7M03103 Психология в AIU
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов, способных к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, обладающих знаниями и навыками в практической психологии, способных к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Международный университет Астана
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M066 Психология
-
Область образования 7M03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 7M031 Социальные науки
Дисциплины
-
Планирование и организация научных исследований
Цель дисциплины – дать магистрантам основные понятия и определения из области планирования, организации и управления научными исследованиями и инновационной деятельностью в профессиональной деятельности и привить практические навыки по их осуществлению. Основные рассматриваемые темы: понятие науки, ее роль в мире; сущность и организацию научных исследований; организация НИР в вузе; критерии обоснования темы научного исследования, виды источников информации, структура научно-исследовательской работы, содержание научного поиска, организация теоретического и экспериментального научного исследования, оформление результатов научного исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Теоретико-методологические основы психологии
Данная дисциплина направлена на изучение магистрантам получить целостное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на формирование у них профессионального психологического мышления. В рамках освоения дисцип лин магистранты рассмотрят теоретико-методологические основы современной научной психологии, уровни методологического анализа научных исследований, иметь возможность ориентироваться в современной методологической ситуации в психологии, развитие способности к самоорганизации и самообразованию в области изучения методологических основ психологии и построения методологии собственного исследования, развитие способности к постановке профессиональных задач в области формирования методологии научной, научно-исследовательской и практической деятельности на примере психологической науки и практики.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель курса - повышение исходного уровня владения иностранным языком магистранта, достигнутого на предыдущей ступени образования (бакалавриат), и дальнейшее развитие их языковой и коммуникативной компетенции, необходимой для профессионального общения. Курс формирует языковые и коммуникативные компетенции достаточные для общения в бытовой, социокультурной и профессиональной сферах, развивает информационную культуру, расширяет кругозор и повышает общую культуру, воспитывает толерантность и уважение к духовным ценностям разных стран и народов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История и философия науки
Цель дисциплины - уяснение основных стратегий научного исследования и исторических основ формирования научного знания. Дисциплина дает магистранту целостное представление о возникновении, функционировании и развитии науки и научного знания в историко-культурном контексте. Рассматриваемые темы: философия науки и история науки, мировоззренческие контексты науки, эпистемологическая проблематика науки, аксиология и праксиология научного познания, философия и история отдельных наук.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Психология управления
Цель курса - сформировать представление о современных тенденциях научного управления - новой научной управленческой парадигме. Курс знакомит магистрантов с историей развития зарубежной и отечественной науки управления, ее местом в системе психологических знаний, концепцией личностного управления руководителя, теоретическими основами управленческого общения, психологическими особенностями реализации основных управленческих функций, проблемами организации управленческой деятельности и функциями управления руководителя.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания психологии в ВУЗе
Данная дисциплина направлена на овладение знаний методологических проблем преподавания психологии, также формирование системы знаний, умений и навыков необходимых для разработки учебных программ, планов занятий в области преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования. Методическая подготовка магистрантов к реализации функции преподавателя психологии в средних и высших учебных заведениях. Освоение данной учебной дисциплины поможет магистрантам усвоить основные теории и концепции методики преподавания психологии в современной отечественной и зарубежной науке, методические и технологические особенности в преподавании психологических дисциплин как теоретической, так и практической направленности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Этническая и кросс-культурная психология
Данная дисциплина позволяет магистрантам получить знание основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения людей, понимание культурно-психологических факторов, влияющих на развитие личности, индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения, знание психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур, представление о психологии миграций и аккультурации, а также о межкультурном взаимодействии. Основной целью освоения дисциплины является овладеть основными психодиагностическими методиками в кросс-культурном исследовании, выработка навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управленческое консультирование
Данная дисциплина ориентирована на формирование знаний и представлений о состоянии, проблемах, перспективах профессионального управленческого консультирования, а также умений анализировать различные варианты использования консультантом, предвидеть ограничения, присущие процессу консультирования. Целью изучения дисциплины является приобретение теоретических знаний и выработка практических навыков по организации и осуществлению управленческого консультирования, необходимых для правильной ориентации в оказании консультационных услуг, подборе консалтинговых организаций и заключении консультационных договоров.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель курса - предоставить магистрантам знания о теоретических основах педагогики и педагогического мастерства, управлении учебно-воспитательным процессом в высшей школе. Основные изучаемые темы: теоретико-методологические основы педагогики высшей школы, общеметодологические принципы и приоритетные стратегии развития педагогического образования, традиционные и инновационные технологии учебно-воспитательного процесса и методика организации научно-исследовательской работы студентов высшей школы, самосовершенствование педагогического мастерства и организация профессионально-личностного саморазвития студентов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Менеджмент качества образования
Цель курса: формирование теоретических знаний, исследовательских и практических навыков управления качеством образования на всех уровнях, понимание системы менеджмента качества, основных элементов, перспектив развития и улучшения системы менеджмента качества, разработка и внедрение системы менеджмента качества. В результате изучения данного курса обучающиеся будут знать концепцию управления качеством образования, принципы построения комплексной системы управления качеством, систему образования Казахстана в контексте международных рейтингов, международных сопоставительных исследованиях качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS, ICILS, PIAAC, TALIS), национальную систему оценки качества образования, ее структуру, эффективность, международный опыт развития, планировать в деятельности достижение лучших международных стандартов качества образования (ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНИСЕФ, ВБ, ЕС и др.).
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Научные школы и теории современной психологии
Данная дисциплина ориентирована на формирование общего представления об основных научных школах, основных этапах и теориях в современной психологии; изучение ряда крупнейших теорий, разработанных психологами, и обобщение опыта их практического применения; формирование научного и психологического мировоззрения на уровне, необходимом магистру психологии для самостоятельной постановки профессиональных целей и задач, организации и проведения прикладных исследований и внедрения творческих элементов в профессиональную деятельность. Освоение данного курса дает возможность магистрантам переосмысления и достижения наиболее глубокого понимания взаимосвязи множества теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения, формирование умения анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Системный подход в семейном консультировании
Данная дисциплина направлена на ознакомление магистрантов с фундаментальными основами теории и практики семейного консультирования. Способствует формированию базовых компетенций по психологическому консультированию семьи, психологической культуры консультирования, овладению и корректному использованию моделей психологического консультирования семьи. Освоение дисциплины дает возможность изучить теоретические принципы семейного консультирования, общие вопросы организации консультативной практики, методы и техники различных школ консультирования, специфические особенности работы с разными категориями клиентов. Цель курса - ознакомление магистрантов с основными зарубежными и отечественными теоретическими концепциями и моделями семейного консультирования, а также современными методическими приемами, применяемыми при работе с семьей.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Индивидуальное консультирование и коучинг
Данная дисциплина ориентирована на формирование у магистрантов, психологов, системы представлений в области методологических, теоретических, методических и технологических основ коучинга основных теоретических подходов, методов и принципов консультирования, а также способов проведения коучинга. Умение применять консультирование и коучинг в организации и практической деятельности человека. Целями освоения дисциплины является формирование представлений о консультировании и коучинге, о направлениях их развития, о возможности их применения в работе кадровых агентств, служб управления персоналом, о специфике деятельности консультанта, а также развитие необходимых навыков и умений для этой деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Технологии управления в образовании
Цель дисциплины: формирование системы знаний о технологиях управления организацией в образовании. Данный курс позволит актуализировать, углубить и систематизировать знания о сущности управления организацией в образовании, технологиях и моделях управленческой деятельности; сформировать умения применения технологий принятия управленческих решений и использования технологий управления организацией различного уровня в образовании.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Технология диагностики, оценки и развития персонала
Данная дисциплина ориентирована на ознакомление основы теоретических и методологических знаний по диагностике человеческого капитала, изучение современных технологий деловой оценки развития персонала, а также формирование теоретической и практической подготовки к выполнению психодиагностической работы в рамках организационно-управленческой, информационно-аналитической и социально-психологической деятельности. Цель освоения дисциплины - изучение основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; овладение навыками организации работы с кадровым резервом; формирование навыков сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала; овладение навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области управления персоналом.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Супервизия в психологическом консультировании
Данная дисциплина направлена на формирование теоретических знаний и практических навыков, необходимые для успешной работы супервизором в психологическом консультировании. Данный курс позволяет магистранту овладеть первичными навыками психологической супервизии: основами индивидуальной и групповой супервизии, способами сбора информации, выдвижения психотерапевтических гипотез и интерпретации затруднений, возникающих в процессе консультирования и психотерапии; спецификой работы с определенными супервизорскими случаями, в том числе с таким феноменом, как психологические защиты и сопротивление клиента. Умение помочь специалисту-психологу стать успешнее в процессе консультирования с клиентами и развить его профессиональную компетентность. Обучение в режиме тренинга и личной терапии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Психологическое консультирование и психотерапия в клинической психологии
Данная дисциплина ориентирована на развитие навыков практической и консультативной работы в сфере клинической психологии. Содержание курса состоит из модулей, раскрывающих теоретические основы и практические возможности основных направлений психологического консультирования для использования их в клинической практике: в работе с кризисными и стрессовыми состояниями, с клиническими симптомами и синдромами, с проблемами зависимого и созависимого поведения, c семейными проблемами. Данный курс имеет практико-ориентированную направленность и позволяет решать задачи комплексной клинико-психологической помощи в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Данный курс направлен на формирование именно практических навыков, использования ресурсов различных психотерапевтических практик для психологической помощи в сфере клинической психологии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Социально-психологическое сопровождение семей с детьми в ситуации риска
Данная дисциплина направлена на формирование способности использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства. Иметь представление об интересах, трудностях, проблемах, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении детей. Владение методами психологической диагностики. Целью освоения курса является получение знаний специфики социально-психологического сопровождения семей и детей в ситуации риска, описание основных направлений работы с ними и разработка индивидуальных и групповых программ социально-психологического сопровождения семей и детей в ситуации риска.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные статистические методы обработки данных психологического исследования
Данная дисциплина направлена на формирование знания о применении статистических методов обработки данных в психологическом исследовании. Магистранты узнают специфику и содержание методов статистики, стратегии статистического подтверждения гипотез, и проведения статистической обработки данных с использованием SPSS (demo), проанализируют актуальные критерии на основании статей APA. В ходе курса магистранты смогут самостоятельно выбрать, обосновать статистические критерии для диссертационной работы, корректно ввести данные психологического исследования в SPSS, обработать и представить графические результаты.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Психология религиозного сознания
Данная дисциплина направлена на формирование теоретических знаний о свойствах и функциях религиозного сознания и поведения, получение магистрантами углубленных знаний в сфере выполнения научно исследовательской и практической деятельности, проведения психологических исследований в рамках религиозного сознания общества, религиозной деятельности, религиозной веры; психологического просвещения населения, оптимизации психической деятельности человека и повышения уровня психологической культуры работников различных сфер жизни общества. Цель дисциплины: иметь практические навыки работы с различными религиозными группами.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теория и практика психологического эксперимента
Данная дисциплина направлена на ознакомление магистрантов с теоретическими и практическими основами планирования и проведения психологического эксперимента, интерпретации и представления экспериментальных данных. Цель предмета «Теория и практика психологического эксперимента» формирование у магистрантов психологических знаний посредством применения экспериментальных методов. В ходе курса магистранты будут иметь представления о взаимовлиянии теоретических и эмпирических знаний в психологии и о специфике деятельности экспериментатора в психологии, а также получить теоретические и практические знания о современных направлениях и технологиях психологического эксперимента, формирование основ профессиональной компетентности практического психолога в области базовых, фундаментальных положений экспериментальной психологии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Психологическая поддержка людей в кризисных и чрезвычайных ситуациях
Данная дисциплина направлена на формирование теоретических знаний и практических навыков в области психологической поддержки лицам, пережившими кризисные и чрезвычайные ситуации и события. Демонстрирует целостное представление о психологии кризисных и чрезвычайных ситуациях, связанной с повышенной ответственностью, напряженностью и стрессоустойчивостью, осуществляющейся в сложных, экстремальных условиях. Цель дисциплины: овладение необходимым объемом знаний и умений для оказания профессиональной психологической помощи людям в экстремальных ситуациях и методами психологической диагностики и технологиями психологической помощи людям в кризисном состоянии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Практикум по групповой психотерапии и психокоррекции
Данная дисциплина направлена на формирование у магистрантов устойчивых знаний в области общих вопросов групповой психотерапии, включая вопросы групповой этики, формирования психотерапевтических групп, знаний основных методов групповой психотерапии и психокоррекции. Курс разработан с учетом консультативной ситуации, организации взаимодействия «консультант/психотерапевт - клиент», личностному, теоретическому и психотехническому самоопределению психолога-консультанта; раскрывается содержание, структура и динамика коррекционного процесса, отрабатываются приемы психотерапевтического обращения. Цель: ознакомление магистрантов с современными техниками, методиками и приемами, используемыми психологами в практической работе при консультировании и оказании психокоррекционной и психотерапевтической помощи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Результаты обучения
- Применять индивидуальную и групповую формы управленческого консультирования и коучинга в организации и практической деятельности психолога. Анализировать и принимать управленческие решения, использовать навыки управленческой деятельности. Демонстрировать знания и применять на практике основы разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала, формирования системы адаптации персонала. Владеть навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом. Способность оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат). Готовность организации и проведения тимбилдинга.
- Знать психологические основы управленческой деятельности и применение их в формировании образовательной среды и решении практических задач в организациях. Владеть методиками психологического исследования в сфере управленческой деятельности и психологии социального взаимодействия. Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, демонстрировать способность к саморазвитию, самореализации и использованию творческого потенциала; способность применять современные методики и технологии организации учебного процесса, управление образовательным процессом на различных образовательных ступенях и в различных образовательных учреждениях.
- Осуществлять психологическое консультирование, в том числе и консультирование семьи, используя техники и приемы. Использовать практико-ориентированные модели, методы и психотехники психологического консультирования и психотерапии. Демонстрировать знание теоретических основ, методологии, стратегии супервизии, владеть основными схемами и моделями супервизии в психологическом консультировании.
- Демонстрировать и применять знания о теоретико-методологических основах менеджмента в образовании, об особенностях управления целостным педагогическим процессом и педагогическим коллективом высшего учебного заведения. Владеть организаторскими способностями в решении управленческих задач. Владеть методами, инструментами и технологиями эффективного управления командой, определить основные элементы системы менеджмента качества в образовании, для эффективного контроля и управления.
- Анализировать проблемы и задачи научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты, формулировать выводы и практические рекомендации.
- Использовать в активном общении знание иностранного язык в научной, производственной и социально - общественной сферах деятельности. Демонстрировать владение иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить коммуникации при проведении научных экспериментальных исследований по психологии и практическую деятельность в сфере управленческой и консультативной.
- Владеть знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени.
- Демонстрировать способность формулировать цели, проводить учебные занятия с использованием инновационных форм и технологий обучения, разрабатывать критерии оценки результатов образовательного процесса, проводить супервизию педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся. Иметь представление о понятиях научных программ, научных направлений и школ в современной психологии. Знать фундаментальные понятия крупнейших теорий современной психологии, методы исследования и сферы приложения. Анализировать современные направления и школы мировой психологии в их преемственности с историческим опытом науки; давать адекватную историческую оценку достижениям прошлого, выявлять их достоинства и ограничения; проводить сопоставительный анализ научных теорий.
- Знать теоретические основы планирования и проведения психологического эксперимента: этапы планирования, типы экспериментального дизайна, угрозы внешней и внутренней валидности. Разрабатывать программу психологического исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств.
- Демонстрировать навыки в оценке, подборе и развитии персонала организации с применением знаний в области развития человеческого капитала. Определить стратегическое планирование и методы развития персонала. Применять психологические приемы, технологии командообразования и владеть навыками разработки программы социально-психологического тренинга.
- Использовать психодиагностический инструментарий, направленный на выявление лиц находящихся в ситуации риска и оказавшихся в трудных жизненных и чрезвычайных ситуациях Осуществлять эффективную коммуникацию обеспечивающую психологическое сопровождение семей в ситуации риска. Владеть технологиями, методами разработки и оценки эффективности программ психологического сопровождения коррекционной и реабилитационной работы с семьёй. Способность использовать приемы и разработать стратегию психологической помощи, методы защиты в условиях кризисных и чрезвычайных ситуациях.
- Демонстрировать способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Формирование способности к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, оказавшихся в кризисных, чрезвычайных ситуациях и ситуации риска его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. Владеть навыками построения активных социальных взаимодействий в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности.
- Анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, в т.ч. междисциплинарного характера, исследуемые в науке на современном этапе ее развития и использовать результаты в профессиональной деятельности.
- Использовать навыки консультирования персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с клиентами, создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды. Применять основные методы руководства: постановки и распределения задач, делегирования и контроля, обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений. Готовность к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной деятельности. Владеть практическими навыками использования ресурсов различных психотерапевтических практик для психологической помощи в сфере клинической психологии.
- Демонстрировать знания об общих методологических подходах к исследованию базовых проблем психологии, о современных тенденциях развития психологии и применять теоретико-методологические знания в организации и планировании психологического исследования. Модифицировать, адаптировать психодиагностический инструментарий с использованием современных математических методов и информационно- коммуникационных технологий для решения научно-исследовательских и практических задач.