6B02103 Вокальное искусство в КазНУИ
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы "Вокальное искусство" - подготовка высококвалифицированных специалистов бакалавра с широким кругозором в сфере культуры и искусства, способного к профессионально-творческой деятельности в качестве оперного певца, концертно-камерного певца, преподавателя.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет искусств
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Анализ вокальной фонетики французского языка I
Изучить артикуляцию звуков по принципу от звука к букве, что является особенностью изучения французского произношения. Постановка правильного произношения. Показать принципиальную особенность ритмического и мелодического рисунка французской фразы. Научить писать транскрипцию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка І
Постановка правильного фонетического произношения. Изучение базовых фонетических и грамматических особенностей итальянского языка на исполняемых вокальных отрывках из опер и канцон. Построение простейших коммуникативных ситуаций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Обязательное фортепиано I
Дисциплина ориентирована на формирование умений и навыков владения инструментом фортепиано, на повышение уровня пианистического мастерства вокалиста, развитие уровня музыкального мышления. Изучение фортепианных произведений различных жанров, развитие фортепианно-исполнительной техники, умений и пианистических навыков.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Общее фортепиано I
Данная дисциплина направлена на формирование базовых знаний, практических умений и навыков в области пианистического искусства и исполнительства, на формирование художественного вкуса солиста-вокалиста посредством игры на фортепиано; закрепление и углубление знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам. Студент должен знать основные стилевые направления фортепианной музыки основные методы работы над фортепианным произведением; основные приемы пианистической техники; основные аппликатурные принципы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Концертмейстерский класс I
Цель освоения курса: формирование практических навыков аккомпанирования, воспитание чувства партнерства, сопереживания, ответственности; знакомство с соответствующей нотной литературой разных эпох, стилей и жанров; развитие навыков чтения с листа, транспонирования; расширение общего кругозора, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Сценическая речь
В данной дисциплине изучаются законы речевого общения и логика речи; общение и интонация; знаки препинания и их роль в речи. Техника речи – артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение. Орфоэпия. Логика речи. Речевая характерность. Анатомия и физиология речевого аппарата. Дыхание. Постановка речевого голоса. Дикция. Комплексная система упражнений для тренировки и развития голоса и речи. Литературная норма и говор. Произношение гласных. Произношение согласных.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики английского языка I
Изучение фонетического вокального аспекта: опора на Международный фонетический алфавит, отработка орфоэпии в пении. Упражнения на активизацию артикуляционного аппарата. Монофтонги, дифтонги, трифтонги. Изучить три варианта нейтрального произношения, рекомендованных для исполнения вокальных партий на английском языке. Редукция слогов и слов. «Мягкая атака» как основной способ академического пения на английском языке.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность І
Начальный этап обучения. Раскрытие индивидуальности обучающегося на основе знаний общей и музыкальной психологии. Вокально-техническая работа над вокализами и вокальными экзерсисами. Работа над произведениями композиторов 17-18 веков. Особенности регистрового выравнивания, певческого дыхания, интонирования. Специфические особенности вокальной фонетики итальянского языка.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общее фортепиано II
Цель курса: изучение фортепианного педагогического репертуара вокалиста. Знание основ самостоятельного разбора, чтения с листа и эскизного прохождения произведений, совершенствование уровня владения различными приемами звукоизвлечения, фразировки, туше. Умение анализировать музыкальную ткань; исполнять несложные произведения различных эпох и направлений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Концертмейстерский класс II
Цель освоения курса: общее ощущение темро-ритма, согласование приёмов звукоизвлечения и динамики исполнения, передача голоса от партнёра к партнёру, соблюдение общности ритмического пульса, отсчёт пауз (особенно, длинных), во время которых студент должен слышать солирующую партию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Анализ вокальной фонетики английского языка II
Достижение качества вокальной английской речи: осмысленность, выразительность, дикция. Отработка вокальной фонетики по специальным фонетическим словарям (the CambridgeEDP). Четкое различие пения «в нос» и звучание голосом в головном резонаторе, отсутствие подчеркивания носового призвука в сонорных звуках. (сравнительный анализ с родным языком исполнителя). Отработка Mid-Atlantic dialect, рекомендованный для исполнения оперных произведений и европейских композиторов не британцев.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики французского языка II
Фонетические упражнения, направленные на корреляцию и совершенствование произносительных и интонационных навыков. Начало работы над распознаванием на слух отдельных французских гласных, одной из важнейших и сложнейших задач. Научится понимать и учитывать декламационный характер французской оперы, то есть, научить ясной и чёткой дикции (на примере первой французской оперы С.Спонтини «Весталки»).
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка ІІ
Достижение базового уровня владения языком: понимать отдельные слова и простые короткие предложения в исполняемых произведениях и в разговорной речи. Анализ небольших музыкальных вокальных отрывков. Использовать базовые компетенции (вокальные, фонетические и грамматические) при посторении диалогических ситуаций.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы актерского мастерства
Воспитание и формирование личности вокалиста-актера, владеющего внутренней и внешней техникой, методом работы над собой и ролью, соблюдающего этические принципы коллективного творчества, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к актерскому творчеству вокалиста, способного силой своего искусства влиять на духовный мир зрителя.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность ІІ
Практическая работа над вокальными произведениями малых форм - вокализы, старинные арии, романсы русских композиторов, казахские народные песни. Воспитание самостоятельного мышления в процессе звукоизвлечения. Слуховой и мышечный самоконтроль. Основы самостоятельной работы студента над вокальным произведением.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Обязательное фортепиано II
Дисциплина направлена на развитие умений и навыков игры вокально-технических упражнений и аккомпанементов вокализов и вокальных экзерсисов для всех типов детских, женских и мужских голосов. Изучение специфических особенностей игры мелодической линии вокально-технических упражнений и вокализов. Транспонирование вокально-технических упражнений. Чтение с листа аккомпанементов и их транспонирование на малую и большую секунду.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Вокальное сольфеджио и теория музыки I
Развитие музыкального слуха, чувства стиля, профессионального музыкального восприятия, оценки музыкальных произведений, навыков ансамблевого пения. Формирование знаний о структуре, разновидностях ладов, всех видов интервалов в пределах октавы, законах разрешения неустойчивых интервалов. Вырабатывание навыки осмысленного, интонационно чистого, выразительного пения всех разновидностей ладов; сольфеджирования с листа одно- и многоголосных музыкальных произведений гармонического склада.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фортепиано I
Данная дисциплина ориентирована на формирование умений и навыков владения инструментом фортепиано, на повышение уровня пианистического мастерства вокалиста, развитие уровня музыкального мышления. Изучение фортепианных произведений различных жанров, развитие фортепианно-исполнительной техники, умений и пианистических навыков.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Анализ вокальной фонетики английского языка III
Изучение рекомендаций вокального пения для высоких тесситур (упражнения на репродукцию более закрытых и округлых звуков, дающих больший резонанс), для низких тесситур и для исполнения пассажей. Фразовое ударение, высота тона, ритм, темп. Правило разнообразия гласных, замена редуцированных звуков, сокращение и нейтрализация большинства кратких монофтонгов, так называемый принцип “schw vowel” . Разбор произведений эпохи барокко (Г.Гендель «Ринальдо», «Тезей», «Юлий Цезарь»).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики французского языка III
Понимать знакомые слова и простые предложения. Понимать основной смысл представленных к изучению текстов и вокальных отрывков. Участвовать в коммуникативных ситуациях используя знакомые языковые конструкции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа над аккомпанементов произведений крупной формы I
Формирование практических навыков аккомпанирования произведений крупной формы (речитатив, ариозо, ария, ариетта); знакомство с соответствующей нотной литературой разных эпох, стилей и жанров; воспитание чувства партнерства, сопереживания, ответственности, знание основного вокального репертуара, основных принципов аккомпанирования солисту.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Оперно-сценическая подготовка І
Задачами дисциплины является изучение и практическое применение законов сценического поведения - от элементов внутренней техники актера до создания художественного образа. Работа в актерском ансамбле. Оерно-сценические моно миниатюры и ансамблевые сцены.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерное пение І
Формирование знаний о камерном репертуаре на основе изучения камерно-вокально музыки русских композиторов 17-19 веков. Развитие навыков концертного исполнения, воспитание профессиональных умений и навыков камерного пения. Художественное воспитание студентов, расширение общего и музыкального кругозора студента.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка ІІІ
Понимать знакомые слова и простые предложения. Понимать основной смысл представленных к изучению текстов и вокальных отрывков. Участвовать в коммуникативных ситуациях испльзуя знвкомые языковые конструкции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа над аккомпанементом произведений малой формы I
Формирование художественного вкуса солиста-вокалиста посредством игры аккомпанемента на фортепиано произведений малой формы (вокализы, песни, романсы). Cтудент должен знать основные стилевые направления фортепианной музыки/вокального аккомпанемента, основные методы работы над фортепианным произведением; основные приемы пианистической техники; основные аппликатурные принципы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Специальность ІІІ
Работа над вокальной техникой как процессом реального воплощения музыкально-образных представлений. Формирование знаний, путей и методов преодоления различных вокально-технических трудностей исполняемого произведения. Работа над произведениями различных форм и жанров, с учетом индивидуальной вокально-технической подготовки студентов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анализ вокальной фонетики английского языка ІV
Правило звучания согласных, при котором произношение согласных звуков соответствует артикуляционной базе литературного английского (британского) языка. Научиться в ударно-ритмической структуре фразы добиваться выделения смысловых слов, что является необходимым условием правильного восприятия на слух произведения, исполняемого на английском языке. Ударные слова английского предложения, связное звуковедение при так называемой интонационной «пульсации» фразы. Старинные английские оперы (Г. Перселл «Дидона и Эней»).
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики французского языка ІV
Научиться снимать фонетические трудности при чтении партитур. Лексико-грамматические упражнения на развитие навыков пения и говорения на элементарном уровне языковой компетенции и обеспечения полноценного понимания содержания исполняемого произведения. Научить понимать сочетание французской декламационности с итальянской кантиленой как начала эпохи Большой французской оперы, (гибкость гортани и эластичность дыхания), на примере оперы Дж. Меербайера Les Huguenots, «Роберт-дьявол»).
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Вокальное сольфеджио и теория музыки II
Чтение с листа камерно-вокальных произведений с аккомпанементом и без аккомпанемента; одноголосное интонирование последовательностей ступеней в ладу, диатонических, хроматических секвенций; определения на слух ладов, интервалов, аккордов, гармонических последовательностей; транспонирование гармонических, мелодических последовательностей, музыкальных произведений; записи одно- и многоголосных музыкальных диктантов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экология и устойчивое развитие
Понятие экологии, становление и развитие экологии как науки. Цель, задачи, методы изучения экологии. Место и роль экологии в решении современных экономических и политических проблем. Аутэкология: экологические факторы, зоны оптимума и минимума. Демэкология: характеристики популяции, флуктуации и регуляция численности популяции. Синэкология: типы взаимодействия в сообществах, трофическая структура сообщества и экологические пирамиды. Функции экосистем: энергетический обмен и круговорот веществ, целостность и устойчивость экосистем, экологические сукцессии.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы культуры права
Понятие и сущность правовой культуры и особенности ее формирования как системы ценностей, содержание правовой культуры и ее роль в обществе; сущность правовой культуры личности, ее уровни, их взаимоотношения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Танец I
Курс является неотъемлемой частью общей системы творческой подготовки студентов, учебная программа дает ряд знаний об истоках танца и истории народа, практические навыки работы в ансамбле, распределения сцены и формирования исполнительской культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Камерное пение ІI
Совершенствование исполнительских навыков камерно-вокальной музыки на примере изучения музыки западно-европейских композиторов. Немецкие Lied, как основа камерной музыки романтизма. Импрессионизм и классицизм в камерной вокальной музыке. Исполнительская интерпретация различных стилей камерного репертуара
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Фортепиано IІ
На курсе обучающиеся получают общее музыкальное развитие. Знакомятся основами фортепианной игры, изучают фортепианный репертуар. Посредством фортепианной игры обучающиеся развивают исполнительские способности, учатся использовать фортепиано в своей профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Работа над аккомпанементом произведений малой формы II
Данная дисциплина направлена на формирование художественного вкуса солиста-вокалиста посредством игры вокального аккомпанемента на фортепиано; закрепление и углубление знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам; прохождение вокальных аккомпанементов, изучение фортепианного педагогического репертуара.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Основы безопасности жизнедеятельности
Роль современного государства в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Опасности среды обитания человека. Защита населения в ЧС. Устойчивость работы промышленных объектов. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
Учебная дисциплина основывается на комплексе общественных наук, таких как политология и правоведение, предметом которых являются правовые отношения между членами общества и их взаимодействие. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование основных понятий и закономерностей правовых антикоррупционных отношений. Акцентируется внимание на академическую честность влияние явления коррупции на экономическую, политическую и социальную составляющую человека и государства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальность IV
Практическая направленность на исполнение вокального репертуара: концертно-камерного или оперного. Определение основных типологических черт вокального исполнительства студента. Определение его жанровой направленности. Формирование умения самостоятельно организовывать профессиональные концертные выступления. Изучение произведений композиторов различных эпох и стилей. Работа с вокальными текстами на языке оригинала.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оперно-сценическая подготовка ІІ
Подготовка студентов к вокально-исполнительской деятельности на оперной сцене, владеющих вокальной техникой, техникой речи, танца, актерского мастерства, сценического движения. Изучение и практическое применение законов оперно-сценического поведения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка IV
Понимание речи и участие в коммуникативных ситуациях на элементарном уровне владения языковыми компетенциями. Участие и самостоятельное формирование коммуникативных ситуаций на важные для обучающегося темы, используя профессиональную лексику. Уметь поддерживать короткие беседы.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Работа над аккомпанементов произведений крупной формы II
Воспитание чувства партнерства, сопереживания, ответственности в ансамблевом исполнении: солист-аккомпаниатор; изучение данного курса предусматривает способы достижения синхронности при взятии и снятии звука, чувствование единого темпа при совместном музицировании, общее ощущение темпо-ритма, согласование приёмов звукоизвлечения и динамики исполнения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
История вокального искусства
Формирование представлений об основных этапах, закономерностях, тенденциях исторического развития вокального исполнительства, своеобразии, особенностях музыкальных культур различных общественных формаций и народов, этапов развития исполнительских школ и эволюции вокального искусства. Изучение истории западноевропейской и русской вокальной педагогики, на проведение сравнительного анализа вокальных школ различных стран; оценка исторических методов с точки зрения современной вокальной школы; установление зависимости между эволюцией методик преподавания пения и требованиями, предъявляемыми к исполнению вокальной музыки той или иной эпохи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История зарубежной музыки
Дисциплина направлена на изучение особенностей западноевропейских музыкальных культур. В курсе изучаются основные направления и художественные тенденции западноевропейской музыки, а также наиболее яркие ее образцы. По окончании курса студенты должны знать: этапы развития западноевропейского музыкального искусства; музыкальные жанры каждого периода; персоналии композиторских школ; музыкальные произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История современной музыки
Дисциплина направлена на изучение особенностей музыкальных культур XX-XXI века. В курсе изучаются основные направления и художественные тенденции музыки XX века, а также наиболее яркие образцы музыкального искусства. В ходе изучения формируются знания об особенностях современной музыки; умения применять терминологический и понятийный аппарат дисциплины в исполнительской деятельности; навыки работы с музыковедческой литературой.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оперная подготовка І
Изучение и исполнение партий второго плана, работа в оперном ансамбле, демонстрирование пластичности телодвижений и умение ориентироваться в сценическом пространстве в процессе исполнения партий в музыкальном спектакле
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Учебная дисциплина направлена на формирование профессиональных знаний в области методики преподавания специальных дисциплин, на основе обобщения теоретических знаний в области вокальной методики и педагогики, практических навыков пения в оперном и камерном классах, и самостоятельной практической работы с вокалистом.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение камерно-вокальных ансамблей западно-европейских композиторов
Цель изучения дисциплины ‒ расширение вокально-ансамблевого репертуара; ансамблевая коллегиальность, корпоративность отношений участников ансамбля; работа над навыками ансамблевой вокализации, ритмом, слухом, динамикой взаимодействовать с партнерами ансамбля в различных ситуациях; сотрудничать с партнерами в ансамбле с целью поиска.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка V
Понимание простых адаптированных текстов (книжных, либретто, сценарии). Слушание и понимание речи в исполнении преподавателя, других студентов, носителя языка. Уметь поддержать разговор на знакомые темы с носителем языка.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы вокальной педагогики
Усвоение студентами теоретических и методических знаний о содержании вокальной педагогики, формирование системы знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности. Задачи дисциплины: сформировать знания о теоретических, нормативно-правовых основах коррекционного подхода в вокальной педагогике; выявить личностные, социально – психологические, психолого – педагогические факторы по диагностике, обучению, воспитанию; развить умения использовать комплекс специальных методик и технологий для решения профессиональных задач.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики английского языка V
Замедление и растяжение в пении естественного ритма английской речи. Показать принцип индивидуальной интерпретации текста вокалистом – его выбор ударных слов и работа с интонационным рисунком своего произведения. Учиться избегать лишних движений голосовым аппаратом, сведение к минимуму сочетаний нескольких гласных в одном слоге. Английская романтическая опера (Дж.Барнетт «Горная фея»).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение камерно-вокальных ансамблей русских и казахстанских композиторов
Цель изучения дисциплины ‒ сформировать у студентов вокальные ансамблево-исполнительские навыки коллективного творчества, путем систематической, эффективной комплексной работы над камерно-вокальными произведениями русских и казахстанских композиторов (дуэты, трио).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Танец II
Знакомит с истоками различных национальных танцевальных культур, а также с условиями жизни и историей той или иной народности, знакомит их с богатством народного танца и музыки. Точно и практично исполнять хореографическую лексику; выразительность и манера танцев народов мира. Изучите лучшие спектакли классического наследия с помощью характерных танцев.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Вокальный ансамбль I
Умение формировать навыки ансамблевого пения, самостоятельной работы с партнером и концертмейстером. Основные этапы изучения произведения: ритм, интонация, дыхание, фразировка, дикция. Изучение камерно-вокального ансамблевого репертуара. Работа в камерном дуэте, трио, квартете
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История мировой музыки
Формирование понимания основных закономерностей развития западноевропейской музыкальной культуры. Динамика развития западноевропейской музыкальной культуры в историко-стилевом аспекте. Эстетика музыкального романтизма. Исповедальность и интроспекция шубертовских песен . Традиции итальянского bell canto от Россини до Верди. Поздняя европейская опера ХIХ века: итальянский веризм (Леонкавалло, Масканьи, Пуччини) и немецкий экспрессионизм. Французский музыкальный импрессионизм и символизм, австро-немецкий экспрессионизм и нововенская школа, неоклассические тенденции как определяющие направления западноевропейской музыки начала ХХ века.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики французского языка V
Понимание простых адаптированных текстов (книжных, либретто, сценарии). Слушание и понимание речи в исполнении преподавателя, других студентов, носителя языка. Уметь поддержать разговор на знакомые темы с носителем языка.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История казахской музыки
Процесс исторического развития казахской музыкальной культуры с ранних этапов до современности. Изучение историко-культурных условий функционирования музыкальных традиций; обряды и обрядовый фольклор; жанровая классификация фольклорных и устно-профессиональных произведений; изучение персоналий и индивидуальных композиторских стилей, знакомство с различными жанрами классических образцов традиционной музыки, произведений профессиональных казахстанских композиторов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерный класс I
Формирование умений и навыков исполнения циклического камерного репертуара. Особенности исполнительской интерпретации различных стилей камерно-вокального репертуара. Определение вокально-технических трудностей и основных исполнительских черт на основе проведения комплексного анализа произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Основы вокальной методики
Цель курса – подготовка будущих преподавателей к методически грамотной профессиональной деятельности в области вокальной педагогики, формирование конструктивных, музыкально-исполнительских, коммуникативно-организаторских и исследовательских умений и навыков педагога-вокалиста; овладение умением организации урока сольного пения путем освоения технологии развития голоса и обучения пению; стимулирование интереса студентов к своей будущей профессиональной деятельности на основе научного анализа приёмов, способов, методов, технологий преподавания сольного пения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность V
Работа над развернутыми ариями и сценами. Совершенствование навыков самостоятельной работы над вокальным произведение. Умение проводить комплексный анализ исполняемого произведения, с определением вокально-технических и исполнительских трудностей. Работа над единством вокально-технического исполнения и художественного воплощения исполняемого произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Изучение ансамблевых сцен оперного репертуара русских и казахстанских композиторов
Цель освоения курса – углубить изучение оперного жанра, совершенствовать творческую инициативу и артистическую индивидуальность оперного певца. Задачи курса: совершенствовать профессиональные навыки исполнения оперных партий, раскрывая замысел композитора, чётко определяя жанр исполняемого произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение ансамблевых сцен оперного репертуара западно-европейских композиторов
Цель изучения данного курса ‒ воспитать в студенте профессионала, владеющего мастерством исполнительства такого сложного синтетического жанра, как опера. Углублять знания по истории создания оперного произведения, об эпохе, в которой происходит действие оперы, воспитывая оперного певца, свободно владеющего исполнением оперных партий и хорошо ориентирующегося во всей многогранной фактуре исполняемой партии оперы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История исполнительского искусства
Анализ стилевых процессов в музыке XVI- XXI веков, диалектики эпохальных и индивидуально-авторских стилей; изучение основных категорий музыкальной композиции в их историческом становлении и развитии; овладение различными методами анализа музыкального произведения, воспитание практических навыков анализа музыкальных произведений разных эпох, специфическими приемами анализа музыки с текстом; ориентация в основополагающей учебной и научной литературе по данной дисциплине; подготовка высоко профессиональных исполнителей и педагогов, обладающих умением самостоятельно анализировать музыкальные произведения различных исторических стилей, жанров, форм.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Камерный класс II
Совершенствование исполнительских навыков камерно-вокальной музыки на примере изучения музыки западно-европейских композиторов. Немецкие Lied, как основа камерной музыки романтизма. Импрессионизм и классицизм в камерной вокальной музыке. Исполнительская интерпретация различных стилей камерного репертуара
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Специальность VІ
Совершенствование вокально-технических и исполнительских навыков студента. Концертно-исполнительская и сценическая деятельность. Определение приорететных направлений в подготовке концертно-исполнительской деятельности. Артистизм, эмоциональность, культура звукоизвлечения - комплексное составляющее академического исполнителя. Практическая подготовка певца к профессиональной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История интерпретации
Формирование теоретической базы студентов-вокалистов, связанной с интерпретаторской деятельностью вокалиста: понятие интерпретации; концертно-камерная/оперная исполнительская деятельность выдающихся музыкантов, типология музыкантов-исполнителей; личность музыканта-исполнителя и интерпретация музыкального произведения, творчество музыканта-исполнителя. Основные принципы интерпретации вокального текста; редакции и редакторы вокальных произведений; тенденции развития различных подходов к проблеме интерпретации вокальной музыки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики английского языка VI
Отработка типичных певческих ошибок в пении на английском языке (замены по краткости-долготе, интерполяция, вялая работа артикуляционного аппарата). Отработка фонетического и грамматического материала на оперных произведениях 20, 21 веков (Э. Бриттен «Питер Граймс», Э.Л. Уэббер и др.). Формирование профессиональных знаний, использование английского языка в своей профессиональной или педагогической деятельности, конкурентоспособность в музыкальном мире.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Вокальный ансамбль II
Совершенствование навыка ансамблевого пения и самостоятельной работы с партнером и концертмейстером. Изучение ансамблевых сцен оперного репертуара. Определение специфических особенностей исполнения произведения. Умение самостоятельно делать вокально-технических разбор исполняемого произведения. Поиски психологического взаимодействия партнеров.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальных произведений
Изучение структуры вокального произведения, осознание логики музыкального языка в разные исторические эпохи, развитие стилистического «чутья», основанного на представлениях о музыкальном языке разных эпох, навыков анализа музыкальных форм вокальных жанров и стилей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Интерперетация вокальной музыки Барокко
Основные принципы интерпретации вокального текста; редакции и редакторы вокальных произведений стиля барокко; тенденции развития различных подходов к проблеме интерпретации вокальной музыки барокко, современные исполнители музыки барокко и аутентичной музыки, ориентироваться в тенденциях развития различных подходов к проблеме интерпретации вокальной музыки барокко, знать редакции и редакторов вокальных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики французского языка VI
Понимать и вести беседу на знакомые и новые темы, расширять знания не только об авторах и классических произведений, но и о культурных традициях. Понимание особенности ритмико-мелодического исполнения на примерах классического репертуара 19, 20 и 21 веков, особенности «изысканной» и «гибкой» декламационной (К. Дебюсси, М. Равель, Ф. Пуленк). Быть конкурентоспособным в языковом плане на музыкальном рынке. Способность к самообразованию и самосовершенствованию как вокалиста-специалиста, владеющего и использующего французский язык в своей профессионально-практической сфере.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оперная подготовка II
Самостоятельный разбор и изучение вокальных партий. Изучение и исполнение партий первого плана. Постановка и участие в ансамблевых сценах и моносценах. Умение сценически работать с партнером по сцене. Работа с режиссером и дирижером.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ вокальной фонетики итальянского языка VI
Достижение среднего уровня владения языком, которое позволяет самостоятельно читать простые оригинальные тексты, оперные партитуры и либретто. Понимать и вести беседу на итальянском языке. Самостоятельное формирование и участие в коммуникативных ситуациях на свободные темы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы предпринимательства
Дисциплина обосновывает важнейшие принципы музыкального бизнеса и предпринимательства, и одной из важных фигур -продюсера. Это ключевая фигура шоу-бизнеса, способная превратить нереализованные ранее идеи в нововведения, которые в последующем станут проектами или концепциями. Музыкальный шоу-бизнес на современном этапе, взаимоотношения исполнителя и зрителя, создание сценического образа. Дисциплина обосновывает важнейшие принципы музыкального бизнеса и предпринимательства, и одной из важных фигур -продюсера. Это ключевая фигура шоу-бизнеса, способная превратить нереализованные ранее идеи в нововведения, которые в последующем станут проектами или концепциями. Музыкальный шоу-бизнес на современном этапе, взаимоотношения исполнителя и зрителя, создание сценического образа.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История русской музыки
Изучение значительных фактов истории русской музыки, произведения, вошедшие в культурное наследие современного общества, развитие навыка стилевого анализа произведений различных эпох и традиций, формирование представлений о национальном своеобразии и особенностях развития музыкальных культур России. Русская музыка как явление музыкального искусства. Общая характеристика. Особенности становления советской музыки 50-80-х гг. Музыкальный андеграунд в СССР. Современная русская музыка 20-21 веков.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность VII
Практическая подготовка певца к профессиональной деятельности. Формирование необходимых концертно-сценических и вокально-педагогических знаний и умений. Владение вокальной культурой исполнения концертной программы. Образно-сценическое воплощение исполняемого произведения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История музыкального театра
Дисциплина направлена на изучение, становление и развитие музыкальных культур и музыкального театра. Истоки, формирование и развитие оперного жанра. Оперные театры Италии, Франции, Англии, Германии, России, Казахстана. Музыкальный театр в его современном состоянии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Массовая музыкальная культура
Цель дисциплины ‒ изучение современной массовой культуры Джаз, как явление музыкального искусства. Классический джаз. Современный джаз 40-80-х годов. Афрокубинский джаз. Авангардный джаз. Истоки возникновения поп-музыки. Особенности становления советской поп-музыки 50-80-х гг. Музыкальный андеграунд в СССР. Современная поп-музыка. Особенности становления отечественной массовой музыкальной культуры. Американская рок-музыка. Русская рок-музыка. Мюзикл. Рок-опера.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа с дирижером и режиссером І
Корректировка певца, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств вокального исполнительства. Дирижер должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Режиссерская работа над содержанием, композиционной структурой, характером фактуры, особенностью поэтического текста, взаимосвязи слова и звука. Составление и работа над режиссерской экспликацией изучаемого оперного репертуара.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальная педагогическая подготовка
Предмет специальной педагогической подготовки дополняет преподавательскую квалификацию по специальности с теоретической и практической точки зрения. Рассмотреть предмет как "специальная педагогическая подготовка", объяснять педагогические особенности индивидуального обучения предмета.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерный класс III
Формирование знаний о камерном репертуаре и вокальных циклов на основе изучения камерно-вокально музыки русских и западно-европейских композиторов 19-первой половины 20 веков. Комплексный анализ камерно-вокальных произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа дирижера над партитурой I
Цель изучения данной дисциплины ‒ в результате освоения дисциплины студент должен знать структуру дирижерского жеста, дирижерские схемы, специальную учебно-методическую литературу; музыкально-языковые и интерпретационно-исполнительские особенности произведений различных стилей и жанров, знакомство с дирижерской интерпретацией над оперной партией/партитурой.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Написание дипломной работы I
Курс направлен на формирование у студентов научно-исследовательских и методических навыков написания научной работы, системного мышления при обобщении собранного материала и умения общаться научным языком в процессе научных исследований.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оперный класс I
Формирование профессиональных навыков работы на оперной сцене. Работа над музыкально-сценическим образом. Самостоятельная работа над вокальной партией. Умение работать в сольных и ансамблевых сценах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Режиссерская интерпретация оперной партии I
Задачами дисциплины является формирования у студентов интереса к актерско-сценическому воплощению музыкальных образов изучаемых оперных сцен, освоение логики сценического поведения в соответствии с режиссерской экспликацией; воспитание певца-художника, способного к самостоятельному решению творческих сценических задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные принципы работы над ролью в музыкальном спектакле и сольных сценах; иметь навыки сценического действия перенести на создание конкретных сценических образов; творчески мыслить.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы научных исследований
Формирование навыков исследовательской деятельности, представлений о современных теоретических, методических и технологических достижениях педагогики, методики, науки, техники, производства; о различных областях истории, теории музыки; о процессах стратегического развития интеллектуально-творческой, культурно-просветительской деятельности. Ознакомление с формами и методами научного познания, принципами организации исследовательской деятельности, методами поиска, обработки, использования научной информации
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оперный класс ІI
Подготовка разносторонне развитого высокопрофессионального музыканта-исполнителя, владеющего навыками сценического исполнительства, способного самостоятельно и творчески решать задачи, которые поставит перед ним будущая профессия. Изучение оперного репертуара, навыков оперно-сценического исполнения. Исполнительская интерпретация различных стилей оперного репертуара.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Работа с дирижером и режиссером ІI
Умение взаимодействовать в ансамбле: режиссер-дирижер-концертмейстер-вокалист. Корректировка певца как в учебном процессе, так и в сценической деятельности. Точность совместного прочтения и воспроизведения музыкального текста исполняемого произведения. Работа над музыкальным содержанием изучаемого материала, точность музыкального прочтения и его интерпретация. Работа над художественным образом, сценическим воплощением, артистизмом. Режиссерская работа над постановочной частью музыкальных сцен (оперных отрывков) исполняемых на итоговой аттестации.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Написание дипломной работы II
Курс включает в себя изучение методических и методических аспектов в процессе написания дипломной работы, является завершающим этапом написания самостоятельной научной работы для студентов, способствует отражению результатов личных исследований в рамках разработанной темы.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность VІІI
Концертно-исполнительская деятельность. Сценическое и актерское воплощение вокального произведение. Профессиональное владение вокальной исполнительской культурой. Самостоятельный анализ и интерпретация вокальных произведений камерного и оперного репертуара.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Режиссерская интерпретация оперной партии IІ
В результате освоения дисциплины студент должен знать основные принципы работы над ролью в музыкальном спектакле и сольных сценах; понимать суть художественных задач; владеть навыками передачи психо-физического состояния сценического образа, правдивой передачей его эмоционального состояния По окончании курса выпускник должен знать профессиональную терминологию, уметь воплотить режиссерский замысел в индивидуальной интерпретации оперного героя.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Работа дирижера над партитурой II
Задачами дисциплины является совершенствование исполнительского навыка под «руку» дирижера, формирование у студентов интереса к сценическому воплощению музыкальных образов в совместной работе солист-дирижер-аккомпаниатор; профессиональное знание музыкального материала (сцены, оперной партии) в соответствии с дирижерскими корректировками сольного исполнительства.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Камерный класс ІV
Совершенствование навыков концертно-камерного исполнения. Изучение и исполнение вокальных циклов композиторов 20-21 веков, включая композиторов Казахстана. Особенности интонирования, вокальной фонетики и художественного воплощения образного содержания исполняемых произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
Результаты обучения
- Уметь самостоятельно выполнять научно-исследовательскую работу в области вокального искусства с применением рациональных методов поиска, отбора и систематизации информации. Быть способным осмысливать развитие музыкального искусства в историческом контексте, ориентироваться в композиторских стилях, жанрах и формах.
- Уметь четко и ясно произносить текст, используя все модуляции голоса, поэтично и выразительно доносить текст до слушателя; владеть произношением и лексикой на итальянском и английском языках; отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков.
- Быть готовым освоить применить и придерживать этические и правовые нормы поведения в области борьбы с коррупционными действиями. Уметь составлять бизнес-планы, находить пути его реализации. Знать основы финансирования и государственного регулирования предпринимательства. Знать основы безопасности, владеть знаниями отношения к окружающей среде.
- Уметь создавать и свободно демонстрировать артистизм, исполнительскую волю и художественную интерпретацию исполняемого произведения; иметь умения и навыки в области вокального искусства и исполнительства.
- Использовать рациональные приемы и методы обучения академическому пению в самостоятельной педагогической деятельности в организациях осуществляющих образовательную деятельность.
- Применять музыкально-теоретические, историко-культурологические и музыкально-педагогические знания в профессиональной деятельности концертно-оперного исполнителя и вокального педагога; свободно владеть инструментально-исполнительскими навыками.
- Уметь оценивать результаты собственного музыкального исполнительства как вида творческой деятельности.
- Иметь навыки сценической работы в контексте множества ее профессиональных аспектов; приобретение навыков здорового голосообразования и дыхания; формировать здоровую голосовую культуру, режим работы вокалиста. Работа по методу Станиславского, а также других мастеров.
- Владеть навыками игры на фортепиано и владеть на практике произведениями различных жанров и стилей.
- Ориентироваться в интерпретации нотного текста, в редакциях музыкальных произведений; тенденциях развития различных подходов к проблеме интерпретации вокальной музыки различных стилей и направлений в системе «Композитор-нотный текст-редактор-исполнитель-слушатель».
- Владеть четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Уметь работать над содержанием, композиционной структурой поэтического текста, взаимосвязи слова и звука.
- Знать специфику методической деятельности в области вокальной педагогики; уметь планировать учебный процесс в классе вокала (сольного пения), знать педагогический репертуар, грамотно составлять индивидуальный план обучаемого, анализировать тенденции развития его музыкальных способностей, стимулировать их рост. Владеть стилевым подходом, а также техникой его реализации в вокальном классе.
- Знать методы, приемы, формы и стили преподавания хореографического искусства; владеть техникой исполнения движений, методикой работы с музыкальным материалом, умением использовать навыки организаторской работы.