6B02116 Традиционно-музыкальное искусство: Народное пение в ЗКГУ им. М. Утемисова
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных исполнителей концертно-творческих учреждений и преподавателей средне-специальных музыкальных учебных заведений и детских музыкальных школ. Сохранение и пропаганда видов традиционного народного певческого искусства (жыр, терме) и особенностей исполнения народных песен, свойственных региональным певческим школам Казахстана.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Религиоведение
Изучение сущности религии, ее структуры, функций и роли в жизни общества и человека, особенностей ее исторического развития, становления и динамики религий Казахстана, сущности государственной политики в области религии. Дисциплина направлена на формирование навыков межконфессионального диалога, анализа и оценки религиозной ситуации, критического мышления. Методы: проблемное обучение, сравнительный, аналитический, герменевтический методы, эссе
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы предпринимательства
При овладении этой дисциплины студенты изучают теоретические основы и приобретают практические навыки организации предпринимательской деятельности в конкурентной среде. Выполняя практические задания, исследуют природу новых бизнес-концепций, описывают особенности предпринимательской деятельности. Работая в группах, студенты составляют бизнес-проекты и развивают в себе способности критического анализа и возможности разработки бизнес-планов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сольфеджио 1
Сольфеджирование одноголосных и двухголосных музыкальных примеров, запись на слух музыкальных построений, анализирование на слух цепочек интервалов и аккордов, импровизация на заданные музыкальные темы и ритмические построения, владение вокально-интонационными навыками, анализ элементов музыкального языка. Знание музыкальной терминологии, игра на инструменте.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экология и устойчивое развитие
Студенты овладевают основными понятиями экологии и закономерностями устойчивого развития природы и общества. При изучении данного курса студенты описывают структуру и динамику биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества, анализируют современные проблемы в области экологии, устанавливают взаимосвязь организмов со средой их обитания, оценивают последствия антропогенного влияния на окружающую среду деятельности человека.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности
Студенты осваивают основные составляющие здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий, используют знания в жизненных ситуациях. Работая в группах, студенты овладеют приемами оказания первой помощи, понимают важность профилактических мер для безопасности жизнедеятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы права
Целями изучения учебного курса «Основы права» является овладение студентами знаниями в области основополагающих теоретических положений законодательства, приобретение навыков работы с законодательством, понимание главенства закона в государстве, развитие умения ориентироваться в сложной системе действующего законодательства, а также повышение уровня правовой культуры.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмент 1
Разбор произведения. Аппликатура. Привитие навыков деления музыкального произведения на фразы и отдельное исполнение частей произведения при разборе. Исполнение каждой части в медленном темпе со счетом. Игра в сопровождении фортепиано, особенности игры в ансамбле. Преодоление технических сложностей путем специальных упражнений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Домбыра 1
Основные задачи обучения игре на домбре. Правильная постановка рук, посадка исполнителя как основа овладения инструментом. Знакомство с различными видами штрихов. Исполнение упражнений, гамм и этюдов на «открытой» струне-как первые шаги обучения игре на домбре. Упражнения на правильную постановку рук. Обучение музыкальной грамоте.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Постановка голоса 1
Знание особенностей певческого аппарата и основ вокальной методики. Культура вокального исполнения. Сольное пение и пение в ансамбле. Знание особенностей развития детских голосов и методики охраны их в разные возрастные периоды. Методика, технология формирования постановки голоса, необходимых для профессионального использования голоса в творческой деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Теория музыки
Студенты овладеют комплексом знаний в области изучения системы музыкально - теоретических дисциплин; приобретут систематизированные знания в области элементов музыкальной выразительности; смогут свободно владеть музыкальной терминологией; овладеют практическими навыками построения конструктивного материала как основы для сочинения, импровизации и ориентации в художественных нотных образах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Идея Мәңгілік Ел и духовная модернизация
Изучение содержания идеи «Мәңгілік ел», ее ценностного характера, значимости в условиях внешних вызовов и угроз, роли духовных и социальных ориентиров в модернизации страны. Рассматриваются 7 ключевых ценностей, направленных на формирование казахстанского патриотизма и ценностных ориентиров, изучаются основные экономические, политические и социальные особенности развития казахстанского общества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
В процессе изучения рассматриваются причины, предпосылки, основные методы и формы борьбы с коррупцией. В ходе курса рассматриваются проблемы формирования антикоррупционной культуры в современном обществе, анализируются социальные, экономические, правовые, нравственно-этические методы и формы противодействия коррупции
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность (И) 1
Подготовка по специальности фортепиано. Развитие профессиональных навыков и умений игры на инструменте, самостоятельной исполнительской деятельности, чтения с листа, звуковедения. Работа над нотным текстом, аппликатурой, штрихами, динамическими оттенками, звукоизвлечением. Фундаментальные знания о различиях традиционных исполнительских школ. Знакомство с богатым фортепианном наследием выдающихся исполнителей и композиторов. Задачи преемственности и развития традиционного музыкального искусства среди молодого поколения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Предпринимательское право
Предмет «Предпринимательское право» даст возможность студентам овладеть знаниями правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан и системе действующего законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в различных областях предпринимательской деятельности на основе изучения содержания и практики применения источников правового регулирования предпринимательской деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность (И) 2
Овладение средствами музыкальной выразительности, технической оснащенностью, культурой звукоизвлечения, выразительностью и содержательностью исполнения; самостоятельная работа над музыкальным произведением, овладение приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности; накопление исполнительского опыта, развитие навыков сценического самоконтроля и стабильности исполнения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Постановка голоса 2
Формирование знания и практических навыков народного вокала в неразрывной связи с другими дисциплинами (народным творчеством; региональными певческими стилями; расшифровкой; аранжировкой); исполнение народных песен в составе хора или ансамбля; приобретение вокальных навыков исполнения народных песен с высоким уровнем сложности (мелодической, метроритмической, ладогармонической и регистровой); овладение различными традиционными стилевыми особенностями исполнения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Основной музыкальный инструмент 2
Музыкальные лады. Тоника и пентатоника. Схемы позиций. Штрих «пиццикато» для правой руки. Аппликатура натуральной, гармонической и мелодической гаммы в пределах одной октавы (А-moll). Правила и методы перехода с позиции на позицию: скольжение одним пальцем, поочередное исполнение двумя соседними пальцами (1-2, 2-3), переход через «открытую» струну, и т.д.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Домбыра 2
Развитие техники пальцев левой руки через применение различных методов и приемов. Особенности работы над аппликатурой и звукоизвлечением в начальном, основном и среднем регистре. Соблюдение этих правил при исполнении кюев. Работа над качеством звукоизвлечения и значение соблюдение динамических знаков для полной и правильной передачи характера исполняемого произведения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сольфеджио 2
Студенты приобретут навыки слухового анализа, интонирования, освоят метрические и структурные особенности музыкального развития, средства музыкальной выразительности, овладеют навыками написания музыкального диктанта; смогут петь одноголосные и двухголосные упражнения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История исполнительского искусства
Воспитание способности ориентироваться в различных художественных стилях, исполнительских направлениях. Формирование профессиональных знаний по истории исполнительского искусства. Основные этапы развития исполнительских школ. Анализ эволюции инструментально-выразительных средств и исполнительских приемов. Творчество крупнейших представителей исполнительского искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Полифоническое сольфеджио 1
Овладение одноименными мажорными и минорными ладами. Пение параллельного мажора и минора. Пение ладов народной музыки. Анализ специфических интервалов по слуху. Создание заданных аккордов и интервалов. Пение вспомогательные и переходные хроматические звуки. Овладение тональностями. Анализ и пение голосов полифонического строения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) 3
Работа над стилем, характером, штрихами, нюансировкой. Работа над техникой, пластикой рук, технические и исполнительские задачи. Работа над пианистическими трудностями, сложные задачи достижения пианистической свободы. Необходимость овладения специфическими средствами выразительности фортепианной игры. Работа над художественной выразительностью, певучим легато. Полифонические задачи, работа над красочным тембром, колоритностью звучания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Основной музыкальный инструмент 3
Упражнения для развития техники исполнения гамм. Хроматические гаммы. Исполнение гамм и арпеджио с применением различных штрихов, ритмического рисунка, с различной аппликатурой и в разных тональностях. Работа над передачей художественного замысла автора и характера произведения, с сохранением нотного текста. Умение анализировать музыкальные особенности и содержание исполняемого произведения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Этносольфеджио 1
Слуховое усвоение домбровых, и прочих инструментальных, песенных, эпических традиций и стилей различных регионов Казахстана, песенного фольклора и древнего пласта инструментальной музыки, запись музыкального диктанта, ритмический диктант, мелодический диктант, устный диктант. Пение одноголосия и двухголосия.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Постановка голоса 3
Расширение знания обучающихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка. Ориентирование будущих специалистов на творческое освоение ценностей мировой культуры. Подготовка к практической музыкально-исполнительской и педагогической деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Сольфеджио 3
Знание и пение простых и сложных интервалов, основных терцовых и нетерцовых аккордов, семиступенных диатонических и смешанных ладов, фигур основного и условного ритмического деления, знание основных схем дирижирования. Умение спеть с листа незнакомую мелодию, содержащую альтерацию, отклонения и модуляции в различные степени тонального родства, тональные сопоставления, фрагменты атонального типа; спеть мелодию средней сложности в транспозиции. Владение навыками концентрации внимания, одновременного слышания нескольких самостоятельных голосов, быстрого запоминания и повторения музыкальных последовательностей.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Домбыра 3
Освоение приемов звукоизвлечения на домбре. Умение работать над небольшими и крупными произведениями. Привитие навыков самостоятельной работы студентов. Знакомство с особенностями игры и привитие навыков работы в оркестре, ансамбле. Знакомство с историей и развитием традиционного исполнительского искусства. Знакомство с творчеством выдающихся музыкантов-исполнителей и умение различать и анализировать их исполнительские особенности, стиль и манеру.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Гармония 1
Законы и свойства гармонизации, анализирование формы, фактуры, метроритма, мелодии и других компонентов музыкального языка. Взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке, гармония и ритм, гармония и форма. Понимание процесса формирования музыкальной формы. Умение гармонизовать мелодию, игра секвенций на инструменте.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Гармония 2
Теоретические знания и навыки самостоятельной гармонизации мелодии, овладение техникой игры на фортепиано практических упражнений и гармонических последовательностей, связь с практикой, знание историко-стилистических особенностей музыки. Усвоение основных закономерностей гармонии, понимание эстетических концепций и композиционно-технических средств музыки разных эпох.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность (И) 4
Работа над художественной выразительностью, над правильной интерпретацией казахской музыки, воспитанием музыкального вкуса. Совершенствование технических элементов игры на фортепиано; совершенствование художественных элементов игры на фортепиано; проекты и подготовка к концертным выступлениям. Гармонический анализ; анализ музыкальных форм
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Полифоническое сольфеджио 2
Сольфеджиолирование ритмических фигур. Тритоны. Изучение пауз. Пение упражнений в различных размерах. Пение одноголосных и двухголосных упражнений. Анализ полифонических фактур. Пение упражнений, написанных в различных стилях. Впечатляющие виды музыки. Написание двухголосных диктантов. Анализ цепочек аккордов, развитие слуховых способностей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Домбыра 4
«Вибрато» - как один из методов звукоизвлечения. Знакомство с различными видами «вибрато». Правила и особенности расположения пальцев левой руки (сначала интервал квинта между большим и 4 пальцем, и только после его освоения, применение других интервалов), работа кистью руки. Специальные упражнения для освоения этого приема – с начала без ударов. Знакомство с особенностями домбрового репертуара.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Традиционная музыкальная культура казахов
Акыны, жырау Казахстана. Казахские исполнители. Музыкальное искусство Казахстана. Музыкальное творчество казахов. Образцы устного народного поэтического творчества прошлого, обычаи и обряды, народные игры и празднества. Инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Достижения музыкальной культуры Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Этносольфеджио 2
Традиции, обычаи, свадебные обряды. Жанр қара өлең. Ритуальные песни жоқтау. Строение сложных народных песен. Региональные особенности казахской песенной традиции. Особенности школ Западного региона, школ Жетысу, Арка. Особенности и разновидности школ исполнения кюев.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История музыки
Знание истории формирования и развития основных музыкальных жанров; сведений о жизни и творчестве композиторов мировой музыкальной культуры разных эпох. Пути развития музыкального искусства. Их обусловленность общественно – политическими и общекультурными процессами. Особенности функционирования музыкального искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы инструментоведения
Основные сведения из акустики музыкальных инструментов. Изучение технических и выразительных возможностей групп струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых, ударных, щипковых и клавишных инструментов, их роли в оркестре, репертуар оркестровых инструментов и переложение; основные виды оркестровой фактуры.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основной музыкальный инструмент 4
Значение соблюдения динамических оттенков для повышения исполнительского мастерства студентов. Работа над качеством звука. Правильное применение различных штрихов, приемов и методов звукоизвлечения при исполнения различных динамических оттенков, нюансов. Работа над передачей музыкального образа и художественного замысла автора при исполнении на домбре кюев и классических произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Инструментоведение
Изучение инструментов казахского народного оркестра, современного симфонического оркестра, конструкция инструментов, их технические и выразительные возможности, специфики (регистры, диапазоны, аппликатура, основные штрихи), ознакомление с историей создания инструментов; всестороннее изучение исторических процессов музыкально-стилевого развития инструментально-оркестрового мышления.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Домбыра 5
Школы традиционного исполнительского мастерства на домбре - төкпе, шертпе. Особенности исполнения кюев төкпе и шертпе. Правильное расположение пальцев, работа кисти, запястья, локтя. Виды штрихов, приемы украшения звуков. Особенности приемов звукоизвлечения в разных регистрах. Работа над силой звука.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основной музыкальный инструмент 5
Особенности ритмического рисунка кюев. Работа над правильным применением штрихов, манерой исполнения, приемов звукоизвлечения, приемов украшения звуков, свойственных различным видам кюев (токпе, шертпе) и домбровым школам (Арқа, Жетісу, Қаратау, т.д.) Умение различать домбровые школы. Исполнение произведений профессиональных композиторов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Песенная традиция Западного Казахстана
Изучение особенностей песен западно-казахстанской исполнительской традиции. Функционирование в регионе специфических жанров и форм, влияние эпической культуры на становление и развитие местной песенной школы. Влияние кюевой музыки на особенности инструментального сопровождения. Определение локальных черт музыкально-поэтического творчества. Освоение обрядовых, бытовых, лирических песен региона. Авторские песни Мухита Мералиева и мангыстауских «қайқы», произведения народно-профессиональных авторов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) 5
Регулярная игра вспомогательного материала на развитие техники обеих рук. Анализ произведений. Изучение специальной литературы. Ориентирование в музыкальном содержании произведения, охват музыкального текста мотивами, фразами, гармоническими комплексами, опираясь на фразировочные лиги, цезуры, паузы, динамические оттенки, штрихи.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
История казахской музыки
Истоки казахской национальной музыкальной культуры. Становление профессиональной музыки письменной традиции; Творчество композиторов Казахстана. Различение стилевых особенностей региональных песенных и инструментальных школ, определение индивидуально-стилевых черт композиторов Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анализ музыкальных произведений 1
Умение анализировать музыкальную литературу. Наряду с приобретением теоретических и практических знаний о содержании, формах, жанрах, стилистических особенностях музыкального произведения, приобретение знаний о методах профессионального, научного анализа музыкального произведения с точки зрения единства содержания и формы. Знание исторически сложившихся музыкальных форм .
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыкальной педагогики
Научно-теоретические основы многосторонней деятельности исполнителя и педагога; достижения практической педагогики и методические мысли прошлого и современности; классические образцы базового педагогического репертуара музыкальных училищ и колледжей; изучение методических взглядов крупнейших музыкальных педагогов мира, осмысление важнейших трудов в истории музыкальной педагогики
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Актерское мастерство
Общие основы теории актерского мастерства, сценической речи, движения, пластическое воспитание. Владение внутренней и внешней техникой, методы самостоятельной работы над собой и ролью с соблюдением этических принципов коллективного творчества, театра ансамбля, соответствующего современным требованиям.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыкальная педагогика и психология
Предмет психологии. Понятие о личности. Вопросы общей психологии. Вопросы возрастной психологии. Основы педагогики. Педагогика, ее предмет. Музыкальная педагогика. Процесс обучения, его основные принципы, формы, методы и средства. Средства обучения в детской музыкальной школе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахское народное музыкальное творчество
Традиционные жанры казахского народного песенного и инструментального творчества. Историческая обусловленность жанров; региональные школы (песенные и инструментальные); роль казахского фольклора как базового компонента в развитии музыкальной культуры и ее составляющей – профессиональной музыки; систематизация, методика анализа и описания фольклорных образцов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Культура речи
Теоретические знания и практические навыки современных техник и технологий делового взаимодействия, культура и техника речи, этические нормы и правила поведения. Дикция. Дыхание и голос. Подготовительно-тренировочный раздел (восстановление дыхания, постановка корпуса, рук, ног, головы). Этапы работы чтеца над художественным произведением. Логическая выразительность речи. Чтение с листа.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Систематизация исполнительского опыта и освоение практических навыков педагогической работы. Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптиматизация педагогической деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сценическое мастерство
Овладение сценическим мастерством, профессиональными навыками поведения на сцене, техникой перевоплощения. Формирование представлений о художественном образе. Совершенствование сценического мастерства, культуры речи, создание индивидуального имиджа и сценического образа, использование производственных и технических средств сценического искусства (макияж, грим, костюм и т.д.).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыкальная форма 1
Дисциплина "музыкальная форма" является практическим курсом, предназначенным для теоретического и практического освоения (анализа) музыки разных направлений и стилей. Студенты получат всестороннее представление об основах музыкальной формы, приобретут знания в области гомофонических форм. В курсе изучения музыкальной формы студенты сформируют навыки анализа простых двух- и трехчастных форм; темы с вариациями; формы рондо, сонатной формы. Содержание тем дисциплины включает изучение старинной двухчастной и старинной сонатной формы, циклических форм.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение фольклорных инструментов
Ознакомление с историей возникновения фольклорных инструментов; использование знаний по истории возникновения и развития инструмента; целостное восприятие произведения казахской традиционной музыки; выявление особенностей казахской традиционной музыки. Практическое владение основными способами и приемами игры на фольклорных инструментах.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Музыкальная форма 2
Предметом курса «музыкальная форма» является изучение методов и приемов анализа музыкального произведения. Строение музыкальной составляющей исследуется в самых разных аспектах: выявлению в зависимости от композиторского стиля и исполнительской интерпретации. Основные понятия, лежащие в продолжающем курсе «музыкальная форма» — это сложные формы: виды вокальной музыки. Студенты получат навыки анализа более сложных форм, таких как полифонические формы - общие основы полифонии, сложный контрапункт, имитация и канон, фуга.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальность (И) 6
Накопление практического опыта в репетиционно-концертной работе в качестве солиста и концертмейстера, педагогической деятельности в детских школах искусств, среднеспециальных учебных заведениях, других учреждениях дополнительного образования. Применение теоретических знаний в исполнительской практике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Фольклорный ансамбль
Формирование навыков исполнительства на основе народной культуры, воссоздание кюев, песен различных жанров и местных стилей в этнографически достоверной форме их звучания с учетом диалектной, жанрово-стилевой специфики, этнографического контекста, закономерностей исторического развития традиций народной музыкальной культуры.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Полифония
Развитие музыкального вкуса, понимание полифонических средств выразительности, полифоническое многоголосие во всех его основных видах как один из важнейших способов организации музыкальной ткани, историко-теоретические основы полифонии. Подголосочная полифония, контрастная полифония, имитационная полифония, строение фуги, сочинение фуги, канон.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основной музыкальный инструмент 6
Развитие навыков владения инструментом и техникой аккомпанемента. Практическое освоение основ профессионального исполнительского мастерства: раскрытие замысла произведений, развитие художественного вкуса и образного мышления на основе произведений различных стилей, жанров, исполнительских школ. Воспитание способности стилевой интерпретации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Дополнительный музыкальный инструмент
Основные приемы игры на дополнительном музыкальном инструменте; истории возникновения и развития инструмента; исполнение несложных музыкальных произведений; возможности и особенности дополнительного инструмента. Постановка рук, звукоизвлечение, основные приемы игры на инструменте. Последовательное освоение учебного репертуара для избранного дополнительного инструмента.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Выбор репертуара
Разучивание и исполнение произведений прошлых и современных композиторов. Грамотный подбор произведений малой и крупной форм в соответствии с оптимальными возможностями исполнителя, с учетом особенностей коллектива, способностью справляться с техническими задачами в произведениях, стилистической и жанровой направленности музыки. Воспитание художественного вкуса исполнителя.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Этноансамбль
Организация работы над содержанием и исполнением в этноансамбле. Фольклорное исполнительство и его характерные черты. Ладовая организация и гармонические основы партитуры для ансамбля. Звукоообразование, строй и ансамбль. Развитие способностей к варьированию и импровизации. Освоение различных ритмических рисунков, формирование репертуара.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Чтение нот с листа
Обучение навыкам правильного исполнения нотного текста, работа с партитурами, чтение нот с листа. Умение анализировать музыкальные построения и их элементы. Работа над важнейшими средствами музыкально-художественного, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений 2
Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, развитием художественно-аналитического мышления в рамках лучших традиций музыкальной науки, умение сделать анализ музыкального произведения различных эпох, жанров, стилей. Понимание стилевых процессов музыки, выработка методов анализа структуры произведения с пониманием особенностей музыки и выразительных средств.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Домбыра 6
Исполнение классических произведений в сопровождении фортепиано как одно из направлений развития исполнительского мастерства студентов. Знакомство с культурой других народностей мира через музыкальные произведения. Знакомство с шедеврами мировой классической музыки. Особенности исполнения классических произведений с учетом возможностей звукоизвлечения домбры.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Профессиональные навыки в исполнении музыкальных произведений
Анализировать и развивать репертуар на основе творческих достижений и научно-методических изысканий наиболее ярких представителей музыкального искусства. Освоение методов постановки аппарата, качественного звукоизвлечения, преодоление метро-ритмических трудностей. Способы работы над виртуозными и кантиленными произведениями. Умение самостоятельно развивать исполнительские навыки посредством изучения упражнений, гамм и этюдов. Понимать значение и ценность произведений казахстанских и зарубежных композиторов, представляющих многообразие жанров и стилевые направления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика исследования песенной традиции
Специфика исследования песенной устной традиции и творчества казахского народа с древнейших времен. Освоение выработанных в отечественной и зарубежной науке методов исследования народной музыки. Знакомство с классическими примерами и жанрами в творчестве профессиональных композиторов традиционной музыки в Казахстане. Приобретение навыков сбора и редактирования музыкально этнографического, фольклорного материала. Исследование произведений разных стилей и жанров.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мастерство концертного исполнителя
Игра в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных произведений классической и современной музыки. Исполнительская концертная деятельность студентов: участие в концертных программах учебного заведения и других организаций, участие в фестивалях, классные концерты, сольные концерты. Знание основ педагогической психологии и совершенствование сценического мастерства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Специальность (И) 7
Применение знаний методик чтения с листа и эскизного прохождения произведения в музыкально-педагогической деятельности. Навыки самостоятельного исполнительского анализа и разбора инструментальных произведений. Профессиональное овладение комплексом различных исполнительских средств и приемов в ходе исполнения поликультурного и этнохудожественного музыкально-просветительских программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Искусство терме
Феномен народно-профессионального искусства Казахстана. Характерные черты эпических повествований. Овладение малыми формами эпических традиция – толғау, терме, желдірме. Взаимосвязь вокального и инструментального жанра профессинальной музыки устной традиции. Тематика содержания терме – назидание (өсиет), поэтические ответы к какому-нибудь лицу (қайтару сөз), представление себя слушателям, размышления о жизни, моралистические рассуждения. Структура терме. Влияние стихосложения на музыку ритмосложения терме.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Педагогические основы инструментального исполнительства
Инструментально-исполнительская деятельность в структуре профессиональной подготовки, основные характеристики педагогической технологии подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству; перспективные методы музыкального воспитания, формирование осознанной мотивации к продолжению и повышению уровня профессионального обучения, систематическому совершенствованию содержания и методов преподавания.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Индивидуальный концертный репертуар исполнителя
Студенты овладеют знаниями о репертуаре солистов исполнительского мастерства, смогут создавать собственные интерпретации музыкальных произведений разных стилей и жанров; научатся осуществлять подбор и формирование концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей исполнителя, многообразии музыкальной литературы; овладеют навыками технического и художественно-выразительного характера игры на инструменте; смогут использовать приобретенные знания и умения в музыкально-исполнительской деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы научного исследования
История и методология научного исследования в системе научного знания. Методы научного познания. Теоретические основания методологии научного исследования. Практические основания методологии научного исследования. Методология научного исследования (дипломная работа)
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальная педагогическая подготовка
Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности. Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Исполнительская культура
Аспекты исполнительской культуры музыканта в системе его профессиональных качеств, теоретические основы исполнительского мастерства, развитие музыкально-исполнительского мышления (чувство меры, ощущение звуковой перспективы, повышенное внимание к полифонической стороне исполнения) в процессе художественной интерпретации различных произведений, необходимых для эффективной организации творческой работы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Инструментальное исполнительство
Овладение искусством исполнения на инструменте; приобретение навыков, умений в художественной интерпретации, исполнительском анализе, чтении с листа и транспонировании, аккомпанементе и ансамблевом исполнительстве, совершенствование навыков и приемов игры на инструменте, овладение репертуаром, соответствующим будущей профессиональной деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Домбыра 7
Работа над динамическими оттенками. Практическое освоение основ профессионального исполнительского мастерства: раскрытие замысла произведений, развитие музыкальной памяти, развитие художественного вкуса и образного мышления на основе произведений различных стилей, жанров и исполнительских школ. Воспитание способности стилевой интерпретации. Знание особенностей исполнительской школы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основной музыкальный инструмент 7
Сольный концертный репертуар исполнителя. Профессионально играть, уделяя внимание на особенности звучания при исполнении произведений зарубежных и казахских композиторов. Умение выбирать репертуар на разных уровнях, расширяя представления о стиле, жанре. Анализировать и самостоятельно исполнять произведения сложной формы. Формирование исполнительского мастерства и культуры будущего специалиста.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Домбровое исполнительское искусство
Конструктивные особенности, происхождение, место и роль домбры в народной инструментальной культуре. Усовершенствование инструмента и возникновение академических форм домбрового искусства. Домбровые исполнительские школы: пути развития. Раскрытие выразительных и виртуозных возможностей домбры. Проблемы развития домбрового исполнительства на современном этапе.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
Профессии
Результаты обучения
- Применять на практике теоретические знания по базовым и профилирующим дисциплинам в творческой, научно-исследовательской, и профессиональной деятельности, основы и принципы академической честности, методы научного исследования и академического письма.
- Решать стандартные задачи сбора, хранения, обработки и представления информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.
- Применять различные коммуникативно-языковые структуры для устного и письменного общения на государственном, русском и иностранном языках в профессиональных и творческих ситуациях, при чтении и переводе специальной литературы.
- Применять методы физического воспитания и укрепления здоровья, а также правила защиты от возможных негативных внешних воздействий, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
- Осуществлять на высоком художественном уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром), будучи мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара.
- Анализировать стилевые особенности региональных песенных и инструментальных школ, индивидуально-стилевые черты композиторов, а также закономерности музыкальной речи и различных музыкально-теоретических явлений, понятий.
- Определять технические возможности и выразительные особенности оркестровых инструментов, виды и типы оркестров, оркестровые фактуры, тембровые драматургии.
- Аргументированно выражать личную позицию в отношении музыкального искусства, культуры, и педагогики, самостоятельно осваивая новые методы научного исследования.
- Организовывать учебный процесс, используя разнообразные педагогические методы в области музыкального образования с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и дистанционные технологии обучения с помощью электронных сред.
- Играет в составе народного, фольклорно-этнографического оркестра/ансамбля, владея оркестровым репертуаром и навыками чтения с листа, а также строением и тембральными особенностями музыкальных инструментов народного оркестра