и бытового фольклора и обретает практический навык их анализа для использования в исполнительской деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ казахских домбровых кюев (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
Содержанием дисциплины является анализ музыкального текста кюев төкпе и шертпе. Анализ музыкального текста включает в себя рассмотрение композиционно-регистрового строения кюя, ладо-гармонической структуры, анализ метроритмических и ритмо-штриховых закономерностей кюя, его мелодико-интонационных аспектов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровое искусство Казахстана (кобыз-баян)
Содержание курса «Оркестровое искусство Казахстана» основано на исторической периодизации. В начальных лекциях освещается история создания оркестра народных инструментов, рассматриваются разновидности оркестров, отмечаются типы инструментов, получивших широкое распространение в казахской степи, раскрывается историческая обусловленность и закономерность развития исполнительства на народных инструментах. В курсе изучаются основные этапы развития казахстанского оркестрового искусства, рассматриваются самые яркие оркестры республики, а также жизнь и деятельность знаменитых дирижеров отечественного оркестрового искусства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа над музыкальной фактурой (кобыз-баян)
Содержание дисциплины «Работа над музыкальной фактурой» направлено практическому освоению приемов работы над структурными составляющими музыкальной фактуры - мелодии, гармонии, метроритма, штрихов, акустического баланса и пластов фактуры. В результате освоения курса: обучающиеся осваивают принципы работы над музыкальной фактурой изложения, владеют конкретными приемами и способами их реализации. Знание и умение работать над музыкальной фактурой воплощаются в концертно - исполнительской практике обучающегося.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс - 3 (домбра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее изучение и практическое освоение оркестрового концертного репертуара из раздела "Музыкальные сочинения зарубежных и русских композиторов". Подготовить обучающихся к концертным выступлениям, развить способность к совместному музыкальному взаимодействию в оркестре и привить навыки публичного выступления. В результате изучения дисциплины: обучающийся практический знает репертуар из раздела "Музыкальные сочинения зарубежных и русских композиторов". и имеет навыки публичного выступления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство 7 Домбра/Дирижирование/Сыбызгы/Сазсырнай/Жетыген (Minor)
Направлена на формирование навыков сольной и совместной деятельности и взаимодействию в ансамблях и оркестрах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сценическое мастерство - 1 (народное пение)
Содержание дисциплины «Сценическое мастерство» направлено на изучение принципиальных подходов развитию сценического мастерства певцов народного пения, который включает в себя элементы актерской техники, вокально-сценической роли, техники работы над произведениями и его составными частями, пластической техники. Знакомство с исполнительским мастерством и индивидуальными особенностями певцов, поэтов и жырау. В результате освоения дисциплины: обучающийся владеет теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области сценического искусства, а также совершенствуются творческие и импровизационные навыки.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительские особенности современных кюйши-композиторов (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
Содержание дисциплины направлено на изучение региональных исполнительских направлений и стилей современных композиторов-кюйши. В результате изучения: обучающийся расширяет базовый концертно-исполнительский репертуар, совершенствует навыки игры на инструменте, должен показать профессиональный рост и навыки публичного выступления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение родственных инструментов (Қыл қобыз) – 1 (прима қобыз, альт қобыз, бас қобыз, баян, аккордеон)
Содержание дисциплины направлено на изучение основ практической игры родственного инструмента кыл-кобыз, а так же изучению истории возникновения и развития казахских фольклорных инструментов. Решаются следующие задачи: изучение основных способов и приемов игры на кыл-кобызе; практическое освоение репертуара; знакомство с принципами и методами применения кыл-кобыза в оркестровой и ансамблевой практике. В результате освоения курса обучающий владеет дополнительной музыкально-исполнительской компетенцией; знает историю возникновения и развития казахских фольклорных инструментов, принципы и структуру классификации инструментов; владеет практическими навыками игры на инструменте кыл-кобыз.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение фольклорных инструментов (Cазсырнай) - 1 (домбыра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на обучение студентов основам практической игры на инструменте сазсырнай, а также изучение истории возникновения и развития казахских фольклорных инструментов. Решаются следующие задачи: изучение основных способов и приемов игры на сазсырнае; практическое освоение репертуара; знакомство с принципами и методами применения сазсырная в оркестровой и ансамблевой практике. В результате освоения курса обучающийся владеет дополнительной музыкально-исполнительской компетенцией; знает историю возникновения и развития казахских фольклорных инструментов, принципы и структуру классификации инструментов; владеет практическими навыками игры на сазсырнае.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Особенности исполнения классической музыки (кыл кобыз, кобыз прима, альт кобыз, бас кобыз)
Содержание дисциплины направлено на изучение обучающимся особенностей исполнения классической музыки, необходимые для исполнительской практики. Обсуждаются и анализируются сочинения крупной формы разных эпох - сонаты, концерты, вариации. Особенности музыкального стиля композиторов классической музыки их творческий облик. В результате изучения дисциплины: обучающиеся имеют знания, умения и навыки профессиональной интерпретации произведений классической музыки, умение сохранять ее стилистические особенности, для осуществления концертно-исполнительской деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение фольклорных инструментов (Cазсырнай) - 2 (домбыра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее обучение студентов основам практической игры на сазсырнай, а также изучение истории возникновения и развития казахских фольклорных инструментов. Решаются следующие задачи: изучение основных способов и приемов игры на сазсырнае; практическое освоение репертуара; знакомство с принципами и методами применения сазсырная в оркестровой и ансамблевой практике. В результате освоения курса обучающийся владеет дополнительной муззыкально - исполнительской компетенцией; знает историю возникновения и развития казахских фольклорных инструментов, принципы и структуру классификации инструментов; владеет практическими навыками игры на сазсырнае.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение фольклорных инструментов (Жетыген) - 2 (домбра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее обучение студентов основам практической игры на жетыгене, а также изучение истории возникновения и развития казахских фольклорных инструментов. Решаются следующие задачи: изучение основных способов и приемов игры на жетыгене; практическое освоение репертуара; знакомство с принципами и методами применения жетыгена в оркестровой и ансамблевой практике. В результате освоения курса обучающийся владеет дополнительной муззыкально - исполнительской компетенцией; знает историю возникновения и развития казахских фольклорных инструментов, принципы и структуру классификации инструментов; владеет практическими навыками игры на жетыгене.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство 8 Домбра/Дирижирование/Сыбызгы/Сазсырнай/Жетыген (Minor)
Направлена на знание и понимание контекста исполняемого художественного произведения; осмыслению образа и раскрытие замысла музыкального произведения.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Истории и легенды кюев (домбыра, трехструнные и фольклорные инструменты)
Содержание дисциплины направлено на изучение истории и легенды кюев - основного жанра казахской традиционной инструментальной музыки. Дисциплина построена на систематике ученого, доктора филологических наук А. Сейдимбек, где он классифицировал традиционные казахские кюи домбры, кобыза, сыбызгы, по тематическому содержанию, жанровому характеру. В результате изучения дисциплины "Истории и легенды кюев": обучающийся расширяет знания и понимание кюя, как основного жанра казахской традиционной инструментальной музыки и получают осмысление в коцертно-исполнительской деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Накопление сольного репертуара (домбра, трехструнные и фольклорные инструменты)
Содержание дисциплины направлено на повышение исполнительского мастрества и развитие исполнительских умений и навыков, через расширение и накопление исполнительского репетруара. Особое внимание уделяется произведениям, сыгранным на академических концертах и экзаменах. Работа направлена на расширение исполительских возможностей солиста, на развитие музыкального мышления, умение составлять исполнительский план исполняемого музыкального сочинения. В результате изучения дисциплины: у обучающегося формируется исполнительский опыт, расширяется исполнительский репертуар, повышается художественно-технический уровень исполнения музыкальных сочинений.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Репертуар песен (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на повышение исполнительского мастрества и развитие исполнительских умений и навыков, через расширение и накопление исполнительского репетруара. Особое внимание уделяется песням исполненных на академических концертах и экзаменах. Работа направлена на расширение исполительских возможностей солиста, на развитие музыкального мышления, умение составлять исполнительский план исполняемого музыкального сочинения. В результате изучения дисциплины: у обучающегося формируется исполнительский опыт, расширяется исполнительский репертуар, повышается художественно-технический уровень исполнения музыкальных сочинений.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Изучение фольклорных инструментов ( Сыбызгы)- 2 (домбра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее обучение студентов основам практической игры на сыбызгы, а также изучение истории возникновения и развития казахских фольклорных инструментов. Решаются следующие задачи: изучение основных способов и приемов игры на сыбызгы; практическое освоение репертуара; знакомство с принципами и методами применения сыбызгы в оркестровой и ансамблевой практике. В результате освоения курса обучающийся владеет дополнительной муззыкально - исполнительской компетенцией; знает историю возникновения и развития казахских фольклорных инструментов, принципы и структуру классификации инструментов; владеет практическими навыками игры на сыбызгы.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Наследие традиционной песни ХХ века (народное пение)
Содержание дисциплины направлена на изучение традиционного песенного искусства казахского народа XX века. Ознакомление с художественно-содержательным уровнем традиционной народной песни, выполнявшая в жизни важнейшую общественно-значимые функции: воспевали героические подвиги батыров, благословляли в боевые походы, сопровождали трудовой процесс, праздновали радостные и печальные события. В содержании дисциплины в традиционной песне раскрываются различные образы и тематики, и богатство эмоционально-выразительных средств. В результате изучения дисциплины: обучающийся знает творческую деятельность традиционных певцов их сочинения, который составляет многовековой фонд духовной культуры казахского народа.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сценическое мастерство - 2 (народное пение)
Содержание дисциплины «Сценическое мастерство» направлено на дальнейшее изучение принципиальных подходов развитию сценического мастерства певцов народного пения, который включает в себя элементы актерской техники, вокально-сценической роли, техники работы над произведениями и его составными частями, пластической техники. Знакомство с исполнительским мастерством и индивидуальными особенностями певцов, поэтов и жырау. В результате освоения дисциплины: владеет теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области сценического искусства, а также совершенствуются творческие и импровизационные навыки.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение родственных инструментов (Кыл кобыз) - 2 (прима кобыз, альт кобыз, бас кобыз, баян, аккордеон)
Содержание дисциплины направлено на изучение основ практической игры родственного инструмента кыл-кобыз, а так же изучению истории возникновения и развития казахских фольклорных инструментов. Решаются следующие задачи: изучение основных способов и приемов игры на кыл-кобызе; практическое освоение репертуара; знакомство с принципами и методами применения кыл-кобыза в оркестровой и ансамблевой практике. В результате освоения курса обучающий владеет дополнительной музыкально-исполнительской компетенцией; знает историю возникновения и развития казахских фольклорных инструментов, принципы и структуру классификации инструментов; владеет практическими навыками игры на инструменте кыл-кобыз.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Поэзия жырау -2 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее знакомство с великими представителями искусства "жырау" и "жыршы" как источника национального искусства. В результате изучения дисциплины: обучающийся владеет заниями об известных представителях искусства "жырау" и "жыршы" и их роли в истории традиционного исполнительского искусства.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оркестровый класс -4 (домбыра, кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее изучение и практическое освоение оркестрового концертного репертуара из раздела аккомпанирующего музыкального материала. Подготовить обучающихся к концертным выступлениям, развить способность к совместному музыкальному взаимодействию в оркестре и привить навыки публичного выступления. В результате изучения дисциплины: обучающийся знает репертуар из раздела аккомпанирующего музыкального материала и имеет навыки публичного выступления.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительское искусство - 8
Содержание дисциплины постоянно направлено на активизацию творческой инициативы и самостоятельности; развитие интеллектуальной и музыкальной памяти, фантазии, артистических способностей, духовного обогащения и совершенствования, на знание и понимание контекста исполняемого художественного произведения; осмыслению образа и раскрытию замысла музыкального произведения. В результате изучения: обучающийся владеет базовым концертно-исполнительским репертуаром, показывает высокий уровень игры (или пения по специальности народное пение), показывает навыки публичного выступления сольной или в совместной деятельности в ансамбле, оркестре, владеет профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкознания, методами и навыками анализа музыкальных произведений, создаёт разные жанры аналитических работ.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Легенды и истории кюев (қылқобыз, прима қобыз, альт қобыз, бас қобыз, баян, аккордеон)
Содержание дисциплины направлено на изучение истории и легенды кюев - основного жанра казахской традиционной инструментальной музыки. Дисциплина постороена на систематике ученого, доктора филологических наук А. Сейдимбек, где он классифицировал традиционные казахские кюи домбры, кобыза, сыбызгы, по тематическому содержанию, жанровому характеру. В результате изучения дисциплины "Легенды и истории кюев": обучающийся расширяет знания и понимание кюя, как основного жанра казахской традиционной инструментальной музыки и получают осмысление в коцертно- исполнительской деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сценическая речь -2 (народное пение)
Содержание дисциплины направлено на дальнейшее практическое развитие устойчивого дыхания, совершенствование дикции, выразительного голоса, литературное произношение, четкость и ясность произнесения звуков. В результате изучения дисциплины: обучающийся хорошо владеет речеголосовым тренингом, включающий упражнения по дыханию, голосу, дикции, все это, в последствии благотворно влияет на концертно-исполнительскую практику певца народного пения. Овладение речевой культурой певца-музыканта помогает донести до зрителя все нюансы движения его мысли, чувства.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Кобызовое и баянное искусство в научных исследованиях (кобыз-баян)
Общий обзор и знакомство с авторами научных исследований кобызовского и баянного искусства в рамках специальности обучающихся. В результате освоения данной дисциплины студент: раскрывает интерес обучающегося к науке; получает полезную информацию и направление для будущей дипломного проекта; знакомится с письменным образцом научной работы.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Накопление сольного концертного репертуара (кобыз-баян)
Содержание дисциплины направлено на повышение исполнительского мастрества и развитие исполнительских умений и навыков, через расширение и накопление концертно-исполнительского репетруара. Особое внимание уделяется произведениям, сыгранным на академических концертах и экзаменах. Работа направлена на расширение исполительских возможностей солиста, на развитие музыкального мышления, умение составлять исполнительский план исполняемого музыкального сочинения. В результате изучения дисциплины: у обучающегося формируется исполнительский опыт, расширяется концертно-исполнительский репертуар, повышается художественно-технический уровень исполнения музыкальных сочинений.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мастерство кюя шертпе (домбыра, үш ішекті, фольклорлық аспаптар)
Содержание дисциплины направлено на практическое освоение кюя "шертпе" и его исполнительских особенностей. Изучаются секреты исполнительского мастерства кюйши, играющих кюи "шертпе", характерные черты, ритмические рисунки, и различные формообразования в кюях " шерпе" Результатом усвоения дисциплины является включение в концертно-исполнительский репертуар кюев шертпе, усвоенных студентами в процессе обучения данной дисциплины.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
Профессии
Результаты обучения
- Использует современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных, информации в соответствии с проблематикой дипломного исследования.
- Знает и понимает теоретический и исторический контекст, в котором было создано и представлено музыкальное произведение, в том числе демонстрировать знания музыкальных стилей, связанных с ними традиций сочинения и исполнения.
- Демонстрирует готовность участвовать в творческо-производственном процессе музыкального театра, филармонии, концертных организаций в качестве традиционного сольного певца, концертмейстера, сольного/ансамблевого/оркестрового исполнителя-инструменталиста (по видам традиционных инструментов), исполняя музыкальные произведения в концертной форме на высоком художественном уровне.
- Выражает готовность к постоянному личному художественному развитию, любознательность и пытливость ума, регулярность оценивания и развития своих художественных и личных навыков, способность для достижения поставленных целей. В результате изучения программы - Minor, имеет дополнительные музыкально-исполнительские компетенции.
- Демонстрирует навыки осуществления целостного и исполнительского анализа музыкальных произведений различных жанров и стилей, расшифровки, нотировки, переложения традиционных песен, кюев, определения роли гармонических, полифонических, фактурных и других музыкально-выразительных средств в раскрытии художественного содержания музыки.
- Владеет комплексом знаний о методике преподавания специальных дисциплин, владеет методическими навыками в исполнительской и преподавательской деятельности, знает концептуальные основы инклюзивного образования.
- Демонстрирует готовность к коммуникации и передаче, приобретённых навыков на государственном, русском и иностранном языках в устной и письменной формах, для решения задач в профессиональной деятельности.
- Использует знания истории и традиций Казахстана, основ социально-гуманитарных наук, антикоррупционной культуры, экономики, менеджмента и предпринимательства, финансовой грамотности, физического воспитания, навыки осуществления самостоятельного научного исследования для профессионального и личностного развития.
- Знает историю современных тенденций развития мирового и казахского музыкального искусства. Разрабатывает, исследует, умеет оценивать музыкальные идеи, концепции и процессы, посредством творческого, критического и рефлексивного мышления и практики.
- Умеет самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в обществе и в современной культуре, умеет анализировать и оценивать ситуацию при решении коммерческих, творческих и профессиональных задач.
- Демонстрирует слуховую подготовку, развитые навыки сольфеджирования, дирижирования, чтения с листа, импровизации, подбора по слуху, транспонирования, нотирования и инструментовки музыкальных произведений для различных групп инструментов.
- Демонстрирует умение анализировать и исполнить музыкальные произведения разных эпох, стилей, жанров и форм, владеет сформированными необходимыми исполнительскими навыками художественного выражения.
- Демонстрирует готовность работать с режиссером, дирижером, концертмейстером, партнерами и другими участниками постановочной группы в проектах/концертах.
- Демонстрирует готовность к самоподготовке, грамотному подбору репертуара, организации репетиционного процесса и высоко художественному исполнению сольной, ансамблевой, оркестровой концертной программы из произведений различных жанров, стилей по профилю подготовки и на дополнительном музыкальном инструменте.
- Знает закономерности строения музыкального произведения, имеет навыки применения методологии музыковедческого анализа и эстетической оценки произведения.