Действующая образовательная программа

7M08101 Агрономия в КУ им. Ш. Уалиханова

  • Цель образовательной программы Подготовка научно-педагогических кадров умеющих разрабатывать современные инновационные технологии в научной сфере в области агрономии, развитие личностных, общекультурных и профессиональных компетенций, совершенствование навыков их реализации в научно-исследовательской деятельности в современных условиях экономического и научно-технического развития Республики Казахстан.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M131 Растениеводство
  • Направление подготовки 7M081 Агрономия

Дисциплины

  • Адаптация растений к стрессам

    Адаптация растений к стрессам изучает, как растения выживают и процветают в неблагоприятных условиях окружающей среды. Она включает физиологические, биохимические и молекулярные механизмы, которые помогают растениям преодолевать абиотические (например, засуха, холод, засоление) и биотические (например, патогены, вредители) стрессы. Растения могут адаптироваться к стрессам, изменяя свою морфологию, регулируя водный баланс, активируя антиоксидантные системы и сигнальные пути, а также используя осмопротекторы. Экологическая пластичность и эволюционные стратегии также играют важную роль в адаптации растений к стрессам.Понимание этих механизмов помогает улучшать сельскохозяйственные культуры, обеспечивать продовольственную безопасность и сохранять биоразнообразие.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель курса: Развитие навыков устной и письменной речи, необходимых для профессиональной сферы деятельности, навыков применения языкового материала во всех видах коммуникативно-речевой деятельности. При прохождении курса магистранты расширяют профессиональный словарный запас, учатся работать с различными электронными словарями и справочниками. В процессе обучения применяются коммуникативный, интерактивный методы и информационные технологии, индивидуальные и групповые формы работы, включая исследовательскую проектную деятельность в области изучаемого иностранного языка. Материалы и источники подбираются с учетом специфики образовательной программы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Педагогика высшей школы

    Цель курса – формирование основ педагогической культуры преподавателя высшей школы, его научно-педагогических и практико-ориентированных компетенций для осуществления инновационной, профессионально-педагогической деятельности в системе образования. Задачи - на основе теоретических знаний подготовить будущего преподавателя к творческому решению профессиональных задач; сформировать навыки педагогического анализа, выбора методов планирования и организации учебно-воспитательного процесса; сформировать культуру педагогического общения. Методы: активные методы обучения, проектная работа, кейс-стади.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Исследовательская культура и научная этика

    Цель курса: Формирование базовых знаний и умений поиска необходимой научной литературы по теме исследования, их практического использования в научно-педагогической деятельности. Содержание: Понятия методологии и методики научного исследования. Принципы этики научного исследования. Научная добросовестность исследователя и проблема плагиата. Принципы и культура научного цитирования. Нормы и механизм этики исследования. Международно-признанные стандарты этического регулирования исследовательской деятельности. Активные методы обучения: ризома-метод, метод проектов, кейс-стади. В результате освоения дисциплины магистрант будет знать основные научные этические принципы и то как они применяются в педагогической и исследовательской деятельности; сможет применять этические принципы при планировании и проведении научно-исследовательской деятельности; сможет идентифицировать этическую дилемму и предложить аргументированное решение по ее разрешению; будет знать последствия неэтического поведения; будет уметь составлять информированное согласие для своего исследования; будет знать требования выдвигаемые научными рецензированными журналами к соблюдению этического стандарта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Управление и принятие решений в точном сельском хозяйстве

    Общие представления о системе позиционирования, мониторинга урожайности, агрохимическом обследовании с использованием ГИС технологий, применяемых приборах и оборудовании, как основных элементах точного земледелия. Результаты обучения: представление о технологиях точного земледелия; технологии позволяющие снизить затраты и минимизировать воздействие на окружающую среду; электронные карты полей; системы глобального позиционирования; GPS – оборудования; регулирование продукционного процесса растений по микро периодам органогенеза с использованием самонастраивающихся автоматизированных средств на основе электронных систем управления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теоретические основы растениеводства

    Теоретические основы растениеводства -как наука направлена на совершенствование технологии возделывания с/х культур с учетом науко емкости, закальности, энергоемкости создания экологической чистой продукции. Формирование представлений, знаний, умений в области изучения производства продукции растениеводства, которое направлено на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций: выполнять необходимые для составления экономических разделов планы расчетов, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами; собирать, анализировать и обрабатывать данные, необходимые для решения поставленных экономических задач; оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений; владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций; участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель курса: История и философия науки представляет собой в ведение в общую проблематику философии науки, рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Дисциплина ориентирована на анализ мировоззренческих и методологических проблем. Освоение курса «История и философия науки» в дальнейшем способствует успешному освоению конкретных научно-теоретических дисциплин, согласно профилю обучения магистрантов. Цель и задачи дисциплины состоит в том, чтобы дать знания по истории науки и ее философско-методологическим проблемам. Задачи курса: знать понимание предмета и основных концепции современной философии науки; владеть возникновение науки и основные стадии её эволюции; уметь раскрытие структуры научного знания, научные традиции и научные революции, особенности современного этапа развития науки. Быть компетентными в философских проблемах естественных и технических наук.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Теоретические основы современного семеноведения и семеноводство культур

    Семеноводство – специальная отрасль сельскохозяйственного производства. Теоретические основы семеноводства. Массовое плановое и правильно организованное размножение сортов с.-х. культур как основа семеноводства. Производство семян на промышленной основе. Технология производства высококачественных семян. Селекция и семеноводство и процесс выведения, улучшения и размножения сортов для производства. Размножение высококачественных сортовых семян до необходимого количества и сохранение их сортовых и урожайных качеств. Улучшение сорта в процессе семеноводческой работы. Сортосмена. Сортообновление. Организация семеноводства в Республике Казахстан и других странах мира. Практические основы сортового и семенного контроля. Научные основы организации первичного семеноводства

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Цель курса: формирование у магистрантов знаний по психологии управления и практических навыков принятия управленческих решений на основе овладения основными психологическими механизмами при стратегическом, проектном и других видах управления. Ознакомить магистрантов с историей развития зарубежной и отечественной науки управления, её местом в системе психологического знания. Сформировать представление о современных тенденциях научного управления-новой научной управленческой парадигме. В результате усвоения дисциплины магистрант должен овладеть компетенциями: (общекультурные компетенции)-способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них;(профессиональными компетенции)способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах; способность и готовность к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса; способность и готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп; способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Интегрированные системы фитосанитарного контроля

    Дисциплина охватывает широкий спектр аспектов, начиная от изучения биологии вредителей и патогенов до разработки и внедрения методов и технологий их контроля. Основная цель интегрированных систем фитосанитарного контроля заключается в минимизации использования химических пестицидов и снижении негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, сохраняя при этом высокий уровень урожайности и качества продукции. Магистранты, изучающие эту дисциплину, обучаются различным аспектам фитосанитарной защиты растений, включая диагностику болезней и вредителей, мониторинг их распространения, а также разработку и реализацию программ контроля и предотвращения ущерба. Важным элементом обучения является также оценка рисков и выбор оптимальных стратегий управления вредителями и болезнями с учетом экономических, экологических и социальных факторов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 10
  • Подтверждение соответствия продукции растениеводства

    Значение, основы стандартизации, управление качеством продукции, нормирование качества растениеводческой продукции, государственная сис¬тема стандартизации и сертификации. Режимы и способы хранения продукции растениеводства. Основы переработки продукции растениеводства. Изложены основы национальной системы стандартизации, метрологии и сертификации сельскохозяйственной продукции. Раскрыта сущность контроля и методов оценки ее качества. Рассмотрены признаки оценки пищевого растительного сырья, особенности стандартизации продукции растениеводства и животноводства, показатели ее безопасности. Особое внимание уделено характеристике потребительских свойств, стандартизации и подтверждению соответствия зерна и семян злаковых, зернобобовых и масличных культур, картофеля, овощей, плодов, технических культур, семян, кормов растительного происхождения, продукции животноводства. Описан опыт внедрения в сельское хозяйство комплексной системы управления качеством труда и продукции.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 10
  • Патентоведение и защита интеллектуальной собственности

    Общая информация об основах организации патентоведения в Республике Казахстан и в других странах мира, анализ подходов к сбору научного материала и правильное использование аналогов интеллектуальной собственности. Изучение действующего международного законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, патентного законодательства Республики Казахстан, и других зарубежных стран, правил и методик составления и подачи заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель. Изучение договорных прав на использование интеллектуальной собственности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные средства защиты растений

    Формирование знаний о современных химических средствах защиты растений, механизме их действия и влиянии пестицидов на окружающую среду: классификации пестицидов и биопрепаратов; основ агрономической токсикологии; средств защиты растений от вредителей, их препаративные формы и способы рационального и безопасного применения в интегрированной системе защиты сельскохозяйственных культур; средств защиты растений от болезней, их классификацию и регламент их применения; гербицидов, их препаративные формы и способы рационального и безопасного применения в интегрированной системе защиты сельскохозяйственных культур.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 10
  • Агроландшафтная система земледелия

    Агроланшафт каждого сельскохозяйственного производства ,причина развития. Формирование представлений, знаний и умений по научным и технологическим основам геоботаники и ландшафтоведения. Изучениенаучных основ экологии и формирования ландшафтов и функционирования ландшафтов; научных основ и организации работ по поддержания динамического равновесия в ландшафтах; истории развития и региональных особенностей формирования и функционирования ландшафтов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Перспективные и малораспространенные культуры Cеверного Казахстана

    Перспективность и рациональное использование малораспространенных кормовых растений для животных. Изучение особенностей морфологии, биологии, физиологических и биохимических свойств, а также технологии их возделывания рекомендованных для выращивания в различных почвенно-климатических зонах республики. Наиболее эффективные способы кормо приготовления и улучшения качества кормов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Методика опытного дела

    Формирование представлений, знаний, умений в областисовременных научных данных и системах опытного дела, ее эффективность и факторах, определяющих научно-технический прогресс в вопросах опытного дела. Освоение общих принципов и этапов планирования экспериментов, наблюдений, учетов и анализов в лабораториях, техникой закладки и проведения полевого опыта, а также особенностями проведения опытов в условиях орошения и в районах проявления эрозии почв. Статистические методы планирования исследований, обработки и интерпретации результатов наблюдений и опытов, оценить, насколько они существенны, определить различия между вариантами и установить математические модели урожаев.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Программирование урожая в условиях биотических и абиотических стрессов

    Программирование урожая в условиях биотических и абиотических стрессов – это междисциплинарная область, сфокусированная на создании сортов растений с улучшенной адаптивной способностью к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это включает в себя использование генетических, молекулярных и селекционных подходов для выявления и усиления генетических механизмов, обеспечивающих устойчивость растений к стрессам. Основная цель – повышение устойчивости, продуктивности и качества урожая в условиях переменчивой среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 10
  • Адаптивные технологии в селекции

    Использование метода культуры ткани для размножения нежизнеспособных гибридов. Основные методы селекции. Клеточная селекция. Понятие о селекции и семеноводству с\х культур, особенности как отрасли науки и сельского хозяйства. Организация семеноводства с\х культур в соответствии с современными требованиями. Особенности применения адаптивных технологии в селекции. Ознакомление с современными методами и направлениями селекции растений, - проблемы, стоящие перед селекционной наукой, - методы генетического и селекционного улучшения растений, - соотношение наследственности и среды в формировании фенотипа; - роль селекции в улучшении благосостояния человечества; - необходимость охраны окружающей среды от мутагенов. - представление о мировых достижениях в селекции растений и успехи селекционеров.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 8
  • Перспективные полевые и кормовые культуры РК

    Курс лекции содержит материалы по биологическим особенностям перспективных в кормовом отношении растений дикой флоры, их питательность и поедаемость, возможность введения в культуру. Обучение прочной кормовой базы путем рационального использования, улучшения естественных и полевых кормовых угодий. Ознакомить с приемами возделывания кормовых растений на пашне, сенокосах и пастбищах; изучить биоморфологические особенности растений сенокосов и пастбищ; дать рекомендации по рациональному использованию земли, сохранению и повышению плодородия почвы; обосновать пути повышения урожайности естественных кормовых угодий и кормов полевого кормодобывания, с оценкой их питательной ценности; ознакомить с современными технологиями заготовки высоко качественных кормов, рациональным использованием сеяных и природных кормовых угодий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Агробиологические основы ресурсосберегающих технологии возделывания полевых культур

    Ресурсосберегающее земледелие. Технология No-Till, минимальная обработка почвы, Технология точного земледелия. Цели, их преимущества использования. Дифференцированная обработка почвы, внесение удобрений и средств защиты растений. Навигационные приборы и оборудование для технологии точного земледелия. Нанотехнологии в растениеводстве.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Моделирование в агрономии

    Базовые сведения, позволяющие уверенно ориентироваться во множестве математических моделей по агропочвоведению, агробиохимии и агроэкологии, познакомить с работой программ, реализующих готовые модели, а также стимулировать интерес к активному использованию метода математического моделирования в собственных исследованиях.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные методы получения и размножения сортов и гибридов сельскохозяйственных культур

    Приобретение магистрантами знаний в области современных технологий создания новых сортов культурных растений, повышения их продуктивности, устойчивости к неблагоприятным факторам среды, а также качества растительной продукции, основанных на клеточных и генно-инженерных методах. Получение знаний необходимо для формирования у студентов представлений в области решения экономических, социальных и экологических вопросов, связанных со здоровым питанием, здравоохранением и охраной окружающей среды.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 8

Результаты обучения

  • Демонстрировать и применять на профессиональном уровне комплексные исследования в области истории и философии агрономии, иметь представление об актуальных методологических и философских проблемах сельскохозяйственных наук, владеть методами научного исследования, основами психолого-педагогической деятельности и углубленными коммуникативными навыками, в частности иноязычного образования для самореализации в профессиональной области. Знание основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО (ПС), а также содержания преподаваемых дисциплин и принципов студентоцентрированного обучения и оценивания.
  • Применять знания современных научных мировых методик и терминологии на иностранном языке для использования навыков применения прикладных программных средств статистической обработки данных при проведении научных экспериментов с целью подготовки научно-исследовательских отчетов, обзоров и научных публикаций в области сельскохозяйственных наук. Учитывать специфику профессии при проведении учебных занятий, экстраполировать в учебный процесс инновации, повышать научную результативность и публикационную активность, работать с национальными и международными базами данных (ПС).
  • Осуществлять сбор и интерпретировать современные достижения мировой науки по использованию агробиологических основ ресурсосберегающих, современных и адаптивных технологии в растениеводстве и в селекции для выведения новых сортов и гибридов, готовность применять разнообразные методологические подходы в области селекционно-биотехнологических методов пополнения генофонда растений.
  • Формулировать аргументы при управлении в точном земледелии и принимать решения в выборе современных средств и биологического контроля в защите сельскохозяйственных культур возделываемых в различных зональных системах земледелия. Уметь организовывать и проводить агрохимические анализы кормов растительного происхождения, лабораторный контроль качества почв и грунтов (ПС), уметь разрабатывать модели оптимального плодородия почв и агроэкосистем, модели сорта и планирования урожая.
  • Применять профессиональные знания по выбору перспективных полевых, кормовых и малораспространенных культур для внедрения в различные зоны возделывания РК. Знание нормативных правовых актов и принципов интеграции психолого-педагогических и предметных знаний, умение проводить учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность, повышать профессиональную квалификацию (ПС).
  • Применять на практике нормативные правовые документы по стандартизации и сертификации растениеводческой продукции на подтверждение соответствия, а также решать производственные задачи, направленные на повышение продуктивности и качества сельскохозяйственных культур (ПС), применять международные и патентные законодательства РК и зарубежных стран в области охраны объектов интеллектуальной собственности для составления и подачи заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель.
  • Обобщать результаты научно-исследовательской работы в виде научной статьи, отчета, заявки на патент и диссертации. Интегрировать знания, полученные в рамках различных дисциплин и демонстрировать приемы критического мышления для решения научно-исследовательских задач в области современного растениеводства, адаптивного земледелия и инновационных методов селекции, что позволит продолжить обучение в докторантуре. Знание методологии научных исследований, современных тенденций в области профессии и специфики научных исследований обучающихся, применение стратегий повышения мотивации и активности обучающихся в научных исследованиях (ПС).
Top