Инновационная образовательная программа

6B07209 Нефтяная инженерия и энергоменеджмент (РК+UK) в АРГУ им. Жубанова

Дисциплины

  • Химия

    Целью курса является изучение химии как базового предмета для дальнейшего изучения специальных дисциплин. В процессе изучения дисциплины обучающиеся рассматривают физико-химические свойства и механизмы химических процессов, протекающих в окружающем мире, развивают умение исследовать и количественно обрабатывать результаты практики, применять основные законы химии в профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 10
  • Математика

    Цель курса - обеспечить прочную основу знаний разделов математики, применяющихся при решении научно-технических задач и изучении инженерных дисциплин. Изучаются элементарные функции, линейная интерполяция, введение в интегральное исчисление, векторная алгебра, уравнение прямой и плоскости, элементы теории вероятностей и математической статистики, их инженерные приложения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 10
  • Физика

    Дисциплина изучает структуру современной Вселенной, наблюдение и анализ природных явлений, овладение основными законами и принципами физики, устанавливает четкие границы применения физических моделей и гипотез, теорий, а также четкие границы связей между естественнонаучными дисциплинами. Целью изучение данной дисциплины является формирование единого представления о Вселенной с помощью современной физики, применение основных законов и принципов физики в реальной жизни при объяснении явлений природы, решении практических задач.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 10
  • Математика для инженеров и ученых

    Целью дисциплины" Математика для инженеров и ученых " является обеспечение прочной основы знания разделов математики, используемых при решении научно-технических задач и преподавании инженерных дисциплин. В курсе изучаются дифференцирование, интегрирование и экстремум функций нескольких переменных, ряды Тейлора, дифференциальные уравнения первого и второго порядка, уравнения в частных производных. Все темы, рассматриваемые в этом курсе, представлены в контексте приложений как в технике, так и в естественных науках.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Механика жидкости

    В данном курсе обучающиеся изучают элементы теории фильтрации, особенности фильтрации в трещиноватых и пористых породах, способы эксплуатации гидродинамически несовершенной скважины и основные режимы неопределенного движения жидкости в пористых слоях нефти и воды, также осваивают основу механики жидкости, охватывающей фундаментальную теорию течения жидкости, статику жидкости.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Механика материалов

    Дисциплина рассматривает основные понятия механики материалов, законы и теоремы теоретической механики, статики и динамики, а также задачи свойства деформируемых тел. В результате освоения дисциплины обучающийся владеет основными методами расчета твердого тела и конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при статическом и динамическом нагружении.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Введение в энерегетические ресурсы

    В данной дисциплине студентов учат формировать устойчивую систему, гарантирующую обеспечение международной энергетической безопасности. В курсе рассматривается основы производства энергетических ресурсов, методы политической и экономической борьбы за доступ к новым месторождениям нефти и газа, способы увеличения объема энергетических ресурсов и их использования, пути обеспечения международной энергетической безопасности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Проектирование процесса

    Дисциплина формирует основные проекты сооружений нефтегазовой отрасли, в том числе организационную структуру компаний, корпоративные стандарты, основные понятия и принципы управления системами трубопроводного транспорта углеводородов. В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают навыки разработки и составления отдельных проектных, научно-технических и служебных документов, оформления изысканий, технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных проектных работ.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Теплопередача

    Дисциплина рассматривает различные способы и режимы преобразования тепловой энергии во внутреннюю энергию и работу, а также методики расчета различных видов теплообмена. Обучающиеся изучают тепловые и газодинамические, физико-математические модели различных процессов, а также рабочие процессы в тепловых двигателях и установках с истекшим сроком годности, использующих преобразование тепловой энергии в работу.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Термодинамика

    Дисциплина рассматривает основные термодинамические закономерности, методы анализа и расчета процессов преобразования тепла в работу, а также физические свойства тел, связанных с тепловым (хаотическим) движением, методы анализа эффективности использования тепла, принципы действия, конструкцию, области применения и потенциальные возможности основного теплоэлектрического оборудования. В ходе изучения дисциплины студенты изучают законы технической термодинамики 1,2 и 3, основные процессы и циклы ТЭУ на PV-, TS - диаграммах, закономерности технологических процессов, применяемых в геологических исследованиях пласта.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Наука о земле 1

    Изучение дисциплины направлено на ознакомление с основными концепциями, лежащими в основе изучения геологии и земли, в частности, с изучением тех тем, которые имеют отношение к разведке, разработке и добыче углеводородных ресурсов. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся анализирует и прогнозирует геологические последствия различных видов производственной деятельности, определяет экологическую пригодность выпускаемой продукции и состояние геологической обстановки на производственном объекте

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Разработка резервуара 1

    В данной дисциплине обучающиеся смогут понимать и ценить природу резервуара и содержащихся в нем жидкостей, рассчитать запасы и показать изменчивость в расчетах, рассчитать стационарную проницаемость породы-коллектора, понять и рассчитать профиль насыщения в слоистом коллекторе, применять математические методы для анализа давления и расхода в коллекторах углеводородов, описать теорию, лежащую в основе изменения давления и расхода жидкости в коллекторах углеводородов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Оценка формирования

    В данной дисциплине обучающиеся смогут понимать свойства горных пород и флюидов, которые производят характерные сигналы, анализировать данные и вносить коррективы с учетом факторов окружающей среды, интерпретировать журнал, чтобы определить пористость, водонасыщенность, литологию, содержание углеводородов, синтезировать интерпретации нескольких каротажных записей и получить согласованную интерпретацию коллектора, учитывать влияние сланца в резервуаре.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Междисциплинарный образовательный модуль (Основы экономики, бизнеса и предпринимательства, Основы права и антикоррупционной культуры, Экология и безопасность жизнедеятельности)

    Данный модуль направлен на формирование у обучающихся универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций по экономике, праву, экологии и основам безопасности жизнедеятельности. Дисциплины модуля предназначены для приобретения обучающимися знаний и навыков по основам экономики, формирования экономического мышления, предпринимательской деятельности, созданию собственного дела и повышению финансовой грамотности; основам права, повышению правового самосознания и антикоррупционной культуры; основам экологии и экологической культуры, безопасности жизнедеятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Технология бурения

    В данной дисциплине изучаются механизм бурения скважин, траектория скважины, рассчитываются отклонение, необходимое для достижения определенного целевого пласта и плотность бурового раствора для преодоления неожиданного притока в скважину (толчка), также осваиваются гидравлика бурильной колонны, метод циркуляции для возврата к безопасной эксплуатации, операцию цементирования. В ходе изучения дисциплины, обучающиеся разрабатывают подходящую конструкцию забойного узла для каждого участка скважины, проекты обсадной колонны для скважины.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Наука о земле 2

    В данной дисциплине обучающиеся смогут продемонстрировать применение приобретенных навыков к анализу геологических данных для определения местоположения и размера скоплений углеводородов, понять, как геологические факторы влияют на положение, размер, свойства и потенциал разработки залежей углеводородов, выбрать подходящий метод для решения проблем, использовать все доступные ресурсы, включая предоставленные примечания и направленное чтение, чтобы исследовать и понять основной материал.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Разработка резервуара 2

    В ходе изучения дисциплины обучающиеся смогут понимать и рассчитывать изменения давления жидкости в нестационарном состоянии в пласте (для скважин и для водоносного горизонта), описать приводные механизмы и их влияние на добычу, используют баланс материалов в качестве инструмента для расчета запасов и будущей добычи, анализируют и рассчитывают естественный приток флюидов в пласт и несмешивающееся вытеснение одной жидкости другой.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Наземные сооружения

    В этом курсе обучающиеся изучают следующие вопросы: Обзор надводных сооружений для типичных платформ добычи нефти и газа; Обзор наземных сооружений для типичных платформ по добыче нефти и газа; Инфраструктура трубопроводной сети для сбора и экспорта; Спецификации для продажи и экспорта в качестве критериев при проектировании очистных сооружений; Проблемы обеспечения потока на подводных трубопроводах для сбора парафина и гидратов; Критерии проектирования и эксплуатационные аспекты для ключевых операций на поверхности;

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Охрана труда и безопасность технологических процессов

    В дисциплине изучаются особенности управления безопасностью, экологического менеджмента, устойчивого развития и соответствующего законодательства. Также осваиваются основные бизнес-стратегии, доступных для управления безопасностью, окружающей средой и устойчивым развитием. В ходе изучения курса обучающиеся проводят систематическую идентификацию опасностей и оценку рисков в промышленном контексте, применяют критическое мышление к реальным проблемам, связанным с управлением окружающей средой, критически оценивают безопасность и экологические риски.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Технология производства

    Этот курс включает в себя введение в роль инженера-технолога, обзор принципов течения жидкости в стволе скважины и их использования при узловом анализе. Также рассматриваются эксплуатационные характеристики скважин и их завершение, обзор распространенных типов подъемников. В данной дисциплине обучающиеся смогут продемонстрировать понимание и высокую оценку производственной системы от природного резервуара до поверхности, разработать подходящие системы заканчивания скважины.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Энергетическая экономика

    В дисциплине изучаются общие финансовые аспекты энергетики, источники неопределенности и риска, финансовые системы, в рамках которой принимаются проектные решения, экономические концепции, связанные с оценкой проекта, методы, концепции и цели оценки, конечный избыток денежных средств, моделирование денежных потоков - отбор и ранжирование проекта, доходы от продажи нефти, отношение прибыли к инвестициям, управление рисками

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Перспективные проекты освоения нефтегазовых ресурсов

    Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний, необходимых для правильного расчета и выбора оптимального варианта показателей систем разработки для нефтегазового месторождения, влияющих или не влияющих на продуктивный пласт. Рассматриваются процессы и системы разработки нефтяных и газовых месторождений, режимы работы пластов, разрабатывается проектирование разработки нефтяных и газовых месторождений, осуществляется анализ результатов воздействия на месторождения и прогноз развития.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Устойчивое EOR и EGR

    В дисциплине рассматриваются основные свойства пород-коллекторов, поведение пластовой жидкости, основы многофазного течения в пористых средах, а также сиситему оптимизации заводнения. В ходе изучения дисциплины обучающиеся осваивают технологию заливки газом, закачки CO2 в пласт для газа и газоконденсата, новые и комбинированные методы повышения нефтеотдачи.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Разработка шельфовых месторождений

    Данная дисциплина включает в себя этапы добычи нефти и газа на морском шельфе и геолого-поисковые работы, разработку шельфовых месторождений, морские буровые установки и платформы, технику и технологию проведения поисково-разведочных, буровых, добычных работ.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Современные методы сбора и подготовки углеводородов

    Дисциплина обучает будущих специалистов по вопросам сбора и подготовки скважинной продукции, основным продуктам и оборудованию, используемым при сборе и заготовке нефти, понятиям о системах сбора скважинной продукции, учету скважинной продукции. Представлены материалы по физическим основам сбора и подготовки нефти и нефтяного газа, сбору и внутренней транспортировке скважинной продукции, подготовке нефти, нефтяного газа и нефтедобывающей воды до товарного состояния.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Технология транспортировки и перекачки углеводородов

    Дисциплина рассматривает методы транспортировки углеводородных продуктов, преимущества и недостатки процессов транспортировки и перекачки, применение оптимальных условий и режимов транспортировки и перекачки с учетом физико-химических свойств продукции, оптимальные и рациональные условия использования современных технологий транспортировки углеводородов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Моделирование потока в коллекторе

    В дисциплине обучающиеся изучают основные понятия в разработке коллекторов, основу однофазного и двухфазного сжимаемого потока, принципы численного моделирования потока в разработке коллекторов, ошибки моделирования коллекторов, расчеты эффективной проницаемости в простых моделях путем усреднения. Также осваивают численные методы в гидродинамическом моделировании, концепцию построения сетки (типы сетки в 1D, 2D и 3D) и пространственную и временную дискретизацию, используемую в моделировании коллекторов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Дизайн-проект месторождений 1

    Дисциплина рассматривает прорывные инновационные технологии интеллектуализации разработки нефтяных и газовых месторождений, новые этапы эксплуатации старых месторождений. Также обучающиеся, в ходе изучения дисциплины, осваивают условия проведения, продолжительность и перечень проектных работ, особенности применяемой техники и технологии и основные требования к охране труда и окружающей среды.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Проектирование переходных газовых резервуаров

    В данной дисциплине рассматривается: важность газовых и газоконденсатных коллекторов; Фазовое поведение сухих, влажных и газоконденсатных коллекторов; PVT-тесты и данные для газовых и газоконденсатных коллекторов. Обучающиеся осваивают техники интерпретации результатов испытаний газовых и газоконденсатных скважин, проведение расчета материального баланса для газовых и газоконденсатных коллекторов, а также механизмы рекуперации газа и газоконденсатных коллекторов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Энергетика окружающей среды и глобальная политика

    В данной дисциплине обучающиеся изучают основы экономики энергетики и охраны окружающей среды, глобальные тенденции в разработке экологической политики: концепции промышленной конкуренции, сотрудничества и методы бизнес-аналитики, осваивают энергетическую и экологическую политику, а также концепцию устойчивого бизнеса.

    Год обучения - 4
    Семестр - 8
    Кредитов - 5
  • Последняя стадия управления месторождениями

    В дисциплине рассматривается современный этап развития техники и технологий добычи углеводородов, характеризующийся широким внедрением автоматизированных, компьютерных систем. Обучающийся изучает особенности системы управления разработкой месторождений углеводородов, оценки решений и рисков в моделях объекта при добыче и реализации эффекта управления, осваивает принятие эффективных управленческих решений на уровне месторождения и всей компании.

    Год обучения - 4
    Семестр - 8
    Кредитов - 5
  • Дизайн-проект месторождений 2

    В данной дисциплине обучающиеся учатся использовать технические ресурсы к соответствующим задачам, выполнять технологические расчеты в проектных работах. Определяют и применяют соответствующие научные и инженерные знания в решениях ограниченных задач в области проектирования инженерных, естественных и социальных наук.

    Год обучения - 4
    Семестр - 8
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Знает и понимает основы математики и естественных наук и применяет их в контексте нефтяной инженерии, перехода к энергетике и декарбонизации отрасли.
  • Использует математические методы и научные принципы для поддержки инженерного анализа и принятия решений в контексте нефтедобычи, перехода к энергетике и декарбонизации отрасли.
  • Использует знания и понимание основ основных инженерных тем, имеющих отношение к нефтяной инженерии и достижению целей NetZero (механика материалов, прикладная термодинамика, гидродинамика, теплопередача, наука о недрах, разработка коллекторов и моделирование, инженерные задачи переходного периода, безопасность и окружающая среда).
  • Применяет математические и промышленно значимые вычислительные инструменты и моделирование при оценке и решении инженерных задач, при поддержании решений по проектированию коллекторов и управлению коллекторами и оценке связанных с ними рисков, при разработке плана проектирования месторождения, процесса проектирования месторождения и в ряде областей, связанных с управлением сроком эксплуатации месторождения.
  • Анализирует сложные ситуации междисциплинарного характера для создания соответствующих технических решений для нефтяного и энергетического сектора в целом и, в частности, для основных систем управления безопасностью, процесса проектирования месторождений, правовых, этических и экологических аспектов в проектировании месторождений, управления «зрелыми месторождениями», решений по управлению коллекторами и оценки связанных с этим рисков.
  • Готовит и проводит серию надежных планов проектирования месторождений, а также профессиональных отчетов и презентаций, ориентированных на конкретную инженерно-техническую аудиторию общего и нетехнического профиля.
  • Внедряет экологические, социальные аспекты и аспекты управления (ESG) (включая бизнес, юриспруденцию, финансы, менеджмент, охрану здоровья и технику безопасности, экологическую ответственность) в инженерные проекты и умеет создавать и оценивать готовые решения для бизнеса.
  • Понимает и применяет этику и стандарты, относящиеся к профессиональной инженерной практике.
  • Определяет угрозы безопасности и риски, связанные с предлагаемыми техническими работами, а также экологические риски и применяет соответствующую нормативную базу по безопасности к проектам инженерного проектирования, нефтехимии, промышленному контексту.
  • Использует научные эксперименты, численных методов и анализа данных для понимания источников неопределенности и их влияния на принятие технических решений.
  • Понимает, как использовать источники технических данных, стандарты и наборы данных интеллектуальной собственности для создания отчетов и устных технических презентаций с использованием соответствующих технических ресурсов и в строгом академическом стиле и формате.
  • Планирует рабочую деятельность по групповым и индивидуальным проектам, развивает навыки самостоятельного обучения на протяжении всей жизни и передаваемые навыки посредством анализа и представления результатов в лабораторных отчетах, управляет и руководит ключевыми разделами технической оценки, применяет профессионализм, независимое мышление, личную ответственность и способность принимать решения в сложных и неопределенных обстоятельствах.
Top