Действующая образовательная программа

6B05204 Метеорология в КазНУ им. аль-Фараби

Дисциплины

  • Физическая метеорология I

    Цель дисциплины сформировать способность описывать состав атмосферного воздуха и строение атмосферы; процессы излучения и радиационного переноса в атмосфере; тепловой режим почвы и водоемов. Дисциплина направлена на изучение: физических свойств атмосферы; основ статики атмосферы; процессов преобразования солнечной радиации; радиационный баланс; теплофизических свойств почвы и водоемов, процессы их нагревания и охлаждения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Физика облаков и осадков

    Цель дисциплины сформировать способность описывать процессы фазовых преобразований воды в атмосфере, понимания физических процессов образования облаков и осадков. Дисциплина направлена на изучение: фазовых переходов воды в атмосфере; морфологической и генетической классификации облаков; физических процессов образования облаков, их строение и структуру; эволюции облаков; процессов укрупнения облачных элементов и образование осадков.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Физика

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и применять фундаментальные законы, теории классической и современной физики. Дисциплина направлена на изучение: элементов кинематики; механики; кинетической и потенциальной энергии; молекулярной физики; термодинамики; физики колебаний и волн; квантовой физики и физики атома; физики твердого тела; природы электрического тока; магнитного поля; взаимосвязь электрического и магнитного полей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Дифференциальные уравнения

    Цель дисциплины формирование базовых понятий теории дифференциальных уравнений и освоение основных приемов решения практических задач. Дисциплина направлена на изучение основных понятия и задач теории дифференциальных уравнений; способность решать уравнения с частными производными первого порядка; решать дифференциальные уравнения первого порядка, разрешенные относительно производной.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Загрязнение и охрана атмосферы

    Цель дисциплины сформировать способность описывать комплекс мероприятий для целей управления качеством воздушной среды. Дисциплина направлена на изучение: общих закономерностей переноса и рассеивания примесей в атмосфере; комплекса практических мероприятий и рекомендаций, направленных на сохранение климатических ресурсов и качество атмосферного воздуха; контроля и управление качеством атмосферного воздуха.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Метеорологические основы охраны окружающей среды

    Цель дисциплины сформировать способность описывать комплекс практических мероприятий и рекомендаций, направленных на защиту окружающей среды. Дисциплина направлена на изучение: международного и регионального опыта системы мониторинга и управления данными качества атмосферного воздуха, а также экологического состояния воздушной среды; потепления климата и загрязнение атмосферного воздуха; регулирования выбросов и предотвращение загрязнения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Синоптическая метеорология I

    Цель дисциплины сформировать способность получать и представлять метеорологическую информацию; использовать основные средства синоптического анализа. Дисциплина направлена на изучение: способов получения и представления метеорологической информации; характеристик основных средств синоптического анализа; поля основных метеорологических величин и их характеристика; обработки и анализа синоптических карт; физических закономерностей развития процессов в атмосфере.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Аэрология

    Цель дисциплины сформировать способность описывать современные и перспективные методы зондирования атмосферы. Дисциплина направлена на изучение: структуры и назначения основных систем зондирования атмосферы; физических принципов, положенных в основу современных систем и методов зондирования; основ физики свободной атмосферы, современных методах ее исследования; радиолокационных и радиотехнических устройств; обработки и анализе данных метеорологического радара.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Динамическая метеорология I

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать теоретические положения векторного анализа и теории поля. Дисциплина направлена на изучение: теоретических положений векторного анализа и теории поля; классификации сил, действующих в атмосфере; основных факторов, обусловливающих изменение во времени и пространстве основных метеорологических величин на основе методов решения системы уравнений гидротермодинамики.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Синоптическая метеорология II

    Цель дисциплины сформировать способность применять методы прогноза и анализа текущей погоды с использованием информационной системы ГИС-Метео; вырабатывать навыки самостоятельного составления оперативных прогнозов погоды. Дисциплина направлена на изучение: физических закономерностей развития процессов в атмосфере; классификации атмосферных фронтов, использование методов фронтологического анализа; приемов составления краткосрочных прогнозов погоды; факторов изменения цикло-антициклогенеза.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Динамическая метеорология II

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать атмосферные процессы, подчиняющихся законам физики и механики. Дисциплина направлена на изучение: основных уравнений динамики турбулентной атмосферы; динамики свободной атмосферы; волн Россби в зональном потоке; центров действия атмосферы; взаимодействия планетарного пограничного слоя со свободной атмосферой; физических принципов численного прогноза; численных моделей общей циркуляции атмосферы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Прогнозы погоды для авиации

    Цель дисциплины сформировать способность составлять прогнозы, наиболее важных для авиации метеорологических величин и явлений погоды. Дисциплина направлена на изучение: авиационных кодов; видов авиационных прогнозов; расчетных методов прогноза опасных явлений погоды для авиации; прогноз ветра у земли и на высотах; прогноза низкой облачности и туманов; прогноза конвективных явлений.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Долгосрочные метеорологические прогнозы (Курсовая работа)

    Цель дисциплины сформировать способность к составлению долгосрочных метеорологических прогнозов на разные сроки. Дисциплина направлена на изучение: научных основ долгосрочных метеорологических прогнозов, физических закономерностей длительных изменений погоды; закономерностей общей циркуляции атмосферы, используемых в долгосрочных прогнозах; основных методов и технологий составления долгосрочных метеорологических прогнозов, определять их эффективность и оправдываемость.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Авиационная метеорология

    Цель дисциплины сформировать способность к организации управления воздушным движением. Дисциплина направлена на изучение: теоретических основ аэродинамики и влияние метеорологических условий на характеристики воздушного судна на различных высотах и в различных географических районах; влияние метеорологических элементов и явлений погоды на деятельность авиации; метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • ON1. описывать основные закономерности функционирования и развития природы и общества на основе знаний основных положений, законов и методов естественных наук, физики и математики; объяснять и интерпретировать природу основных физических процессов, протекающих в атмосфере
  • ON2. организовывать, эффективно производить и передавать все виды метеорологических измерений и наблюдений используя цифровые технологии, профессиональную терминологию, коды и нормативные документы
  • ON3. создавать рациональную метеорологическую сеть наблюдений; собирать необходимую гидрометеорологическую информацию и производить ее анализ; организовывать специальные метеорологические наблюдения; применять на практике различные способы представления метеоинформации
  • ON4. объяснять и описывать физические процессы образования облаков и осадков; систематизировать их по морфологическим и генетическим признакам образования; объяснять природу возникновения различных оптических и электрических явлений в атмосфере
  • ON5. применять современные и перспективные методы зондирования атмосферы для получения качественной и репрезентативной аэрологической, радиометеорологической и спутниковой информации используемой при составлении прогнозов погоды
  • ON6. проводить обработку и анализ карт погоды, карт барической топографии, аэрологических диаграмм; выявлять особенности развития атмосферных процессов и погодных условий для составления прогноза погоды
  • ON7. работать с моделями общей и мезомасштабной циркуляцией атмосферы и интерпретировать их результаты для прогнозов погоды
  • ON8. составлять прогнозы погоды различной заблаговременности, специализированные метеорологические прогнозы, предупреждения о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений и доведение их до потребителя
  • ON9. оценивать гидрометеорологические явления, опасные для различных отраслей экономики, объяснять причины их возникновения и составлять прогноз
  • ON10. рассчитывать основные характеристики климата; диагностировать и анализировать тенденции изменения климата; составлять ежегодный обзор климатических условий; предлагать национальный продукт мониторинга климата с использованием программного обеспечения ВМО
  • ON11. оценивать метеорологические факторы, влияющие на состояние окружающей среды и применять на практике разработанные рекомендации по их учету в целях охраны воздушного бассейна; организовывать мониторинг состояния атмосферы в реальном времени, в том числе с использованием радиолокационных и спутниковых наблюдений
  • ON12. составлять аналитический обзор современного состояния и тенденций развития метеорологии; осуществлять деятельность в правовой, экологической и предпринимательской сфере с соблюдением норм республиканского и международного законодательства; представлять результаты научных исследований с учетом личностных целей, мотивов и дальнейшего профессионального роста; работать в команде
  • ON13. осуществлять межличностную коммуникацию, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Top