6B07204 Пищевая химия и технология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка специалистов для пищевой промышленности, обладающих компетенциями контроля и сопровождения технологических процессов производства пищевых продуктов, анализа химического состава продуктов и сырья, разработки современных способов переработки, консервирования, хранения и упаковки полуфабрикатов и готовой пищевой продукции.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B068 Производство продуктов питания
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли
-
Направление подготовки 6B072 Производственные и обрабатывающие отрасли
Дисциплины
-
Математика
Цель дисциплины: приобретение знаний и освоение основных понятий, законов, формул, теорем и методов математических исследований, изучаемых в технических высших учебных заведениях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: Линейная алгебра. Векторная алгебра. Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве. Введение в анализ. Интегральное исчисление функций одной переменной. Функции многих переменных. Теория рядов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общая и неорганическая химия
Цель дисциплины: сформировать способность анализировать свойства веществ на основе закономерностей периодического закона; устанавливать взаимосвязи между строением атомов и молекул, оценивать способы получения и свойства неорганических веществ. При изучении будут рассмотрены: электронное строение атомов, молекул, теории химической связи, строение и свойства соединений, закономерности химических процессов, равновесного состояния, методы описания равновесия, химические свойства элементов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Инженерная и компьютерная графика
Цель дисциплины:сформировать способность выполнять плоскостные чертежи, создавать трехмерные модели, определять геометрические формы деталей. Курс формирует навыки выполнения эскизов, рабочих чертежей деталей и чертежей с применением компьютерных технологий. Рассматриваются: проекционные модели отображения пространства на плоскость, законы плоских и пространственных форм, построения изображений, схематические чертежи, условности, упрощения в конструкторской документации, принципы компьютерной графики.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель дисциплины – получение базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Физика
Цель дисциплины: сформировать способность использовать теорию физики для обобщения эксперимента и практического опыта. Результаты обучения: - использовать законы физики для исследованиях и объяснения свойств объектов; - решать типовые задачи по молекулярной физике и термодинамике; - применять законы механики и электромагнетизма для решения задач; - обработать результаты проведенного физического эксперимента; - строить модели физических систем.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Введение в инклюзию
Цель дисциплины: усвоение системы научно-теоретических знаний основ инклюзивного образования, формирование ценностных ориентаций организации взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями, овладение компетенциями в области профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и устойчивое развитие
Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, научного понимания взаимосвязи между природой и обществом, а также на комплексное освоение целей и принципов устойчивого развития. В рамках курса рассматриваются глобальные и региональные экологические проблемы, охрана окружающей среды и пути рационального использования природных ресурсов. Студенты осваивают навыки принятия научно обоснованных и ответственных решений в области устойчивого развития.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности человека
Дисциплина направлена на подготовку студентов знающих теоретические и практические основы обеспечения безопасности человека от опасных, вредных факторов среды обитания, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и получения практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины – сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Микробиология
Цель дисциплины – сформировать способности применять принципы микробиологии, приемы по изучению морфологии и физиологии различных групп микроорганизмов. Будут рассмотрены: клеточная биология, бактерии, строение, развитие, размножение и классификация, грибы, роль микроорганизмов в технологии пищевых продуктов, свойства патогенов и микроорганизмов c применением проблемных лекций, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы аналитической химии
Цель дисциплины - формирование умения проводить качественный и количественный анализ образцов, выбирать оптимальные методы анализа для различных объектов. Будут рассмотрены: теоретические и практические основы аналитической химии, необходимые для управления технологическими процессами; факторы, влияющие на равновесие, кинетику и механизм реакций, используемые в химическом анализе; современные методы анализа.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Система качества и безопасности пищевых продуктов
Цель дисциплины - сформировать умение контролировать и сопровождать основные этапы производства пищевых продуктов, безопасность, качество пищевых продуктов. Будут рассмотрены: изучение и систематизация передового отечественного и зарубежного опыта в области контроля качества продукции, разработка научных основ повышения качества пищевых продуктов с применением проектно-ориентированной технологии обучения, case-study, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Органическая химия
Сформировать способность устанавливать связь между строением органических соединений и их реакционной способностью, а также использовать навыки работы с веществами, лабораторными установками и синтезами получения органических соединений в практической деятельности. Рассматриваются: номенклатура, изомерия, строение и реакционная способность органических веществ, лабораторные и промышленные способы получения, механизмы реакций, химические свойства и области применения органических соединений.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Введение в компьютерные науки и хемометрику
Цель дисциплины сформировать способность моделировать технологические процессы. Будут рассмотрены роль экспериментов и компьютерного симулирования в технологических процессах, основы применения программных пакетов для анализа данных, компьютерная графика, применение математических и статистических методов для планирования и выбора оптимальных условий проведения химического эксперимента и аналитического измерения, получения максимума информации из химических данных.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Ферментационные технологии
Цель дисциплины - сформировать cпособность контролировать процессы брожения, ферментационные технологии в производстве пищевых продуктов. Будут рассмотрены: типы ферментов, классификация ферментов, среды, предназначаемые для ферментационных процессов, клеточные компоненты (ферменты) с целью физических или химических преобразований органических веществ, механизмы процессов брожения, выявление и определение микроорганизмов, вызывающих порчу пищевых продуктов, биореакторы, ферментационные технологии.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Инструментальный анализ
Цель дисциплины – сформировать умение подбирать и применять инструментальный анализ для измерения качественных и количественных характеристик веществ и материалов, обрабатывать экспериментальную информацию, полученную различными методами, делать выводы на ее основе. Будут рассмотрены: теоретические основы физико-химических методов анализа, принципы и конструкции измерительной аппаратуры для химического анализа c применением групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Основы искуcственного интеллекта и хемометрики
Цель дисциплины сформировать способность применять системы искусственного интеллекта для обработки данных химического анализа. Будут рассмотрены теоретические основы, методы, алгоритмы интеллектуальных систем, ключевые понятия и направления искусственного интеллекта, подготовка объектов исследования, выбор методов исследований, проведение экспериментальных исследований по заданной методике, обработка результатов, обеспечение метрологической обработки данных химического анализа и их представление.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Биохимия
Цель дисциплины – сформировать способности применять принципы биохимии, контролировать применение углеводов, жиров, белков, минеральных веществ и витаминов в продуктах питания. Будут рассмотрены: строение и биохимические функции макромолекулярных соединений в пищевой промышленности, химический состав и биохимические процессы в технологиях производства пищевых продуктов c применением проблемных лекций, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Пищевые дисперсные системы
Цель дисциплины – сформировать способность решать задачи, связанные с пищевыми дисперсными системами и межфазными процессами, применять и разрабатывать методы получения дисперсных систем для пищевого производства. Будут рассмотрены: дисперсные системы и межфазные явления (адсорбция, адгезия, смачивание), молекулярно-кинетические свойства высокодисперсных систем; устойчивость, структурно-механические, электрокинетические и оптические свойства дисперсных систем; самопроизвольно-образующиеся системы; ПАВ.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Основы физической химии
Цель дисциплины - сформировать способности использовать основные законы физической химии, четкое понимание их принципиальных возможностей при решении конкретных задач. Рассматриваются связь между физическими и химическими процессами, химическая кинетика, гомогенный и гетерогенный катализ, современные теории поверхностей, которые необходимы для понимания процессов в пищевой технологии c применением групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Биоорганическая химия
Цель дисциплины: сформировать способность анализировать строение и свойства органических веществ для использования в техногии пищевых продуктов. Будут рассмотрены: зависимости между строением важных органических соединений и их свойствами, закономерности реакционной способности органических соединений и физиологической активностью, физико-химические свойства основных классов природных БАВ с применением проблемных лекций, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Пищевая химия
Цель дисциплины – сформировать способность устанавливать взаимосвязь между составом и изменением химических, физических и функциональных свойств пищевых продуктов. Будут рассмотрены: химический состав, свойства основных пищевых компонентов, химические процессы, протекающие при хранении, переработке сырья, роль биологически активных добавок в пищевых системах, требования безопасности, основы рационального питания c применением групповой работы студентов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Анализ пищевых продуктов
Цель дисциплины - сформировать способность проводить анализ пищевых продуктов. Будут рассмотрены основные методы анализа пищевых продуктов, органолептический анализ, химические методы анализа, применение данных методов в лабораториях пищевых производств, нормативная документация по контролю качества сырья и продуктов, комплексная оценка качества и пищевой ценности, методы контроля контаминантов с применением групповой работы студентов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Аппараты и инструменты в пищевой технологии
Цель дисциплины – сформировать способность построения и эксплуатации машин и приборов, применяемых в пищевой технологии. Будут рассмотрены принципы работы машин и аппаратов – преобразователей пищевых сред для ведения механических, гидромеханических, тепломассообменных и биотехнологических процессов, для упаковывания пищевой продукции, принципы, представления инженерного задания по производству новых пищевых продуктов с применением case-study, интерактивного опроса.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 9
-
Пищевое законодательство
Цель дисциплины – сформировать способность решать задачи, связанные с применением правовых основ в области безопасности пищевых продуктов и организации производств пищевых продуктов. Будут рассмотрены с применением case-study: пищевое законодательство, осуществление контроля качества продовольствия и вспомогательных материалов, проведение сертификации сырья и готовой продукции; нахождение компромисса в проблемных производственных ситуациях (качество, безопасность).
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Технологические процессы
Цель дисциплины – сформировать способность решать основные задачи, связанные с реализацией технологических процессов, выполнять простые операции и процессы в пищевой технологии. Рассматриваются: гидромеханические, тепловые и массообменные процессы, критериальные уравнения, расчеты, анализ материального и энергетического баланса технологических процессов, технологические процессы по производству пищевых продуктов с применением case-study, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Основы технологии жиров
Цель дисциплины – сформировать способность решать задачи, связанные с технологией производства жиров и технологии их переработки. Будут рассмотрены: химические свойства жиров, классификация липидов, виды жиров, химические и физические свойства продуктов с содержанием жира, методы анализа жиров, особенности производства жиров с применением case-study, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Технология производства напитков
Цель дисциплины – сформировать способность решать задачи, связанные с технологией производства различных алкогольных и безалкогольных напитков. В ходе изучения дисциплины будут рассмотрены: основы технологии производства различных напитков, технологическое оборудование; способы обработки с целью осветления и стабилизации, микробиологический, технохимический контроль на различных стадиях технологического процесса c применением групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Полимеры в пищевой промышленности
Цель дисциплины – сформировать способность получать и применять полимерные материалы в пищевой промышленности. Будут рассмотрены: современные теоретические основы синтеза наиболее важных полимеров, санитарно-гигиеническая характеристика полимеров, физико-химические основы создания экологически чистых полимерных материалов, высокомолекулярные соединения в пищевой промышленности и проблемы их получения и применения, проблемы утилизации отходов полимерных материалов с применением интерактивного опроса.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Сенсорный анализ пищевых продуктов, изучение спроса потребителей
Цель дисциплины – сформировать способность выполнять сенсорный анализ пищевых продуктов и применять методы сенсорного анализа продуктов питания. Будут рассмотрены возможности проведения экспертизы потребительских предпочтений методами сенсорного (органолептического) анализа, расчеты по сенсорному анализу, международная классификация сенсорного анализа, стандарты ISO, методы потребительской оценки продуктов с применением проектно-ориентированного подхода, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Разработка пищевых продуктов
Цель дисциплины – сформировать способности разрабатывать пищевые продукты и участвовать в проектах по их разработке. Рассматриваются фундаментальные научные знания о химических, физико-химических, биохимических, структурно-механических процессах, проходящих при разработке пищевых продуктов, современные технологические приемы, позволяющие улучшить качество продукта, уменьшить отрицательные изменения пищевой ценности продукта, удлинить его сроки хранения с применением диспутов и case-study.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Основы проектирования пищевых предприятий
Цель дисциплины – сформировать способности подбора и расчета аппаратуры, технологической схемы, а также проектирования производств пищевых продуктов. Будут рассмотрены: принципы и этапы строительного и технологического проектирования объектов пищевой промышленности, нормативные документы, разработка технологической схемы, материальные и тепловые расчеты, механические расчеты и подбор оборудования с применением case-study, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Инновационные пищевые технологии
Цель дисциплины – сформировать способности разрабатывать мероприятия по совершенствованию технологических процессов производства. Рассматриваются фундаментальные научные знания в области высокотехнологичных производств, инновационных технологий для производства пищевых продуктов, тенденции развития пищевых технологий, современные технологии получения и пищевых продуктов, технологические приемы, позволяющие создать принципиально новые, инновационные, синтезированные, обогащенные пищевые продукты с применением диспутов и case-study.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Основы технологии молока и молочных продуктов
Цель дисциплины – сформировать способность решать задачи, связанные с технологией производства молока и молочных продуктов. В ходе изучения дисциплины будут рассмотрены: основы технологии производства молочной продукции, современные классификации и ассортимента молочных продуктов; требования к качеству, органолептические, физико-химические и микробиологические показатели; проведения экспертизы качества c применением case-study, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Дизайн и упаковка пищевых продуктов
Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать дизайн и упаковку пищевых продуктов. В ходе изучения дисциплины будут рассмотрены: дизайн продуктов питания (форма, цвет, вкус, консистенция ), технологии производства и презентация продуктов, основные виды, свойства и технология упаковочных материалов, требования к упаковочным материалам, биоразлагаемые материалы c применением case-study, групповой и индивидуальной работы студентов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Основы технологии сахара и кондитерских изделий
Цель дисциплины – сформировать способность контролировать и сопровождать технологию производства сахара и кондитерских изделий. Будут рассмотрены: химические свойства углеводов, физико-химические свойства сахарозы, виды сырья, типы технологических процессов, классификация кондитерских изделий, формование кондитерских изделий, методы анализа, особенности технологии и производства сахара и кондитерских изделий с применением case-study, интерактивного опроса.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- объяснять принципы и законы естественных и инженерных наук, лежащих в основе современной химии и технологии пищевых продуктов, международные и национальные стандарты, нормативные и правовые документы в данной отрасли;
- демонстрировать понимание химических и биохимических процессов для контроля технологий переработки, хранения и утилизации пищевого сырья и вспомогательных материалов;
- оценивать биологическую и экологическую безопасность сырья, готовой продукции, вспомогательных материалов, санитарное состояние технологического оборудования согласно технической документации по качеству и безопасности пищевой продукции;
- определять основные характеристики технологического режима процессов получения пищевых продуктов в соответствии с материальным и энергетическим балансом, термодинамикой физико-химических и межфазных процессов;
- проводить расчеты для обработки результатов, составления технологических схем, проектирования реакторов, аппаратуры и пищевых предприятий с использованием компьютерных технологий;
- выбирать оптимальные параметры эксплуатации оборудования и аппаратов пищевого производства в соответствии с техническими характеристиками, эргономикой и экологией производства;
- анализировать качество исходного сырья, готовой продукции химическими и физико-химическими методами на соответствие продуктов национальным и международным стандартам качества и безопасности;
- составлять отчеты, чертежи, технологическую документацию на основе знаний современных стандартов, системы качества, правовых актов, промышленной экономики и экологии;
- контролировать технологические процессы на всех стадиях изготовления продукции, соблюдение рецептур, норм расхода сырья, вспомогательных и упаковочных материалов, выходов готовых продуктов в соответствии с техническими требованиями;
- моделировать технологические процессы для оптимизации пищевого производства с использованием прикладного программного обеспечения для анализа данных;
- проводить разработку инновационных проектов и внедрение новых химико-технологических процессов получения, переработки, хранения, консервирования и упаковки пищевых продуктов и полуфабрикатов, в том числе для предпринимательской деятельности;
- определять направления дальнейшего личностного роста и профессионального развития на основе знаний правового законодательства, социального взаимодействия в соответствии с запросами современного общества, экономики.