Новая образовательная программа

6B01904 Специальная педагогика: Тифлопедагогика в КазНПУ им. Абая

Дисциплины

  • Клинические особенности развития детей с ООП

    Цель Ознакомление с онтогенезом детей в норме и детей с ООП; Содержание Анатомо-физиологические, нервно-психические особенности развития детей различного возраста. Методы обследования детей с ООП; ознакомление теоретически и на практике с клиническими симптомами различных заболеваний; Теоретические основы для дальнейшего восприятия необходимых медико-биологических и клинических знаний.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Абаеведение

    Цель: Формирование знаний о многоранности личности Абая. Содержание: Наследие Абая. Поэт – мыслитель. Многогранность личности Абая – нравственно-философские, культурно-аксиологические, исторические, социально-политические взгляды.Мысли Абая о вечных ценностях: чтение, образование, наука, искусство, воспитание, нравственность, выраженные в его стихах и прозрениях; основные источники, повлиявшие на мировоззрение поэта-мыслителя; овладение понятием чести и совести, исходящим из восточной культуры, исламской философии. Компетенции: Формирование нравственно-философских, культурно-исторических, гуманистических ценностей

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Био-клинические основы специального образования ІІ (Невропатология)

    Изучения особенностей в развитии детей с ограниченными возможностями в следствие различных заболеваний: умственной отсталости, наследственной патологии, нарушений опорно- двигательной сферы, дефектов слуха,зрения, речи и др. Нейрохирургия и Психиатрия. Энцефалиты. Остеохондроз. Радикулит. Полиомиелита

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Национальное воспитание

    Сущность национальной культуры казахского народа; история, язык, обычаи и традиции, самобытность казахского народа; сущность национальных интересов, национальных ценностей, ценностных ориентаций казахского народа, всего казахстанского народа; межэтнический, межконфессиональный и межкультурный диалог; общечеловеческие ценности - жизнь, свобода, совесть, вера, любовь, счастье, фиксирующие «вечные» идеалы Добра, Истины, Красоты, способствующие сохранению мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Био-клинические основы специального образования І (Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения)

    Цель: изучить строения, функционирования, патологических отклонений органов слуха, речи и зрения, Содержание Функционирование патологических отклонений органов слуха, речи и зрения, методы исследования, коррекция и реабилитация при патологии органов слуха, речи и зрения. Знакомство с различными нарушениями, анатомо-физиологическое строение органов слуха, зрения, речи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Био-клинические основы специального образования ІІІ (Основы генетики. Расстройство психики у детей)

    Цель Изучение молекулярного и клеточного уровня наследственности для определения закономерностей передачи наследственной информации. Содержание Выявление причин наследственных заболеваний, изучения мутационных процессов и патогенез наследственных заболеваний. Хромосомы. Кариотип. Митоз. Мейоз. Хромосомная теория наследственности. Генетический код.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы коррекционной педагогики

    Цель: изучение основных теоретических положений коррекционной педагогики, формирование готовности к построению развивающей работы Содержание: Возрастные психофизические особенности развития личности обучающихся. Основные разделы: Понятие «нормы развития» в современной психологии. Нормативно-правовая база. Предмет, цели и задачи курса. Содержание учебной документации. Организация и планирование работы со школьной документацией.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Формирование инклюзивной культуры

    Фундаментальная основа механизма управления качеством образования. Психолого-педагогический, медицинский и социальный мониторинг. Контроль качества. Мотивация. Организация. Планирование, проектирование. Анализ. Исследование качества. Образовательные технологии в инклюзивном образовании. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ООП.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 3
  • Педагогика

    Методологические, аксиологические основы педагогики. Целеполагание, личность, воспитание. Возрастные, индивидуальные особенности. Глобализация образования. Профессиональные качества. Закономерности, принципы, методы, средства, формы воспитания. Мировоззрение - ядро личности. Коллектив как средство воспитания. Дидактика. Процесс обучения. Закономерности, принципы обучения. Содержание, методы, средства, формы обучения. Педагогический контроль качества процесса обучения. Мотивы учения. Педагогические технологии обучения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Психология

    Цель: Овладение теорией и практикой психологии развития личности Содержание: Эмоции, эмоциональный интеллект. Воля человека, психология саморегуляции. Индивидуально-типологические особенности. Ценности, интересы, нормы - духовная основа. Психология смысла жизни, профессионального самоопределения, здоровья. Общение личности и групп. Формируемые навыки: владеть основами психологии общения, предупреждать и разрешать межличностные конфликты

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 3
  • Специальная педагогика

    Знакомство с теорией специальной педагогики, историей специального образования лиц с нарушениями в развитии и особыми образовательными потребностями. Основы дидактики специальной педагогики, Содержание и организация специального образования, выявлены ключевые проблемы развития специальной педагогики, показан зарубежный и отечественный опыт в этой области.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Экология и устойчивое развитие

    Цель: изучение способов бережного отношения к окружающему миру, сохраняя экологическое равновесие. Содержание: основные теории отношения природы и общества. Мальтузианство и ее современные интерпретации. Современные концепции, стратегии устойчивого развития в РК. Проблема экологии человека. Компетенции: знает основные законы поддержания экологического равновесия природы и общества.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Безопасность жизнедеятельности человека

    Цель: Безопасность жизнедеятельности, ее основные положения. Содержание: Опасности, чрезвычайные ситуации. Анализ риска, управление рисками. Системы безопасности человека. Дестабилизирующие факторы современности. Социальные опасности, защита от них: опасности в духовной сфере, политике, защита от них: опасности в экономической сфере, опасности в быту, повседневной жизни. Компетенции: Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности, и правового регулирования их деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы права и антикоррупционной культуры

    Цель: основные положения Конституции, действующего законодательства РК; Содержание: систему органов государственного управления, круг полномочий, цели, методы государственного регулирования экономики, роль государственного сектора в экономике; финансовое право и финансы; механизм взаимодействия материального и процессуального права; сущность коррупции, причины ее происхождения; меру морально-нравственной, правовой ответственности за коррупционные правонарушения; Компетенции: действующее законодательство в области противодействия коррупции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Физиология развития школьника с ООП

    Общие закономерности роста, развития детей, подростковс ООП. Физиология, гигиена нервной системы, возрастные особенности высшей нервной деятельности. Физиология, сенсорные системы. Физиология желез внутренней секреции, половое воспитание. Возрастные особенности, опорно-двигательный аппарат, особенности вегетативных систем. Гигиенические требования к зданиям, классам, воздушной среде, освещению и оборудованию школ.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы экономики и бизнеса

    В процессе изучения дисциплины обучающиеся должны приобрести необходимые навыки предпринимательской деятельности, понимание механизма функционирования рыночной структуры, научиться правильно анализировать цели, задачи и практику организации бизнеса. Большое внимание в курсе уделяется формам участия в предпринимательской деятельности: открытие собственного предприятия, участие в качестве соучредителя нового предприятия, покупка готового предприятия и наследование.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Психология в образовании

    Cформировать знания по вопросам закономерности развития, функционирования и проявлений психики, как активной формы отражения действительности. Базовые знания об основных фундаментальных отраслей психологической науки от древности до современности. Курс охватывает актуальные проблемы становления, развития теоретико-методологических основ и современные разработки функционирования и развития личности человека, обобщения исследовательского опыта всех психологических наук.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 2
  • Педагогика раннего и дошкольного возраста

    Ознакомление с ранней коррекционно-развивающей помощью детям: пропедевтика, нормативы, закономерности, диагностика, виды нарушения развития: классификация этиопатогенетических факторов, биологических и социальных причин нарушений развития детей в раннем возрасте; технологии, методы коррекционно развивающих программ поддержки детей раннего возраста; технологии оценки родительского потенциала, работа с семьей; законодательство по защите детей, обязанности и ответственность семьи.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 4
  • Специальная психология с психолого-педагогической диагностикой

    Изучение ключевых понятий специальной психологии, Методологию исследования и основные направления её исследования. Сформировать представления о сущности дефекта у детей с различными отклонениями в развитии, особенностях их психического развития. Особенности ощущения и восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления детей с ООП.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Психофизическое развитие детей со сложными нарушениями

    Цель Знакомство студентов со сложными нарушениями у детей, принципах их диагностического изучения и путях коррекционной помощи; Содержание: теоретические основы дифференциальной диагностики в работе с детьми со сложными нарушениями; правила организации и содержание коррекционно-воспитательной работы в специальных организациях образования, оказывающих образовательные услуги детям со сложными нарушениями.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Тифлопедагогика и дошкольная тифлопедагогика

    Тифлопедагогика как наука о воспитании и обучении детей с нарушением зрения. История тифлопедагогики как науки. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушением зрения. Истории дошкольной тифлопедагогики. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации. Условия воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Теория и методика воспитания детей с нарушениями зрения

    Вооружение знаниями теоретических основ современной педагогической науки, знаниями о сфере воспитания, сущности, закономерностях, содержании, структуре процесса воспитания в специальной школе, о современных педагогических технологиях; познакомить с ключевыми компетенциями в осуществлении воспитательной деятельности в специальной школе

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 4
  • Тифлопсихология

    Цель: сформировать начальные знания по тифлопсихологии и по методике обследования психологических особенностей детей с нарушениями зрения Содержание Теоретические основы тифлопсихологии. Закономерности психического развития детей с нарушениями зрения. Развитие тифлопсихологии. Психологическое обследование лиц с нарушениями зрения. Своеобразие в развитии психических процессов и свойств личности у детей с нарушениями зрения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 3
  • Тифлотехника и обучение грамоте по ситеме Брайля

    Технические и информационные средствами обучения слепых и слабовидящих. Традиционные письменные приборы Брайля и грифели, шестиклавишные пишущие машинки, приборы прямого письма и чтения по системе Брайля, колодки шеститочия, азбука, линейка, рельефные карты и схемы. Тифлофлэшплеер. Тифломагнитофоны. Электронный ручной видео-увеличитель.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Цифровые технологии в образовании

    Ознакомление студентов с сущностью цифровых технологии и способами их применения. Современные цифровые технологии, использование их в образовании. Технологии мультимедиа. 3D-технологии в образовании. Разработка качественных цифровых образовательных ресурсов. Виртуальная реальность. Методика использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения. Формируемые компетенции: владеет способами применения цифровых технологии в своей профессиональной деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Инклюзивное образование

    Роль инклюзивного образования в социальной и образовательной политике. Нормативно-правовое обеспечение, модели, формы, виды инклюзивного образования. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Психолого-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями развития и с их семьями.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Развитие осязания и мелкой моторики

    Цель формирование знаний об особенностях осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также навыки обучения приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Содержание Осязание и мелкая моторика как средство компенсации зрительных нарушений. Развитие тактильной чувствительности рук через обогащение опыта тактильных ощущений. Психологические, физиологические основы осязания и мелкой моторики. Коррекция моторной координации движений рук.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 3
  • Педагогические измерения

    Цель: содействие эффективному усвоению, внедрению системы критериального оценивания. Содержание: Современные средства оценивания результатов обучения. Проблема оценочной деятельности. Модель технологии критериального оценивания. Принципы. Этапы, инструменты. Формативное, суммативное оценивание. Модерация результатов оценивания. Самооценивание и взаимооценивание. Педагогические задачи портфолио. Функции, состав портфолио. Формируемые компетенции: реализовать критериальное оценивание и методическое обеспечение оценивания по каждой дисциплине.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 3
  • Продвинутый иностранный язык

    Развернутые доклады по тематике. Новости и репортажи. Статьи и сообщения по современной проблематике, современная художественная проза. Активное участие в дискуссии по знакомой проблеме, объясняя и отстаивая свое мнение. Высказывание всех аргументов «за» и «против» по актуальной проблеме. Написание эссе, докладов, писем выделяя особо важные события и впечатления.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Арт образование

    Цель: формирование целостного представления об основных веках развития художественной культуры Казахстана. Содержание: Базовые знания об основных вехах становления и развития отечественного искусства и художественной культуры от древности до современности. Компетенции: использовать полученные знания в практической деятельности педагога в становлении нравственно-эстетического облика современного казахстанца

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Методика обучения языку детей с нарушениями зрения

    Содержание обучения и принципы построения учебной программы по русскому (родному) языку; осуществлять подбор содержания, методов, приемов, средств и форм обучения с учетом индивидуального и дифференцированного подхода; осуществлять коррекционно-образовательный процесс на основе специфических технологий обучения русскому языку лиц с нарушениями зрения;

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Методика обучения математике детей с нарушениями зрения

    Психолого-педагогические и организационные особенности процессов обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения; общие вопросы методики обучения математике детей с нарушениями зрения; формулировать цели обучения, воспитания и математического развития детей с нарушениями зрения содержание согласно целям и задачам обучения, воспитания, развития на основе индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика

    Изобразительное искусство как средство реализации эстетического воспитания детей с нарушениями зрения. Предмет тифлографики и его значение в коррекции и компенсации познавательной деятельности слепых детей. Особенности обучения слепых специальной графике. Содержание занятий изобразительной деятельностью в школе слепых и слабовидящих. Особенности обучения рисованию с натуры в школе слепых. Декоративное рисование и декоративно-прикладная деятельность в школе слабовидящих.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Методика обучения естествознанию

    Цель заключается в исследовании основных компонентов системы обучения естествознанию в школе и связей между ними Содержание Методика, содержание, виды работ и особенности преподавания естественных дисциплин для учащихся с нарушениями зрения; планирование, составление уроки и вне учебные работы по ООМ. Типовые программы. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Принципы обучения. Требования к проведению урока в специальной школе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 3
  • Пространственная ориентировка детей с нарушениями зрения

    Цель формирование у студентов компетенций по обучению детей с нарушениями зрения пространственной ориентировке Содержание: процесс решения трех задач :«выбор направления», «сохранение направления», «обнаружение цели». Ориентации в любом пространстве - для ближней ориентации в малом пространстве, Ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания). Типовые программы. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Развитие мимики и пантомимики

    Цель заключается в исследовании основных компонентов системы обучения мимики и пантомимики в школе и связей между ними Общая моторика (походка, осанка, наличие и характер навязчивых движений), мелкая моторика (состояние мышечного тонуса точность движения, их сила), объём и качество движений, готовность мимической мускулатуры (наличие мимических движений и их качество).

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 4
  • Социально-бытовая ориентировка детей с нарушениями зрения

    Технология и методика обучения социально-бытовой ориентировке слепых и слабовидящих. Обучения социально-бытовой ориентировке как учебному предмету в школах для детей с нарушениями зрения. Типовые программы. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Принципы обучение предмета. Требования к проведению урока в специальной школе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия

    Основные признаки объекта при зрительном восприятии. Значение зрительной системы в процессе зрительного восприятия. Типы сличения в процессе зрительного восприятия. Основные характерные свойства зрительного восприятия при нормальном зрении. Основные характерные свойства зрительного восприятия при остаточном зрении и слабовидении. Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 4
  • Болезни нервной системы

    Формировать знания и умения получить информацию о болезни и больных, у детей разного возраста и основные клинические признаки этих заболеваний в целом, формирование современных клинико-лабораторных и инструментальных методов обследование больного ребенка, сведений, полученных в интерпретаций, лечение на современном этапе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 8
    Кредитов - 8

Профессии

Результаты обучения

  • проектирует, реализует образовательный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, применяет общепедагогические и вариативные, специальные методы обучения, альтернативные системы коммуникации, подбирает и разрабатывает дидактические материалы с учетом образовательных потребностей обучающихся.
  • демонстрирует гражданско- мировоззренческую и профессиональную позицию и цифровую грамотность; обладает комбинаторностью в инновационном мышлении и умениями критического мышления; знает и применяет методы сбора и обработки результатов психолого-педагогических наблюдений, диагностики.
  • - проводит комплексную диагностику актуального уровня развития обучающихся, проектирует индивидуальные образовательные маршруты (программы), развивающую образовательную среду, обеспечивает психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями.
  • демонстрирует знание и понимание изучаемой предметной области,высокой социальной значимости и нормативно-правовых основ профессии актуальных проблем естественных и социально-гуманитарных наук
  • понимает социальную значимость профессии специального педагога, соблюдает принципы профессиональной этики, содействует утверждению в обществе принципов и ценностей инклюзивного образования.
  • владеет базовыми категориями и понятиями специальной педагогики и психологии, анализирует современные тенденции в развитии содержания, методов и организационных форм специального и инклюзивного образования
  • демонстрирует способности к профессиональной коммуникации на государственном, русском и иностранном языках; создает субъект-субъектные отношения и информационную связь на ценностно-смысловом уровне; владеет основами академического письма; придерживается принципов академической честности
  • планирует проведение исследования, применяет современные методы сбора, анализа и обработки научной информации, разрабатывает программы наблюдения, экспериментально –опытной работы, практические рекомендации по оптимизации методики обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, их изучению.
  • демонстрирует гражданско- мировоззренческую и профессиональную позицию и цифровую грамотность; обладает комбинаторностью в инновационном мышлении и умениями критического мышления;знает и применяет методы сбора и обработки результатов психолого-педагогических наблюдений, диагностики.
  • применяет методы и приемы организации педагогического взаимодействия с родителями и общественностью, привлечения семьи к образовательному процессу и педагогическому содействию в воспитании и образовании детей с особыми образовательными потребностями.
  • демонстрирует навыки обучения, лидерские качества, создает психолого-педагогическую импровизацию в предметной среде;способен прогнозировать результаты своей деятельности; владеет предпринимательскими навыками
  • применяет современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания особых образовательных потребностей обучающихся, проведения педагогического мониторинга освоения образовательных программ.
Top