Действующая образовательная программа

6B02313 Прикладное казахское языкознание в КазНУ им. аль-Фараби

Дисциплины

  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Терминография казахского языка

    Цель дисциплины – анализ исходных источников казахской терминографии и особенностей современной казахской терминографии, сходств и различий терминографии и лексикографии, макроструктуры и микроструктуры, видов терминологических словарей; освоение методических ориентиров и требований к составлению, которые являются основой для создания терминологических словарей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лексико-семантический курс казахского языка

    Целью дисциплины является освоение общих закономерностей организации лексико-фразеологического уровня казахского языка как подсистемы общей системы языка и особенностей его функционирования. Рассматривается парадигматические и синтагматические отношений в лексике и фразеологии, взаимосвязи и взаимообусловленности лексических единиц как единиц номинативно-информационного характера.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Практикум: звуковой строй казахского языка

    Цель дисциплины – дать сведения о звуковой системе казахского языка, освоение признаков образования, методики анализа и классификации звуков казахского языка, раскрыть понятие фонетической и фонологической системы, определить место фонетики как лингвистического цикла в развитии форм произношения с использованием конкретных закономерностей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Структура казахского слова

    Цель дисциплины – овладение морфологической структурой казахского языка, частями речи, грамматическими категориями в сочетании с новыми направлениями языкознания, инновационными парадигмами. Дисциплина направлена на анализ основных понятий морфологии, принципов распределения слов по частям речи, предпосылок к категориальности, парадигмы окончаний, а также на рассмотрение антропоцентричности морфологии, связи классификации частей речи с процессами познания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Общее языкознание

    Цель дисциплины: Сформировать способность продемонстрировать знание основных областей и вопросов в лингвистике, ключевых понятий, используемых в современной лингвистике, и понимание, необходимое для изучения различных лингвистических дисциплин. Будут изучены: язык как предмет языкознания, понятие лингвистического знака, языковые знаки в ряду других знаков, проблема соотношений: язык и речь, язык и мышление, происхождение языков

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Стилистика и культура речи казахского языка

    Цель дисциплины – понимание предмета изучения стилистики казахского языка и культуры слова, присущих им понятий и категорий. Провести практический анализ стилистики казахского языка, специфических особенностей языковой культуры, их позиций языковой и стилистической нормы, прагмастилистических особенностей каждого стиля на основе языковых и неязыковых факторов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы когнитивной лингвистики

    Цель дисциплины – дать определение основным положениям и понятиям когнитивной лингвистики; познакомить с терминологическим аппаратом и методологическими установками когнитивных исследований; с исследовательскими методами; сформировать представление о концепте как основе картины мира, о составных частях картины мира и их национальных особенностях; привить навыки самостоятельного исследования языковых текстов с позиций когнитивной лингвистики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Практикум номинации и мотивации

    Цель дисциплины –комплексное изучение основных закономерностей и способов системы словообразования казахского языка путем анализа его теоретических понятии и внутренней семантической структуры. Курс посвящен дифференциации основных принципов словообразования современного казахского языка, семантическому и когнитивному анализу на основе словообразовательного гнезда, словообразовательной цепи и способов словообразования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы контрастивной лингвистики

    Цель дисциплины – рассмотрение направлений типологических школ, дифференциация теоретических направлений, методов и эффективных способов сравнения, сопоставления двух или нескольких языков, основных понятий типологии языков. На основе методологии сопоставительного языкознания в грамматике, лексикологии, фонетике рассматриваются типы языков, типы форм, типы отношений, универсалии, приоритеты, фреквенталии, уникалии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Структура предложения казахского языка

    Цель дисциплины – рассмотреть синтаксические категории в иерархическом плане: словосочетание, простое предложение, сложноподчиненное предложение, сложное синтаксическое целое, текст, дифференцировать объективацию отношений в реальной действительности через эти категории. Определить на основе практических работ, что причина исходного (базового) строения моделей предложений, их трансформации связана с различными коммуникативными целями (актуальное членение, экономия, экспрессивность и т.д.).

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Практикум: диахрония казахского языка

    Цель дисциплины: интерпретация выводов, касающихся происхождения языка, в рамках силлабологической науки, анализ диахронических аспектов казахского языка с особым акцентом на направление развития тюркского слова от обобщения к конкретности. Анализ путей формирования звуков, грамматических форм, происхождения значений слов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Основы практики перевода

    Цель дисциплины - освоение методов перевода - сокращенного, функционального, полного перевода: дословным, смысловым, коммуникативным способами перевода. Различение лексики, грамматического строя, синтаксических, стилистических особенностей и сходств языка оригинала и языков перевода. Основу курса составляют предмет, задачи, стратегии, методы переводческой деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Теория овладения языком

    Цель дисциплины – рассмотреть способы изучения и использования языка в соответствии с возрастными особенностями людей, такими факторами, как биологические, когнитивные, социальные и культурные аспекты, влияющие на овладения языка. Данный предмет исследует то как люди овладевают и используют язык. Также данный предмет изучает трудности, возникающие при его понимании в таких областях как образование, психология, нейробиология, лингвистика и искусственный интеллект.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Казахский язык в иноязычной аудитории

    Цель дисциплины - рассмотрение принципов и способов овладения казахским языком в иноязычной аудитории, инновационных методов, эффективных стратегий процесса овладения; обучение методам составления заданий, формирующих навыки коммуникативной компетентности. Предусматривается подготовка упражнений, необходимых для реализации языкового материала.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Казахский язык: социолингвистика

    Цель дисциплины – анализ языковых, политических, демографических, лингвокультурных особенностей языков РК с их соотнесением с теоретическими и практическими принципами социолингвистики. Проведение статистического анализа об обязательности применения закона в соответствии с официальным статусом государственного языка в конкретном регионе и во всех профессиональных областях.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Стратегии уровнего владения казахским языком

    Цель дисциплины - изучение системы уровневого освоения государственного языка, направлений и содержания передовых проектов в мировом образовательном процессе. Сортировка материалов в соответствии с уровнем языковых знаний, уточнение степени их коммуникативных компетенций.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Технология подготовки лингводидактических материалов на казахском языке

    Цель предмета – научить методам и технологиям создания, адаптации и использования лингводидактических материалов для эффективного преподавания казахского языка. Студенты освоят теоретические основы и практические навыки для разработки учебных пособий, цифровых образовательных ресурсов и интерактивных материалов, которые могут быть применены в различных образовательных контекстах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Художественная литература и национальная культура

    Цель дисциплины - изучаются общие филологические направления изучения художественной литературы, предусматривается освоение понятий текст и автор, текст и читатель, текст и контекст, текст и история его написания. Изучаются национальные ценности в художественной литературе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Феномен двуязычия: проблемы и перспективы

    Цель предмета – углубить понимание о двуязычии, решить проблемы, связанные с использованием двуязычия, и определить его потенциальную пользу для личности и общества. Рассматриваются вопросы поддержания языка, переключения кодов и языковой политики, лингвистические аспекты двуязычия, когнитивной гибкости, а также потенциальные преимущества и недостатки двуязычия для понимания мультикультурализма.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Риторика деловой коммуникации

    Цель дисциплины - овладение нормативным аспектом устной и письменной деловой речи в профессиональной деятельности, текстами и нормами их применения, особенностями национального характера в этикете делового общения.Изучаются: формулы речевого этикета; национальный характер в этикете делового общения; специфические языковые структуры языка официально-делового общения, письменные и устные жанровые формы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Академический казахский язык

    Цель дисциплины - овладение навыками реализации академических задач, овладение практическими основами академического чтения и академического письма. При изучения дисциплины рассматривается в академическом чтении – понимание мысли в тексте, использование данных в качестве аргументов, критическое мышление и анализ; создание докладов, презентаций по академическому произношению, способов аргументации своей мысли.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Основы психолингвистики

    Цель дисциплины: сформировать специалиста, способного дифференцировать основы психолингвистики, базовые понятия. Изучаются: исследования мировых и отечественных ученых по психолингвистике; общие проблемы и взаимосвязь псисхологии и языкознания; соотношение речи и языка; пути познания речи как вида человеческой деятельности; психологические тенденции; теория речевых актов; методы психолингвистического анализа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Коммуникативная модель перевода

    Цель дисциплины заключается в изучении специфики и особенностей процесса перевода с акцентом на коммуникативные аспекты. Расматривается перевод текстов различных жанров и стилей с учетом их коммуникативной цели и аудитории, освоение практических навыков работы с различными типами текстов и языковыми структурами в рамках коммуникативной модели перевода.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Казахский язык: документная лингвистика

    Цель дисциплины - владение деловым языком и его стилистической спецификой, стилем языка государственных актов, законов, правил, международных документов, формальным логическим стилем официально-делового стиля. Будут изучены: текст документа на казахском языке, его содержательные, языковые, структурные особенности, документальная коммуникация, классификация документа по содержанию информации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Казахский и иностранный языки: сопоставительная лингвокогнитология

    Цель дисциплины – усвоение особенностей универсальности и уникальности грамматических структур, принципов теории познания в казахском и иностранном (русском, английском) языках в сопоставительном аспекте по типологии языков. Дисциплина направлена на рассмотрение перифразы, способов перевода языковых единиц - «безэквивалентной лексики», «лакун», «реалий» составляющих аксиологическую характеристику концептуальной системы казахского, русского и английского языков.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Интернет-лингвистика

    Цель дисциплины - рассмотреть основные проблемы в области нового направления языкознания – интернет-лингвистики. Овладение лексикологическими особенностями интернет-лингвистики, языковыми отношениями в интернете, разнообразием жаргонов и сленга, фонетическими особенностями интернет-коммуникации, семиотическими характеристиками интернет-общения, языком интернет-медиа и онлайн-литературой, особенностями словообразования в интернет-дискурсе, лексикографией в интернете.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Казахский литературный язык

    Цель дисциплины – анализировать статического положения и динамики казахского языка, получившего статус государственного, в определенные периоды, дифференциация образцов, представляющих казахский литературный язык, и их языково-художественных признаков. Изучение языка письменных памятников, появление и дальнейшее развитие функциональных стилей, вклад и роль отдельных писателей; анализ языковых ресурсов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Социальная функция и правовые нормативные основы казахского языка

    Цель дисциплины заключается в изучении роли казахского языка в обществе и его связи с правовыми нормами, регулирующими использование языка в государственных и правовых институтах. Изучаются законодательные акты, регулирующие статус государственного языка, его использование в официальных документах, образовании, публичных сферах и общественных отношениях. Рассматривается значение государственного языка для укрепления правового государства и поддержания социального единства.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Политическая коммуникация и политический дискурс

    Цель дисциплины заключается в изучении процессов обмена информацией, идеями в политической среде, а также анализе специфики языка и коммуникации, используемых в политических контекстах. Изучаются теории и модели политической коммуникации, рассматриваются различные методы и стратегии воздействия на общественное мнение, анализируются роль языка и риторики в политических дискуссиях.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Казахский и иностранный языки: сопоставительная грамматика

    Цель дисциплины – дифференциация по языкам особенностей и сходства в определении структуры состава слова преобладания явлений агглютинации или фузии, аналитизма или синтетизма в грамматических формах, номинативности или эргативности базовых структур предложений на синтаксическом уровне, порядка места слов в объектных, атрибутивных, предикативных отношениях.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Язык права и юридическая терминология

    Цель дисциплины - анализировать развития юридического языка на казахском языке, стилистических особенностей языка нормативно-правовых актов, лингвистического и грамматического строя юридических текстов, употребления терминов. Рассматриваются современные процессы развития стиля нормативно-правовых документов, правовая терминология на казахском языке, язык юридических текстов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Дискурс публичной речи

    Цель дисциплины: обучить с помощью методов определять различные виды стратегий и тактик дискурса публичной речи (дискурсивный, коммуникативный, контекстуальный и компонентный анализ и т.д.). Определить с конкретными примерами влияние традиционного казахского ораторского искусства на современных ораторов. Изучаються: определение виды стратегии и тактики дискурса публичной речи, и ее влияние на адресата.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Копирайтинг и спичрайтинг в казахском языке

    Цель дисциплины – определение направлений и видов копирайтинга и спичрайтинга, различение типов текста, понимание идеи, стратегии информационного и рекламного текста, содержание текстов публичных выступлений, методы подготовки, приобретение практических навыков их составления.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Введение в корпусную лингвистику

    Цель дисциплины – овладение методологией создания компьютерного фонда казахского языка, составом, понятием корпуса, обозначениями, видами и требованиями корпуса. Анализ особенностей национального корпуса русского, чешского языков, корпуса Брауна, Британского национального корпуса, Американского национального корпуса, изучение проблем и путей совершенствования создания Алматинского малого корпуса и национального корпуса казахского языка.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Информационно-коммуникационные технологии в изучении казахского языка

    Цель дисциплины - обучение использованию информационно-коммуникационных технологий в освоении казахского языка. Сравниваются методы информационно-коммуникационной технологии и особенности витагенной технологии в образовательной деятельности, совершенствуется критическое мышление. Демонстрируется эффективное применение полученного материала на практике. Осваиваются навыки дальнейшего развития информации и знаний, полученных из различных мультимедийных источников.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Введение в компьютерную лингвистику

    Цель дисциплины – умение работать с лингвистическими аспектами компьютеризации, обрабатывать компьютерные программы и языковые данные, используемые в отношении моделирования языковой деятельности. Учить пользоваться компьютерными программами, связанными с поиском решений теоретических и практических задач, касающихся сферы языкознания. Изучаются: система искусственного интеллекта; создание учебной лексикографии; система поиска информации; автоматический анализ текста; автоматический синтез текста.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Мультимедийные ресурсы и казахский язык

    Цель предмета – научить использовать различные мультимедийные инструменты и ресурсы для изучения казахского языка. Будут изучены основы мультимедийных технологий, языковых приложений для изучения казахского языка, веб-ресурсов и другие цифровые инструменты, методы разработки, способы их использования в образовательном процессе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Юридический текст: лингвистический анализ

    Цель дисциплины - обучение лингвистическому критическому анализу правовых текстов. Рассматриваются употребление слов в правовых текстах, роль языка в понимании и интерпретации правовой информации, языковая природа правовых текстов. Проводятся лингвистические экспертизы спорных текстов на казахском языке, прагматические, семантические, интерпретационные, дискурсивные, психолингвистические анализы на категории высказывания, мнения, оценки, предположения и сомнения о данных, содержащихся в спорном материале.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Выражать современные мировоззренческие, социально-этические принципы, сформированные на основе трудов аль-Фараби и Абая, применять навыки противодействия коррупции, предпринимательства в различных сферах жизни, финансовой грамотности, конкурентоспособности, критического мышления, творческой инициативы, работы в коллективе.
  • Сформировать базовые знания о системе звуков и лексикологии, о словообразовании, о строении предложения, о номинации, о культуре речи, об истории казахского языка, о литературном казахском языке, о проблемах национальных ценностей в художественной литературе.
  • Проводить анализ текста по различным видам (структурный, мотивационно-сравнительный, компонентный, интент-анализ, семантико-стилистический, цифровой и анализ качества и т.д.) диахронического и синхронического аспектов на основе практикума по отраслям казахского языкознания
  • Готовить исследовательские работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, эссе, научная статья) в соответствии с критериями академического письма.
  • Изучить научно-теоретические основы корпусной лингвистики, приципы формирования корпуса и практику составления национального корпуса, методологию и особенности национальных корпусов в мировом языкознании, проводить работу с разновидностями корпуса.
  • Вести делопроизводство, применяя такие комплексные лингвистические знания, как стандартизованность языка, единообразие терминов, написание номенклатурных наименований, составляющих содержательно-структурную систему языка документа.
  • Освоить основы и систему эффективных стратегий овладения казахским языком иноязычной аудиторией, подготовить задания, практические упражнения, формирующие коммуникативную компетентность по четырем видам речевой деятельности, проводить анализ интернет-ресурсов, посвященных изучению языка для активизации речевой деятельности.
  • Изучить по типологии языков в сопоставительном аспекте особенности универсальности и уникальности принципов грамматических конструкций и теории познания казахского и иностранного (русский, английский) языков, применять их в освоении языка и при переводе, при составлении словарей.
  • Проводить социолингвистические экспертизы причин сложности функционирования государственного языка в обществе. Проводить анализ разновидностей, языковых особенностей интернет-коммуникаций, выявлять их лингвоэкологическое воздействие, обрабатывать информацию.
  • Различать направления и виды копирайтинга и спичрайтинга, трансформировать стратегию, стиль, жанр рекламного текста и публичного выступления в соответствии с прагматическими целями; составлять, обрабатывать, систематизировать тексты различных сфер коммуникации; готовить презентации, проводить деловые встречи, переговоры, дискуссии.
  • Применять критерии, техники и методики сертификации уровневого знания языков.
  • Владеть теоретическими основами и практическими навыками использования информационно-коммуникационных технологий в освоении казахского языка, разработки мультимедийных ресурсов.
  • Трансформировать стиль, жанр текста в соответствии с прагматическими целями, составлять, обрабатывать, систематизировать тексты различных сфер (юридических, политических) коммуникации. Редактировать орфографии, синтаксиса, пунктуации, стиля материала. Владеть стилистикой различных журналистских жанров, побуждающей читателей делать собственные выводы.
  • Осуществлять предпереводческий анализ текста с целью определения его коммуникативной направленности. Владеть техническими приемами письменного перевода.
Top