7M02307 Лингвистика в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка квалифицированного специалиста-лингвиста, способного применять лингвистическое образование в различной профессиональной деятельности, с сформированными научно-исследовательскими и педагогическими способностями
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M057 Лингвистика
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M023 Языки и литература
Дисциплины
-
Организация и планирование научных исследований (англ.)
Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Прагмалингвистика
Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с коммуникативно-прагматическим направлением языкознания. Курс направлен на систематизацию основных понятий прагмалингвистики, понимание и осмысление понятий речевой акт, функциональная и скрытая прагматика, умение осуществлять речевую коммуникацию с определенной целью и выбором адекватных речевых тактик и стратегий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Рефлексивная лингвистика
Цель курса: проанализировать концептуальные предпосылки, онтологию и методологию исследования рефлексии в языке, включая объект и предмет, исходные принципы, категориально-понятийный аппарат, методы анализа и единицы. Курс направлен на исследование рефлексии в языке и ее воздействие на коммуникацию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лингвистика и семиотика
Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с понятиями семиотики как науки о знаках; дать представление о различных видах знаков, о взаимосвязи семиотики и лингвистики. Дисциплина направлена на изучение знаковых систем естественных и искусственных языков, интерпретации знаков в разных коммуникативных ситуациях.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Метаязык лингвистики
Цель дисицплины – сформировать представление о метаязыке лингвистики, общенаучной лексике, номенклатурных знаках, проблем унификации и стандартизаци терминологичского аппарата. Дисциплина направлена на изучение и систематизацию знаний об исторических и современных процессах развития языка как основы современной терминологии
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория языка
Цели освоения дисциплины: расширение и углубление лингвистического кругозора магистрантов, систематизация представлений о языковой системе, уточнение содержания основных лингвистических терминов. Дисциплина направлена на изучение концептуально-терминологического аппарата лингвистики, истории формирования и развития языкознания, языковых категорий в системе и структуре языка.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лингвистические учения
Цель дисциплины: систематизировать лингвистические знания магистрантов по истории и периодизации языкознания, персоналиях, научных школах и направлениях, показать историческую преемственность в решении лингвистических проблем, дать представление о тенденциях в лингвистике с учетом исторических изменений в обществе.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Структура и система языка
Цель дисциплины: освоить основные положения структурной лингвистики с целью применения ее методов при лингвистическом анализе. Дисциплина направлена на систематизацию знаний об уровневой организации языка, языковых единицах и языковых категориях, языковых законах, взаимосвязи и взаимообусловленности языка как системно-структурного подразделения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы и приемы лингвистики
Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с методами и приемами лингвистики, апробация и использование различных методик и техник лингвистического анализа. Дисциплина направлена на формирование навыков использования методов лингвистического анализа в соответствии с целью и задачами научного исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Контрастивная лингвистика и усвоение второго языка
Цель дисциплины – изучение языковых категорий, единиц первого (родного) языка в сопоставлении со средствами их передачи в изучаемом языке. Дисциплина направлена на сопоставительное изучение межъязыковых соответствий, сходств и различий двух языков для облегчения усвоения и изучения второго и иностранного языка.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Педагогика высшей школы
Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория межкультурной коммуникации
Цель дисциплины – сформировать коммуникативную и межкультурную компетенции в процессе изучения языка. Дисциплина направлена на формирование способностей интерпретировать знания, навыки и умения, позволяющие осуществлять вербальное и невербальное общение с носителями языка в соответствии с национально-культурными особенностями.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Теория психолингвистики
Цель дисциплины состоит в научно-теоретическом освещении проблем языка, речи и речеобразовательных процессов, в изучении речевой деятельности во взиамосвязи с психическими процессами и их соотнесенностью с системой языка. Дисциплина направлена на изучение истории, методов и терминологии психолингвистики.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Теория и практика деловой коммуникации
Цель – изучение теории и практики деловой коммуникации. При изучении дисциплины рассматриваются вопросы организации и реализации деловой коммуникации, культура делового общения; жанровые и стилистические особенности деловых текстов и деловой корреспонденции, современные тенденции развития коммуникационных технологий в деловой сфере.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Макросоциолингвистика
Цель дисциплины состоит в изучении взаимообусловленности социальных и языковых структур, связей язык-человек, язык-личность, язык-социум, язык-этнос, язык-нация, язык-государство. Дисциплина направлена на формирование способности оценки языковой ситуации, языковой политики, языкового планирования в контексте изучения роли и места языка в обществе.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Лингводидактика и адаптация текста
Цель дисциплины – обучение методикам анализа текста в контексте интеграции лингвистики и лингводидактики. Дисциплина направлена на изучение основных законов текстообразования, механизмов и способов трансформации и адаптации текстов различной жанровой и стилевой принадлежности в процессе обучения языку.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Компьютерная лингвистика
Цель дисциплины – обучение информационным технологиям, предназначенных для лингвистических исследований. При изучении дисциплины рассматриваются вопросы обработки и анализа естественного языка, применения искусственнего интеллекта в лингвистике, разработки функциональных приложений, опирающихся на языковые данные, решения экспериментальных задач по теории языка.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Политическая лингвистика
Цель дисциплины – знакомство с актуальнвым направления современного языкознания – политической лингвистикой. Дисциплина направлена на изучение методологического статуса и онтологических характеристик политической лингвистики как научного направления; формирование у обучающихся способности анализировать политические тексты, стратегии и тактики политической коммуникации.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Лингвокультурология
Цель дисциплины – знакомство с универсальной и культурно-специфической, духовной и материальной культурой этноса во взаимосвязи с языком. Дисциплина направлена на изучение национальных ментально-лингвальных комплексов, проблемы репрезентации в языке разных слоев культурного концепта в диахронии и синхронии.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Формулировать методологическую базу научного исследования с устанавлением причинно-следственных связей лингвистических процессов в условиях подготовки НИРМ.
- Проводить научные исследования как исполнитель наиболее сложных и ответственных работ с разработкой планов и методических программ проведения исследований с привлечением данных на разных языках.
- Осуществлять сбор, обработку значимых данных из различных источников, анализ структуры и содержания материалов, объединение фрагментов информации для формирования общих правил или выводов, редактирование контекста, орфографии, синтаксиса, пунктуации, стиля материала.
- Использовать искусственный интеллект, компьютерные программы и технологии в научно-исследовательской деятельности и учебно-методическом процессе.
- Отстаивать собственные позиции и личную точку зрения в соответствии с основными правилами публичных выступлений, переговоров и полемик на основе валидных и достоверных результатов НИР.
- Оценивать эффективность государственных лингвистических программ в системе образования и науки РК в русле наблюдаемой языковой политики и языковой ситуации, мировых тенденций и трендов.
- Делать лингвистическую экспертизу, используя общие и частные методы анализа, моделирования и генерации информации.
- Разрабатывать корпусы языков в зависимости от сложности, системности, языковых уровней, текстового материала.