7M03117 Клиническая психология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных специалистов-психологов в области клинической психологии, способных реализовать профессиональную и научно-исследовательскую деятельность в клинико-диагностических, консультативных, психокоррекционных, лечебно-профилактических, реабилитационных, научно-исследовательских, образовательных организациях.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M066 Психология
-
Область образования 7M03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 7M031 Социальные науки
Дисциплины
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: сформировать навыки языковой, коммуникативной квалификации для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии со стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в области межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных технологии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Компьютерное моделирование социального поведения
Цель: сформировать способности понимать, применять компьютерное моделирование при анализе социального поведения, важные аспекты моделей в психологии; четкое понимание компьютерного моделирования социального поведения. Раскрываются компьютерные модели, обеспечивающие точный формализм социальных процессов; особенности моделирования социального поведения, прогнозирование поведения системы, виртуальные комбинации внутренних и внешних параметров поведения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные методы статистики в психологии
Цель: способствовать формированию компетентности анализа результатов исследования статистическими методами и владения разнообразием методического арсенала статистической науки. Изучаются: основные этапы и направления развития статистики как науки; правила, методы и приемы статистического анализа информации, валидные способы количественной и качественной обработки данных, особенности автоматического применения стандартных формул.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований
Цель: формирование компетенций по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований. Курс направлен на освоение методологии и методики научных исследований, поиск, накопление и обработку научной информации, а также формирование умений проводить, обрабатывать и оформлять результаты экспериментальных исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теоретико-методологические основы психологии
Цель: сформировать способность понимать, критически анализировать и применять профессиональные методологические знания, методы исследования, понимать исследовательские проблемы, разрешить методологические дилеммы в современной психологии. Дисциплина позволяет познать категориальный строй, объяснительные принципы и подходы, ключевые проблемы и специфику самого психологического познания; учит применять универсальные критерии для оценки качества психологической теории.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История, состояние и тенденции развития современной психологии
Цель: формирование компетенций для освоения теоретических и практических основ развития психологической мысли. Раскрываются качественные изменения в развитии психологических идей, история возникновения того или иного психологического понятия, общие и отличительные черты в развитии психологии в разные эпохи, различные научные концепции и теории, достижения прошлого и современной психологической мысли.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель курса: сформировать системные знания о фундаментальных понятиях психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения аспектов области управления в процессе профессионального становления. Рассматриваются основные исследования психологии управления, личности в управленческих взаимодействиях, управления поведением личности, расширенных представлений об отношении к ценностям, психология управления групповыми явлениями.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организационно-этические аспекты психологической деятельности
Цель дисциплины: формирование системного понимания этических и организационных аспектов работы психолога и психологической службы. В курсе рассмотрены этические дилеммы и способы их разрешения, оценка рисков и управления ими в области отношений «психолог-клиент», работа с особыми группами, взаимоотношения психолога с коллегами и работодателями. Изучаются супервизия, управленческие и другие организационные вопросы профессиональной деятельности психолога.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психологическая оценка нарушений личности и поведения
Цель: формирование навыков и умений проводить психологическую диагностику нарушений при различной патологии, понимания роли психологического фактора в структуре психических и соматических нарушений. В курсе рассматриваются методы, технологии и процедуры психологической диагностики и оценки нарушений психической деятельности с учетом нозологии, социально-психологических и других характеристик пациентов/клиентов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Патопсихология и патопсихологическая диагностика
Цель: формирование системных знаний и представлений о нарушениях и распаде личности и поведения при различных психических и соматических заболеваниях. При изучении дисциплины магистранты будут рассматривать этиологию психических нарушений, патопсихологические характеристики основных психоневрологических нозологий согласно действующей Международной классификации болезней, особенности нарушений познавательной сферы, личности и поведения у детей и взрослых, нарушения сознания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель курса: формирование представления о современной философии науки как системы научного особого типа знаний, включающего основные мировоззренческие и методологические пробле-мы в их естественно-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основа-ния науки, функции науки, исключения и становления науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в задней части Возрождения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Педагогика высшей школы
Цель курса: сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мега-тенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Исследовательские методы и эксперимент в психологии
Цель: сформировать способность понимать роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования. Раскрываются методологические основания психологического исследования, классификация и характеристика эмпирических методов, процедура и организация психологического эксперимента
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теоретико-методологические аспекты физиологии высшей нервной деятельности
Цель: формирование системного понимания закономерностей деятельности нервной системы как основы психической деятельности, а также взаимосвязи нарушений работы мозга с нарушениями в психической деятельности. При изучении дисциплины магистранты будут изучать понятия физиологии высшей нервной деятельности в норме и при нарушениях психической деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методология и методы психологической экспертизы
Цель: формирование представлений о психологической экспертизе как виде психологической практики, понимание ее специфики и места среди других видов психологической деятельности, развитие навыков проведения различных видов психологической экспертизы. В курсе рассматриваются методология, принципы и процедуры проведения различных видов психологической экспертизы, а также методы и технологии в рамках медико-социальной, военно-врачебной, медико-педагогической, судебно-психологической экспертизы.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Детская патопсихология
Цель: формирование компетенций, необходимых для психологической диагностики, психокоррекции и консультирования пациентов детского и подросткового возраста, имеющих нарушения психического здоровья. В курсе рассматриваются факторы, влияющие на психическое развитие детей, виды и формы нарушений психического развития и отклоняющегося поведения, методы психологической профилактики, диагностики и коррекции, используемые в работе с детьми и подростками.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Превенция и интервенция аддикций
Цель: формирование системного понимания различных видов зависимого поведения, вопросов профилактики, диагностики и психологического вмешательства при аддикциях у клиентов/пациентов. В курсе рассматриваются современные методы психологической диагностики, профилактики, интервенции, реабилитации зависимого поведения. Особое внимание уделяется работе с химическими, нехимическими и пищевыми зависимостями в молодом возрасте.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Суицидология и кризисная психотерапия
Цель: формирование способности и готовности выполнять профессиональные задачи в области консультативной и психотерапевтической, психолого-просветительской деятельности, направленной на лиц с суицидальным поведением и кризисным состоянием. Дисциплина знакомит со спецификой оказания соответствующей психологической помощи; ориентирует на учет физиологических, психологических и поведенческих индикаторов суицидального риска и кризисных состояний личности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Современные методы консультирования и психотерапии
Цель: сформировать системное представление о современных парадигмах консультирования и психотерапии применительно к работе психолога в клинических условиях, а также навыки психологической работы с пациентами/клиентами. Дисциплина интегрирует изучение теории, методологии и практики консультирования и психотерапии в рамках различных психологических школ и направлений; ориентирует на создание необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Групповая психотерапия
Цель: формирование системного видения роли и места групповой психотерапии в системе психологической помощи, развитие навыков проведения психологической работы в групповом формате с различными категориями клиентов/пациентов. В курсе рассматриваются возможности и ограничения групповой психотерапии, групповая динамика, методы и процедуры современных направлений групповой психотерапии. Также рассматриваются особенности групповой работы с пациентами при различных нозологиях.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Семейная психотерапия
Цель: формирование понимания места и роли семейной психотерапии в структуре психологической помощи клиенту/пациенту. При изучении дисциплины рассматриваются психологические методы профилактики, оценки, интервенции при различных психических нарушениях (детско-родительские, супружеские, сиблинговые отношения) на основе соблюдения этических норм и принципов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Нейропсихология и психосоматика: теория, методология, диагностика и практика
Цель: формирование системных представлений о нейрофизиологических механизмах и психосоматических основах психической деятельности в норме и при различных заболеваниях. В курсе будут изучаться теоретические и прикладные аспекты механизмов психической деятельности, психологическое сопровождение пациентов на примере изучения нарушений психической деятельности у больных с локальными поражениями головного мозга, психосоматическими, соматопсихическими нарушениями
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Демонстрировать продвинутые концептуальные знания и глубокое, критическое понимание отечественных и зарубежных классических и современных теоретико-методологических, прикладных, отраслевых подходов для осуществления профессиональной деятельности психолога в области здравоохранения.
- Интегрировать лучший мировой опыт в области клинической психологии на основе теоретико-эмпирического анализа информации в свою работу.
- Применять методологию и методы нейропсихологии, патопсихологии и психосоматики, клинико-психологической интервенции различных психотерапевтических школ и направлений для решения различных задач на основе соблюдения этических норм и принципов.
- Составлять дизайн и программу психологического исследования в области клинической психологии с применением теоретических и эмпирических методов на этапах изучения состояния проблемы, сбора данных, качественного и статистического анализа, формулирования выводов.
- Проводить психологическую диагностику и оценку с учетом комплекса нозологических, социально-демографических, этнокультуральных, индивидуально-психологических и других характеристик клиента/пациента.
- Осуществлять психологическое консультирование и психологическую коррекцию пациентов/клиентов в индивидуальном и групповом формате в связи с задачами лечения, реабилитации и развития клиентов/пациентов; анализировать их результаты.
- Разрабатывать программы по психологической профилактике и психологическому просвещению населения с учетом актуальных задач сферы здравоохранения.
- Применять, оценивая системно, методы и методики клинико-психологического исследования при проведении различного вида психологических экспертиз.
- Решать самостоятельно и в команде организационные вопросы профессиональной деятельности психолога и психологической службы в организациях здравоохранения.
- Реализовывать и анализировать оптимальные стратегии и содержание обучения, методической и воспитательной работы с обучающимися, способствуя их успешной социализации.
- Разрабатывать различные виды профессиональной документации для сопровождения профессиональной психологической работы, научной и педагогической деятельности.
- Выстраивать эффективное профессиональное общение в составе профессиональных команд, основываясь на знании нормативно-правовой базы, языков, философско-психологических принципов взаимодействия, управления, толерантности и поддержки; кратко и четко излагать проблемы и оригинальные пути решения в профессиональной и исследовательской деятельности.