Действующая образовательная программа

8D02305 Филология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

  • Цель образовательной программы Формирование систематизированных знаний в области филологии и применения инновационных технологий в изучении общих закономерностей; освоение докторантами научно-исследовательских и экспериментальных методов наблюдения и анализа лингвистических и литературоведческих процессов и явлений.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D060 Филология
  • Направление подготовки 8D023 Языки и литература

Дисциплины

  • Современный литературный процесс и классика ХХ века

    Дисциплина изучает литературный процесс как сложное переплетение имманентных законов эволюции художественного мышления, духовных настроений, обусловленных историческими, политическими обстоятельствами, и логики творческого поиска ярких творческих индивидуальностей, влияющих на общее развитие литературы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Категория творческой личности

    Дисциплина изучает теоретико-методологические основы исследования категории творческой личности. Представляются доминирующие концепции современного литературоведения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Семиотическая лингвистика

    Цель курса – дать общие сведения о семиотике как науке о знаках и знаковых системах, показать её комплексный характер и сформировать у докторантов представление о содержании и структуре знаковых систем. Задача курса – обучить докторантов языку современной семиотики, а также приемам и методам семиотического и лингвистического анализа текста. Результатами обучения являются знания о знаковых системах, способность использовать методы и приемы семиотического анализа при работе над научным исследованием.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Межкультурная коммуникация

    Цель предмета – теоретическое изучение проблем межкультурной коммуникации в отечественной и зарубежной филологии. Предмет обучает навыкам проведения независимых научных исследований по вопросам современной научной парадигмы межкультурной коммуникации. Дисциплина обучает навыкам ведения самостоятельных научных исследований по вопросам современной научной парадигмы межкультурной коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Принципы и методы лингвистических исследований

    Дисциплина рассматривает методы и принципы лингвистического анализа в разных аспектах. Понимание языка как системы становится важнейшим методологическим принципом лингвистики XX в. Поэтому в качестве одной из главных задач лингвистического исследования, анализа выдвигается задача, связанная с адекватным описанием и интерпретацией отношений, в которых находятся между собой составляющие языковой системы. Результатами обучения являются умение применять различные лингвистические методы и приемы при работе над научным исследованием лингвистической направленности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Язык и культура в аспекте научных парадигм

    Дисциплина направлена на изучение процессов взаимодействия языка и культуры и их места среди других гуманитарных, естественных и исторических наук в разных историко-культурных и этнолингвистических условиях, обусловленных историко-научной парадигмой знаний, характерных для общества. Связь лингвистической проблематики с потребностями общественной языковой практики. Результатами обучения являются способности использовать разные формы и виды межкультурного взаимодействия, умения коммуницировать с представителями разных культур и общественных групп и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория алтайских языков

    Цель дисциплины – изучение отношений генетического родства и лексического разнообразия тюркских, монгольских, японских, корейских, тунгусо-маньчжурских языков. Дисциплина обучает навыкам изучения истории формирования звуковых, морфологических, лексико-семантических систем казахского языка в связи с теорией алтайских языков, в ретроспективном направлении.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо

    Цель дисциплины – обучение критическому анализу научных публикаций и письменному изложению результатов собственных исследований в соответствии с принятыми нормами. Результатами обучения являются знания о формах, видах и нормах академического письма, умение применять нормативы академического письма при подготовке научных статей для опубликования в изданиях, индексируемых базами Scopus и WoS.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель дисциплины – обеспечение формирования у обучающихся представлений о сущности и методологических основах научного филологического исследования; развитие научно-исследовательского мышления и исследовательской культуры. Результатами обучения являются знания о методах науки в широком и узком понимании, способность использовать различные методы и приемы при работе над научным исследованием.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Комплексный анализ текста

    Содержание дисциплины предполагает изучение методов и принципов комплексного анализа текста, в частности герменевтических, компаративистских, историко-типологических, эстетических, психоаналитических, философских, поэтических методов анализа и принципов изложения текста методологии литературоведения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Историческая лексикология

    Цель дисциплины – выявить лексику и пути ее возникновения и закономерности развития. Дисциплина «Историческая лексикология» обучает навыкам научно-теоретического изучения истории языка, происхождения, этапов становления, места в ряду родственных языков, принадлежности к другим языкам, относящимся к длительному пути развития, социальным формациям и этническому формированию, пережитым этносом (народом, нацией), говорящим на этом языке.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Введение в цифровые гуманитарные науки

    Целью данного курса является предоставление докторантам базового понимания различных методов, стандартов и инструментов, необходимых для проведения цифровых гуманитарных исследований языковых данных. В ходе курса будут проанализированы концепция цифровых гуманитарных наук, ее исследовательские вопросы и методы. Курс знакомит докторантов с цифровыми методами и инструментами обработки лингвистических данных и обучает навыкам их применения в своих исследованиях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Научные доминанты языкознания /литературоведения/ второй половины ХХ - начала ХХІ века

    Цель дисциплины – исследование основных направлении развития языкознания/литературоведения во второй половине ХХ – начале XXI века. Предмет изучает лингвистические / литературоведческие исследования данного периода в антропоцентрических, функциональных, культурологических, коммуникативных, прагматических и др. аспектах. Также обучает докторантов навыкам анализа доминирующих понятий с научной и теоретической точки зрения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Архетипические образы и сюжеты

    Цель дисциплины – преподавание образа архетипов и сюжетов; дать более глубокое понимание архетипов, объяснить и осмыслить концепции, анализы и исследования системы архетипов в мире человечества, в культурном мире. Дисциплина учит умению анализировать архетипы и их отражение в культурном сознании. Развивает способность исследовать, анализировать и объяснять исследования архетипов в мировой литературе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Метаязык и метасловарь лингвистики

    Цель данного курса - изучение метаязыковой функции языка. Задачи изучения дисциплины: установить корпус метаязыка лингвистики 5 путем сопоставления словников основных лингвистических словарей и изучить общую парадигму лингвистических терминов; критически рассмотреть словники, текстовые и дискурсные металингвистические коммуникативные ситуации в различных лингвистических терминологических словарях, в том числе двуязычных.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Владеть современными методами проектирования, обеспечивающими получение эффективных проектных разработок, отвечающих требованиям перспективного развития языкознания / литературоведения.
  • Ориентироваться в основных школах и направлениях отечественного языкознания и литературоведения, владеть исследовательскими методами и творческими способами языкознания / литературоведения.
  • Руководствоваться при проведении филологических исследований приоритетными направлениями научных школ мировой и отечественной филологии и обладать фундамен-тальными системными знаниями о направле-ниях, течениях и дискуссионных вопросах совре-менной теории филологической науки, законах и закономерностях развития исследовательских процессов, типах и проблемах лингвистического / литературного взаимодействия, философской базы филологических исследований.
  • Проводить самостоятельные научные исследования по вопросам современной научной парадигмы языкознания и литературоведения, ведения устной и письменной коммуникации.
  • Освоить современные концепции текста и технологии анализа художественного текста, генезис, актуальные проблемы рецептивной эстетики, представителей и технологии контекстуально-интертекстуального анализа в контек-сте. Уметь применять полученные знания и методы анализа при написании диссертационного исследования. Определить художественно-образную основу путем анализа текста в нескольких аспектах; освоение принципов изложения текста методологии литературоведения.
Top