6B02115 Инструментальное исполнительство: Фортепиано в ЗКГУ им. М. Утемисова
-
Цель образовательной программы Формирование профессиональной компетенции в педагогической и исполнительской деятельности; подготовка высококвалифицированных исполнителей концертно-творческих учреждений и преподавателей средних музыкальных учебных заведений.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Работа с аккомпаниатором I
Аккомпанирование солисту и аккомпаниаторская работа с ним. Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экология и устойчивое развитие
Студенты овладевают основными понятиями экологии и закономерностями устойчивого развития природы и общества. При изучении данного курса студенты описывают структуру и динамику биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества, анализируют современные проблемы в области экологии, устанавливают взаимосвязь организмов со средой их обитания, оценивают последствия антропогенного влияния на окружающую среду деятельности человека.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Идея Мәңгілік Ел и духовная модернизация
Изучение содержания идеи «Мәңгілік ел», ее ценностного характера, значимости в условиях внешних вызовов и угроз, роли духовных и социальных ориентиров в модернизации страны. Рассматриваются 7 ключевых ценностей, направленных на формирование казахстанского патриотизма и ценностных ориентиров, изучаются основные экономические, политические и социальные особенности развития казахстанского общества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Студенты овладевают умением анализировать и систематизировать информацию, выдвигать и обосновывать собственные идеи и представлять все это в виде четко структурированного, логически упорядоченного текста, критически оценивая различного вида информационные ресурсы. В процессе обучения обучающиеся вооружаются эффективным в практическом применении инструментарием для выражения собственных научных идей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности
Студенты осваивают основные составляющие здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий, используют знания в жизненных ситуациях. Работая в группах, студенты овладеют приемами оказания первой помощи, понимают важность профилактических мер для безопасности жизнедеятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы права
Целями изучения учебного курса «Основы права» является овладение студентами знаниями в области основополагающих теоретических положений законодательства, приобретение навыков работы с законодательством, понимание главенства закона в государстве, развитие умения ориентироваться в сложной системе действующего законодательства, а также повышение уровня правовой культуры.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиоведение
Изучение сущности религии, ее структуры, функций и роли в жизни общества и человека, особенностей ее исторического развития, становления и динамики религий Казахстана, сущности государственной политики в области религии. Дисциплина направлена на формирование навыков межконфессионального диалога, анализа и оценки религиозной ситуации, критического мышления. Методы: проблемное обучение, сравнительный, аналитический, герменевтический методы, эссе
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория музыки
Студенты овладеют комплексом знаний в области изучения системы музыкально - теоретических дисциплин; приобретут систематизированные знания в области элементов музыкальной выразительности; смогут свободно владеть музыкальной терминологией; овладеют практическими навыками построения конструктивного материала как основы для сочинения, импровизации и ориентации в художественных нотных образах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности
Студенты изучат основы экономики и предпринимательства, основные формы ведения бизнеса, овладеют теоретическими и практическими знаниями в сфере повышение уровня финансовой грамотности, в том числе личного финансового планирования. Ознакомятся с основами денежно-кредитной, фискальной и социальной политики государства. На практических занятиях студенты приобретут навыки написания бизнес-плана, освоят методы формирования личного финансового плана и способы инвестирования сбережений, методы увеличения доходов с использованием услуг финансовых организаций, способы защиты от финансового мошенничества, системы пенсионного обеспечения, страхования, банков и банковской деятельности, правовой защиты в мире денег и финансов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
В процессе изучения рассматриваются причины, предпосылки, основные методы и формы борьбы с коррупцией. В ходе курса рассматриваются проблемы формирования антикоррупционной культуры в современном обществе, анализируются социальные, экономические, правовые, нравственно-этические методы и формы противодействия коррупции
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фортепианный ансамбль I
В процессе занятий по данной дисциплине студенты должны приобрести такие необходимые для их дальнейшей профессиональной деятельности качества: развитие умения слышать звучание не только своей партии, но и всего ансамбля в целом и, в соответствии с этим, оценивать динамический баланс ансамбля; умение добиваться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т.д.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Основы концертмейстеркого мастерства 1
Работа над вокальными сочинениями. Овладение навыками аккомпанирования хоровым коллективам, изучение романсовой музыки, арий из опер. Умение слушать вспомогательные голоса, которые являются гармонической и ритмической опорой основному голосу. Подчеркивание выразительных функций сопровождения музыки, создание изобразительного фона.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) 1
Подготовка по специальности фортепиано. Развитие профессиональных навыков и умений игры на инструменте, самостоятельной исполнительской деятельности, чтения с листа, звуковедения. Работа над нотным текстом, аппликатурой, штрихами, динамическими оттенками, звукоизвлечением. Фундаментальные знания о различиях традиционных исполнительских школ. Знакомство с богатым фортепианном наследием выдающихся исполнителей и композиторов. Задачи преемственности и развития традиционного музыкального искусства среди молодого поколения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Сольфеджио 1
Сольфеджирование одноголосных и двухголосных музыкальных примеров, запись на слух музыкальных построений, анализирование на слух цепочек интервалов и аккордов, импровизация на заданные музыкальные темы и ритмические построения, владение вокально-интонационными навыками, анализ элементов музыкального языка. Знание музыкальной терминологии, игра на инструменте.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фортепианный ансамбль II
Овладение студентами навыками инструментального ансамбля, изучение репертуара для струнных и духовых инструментов в сопровождении фортепиано. Умение раскрытия творческих концепций в произведениях зарубежных и казахстанских композиторов. Развитие профессионального слуха, трактовка партии как составной части совместно создаваемого музыкального образа. Воспитание творческой коллективной ответственности участников ансамбля.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Специальность (И) 2
Овладение средствами музыкальной выразительности, технической оснащенностью, культурой звукоизвлечения, выразительностью и содержательностью исполнения; самостоятельная работа над музыкальным произведением, овладение приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности; накопление исполнительского опыта, развитие навыков сценического самоконтроля и стабильности исполнения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Работа с аккомпаниатором II
Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент. Обучение пению под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники показывать вступление и дыхание головой или рукой).
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы концертмейстерского мастерства 2
Хорошо знать партию аккомпонирующего инструмента, сопровождающих произведения для духовых инструментов. Приобретение навыков работы с репертуаром духовой музыки. Умение аккомпонировать флейтистам, кларнетистам, трубачам. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для деревянных и медных духовых инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сольфеджио 2
Студенты приобретут навыки слухового анализа, интонирования, освоят метрические и структурные особенности музыкального развития, средства музыкальной выразительности, овладеют навыками написания музыкального диктанта; смогут петь одноголосные и двухголосные упражнения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основной музыкальный инструмент 1
Разбор произведения. Аппликатура. Привитие навыков деления музыкального произведения на фразы и отдельное исполнение частей произведения при разборе. Исполнение каждой части в медленном темпе со счетом. Игра в сопровождении фортепиано, особенности игры в ансамбле. Преодоление технических сложностей путем специальных упражнений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История исполнительского искусства
Воспитание способности ориентироваться в различных художественных стилях, исполнительских направлениях. Формирование профессиональных знаний по истории исполнительского искусства. Основные этапы развития исполнительских школ. Анализ эволюции инструментально-выразительных средств и исполнительских приемов. Творчество крупнейших представителей исполнительского искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы концертмейстерского мастерства 3
Приобретение навыков работы с репертуаром струнных инструментов, хорошее знание партии аккомпанирующего инструмента, сопровождающего сольную партию. Умение аккомпанировать скрипачам, виолончелистам, контрабасистам. Изучение произведений малой и крупной форм концертного репертуара для струнных инструментов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сольфеджио 3
Знание и пение простых и сложных интервалов, основных терцовых и нетерцовых аккордов, семиступенных диатонических и смешанных ладов, фигур основного и условного ритмического деления, знание основных схем дирижирования. Умение спеть с листа незнакомую мелодию, содержащую альтерацию, отклонения и модуляции в различные степени тонального родства, тональные сопоставления, фрагменты атонального типа; спеть мелодию средней сложности в транспозиции. Владение навыками концентрации внимания, одновременного слышания нескольких самостоятельных голосов, быстрого запоминания и повторения музыкальных последовательностей.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) 3
Работа над стилем, характером, штрихами, нюансировкой. Работа над техникой, пластикой рук, технические и исполнительские задачи. Работа над пианистическими трудностями, сложные задачи достижения пианистической свободы. Необходимость овладения специфическими средствами выразительности фортепианной игры. Работа над художественной выразительностью, певучим легато. Полифонические задачи, работа над красочным тембром, колоритностью звучания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Работа с аккомпаниатором III
Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений. В эскизной работе над произведениями решаются задачи: развитие чувства ансамбля, умение слышать себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять контроль за звучностью аккомпанемента, преодоление технических трудностей сопровождения. Изучение относительно несложных произведений различных стилей, эпох, композиторов. Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Гармония 1
Законы и свойства гармонизации, анализирование формы, фактуры, метроритма, мелодии и других компонентов музыкального языка. Взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке, гармония и ритм, гармония и форма. Понимание процесса формирования музыкальной формы. Умение гармонизовать мелодию, игра секвенций на инструменте.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальный инструмент 1
Достижение физической свободы игрового аппарата учащегося и отсутствия мышечных «зажатий» в постановке, воспитание свободной и естественной постановки; углубление работы по овладению различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения: изучение переходов и смена позиций, работа над гаммами, арпеджио, двойными нотами, флажолетами и пиццикато
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фортепианный ансамбль III
Умение играть в ансамбле в одном темпе, постепенно ощущая общность движения, чувствовать партнера; работать над единством художественного замысла, драматургии и воплощать ее в процессе совместного исполнения. Овладение студентами искусством фортепианного ансамбля, изучение фортепианных ансамблей казахстанских, русских и западноевропейских композиторов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Гармония 2
Теоретические знания и навыки самостоятельной гармонизации мелодии, овладение техникой игры на фортепиано практических упражнений и гармонических последовательностей, связь с практикой, знание историко-стилистических особенностей музыки. Усвоение основных закономерностей гармонии, понимание эстетических концепций и композиционно-технических средств музыки разных эпох.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальный инструмент 2
Достижение физической свободы игрового аппарата учащегося и отсутствия мышечных «зажатий» в постановке, воспитание свободной и естественной постановки; углубление работы по овладению различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения: изучение переходов и смена позиций, работа над гаммами, арпеджио, двойными нотами, флажолетами и пиццикато
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Работа с аккомпаниатором IV
Чтение с листа и транспонирование. Свободное чтение нотного текста с листа. Ознакомление с различной музыкальной литературой самостоятельно и под контролем преподавателя; пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения (исполнения не только аккомпанемента, но и партий), непрерывности исполнения. Навыки чтения 3-х строчного текста.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основной музыкальный инструмент 2
Музыкальные лады. Тоника и пентатоника. Схемы позиций. Штрих «пиццикато» для правой руки. Аппликатура натуральной, гармонической и мелодической гаммы в пределах одной октавы (А-moll). Правила и методы перехода с позиции на позицию: скольжение одним пальцем, поочередное исполнение двумя соседними пальцами (1-2, 2-3), переход через «открытую» струну, и т.д.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы концертмейстерского мастерства 4
Приобретение навыков работы с репертуаром духовой музыки, хорошее знание партий аккомпанирующего инструмента, сопровождающего произведения для духовых инструментов. Умение аккомпанировать флейтистам, кларнетистам, трубачам. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для деревянных и медных духовых инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Традиционная музыкальная культура казахов
Акыны, жырау Казахстана. Казахские исполнители. Музыкальное искусство Казахстана. Музыкальное творчество казахов. Образцы устного народного поэтического творчества прошлого, обычаи и обряды, народные игры и празднества. Инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Достижения музыкальной культуры Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История музыки
Знание истории формирования и развития основных музыкальных жанров; сведений о жизни и творчестве композиторов мировой музыкальной культуры разных эпох. Пути развития музыкального искусства. Их обусловленность общественно – политическими и общекультурными процессами. Особенности функционирования музыкального искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность (И) 4
Работа над художественной выразительностью, над правильной интерпретацией казахской музыки, воспитанием музыкального вкуса. Совершенствование технических элементов игры на фортепиано; совершенствование художественных элементов игры на фортепиано; проекты и подготовка к концертным выступлениям. Гармонический анализ; анализ музыкальных форм
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Работа с нотными редакторами
Нотные редакторы и принципы их работы. Использование компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; наиболее распространенные компьютерные программы для набора одноголосного, двухголосного нотного текста и записи графики, оттенков, штрихов, динамики, нюансов. Технологии записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере, основы MIDI-технологий.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Компьютерная музыкальная грамота и аранжировка
Углубление теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий применительно к задачам профессиональной деятельности музыканта. Сочинение музыки, ее аранжировка, возможности и пути связи музыкальной информатики с традиционными музыкальными теоретическими дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментоведением, инструментовкой.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыкальная форма 1
Дисциплина "музыкальная форма" является практическим курсом, предназначенным для теоретического и практического освоения (анализа) музыки разных направлений и стилей. Студенты получат всестороннее представление об основах музыкальной формы, приобретут знания в области гомофонических форм. В курсе изучения музыкальной формы студенты сформируют навыки анализа простых двух- и трехчастных форм; темы с вариациями; формы рондо, сонатной формы. Содержание тем дисциплины включает изучение старинной двухчастной и старинной сонатной формы, циклических форм.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин
Систематизация исполнительского опыта и освоение практических навыков педагогической работы. Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптиматизация педагогической деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа с аккомпаниатором V
Подбор по слуху. В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2-м этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыкальной педагогики
Научно-теоретические основы многосторонней деятельности исполнителя и педагога; достижения практической педагогики и методические мысли прошлого и современности; классические образцы базового педагогического репертуара музыкальных училищ и колледжей; изучение методических взглядов крупнейших музыкальных педагогов мира, осмысление важнейших трудов в истории музыкальной педагогики
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы концертной адаптации
Студенты работают над созданием собственных интерпретаций музыкальных произведений разных стилей и жанров; формируют навыки подбора концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей. Учатся делать переложение музыкальных произведений для своего инструмента; готовятся к педагогической и исполнительской концертной практике.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы импровизации
Активизация творческого начала, формирование знаний основы типичной для импровизации техники и элементарного сочинения. Теория жанровой стилистики, эпохи импровизации ренессанса, барокко. Практическое овладение принципами формирования мелодической и ритмической импровизации, контрапункта, полиритмии, джазовой фразировкой в различных стилях и жанрах.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Казахское народное музыкальное творчество
Традиционные жанры казахского народного песенного и инструментального творчества. Историческая обусловленность жанров; региональные школы (песенные и инструментальные); роль казахского фольклора как базового компонента в развитии музыкальной культуры и ее составляющей – профессиональной музыки; систематизация, методика анализа и описания фольклорных образцов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Искусство импровизации
Исторический обзор импровизационных видов творчества, в европейской музыке, в восточных культурах, импровизационное начало в фольклоре. Гармоническая импровизация. Метроритм и метроритмическая конструкция в импровизации. Особенности мелодики и виды мелодической, концертной импровизации. Импровизация в типичных джазовых формах. Особенности импровизации в джазовом оркестре.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) 5
Регулярная игра вспомогательного материала на развитие техники обеих рук. Анализ произведений. Изучение специальной литературы. Ориентирование в музыкальном содержании произведения, охват музыкального текста мотивами, фразами, гармоническими комплексами, опираясь на фразировочные лиги, цезуры, паузы, динамические оттенки, штрихи.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Музыкальная педагогика и психология
Предмет психологии. Понятие о личности. Вопросы общей психологии. Вопросы возрастной психологии. Основы педагогики. Педагогика, ее предмет. Музыкальная педагогика. Процесс обучения, его основные принципы, формы, методы и средства. Средства обучения в детской музыкальной школе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анализ музыкальных произведений 1
Умение анализировать музыкальную литературу. Наряду с приобретением теоретических и практических знаний о содержании, формах, жанрах, стилистических особенностях музыкального произведения, приобретение знаний о методах профессионального, научного анализа музыкального произведения с точки зрения единства содержания и формы. Знание исторически сложившихся музыкальных форм .
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История казахской музыки
Истоки казахской национальной музыкальной культуры. Становление профессиональной музыки письменной традиции; Творчество композиторов Казахстана. Различение стилевых особенностей региональных песенных и инструментальных школ, определение индивидуально-стилевых черт композиторов Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология исполнительства
Психологическое содержание этапов работы музыканта-исполнителя над музыкальным произведением. Исполнительская техника и ее структура, артистизм. Музыкальное мышление и воображение. Особенности проблем психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы концертмейстерского мастерства 5
Хорошо знать партию аккомпанирующего инструмента, сопровождающего исполнение произведения для народных инструментов. Приобретение навыков работы с репертуаром домбровой музыки. Умение аккомпанировать домбристам, кобызистам, примачам, исполнителям на домбре-прима, саз сырнае. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара для народных инструментов. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История мировой музыки
Студенты смогут сформировать четкое представление о путях исторического развития музыкального искусства, его различных жанрах и формах, стилевых тенденциях и отдельных творческих явлениях; понимать основные закономерности развития мировой музыкальной культуры, раскрыть специфику художественного отражения действительности в образах и формах музыкального искусства, а также воздействие творчества величайших композиторов на духовную жизнь общества.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Специальность (И) 6
Накопление практического опыта в репетиционно-концертной работе в качестве солиста и концертмейстера, педагогической деятельности в детских школах искусств, среднеспециальных учебных заведениях, других учреждениях дополнительного образования. Применение теоретических знаний в исполнительской практике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Основы концертмейстерского мастерства 6
Приобретение навыков работы с репертуаром оркестровой и ансамблевой музыки. Изучение произведений малой и крупной формы концертного репертуара оркестровых партитур. Владение мастерством дополнения психологического содержания музыки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Чтение клавиров
Развитие игрового аппарата и приобретение необходимых навыков игры на инструменте. Овладение навыком профессионального разбора музыкально-теоретического материала изучаемых произведений, чтение с листа, умение упрощать фактуру в сложных симфонических произведениях, не в ущерб главному тематическому материалу; использование инструмента для теоретического анализа музыкальных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений 2
Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, развитием художественно-аналитического мышления в рамках лучших традиций музыкальной науки, умение сделать анализ музыкального произведения различных эпох, жанров, стилей. Понимание стилевых процессов музыки, выработка методов анализа структуры произведения с пониманием особенностей музыки и выразительных средств.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Полифония
Развитие музыкального вкуса, понимание полифонических средств выразительности, полифоническое многоголосие во всех его основных видах как один из важнейших способов организации музыкальной ткани, историко-теоретические основы полифонии. Подголосочная полифония, контрастная полифония, имитационная полифония, строение фуги, сочинение фуги, канон.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыкальная форма 2
Предметом курса «музыкальная форма» является изучение методов и приемов анализа музыкального произведения. Строение музыкальной составляющей исследуется в самых разных аспектах: выявлению в зависимости от композиторского стиля и исполнительской интерпретации. Основные понятия, лежащие в продолжающем курсе «музыкальная форма» — это сложные формы: виды вокальной музыки. Студенты получат навыки анализа более сложных форм, таких как полифонические формы - общие основы полифонии, сложный контрапункт, имитация и канон, фуга.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Концертмейстерский класс
Развитие всего комплекса музыкально-творческих способностей: овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства; формирование концертмейстерских умений и навыков; развитие компетенций самостоятельной работы над музыкальным произведением и учебно- вспомогательным материалом. Использование в концертмейстерской практике разнообразных приемов упрощения нотного теста, как облегчение и перемещение аккордов, преобразование разложенных гармонических фигураций в основные гармонические функции.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Чтение с листа
Обучение навыкам правильного исполнения нотного текста, работа с партитурами, чтение нот с листа. Умение анализировать музыкальные построения и их элементы. Работа над важнейшими средствами музыкально-художественного содержания, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История зарубежной музыки
Студенты овладеют основными навыками подбора вокальных голосов в певческие группы, учитывая их тембры и возможности слияния; смогут изучить специфику вокального дуэтного репертуара, ознакомятся с лучшими образцами вокальной дуэтной классики, творческими портретами выдающихся дуэтов, освоят принципы подбора вокальных голосов в совместном исполнении, с учетом регистров и тембров.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Работа с аккомпаниатором VI
Навыки концертного исполнительства. Постановка и решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыки и с игрой в ансамбле. Умение аккомпаниатора объяснить начинающим исполнителям важность ответственного отношения к подготовке выступлений, исполнению программы, а также научить их справляться с негативными проявлениями сценического волнения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Исполнительская культура
Аспекты исполнительской культуры музыканта в системе его профессиональных качеств, теоретические основы исполнительского мастерства, развитие музыкально-исполнительского мышления (чувство меры, ощущение звуковой перспективы, повышенное внимание к полифонической стороне исполнения) в процессе художественной интерпретации различных произведений, необходимых для эффективной организации творческой работы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мастерство концертного исполнителя
Игра в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных произведений классической и современной музыки. Исполнительская концертная деятельность студентов: участие в концертных программах учебного заведения и других организаций, участие в фестивалях, классные концерты, сольные концерты. Знание основ педагогической психологии и совершенствование сценического мастерства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальная педагогическая подготовка
Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности. Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность (И) 7
Применение знаний методик чтения с листа и эскизного прохождения произведения в музыкально-педагогической деятельности. Навыки самостоятельного исполнительского анализа и разбора инструментальных произведений. Профессиональное овладение комплексом различных исполнительских средств и приемов в ходе исполнения поликультурного и этнохудожественного музыкально-просветительских программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Концертное исполнение камерной музыки
Пути реализации единого идейно-художественного исполнительского замысла в ансамбле. Исторически сложившиеся типы камерных ансамблей: однородные инструменты и в сочетании с фортепиано. Знание обширного репертуара, включающего сочинения для камерных ансамблей, произведения разных эпох, жанров и стилей; Творческое переживание и сопереживание. Выразительные возможности каждой партии. Соотношение индивидуального и общего в ансамблевом исполнительстве. Способы звукоизвлечения на фортепиано и фортепианной педали. Динамика и баланс в ансамбле.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Класс композиции
Накопление звукоизобразительных приемов для сочинения музыкальных произведений. Изучение средств музыкальной выразительности для использования при сочинении; развитие навыка записи музыки; работа с ритмом. Фактура как главный элемент музыкальной речи и выразительности. Анализ и музицирование различных типов фактур (гармонической, ритмической, мелодической)
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Джазовая композиция
Введение в музыкознание ряда новых для него понятий, описывающих этапы и элементы джазовой музыки; проблемы осмысления базисного элемента системы джазовой музыки. Практическое изучение джазовой композиции при создании построения моделей импровизаций и изучения их компонентов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерный ансамбль
Изучение и исполнение сочинений разных стилей для различных составов. История развития камерного жанра, методика работы с ансамблями, изучение произведений различных музыкально-исторических эпох, включая сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Методы достижения единого характера звукоизвлечения в камерном ансамбле.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы концертмейстерского мастерства 7
Транспонирование. Умение концертмейстера в процессе транспонирования с листа мысленно переводить каждый звук на тон ниже или выше, мгновенно определять тип аккорда (трезвучие, секстаккорд, септаккорд в обращении и т.п.), его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства и т. д. Важная задача концертмейстера – умение имитировать звучание оркестра, изображать на рояле необходимую разницу звучания струнных, духовых или ударных инструментов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Работа с аккомпаниатором VII
Игра в ансамбле. Особенности ансамблевого музицирования: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике. Специфика тембрового звучания, создание единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. Особенности поэтического текста, связь слова и звука.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фортепианное искусство в Казахстане
Формирование представлений о развитии фортепианной музыки в целом и музыкантах–исполнителях, представителях казахстанской школы фортепианного искусства от истоков до современности; обеспечение культуроведческой направленности обучения; приобщение к сокровищам фортепианной классики; краткое знакомство с выдающимися пианистами Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Педагогические основы инструментального исполнительства
Инструментально-исполнительская деятельность в структуре профессиональной подготовки, основные характеристики педагогической технологии подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству; перспективные методы музыкального воспитания, формирование осознанной мотивации к продолжению и повышению уровня профессионального обучения, систематическому совершенствованию содержания и методов преподавания.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История отечественной фортепианной музыки
Основные исторические периоды развития музыкальной культуры, этапы эволюции художественных стилей. Знакомство с основными композиторскими стилями, развитием композиторского творчества в отечественной клавирной и фортепианной музыке; анализ теории исполнительского искусства и основ фортепианной педагогики. Анализ и оценка особенностей исполнительской интерпретации, стилей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерная музыка
История развития камерного жанра, методика работы с ансамблями, изучение произведений различных музыкально-исторических эпох, включая сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Жанровые и стилистические особенности камерной музыки как вида музыкального искусства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация исследовательской работы
Формирование компетентности в области реализации современных технологий по организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении, анализ результатов научных исследований, применение их при решении конкретных научно-исследовательских задач, способы и методы работы и ориентации в методической, научно-популярной и профессиональной литературе и иных источников информации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Профессиональные навыки в исполнении музыкальных произведений
Анализировать и развивать репертуар на основе творческих достижений и научно-методических изысканий наиболее ярких представителей музыкального искусства. Освоение методов постановки аппарата, качественного звукоизвлечения, преодоление метро-ритмических трудностей. Способы работы над виртуозными и кантиленными произведениями. Умение самостоятельно развивать исполнительские навыки посредством изучения упражнений, гамм и этюдов. Понимать значение и ценность произведений казахстанских и зарубежных композиторов, представляющих многообразие жанров и стилевые направления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы научного исследования
Освоение дополнительного научно-теоретического материала и накопленного практического опыта по собственной исполнительской деятельности, развитие научного мышления студентов, знание правил написания научно-исследовательской работы, , умение работать с научным материалом.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
Профессии
Результаты обучения
- Применять на практике теоретические знания по базовым и профилирующим дисциплинам в творческой, научно-исследовательской, и профессиональной деятельности, основы и принципы академической честности, методы научного исследования и академического письма.
- Решать стандартные задачи сбора, хранения, обработки и представления информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.
- Применять различные коммуникативно-языковые структуры для устного и письменного общения на государственном, русском и иностранном языках в профессиональных и творческих ситуациях, при чтении и переводе специальной литературы.
- Применять методы физического воспитания и укрепления здоровья, а также правила защиты от возможных негативных внешних воздействий, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
- Осуществлять на высоком художественном уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром), будучи мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара.
- Анализировать стилевые особенности региональных песенных и инструментальных школ, индивидуально-стилевые черты композиторов, а также закономерности музыкальной речи и различных музыкально-теоретических явлений, понятий.
- Определять технические возможности и выразительные особенности оркестровых инструментов, виды и типы оркестров, оркестровые фактуры, тембровые драматургии.
- Аргументированно выражать личную позицию в отношении музыкального искусства, культуры, и педагогики, самостоятельно осваивая новые методы научного исследования.
- Организовывать учебный процесс, используя разнообразные педагогические методы в области музыкального образования с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и дистанционные технологии обучения с помощью электронных сред.
- Играть в составе симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра, в составе различных видов ансамблей, владея оркестровым репертуаром и навыками чтения с листа, анализируя теоретический и исторический контекст, в котором было создано и представлено музыкальное произведение.