Действующая образовательная программа

6B02202 Религиоведение в КарУ им. Букетова

Дисциплины

  • Религии древних цивилизаций

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний об истоках религии, рассмотрение идейных установок и методологических средств в религиозной традиции. Анализируются проблемы таких разделов как возникновение и развитие ранних религиозных форм, древнейшие культы и верования. Рассматривается проблема формирования монотеистических религиозных представлений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Буддизм

    Цель изучения дисциплины является формирование знаний об возникновении и особенностях развития буддизма как мировой религии. Изучаются такие разделы как социокультурные предпосылки возникновения буддизма, представления о страдании, четыре благородные истины, восьмеричный путь и медитативные практики. Рассматриваются исторические направления в развитии буддизма.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Мифология

    Дисциплина изучается с целью формирования знаний об истории мифологии и ее месте в современной культуре, многообразном мифологическом и эпическом наследии народов мира, закономерностях становления культуры на ее ранних этапах, роли мифологического наследия в искусстве. Рассматриваются мифологические сюжеты, различные типы мифов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История религии

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний о генезисе религии от ранних форм до мировых. Изучаются такие проблемы как возникновение религии, религиозного сознания, религиозной идеологии и религиозной психологии, специфики религиозно-культурной практики, проблема классификации религий. Рассматривается проблема места религии в современном обществе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 8
  • Экология и основы безопасности жизнедеятельности

    Дисциплина изучается с целью формирования у обучающихся знаний о рациональном использовании природных ресурсов, основах устойчивого развития, правовом регулировании безопасности жизнедеятельности, а также умений прогнозировать негативные воздействия и оценивать последствия чрезвычайных ситуаций. В рамках курса обучающиеся освоят системный подход к решению проблем, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением безопасности в повседневной жизни. Дисциплина позволит развить практические навыки охраны окружающей среды, которые можно применить в различных сферах жизнедеятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Дисциплина “Основы финансовой грамотности” изучается с целью формирования у обучающихся навыков управления финансами при принятии личных финансовых решений. В рамках курса обучающиеся освоят практические навыки использования различных финансовых инструментов, получат навыки по исчислению и уплате налогов и правильному заполнению налоговой отчетности,умения сохранять и приумножать накопления, планировать бюджет. Особое внимание будет уделено анализу финансовой информации и оценке финансовых продуктов для выбора оптимальной инвестиционной стратегии. Дисциплина позволит развить навыки, необходимые для оценки и эффективного применения современных финансовых технологий и способность распознавать финансовые мошенничества.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы права и предпринимательства

    Изучается с целью формирования знаний о государстве и праве, основных отраслях казахстанского права, антикоррупционной культуре, системе государственных органов в Казахстане. Рассматриваются вопросы о противодействии коррупции, ее различных проявлениях в государственных органах и сфере предпринимательства, организации предпринимательской деятельности в конкурентных условиях, оценки рисков, привлечении инвестиций, о методах экономической науки, о закономерностях рыночных отношений, об основах национальной экономики, экономического роста и стабильности в условиях национальной экономики, о принципах и ценностях инклюзии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Социальные детерминанты возникновения религии

    Изучается с целью формирования знаний о причинах становления религиозного мировоззрения, роли религии в жизни общества. Анализируются социальные идеи религиозного мировоззрения, история становления социальных идей мировых религий. Рассматриваются социальные последствия реализации доктрин современного буддизма, христианства, ислама, особенности их влияния на жизнь общества.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История свободомыслия

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний об основных направлениях свободомыслия и атеизма, представлений об исторических типах и формах свободомыслия. Анализируются проблемы свободы человека, научно-технического прогресса и формирования личности. Рассматриваются вопросы свободомыслия в современной культуре.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Культура мышления

    Цель изучения – формирование теоретических знаний о ценностях культуры мышления; представлений о способах организации мыслительной деятельности, как основы организации любого вида деятельности вообще. Особое внимание уделяется формированию навыков активизации мыследеятельности путем формирования рефлексивных способностей обучающихся на основе ЯСИ (языка схематических изображений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Арабский язык

    Изучается с целью формирования продуктивных (говорение/письмо), рецептивных (чтение/ слушание) компетенций, направленных на овладение арабским языком как средством общения и средством для осуществления различных профессиональных задач. Рассматриваются вопросы исторического развития арабского языка, особенности языка Корана, роль арабского языка в формировании ислама.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Наука и религия

    Целью изучения дисциплины является теоретический анализ соотношения науки и религии. Анализируются особенности научного и религиозного типа мировоззрения. Рассматриваются вопросы специфики знания и веры, различия и общности научной и религиозной истины в постижении мира, их целей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Философия религии

    Целью изучения дисциплины является получение знаний о предметной области философии религии и современных дискуссиях о предмете и методе философии религии. Анализируются проблемы разделов: история религии, феноменология религии, философия истории, культурология, этика, религиозная гносеология, язык религии. Рассматриваются вопросы места и роли религии в системе духовной культуры народов Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Священные тексты религий мира

    Целью изучения дисциплины является получение знаний об основных религиозных текстах, их роли и значении в истории религиозных учений. Изучаются священные тексты мировых и основных национальных религий, особенности их происхождения и формирования. Рассматриваются вопросы научного изучения данных текстов, их влияние на религиозное сознание и религиозную деятельность, на культуру, социальную и духовную жизнь людей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Логика

    Целью изучения является получение теоретических знаний и представлений о сущности истинности человеческого мышления. Особое внимание уделено изучению законов, форм мышления и правил, применяемых при этом. Приобретаемые навыки могут использоваться обучающимися в процессе обучения, и в их дальнейшей профессиональной деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Аналитические методы изучения религиозной ментальности

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний об аналитических методах исследования религиозной ментальности. Анализируются такие методы изучения религии как социографический, психоаналитический, сравнительный, функциональный, социологический, феноменологический и идеографический. Рассматриваются современные тенденции научного анализа и прогнозирования религиозных процессов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Религиозный символизм

    Дисциплина изучается с целью формирования знаний о религиозном символе как духовном феномене и его роли в формировании мировоззрения. Характеризуются этапы эволюции символов, факторы, способствующие их своевременному изменению. Раскрываются сакральная характеристика символов, специфика символизма в различных религиозных учениях и мировых религиях.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Эстетика и религиозное искусство

    Целью изучения является формирование знаний об эстетике как науке, эстетических идеях в религиозных системах прошлого и настоящего. Прививается умение различать искусство сакральное и светское, анализировать особенности различных видов искусства. Рассматривается структура эстетического сознания, закономерности формирования знаков, символов, образующих смысловое поле религии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Феноменология религии

    Целью изучения дисциплины является получение знаний о значении одной из основных религиоведческих дисциплин, возможностях научного исследования религиозных феноменов, методике критического анализа феноменологических концепций. Анализируются проблемы разделов: религиоведение, история религии, философия религии, феноменология, герменевтика. Рассматриваются вопросы компаративистского анализа религиозных феноменов и религиозных систем, феноменология ислама.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Социология религии

    Формировать основные идеи возникновения социологии религии. Изучить религию как коммуникативную систему. Рассмотреть социологию религии в системе социологического знания, ее отношения с другими социологическими дисциплинами, с общей теорией социологии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Корановедение

    Дисциплина дает знания о существовании Корана в качестве священного текста религии ислам и выдающегося произведения мировой культуры. Анализируется культурно-исторический контекст появления текста Корана, особенности интерпретации его содержания в богословской и научной традиции. Рассматриваются вопросы языка, стиля, композиции коранических текстов, роли и значения Корана в религиозной, социальной и культурной жизни исламского мира.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Религиозная антропология

    Целью изучения является формирование знаний об особенностях антропологических идей в религиях мира. Рассматриваются типы религиозных антропологических учений, проблема антроподицеи, специфика понимания проблемы человека в христианстве, исламе, иудаизме. Анализируются современные религиозно-философские антропологические идеи, проблема нового «религиозного универсализма».

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Мораль и религия

    Целью изучения курса является формирование представления о морали и религии как разных, но равнозначных способов осмысления проблемы смысла жизни, уважительного отношения к религиозным и нравственным ценностям. Анализируются варианты соотношения морали и религии в истории религиозной и философской мысли.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Политика и религия

    Целью изучения дисциплины является получение знаний о значении религиозного фактора в историческом ракурсе, генезисе секулярного общества, религиозном факторе в современном политическом процессе. Анализируются проблемы разделов: история религии, философия религии, философия права, философия политики, культурология, этика. Рассматриваются вопросы государственной политики РК в религиозной сфере.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • История христианства

    Цель изучения дисциплины - формирование знаний о предпосылках возникновения христианства и его развития как мировой религии. Рассматриваются доктринальные отличия трех ветвей христианства, исторические этапы взаимоотношений христианства и государства, функционирование в современных светских государствах, взаимоотношения с другими религиями в современном Казахстане.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Христианская теология

    Целью изучения курса является получение знаний о христианской теологии как историческом феномене интеллектуальной религиозной культуры. В содержание дисциплины входят вопросы определения предмета христианской теологии, выяснение места, структуры и функций христианской теологии, мировоззренческая основа христианской теологии в ее историческом развитии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Проблема интерпретации библейских текстов

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний об основных направлениях экзегетики и богословской герменевтики. Анализируются проблемы таких разделов как происхождение Библии и ее значение для понимания сущности христианства. Рассматриваются вопросы содержания, структуры, основных разделов Библии, ее онтологические, ревеляционные и креационистские основы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Культурная антропология

    Курс предназначен освоить различные исследовательские кейсы из отечественной и зарубежной практики для демонстрации меняющихся эпистемологических запросов. Сформировать знания и навыки в сфере изучения специфики культуры с точки зрения антропологии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психология религии

    Изучается с целью формирования представлений о религиозной личности, о социально-психологической природе феномена веры; особенностях религиозных культов, формировании личности верующего. Рассматриваются вопросы влияния веры на поведенческий, познавательный и эмоциональный уровень самосознания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История религиозных культов и обрядов

    Цель дисциплины: изучение истории религиозных культов и обрядов как специфического проявления религиозного сознания и религиозной деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Культура толерантности

    Цель изучения курса - формирование мышления открытого типа, пробуждение интереса к диалогу разных мировоззрений и политических предпочтений, устранение предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества. Анализируются принципы и концепции толерантности, казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Религиозная философия

    Дисциплина изучается с целью получения знаний о предмете религиозной философии и основных направлениях ее развития. Рассматриваются вопросы религиозной философии Древнего Востока, Античности, Арабо-мусульманского мира эпохи средневековья, Западной Европы Нового времени, XIX и ХХ веков. Анализируются особенности конфессионального и вне конфессионального религиозно-философского дискурса.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Исламская теология

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний о генезисе и особенностях становления исламской теологии, влиянии арабской фальсафы на ее развитие. Рассматриваются идейная основа и главные направления исламской теологии, политические и правовые школы в исламе, генезис и роль суфизма в исламской культуре.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теория массовой культуры

    Целью изучения дисциплины является знакомство с теорией массовой культуры. Анализируется процесс становления и развития массового общества, массовой культуры, их характерные черты. Изучаются известные философско-культурологические концепции массового общества, основные направления исследования, жанры. Рассматриваются вопросы общедоступности феноменов массовой культуры, виды и формы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История ислама

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний об истории развития исламской религии. Анализируются такие разделы как культурно-исторические предпосылки возникновения ислама, история становления исламского вероучения, исторические этапы существования арабского халифата и государств мусульманского мира. Рассматривается роль ислама в современном мире и Казахстане.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Социальная конфликтология

    Дисциплина изучается с целью углубление теоретических знаний о противоречивости общественного развития. Формируются представления о месте, роли и функциях различного рода конфликтов. Обучение сопровождается приобретением обучающимися навыков оказания влияния на любом из уровней проявления конфликтов, вплоть до их полного разрешения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Проблема Бога в философии

    Изучается с целью формирования представлений и систематизации философско-религиозного знания основных богословских концепций понимания божества. Выявляются связи и особенности теологии, философии религии и философско-религиозной антропологии в раскрытии проблемы Бога в современной духовной культуре и новых философских течениях и актуальных богословских концепциях.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Эволюция религии в современном мире

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний об эволюции религии в современном мире, представлений об особенностях культурной эволюции и места религии в ней. Анализируются проблемы эволюционных и революционных процессов в религиозной сфере. Рассматриваются вопросы плюрализма как противоположности монополии религии.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Религии Казахстана

    Целью изучения является формирование знаний о религиях и религиозной ситуации в Казахстане. Рассматриваются ранние религиозные представления, особенности появления и закрепления мировых религий на территории Казахстана, традиционные и нетрадиционные религии в современном Казахстане. Анализируется законодательная база деятельности религиозных организаций.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Научные основы и методика преподавания религиоведения

    Целью изучения является формирование знаний об особенностях и методике преподавания дисциплины. Рассматриваются актуальные вопросы образования, организации учебного процесса, содержание методов, средств, форм обучения и воспитания в процессе преподавания дисциплины, приобщения обучающихся к изучению оригинальных текстов, к исследованию проблемных ситуаций в религиозной сфере.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История мировой культуры

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний о мировой культуре как совокупности достижений человечества в материальной и духовной сфере. Раскрываются основные исторические эпохи в развитии мировой культуры и их содержание, определяется дискуссионный характер сложнейших вопросов происхождения и развития мировой культуры.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Государственное законодательство о религии

    Дисциплина изучается с целью формирования знаний об особенностях государственного регулирования сферы религиозных отношений в Республике Казахстан. В результате изучения дисциплины будет получено представление о правовых основах деятельности религиозных организаций. Рассматриваются вопросы формирования правовой культуры населения в основных законодательных документах Казахстана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История казахской культуры

    Дисциплина изучается с целью формирования знаний об истоках и особенностях казахской культуры, ее традициях и инновациях в процессе исторического развития. Раскрывается современное состояние и определяется место казахской культуры в мировой культуре. Формируются навыки анализа закономерностей становления и развития этнокультур.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Религиозные и культовые объекты Казахстана

    Цель курса: всестороннее изучение значения религиозных и культовых объектов в культуре современного Казахстана. Исследование истории происхождения религиозных и культовых объектов на территории Казахстана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Профилактика религиозного экстремизма

    Целью изучения дисциплины является формирование знаний о феномене религиозного экстремизма как сложного социально-культурного явления. Курс направлен на раскрытие природы, сущности, форм и видов проявления религиозного экстремизма, научных методов профилактики религиозного экстремизма. Рассматриваются мировой и отечественный опыт по противодействию религиозному экстремизму.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Профессиональный казахский язык

    Изучается с целью формирования культуры профессиональной коммуникации обучающегося, навыков употребления терминологии, умения письма и составления документов в профессиональной сфере в соответствии со стандартами и нормами, совершенствования словарного запаса по специальности, коммуникативных компетенций по расширению и развитию социально-коммуникативной функции государственного языка.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современная религиозная ситуация в Казахстане

    Изучается с целью формирования представлений о типологии религиозных течений, организаций, объединений в современном Казахстане. Анализируются проблемы таких разделов как религиозные институты и их роль в современных общественных процессах, противодействие религиозному радикализму и экстремизму, содействию толерантности, государственная политика в религиозной сфере.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы научных исследований

    Изучается с целью развития навыков научно-исследовательской деятельности и готовности студентов к проведению научно-исследовательских работ. В рамках курса рассматриваются место науки в системе общественных отношений, методы и уровни научного познания, основные этапы реализации научного исследования.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Искусственный интеллект в религиоведческих исследованиях

    Цель курса – изучение природы и сущности искусственного интеллекта и анализ возможных форм и способов его применения в религиоведческих исследованиях. Рассматриваются вопросы методологии применения искусственного интеллекта в современных научных исследованиях, специфики современных религиоведческих исследований в контексте информационных технологий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Применяет знания социально гуманитарного характера для демонстрации активной гражданской позиции в сфере правовой, финансовой, экологической грамотности. Понимает принципы и ценности инклюзии,а также факты, способствующие формированию антикоррупционной культуры, эффективной предпринимательской деятельности, финансовой и экологической безопасности в казахстанском обществе.
  • Осуществляет сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; утверждает в своей профессиональной деятельности собственную гражданскую позицию на приоритетах конкурентоспособности, прагматизма, взаимопонимания, толерантности демократических и инклюзивных ценностей современного общества. Понимает значение принципов и культуры академической честности.
  • Владеет знаниями об основных сферах социально-экономической деятельности, способствующих правовому регулирования безопасности жизнедеятельности общества, умению обеспечивать личную финансовую безопасность, прогнозированию тенденций взаимоотношения общества и природы.
  • Владеет коммуникативными навыками, умеет работать в команде, развивает социальный и эмоциональный интеллект; оценивает и корректирует свое поведение в ситуации общения, на основе знаний приемов коммуникаций, с уважением к разнообразию и принципам инклюзии. Умеет свободно, доступно и убедительно коммуницировать в вербальной и невербальной форме на трех языках для решения задач профессиональной деятельности, учитывая культурные и индивидуальные особенности собеседников. Владеет приемами объективной интерпретации и критической оценки с позиции межкультурного диалога.
  • Знает особенности ИКТ в развитии общества, аппаратное и программное обеспечение ПК, сетевые, мультимедийные и интернет-технологии, основные Smart и Е-технологии и владеет навыками использования ИКТ в различных видах деятельности. Владеет навыками применения ИИ в религиоведческих исследованиях.
  • Демонстрирует информационную грамотность, умение работать с новыми информационно-коммуникационными технологиями, анализирует роль цифровых технологий в изучении истории религии, религиозной деятельности, религиозного сознания, использует возможности ИИ в процессе религиоведческого анализа и формулирует соответствующие религиоведческие концепции.
  • Демонстрирует базовые знания об основных концепциях мирового и казахстанского религиоведения, основных этапах и формах развития религиоведческого знания, месте религии в системе культуры, ее функций в обществе.
  • Демонстрирует базовые знания об особенностях религии как социального института, ее взаимосвязи с различными сферами общественной жизни, специфике государственно-конфессиональных отношений и умеет проводить самостоятельные исследования социальных факторов, влияющих на религиозную деятельность в Казахстане.
  • Проводит теоретические и прикладные исследования, разрабатывает экспертные заключения направленные на предотвращение конфликтов на религиозной основе, дальнейшее совершенствование казахстанской модели межконфессионального согласия и религиозной толерантности.
  • Демонстрирует профессиональные знания об основных направлениях религиозной философии, социально-исторических и социокультурных условиях формирования религиоведческого образования и понимание специфики профессиональных знаний в области научных основ и методики преподавания религиоведения, государственного законодательства в сфере религии, способах профилактики религиозного экстремизма.
  • Применяет профессиональные знания для распространения в обществе научных представлений о религии, формирования социальной ответственности человека по отношению к своим религиозным взглядам, обоснования значения религиоведческого знания в реализации эффективной государственной политики в сфере противодействия религиозному экстремизму.
  • Применяет теоретические и практические знания для решения учебно-практических и профессиональных задач в изучаемой области. Использует методологию научного подхода в сфере религиозных отношений и религиозной деятельности, навыки рационального ведения дискуссий в обсуждении проблем религии с представителями научного сообщества, религиозных конфессий, различных социальных групп населения.
  • Демонстрирует профессиональные знания социально-исторических и социокультурных условий формирования и развития традиционных и нетрадиционных религий, умеет анализировать и прогнозировать основные тенденции развития религии в современном мире.
  • Разрабатывает рекомендации, необходимые для непосредственного взаимодействия с участниками религиозных отношений и религиозной деятельности по формированию культуры толерантности, созданию условий межконфессионального диалога и духовного согласия в казахстанском обществе.
  • Применяет профессиональные знания о характере современных религиозных процессов, закономерностях изменений в вероучениях, теологии, религиозной деятельности для конструктивного взаимодействия с представителями различных религиозных взглядов, организации диалога между представителями религиозного и нерелигиозного мировоззрений.
Top