6B03231 Библиотечное дело в Кызылординский открытый университет
-
Цель образовательной программы Подготовка профессиональных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в сфере обслуживания по образовательной программе" библиотечное дело " и умеющих оказывать библиотечные услуги всем пользователям библиотеки в соответствии с современными требованиями, широкополосным библиотечным библиотекам-библиографам, умеющим работать в специальных библиотеках.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Кызылординский открытый университет
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B043 Библиотечное дело, обработка информации и архивное дело
-
Предметы на ЕНТ Казахский/Русский язык и Казахская/Русская литература
-
Область образования 6B03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 6B032 Журналистика и информация
Дисциплины
-
Введение в специальность библиотечное дело
Профессионального изучения эволюции библиотеки, формирование и развитие самосознания и самопознания специалиста по информации. Формирование комплексного представления о современном состоянии отечественной информационно-библиотечной отрасли, нормативно-правовых документов по анализу библиотечных услуг, формирование творческого отношения к профессиональному библиотечному обслуживанию. Обучающийся должен знать: основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотечного дела; социальные функции библиотек; значение библиотек в развитии науки, культуры, производства; Обучающийся должен уметь: использовать знания, полученные на данной дисциплине в освоении других библиотечных дисциплин: библиотековедения, библиографоведения и др.; Обучающийся должен владеть компетенциями, включающими в себя способность: использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Библиотечный каталог
Подготовка специалистов, владеющих технологией организации, ведения и редактирования каталогов. Задачами курса является: - приобретение навыков организации и ведения каталогов в библиотеке аналитико-синтетической обработки, индексирования документов с использованием информационных технологий. Обучающийся должен знать: виды и формы каталогов; состав и функции системы каталогов библиотеки и основные процессы организации, ведения и редактирования каталогов; методику составления библиографического описания; правила индексирования документов. Уметь: анализировать документы для составления библиографической записи; индексировать (систематизировать и предметизировать) документы и запросы; использовать различные формы и методы информирования пользователей о системе каталогов и картотек. Владеть: практическим опытом составления библиографической записи различных видов документов для традиционных и автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС); индексирования документов; организации, ведении и редактировании системы каталогов и картотек.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Библиотечно-библиографическое исследование
Обучение студентов умению получать информацию по актуальным вопросам библиотечной работы путем проведения библиотечно-библиографических исследований: обучение теории и практики современных библиотечных исследований, технологии; овладение деловыми навыками эффективного выполнения прикладных научно-исследовательских работ в библиотеках. Обучающийся, освоивший дисциплину должен знать: особенности отбора во все возрастающем потоке информации источников для чтения, осознанный выбор тематики. Должен уметь: ориентироваться в мировом информационном пространстве; самостоятельно работать с большим массивом информации; использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы; применять информационные и библиотечно-библиографические средства в подборе документов по теме; систематизировать и оформлять полученные сведения. Должен владеть: теоретическими знаниями о сущности, функциях и многообразии документов, составляющих основу документной коммуникации и фондов библиотек; информационной культурой
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессиональная этика библиотекаря
Целью курса является формирование, развитие и саморазвитие этической компетентности работника библиотеки; обучение профессиональным этическим нормам будущего специалиста-библиотекаря. Обучающийся должен знать: теоретические вопросы, связанных с профессиональной этикой библиотекаря, аспектами исследования и признания библиотечной профессии способы соблюдения профессиональной этики. Уметь: освоить приемы, связанные с культурой речи в среде читателей и при организации массовых мероприятий. владеть: умением определять оптимальные решения действий в случае библиотечного конфликта;
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Общая теория документа и книги
Дать оценку значимости и значимости документооборота и книжных ресурсов в процессе освоения данной дисциплины студентом: - оценка книжных и документальных ресурсов; - прогнозирование особенностей пополнения документооборота в современных условиях; - раскрыть сущность управления ресурсами документа. А также выявление различий и различий в отечественной и зарубежной научно-технической информации. И выбор информации из базы данных овладение ее выполнением в нужном формате.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Библиография Казахстана
Подготовить будущего специалиста для получения им систематизированных знаний в области отечественной библиографии и профессиональной компетентности в библиографической деятельности Казахстана. Знать историю возникновения, становления и развития отечественной библиографии; информационно-библиографические ресурсы Казахстана. Уметь анализировать библиографические издания; дифференцировать информационно-библиографические запросы пользователей; Владеть навыками справочно-библиографической деятельности библиотеки;
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Цель дисциплины закономерности взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирование биосферы, основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способы защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Основная цель курса - практическое формирование языковой компетентности выпускников и др. обеспечение уровня знаний и умений, позволяющих использовать иностранный язык в различных сферах профессиональной деятельности, научной и практической работы, в общении с зарубежными партнерами, в самообразовании и других целях.Наряду с практической целью курс реализует воспитательные и воспитательные цели, способствующие расширению кругозора обучающихся, повышению их общей культуры и знаний, а также культуры мышления и повседневного и профессионального общения, воспитанию толерантности и уважения, духовные ценности народов других стран.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экономическая теория
Всесторонне рассмотреть предмет, сферу, объект и субъект исследования, основные проблемы, методы, структуру, функции, которые изучает наука экономической теории, и формирование экономической теории как науки
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
В дисциплине раскрываются основные определения коррупции, международное и национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции, основные подходы к формированию стратегии противодействия коррупции и основные элементы такой стратегии. Приобретаются навыки применения полученных знаний в политическом анализе, деятельности органов государственной власти, политических и общественных организаций, анализа проблем, связанных с коррупцией и противодействием ей.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научного исследования
В дисциплине рассматриваются основные теоретические положения, законы, принципы, термины, понятия, процессы, методы, технологии, инструменты, операции осуществления научной деятельности, методы планирования и организации научных исследований, общая методология научного замысла, творчества, схема организации научного исследования. Овладеваются навыки выбора научной темы исследования и подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме исследования, процедур постановки и решения научных проблем информационных процессов и информатизации предприятий и организаций
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экономика и право
Цель дисциплины знать основные теоретические подходы к научной работе по экономическим проблемам. Знание системы норм Конституции Республики Казахстан, основных определений и категорий теории государства и права, необходимых норм отраслевого законотворчества, осуществляющего права и свободы гражданина и человека.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Целью дисциплины является привитие практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства как системы экономических, организационных и правовых отношений предпринимательских структур, показать роль и место малых предприятий в современных условиях функционирования экономики, изложить основные принципы и раскрыть содержание бизнес-плана субъектов предпринимательской деятельности
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Библиотековедение
Цель дисциплины-знание основ теории библиотековедения, принципов организации и функционирования библиотек. Знание теории, истории, методологии и технологии организации библиотечного дела. Уметь анализировать и различать стороны библиотечно-информационной деятельности, проводить эксперименты в библиотечной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Статистические методы в работе библиотеки
Цель – научить формировать статистическими методами количественные данные о явлениях и процессах библиотечной деятельности. Знать о роли библиотечных статистических показателей в социально-экономической жизни общества. Уметь формировать набор статистических показателей, согласно которым руководители библиотеки и её учредители получат возможность судить о состоянии дел и проводить сравнительные анализы библиотечной деятельности. Владеть статистическими показателями, раскрывающих научную и методическую деятельность библиотек.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Информационная служба и фонд библиотечных документов
Подготовка информационно грамотного пользователя, который сможет определить необходимую информацию, проанализировать ее и эффективно использовать; формирование навыков информационного самообслуживания как в традиционной библиотеке, так и в интернете. Студент должен быть в курсе информационных ресурсов современного общества. Владеть собственными методами аналитической и синтетической обработки (складывания) информации; алгоритмами поиска всех видов и видов документов из различных источников и баз данных.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Библиографическая запись
Составлять традиционные библиографические описания различных видов документов, сопоставлять отечественные и зарубежные библиотечно-библиографические классификации; создать языки предметных рубрик в традиционном режиме, интегрировать междисциплинарные знания в библиотечной деятельности. Знать основные виды библиографического описания документа, регламентирующие документы и основные классификационные системы. Уметь составлять библиографические записи любой сложности. Владеть практическими навыками каталогизации.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мировая и отраслевая библиография
Цель дисциплины-ознакомление студентов с национальными, международными и отраслевыми библиографическими системами. Знание национальной и отраслевой библиографии стран мира, международных стандартов библиографического описания документов, библиографии библиографий. Уметь ориентироваться в мировом информационном пространстве; выбирать и классифицировать отраслевую и мировую литературу, использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История мировых библиотек
Сформировать представление об основных этапах исторического развития мировых библиотек. Знать историю возникновения отечественных и зарубежных библиотек с момента их появления до начала эпохи информатизации, эволюцию разных типов и видов библиотек, особенности их функционирования в границах конкретных стран и исторических периодов; Уметь разбираться в ведущих тенденциях развития библиотек, понимать и анализировать современное состояние библиотек в различных зарубежных странах и предлагать новшества.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Библиотечное обслуживание
Вооружить студента знаниями и навыками, необходимые для эффективного обслуживание в библиотеке. Знать основные методы получения, хранения и переработки информации; нормативно-методическую базу в сфере библиотечной деятельности; о профессиональной этике библиотекаря. Уметь качественно обслужить пользователей библиотеки; Владеть способностью делать выводы при выявлении, анализа и оценке информационных ресурсов общества.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аналитико-синтетическая обработка документов
Цель - формировать системные знания в освоении методики аналитико-синтетической переработки информации. Знать основные виды использования, управления,хранения и переработки информации; об автоматизированных информационных библиотечных системах; основные классификационные системы. Уметь продемонстрировать и обобщать результаты работы в потоке профессиональной научной информации; Владеть практическими навыками каталогизации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Документальные ресурсы библиотек и информационных служб
Цель - дать студентам знания об информационных ресурсах. Знать современные теоретические и практические знания по вопросам документных ресурсов. Уметь формировать и управлять документным фондом и давать оценку качества фонда, создать информационные продукты и услуги. Владеть методами описания и классифицировать ресурсы, навыками создания поисковых информационных продуктов, свободно ориентироваться в документопотоке.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Интернет-технологии в библиотеке
Обучаются ознакомлению с основными интернет-технологиями и интернет-ресурсами, умению использовать в библиотечной деятельности для полноценного обслуживания пользователей библиотеки, обучению всесторонней оценке интернет-ресурса. Знать: основные интернет-технологии и интернет ресурсы, которые можно использовать в деятельности библиотеки. Работа с Интернет ресурсами, оценка их достоинств и недостатков, анализ интернет ресурсов. Владение навыками работы с поисковыми системами, электронными каталогами библиотек, интернет словарями.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Библиотечный менеджмент
Цель - обучение специальным знаниям, умениям и навыкам в области теории и практики управления библиотекой. Знать основные понятия и категории библиотечно-информационного менеджмента; реализовать управленческие функций в условиях библиотеки; применять инновационный менеджмент в процессе управления библиотекой. Владеть технологией организации библиотечно-информационной деятельности, создания оптимальных организационных структур управления библиотекой; методикой реализации управленческих функций с учетом особенностей функционирования современной библиотеки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Библиотечная информационная служба детских и школьных библиотек
Цель - формировать у студентов представления о библиотечно-информационном обслуживании детских и школьных библиотек. Знать организацию деятельности детских и школьных библиотек; особенности библиотечного обслуживания детей и подростков. Уметь анализировать задачи интеллектуального развития и повышения уровня информационной культуры детей и подростков. Владеть методикой составления и реализации программ защиты и поддержки чтения детей и подростков.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Библиотечная культура
Цель – дать студентам основные понятия о библиотечной культуре в обществе. Знать о культуре и библиотеке как системных объектах, представляющие собой духовную культуру человечества. Уметь применять базовые характеристики библиотечной культуры. Владеть этическими нормами поведения в коллективе и в библиотечном обслуживании; способами и приемами предотвращать конфликтные ситуации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Библиотечная реклама: теория и практика
Умение использовать рекламную деятельность в библиотечно-информационной деятельности с целью оповещать и пропагандировать библиотечно-информационных ресурсы, изданиях и услуги, предоставляемые библиотекой. Популярные новые библиотечно-информационные услуги. Студент должен знать роль рекламы как маркетингового инструмента, который показывает возможности библиотеки, делает библиотеку заметной, о методах распространения информации о фонде библиотеки. Уметь работать с печатной рекламой, памятные буклеты, репортажи в местной прессе, на радио и телевидении. Владеть рекламными методами, позволяющими библиотеке участвовать в региональных культурных мероприятиях, конкурировать с театрами, музеями, дворцами культуры, домами.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Электронные библиотеки и ресурсы
Цель научить работать с электронными библиотеками и электронно-библиотечных системами. Знать виды и функций электронных библиотек,правовые аспекты формирования электронных библиотек. Уметь давать оценку электронно-библиотечным системам, рекомендовать электронные ресурсы согласно типологии библиотек. Владеть умениями и навыками в области информационного самообеспечения как в условиях традиционной библиотеки, так и в электронной среде.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Библиографическая характеристика документов и международные стандарты
Предусмотреть в установленном порядке упорядочение библиографических сведений о документах. Научить анализировать издания при составлении библиографического описания, находить библиографические данные, определять необходимый набор элементов описания.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Библиотечное библиографическое краеведение
Сформировать у студентов теоретические представления о содержании краеведческой деятельности библиотек и по освоению методов формирования краеведческих библиотечных фондов. Знать специфику краеведческих ресурсов; основных групп потребителей краеведческих ресурсов и особенности формировать их потребности. Уметь вести справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей; проводить мероприятия по доведению краеведческих документов до потребителей. Владеть современными информационными технологиями предоставления краеведческой информации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Отраслевые информационные ресурсы
Цель - формировать у студентов знаний и навыков использования традиционных и новых информационных технологий, освоить электронные информационные отраслевых ресурсы для роста информационных потребностей пользователей; Знать традиционные и новые отраслевые информационные ресурсы, необходимые для библиотеки, согласно ее типологии. Уметь оценивать и сравнивать информационные продукты и услуги. Владеть отраслевой библиографией и методикой составления библиографических изданий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инновационные формы библиотечного обслуживания в зарубежных библиотеках
Цель - дать студентам знания и навыки, необходимых в библиотечной деятельности для эффективного обслуживание пользоватетелей. Знать основные формы библиотечного обслуживания. Уметь внедрять новшества в библиотечно-информационную деятельность, приобретенные в процессе изучения передового зарубежного опыта, генерировать новые идеи для улучшения работы библиотек. Владеть информацией об инновациях в библиотеках, приемлемых для всех типов библиотек.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика библиографического описания
Дать студентам расширенные знания о методике составления библиографических описаний различных видов документов для традиционных и автоматизированных информационно-поисковых систем; изучение методики классификации; языков предметных рубрик в традиционном и автоматизированном режимах. В результате изучения курса студент должен знать: основные виды библиографического описания документа и регламентирующие их документы; основные классификационные системы. Студент должен уметь: работать в модуле «Каталогизация» в любой автоматизированной информационной библиотечной системе; формировать электронный каталог. владеть практическими навыками каталогизации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Автоматизированные библиотечно-информационные системы
Процесс автоматизации в библиотеке приобрел системный характер благодаря гранту Фонда Сороса-Казахстан. В 1996 году библиотека выиграла грант «Интернет и электронная почта», в результате чего у нее был доступ к первому оборудованию и возможность подключения к электронной почте.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Услуги по организации досуга в библиотеке
Реализация свободы выбора книг, учебников, книг, полезных книг в целях досуга в библиотеке, объектов досуга, уполномочен организовывать досуг посетителей (читателей, пользователей)
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инновационно-методическое обеспечение библиотечной деятельности
Цель - обеспечить студентов профессиональными знаниями, умениями и практическими навыками инновационных технологий, применяемых в методической деятельности библиотек. Знать современные методологические и теоретические основы научно-методической деятельности библиотек. Уметь составлять методические рекомендаций и распространять передовой опыт, управлять нововведениями, анализировать деятельность библиотек, подготовить и проводить профессиональные формы повышения квалификации. Владеть новыми инновационно-методическими технологиями для внедрения в библиотечную деятельность.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Библиотечная профессиограмма
Формирование теоретических основ библиотечной профессиологии, методической базы формирования требований к подготовке библиотечного специалиста; знакомство с проблематикой библиотечной профессиологии; - особенностями библиотечной профессиологии и профессиографии. Студент должен знать комплекс профессиональных и личностных требований к специалисту библиотечно-информационной сферы; процесс библиотечного возрождения, где поднимается уровень требований к качеству труда, профессиональной компетентности. Уметь непрерывно совершенствовать и повышать свой интеллектуальный, культурный и духовно-нравственный уровень как специалиста; эффективно применять логику-фактов и убедительную аргументацию в диалоге (общении) с читателем. Владеть основными навыками разработки и реализации проектов и программ образовательной и социокультурной деятельности библиотеки.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лингвистическое обеспечение электронной библиотеки
Цель - дать студентам теоретические и методические основы создания и использования лингвистического обеспечения автоматизированных библиотечно-информационных систем. Знать состав и структуру лингвистических средств автоматизированных библиотечных систем. Уметь применять практические навыки при использовании лингвистических средств для реализации библиотечно-информационной технологии. Владеть технологическими основами поддержки лингвистических средств.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Владеет статистическими показателями, методами аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации раскрывающих научную и методическую деятельность библиотек.
- Владеет нормами управленческого и этического поведения в коллективе и библиотечном обслуживании, организацией книжных выставок и экспозиций, оформленных по тематическим направлениям.
- Знание основных этапов развития отечественного и зарубежного библиотечного дела; социальные функции библиотек; международные стандарты, значение библиотек в развитии науки
- Понимает о роли рекламы, как маркетингового инструмента, новые популярные библиотечно-информационные услуги
- Владеет глубокими знаниями и научно-исследовательскими методами в области безопасности окружающей среды и жизни человека, экономики и права.
- Знает современное состояние и направления развития отечественной библиографии и библиотечного краеведения. Владеет реализацией результатами исследования и выполнением работ по обеспечению библиографических процессов, участие в научных исследованиях в области библиографии и книговедения.
- Умеет анализировать достижения в области книг, библиотек и архивов, руководствуясь принципами научной объективности, развития интереса к культурному и научному наследию. Владеет умением организацией научно-методической работы. Знает внедрение системы повышения квалификации библиотекарей.
- Владеет приемами аналитико-синтетической обработки, каталогизации и статистической систематизации различных документов, индексации документов и обработки информации базы данных с помощью АБИС, управления базами данных, резервного копирования и восстановления данных, развертывания централизованной системы антивирусной защиты, устранения уязвимостей программного обеспечения серверов и рабочих станций.